ЕДІЛ-ОРАЛ ӨҢІРІ ЭПИГРАФИКАЛЫҚ ЕСКЕРТКІШТЕРІНДЕ ЕСІМІ САҚТАЛҒАН ҚАЗАҚТЫҢ ТАРИХИ ТҰЛҒАЛАРЫН ТАБУ ЖӘНЕ ТАНУ
DOI:
https://doi.org/10.51943/2710-3994_2023_34_2_387-402Ключевые слова:
эпиграфика, надгробные памятники, арабографичные тексты, исторические личности, Волга-Урал, Агрыз, СтерлибашАннотация
Введение. Изучение арабографических эпиграфических памятников предпринимается
только в последние 20 лет в отечественной исторической науке. Специалисты Института востоковедения
им. Р.Б. Сулейменова заполняют этот пробел и проводят сравнительное исследование арабографических
эпиграфических памятников Западно-Казахстанского, Волго-Уральского, Дагестанского, Хорезмского
регионов. Цель и задачи исследования – обнаружение и введение в научный оборот исторических
личностей казахского народа, данные о которых сохранились в эпиграфических памятниках ВолгоУральского региона (Татарстан, Башкортостан). Они были религиозными деятелями, муллами, имамами,
каменотесами, резчиками по камню и каллиграфами. Исторические личности были идентифицированы и
введены в научный оборот. Результаты: На кладбище аула Салауши, Агрызского района Татарстана,
найден надгробный памятник Ногербек-бия Казангапова, который погиб в пути, когда направлялся на
коронацию царя Александр III в 1883 году. В Стерлибашском районе Башкортостана также обнаружены
надгробные памятники казахских духовных деятелей Асаналы-улы Али-халфе ал-Казаки, имама, катиба
Абдрахим Галеев/Али-халфе-улы, Абдрахман Айдаболов/Али-халфе-улы и др. Выводы: Исследование
эпиграфических памятников, отделившихся от Золотой Орды татарских, башкирских, киргизских улусов,
и образовавших отдельные нации, требует дальнейшего сравнительно-сопоставительного анализа с
различных перспектив.