ОТЫРАР КІТАПХАНАСЫНЫҢ БЕЙНЕ ЖӘНЕ НАРРАТИВ СЕМИОЗИСІ: ЖОҒАЛҒАН АҒАРТУШЫЛЫҚТЫ ІЗДЕСТІРУ БАРЫСЫНДА
DOI:
https://doi.org/10.51943/2710-3994_2022_31_3_112-125Ключевые слова:
Отрарская библиотека; история Казахстана; историческая память; нарратив; историческая субъектность; историческое образование.Аннотация
В статье исследован образ Отрарской библиотеки – одного из самых известных мест исторической памяти казахстанского общества. Нами прослежена генеалогия этого образа и его отражение в 4 выявленных нарративах исторической памяти: академическом (научном), медийном (public history, художественная литература, СМИ), фольклорном и официальном (государственном). Изучены причины популярности этого образа, начиная со второй половины ХХ века и роль научной и творческой интеллигенции в переизобретении исторической субъектности казахов в процессе советского нациестроительства и антирелигиозной кампании 1958-1964 гг., когда с целью сохранения культурного наследия средневековых памятников Центральной Азии в рамках концепции автохтонизма и «борьбы за прогрессивные народные традиции» местными элитами активизировалось археологическое исследование, рецепция и освоение этого наследия, выведенное из-под классификации «религиозное» под определение «народное». В этот период образ средневековой городской культуры начинает формироваться в качестве хронотопа золотого века в исторической памяти казахстанского общества. Именно там находится Великий Шелковый путь, развитая городская культура, великие и трагические страницы Отрара, второй учитель мира – Аль-Фараби, актуализация биографии которого во многом возродила интерес к Отрару и повлияла на возникновения в исторической памяти образа Отрарской библиотеки. В рамках статьи исследованы механизмы формирования и преодоления культурной травмы «внеисторичности» седентаризованной кочевой культуры казахской национальной интеллигенцией 1950-1960-х гг. Отрарская библиотека как место исторической памяти играет в этих нарративах роль аргумента «утраченного просвещения».