ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ГОЛОДА 1921 – 1922 гг. В КАЗАХСТАНЕ

Авторы

  • А.Т. Капаева

DOI:

https://doi.org/10.51943/2710-3994_2022_31_3_27-40

Ключевые слова:

революция, голод, продовольственная диктатура, «военный коммунизм», гуманитарная катастрофа.

Аннотация

В статье предпринят анализ событий начала ХХ в., приведший к гуманитарной катастрофе казахского народа – голоду 1921–1922 гг. Политические катаклизмы: две революции, гражданская война привели к кризису экономическому. Международная обстановка была напряженной в виду того, что капиталистические страны не признали пришедшую к власти вооруженным путем диктатуру пролетариата, объявившую о строительстве социалистического государства. Западные страны всячески стремились поддержать антисоветские движения и создать экономическую блокаду. В статье рассматриваются теоретико-методологические основы изучения проблемы голода в Казахстане в 1921-1922 гг. Рассмотрены различные точки зрения на причины продовольственной катастрофы, охватившей в Казахстане 5 губерний из 7: Оренбургскую, Актюбинскую, Уральскую, Кустанайскую, Букеевскую и Адаевский уезд. Свидетели трагедии, в том числе партийные деятели, а также ученые первыми дали свои оценки происшедших событий. Многие из них главную причину видели в погодных условиях – джут, засуха, неурожай. Другие основывали свои выводы на последствиях гражданской войны, подчеркивая отсталость сельского хозяйства. Небольшая часть ученых, в качестве основной причины называли политику «военного коммунизма», продовольственную диктатуру власти.

Загрузки

Опубликован

2022-09-30

Как цитировать

А.Т. Капаева. (2022). ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ГОЛОДА 1921 – 1922 гг. В КАЗАХСТАНЕ. Электронный научный журнал «edu.e-history.Kz», 9(3), 27–40. https://doi.org/10.51943/2710-3994_2022_31_3_27-40

Выпуск

Раздел

ТЕОРИЯ МЕТОДОЛОГИИ