ЕР ЕДІГЕ ЖЫРЫНЫҢ ТАРИХНАМАСЫ (XIX ғ. II-жартысы – XX ғ. I – жартысы)
DOI:
https://doi.org/10.51943/2710-3994_2022_31_3_15-26Ключевые слова:
эпос Ер Едіге, фольклор, Улус Джучи, Ш. Уалиханов, К. Сатпаев, «А. Маргулан, идеология.Аннотация
В настоящей статье анализируются и выделяются основные этапы изучения героического эпоса Ер Едіге со второй половины ХІХ века до І половины ХХ вв. Судьба эпоса Ер Едиге, как и героев этого эпоса, оказалась полна приключений и драматических сюжетов. Можно утверждать, насколько исследователи изменили образ героя, изучая эпос и адаптируя его советской действительности и идеологии, настолько и эпос изменил судьбу самих ученых. Вследствие идеологического давления, возникшего после постановления ЦК ВКП (б) 1944 года, ученые круто и коренным образом меняют свою научную карьеру, отказываясь от темы эпоса Едіге (к примеру, А. Маргулан меняет филологию на археологию), что в свою очередь негативно сказывается на едигеведение, снижая его научно-познавательный потенциал вплоть до 80-х годов ХХ века. В связи с этим в статье предпринята попытка рассмотреть историю изучения эпоса Едіге в рамках концептуалистских и антропологических моделей исследования, используемых в историографических исследованиях. На наш взгляд для первого периода изучения эпоса Едіге (начиная со второй середины ХІХ века до дореволюционного периода) более продуктивным представляется рассмотрение его в рамках концептуалистской модели историографических исследований, а для второго периода (с 20-х годов ХХ века и до второй половины ХХ века) в антропологической модели исследования.