ХХ ҒАСЫР БАСЫНДА ҰЛТ ЗИЯЛЫЛАРЫНЫҢ ҚАЗАҚ ТІЛІНДЕГІ ОҚУЛЫҚТАР ДАЙЫНДАУДАҒЫ РӨЛІ
DOI:
https://doi.org/10.51943/2710-3994_2023_33_1_41-52Аннотация
Аннотация. Введение. Большевики, пришедшие к власти после Октябрьской революции, внесли радикальные изменения в сферу образования. Было введено светское образование, ограничена работа традиционных образовательных учреждений, осуществлявших свою деятельность в казахской степи. Медресе и школы, выполнявшие свою задачу в традиционном казахском обществе, были классифицированы как учреждения конфессионального образования. В результате на казахской земле стали открываться школы, соответствующие светской системе образования. В первые годы было встречено много проблем. Нехватка зданий и материально-техническое состояние школ находились в очень тяжелом состоянии. Также одной из важных задач стала нехватка учебников на казахском языке. Цель и задачи исследования – определить вклад национальных деятелей в написание учебников на казахском языке. Рассмотрение списка учебников, которые должны были быть написаны по плану. Оценка участия национальной интеллигенции в подготовке учебников на казахском языке. Результаты. В статье раскрывается история и особенности учебников, написанных в начале ХХ века А. Байтурсыновичем, М. Тынышпаевым, Х. Досмухамедовым, С. Асфендияровым и др. Выводы. Наряду с написанием учебников национальными деятелями были сформированы казахские версии научных терминов. Они смогли внести большой вклад в превращение казахского языка в язык науки. Учебники на казахском языке написаны с учетом национальных ценностей и национальных особенностей.