ҰЛЫ ДАЛАНЫҢ ЕСТЕ ҚАЛДЫРУ МӘДЕНИЕТІ ШЕҢБЕРІНДЕГІ ҚЫМЫЗҒА ҚАТЫСТЫ МЕРЕКЕЛЕР, РӘСІМДЕР МЕН ҒҰРЫПТАРДЫҢ СИМВОЛДЫҚ ҚОРЫ
DOI:
https://doi.org/10.51943/2710-3994_2022_29_1_163-176Ключевые слова:
помнящая культура, место памяти, кумысные ритуалы и церемонии, казахи.Аннотация
На основе исторических источников, полевых материалов и публикаций в
СМИ показано значение кумыса в прошлом и настоящем.
Согласно письменным свидетельствам авторов XIII-XVII вв. представлено сакральное,
ритуальное значение кумыса, который на протяжении столетий сохранял роль главного
церемониального атрибута воинских ритуалов, пиров и жертвоприношений. перед сражением
кумысом для достижения победы кропили на боевые штандарты. Кумыс выступал в качестве
жертвенного приношения.
Кумыс выступал значимым угощением на пиру. Этот напиток являлся престижным
напитком и обязательным угощением как на государственных приемах и празднествах в степных
империях, так и в юрте степняка. Церемониальный порядок угощения кумысом семантически
обозначал иерархичность в степных империях.
Об устойчивости кумысных обрядов у казахов свидетельствуют этнографические
источники. Почетный, престижный характер кумыса в казахской степи, обрядовый характер
кумысных угощений актуальны и в ХХ веке.
Полевые исследования, проведенные на территории Сары-Арки в августе-октябре 2021 г.
дают основание говорить об устойчивости кумысных праздников у казахов в рамках
календарной обрядности. Постоянством отличается и церемония угощения кумысом.
Возникший в глубокой древности производственно-обрядовый комплекс кумысных
праздников рассматривается сегодня казахами как культурное наследие, как место памяти. Его
используют в качестве символического капитала для организации и проведения различного рода
мероприятий.
Загадка устойчивости кумыса в его уникальных биологических свойствах. Кумыс
возвращается к нашим современникам в новом качестве – в виде исцеляющего напитка. Свойства
кумыса выводят его из рамок этнической традиции и делают достоянием общеказахстанской
культуры.