ҚАЗАҚСТАНДА ХІХ-ХХ ҒАСЫРДЫҢ БАС КЕЗІНДЕГІ БІЛІМ БЕРУДІҢ РЕВОЛЮЦИЯҒА ДЕЙІНГІ ТАРИХНАМАСЫ
DOI:
https://doi.org/10.51943/2710-3994_2022_29_1_77-91Ключевые слова:
историография, просвещение казахов, российские исследователи, русско-казахские школы, военные училище, прогимназия, Оренбург, Уральск, Тургай, Троицк.Аннотация
В статье в историографическом аспекте анализируются труды
дореволюционных русских чиновников, специалистов педагогов которые рассматривали разные
вопросы просвещения казахов. Анализируются труды А.Алектрова, А.В. Васильева, К. Белавина
и статьи об образовании детей казахов в Уральской, Тургайской и Оренбургской областях,
опубликованные на страницах периодической печати. Также анализируются исследования,
опубликованные в Казахстане и Российской Федерации в советский и постсоветский периоды
для обоснования историограческих фактов. Раскрывается содержание и показвается значение
работ об Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе, Оренбургском медицинском училище,
казахской школе при Оренбургской пограничной комиссии, русско-казахской начальной,
двухклассной аульной, казахской педагогической школе в Оренбурге, Уральске, Троицке.
Показываются сведения в работах о местонахождении учебных заведений, населении,
образовательных учреждениях, финансировании, расходах, количестве учеников, возрасте,
социальном составе, разделении на классы, преподаваемых дисциплинах, назначении стипендий,
стоимости обучения, убеждениях. Трудности в обучении детей казахов, причины
незинтересованности метрополии в полученни углубленного и разностороннего образования
казахских детей, причины не привлечения девочек-казашек к обучению и другие проблемы
определяются в контексте историографических источников