ҚАЗАҚСТАНДА ХХ ҒАСЫР БАСЫНДАҒЫ ЖӘДИТШІЛІК БАҒЫТТЫҢ ҚАЛЫПТАСУЫ ЖӘНЕ ӘЛЕУМЕТТІК-CАЯСИ БЕЛСЕНДІЛІГІ

Авторы

  • Г. Батырбеккызы
  • С. Шылмамбетов
  • А. Идрисова

DOI:

https://doi.org/10.51943/2710-3994_2024_11_4_840-853

Ключевые слова:

Джадид, усул-и-джадид, Айкап, модерн, джадидизм, мусульманская джадидская школа, национальная интеллигенция, петиция, мусульманские съезды, царское правительство

Аннотация

Введение. В статье рассматривается история становления широко распространенных в Казахстане джадитских школ в начале ХХ века и политики царского правительства против джадитского курса. Рассматривая труды и взгляды представителей жадитских школ, признанных социально-политически активной группой начала ХХ века, в целом будут рассмотрены особенности джадитского направления и условия социального общества в Казахстане. Цель и задачи исследования. Раскрыть и проанализировать социально-политический характер сложившегося в Казахстане джадитского направления и политические взгляды казахских джадитов на национальный дух. Анализ социально-политической роли джаддийского направления в Казахстане на основе трудов ученых, изучавших этот период. Результаты. Сложившийся в Казахстане джадитский маршрут имеет свои особенности в социально-практическом плане по сравнению с другими регионами (Татарстан, Узбекистан). Бытовые условия жизни казахского народа, основанные на кочевом хозяйстве, не напоминали условия жизни оседлых народов. Джадидистское движение продолжило путь в казахскую степь, став влиятельной силой социально-политической направленности, преследующей национальные интересы, с уровня школы, открытой татарскими муллами в образовательных целях. После того, как были сформированы и закреплены джадитские школы, сформировалась группа, рассматриваемая с точки зрения Национального фонда. Конечно, взгляды такой сознательной группы просвещенных людей явно нравились царскому правительству. Педагоги, получившие образование в религиозной направленности, старались быть максимально внимательными. Тем не менее, представители джадитского направления были очень активны в социально-политическом направлении. Вывод. Действия представителей джадитской школы, сложившейся в разгар социально-политической жизни начала ХХ века в Казахстане, после установления советской власти не стали более активными. Однако, джадитский курс, в котором национальные интересы и туркизм воплотились в корне, не исчез навсегда. Подобно тому, как политика царского правительства и советской системы не претерпела изменений в политике, проводимой колонизированными народами, религиозный курс в Казахстане продолжался в контексте духовности социально-политической активности после установления советской системы.

Загрузки

Опубликован

2024-12-30

Как цитировать

Батырбеккызы, Г., Шылмамбетов , С., & Идрисова , А. . (2024). ҚАЗАҚСТАНДА ХХ ҒАСЫР БАСЫНДАҒЫ ЖӘДИТШІЛІК БАҒЫТТЫҢ ҚАЛЫПТАСУЫ ЖӘНЕ ӘЛЕУМЕТТІК-CАЯСИ БЕЛСЕНДІЛІГІ. Электронный научный журнал «edu.e-history.Kz», 11(4), 840–853. https://doi.org/10.51943/2710-3994_2024_11_4_840-853

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЯ