НАСЛЕДИЕ КАЗАХСКИХ ИШАНОВ И СВЯТЫХ ЦЕЛИТЕЛЕЙ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ МУСУЛЬМАНСКО-СУФИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Авторы

  • Н.Д. Нуртазина
  • Е.Т. Картабаева
  • М.К. Дауытбекова

DOI:

https://doi.org/10.51943/2710-3994_2024_11_3_541-557

Ключевые слова:

Мусульманско-суфийская традиция, ясавизм, накшбандизм, казахские ишаны, регионы, духовные практики, целительство

Аннотация

Введение. В статье поднимается актуальная и малоисследованная проблема мусульманских ишанов в истории Казахстана. Хотя в исторической памяти современных казахов уже возрождается интерес к личностям религиозных деятелей прошлого, представителям суфизма и традиционного ислама, как Марал ишан (Иса хазрет), Айкожа ишан, Машхур-Жусуп ишан, Досжан ишан и др., все же  наследие ишанов остается «белым пятном» казахской персоналистики и интеллектуальной истории. С ишанизмом были тесно связаны практики зикра, зиарата, народной медицины, целительства. В научно-этнографической литературе советского времени носителей суфизма и околосуфийской медицины, соответствующие обычаи и ритуалы, связывали с доисламским комплексом, все это интерпретировалось исследователями как проявления «религиозного синкретизма», т.н. «двоеверия». Цель и задачи исследования -  показать новые, интегральные подходы к изучению наследия казахских ишанов и народных целителей: в контексте изучения мусульманско-суфийской традиции Центральной Азии, используя новые и уточненные сведения по устной истории, религиозному фольклору и агиологии. Результаты. Авторы статьи рассматривают наследие суфиев-ишанов с новой теоретико-методологической позиции: ишаны и святые (әулие) идентифицируются как полноценные представители казахской мусульманской традиции, системообразующим элементом которой выступал суфизм, теория и духовная практика, ведущие свое начало с Ходжи Ахмеда Ясави. Заключение. Вводятся в научный оборот новые, а также уточненные сведения и факты по устной истории, религиозному фольклору и агиологии, касающиеся казахских ишанов XVIII–XIX вв., народных целителей (тәуіп, емші), в связи с обычаем почитания святых. На примере религиозных подвижников доказывается органическая связь их мировоззрения с мусульманством, с тарикатами Центральной Азии, путешествиями, хаджем, поисками знаний; также судьбами казахских родов и племен, адаптацией религии в кочевом социуме с учетом национальной ментальности.

Загрузки

Опубликован

2024-09-20

Как цитировать

Нуртазина , Н., Картабаева , Е., & Дауытбекова , М. (2024). НАСЛЕДИЕ КАЗАХСКИХ ИШАНОВ И СВЯТЫХ ЦЕЛИТЕЛЕЙ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ МУСУЛЬМАНСКО-СУФИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. Электронный научный журнал «edu.e-history.Kz», 11(3), 541–557. https://doi.org/10.51943/2710-3994_2024_11_3_541-557

Выпуск

Раздел

ТЕОРИЯ МЕТОДОЛОГИИ