Главная » Материалы » УДК 94(574): 373.016 «ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ: (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НАД УЧЕБНИКОМ)

ШАЙМЕРДЕНОВА М.Д., к.и.н., доцент, проф. КазНАИ им. Т.К. Жургенова, КУЛЬШАНОВА А.А., к.и.н., проф. КазНАИ им. Т.

УДК 94(574): 373.016 «ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ: (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НАД УЧЕБНИКОМ)

Электронный научный журнал «edu.e-history.kz» № 4(16), 2018

Теги: современные технологии обучения., традиционный учебник, модель учебника, структура учебников, Учебник
Автор:
Материал статьи позволяет судить о динамике учебника по истории Казахстана от классических учебников советского времени через учебники нового поколения и до интерактивных учебников нового поколения. Ключевые слова: учебник, ландаматика, структура учебников, традиционный учебник, модель учебника, современные технологии обучения
Содержание:

Введение.

Модель учебников, по которым обучаются современные школьники и их содержательная часть, выстраивающаяся с учетом интерактивных методов обучения, имеют все возрастающее и особое значение на современном этапе развития образования в решении задач, реализуемых в процессе образовательной реформы

Смена образовательных парадигм  и инновационный режим обучения актуализируют вопрос улучшения качества современных учебников и усиления требований к содержательной части школьных учебников, в частности, по истории Казахстана. При этом хотела бы подчеркнуть, что за период становления независимого Казахстана, уже накоплен достаточный опыт,позволяющий обобщить позитивные и негативные стороны развития учебниковедения и внимание уделять не столько критике, сколько поиску решения по выработке модели казахстанского учебника с учетом инновационных возможностей, поликультурного контекста, межпредметных и возрастных особенностей обучающихся.

Содержание. Школьные учебники нового поколения должны отражать современные тенденции, новые требования, предъявляемые школе, а главное нести не только информативную направленность, но и функционально-целевую, мотивационную, стимуляционную, направляющую, воспитательную. Опыт работы над учебниками и имеющийся теоретико-практический материал позволяют рассматривать учебники по истории Казахстана с позиции  проектирования новой мировоззренческой модели школьников и студентов, в особенности учета в них главных духовных ценностей и ориентиров, гражданской позиции, государственной идентичности и патриотизма.

В Казахстане 2015 год ознаменован многими важными для истории государства событиями: 20-летие Ассамблеи народа Казахстана, 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, 550-летие образования Казахского ханства, 20-летие Конституции; 2018 год – 20-е летие Астаны. При этом значение знаменательных событий раскрываются все полнее благодаря обобщению результатов научных исследований. Так, ученые обратились, в первую очередь к изучению проблем, связанных с историей образования казахского ханства, проводимых в рамках проекта «Мәнгіліқ ел». Благодаря этому проекту, казахстанские ученые обнаруживают новые документальные факты из архивов зарубежных стран. Поисковые работы ученых и педагогов, краеведческая работа поисковых групп позволяют накопить большой материал, связанный с изучением малоизвестных страниц Великой Отечественной войны. Благодаря деятельности Ассамблеи народа Казахстана, как уникального института, надполитического органа, за 20 лет накоплен огромный опыт функционирования, предложенный Президентом, казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия. Так, введение в учебники по истории Казахстана в полном объеме материалов знаменательных событий последний лет будут способствовать патриотическому воспитанию учащихся, развитию чувства национальной гордости за свой народ. Главные события в Казахстане способны привить на уроках истории Казахстана чувство гордости за свою Родину, уважение за свой народ, которые, в свою очередь, решают задачи гражданского образования, раскрывают человеческий фактор.

Как отмечают авторы статьи «Психологическая основа конструирования учебной информации (проблема интеллектоёмких технологий преподавания)», с точки зрения психодидактического подхода, школный учебник нового поколения – это полифункциональная дидактическая система, реализующаяся в системе требований к учебному тексту (1). Так к полифункциональной дидактической системе  относится один из главных элементов учебника по истории Казахстана – структура, которая определяет ее особенности как системы, определяющей особенности учебника. Именно в структуре, содержании учебника и методике преподавания предмета отражаются современные тенденции развития общества. Работа над учебником представляет собой динамичный характер, поскольку при каждом его переиздании авторы вносят изменения, качественно улучшая содержание и структуру учебника. В этом отношении опыт,обретенный в процессе работы, неоценим и позволяет предложить своё видение.

Что входит в структуру учебника? Прежде всего, следует обратить  внимание на множество элементов и связи между ними, которые несут основную функциональную нагрузку, находясь в тесной взаимосвязи со всеми элементами данного учебника.

Так, в традиционной структуре учебников по истории Казахстана (2) – текст, разделенный на параграфы, вопросы и литература; отсутствовал аппарат продуктивного освоения предметного содержания посредством добавления в учебник новых внетекстовых компонентов. Учитывая современную систему образования, в работе над учебником по истории Казахстана для 9 класса (3) мы добавили многокомпонентные элементы. Прежде всего, мы включили различный интересный, легко запоминающийся материал, а также снабдили его схемами и таблицами. Анализ опыта работы над учебником, в частности, методика алгоритимзированного подхода к обучению, когда-то разработанного нашим соотечественником – Л.Н. Ланда, начинавшего свой трудовой путь и научные открытия в Алма-Ате и затем переехавшим в Америку, позволил высветить три основных момента его теории, названной в честь ее открывателя ландаматикой (4).

В качестве основных постулатов в построении модели обучения авторами учебника по истории Казахстана (3) учитывались принципы ландаматики: 1) обучение думанью; 2) обучение самостоятельно формировать систему, организованную в интеллектуальные структуры, позволяющие составлять таблицы и схемы. Именно они позволяют осмыслить теоретический материал и способствуют лучшему запоминанию; 3) эвристический подход. Современные технологии обучения, активное использование школьниками интернет ресурсов, технических средств позволяют включать творческие задания, расширить список литературы для самостоятельной работы и активизировать поиск материалов для углубленного изучения предмета.

Учебник по истории Казахстана (3)также дополнен материалом в виде краткой биографической информации о жизни и общественной деятельности, выдающихся личностей Казахстана, внесших вклад в его развитие; добавлена работа с картами; в каждый параграф включены тестовые вопросы, для подготовки к единому национальному тестированию (ЕНТ), а также вопросы для запоминания. В конце каждого раздела добавлены общие вопросы для самопроверки по пройденному объему.

В традиционной структуре учебника параграфы перегружены второстепенным материалом. Мы постарались минимизировать объем учебных параграфов, для чего представили в учебнике материал в виде таблиц и схем, что облегчает запоминание основного содержания, а также материал объединен в крупные разделы, что способствует целостному восприятию изучаемого материала.

Традиционные учебники построены по принципу монографии. В новом учебнике используется диалоговый стиль общения с учащимися: предлагается заполнить таблицы после раздела, ответить на тестовые вопросы и дополнительные вопросы, предлагаются кроссворды – все это позволяет расширять кругозор и интерес обучающихся к предмету.

Традиционный учебник включал только лишь список обязательной литературы. Модель современного учебника построена с учетом компьютерных возможностей современных школьников, оснащенности библиотек и наличием электронных библиотечных рерсурсов, поэтому в нашем учебнике мы также предложили дополнительную учебную и учебно-методическую литературу, включили художественную и научную литературу, облегчающую поиск обучающихся. Электронные приложения обеспечивают выход в глобальную информационную сеть, направляя школьников на нужные ресурсы, развивающие их.

Вместе с тем, все это будет отвлекать школьников от компьютерных игр, поддерживая постоянный читательский интерес к различным судьбоносным событиями Казахстана и мира, а также знакомством с жизнью замечательных людей и позволяет активнее освоить предъявляемую учебную информацию, также самостоятельно осуществлять учебный поиск, самоконтроль и самооценку знаний.

В отличие от традиционного учебника в учебнике нового поколения каждый параграф снабжен глоссарием (толкованием малоизвестных терминов – понятийный аппарат учебника) для того, чтобы учащиеся не искали непонятные и малопонятные слова в толковых и энциклопедических словарях. Дефиниции различных слов представлены в учебнике для быстрого понимания и запоминания учащимися малоизвестных, малопонятных и новых слов, а также для того, чтобы учащиеся могли добавить их в свой лексикон и расширить свою эрудицию.

В отличие от традиционного учебника для удобства в конце учебника вывели список рефератов, список источников, использованной, дополнительной, рекомендованной и художественной литературы по разделам для того, чтобы школьникам и учителям не трудно было искать темы и литературу для написания рефератов.

Также в отличие от традиционных учебников для интересующихся и более одаренных детей добавили задания повышенной сложности в виде портфолио, мозаики, чайнвордов и кроссвордов, список первых секретарей ЦК Компартии Казахстана, историческую справку для самых любознательных учащихся. Особо хотелось бы обратить внимание на то, что в учебнике представлены дополнительные интересные материалы в виде документов эпохи.

Все структурные компоненты учебника мы подразделили на два больших отдела: 1) тексты и 2) внетекстовые компоненты.

Тексты: 

1.  Основной текст

2.  Дополнительные тексты: а) обращение к школьникам; б) документально-хрестоматийные материалы; в) материалы необязательного изучения.

3.  Пояснительные тексты: а) глоссы; в) автобиографии известных людей в Казахстане.

Внетекстовые компоненты:

1.  Аппарат ориентировки: введение, предисловие (инструктивно-методическое), рубрикации и выделения (шрифтовые и цветовые), сигналы-символы, указатели (предметно-тематические и именные), библиографии, вопросы для самопроверки поглавные и общие по разделам, задания, таблицы, схемы, тесты.

2.  Иллюстративный материал: иллюстрации; рисунки (схемы, диаграммы); фотоиллюстрации; карты.

По своему содержанию и структуре учебник обязательно должен соответствовать программе по данному предмету. И в тоже время необходима многообразная связь учебника с другими средствами обучения.

Ниже представляем сравнительную характеристику учебников различных периодов – от классического учебника до интерактивного учебника нового поколения.

Сравнительная характеристика учебников различного периода

Классический учебник

 советского периода

Учебник

 нового поколения

Интерактивный учебник нового поколения

консерватизм, неизменная форма учебника – текст, вопросы

автобиографии общественных деятелей, глоссы, карты, тесты, вопросы для самопроверки, кроссворды, схемы, таблицы, темы рефератов, портфолио, мозаики, чайнворды кроссворды, документы эпохи

электронные учебные издания и пособия, электронные образовательные ресурсы, современные информационные технологии

обязательная литература

учебная, учебно-методическая, художественная литература, научная литература, электронные приложения

расширенный выход в глобальную информационную сеть

чрезмерная усложненность, второстепенный материал

облегченный вариант текста, современные тенденции, новые требования

технические средства обучения, цифровые образовательные ресурсы

несовершенство

взаимосвязь с научной, справочной и методической литературой для учителей

аудиовизуальные пособия, информационно-образовательный портал «История Казахстана», электронный архив, мультимедиа

монографический стиль текста

диалоговый стиль общения с учащимися

интерактивный стиль общения с учащимися

много мелких параграфов

материал объединен в крупные разделы

новые технологические процессы

параграфы перегружены второстепенным материалом

минимизация объема учебных параграфов

электронные учебные издания и пособия

отсутствие таблиц и схем в тексте

материал представлен в виде таблиц и схем

электронные приложения к учебнику

отсутствие таблиц для самостоятельной работы

предложены таблицы для заполнения

интерактивные таблицы и схемы

отсутствие тестов

предложены тесты по темам

интерактивные тесты

учебник

триединый учебно-методический комплекс: учебник, методическое пособие для учителей, хрестоматия

многофункциональность: учебник, методическое пособие для учителей, хрестоматия, учебная тетрадь для школьников,

брошюра – исторические личности в Казахстане, тестовые вопросы с сохранением оригинальных формулировок на основе тестовых вопросов по ЕНТ за последние годы

В нашем учебнике мы предложили следующий вариант учебного курса:

1.Самоподготовка – учащимся предлагается блок для самостоятельной работы над предложенными учебными текстами. Благодаря усвоению этой части блока, учащийся сможет свободно переходить к следующему блоку, поскольку этот блок и есть самый основной фундамент, согласно которому будет строиться дальнейшая учебная деятельность учащегося. Прочитав, запомнив, пересказав текст, учащийся может переходить к следующему блоку.

2. Самопроверка – в учебнике предложены вопросы для самопроверки, таблицы для заполнения, тесты, с помощью которых учащиеся могут организовать свою самостоятельную работу

Учебник по истории Казахстана для 9 класса нового типа, будучи полифункциональным, в тоже время предполагает использование системы учебных книг на всем протяжении обучения. Мы решили обозначить систему учебных книг как триединый учебно-методический комплекс – система учебно-методических материалов по учебному предмету (5). Основным назначением учебного комплекса является всемерное содействие повышению эффективности и качества деятельности учащихся и учителей в образовательном процессе. При этом содержание, оформление, методический аппарт и другие характеристики учебных комплексов должны максимально удовлетворять современным дидактическим требованиям.  

В учебно-методический комплекс мы включили: 1) основной учебный материал (учебник) с глубоко продуманными функциями внутри и снабжен списком (обязательной, учебной, учебно-методической, дополнительной, популярно-научной и художественной) литературы, 2) методическое руководство для учителей 3) хрестоматия – исторические источники и извлеченные из архивов документы эпохи, некоторые из них впервые представлены в учебнике.

Авторами учебника были применены различные способы конструирования учебного материала – выделение содержания, необходимого для усвоения, запоминания, выделение ключевых слов, понятий, выделение содержания, которое при необходимости надо уметь находить в учебных или справочных изданиях, внешкольных источниках информации, возможность организации самостоятельной работы с учебником, возможность обеспечения творческой самореализации ученика, внешний вид учебника (использования цвета, наличие красочных иллюстраций, использования форзаца, единого стиля оформления книг), наличие методического шлейфа (наличие ссылок на дополнительные учебные пособия и литературу для учащихся.)

Важнейшим методологическим принципом проектирования учебника выступает принцип единства структуры и функций. Учебник зависит не только от его функции как целого, но и функции каждого из элементов учебника. «Любая система может быть правильно понята как единство структуры и функций (6, с.32). Разработка современного школьного учебника осуществляется на основе системного, целостного подхода. Разрабатывая оптимальную модель школьного учебника по истории Казахстана мы постарались внедрить основные дидактические принципы, которые отражают закономерности процесса обучения и в нормативном плане регулируют структуру, содержание, функции и другие элементы учебника как системы (принцип преемственности учебников, принцип минимизации содержания, принцип соразмерности текстовых и внетекстовых компонентов учебника, принцип деполитизации содержания учебника, принцип сочетания различных элементов содержания учебника).

Как отмечает Д.Д. Зуев в своей работе  «Проблемы структуры школьного учебника», «Теоретическая концепция усвоения будет и впредь во все возрастающей степени оказывать решающее значение на формирование структуры и методического оформления учебника» (7, с.33). При написании современного школьного учебника по истории Казахстана мы постарались учесть доступность текста и заданий для самостоятельной работы учащихся и постепенное возрастание сложности заданий для особо одаренных или интересующихся учащихся. Ю.К. Бабанский так же особо обращает внимание разработчиков учебников на этот важный момент «важно определить оптимальную меру сложности содержания, так как слишком упрощенное содержание не вызывает должного интереса у учащихся, а слишком сложное вызывает непреодолимые затруднения, ведущие к снижению интереса и активности в учении» (8, с. 27).

Заключение. Итак, современный школьный учебник, созданный по разработанной нами модели, позволяет реализовать четкую педагогическую целевую направленность, при которой все теоретические проблемы должны служить решению определенных учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой.  В соответствии с современной стратегий образования, структура и содержание учебника помогают учителю реализовать поставленные перед ним задачи.

Литература:

1.  Гельфман Э.Г., Холодная М.А., Демидова Л.Н. Психологическая основа конструирования учебной информации (проблема интеллектоёмких технологий преподавания // Психологический журнал, 1993. Т.14, № 6, с. 35-45.

2.  Бекмаханов Е., Бекмаханова Н. История Казахской ССР. Учебное пособие для 9-10 классов. – Алма-Ата, 1987; Бекмаханов Е., Бекмаханова Н. История Казахской ССР. Учебное пособие для 8-9 классов. – Алма-Ата, 1989; Касымбаев Ж.К. История Казахстана. Учебник для 9 класса. – Алма-Ата, 1992.; Козыбаев М.К., Козыбаев И.М. История Казахстана. Учебник для 10 класса. – Алма-Ата, 1992; Бабаев Д.Б. История Казахстана. Учебник для 8 класса. – Алматы, 1992. Нурпеисов К., Аяган Б., Жаксылыков Н. История Казахстана. Учебник для 11 класса. – Алматы, 1993; Байпаков К.М. История Казахстана. Учебник для 6 класса. – Алматы, 1996; Байпаков К.М., Кумеков Б.Е., Пищулина К.А. История Казахстана в средине века.Учебник для 7-8 классов. – Алматы, 1996;

3.  Аяган Б., Шаймерденова М.Д. История Казахстана. Учебник для 9 класса общеобразовательной школы. Алматы, Атамура, 2005, 2009, 2013.

4.  Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М., 1966; Instructional regulation and control (cyberneticzs, algorithmizadon and heuristics in education. New Jersey, 1976.).

5.  Аяган Б., Шаймерденова М.Д. История Казахстана. Учебник для 9 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2005, 2009, 2013.; Аяган Б. Новейшая история Казахстана. Хрестоматия. Атамура, 2005, 2013; Аяган Б.Г., Шаймерденова М.Д., Ткаченко В.С. История Казахстана. Методическое руководство для учителей 9 класса. – Алматы: Атамура, 2005, 2013.

6.  Данилов М.А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований. М., Просвещение, 1969, с.32.

7.  Зуев Д.Д. Проблемы структуры школьного учебника // Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1974, с.33)

8.  Бабанский Ю.К. Дидактические проблемы совершенствования учебных комплексов // Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1980, с. 27.

9.  Этносаяси сөздік: Қазақстанның коғамдық келісім және этносаралық толерантылық саясаты және практикасы терминдері мен ұғымдары. – Астана, 2014, 295-296 б.

10.  Акулова О.В. и др. Пролемы формирования нового поколения учебных изданий: Аналитический доклад / Под ред. О.Е.Лебедева. М., 2004.

11.  Кадырбаев А.Ш., Шаймерденова М.Д. Страна изучаемого языка: История, география и культура Казахстана. М., 2012 г.

12.  Маркушевич А.И. Размышления о судьбах учебника // Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1974.

13.  Народ в потоке истории  // Казахстанская правда. 06.06.2013.

14.  Назарбаев Н.  Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана // Казахстанская правда, 2013, 15 декабря.

References:

1.  Gel'fman EH.G., Holodnaya M.A., Demidova L.N. Psihologicheskaya osnova konstruirovaniya uchebnoj informacii (problema intellektoyomkih tekhnologij prepodavaniya // Psihologicheskij zhurnal, 1993. T.14, № 6, s. 35-45.

2.  Bekmahanov E., Bekmahanova N. Istoriya Kazahskoj SSR. Uchebnoe posobie dlya 9-10 klassov. – Alma-Ata, 1987;  Bekmahanov E., Bekmahanova N. Istoriya Kazahskoj SSR. Uchebnoe posobie dlya 8-9 klassov. – Alma-Ata, 1989; Kasymbaev ZH.K. Istoriya Kazahstana. Uchebnik dlya 9 klassa. – Alma-Ata, 1992.;  Kozybaev M.K., Kozybaev I.M. Istoriya Kazahstana. Uchebnik dlya 10 klassa. – Alma-Ata, 1992; Babaev D.B. Istoriya Kazahstana. Uchebnik dlya 8 klassa. – Almaty, 1992. Nurpeisov K., Ayagan B., ZHaksylykov N. Istoriya Kazahstana. Uchebnik dlya 11 klassa. – Almaty, 1993; Bajpakov K.M. Istoriya Kazahstana. Uchebnik dlya 6 klassa. – Almaty, 1996; Bajpakov K.M., Kumekov B.E., Pishchulina K.A. Istoriya Kazahstana v sredine veka.Uchebnik dlya 7-8 klassov. – Almaty, 1996;

3.  Ayagan B., SHajmerdenova M.D. Istoriya Kazahstana. Uchebnik dlya 9 klassa obshcheobrazovatel'noj shkoly. Almaty, Atamura, 2005, 2009, 2013.

4.  Landa L.N. Algoritmizaciya v obuchenii. M., 1966; Instructional regulation and control (cyberneticzs, algorithmizadon and heuristics in education. New Jersey, 1976.).

5.  Ayagan B., SHajmerdenova M.D. Istoriya Kazahstana. Uchebnik dlya 9 klassa obshcheobrazovatel'noj shkoly. – Almaty: Atamura, 2005, 2009, 2013.; Ayagan B. Novejshaya istoriya Kazahstana. Hrestomatiya. Atamura, 2005, 2013; Ayagan B.G., SHajmerdenova M.D., Tkachenko V.S. Istoriya Kazahstana. Metodicheskoe rukovodstvo dlya uchitelej 9 klassa. – Almaty: Atamura, 2005, 2013.

6.  Danilov M.A. Osnovnye problemy metodologii i metodiki pedagogicheskih issledovanij. M., Prosveshchenie, 1969, s.32.

7.  Zuev D.D. Problemy struktury shkol'nogo uchebnika // Problemy shkol'nogo uchebnika. M.: Prosveshchenie, 1974, s.33)

8.  Babanskij YU.K. Didakticheskie problemy sovershenstvovaniya uchebnyh kompleksov // Problemy shkol'nogo uchebnika. M.: Prosveshchenie, 1980, s. 27.

9.  EHtnosayasi sөzdіk: Қazaқstannyң koғamdyқ kelіsіm zhәne ehtnosaralyқ tolerantylyқ sayasaty zhәne praktikasy terminderі men ұғymdary. – Astana, 2014, 295-296 b.

10. Akulova O.V. i dr. Prolemy formirovaniya novogo pokoleniya uchebnyh izdanij: Analiticheskij doklad / Pod red. O.E.Lebedeva. M., 2004.

11. Kadyrbaev A.SH., SHajmerdenova M.D. Strana izuchaemogo yazyka: Istoriya, geografiya i kul'tura Kazahstana. M., 2012 g.

12. Markushevich A.I. Razmyshleniya o sud'bah uchebnika // Problemy shkol'nogo uchebnika. M.: Prosveshchenie, 1974.

13. Narod v potoke istorii  // Kazahstanskaya pravda. 06.06.2013.

14. Nazarbaev N.  Strategiya «Kazahstan-2050»: novyj politicheskij kurs sostoyavshegosya gosudarstva. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan – Lidera nacii N.A.Nazarbaeva narodu Kazahstana // Kazahstanskaya pravda, 2013, 15 dekabrya.

Шаймерденова М.Д., т.ғ. к., доцент, Т. Жүргенов атындағы Қазақ Ұлттық Өнер академиясының профессоры

А.А. Кульшанова – т.ғ. к., Т. Жүргенов атындағы Қазақ Ұлттық Өнер академиясының профессоры

 «ҚАЗАҚСТАН ТАРИХЫ» ҚАЗІРГІ ЗАМАНҒЫ БІЛІМ БЕРУ СТРАТЕГИЯСЫНЫҢ КОНТЕКСІНДЕ: (ОҚУЛЫҚТА ЖҰМЫС ІСТЕУ ТӘЖІРИБЕСІНЕН)

Түйін

Мақаланың материалы жаңа дәуірдегі жаңа буын оқулықтары мен жаңа буынның интерактивті оқулықтары арқылы кеңес дәуіріндегі классикалық оқулықтар мен Қазақстан тарихындағы оқулықтың динамикасын бағалауға мүмкіндік береді.

Түйін сөздер: оқулық, оқулық, оқу құралы, дәстүрлі оқулық, оқулық үлгісі, заманауи оқыту технологиялары

Shaimerdenova M.D., 

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Professor ofthe T. Zhurgenov Kazakh National Academy of Art

KulshanovaA.A.,  Candidate of Historical Sciences,

Professor of the T. Zhurgenov Kazakh National Academy of Art

«HISTORY OF KAZAKHSTAN» IN THE CONTEXT OF THE MODERN EDUCATIONAL STRATEGY: (FROM THE EXPERIENCE

OF WORKING ON THE TEXTBOOK)

Summary

 The material of the article allows you to judge the dynamics of the textbook on the history of Kazakhstan from the classic textbooks of the Soviet era through new generation textbooks and interactive textbooks of a new generation.

Keywords:textbook, landamatics, textbook structure, traditional textbook, textbook model, modern teaching technologies


Нет комментариев

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь