Басты бет » Материалдар » Музейное дело в Северном и Восточном Казахстане в конце XIX – первой половине ХХ вв.

В.Н. Алиясова, кандидат культурологии Павлодарский государственный педагогический институт

Музейное дело в Северном и Восточном Казахстане в конце XIX – первой половине ХХ вв.

«edu.e-history.kz» электрондық ғылыми журналы № 4(12), 2017

Тегтер: краеведение., культурное наследие, экспозиция, музей
Автор:
В статье освещена история развития музейного дела в Северном и Восточном регионе Казахстана. Исследованы основные условия и факторы возникновения шести историко- краеведческих музеев в конце XXI и в первой половине XX вв. Показана роль создания подотделов Русского Географического общества и Обществ по изучению Казахстана в развитии краеведческого и музейного движения в Северном и Восточном Казахстане. В основе статьи лежит анализ комплекса исторических материалов, литературных, архивных и музейных источников, позволяющих достоверно изложить процесс становления краеведческих музеев северного и восточного регионов Казахстана. В ходе исследования были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, исторический и логический методы. В статье отмечена роль отдельных личностей, благодаря организаторской и научной деятельности которых стало возможным открытие региональных краеведческих музеев. Существенным фактором возрастания общественного интереса к музейному делу стало бурное развитие массового краеведческого движения в начале 20-х годов ХХ века. В статье также делается акцент на сложности протекания процесса становления музеев, материальные трудности, отсутствие помещений, кадровая обеспеченность, упадническое состояние музеев в послевоенное время. Достаточно долго под идеологическим прессом находилась вся деятельность музеев, недооценивалось значение подлинных музейных предметов в структуре экспозиций. Пройдя сложный путь становления, музеи Северного и Восточного Казахстана имеют большое значение в изучении, сохранении и пропаганде историко-культурного и природного наследия региона, сегодня они являются подлинными научно-культурными центрами в регионах.
Мазмұны:

В возникновении музейного дела в Северном и Восточном Казахстане в конце ХIX века большую роль сыграла организация Академией наук России на данной территории первых картографических, историко-географических и археологических работ при участии российских, немецких и шведских путешественников. Не меньшее значение имела научно-исследовательская деятельность исторических, географических обществ и статистических комитетов. Так в 1878 году в Семипалатинске был создан Областной статистический комитет, ставший первым учреждением на востоке Казахстана, занимавшийся вопросами изучения культуры и быта населения края. Первым секретарем и фактическим руководителем комитета был Е.П. Михаэлис -  политический ссыльный, последователь и ученик Н.Г.Чернышевского, сосланный в Сибирь за организацию студенческих волнений в Петербургском университете (1861). Он был также одним из инициаторов основания в Семипалатинске общественной библиотеки и музея. Семипалатинский областной музей был образован на основе личной археологической коллекции Е.П. Михаэлиса. В сентябре 1883 года состоялось открытие Семипалатинского областного музея и Семипалатинской общественной библиотеки (1, с. 4).

 Активную роль в деятельности комитета сыграл семипалатинский судья П.Е.Маковецкий, уделявший много времени этнографическому изучению казахского народа. Его стараниями собирались предметы казахского быта для Семипалатинского музея. В 1887 году ценная коллекция из тридцати казахских этнографических экспонатов демонстрировалась комитетом на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге. В особой описи этой коллекции указывались казахские названия каждого предмета, их назначение, происхождение и степень распространения в казахских аулах. Однако комитет был государственным учреждением и связывал инициативу семипалатинских краеведов.  31 марта 1902 года был официально открыт Семипалатинский подотдел Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества, который стал крупнейшим научным учреждением на востоке Казахстана (1, с. 7). Целью и задачей подотдела было всестороннее изучение края: географическое, геологическое, археологическое, этнографическое, статистическое, естественно-историческое состояние Семипалатинского Прииртышья. Деятельность Семипалатинского подотдела была разнообразной и включала в себя подготовку и чтение лекций, издательскую деятельность, организацию научной библиотеки, музея и метеостанции. Членами Семипалатинского подотдела РГО были: Герасимов Б.Г., Белослюдов А.Н., Габбасов Х.А., Турганбаев М.Т., Шанин Ж.Т., Попов В.И., Ауэзов М.О., Кульджанова Н.С. и многие другие. Активными деятелями Семипалатинского подотдела были братья Белослюдовы. В.Н. Белослюдов был художником-этнографом и создал многочисленные рисунки, которые и сейчас хранятся в рукописном фонде библиотеки Академии наук Республики Казахстан, а второй собирал произведения казахского фольклора.

Многочисленные коллекции братьев Белослюдовых составили экспозицию частного музея, которая разместилась в их двухэтажном доме на Крепостной улице. По свидетельствам очевидцев, в доме Белослюдовых было собрано свыше четырех тысяч экспонатов. Братьями-коллекционерами были собраны не только этнографические памятники истории и культуры, но и обширные коллекции по геологии, минералогии, зоологии, палеонтологии, археологии, этнографии, нумизматике, а также картины и рисунки.  Белослюдовы увлекались собиранием исторических документов и много сделали для издания научных документов о жизни казахов (2, c. 22-23,26-28). А.Н.Белослюдову принадлежит большая заслуга в развитии краеведения и музейного дела на востоке Казахстана. Всю свою жизнь он посвятил краеведению, собиранию материалов по истории казахстанского Прииртышья (3). Материалы, сданные братьями Белослюдовыми в музей, и по сей день хранятся и экспонируются в Семипалатинском областном историко-краеведческом музее (СОИКМ).

СОИКМ  является старейшим музеем Восточного Казахстана и входит в число старейших музеев Казахстана, наряду с Оренбургским (1831), Уральским (1859) и Семиреченским (1898) музеями (4, с.14).

В начале ХХ века в Восточном Казахстане социокультурная ситуация стала меняться, увеличилось количество людей, сделавших интеллектуальный труд своей профессией. С развитием сети образовательных учреждений появляются музеи наглядных пособий в вузах.  В г. Усть – Каменогорске члены Городской думы сочли нужным организацию культурно-образовательной жизни населения города «досуг населения нужно заполнить удовлетворением культурных нужд, люди должны, прежде всего, дополнить свое образование, а затем получить разумные развлечения» (5, с.10). Благодаря этому решению на основе нескольких редких коллекций местных собирателей энтузиастов в 1915 году в Народном доме г.Усть-Каменогорска была открыта первая экспозиция будущего Восточно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея.

Аналогичная ситуация сложилась и в Северном Казахстане, 1 августа 1915 года открывается Кустанайский краеведческий музей. Первыми экспонатами музея стали наглядные пособия по естествознанию, переданные учебными заведениями города. В годы установления советской власти в регионе с 1917 по 1919 год музей не работал, и о его деятельности не сохранилось документальных источников. В октябре 1919 года музей возобновил свою работу, но отсутствие постоянного помещения, научных кадров и нехватка ассигнования не могли не сказаться на уровне его работы (6, О.2, Д.12, Л. 32).

В начале 20-х годов ХХ века существенным фактором возрастания общественного интереса к музейному делу стало бурное развитие массового краеведческого движения. В 1920 году было создано Обществоизучения Киргизского края, переименованное в 1925 году вОбщество изучения Казахстана, членами Общества были выдающийся востоковед и этнограф А.А.Диваев, композитор музыковед и собиратель казахских народных песен А.В.Затаевич и др. (7, с.9). Филиалы Общества создавались в областях и городах республики и вовлекали в краеведческую работу рабочих, крестьян, интеллигенцию и учащихся. С ростом общественного интереса к музейному делу стало активно развиваться массовое краеведческое движение. Это был период создания основ музейного и архивного дела в Казахстане (8, 26 c.).  Это время отмечено открытием в Казахстане еще трех музеев, два из которых в изучаемом регионе. Это Кокшетауский историко – краеведческий музей (1920 г.) и Акмолинский губернский музей (1924 г.) в г.Петропавловске.

Кокшетауский историко – краеведческий музей был образован в 1920 году при Кокчетавском уездном отделе народного образования, как музей наглядных пособий. Основанием для музея послужили памятники истории и культуры, полученные от кокчетавской чрезвычайной комиссии в числе до 130 экземпляров по разным отраслям знаний: естествознанию, этнографии, археологии и минералогии.

Первым заведующим музея стал Иван Степанович Хохлов. С его именем связано становление музея как учреждения, проводившего в Кокчетавском уезде первую историко - краеведческую работу. Первоначально музей занимал одну из комнат в помещении уездного отдела народного образования (УОНО), но в 1922 году из-за отсутствия средств в УОНО его передают на содержание Кокчетавского районного отделения Союза кооператоров.Ежедневно по делам кооперации в Дом Союза стекалось большое количество посетителей из окрестных аулов и сел, и каждый из них заходил в комнату музея посмотреть на диковинные предметы. До января 1926 года музей принимал посетителей бесплатно.  О количестве экспонатов в музее при Союзе кооператоров «Интеграл» говорится в «Отчетно – статистических данных по учреждениям Кокчетавского уезда», составленных И.С. Хохловым (9, О. 1, Д. 599, Л. 41-42). В музее в марте 1924 года находилось всего 890 учтенных экспонатов: из них по разделам: «Коллекций – 43, приборов (моделей) – 2, таблиц – 100, картин – 60, прочих – 685, всего – 890» (10, О. 1, Д. 749, Л.118).

В августе 1923 года с целью изучения Северного Казахстана было организовано «Акмолинское общество», членами которого в первые же дни стали около 20 организаций и учреждений. Уже в июле этого года инициативная группа общества предложила создать музей в Петропавловске. Начался сбор экспонатов для будущего музея. Первыми экспонатами музея стали предметы из коллекции палеонтолога-любителя доктора К. Кузнецова (11, c.4). В ноябре было выделено здание для музея. На должность заведующего музеем был приглашен краевед И.П.Дьячков. Открытие музея состоялось 1 января 1924 года.  Вход в музей был свободный для всех желающих ознакомиться с его экспозицией. Согласно «Годовым отчетам Губернского музея за 1925-28 год», посещаемость музея была настолько высока, что музей вышел на первое место в Республике по посещаемости, которая возросла до 36 750 человек в 1926 году, в 1928-29 гг. – 61 200 человек (12, О. 1, Д.749, Л. 129-132). Однако уже в последующие годы посещаемость музея упала до 25 человек в день (13, О.1, Д.1, Л.18).

На рубеже 20-30 годов утверждаются взгляды на музеи как средство политико-воспитательной работы, средство внедрения в массы спускаемых сверху установок. Cреди учреждений культуры, музеи оказались наиболее идеологизированными и подчиненными задачам пропаганды. Достаточно долго под идеологическим прессом находилась вся деятельность музеев, явно недооценивалось значение подлинных музейных предметов в структуре экспозиций. Музеи надолго были смещены из сферы науки, образования и просвещения в систему политического воспитания, и были вынуждены руководствоваться не теоретическими и концептуальными положениями, а текущими установками, директивами и рекомендациями партийных и государственных органов.  По музеям прошли «чистки» выполняющие известный сталинский тезис «Кадры решают всё». В «Протоколе обл.совещания директоров. 1935 г» говорится «…Петропавловский музей в первом полугодии работал плохо, штат был засорен классово чуждыми элементами… во второй половине года музей очищается от классово чуждых элементов, сменяется руководящий и научный состав работников…» (14, О.1, Д.11, Л.27).

На областном совещании директоров Карагандинской области в 1935 было отмечено «Значение музеев очень велико, но до сих пор в работе музеев в Казахстане не уделено достаточно внимания» (15, О.1, Д.1, Л.3). В Казахстане сеть музеев начала развиваться с 1937 г., когда количество музеев достигло 19, в 1939 г. – 25 (16, с.4).

В 40-е годы ХХ века также отмечается влияние идеологических установок в содержательной стороне оформления экспозиции в музеях. Однакокакихлибо значительных финансирований музеев не было. В связи с этим руководство музеев не могло обеспечить должную научно-исследовательскую работу, а также просветительскую в связи отсутствием  квалифицированных специалистов. В штате музеев большинство сотрудников не имели приличного образования, в большинстве музеев не работали Ученые советы.

В годы Великой отечественной войны музеи остаются основными культурными и научными центрами в регионах. В связи сведением военных действий на территории Советского Союза шла эвакуацией музейных ценностей в глубь страны. В Кустанай были эвакуированы из Москвы коллекции Государственного исторического музея, музея Революции и Музея восточных культур, где им была обеспечена сохранность (17, с.1) 

Большинство музеев за военный период пришло в упадочное состояние, которое с большим трудом восстанавливалось в послевоенные годы. Исключением из этого факта является то, что в это тяжелое время разворачивается большая краеведческая работа в Павлодарском Прииртышье.

В 1942 году на основе Павлодарского отделения «Общества изучения Казахстана», решением Павлодарского Облисполкома депутатов трудящихся от 10 июня 1942 года был создан Павлодарский областной историко-краеведческий музей (ПОИКМ), хотя вопрос о его открытии ставился еще в 1939 году (18, О.1.Д.20.Л.1). В музей были переданы все дела ликвидированного «Общества изучения Казахстана». Собственного помещения музей еще не имел, поэтому велась лишь собирательская и пропагандистская работа. В военное время, совместно с кабинетом Политпросвета музей подготовил выставку, посвященную Великой Отечественной войне. С этой выставкой и уже имеющимися палеонтологическими экспонатами, добытыми еще при раскопках Ю.А.Орлова на Гусином перелете (1929 г.), был официально открыт музей - 5 ноября 1944 года, а для посетителей - в 1946 году. Газета «Большевистский путь» в то время писала: «5 ноября 1944 года в Павлодаре открылся областной историко-краеведческий музей. На открытии присутствовали представители областных советских, партийных и общественных организаций...» (19, с.10).

Таким образом, большая роль в развитие музейного дела в крупных населенных пунктах Северного и Восточного Казахстана принадлежит краеведческим Обществам по изучению Казахстана, а также организации в регионе Семипалатинского подотдела Русского Географического общества.  Благодаря деятельности активных членов обществ в период с 1883 по 1942 годы в Северном и Восточном Казахстане было открыто шесть историко-краеведческих музеев. До сегодняшнего дня музеи прошли трудный путь своего становления и являются подлинными культурно-просветительскими центрами в регионе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Andrianov A.A. Kratkij ocherk Semipalatinskogo muzeya//Trudy Semipalatinskogo Okruzhnogo muzeya. 1929.Vypusk 2.

2.Bajguzhinov K.A., Galliev M.A. Semipalatinsku 285 let. Semipalatinsk.2003.

3. www.pushkinlibrary.kz\nevs\nevs02.htm

4.Kajnazarova A.E. Muzejnoe delo v Kazahstane (1831-1925). Avtoref. dis. …kand. istor. nauk.- Almaty. 1995. 26s.

5.SHCHerbik  G., Lis'eva S. Hraniteli//Delovoj Ust'-Kamenogorsk. 2000. №4.

6.GAKO. F.418, O.2, D.12, L. 32.

7.Nurahmetova G.B. Ot kruzhkov do muzeya// Kul'turnoe nasledie Pavlodarskogo Priirtysh'ya. POIKM im. G.N. Potanina. Pavlodar. 2003.

8.Kakenova G.M. Kul'turnaya zhizn' Severnogo Kazahstana v 20-e gody HKH veka. Avtoref. dis. …kand. istor. nauk. - Almaty.1994. 26 s.

9.GAAO. F. 58, O. 1, D. 599, L. 41-42.

10. GAAO. F. 76, O. 1, D. 749, L.118.

11.Evsina L. Ot «Akmolinskogo obshchestva» do nashih dnej//Severnyj Kazahstan.2003.30 yanvarya

12.GAAO. F. 76, O. 1, D.749, L. 129-132.

13.GASKO F.1168, O.1, D.1, L.18.

14.GASKO. F.1168, O.1, D.11, L.27.

15.GASKO. F.1168, O.1, D.1, L.3.

16. ZHangel'din E.T.Central'nyj gosudarstvennyj muzej Kazahstana: prioritety i tendencii razvitiya//Voprosy izucheniya istorii i kul'turnogo naslediya Kazahstana.Almaty.1998.

17.Satalkina G.Kalendar' znamenatel'nyh dat.Kustanaj.1994.

18. Protokol pervoj oblastnoj konferencii Obshchestva ot 31.05.1939 g.TA POIKM im.G.N.Potanina.O.1.D.20.L.1.

19.Nurahmetova G.B. Ot kruzhkov do muzeya// Kul'turnoe nasledie Pavlodarskogo Priirtysh'ya. POIKM im. G.N. Potanina. Pavlodar.2003.

В.Н. Алиясова,

кандидат мәдениеттану

Павлодар мемлекеттік педагогикалық институт

XXI ғ. соңы мен XX ғ. бірінші жартысында Солтүстік және Шығыс Қазақстандағы мұражай ісі. 

Аннотация: Мақалада Солтүстік және Шығыс өңірдегі мұражай ісінің даму тарихы баяндалған. XXI ғ. соңында және XX ғ. бірінші жартысында алты тарихи - өлкетану мұражайларының пайда болуының негізгі шарттары мен факторлары зерттелген. Солтүстік және Шығыс Қазақстандағы өлкетану және мұражай қозғалысының дамуындағы Орыс Географиялық қоғамы мен Қазақстанды зерттеу Қоғамының бөлімшелерінің ролі көрсетілген.

Мақаланың негізінде жатқан тарихи материалдармен әдебиет, мұрағат және мұражай көздерінің анализі Солтүстік және Шығыс Қазақстан өңірлеріндегі өлкетану мұражайларын қалыптасу процесін нақты көрсетуге мүмкіндік береді Зерттеу барысында жалпығылыми әдістер қолданылды: анализ және синтез, тарихи және логикалық әдістер. Мақалада аймақтық өлкетану мұражайларының ашылуына мүмкіндік берген жеке тұлғалардың ұйымдастырушылық және ғылыми қызметінің ролі көресетілді. ХХ ғасырдың 20-шы жылдары жаппай өлкетану қозғалысының қарқынды дамуы мұражай ісіне қоғамдық қызығушылықтың артуына әкеліп соқты.

Мақалада мұражайлардың қалыптасу процесінің қиындықтары көрсетілген: қаржылық қиындықтар, арнаулы ғимараттардың болмауы, кадрладың жетіспеушілігі, соғыстан кейінгі кезеңдегі мұражайлардың жалпы құлдырауы. Мұражай қызметі көп уақыт бойы идеологиялық қыспақтың астында болғанын атап өткен жөн, нағыз мұражайлық құндылығы бар экспонаттардың экспозицияда көрсетілмеуі де аталды. 

Солтүстік және Шығыс Қазақстанның мұражайлары аймақтың шынайы ғылым және мәдениет орталықтарына айналды. Олар аймақтың бай табиғи және мәдени мұрасын сақтау, зерттеу және насихаттауға зор үлесін қосады.

Кілт сөздер: мұражай, экспозиция, мәдени мұра, өлкетану.

Aliyassova V.N.

Candidate of culturology science,

Pavlodar state pedagogical institute

Museum work in the North and East Kazakhstan from the end of the 19th – the first half of the 20th century.

Annotation: The article describes the history of museum development in the North and East region of Kazakhstan. In the late of the 21st century and in the first half of the 20th century were investigated the main conditions and factors of the emergence of six local history museums. There is shown the role of creating sub-offices of the Russian Geographical Society and Societies for studying Kazakhstan in the development of local history museum movement in Northern and Eastern Kazakhstan. 

The article is based on the analysis of a complex of historical materials, literary, archival and museum sources, which allow to reliably state the process of the formation of local history museums of the northern and eastern regions of Kazakhstan. In the course of the research, general scientific methods were used: analysis and synthesis, historical and logical methods.

  The article notes the role of individual personalities, thanks to the organizational and scientific activities of which it became possible to open regional museums of local history. The important factor in the growth of public interest in the museum business was the rapid development of the mass local history movement in the early 1920s.

  The article also focuses on the complexity of the process of the formation of museums, material difficulties, the lack of premises, personnel security, decadent state of museums in the post-war period. Long enough under the ideological press was all the activity of museums, the value of genuine museum objects in the structure of exhibitions was underestimated.

  Having passed the difficult way of becoming, the museums of Northern and Eastern Kazakhstan are of great importance in studying, preserving and propagating the historical, cultural and natural heritage of the region, today they are genuine scientific and cultural centers in the regions.

 Keywords: museum, exhibition, cultural legacy, local history.


Пікір жоқ

Пікір қалдыру үшін кіріңіз немесе тіркеліңіз