Басты бет » Материалдар » ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОПАГАНДЫ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РЕГИОНЕ НИЗОВЬЕ АМУДАРЬИ

МУХАМЕДОВА М. С.

ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОПАГАНДЫ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РЕГИОНЕ НИЗОВЬЕ АМУДАРЬИ

«edu.e-history.kz» электрондық ғылыми журналы № 1(05), 2016

Тегтер: Хорезмский, оазис, Каракалпакстан, историко-культурные, объекты, музеефикация, музей, археологические, объекты, памятник, туристические, маршруты, пропаганда, исследование, туризм
Автор:
В качестве объекта исследования здесь рассматривается регион нижнего течения Амударьи. Это, в частности, те памятники истории, которые удалены от современных культурных центров, но представляют значительную архитектурно-художественную ценность и вызывают неменьший интерес для массового туризма.
Мазмұны:

На территории Средней Азии расположены тысячи памятников культурно  исторического прошлого. Большинство из них взято под охрану государства. Некоторые еще предстоит изучить и открыть, и лишь немногие, наиболее известные, используются как объекты культурно-просветительского назначения и туризма. Такие известные исторические центры Узбекистана, как Самарканд, Бухара и Хива  давно стали популярными туристическими центрами. Здесь развита так называемая индустрия туризма, включающая сложный механизм управления: регламентацию в перемещении большого потока людей, воздушного и наземного транспорта, загрузку гостиниц, организацию питания, культурно-бытового обслуживания и, наконец, это организованный показ памятников истории, а также проведение экскурсий. Несомненно, что четкое взаимодействие многочисленных организаций, обслуживающих туризм, может быть оптимально организовано лишь в условиях крупного города. Сложнее обстоит дело с теми памятниками истории, которые удалены от современных культурных центров, но представляют не меньший интерес для массового туризма. Многие ценные памятники архитектуры находятся в малонаселенной местности бывших оазисов или разрушенных поселений. Несмотря на удаленность от современных городов, эти исторические места зачастую представляют собой значительную архитектурно-художественную ценность. Как правило, об этом знает только узкий круг специалистов-исследователей. В результате этого остающиеся без надзора и реставрации памятники быстро разрушаются [1]. Разработка методов сохранения памятников археологии, тех древних сооружений, которые открыты и изучены археологами, стала особой проблемой реставраторов Средней Азии. Большинство из них сооружено из сырцового кирпича и пахсы –сравнительно непрочных строительных материалов. Сухость климата Средней Азии и естественная консервация в почве позволили многим сооружениям пережить тысячелетия, донести до наших дней древнюю культуру. Однако при археологическом изучении исторической ценности этих памятников старины естественный консервирующий слой земли снимается, что ускоряет разрушение древних сооружений.

Парадокс выдающихся  археологических открытий, позволивших собрать богатейшие научные коллекции, состоит в том, что данные открытия влекут за собой постепенное разрушение раскопанных памятников буквально в течение нескольких лет. Это противоречие подтверждается многими примерами и фактами.  Так, в условиях роста современного строительства консервация и реставрация древних сооружений – нелегкая задача для специалистов [2].

Особое место в историческом наследии Средней Азии занимает древняя культура Хорезма. Район нижнего течение Амударьи, географически разделенной от остальной части Средней Азии пустынями Каракумы и Кызылкум, во все времена выделялся самобытными традициями, формированием архитектуры, искусства и ремесел. Благодаря многолетним исследованиям Хорезмской археолого-этнографической экспедиции и специалистов Каракалпакского филиала, накоплен огромный научный материал по истории и культуре Хорезмского региона. К сожалению, история Хорезма  и его достопримечательности для большинства приезжающих туристов ограничены памятниками Хивы, что несправедливо, так как памятники Хивинского ханства – лишь иллюстрация к последнему этапу  в развитии строительной техники и архитектуры Хорезмского региона.

От научного исследования и широкой пропаганды памятников истории к охране и их консервации в качестве  туристических объектов, охваченных единым кольцом маршрута,  - вот последовательность, которая привела бы к желательному результату:  полноценному сохранению памятников.

Как справедливо отмечает архитектор В.И. Артемьев в своих исследованиях, разработан проект маршрута, объединяющий  объекты из редкостного историко-культурного наследия  Хорезмской области и Республики Каракалпакстан. Длина данного маршрута (трехдневного) составляет 500 км  и в установленном Министерством культуры Узбекистана порядке именуется «Золотое кольцо Хорезма». Круг этого маршрута, разработанного в  1980-х годах, частично вбирал в себя территорию трех республик (Каракалпакстана, Узбекистана  и Таджикистана). Сюда, в частности, вошли такие  ценнейшие археологические объекты, как  Топрак-кала, Кой-Крылган-кала, Джанбас-кала и городище Кят, где родился великий ученый-энциклопедист Берунии. При составлении данного маршрута была учтена не только важность  объектов,  способных приковать к себе внимание туристов, но и, отчасти, приводились выписки из их научных паспортов.  В процессе написания данной статьи мы использовали  выдержки из фактических источников об основных объектах  маршрута, хранящихся в материалах Главного управления архивов, сведения об охране объектов, представляющих собой культурное наследие, их использовании и научной разработке (данные памятники были взяты под охрану государством в 1973 году, где в пункте  указаний об их использовании отмечалось  разрешение об их использовании в качестве объектов туризма), а именно:

1. «История возникновения и развития города на месте Топрак-калы не установлена, так как данных стратиграфических исследований, проводимых здесь, недостаточно. Впервые обследовано С.П.Толстовым в 1938 г., в 1948 годах проводились небольшие шурфовки[3]. С 1945 года, в течение ряда лет Топрак-кала исследовалась Хорезмской археолого-этнографической экспедицией под руководством С.П.Толстова. После многолетного перерыва в 1976 году возобновлены раскопки Северного комплекса Топрак-калы под руководством Ю.А.Раппопорта». Уникальный памятник хорезмийской античности харкатеризует определенный этап истории древнего Хорезма, особенности развития архитектуры и изобразительного искусства. В «комплексе арсенала» обнаружено около сотни документов на коже дерева на древнехорезмском языке. Судя по их предварительной дешифровке, они содержат различные имена, а также хозяйственные тексты.

2. «Кой-Крылган-кала была открыта и впервые исследована в 1938 г. Хорезмской экспедицией Академии наук Узбекистана. В 1950-51 гг. здесь проводились разведочные раскопки. В 1952-57 гг. Кой-Крылган-кала -  основной объект полевых раскопочных работ Хорезмской археолого-этнографической экспедиции под общим руководством С.П.Толстова, при участии М.Г.Воробьёвой, В.И.Вайнберг, Ю.А.Раппопорта [5]. Кой-Крылган-кала представляла сабой мавзолей, выстроенный  для  знатного лица в тарадициях сако-массагетской культовой архитектуры. Затем она была превращена в храм заупокойного культа, также выполнявший некоторые астрономические функции. Уникальный памятник культовой архитектуры, имеющий выдающееся научное значение для понимания многих вопросов истории культуры древнего Хорезма» [6].

3. «По сведениям уроженца Кята Беруни, этот город возник не позднее начала 4 в.н.э. К 8 в., согласно Истахри, диаметр мадины (шахристана) Кята достигал трети фарсаха (не менее 2 км), т.е. общая площадь города была, верояно, около 500 га. К концу 10 в. большая часть города с цитаделью была смыта Амударьей, жизнь преместилась в новый Кят по соседству со старым (городище нового Кята  уцелело до нашего времени), а роль столицы перешла к Гурганджу (Ургенчу). Городище расположено на юго-западной окраине г.Беруни. Оно имеет в плане подпрямоугольную форму и ориентировано фасами примерно по странам света: общая площадь – 44 га. Значение Кята прежде всего состоит в том, что он был столицей Хорезма и родиной великого среднеазиатского ученого Беруни [7]. С 1963 г. в течение ряда лет городище нового Кята по линии Института истории, языка и литературы Каракалпакского филиала Академии наук Узбекистана изучалось Ю.П.Маныловым».

4. «В 1938-1939 гг. городище Джанбас-кала исследовалось Хорезмской археологической экспедицией Московского отделения  Института истории материальной культуры Академии наук под руководством С.П. Толстова. Джанбас-кала являет собой пример небольшого хорезмийского античного города с сильными архаическими пережитками в фортификации (полное отсутствие башен) и, если верить исследователям, в особенностях городской общины (дуальная организация общины, привлечение к обороне всего взрослого населения, включая женщин)» [8].

Маршрут проследует по следующим основным пунктам: Нукус – правобережье Амударьи – хребет Султануиздаг – Элликкалинский район  - Турткуль – переправа на левый берег Амударьи – Ургенч, Хива, Ташауз – Куня-Ургенч – Ходжейли и замыкает кольцо вновь Нукус. По пути следования, наряду с таким известным центром туризма, как Хива, можно было посетить средневековые памятники Куня-Ургенча и Миздакханы, осмотреть античные развалины Элликкалы и Султануиздага. Экзотической деталью туристического маршрута была и паромная переправа через Амударью близ города Беруни. Особенно много памятников археологии находится в Элликкалинском районе Каракалпакстана, где, наряду с городищем Топрак-кала, расположены Кызыл-кала, Кой-крылган-кала, Беркут-кала, Джанбас-кала, Аяз-кала, Гульдурсун и мн. др.

К сожалению, данный проект маршрута, который должен был быть решен в 1980-х годах, не нашел своего практического воплощения. Исходя из этого, в круг проекта также вошла техническая разработка по консервации объекта Топрак-кала. Так, вокруг него было запланировано строительство специальных дорожек, автостоянки для туристов, а также возведение специальных залов для музейных экспозиций. Эти работы так и остались практически неосуществленными. За годы независимости в Республике Каракалпакстан и Хорезме  возросло  количество этих и подобных  объектов благодаря вновь раскрывшимся туристическим возможностям. Например, в соответствии с программой по развитию инфраструктуры туризма Национальной компании «Узбектуризм» можно отметить аналогичный проект. Это, в частности, вопрос, касающийся создания Национального историко-археологического парка в Республике Каракалпакстан. В этих целях  на данной территории в достаточном количестве должно быть представлено археологических находок, памятников старины, руин и развалин городищ, что наукой еще не изучено в полной мере. В их числе, например, Топрак-кала, Кой-крылган-кала, Джанбас-кала, Миздакхан, Мазлумхан-сулу и др.

Аналогичным образом не остается без внимания туроператоров и проблема Арала, ибо значительный интерес среди туристов вызывает так называемое «Кладбище кораблей», другие экологические туры. Сегодня в Республике Каракалпакстан вступил в строй еще один туристический объект - это музей имени Савицкого, что, в целом, положительно сказывается на туристических возможностях в крае. В музее, расположенном в городе Нукус, нашли, в частности, свое отражение произведения узбекского, русского и советского авангардизма и для туристов, интересующихся вопросами этого направления искусства, данный музей представляет определенный интерес.

Основные объекты в Республике Каракалпакстан, привлекающие внимание  зарубежных туристов

Наименование

Комментарий 

Миздакхан

(Гяур-кала в Ходжейли)

Археолого-архитектурный комплекс VI в. до н. э. -   XIV в.н.э. Площадь – 200 га. Включают в себя крепость Гяур-Кала, мавзолеи Шамун наби, Мазлумхан Сулу, Халфа Ережеп, Караван сарай. При раскопках найдены уникальные ассуарные погребения, монеты, различная бытовая утварь, стекло, высокохудожественные изделия из золота.

«Кладбище кораблей»

Проржавевшие останки рыбацких кораблей в старом порту Муйнака. Подобный ландшафт считается образчиком варварского отношения человека к природе.

Гульдурсун-кала

Городище IV-III вв. до н.э. - XII-XIII вв. н.э. Расположено в 20 км от города

Беруни. Внутри при археологических раскопках найдено большое количество античной и средневековой керамики, бронзовых поделок и украшений, античные и средневековые монеты. Судя по находкам монет, можно определить, что последний период обживания памятника относится к 1220 году, к моменту правления Мухаммеда Хорезмшаха, т.е. ко времени нашествия Монгольских войск в Хорезм.

Кой-крылган-кала

Расположено в Элликкалинском районе, возведено в IV-III до н.э. в соответствии с традициями  культуры Хорезма. При исследовании центрального здания было установлено, что при строительстве древние зодчие исходили из расчетов, позволяющих использовать здание как пункт астрономических наблюдений. Возможности наблюдения были заложены в проекте здания, в расположении окон. Предполагается, что звезда Фомальгаут - одна из ярких и особо почитаемых звезд и была тем астральным символом, которому посвящался храм Койкрылган-кала. Фомальгаут в переводе с арабского означает "конец воды во рту Южной рыбы", что связывает звезду с водной стихией. А культ воды в земледельческом Хорезме имел огромное значение. Здесь, на Койкрылган-кале, были найдены обломки керамических статуарных оссуариев, часть которых ныне хранится в Государственном музее истории Узбекистана.

Джанбас-кала

Городище IV в. до н.э. -I  в. н.э. В 1946-48 годы крепость впервые фотографировалась с воздуха. Прямоугольная в плане, размерами 200х170м. Собранные материалы, главным образом керамика, характерны для раннеантичной (кангюйской) культуры Хорезма.

  Чильпак

Культовое сооружение II-IV вв, IX-XI вв. н.э. Кольцевидное в плане сооружение Чильпык расположено на трассе автомобильного пути, в 43 км от Нукуса на юг (в Хиву, Самарканд, Ташкент), на вершине конического холма высотой35-40м.

Мавзолей Мазлумхан Сулу

По монетным данным постройка мавзолея датирована первой половиной XIV века. Она связывается с расцветом торговых городов Золотоордынского Хорезма, одним из которых был Миздахкан, оказавшийся на оживленных путях международной торговли.

Кызыл-Кала

I-II вв., XII - нач. XIII вв. Крепость расположена в 27 км к северу от города Бируни. Была возведена, вероятно, как оборонительная крепость и входила в цепь хорезмийских укреплений, созданных государством для защиты северо-восточного рубежа античного Хорезма. Одновременно крепость была центром сельскохозяйственной округи и узлом караванных дорог через горный хребет Султануиздаг.

Наше исследование свидетельствует о том, что инфраструктура туризма Хорезмской области и Республики Каракалпакстан не ограничивается лишь наличием  туристических ресурсов и возможностей. Безусловно, к тому имеются свои причины. В качестве примера, скажем, можно привести то обстоятельство, что она расположена  в экологической зоне Арала с развитыми  транспортными средствами  и коммуникационными технологиями. Так, уже в ближайшей перспективе ожидается достижение в республике и на ее территории следующих стратегических целей: это плодотворное использование трудовых и агроклиматических ресурсов, минерального сырья, в том числе памятников старины и возможностей туризма. Объектом нашего исследования является регион  нижнего течения Амударьи и, следует отметить, что необходимо осуществить еще множество запланированных дел. Между тем важно признать, что  хотя в Хорезмском оазисе  возможности туризма и находятся в удовлетворительном состоянии, однако, наряду с этим, в Республике Каракалпакстан условий для развития туризма и рекреации будет поменьше. Весьма большое значение в сфере туризма  имеют город Нукус и его музеи, руины городища Топрак-кала, места паломничества Султан Увайс бобо и другие. 

ЛИТЕРАТУРА

1Артемьев В. И. По караванным путям древнего Хорезма // Архитектура и строительство Узбекистана. – 1985. – №4. – С. 24-26.

2Главное управление по охране памятников и ИЗО. Паспорт городища  Топрак-кала. – С. 2;

3Главное управление по охране памятников и ИЗО. Паспорт Кой-Крылган-кала. – С. 3.

4Кой-Крылган-кала – памятник культуры древнего Хорезма IV в. до н. э.- IV в. н. э. // Труды ХАЭЭ. – Т.2. – М., 1967.

5Лапиро-Скобло М.С. К вопросу о реконструкции памятника античного Хорезма Кой-Крылган-кала // КСИЭ. – Вып. XXVI, 1956. – С.121-127.

6Манылов Ю.П. К изучению городища Кят // Вестник Каракалпакского филиала АН Уз. – 1966. – № 2. – С. 49-56; Его же. Городище Кят (источники, топография, хронология) // Общественные науки в Узбекистане. – 1973. – № 7-8. – С. 110-114.

7 Архивные документы - Главное управление по охране памятников и ИЗО. Паспорт городища Джанбас-кала. – С. 2.

МУХАМЕДОВАМ. С.

Камалиддин Бехзада атындағы Ұлттық көркемөнер

және дизайн институты,

«Музейтану» кафедрасының аға оқытушысы

АМУДАРИЯНЫҢ ТӨМЕНГІ АҒЫСЫ АЙМАҒЫНДАҒЫ ТАРИХИ-МӘДЕНИ МҰРА НЫСАНДАРЫН ЗЕРТТЕУ ЖӘНЕ НАСИХАТТАУ ҚАҒИДАТТАРЫ

  Аннотация 

Зерттеу нысаны ретінде Амудария төменгі ағысы аймағы алынды. Бқл аймақта орналасқан тарихи ескерткіштер қазіргі замауи мәдени орталықтардан шеткері орналасқанымен маңызды сәулет-шығармашылық құндылықтарға ие болғандықтан жаппай туризм үшін аса қызығушылыұты тудырады.

Түйін сөздер: Хорезм оазисі, Қарақалпақстан, тарихи-мәдени нысандар, музей, археологиялық нысандар, ескерткіш, туристік бағыттар, насихат, зерттеу, туризм.

MUKHAMEDOVA M.S.

Kamaleddin Behzad National Institute of Art and Design

Senior Lecturer of the Museology Department

THE PRINCIPLES OF STUDY AND POPULARIZATION

 OF HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE

IN THE LOWER REACHES OF AMUDARYA

Summary

The research object of this paper is the region of the lower reaches of Amudarya. This, in particular, those historical monuments which are distant from the modern cultural centers, but represent a significant architectural and artistic value and cause no less interest for mass tourism.

Keywords:Khorezm oasis, Karakalpakstan, historical and cultural heritage objects, museumification, museums, archaeological object, monument, tourist routes, popularization, study, tourism.


Пікір жоқ

Пікір қалдыру үшін кіріңіз немесе тіркеліңіз