Басты бет » Материалдар » УДК 314.15, 314:327; 94 (574); 32:93/94 ДЕПОРТАЦИЯ КУРДОВ НА ТЕРРИТОРИЮ КАЗССР ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (К 70-летию ВОВ)

ХИНКОВ-АЙТБАЕВА Н.Б.

УДК 314.15, 314:327; 94 (574); 32:93/94 ДЕПОРТАЦИЯ КУРДОВ НА ТЕРРИТОРИЮ КАЗССР ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (К 70-летию ВОВ)

«edu.e-history.kz» электрондық ғылыми журналы № 3

Аңдатпа:
Аннотация Целью данной статьи было не только рассмотреть судьбы, жизнь курдов во время Великой Отечественной Войны. В ней также прослеживаются бесконечные гонения курдов с обжитых мест, насильственная депортация «Второй волны», риск и отвага служить Советскому народу, стойкость, тыл, сплоченность, которую проявили мужчины-курды во время ВОВ. С точки зрения методологии были найдены факты из документов, в частности засекреченных материалов НКВД и НКГБ СССР из сборника писем, документов Иосифа Сталина – Лаврентию Берии: «Их надо депортировать». Материал был собран также при поддержке члена Ассамблеи Народа Казахстана, члена Ассоциации «Барбанг» курдов РК, члена Союза писателей, поэта, прозаика Гасане Хаджисулеймана. Были найдены статьи, отзывы курдов-ветеранов ВОВ, свидетельствующих об отношении к ним советских властей и вспоминающих о том, как сердечно встретил их в Джамбульской области, ЮКО и в Талдыкоргане казахский народ, как поделился с ними всем, что имел, разделил с ними кров. Много печальных страниц прослеживается в истории курдов, но сегодня они с благодарностью отзываются о казахской земле, о самом народе. В статье также поддерживаются идея Ассамблеи народа Казахстана, благодаря которой каждый курд смотрит сегодня уверено вперед в будущее. Ключевые слова: война, депортации, курды, диаспора, армия, Ассамблея,Казахстан, свидетельство, традиции, культура.
Мазмұны:

Война – есть война, и полвойны – война

(Курдская народная пословица)

В статье рассматривается отношение власти при И.В.Сталине и его самого к малым народам ССР,одним из которых, явились курды. Из истории приводится множество фактов о гонениях данного народа на различные территории, в том числе и на территорию бывшего Советского Союза. Известно, что первые годы депортации из Грузинской ССР в Казахскую ССР курды перенесли в 1937 году, а «вторая волна» депортации состоялась в 1944г. В статье приводятся примеры, свидетельства переживших тяжелое время кровопролитных войск очевидцев. Примечательно, что курды никогда не оставались в стороне от трудовой армии, созданной в те годы до выхода на фронт. Воевали за «брата», не боясь ни увечий, ни лишения жизни, воевали наряду с остальными народностями. Как печально было возвращаться выжившим в свои дома, родные места курдам, когда с недоумением и ужасом они обнаруживали исчезновение семей из собственного угла. С болью в сердце разыскивали своих родных на территории Казахстана (Джамбульская область, ЮКО, ВКО). С горечью осознавали курды, что были нужны властям Советского Союза во время ВОВ в качестве дополнительной рабочей силы, в качестве народности, которой не жалко рискнуть, лишиться ради победы. Народ, которого без особых разбирательств можно сослать на другие земли, не дав возможности собраться, по человечески распрощаться с родным краем, лишив всего нажитого имущества, отправив в неизвестность, по дороге куда большинство переселенцев погибло. И как сегодня представители курдской диаспоры с благодарностью относятся к казахскому народу, Казахстану, который приютил их в тот самый жестокий год, поделился с ними всем, что имел на тот момент. Уважительно представители и члены Ассоциации «Барбанг» курдов РК отзываются об Ассамблеи народа Казахстана, о Первом президенте Н.А. Назарбаеве, о его мудрой и дружелюбной политике на территории Казахстана, что благодаря ней, курды обрели сегодня второй дом, где царит мир, уважение и равноправие всех этнических диаспор Казахстана.

Следует учесть, что 1)При написании статьи были проработаны материалы из газеты Ассоциации «Барбанг» курдов Казахстана «Жийана Курд» 2) был исследован источник Бугай Н. «Иосиф Сталин – Лаврентию Берии: «Их надо депортировать…»: документы, факты и комментарии», в котором были впервые опубликованы ранее засекреченные материалы НКВД и НКГБ СССР, зафиксировавшие драматические страницы истории Советского Союза о насильственном выселении целых и отдельных групп народностей из территорий прежнего места проживания 3) Все сведения и факты, указанные в статье, если имеют ссылки на определенную литературу, расшифровываются в конце статьи в «Списке использованной литературы». Сноски сохранены на полях страницы внизу (для удобства при прочтении).

4) Основные сведения были собраны благодаря ярчайшим представителям курдской диаспоры, как Гасане Хаджисулейман и Князь Ибрагимович Мирзоев. 5) Использование литературы таких авторов как Н.К. Надирова и Г. Хаджисулеймана проходило не без их согласия и участия.

Курды во время ВОВ, годы репрессий

«Как полюбил я тебя, Казахстан, степь – словно добрая мать! Жаль, далеко мой родной Курдистан, мне моих гор не обнять. Я припадаю к объятьям твоим, край, что меня обогрел. Этой землею я в бедах раним, я ее сердцем воспел…» – так, начинается стихотворение «Мой Казахстан» курдского поэта, прозаика, драматурга, члена Союза Писателей Казахстана, главного редактора газеты «Жийана Курд»,обладателя золотой медали Ассамблеи народа Казахстана «Бірлік» Гасане Хаджисулеймана.

Рассматривая страницы истории XXвека, не трудно догадаться, что самыми сложными годами, по отношению к народам, особенно «малым» народам СССР пришлись 30-е гг. и годы Великой Отечественной войны. В 1937 году усилились массовые депортации «ненужных» народов, как считал И.В.Сталин, к которым отнес поляков, корейцев, ассирийцев, иранцев, турок и курдов.

Среди жертв сталинских репрессий были не только деятели науки, культуры, общественные лидеры, но ими становились и простые люди, крестьяне, беззащитные старики, женщины и дети. Прошло 77 лет с первого момента насильственной депортации курдов в Казахстан1, но пережившие, еще в детстве, эти бесправные, жестокие годы курды вспоминают это время, как время больших потерь, слез, страданий и мук. Гасане Хаджисулейман: «…родители потеряли своих детей, дети родителей. До сих пор близкие люди ищут и ждут друг друга, кровью обливаются их сердца…» [1, с.2].

Вот как эти годы вспоминает в своем очерке «Мы, Курды-Казахстанцы» доктор химических наук, профессор, первый вице-президент Инженерной академии Республики Казахстан, член Нью-Йоркской академии наук, Академик Надиров Надир Каримович:«Депортация проводилась крайне бесчеловечными методами. С весны, наиболее активно осенью 1937 и в начале 1938 годов в КазССР стали прибывать по железной дороге товарные составы под строгим контролем отрядов спец. служб и комендатуры (под конвоем). В числе многих народов – жертв сталинской национальной политики и репрессий – в вагонах «для перевозки скота» (в которых возили скот на бойню) находились и курды» [2, с.15].

Но при этом, во время Великой Отечественной Войны 1941-45 гг. курды Закавказья и депортированные, несмотря на то, что перенесли изгнания, унижение, бесправие, жестокость власти, как и все советские люди, рвались, стремились на защиту Советского Отечества. Хоть и ущемленные во многих

___________________

1. Вторая волна депортации произошла в 1941-45 гг.

правах, каждый курд считал себя гражданином СССР, понимал, что надо остановить врага, отстоять социалистические завоевания многонационального народа. «Неблагонадежный народ»(как называл курдов вождь всех народов ССР) направлялся на трудовой фронт, но при этом под именами других национальностей добирались до передовой, чтобы активно защищать свою социалистическую страну.

Н.К. Надиров в своих воспоминаниях излагает следующее: «Подвиги курдов-воинов высоко оценил Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян – в годы ВОВ курды проявили себя такими же пламенными советскими патриотами,как и другие братские народы, достойно выполняли воинский долг» [2, с.56].

Отношение И.В.Сталина и Л.Берия к малым народам СССР

К огненному 1941 году военные комиссариаты не брали курдских юношей-переселенцев, достигших призывного возраста по причине «неблагонадежности».Все курдское население было направлено на трудовую армию. Но, курды, охваченные патриотическим порывом, искали любые возможности для участия во всенародной битве, чтобы с оружием в руках дать отпор захватчикам. Те, кто по причине «антисоветские и сомнительные элементы» оставался в рядах трудовой армии выполняли самые тяжелые работы – дробили горную породу, строили дороги, прокладывали каналы. Академик Н.К. Надиров о своем брате Садыке Каримовиче, о его времени трудовых будней при ВОВ: «…началась разработка фосфоритов, работа тяжелейшая, вредная, не только для живущих, но и для их потомков. Все это приходилось делать, в частности моему брату Садыку Каримовичу, только вручную, ибо никакой техники, конечно, не было, лишь лопаты, кирки, ломы и кувалды. Очень жесткие планы и высокие нормы нужно было выполнять любой ценой… С содранными до мяса ладонями, с изъеденными песком и пылью зубами, ежедневно переворачивали столько грунта, что не всякой землеройной машине под силу. За такой, поистине адский труд спецпереселенцы получали лишь скудные пайки хлеба, которые отдавали семьям, а сами голодали. Многие из них становились инвалидами, некоторые умирали прямо на работе»[2, с.57].

Но самой жестокой волной депортации, безнравственной, лишенной человечности и понимания явилась депортация курдов 1944 года. В то время всех мужчин-курдов призывного возраста из Грузии забирали на фронт. Их отправляли в самые жаркие точки кровопролитных боев, где днем за днем, сражаясь за Советское Отечество,большинство из них обретало инвалидность или погибало. В ноябре того же года, пока мужчины отдавали свои судьбы и жизни на фронтах Советской армии из Грузии высылали в вагонах для скота без особых объяснений и оснований женщин, стариков и детей. Насильственным образом, оставшееся беспомощное население было вынуждено покинуть свои земли, обжитые родные углы, сады, хозяйство, просто распрощаться со своим нажитым за все годы имуществом. Правительство Казахстана призывало центр повременить с поставкой новых народов на специальное поселение, молило об их пощаде. Требовало перенести срок переселения малочисленных народов Закавказья– турок, курдов, хемшинов из Грузии в Казахстан с ноября 1944 г. на апрель 1945 г. Но председатель государственного комитета обороны, «вождь всех народов СССР» И.В. Сталин обязал НКВД СССРЛаврентия Берию переселить в ноябре вышеперечисленные народы в целях улучшения охраны государственной границы Грузинской СССР. Из приказа №001176 НКВД СССР Л. Берия в параграфе 4 изложено: «Операцию провести в течение 10 дней с 15 по 25 ноября сего года»[3, с.153].

Из ранее засекреченных материалов НКВД и НКГБ СССР,опубликованных в вышеуказанном документе, следует: «К 16 часам 17 ноября было отправлено 25 эшелонов (81324 чел.). По данным ОСП НКВД СССР3, на 9 декабря 1944 г. из 50 эшелонов, доставлявших спецпереселенцев из Грузии прибыло на Восток 40, из них в КазССР – 11 эшелонов (20634 чел.), в УзССР – 20 эшелонов, КиргизССР – 2 эшелона. В названые республики в 33 эшелонах прибыло 59691 чел., из них умершие – 244 чел., госпитализированные – 35 чел. УНКВД Джамбульской областисообщает, что в область поступило 797 семей (3351 чел.) из грузинских спецпереселенцев, из них детей – 1665 чел.» [3, с.155].

Но этого Л. Берии было не достаточно, он не ограничился тем, что просто выполнил, такое бесчеловечное поручение «вождя», в одном из своих писем от 2 декабря 1944 г. к И.В.Сталину народный комиссар запросил: «В связи с успешным выполнением операции по выселению из пограничных районов Грузинской ССР в районы Узбекской, Казахской и Киргизской ССР 91095 человек турок, курдов, хемшинов НКВД СССР просит наградить орденами и медалями Союза ССР наиболее отличившихся при проведении операции работников НКВД – НКГБ и военнослужащих войск НКВД»[3, с.156]. В итоге награды получили 413 человек: орден Отечественной войны Iстепени получили 25 чел., орден второй степени – 18 чел., орденом красной Звезды наградили 85 чел., 67 чел. были награждены «За отвагу», а «За боевые заслуги» – 218 чел. И никого из них не волновала судьба невинных, а то и беззащитных людей.

Годы депортации курдов, свидетельства очевидцев

До сих пор в сердцах многих, переживших 1944 год личностей,остался далеко неприятный, холодный осадок. Так, курды, проживающие на территориях ЮКО, Джамбылской и Талдыкурганской областей вспоминают: «И.В.Сталин депортировал нас, курдов в Среднюю Азию и Казахстан. К тому времени много Курдских мужчин ушло на войну. В их числе были Гусейнов А.К., Мамедов М.М., Гасанов М., Адыле А., на помощь советской армии ___________________

2. НКВД СССР расшифровывается как Народный комиссариат внутренних дел СССР.

3. ОСП НКВД СССР расшифровывается, как Отдел спец. поселений НКВД СССР.

4. ОСП НКВД СССР расшифровывается, как Отдел спец. поселений НКВД СССР.

уходили и непростые люди, из интеллигенции – курдский поэт Хачик Мурадов, писатель Алие Абдулрахман. Кто-то возвращался домой героем, кто-то нет…5Так, Бакир Мустафаев стал Героем Советского Союза, Айдын Алиев получил Орден ВОВ IIстепени; Орден ВОВ IIIстепени получили Сари Асланов, Азалхан Мустафаев, Осман Алиев и др. Но большая горечь и глубина разочарования состояла в том, что когда курдские мужчины вернулись с войны победителями в родные села, их семьи уже были вывезены в Казахстан. Многие из них не представляли даже, какие трудности, нужду и унижения пришлось вынести им при перевозке:

– отсутствие в вагонах элементарно-санитарных бытовых условий

– холода при переезде российских равнин

– отсутствие медицинской помощи

– незнание русского языка, недопонимание между солдатами и переселенцами

– отсутствие качественной пищи, иногда и полное отсутствие пищи.

В результате несколько человек попало под колеса поезда, погибшие тела (в основном от холода и голода) выбрасывали с вагонов прямо на станции, и не ясно хоронили их или нет… По приезду, несколько курдов, не привыкших к жаркому климату степи, не выдержав таких перемен, обездоленные, без средств к существованию бросались в реку или поджигали себя. Спустя месяцы, годы, разыскав своих родных в Казахстане, выжившие мужчины-курды, застали в очень тяжелом положении. Но благодаря местному населению – казахам и русским были приняты в дома, обогреты, обуты и одеты»[4, с.3].

Вот свидетельство Халилова Шадо Мухамедовича из газеты Жийана Курд (жизнь курдов) в статье «Курды Каскелена» автора Г. Бавари (№8, август 1992): «Когда мне было 12 лет, из 16 курдских сел всех мужчин отправили на войну. Спустя 3 года курдов Аспиндзинского района депортировали в Казахстан. Мы не знали, за что нас выживают из обжитых мест. В товарные вагоны грузили по 6-7 семей и отправляли на север. Куда ехали, мы не знали…». Свидетель тех дней повествовала о том, как 20 дней пробыли они с семьей в вагонах, в которых ужасно пахло, присутствовала полная антисанитария и никакого тепла в холодные, продувные дни. Шадо Мухамедович: «…В вагонах многие умерли от холода и голода. Наши вещи выгрузили на станции Алма-Ата I, была зима. На грузовых машинах нас развели по районам – Енбекшиказахский, Джамбульский и Каскеленский6» [4, с.2].

Еще один пример тех лет и первой депортации 1937 г. жительницы села КаскабулакТаласского района Жамбылской области Асановой Гозал Мъхоевной: «Моя семья проживала в селе КикачШарурского района Нахичеванской АССР. В 1937 году моя семья была перевезена в Казахстан, в село КуюкТаласского р-на Жамбылской области.Каскабулак строили уже мы сами. Родовые старейшины АйналеХапыш, ХасанеМъхо и др. ездили весной 1938 г. по району в поисках удобного места для строительства жилья. У подножья гор был обнаружен родник «Каскабулак» (иак называли его местные жители). Государство выделило деньги на строительство, работали все дружно – женщины подносили кирпичи, мужчины возводили стены. Позже был организован колхоз. Под ведением первого председателя колхоза Айнале Хапышамы занимались посевом зерновых, скотоводством, пахали плугами на быках, лошадях. Каждый год сдавали государству зерно, мясо, шерсть. Колосья косили, молотили в ручную. Пешком ходили километры до ближайшего магазина. А во время войны ушло из нашего села много мужчин. Из этих многих вернулись живыми только двое – Мусае Али и Хасане Ало. Пришли с наградами, орденами и медалями на груди… Сейчас я на пенсии. У меня большая семья, в которой 22 внука и 4 правнука. Я радуюсь, что они живут на земле, где не рвутся снаряды. Я внушаю им уважение к этой земле, ее традициям и языку. Видеть успешными своих детей и внуков – это и есть счастье» [5, с.3].

_______________________

5. Сведения взяты из источников газеты ассоциации курдов РК «Барбанг» – «Жийана курд» и монографии Н.К. Надирова – «Мы, Курды – Казахстанцы».

6. В перечисленных районах сегодня живут, работают на благо современного государства уже сложившиеся, расширившиеся диаспоры курдов.

Следующий рассказ ветерана войны и труда Айдына Сылоевича Алиева в очередной раз подтверждает жестокую награду «отца народов» за заслуги его и соплеменников на войне. Айдын Алиев с самого раннего возраста (17 лет) служил в рядах Советской Армии, участвовал в боях за освобождение Малой Земли, воевал на Курдской дуге, дошел до Будапешта. В 1944 г. был ранен. Выписавшись, снова вернулся в строй, продолжал воевать. Но что пережил А.С. Алиев придя домой в 1946 г., в тогда родные края. Его встретили чужие люди. Родных в своем доме не нашел. Так поэту, почетному представителю Ассамблеи Народа Казахстана Г. Хаджисулейману удалось побеседовать с ветераном: «… В 1946 году я (А. Алиев) вернулся в родные края. В родном селе ноги сами несли меня к отчему дому. Но на пороге меня встретили чужие люди. От новых жильцов моего дома я узнал, что мой дом мне уже не принадлежит. А от районного военкомата достал информацию, что моя семья была депортирована в Казахстан. Искать семью пришлось целых два месяца. И я их нашел… я защищал родину, а мою семью депортировали. Мы Сталина почитали за Отца народов. Бросали за него и за Родину себя под танки. Воевали за светлый день, за мир и покой. А «отец народов» зимой, в мороз выбрасывал наших детей и женщин на улицу. Это была жестокая награда за мои и моих соплеменников заслуги на войне» [6, с.1; 6, с.3].

Но были и совершенно трагические случаи. Достаточно привести свидетельство Зия Алиева – обладателя ордена Красной звезды, Отечественной войны I, II-й степени, полтора десятка медалей за подвиг. Когда началась война его братьяМуратха, Бехшет, Шафкат, Атабаша погибли. Он жалеет что остался в живых, так как уходя на фронт оставил мать, жену, годовалого сына, младшую любимую сестричку. Вернувшись, узнал, что все погибли от холода и голода, пока везли их в фанерных товарных вагонах около 20 суток[2, с.62-63].

По точным данным отечественных историков, благодаря их анализу были выявлены следующие факты. Так историком Кубеевым Р.Д. в статье «О некоторых мерах по социализации спецпереселенцев в Казахстане (1949-1955 гг.)» были указаны точные цифры спецпереселенцев из Грузии и северного Кавказа – 29832 чел., эшелоны которых направлялись в Каз.ССР, описал также конкретные цели и задачи советских властей по отношению к малым народам и иным поселенцам на юго-восток СССР [7, с.74-76]. В статье Жанбосиновой А.С. «Великая Отечественная Война в региональных источниках» были приведены факты из деятельности и работ НКВД во время ВОВ, о том как на территории Казахстана было создано отделение военнопленных и интернированных. В статье Жанбосиновой А.С. также говорится об использовании дармового труда военнопленных различными предприятиями, такими как цветной и черной металлургии, горнорудные предприятия, заводы и т.д. За нарушение режима интернированные наказывались гаупвахтой, карцером, штрафными батальонами; расстрел не был редким случаем наказания. Также автор привела в свидетельство следствие, касающееся максимального использования насильного труда заключенных, которое при полном пренебрежении к правилам техники безопасности привело к трагическим последствиям и колоссальному количеству смертельных случаев среди военнопленных [8, c.101-107].

Очень чутко и правдиво о гражданственности и патриотизме северокавказцев в годы депортаций написал Койчуев А. А-Дж в статье. Приведя свидетельство спецпереселенца-карачаевца, как таковых считали поначалу изменниками родины (под таким предлогом часто объясняли местным жителям, на чьи территории были депортированы малые народы северного Кавказа сотрудники НКВД). И несмотря на многие унижения, лишения малые народы трудились в рядах трудовой армии непокладая рук, не жалели себя в рядах фронтовой армии в годы ВОВ, что например только в Джамбульской области были премированы 3045 спецпереселенцев в начале 1946 года за высокие производственные показатели [9, с.76-81].

За что же воевали курды? За награды? Ради каких земель и ради какой власти все это было создано? Многие из них стали инвалидами, большинство из них потеряло свои семьи, близких.

Ассоциация курдов «Барбанг», вклад в культуру курдов

Г. Хаджисулеймана и К.И. Мирзоева

О бесправии по отношению к курдам и другим малым народам при Советской власти, особенно в годы ВОВ можно рассуждать долго. Сегодня каждый представитель диаспоры с благодарностью отзывается о главе государства – Н.А. Назарбаеве, об Ассамблеи Народа Казахстана, созданной в 1995 году, о независимом Казахстане, где уважают культурные ценности, язык, традиции каждого народа. Г. Хамкеш – корреспондент газеты «Жийана Курд», по сведениям членов курдской диаспоры отмечает: «Казахстан можно сравнить с цветущим лугом, где представители разных народов, как цветы украшают своим многоцветием окружающий мир. Здесь все народы живут в мире, согласии и дружбе. В этом заслуга мудрой политики нашего многоуважаемого президента Н.А. Назарбаева. Мы имеем все права в республике Казахстан, развиваясь вместе с другими народами и народностями» [6, с.3].

Подытожить сложившуюся дружбу курдского народа и казахского после депортаций и ВОВ следует стихами поэта, яркого представителя АНК Г.Хаджисулеймана:

Брат мой, казах, ты свободно вздохнул,

Крылья расправил твой край…

Кто тебя вел? Ауэзов, Джамбул,

Юный Шокан и Абай.

Ты отстоял себя в дни декабря,

Новый простор тебе дан.

Пусть над тобою восходит заря,

Гордость моя, Казахстан!

Много пословиц и поговорок существует у курдов про братство и соседей. Примечательно то, что между ними есть и пословицы о соседях-казахах. Вот некоторые из них, возникшие после годов депортаций и Великой Отечественной Войны:

– Если твой сосед казах, благополучие и достаток тебе обеспечен.

– Если твой сосед казах, он будет тебе родным Ага.

– Если сосед твой казах, будешь жить беззаботно.

– Находясь у соседа-казаха дома лютой зимой, кажется, что наступила весна.

С момента обретения независимости РК функционирует Ассоциация курдов «Барбанг», президентом которой является доктор филологических наук, востоковед, член Международной академии наук Высшей школы, обладатель ордена «Құрмет»– Князь Ибрагимович Мирзоев. Ассоциация создала 4 фольклорные группы. Одна из них – фольклорная группа «Стерк», которая возобновляет древнюю курдскую культуру, традиции, обычаи через старинные танцы, песни, музыку. Группа «Стерк» участвует во многих курдских национальных праздниках, выступает на свадьбах и торжествах. Не раз были награждены грамотами и дипломами. К.И. Мирзоев поддерживает идею о создании большего количества фольклорных групп, ансамблей, кружков. Ведь именно так доступно можно донести до любого сердце культуры отважного, отчаянного, но дружелюбного народа – курдов, для которых Казахстан стал не просто убежищем, а родным домом с пестрым многообразием братьев и сестер.

Несмотря на то, что курды пережили во время ВОВ, их сердца не озлобились, учитывая также, что при советской власти у курдов права были «менее развиты», чем у больших народностей, многие из них добивались получать образование наряду со всеми, поступали не только в ВУЗы, но и в аспирантуры. Естественно далеко не каждому удавалось достичь определенных вершин в аспекте образования и карьеры (при той власти), но тем не менее данной диаспоре есть кем гордиться. Достаточно привести пример судьбы академика, доктора химических наук, аспиранта Московского государственного педагогического института им. Н.В. Гоголя, ныне первый вице-президент Национальной инженерной академии РК – Надир Каримовича Надирова, который внес значительный вклад в инженерную науку Казахстана и является генеральным директором НИЦ «Нефть» НИА РК. Выражаю также благодарность Институту истории и этнологии им. Ш.Ш. Уалиханова КН МОН РК за сотрудничество и запредоставлении дополнительных сведений о депортации малых народов Северного Кавказа на территорию Казахстана.

Выражаю особую благодарность за содействие и помощь в предоставлении материалов и конкретной информации, касающейся темы статьи публицисту, главному редактору газеты «Жийана Курд», писателю, поэту Гасане Хаджисулейману.

Выражаю благодарность также доктору химических наук, профессору, первому вице-президенту Инженерной академии Республики Казахстан, члену Нью-Йоркской академии наук, академику Надир Каримовичу Надирову. Благодарю также за краткое интервью президента Ассоциации «Барбанг» курдов РК, доктора филологических наук, востоковеда, профессора Князя Ибрагимовича Мирзоева.

Литература

1.  Хаджисулейман Г. 70 лет депортации курдов в Казахстан // Жийана Курд: газета ассоциации курдов РК «Барбанг». – 2008. - февраль. - №2 (123) – 4 с.

2.  Надиров Н.К. Мы, курды-казахстанцы. Монография. – Алматы: Print-S, 2003. – 55 6с.

3.  Бугай Н. Иосиф Сталин – Лаврентию Берии: «Их надо депортировать…»: документы, факты, комментарии. Cборник статей. – Москва: Дружба народов, 1992. – 288 с.

4.  ХаджисулейманГ.Мы, курды-казахстанцы // Жийана Курд: газета ассоциации курдов РК «Барбанг». -2004. – август. - №8 (92).– 4 с.

5.  Хамкеш Г. Каскабулак строили сообща // Жийана Курд: газета ассоциации курдов РК «Барбанг». –2006. – март-апрель. – №3-4 (105). – 4 с.

6.  Гасанова М. Славный путь длиною в 80 лет; Г. Хамкеш. Мы все в ответе за будущее // Жийана Курд: газета ассоциации курдов РК «Барбанг». – 2004. – сентябрь-октябрь. – №9 (93). – 4 с.

7.  Kubeyev R.D. About some measures on socialization of special settlers in Kazakhstan (1949-1955) // Отан тарихы: ғылыми журнал. – 2014. – №2 (66). – С.73-80. – 199 с.

8.  Жанбосина А.С. Великая Отечественная Война в региональных источниках // Отан тарихы: ғылыми журнал. – 2014. – №1 (65). – С.101-109. – 213 с.

9.  Койчуев А.А-Дж. О гражданственности и патриотизме спецпереселенцев-северокавказцев в период депортации 1943-1957 гг. // Отан тарихы: ғылыми журнал. – 2012. – №2 (58). – С.76-81. – 180 с.

10.  «Курды Казахстана вчера и сегодня» Г.Хаджисулейман // Жийана Курд: газета ассоциации курдов РК «Барбанг». –2004. – июль, №7 (91).– 4 с.

11.  Хаджисулейман Г. Дорога жизни. Очерк. – Алматы: EuroPrint, 2009. – 141 с.

12.  Вопросы методологии казахстанской модели межэтнического единства и согласия // Материалы IIIгор. науч.-практической конференции НЭГ АНК г. – Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2015. – 141 с.

13.  Жұлдызы жарқыраған Жетісу. Қазақ, орыс, ағылшын тілдеріндегі көркем суретті басылым. – Алматы, 2008. – 304 б.

14.  Assembly of People of Kazakhstan in the history of the country. Committee on Language Development and SPW of the MCS RK, Institute of Social and Political Studies. – Almaty: KAZakparat, 2015. – 236 c.

15.  Современная литература народа Казахстана. Коллективная монография / под ред. С.В. Ананьевой – Алматы: Evo Press, 2014. – 488 c.

16.  http://kurdistan.ruот 1 мая 2014

17.  http://www.assembly.kz/май-июнь 2015

18.  http://www.hrono.ru/organ/ukazatel/abbr_u.phpмай 2015

ХИНКОВ-АЙТБАЕВА Н.Б.

ҚР БҒМ ҒК

М.О. Әуезов атындағы Әдебиет және өнер институты. Өнертану магистрі

Қазақстан композиторлар одағы мүшесі

ҰЛЫ ОТАН СОҒЫСЫ КЕЗІНДЕГІ КҮРДТЕРДІҢ ҚАЗАҚСТАНҒА ЖЕР АУДАРЫЛУЫ 

(ҰОС 70 ЖЫЛДЫҒЫНА)

Резюме

Аталған мақаланың басты мақсаты күрд халқының Ұлы Отан соғысы жылдарындағы тағдыры мен өмірін жан-жақты қарастырумен қатар, олардың туған жерінен қуылуы, «Екінші толқын» сынды күшпен жер аудару, Кеңес халқына қызмет ету жолындағы ерліктері мен өмірдегі қиыншылықтары, ҰОС кезеңіндегі күрд ерлерінің ауызбіршілігі мен қайсарлығын қарастыру. Әдістемелік тұрғыдан ІІҰК(НКВД) және КСРО МКҰК (НКГБ) құпия құжаттарынан алынған нақты деректер мен мәліметтерден, сондай-ақ, Иосиф Сталиннің Лаврентий Берияға жазған хаттар жинағындағы «Их надо депортировать» сынды күрд ұлтына қатысты нақтылы материалдар алынады. Аталған құжаттарды жинақтауда Қазақстан Халықтары Ассамблеясының, ҚР «Барбанг» күрдтер Ассоциациясының және ҚР Жазушылар Одағының мүшесі, ақын, прозаик Гасан Хаджисулеймен үлкен қолдау көрсетті. ҰОС күрд-ардагерлерінің кеңес үкіметінің оларға қандай қарым-қатынаста болғандығын сипаттайтын, жер аударылып келгенде оларды ОҚО, Жамбыл облысы және Талдықорғанда қазақтардың жүрекжарды қарсы алғандығын суреттейтін мақалалары мен қалдырған пікірлері қолданылды. Онда қазақтардың жер ауып келген халықпен қолындағы барымен, тіпті үйімен бөлісуі айтылады. Күрдтердің тағдыр тезінде қайғылы кезеңдердің болғаны белгілі, бірақ бүгінгі күні олар қазақтың дархан жеріне, оның заңды иегері қазақ ұлтына үлкен құрметпен алғыс айтады. Мақалада сондай-ақ күрд ұлтының бүгінгі күні өз болашағына үлкен сеніммен қарауына негіз боп отырған Қазақстан халқы Ассамблеясының идеясы сөз болады.

Түйін сөздер: соғыс, жер аудару, күрдтер, диаспора, әскер, Ассамблея, Қазақстан, куәлік, дәстүр, мәдениет.

THE DEPORTATION OfKURDS TO THE TERRITORY OF Kaz.SSR

DURING THE SECOND WORLD WAR

(To the 70th anniversary of WWII)

KHINKOV-AITBAYEVA N.B.

Master of Arts

M.Auezov Institute of Literature and Art

Member of the Union of composers of Kazakhstan

DEPORTATION OfKURDS TO THE TERRITORY OF Kaz.SSR

DURING THE SECOND WORLD WAR

(To the 70th anniversary of WWII)

Summary

The purpose of this article is to consider not only the fate and live of Kurds during the period of Second World War. It also traced endless persecutions of Kurds from their homes, the «second wave»forced deportation, a risk and courage to serve the Soviet people, also the resistance, rear and cohesion displayed by the Kurdish men in the WWII.In terms of methodology were found a plenty of facts of the documents, particularlythe secret materials of the NKVD and NKGB USSR from the collection of letters, documents in Joseph Stalin to Beria Lawrence: «They should be deported». The material was collected with the support of member of the Assembly of People of Kazakhstan, a member of the Kurdish Association «Barbang», a member of the Union of WritersRK, the poet and novelist Hasan Hajisuleiman. The articles and reviews of World War II Kurds-veterans were foundedby their evidencing of the Soviet authorities attitude to them, also it was about how they were warmly met by Kazakhs in Zhambyl region, South Kazakhstan region and Taldykorgan, how they shared with Kurds all that they had, shared with them a shelter too.Many sad pages observed in the history of the Kurds, but today they respond with gratitude to Kazakh land, to Kazakh people. The paper supports the idea of Assembly of People of Kazakhstan, that every Kurd looks forward confidently to the future today.

Keywords: war, deportations, Kurds, diaspora, army, Assembly, Kazakhstan, evidence, traditions, culture.


Пікір жоқ

Пікір қалдыру үшін кіріңіз немесе тіркеліңіз