Home » Materials » РОЛЬ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В ПРЕПОДАВАНИИИ ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА

Гумарова А.А.

РОЛЬ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В ПРЕПОДАВАНИИИ ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА

Scientific E-journal «edu.e-history.kz» № 2

Tags: этнопедагогика
Annotation:
ЭТНОПЕДАГОГИКА - особое направление в исследовании социализации и образования. Она сформировалась во 2-й половине 20 века как междисциплинарная отрасль знаний на стыке этнологических и психолого-педагогических наук. В этнопедагогике традиционная культура, быт, семейно-родственные отношения рассматриваются в их влиянии на становление личности и интерпретируются в категориях педагогики. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания. В казахском народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.
Text:

Гумарова Айгуль Абухановна

учитель истории, общеобразовательная средняя школа имени Маншук Маметовой

РОЛЬ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В ПРЕПОДАВАНИИИ ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА

ЭТНОПЕДАГОГИКА - особое направление в исследовании социализации и образования. Она сформировалась во 2-й половине 20 века как междисциплинарная отрасль знаний на стыке этнологических и психолого-педагогических наук. В этнопедагогике традиционная культура, быт, семейно-родственные отношения рассматриваются в их влиянии на становление личности и интерпретируются в категориях педагогики.

Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.

В казахском народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Недавно возникшая этнопедагогика занимает свое место в системе педагогических наук, взаимодействует с другими; она тесно связана со смежными науками.

В современных условиях этнопедагогика играет неоценимую роль в преподавании предмета история Казахстана, в ее изучении и освоении учащимиися.

  Обучение  и  воспитание  детей  исторически  возникли  с  развитием человечества. Чтобы сохранить себя как вид на Земле,  уже  первобытные  люди были заинтересованы в том, чтобы  передать  молодому  поколению  накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружения жилища и т.д.

Эти первоначальные виды  обучения  и  воспитания,  когда  ребенок  овладевал знаниями,  умениями  и  навыками  в  процессе  совместной  деятельности  со взрослыми,  подражая  им.  Новое  поколение,  восприняв  опыт  предков, использовало его, добавляя при этом в него что-то новое, более  совершенное.

Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура. Одновременно развивались и первые идей обучения  и  воспитания  детей как продолжателей  рода.  Вместе  с  опытом  трудовой  деятельности, направленного на удовлетворение  насущных  жизненных  потребностей  в  пище, одежде, жилище и др., передавался и опыт общения людей друг  с другом.  Эти отношения  из  поколения  в  поколение  закреплялись,  развивались  и совершенствовались в языке, живописи, символах.

  С появлением и развитием казахской народной культуры появляются правила обучения  и воспитания  детей,  советы  и  наставления,  заповеди-запреты  и  заповеди-

разрешения.  С  веками,  передаваясь  от  поколения  к  поколению,  они оттачивались, конкретизировались  и  дошли  до  нас,  подтверждая  понимание нашими  предками  великого  значения  воспитания  и  обучения  детей  для сохранения и процветания народа.

  Так постепенно, от века к веку шло становление  народной  педагогики, традиционной культуры воспитания. Она включает: совокупность системы знаний об идеале человека как цели воспитания; совокупность идей, позволяющих осуществлять обучение и воспитание детей; средства и факторы обучения и воспитания, включающие все  элементы  народной культуры.

  Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему  обучения  и  воспитания. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную  педагогику:  "Без памяти нет традиций, без  воспитания  нет  духовности,  без  духовности  нет личности, без личности нет народа как исторической общности".

  Человек — связующее, по меньшей мере, трех столетий. В  том  столетии жили дедушки и бабушки со своими родителями, мы их помним, в  этом  столетии мы живем со своими родителями и детьми, а вот в следующем  будут  жить  наши внуки со своими родителями и детьми. Они нас будут помнить. Что же  касается педагогических традиций, носителями которых мы сами являемся, то  сохранение их в роду в течение трех веков — это и есть народная педагогика в действии.

  Эпохи, люди, их  культуры  неповторимы.  Каждая  из  них  имеет  свой характер, свои уникальные черты.

  Удаленность древних цивилизаций во времени не  позволяет  в  точности воссоздать их облик. Но почувствовать дыхание жизни наших  предков  помогают нам народная культура, народные  традиции,  выражающиеся  в  материальных  и духовных памятниках. Ведь древние цивилизации — не угасшие  миры,  свет  от них еще  идет  к  нам.  Их достижения  —  часть  современной  культуры. Уроки прошлого призваны  служить  благородным  целям современности — взаимопониманию и взаимообогащению народов и осознанию  себя наследниками общего богатства, накопленного предшествующими поколениями.

 

Список литературы

  1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1974.
  2. Жарикбаев К.Б., Калиев С.К. Антология педагогической мысли Казахстана. - Алматы: Рауан, 1995.
  3. Материалы с сайта http://e-kitaptar.com
  4. Материалы с сайта http://www.lekcia.com
  5. Материалы с сайта http://www.i-u.ru

 


No comments

To leave comment you must enter or register