Home » Materials » Д. Касымова¹, Б. Құдайбергенұлы². ¹К.и.н., ВНС. ²К.и.н., зам. директора по научной работе ИИиЭ им. Ч.Ч. Валиханова. Казахстан, Алматы қ.

МРНТИ: 03.20.00 НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В КАЗАХСТАНЕ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ: ДИРЕКТИВНЫЙ СТИЛЬ

Д. Касымова¹, Б. Құдайбергенұлы². ¹К.и.н., ВНС. ²К.и.н., зам. директора по научной работе ИИиЭ им. Ч.Ч. Валиханова. Казахстан, Алматы қ.

Scientific E-journal «edu.e-history.kz» № 1(25), 2021

Tags: Казахская ССР , Ж. Шаяхметов, голод в СССР в 1946/47 гг., мобилизационная экономика
Annotation:
В статье ставится задача рассмотреть, как руководство Казахской ССР выполняло директивные указания И. Сталина о выправлении ситуации в сельском хозяйстве, что привело к голоду после войны. Засуха, подчинение ресурсов сельского хозяйства укреплению военно-промышленного комплекса и необходимость решать ряд таких внешнеполитических задач, как расширение сферы советского военно-политического влияния в Европе и Азии, пополнение золотовалютных запасов, привели к истощению зерновых запасов в стране. В официальных советских партийных документах и исследованиях до горбачевской перестройки, о голоде 1946-1947 гг. не упоминается. Историки считают, что основная причина этого была в том, что голод был вызван политическими и идеологическими факторами, которые наложились на природные катаклизмы (засуха) и систему организации хлебозаготовок. Какие причины указывались в качестве факторов голода в республике, и к каким практикам прибегало партийное руководство Казахской ССР для выправления ситации в сельском хозяйстве?
Text:

Введение. Война стала катализатором нескольких процессов, которые изменили как статус Казахстана в рамках СССР, так и его политико-экономические параметры. Управление экономикой в послевоенное время в Казахстане представляло собой сложный комплекс иерархически выстроенных и системноорганизованных процессов, которые относились к структурам союзного значения/подчинения и республиканского. В ведении республиканского руководства находилось сельское хозяйство прежде всего, и основными направлениями были все виды животноводства. В статье ставится задача рассмотреть как руководство Казахской ССР выполняло директивные указания И. Сталина об выправлении ситуации в сельском хозяйстве, что привело к голоду после войны.

Материалы и методы. Статья основана на анализе советских партийных документов – законы СССР о выправлении ситуации в сельском хозяйстве в послевоенные годы, стенограммы пленумов ЦК КП (б) Казахской ССР, выступления руководителей компартии Казахской ССР и статистические данные. Современный подход к советским официальным документам предполагает критический анализ дискурса с учетом специфики тоталитарного режима – централизованное планирование, директивный метод в условиях мобилизационной экономики.

Обсуждение. В казахстанской исторической науке вопросами экономического развития в послевоенное время занимаются Абылхожин Ж. (Абылхожин, 1997] и Сактаганова З. (Сактаганова, 2017) Их позиции относительно причин кризисного состояния казахской экономики в послевоенное время состоят в критическом отношении к советской модели системы управления в условиях мобилизации принудительного труда и минимальных вложениях в инфраструктуру. Российская историография представлена работами Зимы В.Ф. (Зима, 1996), который считает, что голод был вызван прежде всего политико-административными причинами: «Голода 1946–1947 гг. в СССР могло не быть, поскольку государство располагало достаточными запасами зерна. Одна его часть, не самая крупная, экспортировалась. В течение 1946–1948 гг. экспорт составлял 5,7 млн т зерна, что на 2,1 млн т. больше экспорта трёх предвоенных лет. Другая, основная часть запасов никак не использовалась. На неприспособленных для хранения складах зерно портилось настолько, что не годилось к употреблению. По неполным подсчётам, за 1946–1948 гг. в целом по СССР было начисто загублено около 1 млн т. зерна, которого могло хватить многим голодающим» (Зима, 1996: 9).

В официальных советских партийных документах и исследованиях до горбачевской перестройки о голоде 1946-1947 гг. не упоминается. Принадлежность к высшей партийно-государственной номенклатуре спасала от голода: голод «не распространялся на партийно-советскую номенклатуру и приближенный к ней хозяйственный, военный, научный и культурный актив, что составляло не более 5% населения. Аппарат ЦК ВКП(б), Совмин СССР, бюро республиканских, краевых и областных органов власти обеспечивались продовольствием и промтоварами высшего качества бесплатно и с доставкой на дом» (Зима, 1996). Историки считают, что основная причина была в том, что голод был вызван политическими и идеологическими факторами, которые наложились на природные катаклизмы (засуха) и систему организации хлебозаготовок. «Завеса секретности была настолько плотной, что писать и говорить о нем было запрещено» (Зима, 1996: 9). Советское руководство предпочитало управлять полуголодным населением, оправдывая трудности возможной агрессией со стороны империалистических держав, для чего жизненно важно было держать запасы на случай войны (Зима, 1996: 147). И кроме того, необходимы были золотовалютные запасы, поэтому зерно продавалось на внешних рынках. В Казахстане в годы первой послевоенной пятилетки (1946-1950 гг.) средняя урожайность была 5.6 ц/га, показатель 1913 г. В тяжелейшем состоянии находилось животноводство (Абылхожин, 1997: 233). «Особенностью было то, что голод охватил не только районы, подвергшиеся засухе, а и большинство других, опустошенных государственными заготовками. Никогда прежде не наблюдалось подобного расползания голодного бедствия по всей территории СССР. Голодало около 100 млн. человек. Голод не закончился в 1947 г. Не такой сильный, как раньше, он продолжал уносить человеческие жизни во многих регионах в 1948 г. и даже в 1949 г. По примерным расчетам в Советском Союзе с 1946 г. по 1948 г. включительно от голода и вызванных им болезней, в том числе эпидемий тифа, погибло около 2-х млн. человек. Миллионы людей стали калеками из-за употребления в пищу суррогатов»(Зима, 1996: 147). Голод сопровождался массовыми эпидемиями и отравлениями. «Весной 1947 г. массовые заболевания так называемой септической ангиной были отмечены в 30 областях, краях и республиках России и ряде областей Казахстана. В апреле в Горьковской области было учтено 5 тыс. больных, в Челябинской – более 2,8 тыс. Тяжелое положение было в Куйбышевской, Курганской, Новосибирской, Саратовской, Чкаловской, Ярославской, Западно-Казахстанской (Казахская ССР) областях, Башкирской и Удмуртской АССР»(Зима, 1996: 81). Руководство Казахстана и области РСФСР обратились за помощью к центральному правительству в связи продовольственными проблемами: «Как и в 1947 г., несмотря на строгий запрет властей и органов здравоохранения в феврале-марте 1948 г. тысячи голодных людей собирали перезимовавшее в поле под снегом зерно. Сообщения об отравлениях поступали со всех концов страны. Из Курганской области сообщали, что во многих колхозах в связи с отсутствием хлеба люди употребляли в пищу собранное в поле ядовитое зерно. В 3-х районах области имелось до 200 человек, болевших септической ангиной. Просили оказать колхозам продовольственную помощь. Аналогичного содержания телеграммы поступали в центр из Алтайского и Краснодарского краев. Вологодской, Горьковской, Молотовекой, Новосибирской, Саратовской, Чкаловской, Ярославской областей, Башкирской и Татарской АССР, Казахской ССР и др.» (Зима, 1996: 91). В результате недорода зерновых в 1948 г. значительная часть переселенцев в северных и северо-восточных районах Казахстана не обеспечивалась продовольствием. По неполным данным МВД СССР, в Акмолинской, Актюбинской, Кокчетавской, Кустанайской, Северо-Казахстанской, Семипалатинской областях на 1-е апреля 1949 г. было учтено 118259 выселенцев, остро нуждающихся в хлебе, из них 2590 больных дистрофией. Было зарегистрировано 18 случаев смертности от истощения и недоедания (Зима, 1996: 94).

Руководство страны имело полную информацию о ситуации в сельском хозяйстве и надвигающейся продовольственной катастрофе. Но принятые меры были директивного характера и отражали особенности режима – жесткий контроль над умами и настроениями населения, введение новых мер и способов наказания, поиски внутренних врагов и вредителей, действия которых привели к кризису. Главной причиной называется несоблюдение Устава сельскохозяйственной артели и нарушение трудовой дисциплины. В сентябре 1946 года Совет Министров СССР принимает Постановление, которое неукоснительно на всех уровнях требуется провести в жизнь и найти виновных в кризисе (Совет Министров CCCР). Как основные причины проблем в сельском хозяйстве указывались как: 1) неправильное расходование трудодней; 2) расхищение общественных колхозных земель; 3) растаскивание колхозного имущества; 4) нарушение демократических основ управления колхозами. Кто отвечал за продовольственный кризис в первую очередь? Первые руководители республик должны были выявить виновных и строго наказать. Прежде всего это были председатели колхозов: «...самая многочисленная «посадка» председателей колхозов производилась во II полугодии 1946 г., как раз во время проведения государственных хлебозаготовок. Именно в этот период в Российской Федерации привлечено к уголовной ответственности более 5500 председателей, в Украинской ССР – 1148, Белоруской ССР–345, Казахской ССР – 317. Заодно с председателями колхозов пострадал сельсоветский и колхозный актив: в I полугодии 1946 г. всего по СССР осудили 2229 активистов, во II-м – 4671; в I полугодии 1947 г. – 3787 человек, а во II-м – 1807, т. е. в два с лишним раза меньше, чем в 1-м. В этом тоже сказалось названное выше постановление ЦК ВКП(б). Как и в случае с председателями колхозов, больше всего «преступлений» дали активисты России (2468), Украины (612), Казахстана (308), Белоруссии (123)» (Зима. 1996: 104). Руководители республик получили грозную телеграмму Сталина и Жданова, в которой они винили руководителей республик, краев и областей, не выполнявших план сдачи хлеба, в небольшевистском отношении к делу, в укрывательстве саботажников и расхитителей: «Совет Министров СССР и ЦК КП(б), располагают данными о том, что за последнее время участились случаи укрытия хлеба от сдачи государству и его расхищение. В ряде колхозов антигосударственные элементы тормозят обмолот и очистку зерна, загоняют много зерна в так называемые отходы, умышленно проводят некачественный обмолот, оставляя большое количество зерна в соломе, скрывают необмолоченный хлеб в скирдах, незаконно засыпают в семенные фонды зерно с производственных посевов и так далее, а местные партийные и советские организации, а также органы суда и прокуратуры сплошь и рядом проходят мимо этих преступных действий. Партийные и советские органы обязаны решительно пресекать все эти противогосударственные действия, разоблачать и судить укрывателей хлеба, воров и расхитителей, выявлять укрываемый хлеб и обеспечивать сдачу его государству» (Совет Министров CCCР, 1946). За неисполнение приказа применялись репрессии в отношении руководителей всех уровней. По секретному постановлению Совмина СССР № 2319 от 17 октября 1946 г. были срочно созданы дополнительно 3 тыс. временных глубинных пункта для ускоренной приемки зерна в районах Урала, Сибири, Казахстана и центральных областей РСФСР. Всего в 1-й половине 1947 г. в Союзе насчитывалось 28,6 тыс. глубинных пунктов хранения зерна. Но пункты приемки зерная не были готовы, и зерно зачастую оказывалось под открытым небом и гнило: «Всего при проверке ссыпных пунктов, баз и элеваторов было выявлено 2485,6 тыс. т влажного и сырого хлеба, в том числе в Алтайском крае – 408 тыс. т, в Чкаловской области –253.3, Белорусской ССР – 196,3, Новосибирской области – 165.3, Куйбышевской – 129,9, Казахской ССР – 117,5, Горьковской области – 115, Башкирской АССР – 102,3» (Зима, 1996: 151).

Республиканское руководство обязано было в двух месячный срок провести всестороннюю проверку состояния дел в колхозах и совхозах и «установить» степень виновности в каждом конкретном случае. Была дана команда и процесс пошел. Руководство Казахской ССР строго следовало указаниям Москвы и не упоминало о голоде, нехватке продуктов питания, а имеющиеся проблемы объясняло техническими факторами, и прежде всего низким качеством семенного материала, слабым руководством над работой МТС (машинно-тракторных станций), но при этом не говорится о нехватке техники и её состоянии: «В 1940 году колхозы обеспечили себя собственными семенами на 90%, в 1941 году засыпка собственными семенами снизилась до 66%, в 1943 году до 56%, в 1944 году – до 54%... В 1945-46 гг. обеспеченность колхозов собственными семенами поднялась до 76%»(Стенограмма XVII пленума Центрального Комитета КП (б) Казахстана. 1947). Качество семян также неудовлетворительное, и это вина Министерства. Ни в одном выступлении Ж. Шаяхметова и руководителей республики не говорится о засухе и голоде(Доклад т. Шаяхметова Ж. О выполнении постановления. 1946). Основные причины невыполнения плана хлебозаготовок – неудовлетворительная организация работы руководителями, плохая дисциплина, несоблюдение Устава сельхозартели, рвачество и т.д. Однако режим использовал и мобилизующие стимулы – поощрение за добросовестный труд в виде награждения медалями и орденами, присвоение звания Герой Социалистического труда, и выдвижение в передовики производства. К примеру, в 1947 г. 192 колхозных полевода, 359 колхозных животновода, 21 рабочий совхозов Казахстана были удостоены звания Герой Социалистического Труда (Ундасынов, 1948). Колхозников обязывали писать письма вождю и принимать обязательства, участвовать в социалистическом соревновании.

Единственное упоминание о проблемах с продовольствием дано в докладе Н. Ундасынова: «В 1946 году – в тяжелое время в нашей стране, связанное с засухой, охватившей большую территорию Советского Союза, Казахстан выполнил и перевыполнил свои обязательства перед государством по сдаче сельскохозяйственной, животноводческой продукции, особенно по хлебу, этим наша республика сделала большой вклад в дело бесперебойного снабжения продовольствием населения страны» (Ундасынов, 1948). XV пленум Центрального Комитета КП (б) Казахстана 20-22 июня 1946 года полностью посвящен сельскому хозяйству. Но как первый руководитель республики Шаяхметов Ж. более осторожен: «В 1928 году по официальным данным статистических органов Казахстан имел всех видов скота 30. 690 тыс. голов, из этого поголовья в руках байских и кулацких хозяйств было сосредоточено 33.8% всех видов скота, в том числе лошадей 38.2%, овец и коз 43.8%, тогда как в руках 50.2 % бедняцких хозяйств было сосредоточено всего лишь 13.5% всех видов скота, в том числе лошадей 10.1%, овец и коз 5,6%. Что мы имеем сейчас? По состоянию на 1 января 1946 года в Казахстане имеется более 15 млн. голов скота, в том числе в колхозах 10.136 тыс. голов или 67.5% к общему поголовью скота и 87.3% к поголовью скота, находящегося в колхозно-крестьянском секторе. Таким образом, около 90% скота колхозно-крестьянского сектора сосредоточено в колхозах, иначе говоря в руках вчерашних бедняков и середняков, объединенных в колхозы»(Доклад т. Шаяхметова Ж. О выполнении постановления. 1946: 6).

Министерства и ведомства Казахстана были вовлечены в изыскание ресурсов продовольствия и виновных в их нехватке. На XV пленуме (1946 г.) министр Госконтроля КазССР сделал доклад, в котором перечислил основные причины кризисной ситуации: 1) нарушения Устава сельхозартели - недовнесение средств в неделимый фонд и неправильное расходование средств из имеющегося неделимого Фонда колхозов, и приводились примеры: «Колхоз «Вторая пятилетка», Алма-Атинского сельского района, в результате неправильного подхода к подсчету доходов 1945 год решил внести в неделимый Фонд только 161 тысячу, вместо 475 тыс. рублей, полагающихся внести, исходя из хозяйственных результатов 1945 года. В колхозе «Красный комбинат», этого же района, недовнесено 547 тыс. рублей, в колхозе им. Орджоникидзе, Чимкентского района Южно-Казахстанской области. недовнесено 284 тыс. рублей. В колхозе «Вторая пятилетка» из средств неделимого Фонда незаконно изъято в 1945 году и израсходовано для погашения заложенности по госзайму 337 тыс. рублей. В 1945 же году незаконно изъято и израсходовано не по назначению колхозом н «Красный комбинат» 364 тыс. рублей, колхозом им. Орджоникидзе, Чимкентского района Южно-Казахстанской области – 85 тысяч рублей» (Стенограмма XV пленума Центрального Комитета. 1946). 2) Другой вид нарушений - расходование руководителями колхозов общественного скота и продукции без согласия собрания колхозников. Пример: «В колхозе «Вторая пятилетка», Алма-Атинской области, бесплатно роздано посторонним организациям и отдельным лицам, израсходовано для участников разного рода совещаний и для угощения гостей на 306 тысяч рублей колхозной продукции и скота без согласия общего собрания колхозников. При присутствии председателя райисполкома т. Голоскокова было выделено 200 литров вина в распоряжение правления колхозов на соглашение разного рода сделок с разными лицами и организациями. Тов. Голоскоков не принимает мер к недопущению нарушений Устава сельскохозяйственной артели»(Стенограмма XV пленума. 1946: 123). 3) Слабая ответственность партийных руководителей: «Мы с вами читали на страницах «Казахстанской правды» фельетон Шатрова - «Линейным прибыть в Тастак». Многим товарищам известно решение бюро ЦК КП (б) К в отношении руководителей Алма-Атинского сельского округа, которые нарушили Устав сельхозартели. В ряде районов Алма-Атинской области внедрилась практика проведения разного рода празднеств и пиршеств, а иногда и даже деловых совещаний за счет колхозов района. Для этого райисполкомы и райземотделы дают распоряжение колхозам о выделении в распоряжение райисполкома или райзо колхозной продукции бесплатно. Только из совхоза «Вторая пятилетка» и «Красный комбинат» по распоряжению Алма-Атинского сельского райисполкома в 1945 году взято бесплатно продуктов на угощение в день праздника урожая, Победы мяса 540 кг., три барана, а всего на сумму 88517 рублей, на проведение районного митинга по случаю завершения сдачи хлеба государству взято мяса 80 кгр., муки 200 кгр., масла 20, вина 50 литров, фруктов и овощей 1300 кгр. и т.д. из этого колхоза на организацию питания участников районного слета молодежи взято деньгами 3600 рублей»(Стенограмма XV пленума. 1946: 125). 4) Это приводит к тому, что снижается стоимость трудодня: «По колхозу «Вторая пятилетка» на 1 руб. 26 коп., в Южно-Казахстанской области в колхозе «Большевик» стоимость трудодня снизилась до 1. 48 коп.»(Стенограмма XV пленума. 1946: 125). 5) Порочная практика выдачи продукции районным организациям за счёт взаиморасчетов, но выплата проводится несвоевременно, поэтому многие колхозы имеют большие долги: «Например, дебиторская задолженность по колхозу «Красный Восток», Энбекши-Казахского района, Алма-Атинской области, на 1 апреля 1946 года составляла 206 тысяч рублей, в том числе за разными лицами и учреждениями за взятые ими скот и продукты – 73 тыс. рублей. Колхозу должны: Садвинтрест г. Алма-Ата – 7815 рублей за полученные в колхозе фруктовые саженцы еще в 1944 году; подсобное хозяйство Трамвайтреста -1660 рублей за сепаратор, взятый в колхозе еще в 1943 году; Энбекши-Казахское райзо должно 1300 рублей за баранов, взятых в 1944 году. По колхозу имени Ленина, этого же района, из 18686 рублей дебиторской задолженности 3510 рублей числится с 1944 года за Энбекши-Казахским райисполкомом, в том числе 1630 рублей за т. Сегизбаевым – председателем райисполкома, в 1944 г. этому колхозу должен райземотдел 150 рублей. Причем, перечисленные организации и лица, в том числе и т. Сегизбаев- председатель райисполкома, должны колхозу за продукцию, взятую без предварительной оплаты её стоимости еще в 1944-1945 гг.» (Стенограмма XV пленума. 1946: 125).

Министр также указывает и на ряд других выявленных проблем: 1) плохая работа ревизионных комиссий: «В большинстве проверенных нами колхозов Алма-Атинской и Южно-Казахстанской областей ревизионные комиссии колхозов не работают, подбором состава этих комиссий райисполкомы и райземотделы по существу не занимаются»(Стенограмма XV пленума. 1946: 127).; 2) слабая логистика и отсутствие тары (фляга тоже проблема)(Стенограмма XV пленума. 1946: 140); 3) отсутствие хранилищ для сданной продукции, льда, топлива, плохо поставленный учет удоя молока, процентного содержания жирности. Только 2 страницы (из 269 страниц) стенограммы уделено развитию промышленности (Стенограмма XV пленума. 1946: 232-234). С докладом выступил Шаяхметов, и по промышленности озвучил статистические данные – как должны повыситься показатели по черновой меди, выплавке стали, свинца, добыче нефти, транспорту.

На XVI пленуме в качестве основной причины неурожаев таже указывалось несоблюдение Устава сельхозартели (Стенограмма XVI пленума, 1946: 31). Но «Постановлением Совета Министров Союза ССР от 4 октября 1946 года для республики установлена дополнительная сдача хлеба, сверх установленного плана, в размере 11803 тыс. пудов, в счет которой по состоянию на 25 декабря 1946 года сдано 9.986 тыс. пудов. Всего, таким образом, при общем плане 83.803 тыс. пудов по состоянию на 25 декабря сдано 81.986 тыс. пудов. при этом в 1946 году сдано только одним зерном на 19. 741 тыс. пудов больше, чем в 1945 году»(Доклад т. Шаяхметова Ж. О выполнении постановления Совета, 1946: 8).

Государственные меры стимулирования развития сельского хозяйства включали специализацию («перевод 69 районов республики на животноводческое направление»), материальное поощрение работников колхозов и совхозов («введение дополнительной оплаты труда») и материальную заинтересованность в результатах работы («распределение сврехпланового поголовья скота по трудодням») (Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. 1949: 4). Решать поставленные задачи необходимо было «четко, по сталински»(Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. 1949: 3). В докладе Ж. Шаяхметова даются конкретные цифры показателей и индикаторы для дальнейшего роста производства. Кроме того, указываются хозяйства, которые успешно выполняют задания и те, что по каким-либо причинам не справляются с заданиями. Основные исполнители заданий партии и правительства - партийные органы: «Руководители партийных, советских и сельскохозяйственных органов, а также правления колхозов обязаны решительным образом повысить породность овец, для чего необходимо обеспечить ежегодное выполнение заданий по скрещиванию овцематок с тонкорунными баранами, улучшить кормление, уход и содержание овец»(Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. 1949: 8). По областям задания варьировались в зависимости от «имеющихся в различных зонах республики условий для развития отдельных видов скота, а также из задачи безусловного выполнения установленного минимума поголовья скота на животноводческих фермах каждого колхоза» (Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. 1949: 9). Шаяхметов указал на некоторых руководителей областей, хозяйства которых не выполняли государственный план (Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. 1949: 14). Также были определены меры государственной поддержки сельского хозяйства- укрепление кормовой базы (Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. 1949: 17-23). Причины неудовлетворительного обеспечения кормами были выделены по группам: 1) не создаются страховые фонды на случай природно-климатических проблем (Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. 1949: 18); 2) процесс заготовки кормов для зимовки не организован должным образом; 3) статистически отчеты и сводки о заготовке подаются за весь район, поэтому не все колхозы отчитываются о кормовой базе и выходят за счет передовых хозяйств; 4) затяжка сроков сенокошения: «В прошлом году только половина трав была убрана в республике своевременно. Удлинение сроков сенокошения ухудшает качество сена и должно рассматриваться как серьезный недочет, мешающий развитию животноводства и повышению его продуктивности»(Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. 1949: 18-19) и проведению сенокошения в сроки; 5) логистика – необходимо подвозить корма к скотобазам вовремя для качественной подготовки к зимовке (Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. 1949: 19); 6) но главное – учет и контроль: «.. Большое значение имеет учет скошенных площадей и заготовленного сена. Этому на местах не придается должного значения. В ряде колхозов и даже в некоторых районах имеют место факты недобросовестного учета и прямого обмана». Шаяхметов объясняет это «очковтирательством», которое «дорого обходится государству» и приводит примеры Южно-Казахстанской области (Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. 1949: 19).

В качестве эффективного менежмента применяется самый действенный директивный метод: «...объявить самую беспощадную борьбу с этим преступным явлением, привлекая к суровой ответственности лиц, виновных в очковтирательстве»(Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. 1949: 19). Для улучшения кормовой базы Шахметов обращает внимание на выращивание диверсифицированных видов растений, проведение селекционных работ, создание и расширение сети семенных рассадников и семеноводческих хозяйств, создать специализированные бригады в колхозах, «на которые возложить посев и обработку всех площадей кормовых севооборотов, проведение сенокошения, закладку силоса, а также все семеноводство кормовых корнеплодов, бахчевых и силосных культур, многолетних и однолетних трав. За бригадами нужно закрепить в необходимом количестве рабочий скот, машины, транспортные средства и интвентарь» (Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. 1949: 21).

Шаяхметов останавливается и на социальной сфере в работе сельского хозяйства: «В организации отгонного животноводства у нас имеются крупные недостатки. К ним прежде всего следует отнести неудовлетворительное культурно-бытовое обслуживание животноводов, недостаточную заготовку сена для текущей потребности и полное отсутствие страховых запасов, а также слабую обводненность ряда крупных участков отгона, вследствие чего эти участки, особенно в малоснежные зимы, не могут быть использованы под выпас скота»(Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. 1949: 21). Другим немаловажным направлением модернизации сельского хозяйства, Шаяхметов определил «механизацию заготовик кормов и трудоемких  работ на животноводческих фермах колхозов»(Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. 1949: 23), создание МТС (машинно-тракторных станций). Но основная причина отставания в этом направлении состоит в том, что «областные и районные руководители до сих пор практически не пробовали организовать эту работу»(Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. 1949: 23).  В качестве дополнительных мер Шаяхметов предлагает строительство животноводческих помещений в колхозах (Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. 1949: 24).

Плановые показатели были огромными - увеличить «поголовье крупного рогатого скота за 3 года в совхозах на 84,7 %, против фактически полученных за три предшествующие года 18 %. Особенно большого роста должны достигнуть совхозы Актюбинского, Кокчетавского, Кустанайского и Павлодарского трестов, которые допустили значительное сокращение поголовья крупного рогатого скота в годы войны и до сих пор не достигли довоенного уровня»(Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. C. 24-25). Он указывает на ответственные лица за выполнение поставленных партией задач- руководители отстающих совхозов, которым нужно «оказать необходимую помощь и предъявить более жесткие требования к руководителям этих совхозов»(Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. 1949: 25). Шаяхметов выражает уверенность в том, что хозяйства республики в состоянии справиться с поставленными задачами. Но также в республике растет и свиноводство: «Поголовье свиней в совхозах республики за три года должно увеличиться на 264 процента. Чтобы обеспечить предусмотренное увеличение свиней, необходимо в первую очередь улучшить их кормление и содержание. Для получения более высокого живого веса свиней совхозам следует широко применять межпородное скрещивание с использованием хряков- производителей сальных пород и прекратить сдачу на мясо маловесных, не прошедших специального откорма свиней»(Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. 1949: 26). Шаяхметов указывал на то, что многие члены колхозов и совхозов имеют домашний скот, поэтому «необходимо широко практиковать контрактацию телят и покупку коров у рабочих и служащих»(Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. 1949: 25). Но одна из насущных задач- «улучшение племенного дела в животноводстве»(Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. 1949: 29). Государство в лице Шаяхметова определило основные породы к разведению в Казахстане: «а) По крупному рогатому скоту – герефордская порода, удельный вес которой составляет 23,3%, швицкая – 21,2 процента, красностепная – 19,5 процента, местная и астраханская – 17,2 процента, симментальская – 13,7 процента и аулиетинская – 5.1 процента. б) По овцеводству: курдючная овца, удельный вес которой составляет 47,1 процента, тонкорунные типа рамбульс – 16,5 процента и каракульская – 11,8 процента. Всего тонкорунных – 41,1 процента. За последние три года в колхозы южных и юго-восточных областей внедряется выведенная в Казахстане новая порода овец – казахская тонкорунная. В) По свиноводству повсеместно принята к развитию крупная белая порода (Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. 1949: 29). В то время в ходу была теория академика Лысенко о выведении новых пород путем скрещивания (Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. 1949: 31).

Поголовье скота по всем категориям хозяйств Казахской ССР

(тысяч голов, на 1 января)

Годы

Крупный рогатый скот

В т.ч. коровы

Овцы и козы

Свиньи

Лошади

Верблюды

1916

5062.1

1876.4

18364.1

278.0

4340.0

------

1928

6534.3

2219.6

19169.0

252.7

3544.8

1935

1830.2

699.0

2610.0

276.1

420.7

72.1

1936

2251.2

795.4

3512.2

557.3

470.6

74.7

1937

2675.2

940.3

4289.2

337.0

550.2

81.5

1938

3085.2

1082.5

5258.8

367.4

635.6

94.5

1940

3324.8

1194.3

6992.0

589.8

815.7

101.2

1941

3355

1259.1

8132.2

450.9

896.7

104.6

1946

3518.7

1316.5

10249.0

149.2

851.8

94.9

1947

3614.3

1290.2

10865.7

181.3

928.4

100.0

1948

3993.4

1390.5

12511.9

257.1

1058.0

107.5

1949

4289.8

1430.6

14501.4

253.2

1214.6

115.4

1950

4402.3

1437.0

6440.7

305.4

1325.5

120.6

1951

4454.9

1443.4

18038.2

400.4

1453.9

126.4

1952

4454.2

1440.8

17711.7

493.3

1567.1

134.0

На 1 октября

1953

4506.1

1480.1

21322.2

711.4

1800.6

144.4

1954

4638.6

1591.3

20550.9

910.1

1646.7

145.6

1955

4753.1

1638.8

21357.9

992.3

1480.6

144.0

1956

4774.3

1677.9

21672.2

1025.2

1290.5

144.6

Источник: Народное хозяйство Казахской ССР. Статистический сборник. Алма-Ата: Казахское государственное издательство. 1957. С. 141.

В 1948 г. была проведена проверка 805 колхозов 23 районов, и было обнаружено массовое нарушение плана породного районирования. В докладе Шаяхметова указывается решающая роль партийно-хозяйственных органов (Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. 1949: 5, 6, 8, 9, 14, 17, 18, 19, 27, 28, 33, 35, 36, 38, 39). Целый раздел текста посвящен организационно-партийной и массово-политической работе (Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. 1949: 39-42). В докладе четко поставлена задача «быстро и правильно поднять уровень нашего руководства до уровня новых хозяйственно-политических задач», и указывается каким образом: «на основании дальнейшего совершенствования методов партийного руководства, решительного усиления всей нашей партийно-организационной и массово-политической работы в деревне. Нужно поднять на новую, более высокую ступень работу партийных, советских, комсомольских организаций и органов сельского хозяйства»(Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. 1949: 39-42). Центр тяжести-первичные партийные организации (Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. 1949: 41). Но первый руководитель республики выражает «уверенность в том, что большевики Казахстана, борясь за осуществление известного исторического указания товарища Сталина, действительно превратят Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке нашей великой Родины. (Аплодисменты)»(Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. 1949: 41). Доклад представляет собой образец модели советского менеджмента – планирование, распределение функциональных обязанностей, контроль. Как следует из приведенного текста доклада первого секретаря ЦК КП (б) К Ж. Шаяхметова развитию сельского хозяйства придавалось большое значение, и партия регулировала практически все аспекты – от посевов и сбора урожая, до случки и гаек.

В Отчетном докладе VI съезду ЦК КП (б) Казахстана Ж. Шаяхметов дает развернутый анализ ситуации в республике и недостатках в работе ряда министерств и ведомств. Он отталкивается от положений доклада И. Сталина на XVIII съезде ВКП (б) перед созывом XIX съезда. В докладе Шаяхметова показаны успехи республики, вклад в победу в Великой Отечественной войне, восстановление экономики после войны. Но указаны и недостатки в работе угольной промышленности, металлургической - свинцовой и медной промышленности, химической»(Шаяхметов Ж. Отчетный доклад о работе Центрального Комитета КП (б) Казахстана VI съезду. 1952: 13), и указаны ответственные руководители: «Особенно плохо работает Индерский боратовый рудник (директор т. Земляков, секретарь парторганизации т. Байменов)Шаяхметов Ж. Отчетный доклад о работе Центрального Комитета КП (б) Казахстана VI съезду. 1952: 14). Кроме этого, выделены и другие недостатки в руководстве ряда министерств: «Отстающие четыре министерства – мясо-молочной промышленности, промышленности строительных материалов, рыбной и лесной промышленности - работают крайне неудовлетворительно. По двум из этих министерств бюро ЦК КП (б) Казахстана заслушало отчеты министерств тт. Едыгенова и Морозова. За неудовлетворительное руководство хозяйственно-финансовой деятельностью министерства, непринятие мер к ликвидации растрат и хищений государственной собственности и засорение кадров аппарата министерства и предприятий лицами, не внушающими политического и делового доверия, министр мясомолочной промышленности т. Едыгенов снят с работы. Министр промышленности строительных материалов т. Морозов строго предупрежден. Недостатки в работе союзной и республиканской промышленности в значительной мере связаны с низким уровнем работы соответствующих отделов ЦК КП (б) Казахстана, и за них несут ответственность руководители отделов тт. Захаров и Кайшибаев» (Шаяхметов Ж. Отчетный доклад о работе Центрального Комитета КП (б) Казахстана VI съезду. 1952: 15).

Шаяхметов также выразил недовольство неудовлетворительной работой коммунального хозяйства, торговли, финансов и здравоохранения: «Министр торговли т. Сапаргалиев и председатель правления Казпотребсоюза т. Царев плохо руководили развитием государственной и кооперативной трговли, не принимали нужных мер к укомплектованию и укреплению торгующих организаций проверенными кадрами и к развитию товарооборота» (Шаяхметов Ж. Отчетный доклад о работе Центрального Комитета КП (б) Казахстана VI съезду. 1952: 17-18).

Шаяхметов остановился на вопросах организационно-хозяйственного укрепления колхозов после их укрупнения: «в республике имеется 3145 колхозов вместо 7151 колхоза в 1940 году»(Шаяхметов Ж. Отчетный доклад о работе Центрального Комитета КП (б) Казахстана VI съезду. 1952: 26), но и проблемах в их работе: «Многие колхозы республики ежегодно не выполняют своих обязательств перед государством по поставкам сельскохозяйственных продуктов, не создают необходимых семенных, фуражных, страховых и других общественных фондов, предусмотренных Уставом сельскохозяйственной артели, не повышают денежную доходность хозяйства, не выделяют необходимых средств в неделимые фонды и, как следствие всего этого, мало выдают колхозникам на трудодни зерна, продуктов и денег. За 1951 год колхозы республики недополучили против плана большое количество молока, шерсти, зерна... Вследствие неправильного расходования, а в отдельных случаях и расхищения денежных средств неделимых фондов в 2262 колхозов образовалась большая задолженность по взносам в неделимые фонды, составившая 160,3 млн. рублей»(Шаяхметов Ж. Отчетный доклад о работе Центрального Комитета КП (б) Казахстана VI съезду, 1952: 27). Однако после серии проверок ситуация, как говорит Шаяхметов, стала несколько выправляться: «В ходе выполнения исторического постановления Совета Министров Союза ССР и ЦК ВКП (б) от 19 сентября 1946 года «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах» колхозам республики возвращено расхищенных и незаконно взятых у них 249 тысяч голов скота, более 13 млн. рублей денежных средств, большое количество продуктов и других материальных ценностей. Кроме того, за это же время колхозам возвращено незаконно захваченных у них более 610 тыс. гектаров общественных земель, ликвидировано около 400 миллионов рублей денежной дебиторской задолженности по зерну. За счет сокращения раздутых штатов административного и обслуживающего персонала колхозов более 500 тысяч колхозников было высвобождено для работы непосредственно в производственных бригадах и на животноводческих фермах»(Шаяхметов Ж. Отчетный доклад о работе Центрального Комитета КП (б) Казахстана VI съезду.1952: 28).

Ж. Шаяхметов строго предупредил об ответственности руководителей по сельскому хозяйству: «Вам известно, что бюро и пленумы ЦК КП б) Казахстана неоднократно рассматривали конкретные вопросы развития сельского хозяйства республики и принимали по ним соответствующие меры. Однако результаты этих мер оказались недостаточными. При этом нужно сказать, что бывший заведующий сельхозотделом ЦК, член ЦК КП (б) Казахстана т. Шахшин и работающий в настоящее время заведующим этим отделом т. Карибжанов не анализировали состояние сельского хозяйства и не вносили конкретных продуманных предложений о мерах его дальнейшего развития»(Шаяхметов Ж. Отчетный доклад о работе Центрального Комитета КП (б) Казахстана VI съезду. 1952: 29).

Выводы. Помимо природно-климатических катаклизмов голод 1946-47 гг. и последующее кризисное положение были вызваны командно-директивными методами управления экономикой и сельским хозяйством. Руководство страны не могло обеспечить достаточное техническое обеспечение для сельского хозяйствва, но для того, чтобы не провоцировать социальные протесты прибегало к методам жесткого контроля и поискам внутренних врагов. Руководство Казахской ССР строго следовало директивам центра.

Список источников и литературы:

Абылхожин Ж. - Абылхожин Ж. Очерки социально-экономической истории Казахстана. ХХ век. – Алматы: Университет «Туран». 1997.

Доклад т. Шаяхметова Ж. - Доклад т. Шаяхметова Ж. О выполнении постановления Совета Министров Союза ССР Центрального Комитета ВКП (б) от 19 сентября 1946 года «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах». – 1946 г. – С. 4-31.

Зима В.Ф. - Зима В.Ф. Голод в СССР 1946-1947 годов: происхождение и последствия. – Москва: Институт Российской истории РАН, 1996.

Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. - Превратим Казахстан в основную базу социалистического животноводства на востоке СССР. Доклад на II пленуме Центрального Комитета КП (Б) Казахстана «О мерах по выполнению постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) «Трехлетний план развития общественного колхозного и совхозного продуктивного животноводства (1949-1951 гг.)». Казахское объединенное государственное издательство. – Алма-Ата, 1949.

Сактаганова З. - Сактаганова З. Экономическая модернизация Казахстана: 1946– 1970 гг.: монография. – Караганда: Издательство КарГУ. 2017. 365 с. 

Совет Министров СССР. - Совет Министров СССР. Центральный Комитет ВКП(б). Постановление от 19 сентября 1946 г. N 2157 О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах // http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4620.htm Дата обращения 09.12.2020

Стенограмма XVII пленума Центрального Комитета КП (б) Казахстана. 18, 21-23 марта 1947 г. АП РК. Ф. 708. Оп. 11. Ед. хр. 6.

Стенограмма XV пленума Центрального Комитета КП (б) Казахстана от 20-21 VI 1946 г.//АП РК. Ф. 708. Оп. 10. Ед. хр. 7.

Стенограмма XVI пленума Центрального Комитета КП (б) Казахстана. 3-5 января 1947 г. АП РК. Ф. 708. О. 11. Ед. хр. 2.

Ундасынов Н. - Ундасынов Н., 1948. За дальнейшее организационно-хозяйственное укрепление колхозов. // Большевик Казахстана. –1948. –№ 10. Октябрь.

Шаяхметов Ж. - Шаяхметов Ж. Отчетный доклад о работе Центрального Комитета КП (б) Казахстана VI съезду Коммунистической партии (большевиков) Казахстана. Казахское государственное издательство. –Алма-Ата, 1952.

References:

АbylkhozhinZ. - АbylkhozhinZ. 1997. Оcherki sotisalno-economiceskoi istorii Kazakhstana. ХХ vek. –Almaty: Universitet «Тuran», 1997.

Doklad Shayhmetova Z. - Doklad Shayhmetova Z. О vypolnenii postanovlenia Soveta Ministrov Souza SSSR Tsentralnogo Komiteta VKP (b) ot 19 sentaybrya 1946 goda «О merah po likvidatsii  narushenii ustava selskohozyaistvennoi artei vkolhozah». P. 4-31.

Zima V.F. - Zima V.F. 1996. Golod v SSSR 1946-1947 godov: prosihozhdenie i posledstvia. – Moskva: Institut Rossiskoi istorii RAN. 1996.

Prevratim Kazakhstan v osnovnyu bazu sotsialisticheskogo zhivotnovodstva na vostoke SSSR.- Prevratim Kazakhstan v osnovnyu bazu sotsialisticheskogo zhivotnovodstva na vostoke SSSR. Doklad na II plenume Tsentralnogo Komiteta  КP (b) Kazakhstana «О merah po vypolneniu  postanovlenia Soveta Ministrov SSSR i TK VKP (b) «Тrehletnii plan razvitia obshestvennogo kolhoznogo i sovhoznogo  produktivnogo zhivotnovodstva  (1949-1951 gg.)». Kazahskoe obédinnenoe gosudarstvennoe izdatelstvo. –Аlma-Ata. 1949.

Saktaganova Z. – Saktaganova Z. Ekonomicheskaya modernizatisia Kazakhstana: 1946– 1970 gg.: monografia. – Karaganda: Izdatelstvo КаrGU. 2017. 365 p. 

Sovet Ministrov SSSR. - Sovet Ministrov SSSR. Tsentralny Komitete VKP (b). Postanvolenie ot 19 sentaybrya 1946 g. N 2157 O merah pо likvidatsii narushenii Ustava selskohozyaistvennoi artei v kolhozah // http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4620.htm Retrieved 09.12.2020

APK. F. 708. Op. 11. Ed hr. 6. - APK. F. 708. Op. 11. Ed hr. 6. Stenogramma XVII plenuma Tsentralnogo Komiteta КP (b) Kazakhstana. 18, 21-23 marta 1947 g.

APK. F. 708. Op. 10. Ed hr. 7. - APK. F. 708. Op. 10. Ed hr. 7. Stenogramma XV plenuma Tsentralnogo Komiteta КP (b) Kazakhstana. 20-21 VI 1946 g.

APK. F. 708. Op. 11. Ed hr. 2. - APK. F. 708. Op. 11. Ed hr. 2. Stenogramma XVI plenuma Tsentralnogo Komiteta КP (b) Kazakhstana. 3-5 yanvaria 1947 g.

Undasynov, 1948 – Undasynov N. Za dalneishee organizatsionno-hoziaystvennoe ukreplenie kolhozov. //Bolshevik Kazakhstana. – 1948. – № 10. Оktaybr.

Shayakhmetov, 1952 -Shayakhmetov Z Otchetny doklado rabote Tsentralnogo Komiteta KP (b) Kazakhstana VI s’ezdy Kommunisticheskoi partii (bolshevikov) Kazakhstanа. Kazahskoe gosudarstvennoe izdatelstvo. –Аlma-Ata. 1952.

ҒТАМР 03.20.00

СОҒЫСТАН КЕЙІНГІ КЕЗЕҢДЕ ҚАЗАҚСТАНДА АУЫЛ ШАРУАШЫЛЫҒЫН ДАМЫТУДЫҢ КЕЙБІР АСПЕКТІЛЕРІ: ДИРЕКТИВАЛЫҚ СТИЛЬ

Д. Қасымова¹, Б. Құдайбергенұлы²

¹Т.ғ.к., ЖҒҚ. Ш.Ш. Уәлиханов атындағы

Тарих және этнология институты. Қазақстан, Алматы.

²Т.ғ.к., Ш.Ш.Уәлиханов атындағы ТжЭИ директорының

ғылыми жұмыстар бойынша орынбасары. Қазақстан, Алматы.

Аңдатпа. Мақалада Қазақ КСР басшылығы И. Сталиннің ауыл шаруашылығындағы жағдайды түзету туралы директивалық нұсқауларын қалай орындағанын қарастыру міндеті қойылған, бұл соғыстан кейін ашаршылыққа әкеп соқты. Құрғақшылық, ауыл шаруашылығы ресурстарының әскери-өнеркәсіптік кешенді нығайтуға бағынуы және бірқатар сыртқы саяси міндеттерді шешу қажеттілігі – Еуропа мен Азиядағы кеңестік әскери-саяси ықпал ету саласын кеңейту, алтын-валюта қорларын толықтыру елдегі астық қорларының сарқылуына әкелді. Горбачевтің қайта құруына дейінгі ресми кеңестік партиялық құжаттар мен зерттеулерде 1946-1947 жылдардағы ашаршылық туралы айтылмайды. Тарихшылардың пікірінше, басты себеп ашаршылық табиғи апаттарға (құрғақшылық) және нан дайындауды ұйымдастыру жүйесіне әсер еткен саяси және идеологиялық факторлардан туындаған. Республикадағы ашаршылық факторлары ретінде қандай себептер көрсетілген және Қазақ КСР партиялық басшылығы ауыл шаруашылығындағы жағдайды түзету үшін қандай тәжірибелерге жүгінді?

Түйін сөздер: КСРО-дағы 1946/47 жж. ашаршылық, Қазақ ССР-і, Ж.Шаяхметов, жұмылдыру экономикасы.

IRSTI 03.20.00

SOME ASPECTS OF AGRICULTURE DEVELOPMENT

IN KAZAKHSTAN IN THE POST-WAR PERIOD:

DIRECTIVE STYLE

Kassymova Didar¹, Kudaibergenuly Bolat²

¹Сandidate of Historical Sciences. Ch. Ch. Valikhanov Institute of History

and Ethnology, leading researcher. Kazakhstan, Almaty.

²Candidate of Historical Sciences, Acting Deputy Director for science of Ch.Ch. Valikhanov Institute of History and Ethnology. Kazakhstan, Almaty.

Abstract.The article sets out the task of examining how the leadership of the Kazakh SSR carried out Stalin's directives on rectifying the situation in agriculture, which led to famine after the war.

The drought, sacrifice of agriculture to the objectives of military-industrial complex construction and urgency to expand the Soviet military-political influence in Europe and Asia, filling up the exhausted gold resources led to the depletion of grain bank. The official Soviet party documents and researches in pre-Gorbachev times did not mention about the 1946-1947 famine. The historians consider that the main reason was that famine was caused by mix of political and ideological factors that combined with natural cataclysms and grain requisition system. But what major reasons for the famine were pointed by the Kazakh SSR party leadership and what practices were employed to correct the agricultural crisis?

Keywords: famine in the USSR in 1946/47, Kazakh SSR, Zh. Shayakhmetov, mobilizationeconomy.

No comments

To leave comment you must enter or register