Главная » Материалы » АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛЕВОЙ ЭТНОГРАФИИ

Мейрманова Г.А. - к.и.н., доцент, кафедры Археологии, этнологии и музеологии и Жандыбаева С.С. - старший преподователь кафедры всемирной истории

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛЕВОЙ ЭТНОГРАФИИ

Электронный научный журнал «edu.e-history.kz» № 2(10), 2017

Теги: этнометодология., социоантропология, методика полевых исследовании, идеология, социальные проблемы, информанты
Автор:
В данной статье авторы рассказывают о полевой этнографии и его особенностях. Основные принципы методики полевых исследовании – это метод включенного наблюдения. Поскольку это считалось В данной статье рассмотрены некоторые проблемы работы в поле для получения этнографических материалов. В работе также проанализирована полевое исследование, которое привлекательно для тех, кто любит наблюдать за людьми или предпочитает свободный подход в проведении исследования. Ученый непосредственно общается и наблюдает за людьми, которых изучает. Ключевые слова: информанты, социальные проблемы, идеология, методика полевых исследовании, социоантропология, этнометодология.
Содержание:

Полевое исследование - это изучение людей, действующих в естественных условиях их повседневной жизни. Полевой исследователь решается войти в мир других людей, чтобы узнать «из первых рук» о том, как они живут, как говорят, ведут себя, что увлекает, и разочаровывает их... Это также метод изучения, с помощью которого исследователи пытаются понять значения (смысл) наблюдаемой деятельности для тех, кто в нее вовлечен» [1, 23 с.].

Полевые исследования «качественников» сходны с этнографией, включенным наблюде­нием. В них нет холодной математики или сложной статистики, нет ориентации на абстрактные дедуктивные гипотезы. Вместо этого - непосредственное социальное взаимо­действие («лицом к лицу») в естественном окружении.

Полевое исследование привлекательно для тех, кто любит наблюдать за людьми или предпочитает свободный подход в проведении исследования. Ученый непосредственно общается и наблюдает за людьми, которых изучает. Взаимодействуя в течение ряда месяцев или лет, он (она) многое узнает о них: историю их жизни, увлечения и интересы, привычки, надежды, страхи и мечты.

Когда следует применять полевое исследование? Полевое исследование адекватно, когда тема исследования подразумевает изучение, понимание или описание группы взаимо­действующих людей. Оно может использоваться, когда другие методы (опросы, экспери­менты) не могут применяться, как, например, в исследовании уличных шаек. Джек Дуглас считает, что основная часть того, что обществоведы хотят знать, может быть получена только путем непосредственного вовлечения исследователя в поле [2, 36 с.].

Полевые исследователи изучают людей в определенном месте или окружении (среде). Полевое исследование может также быть применено для изучения неопределенного аморф­ного социального опыта, когда интенсивное интервьюирование и наблюдение - единствен­ный способ получения доступа к опыту. Предметом исследования могут быть, например, чувства человека, который подвергся нападению, или личность вдовы, муж которой совершил самоубийство [3, 69 с.]. Людей, которых мы изучаем в поле, в целях согласования терминологии будем называть членами группы.

Полевые исследования уходят корнями в отчеты путешественников о дальних странствиях. В 1200-е гг., путешественники и миссионеры описывали чужие культуры инароды, с которыми они знакомились. Люди читали эти описания, чтобы больше узнать о других культурах. Позже, в XIX столетии, когда торговля и империи в Европе быстро расширялись, стало больше образованных путешественников и число таких сообщений возрастало.

Академические полевые исследования начались в конце XIX и. с появлением антро­пологии. Первые антропологи только читали доклады путешественников, правительствен­ных чиновников или миссионеров, им не хватало непосредственного контакта с изучаемыми людьми. Доклады сосредоточивались на экзотике и часто были расистскими и этно­центричными по содержанию. Путешественники редко говорили на местных языках, и им приходилось полагаться на переводчиков. В 1890-х гг. европейские антропологи стали пу­тешествовать в дальние страны, чтобы узнать другие культуры.

Британский социоантрополог Бронислав Малиновский (1844-1942 гг.) был первым иссле­дователем, который длительное время жил в группе людей и писал о собранных данных. В 1920-е гг. он представил интенсивную полевую работу в качестве нового метода и обос­новал разграничение непосредственных наблюдений и утвреждений туземцев от выводов исследователя. Он говорил, что обществоведы должны непосредственно взаимодействовать с туземцами, жить среди них, изучать обычаи, представления и социальные процессы.

Исследователи также применяли полевые исследования для изучения своих собственных обществ. Наблюдения за бедными в Лондоне, которые проводили Ч. Бут и Б. Веб в 1890-е гг., положили начало опросам и полевым исследованиям, выходившим за рамки антропологии. Включенное наблюдение появилось, вероятно, в Германии в 1890 г. П. Горэ работал в качестве фабричного подмастерья в течение трех месяцев и каждую ночь делал заметки с тем, чтобы исследовать фабричную жизнь. Его работа повлияла на универ­ситетских ученых, включая Макса Вебера.

Социологические полевые исследования в США стали проводить на отделении социологии Чикагского университета, где позже оформилась известная Чикагская школа социологии. Влияние Чикагской школы на полевые иссле­дования прошло две стадии. На первой стадии, с 1910-х по 1930-е гг., школа использовала разнообразие методов, основанных на "кейс-стади" или историях жизни, включая непос­редственные наблюдения, неформальные интервью, чтение документов, официальных от­четов. В 1916 г. Р.Е. Парк составил программу социального исследования города в Чи­каго. Под влиянием собственного предшествующего опыта работы в качестве репортера он утверждал, что обществоведы должны оставить библиотеки и "запачкать руки", ведя непо­средственные наблюдения и беседы на улицах, в барах, в холлах шикарных гостиниц. Несколько первых исследований стали основой ранней Чикагской школы социологии как описательного исследования уличной жизни, сопровождаемого небольшим анализом.

На первом этапе сочетались журналистская и антропологическая модели исследования. На втором (с начала 1940-х до 1960-х гг.) Чикагская школа разработала в качестве особой техники включенное наблюдение. В ней применялась расширенная антропологическая модель в отношении к группам и окружению в обществе, в котором жил сам исследователь. Появились три принципа: изучать людей в естественном окружении или ситуации; изучать людей посредством прямого взаимодействия с ними; достигать понимания социального мира и делать теоретические заключения о перспективах членов группы.

Со временем метод сместился от точного описания к теоретическому анализу, основанному на участии исследователя в поле.

После второй мировой войны полевые исследования этнологов столкнулись с возросшей конкуренцией со стороны анкетного опроса и количественных исследований. В период после второй мировой войны до 1970-х гг. доля качественных полевых иссле­дований среди всех социальных исследований сократилась. Однако в 1970-1980-х гг. про­изошли некоторые изменения, которые их вновь возродили. Во-первых, полевые иссле­дования многое заимствовали из когнитивной психологии, культурной антропологии, фоль­клора и лингвистики. Во-вторых, исследователи пересмотрели эпистемологические корни и философские предпосылки общественной науки, что утвердило этот метод. Наконец, по­левые исследователи стали лучше осознавать свою технику и методы. Они писали о методологии и систематизировали исследовательскую технику.

В настоящее время полевые исследователи имеют особый набор мето­дологий. Они непосредственно наблюдают и взаимодействуют с членами группы в естест­венном для них окружении, чтобы понять их перспективу "изнутри". При этом они оста­навливаются на активистской или социально-конструктивистской перспективах социальной жизни.

Полевые исследователи не рассматривают людей как нейтральных посредников, через которых действуют социальные силы, и социальные значения как нечто абстрактное. Напротив, они считают, что люди создают и определяют социальный мир посредством взаимодействия. Опыт людей фильтруется через субъективное ощущение реальности. Он влияет на то, как люди рассматривают события и как они действуют. Следовательно, эти исследователи отходят от позитивистского акцентирования на «объективных фактах», сосредотачивая внимание на повседневных (лицом к лицу) социальных процессах пере­говоров, обсуждений, с тем чтобы конструировать социальное значение.

Этнологи переносят социально-конструктивистскую перспективу на сам исследо­вательский процесс. Они рассматривают исследование одновременно и как описание социального мира, и как его часть. Присутствие исследователя в поле - часть создаваемой социальной среды, и не может быть просто нейтральным сбором информации.

Качественные полевые исследования получили развитие в этнографии и этнометодологии, построенных на подходе социального конструирования. В них пересматривается традиционная методология проведения полевых исследований. Однако они еще не стали стержнем полевых исследований, поэтому здесь обсуждаются очень мало.

Этнография происходит из культурной антропологии [5, с.112]. Этнография - это описание культуры и понимание иного способа жизни с точки зрения коренного жителя. Чарльз Франк пишет: "Культура, объект нашего описания, происходит из представлений коренных жителей (аборигенов)" [6, с. 61]. В этнографии допускается, что люди делают предпо­ложения - то есть, идут от того, что показано эксплицитно, к тому, что имелось в виду или подразумевалось. Люди обнаруживают свою культуру (что они думают, о чем размышляют, во что верят) через поведение (например, речь, действия) в специфических социальных контекстах. Проявления поведения не передают значения; значение скорее подразумевается или выявляется кем-либо. В центре этнографии - продвижение от того, что наблюдается, к тому, что действительно имелось в виду.

Этнографы описывают явное и скрытое культурное знание, которым пользуются члены группы. Детальное описание и тщательный анализ помогают соединить то, что описано по отдельности.

Антрополог Клиффорд Гиртц считает важной частью этнографии "насыщенное" описание - богатое деталями описание особенностей (в противоположность краткому описанию, стандартизации, обобщению или переменным) [7, с. 55]. Детальное описание трехми­нутного события может занять много страниц. Оно схватывает смысл происшедшего и драматургию событий, оставляя место для многочисленных интерпретаций. События помещаются в контекст, так что читатель этнографического доклада может прийти к заключению о культурном значении происходящего.

Этнометодология - особый подход, разработанный в 1960-х гг. и обладающий собственной уникальной методологией [8, с. 88]. Он сочетает теорию, философию и метод. Некоторые ученые не рассматривают его как часть социологии. Механ и Вуд отмечают: "Этнометодология - не совокупность заключений, не метод, не теория, не мировоззрение...это попытка обнаружить уровень реальности, который существует за рамками социологического уровня... Он отличается от социологии так же, как социология отличается от психологии" [9, с. 69]. Простое определение этнометодологии - "изучение знания, основанного на здравом смысле". Этнометодологи исследуют здравый смысл, наблюдая его развитие и использование в поведении и социальном взаимодействии в естественных условиях. Этнометодология - радикальная или экстремальная форма полевого исследо­вания, основанная на феноменологической философии и походе социального конструи­рования. Она включает специализированный, весьма детальный анализ микроситуаций (например, транскрипты коротких разговоров или видеозаписей социального взаимо­действия). По сравнению с Чикагской школой полевого исследования, этнометодология придает большее значение методу и утверждает, что данные исследования являются результатом использованного метода в такой же мере, как и изучаемой социальной жизни.

Этнометодология предполагает, что социальное значение является хрупким и измен­чивым, а не фиксированным, стабильным или прочным. Значение постоянно создается и воссоздается в текущем процессе. По этой причине этнометодологи анализируют язык, включая паузы и контекст речи. Они полагают, что люди "совершенствуют" понимание здравого смысла, используя скрытые, подразумеваемые социокультурные правила, а со- циальное взаимодействие - это процесс создания реальности. Люди толкуют повседневные события, используя знание культуры и "ключи" из социального контекста. Этнометодологи исследуют то, как обычные люди в повседневной жизни (реальности, окружении) при­меняют скрытые правила для понимания смысла социальной жизни (например, чтобы узнать, пошутил кто-то или нет).

Этнометодологи исследуют в подробностях обычное социальное взаимодействие, чтобы установить правила конструирования социальной реальности и здравого смысла, понять, как применяются эти правила и как создаются новые. Они утверждают, например, что стандартизированные тесты и анкетные интервью определяют способ­ность человека понимать скрытые шифры и применять скорее здравый смысл, чем оце­нивать объективные факты.

Этнометодологи иногда используют "нарушающие правила" эксперименты, чтобы продемонстрировать простые неписаные правила, на основании которых люди придают смысл реальности в повседневной жизни. Исследователи намеренно нару­шают подразумеваемую социальную норму. "Нарушение" обычно вызывает мощную со­циальную реакцию, которая подтверждает существование правила, демонстрирует хруп­кость социальной реальности, показывает, что такие скрытые правила важны для течения обычной жизни.

Что такое качественное полевое исследование? Точное определение полевого иссле­дования дать трудно, поскольку оно аморфно. Это скорее ориентация по отношению к исследованию, чем применение жесткого набора техник. Полевой исследователь использует разные методы для получения информации. Шатцман и Стросс дают такое определение: "Метод полевого исследования включает применение любой техники, которая может быть полезна для получения желаемого знания, для размышления над этой информацией" [10]. Полевой исследователь - "методологический прагматик", имеющий ресурсы; талантливый индивид, изобретательный и способный мыслить самостоятельно, находясь в поле.

Полевые исследования основаны на натурализме, который применяется также для изучения других явлений (океана, животных, растений). Натурализм подразумевает наблюдение за обычными событиями в естественном, а не в изобретенном и созданном исследователем окружении.

Натурализм и непосредственная вовлеченность означают, что качественное исследо­вание является более гибким и менее структурированным, чем количественное исследо­вание. Это означает также, что этапы проекта нельзя предопределить полностью, но они могут" служить в качестве руководства или карты.

Этапы полевого исследования:

1.  Готовьте себя, читайте литературу, не сосредоточивая внимание на чем-то конкретном.

2.  Выберите площадку поля и получите к ней доступ.

3.  Войдите в поле и установите социальные отношения с членами группы.

4.  Примите социальную роль, досконально изучите среду, установите дружеские отно­шения с членами группы. 

5.  Наблюдайте, слушайте и собирайте качественные данные.

6.  Начните анализировать данные, обобщите и оцените рабочие гипотезы.

7.  Сосредоточьтесь  на специфических  аспектах  среды  и  используйте  теоретическоемоделирование.

8.  Проведите полевые интервью с информантами.

9.  Покиньте поле, закончите анализ и напишите научный отчет.

Что делает «качественна» в поле?

1.  Наблюдает за обычными событиями и повседневной деятельностью в том виде, какони происходят в естественном окружении, а также за необычными событиями.

2.  Непосредственно контактирует с изучаемыми людьми и на личном опыте переживаетпроцесс повседневной социальной жизни в поле.

3.  Принимает точку зрения человека, который живет внутри изучаемой среды, и в то жевремя сохраняет аналитический подход или дистационность, присущую аутсайдеру.

4.  Использует разнообразие техник и социальных навыков гибко, как этого требуетситуация.

5.  Производит данные в форме детальных письменных заметок, а также диаграмм, карт,фотографий, которые обеспечивают исследователя очень подробной информацией.

6.  Видит события  целостно (как единое целое,  не  частями)  и  по отдельности, в ихсоциальном контексте.

7.  Понимает и сочувствует членам группы в поле, а не просто регистрирует «холодные»объективные факты.

8.  Замечает как внешние {признанные, осознанные, подтвержденные), так и скрытые (менее признанные, подразумеваемые, непрогонорснные) аспекты культуры.

9.  Наблюдает  текущие  социальные  процессы,  не  нарушая  их,  не  вмешиваясь,   не

навязывая точку зрения извне.

10. Справляется с сильным личным стрессом, чувством неопределенности, этическими дилеммами и двусмысленностью.

Этнографы редко следуют строго зафиксированным этапам. Фактически гибкость - ключевое преимущество качественного полевого исследовании, которое позво­ляет ученому менять направление и следовать интуиции. Опытные этнографы рас­познают, схватывают возможности и быстро приспосабливаются к изменяющимся социаль­ным ситуациям. Начиная работу, исследователь понимает, что у него (нее) мало контроля над данными и почти нет фокуса исследования. Но как только исследователь интегрирован в среду, он (она) сосредоточивается на определенных проблемах и темах и контролирует данные.

В качественном полевом исследовании применяют умение внимательно смотреть и слушать, делать заметки и регулярные записи. До вхождения в поле новичок практикует наблюдение за обычными деталями ситуации и записывает их. Внимание к деталям и записи по памяти могут совершенствоваться по мере накопления практики. Каждодневные записи и личный дневник - также хорошая практика обучения полевым заметкам. Полевое исследование начинается с общей темы, а не с определенных гипотез. Исследователь не должен останавливаться на каких-то первоначальных, может быть, ложных концепциях. Он - должен быть хорошо подготовленным, но открытым для поиска новых идей. Подготовка вопросов для работы в поле требует времени.

Есть два типа деконцентрации, рассредоточения внимания. Первый - рассмотрение широкого круга ситуаций, людей и социальных сред для ощу­щения понимания общей ситуации до принятия решения, что" включать, а что исключать из фокуса исследовательского интереса. Второй тип - не концентрироваться исключительно на роли исследователя. Иссле­дователь должен выйти за рамки своей социальной ниши, чтобы пережить в поле как можно больше, не изменяя своим главным обязательствам исследователя.

Еще одно в подготовке к роли полевого исследователя - это познание себя. Работа в поле может иметь сильное воздействие на идентичность исследователя и его (ее) миро­воззрение, трансформировать личность.

Среда или полевая «площадка» - обстановка, в которой происходят события или имеет место деятельность; это социально определенная территория с подвижными границами. Социальная группа может взаимодействовать в нескольких местах. Выбирая площадку, полевой исследователь должен учитывать три фактора: богатство данных, неизвестность, пригодность.

Для исследователя важно установить отношения со «сторожами», т.е. людьми, которые имеют официальную или неформальную власть, чтобы контролировать доступ к «пло­щадке». Полевые исследователи могут вести переговоры с ними по поводу доступа к ней. Стратегия вхождения в поле

Планирование. Вхождение в поле похоже, скорее, на очистку лука, чем открывание двери.

Социальные отношения обговариваются и формируются о процессе работы в поле. Переговоры ведутся с каждым новым членом группы до тех пор, пока не разовьются стабильные отношения, позволяющие добиться доступа к полю и, после установления доверия, получить информацию и ослабить враждебность. Предполагается, что исследова­телю придется снова и снова обговаривать и объяснять, что он делает.

Исследователь должен решить, в какой мере он расскажет о себе и об исследовании. Рассказывая о своей личной жизни, хобби, интересах, биографии, он (она) может установить доверительные отношения и открыть информацию о себе. Необходимо помнить, однако, что внимание должно фокусироваться на собы­тиях в поле.

Список использованной литературы:

1  Громов Г. Методика этнографических экспедиций. – М.: Наука, 1966. – 236 с.

2  Жлоба С.П., Чернякевич И.С. Теория и практика полевых этнографических исследований: Пособие для студентов исторических факультетов. Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2007. – 285 с.

3  Итс Р.Ф. Введение в этнографию / Учебное пособие. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. 168 с.

4  Козьмин В.А. Полевая этнография. СПб, изд.СПб, 2001. - 288 с.

5  Артыкбаев Ж. Этнология и этнография. – Астана: Нұр, 2001. 185 с.

6  Гаген-Торн Н.И., Громов Г.Г. К методике изучения одежды в этнографии СССР // СЭ. - 1933. - № 3-4. – С. 125-130.

7  Токарев С.А. К методике этнографического изучения материальной культуры. // Советская этнография, 1970.  - № 4. – 40-48 сс.

8  Мейрманова Г.А., Исаева А.И. Этнологиялық зерттеу әдістері. - Алматы:  Қазақ университеті, 2016. – 185 бет.

9  Арутюнов Ю.В. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. - М., 1984. – 190 с.

10  Слепенков И.М. Методологические принципы и методика конкретно-социологического исследования. М.: Наука, 1974. - 285 с.

Аңдатпа

Мейрманова Г.А. т.ғ.к., әл-Фараби атындағы ҚазҰУ, Археология, этнология және музеология кафедрасының доцент м.а.,

 Жандыбаева С.С. – әл-Фараби атындағы ҚазҰУ, дүниежүзі тарихы, деректану және тарихнама кафедрасының аға оқытушысы.  Алматы қ., Қазақстан

ДАЛАЛЫҚ ЭТНОГРАФИЯНЫҢ ӨЗЕКТІ МӘСЕЛЕЛЕРІ

Бүгінгі таңда ақпараттық технологиялардың кең етек жайып, ғаламтор дамып жатқанда этнографиялық зерттеулер жүргізіп ел аралап зерттеулер жүргізуге қызығушылық азаюда. Мақалада этнографтардың халықтардың арасында ұзақ уақыт өмір сүрсе, ол сол халықтар туралы толыққанды мәліметтер жинап, олардың тұрмыс тіршілігі, мәдениеті, күнделікті өмірі туралы хабардар болатындығы жазылған. Экспедицияның тақырыбы мен тапсырмасына байланысты тұрақжайларды зерттеуде жинақталған материалдардың көрнекілігін қамтамасыз ететін әртүрлі тәсілдер қолданылады. Басты тәсілдер: іріктеу және жаппай зерттеу тәсілі. Сонымен қатар, этнографиялық зерттеулер тарихына толық тоқталған. Мақалада далалық жағдайда адаптациялану мәселесі де қарастырылады.

Түйін сөздер: акпарат алушы, этнодемография, әлеуметтік әдісті қолдану, ғаламтордағы ақпарат берушілер, идеология, социоантрополог, этнометодология .

Abstract

RELEVANCE AGAINST CYBERCRIME

G. A. Meirmanova, S. S. Zhandibaeva,

1Associate Professor, Department of Archeology, Ethnology and museology of KazNU. Al-Farabi, Almaty,2 Senior teacher Department of Department of World History, Historiography and Source Studies of KazNU. Al-Farabi. Almaty, Kazakhstan

Abstract

At the present time in conditions of high development society few people interested in science "field Ethnography". So we want to tell the basic principles methods of the field study. This article discusses some of the challenges of working in the field to get ethnographic materials. The paper also analyzed the field research, which is attractive for those who like to watch people or prefer a free approach in the study. Scientist directly communicates and observes people, which is studying.

Keywords: informants, social issues, ideology, methods of field study, the socioanthropological, ethnomethodology.


Нет комментариев

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь