Главная » Материалы » УДК 32.001: 005.44(4+5)Геополитические измерения Евразийства в условиях глобализации

Л.Т.Исова -доцент кафедры международных отношении и мировой экономики КазНУ им. аль-Фараби, кандидат исторических наук

УДК 32.001: 005.44(4+5)Геополитические измерения Евразийства в условиях глобализации

Электронный научный журнал «edu.e-history.kz» № №2(10)

Теги: культура, политика, внешняя, дружба, интеграция, союз, экономический, Евразийский, регион, глобализация, Евразийство, товар, услуга, капитал, Таможенный, Союз, единая, политика.
Аннотация:
В данной статье анализируется проблемы развития классического евразийства, общая духовная взаимосвязь евразийских народов и их взаимосвязь с сегодняшним днем, а также определится роль евразийской идеи в современных глобальных региональных процессах. Особенностью современной мировой экономической ситуации является смена субъектов глобализации по степени их влияния на формирование устойчивости мировой экономики. Возрастает роль региональных международных интеграционных объединений и входящих в них национальных государств, в частности развивающихся и переходных экономик. С созданием Евразийского экономического союза (ЕАЭС), меняется система институтов регионализации, а также характер участия ЕАЭС в глобальных и региональных процессах. Договор о созданий Евразийского экономического союза имеет действительно эпохальное историческое значение. Был формирован крупнейший единый рынок на пространстве СНГ с огромным производственным, научным и технологическим потенциалом, колоссальными природными ресурсами.
Содержание:


В формирование исторических и идейных предпосылок евразийства внесли свой вклад выдающиеся представители разных лет: полководец тюрков Кюльтегин, философ аль-Фараби, Чингиз-хан, князь Александр Невский, хан Аблай, востоковед Шокан Валиханов, этнограф Григорий Потанин, классик Абай, дипломат Константин Леонтьев, лингвист Вильгельм Томсен, тюрколог Василий Радлов, тюркофил Исмаил Гаспринский, лидеры Алаша - Алихан Букейханов и Ахмет Байтурсынов, ученые Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби и многие другие. Все они шли к осмыслению многообразия взаимосвязей народов Евразии. Именно эта плодотворная многовековая духовная почва способствовала появлению в 20-е гг. ХХ века в Европе евразийского научного мировоззрения, представленного его основателями: Николаем Трубецким, Петром Савицким, Георгием Вернадским и другими. Духовным наследником этого поколения стал выдающийся мыслитель, историк и тюрколог ХХ века Лев Николаевич Гумилев. 

В современных условиях диалога Восток–Запад евразийская концепция, обновленная политиком мировой величины Н.А. Назарбаевым, предстает в качестве востребованной временем доктрины межгосударственного политического, экономического, культурного взаимодействия, основанного на принципах толерантности, поддержания мира и стабильности в регионе, партнерских взаимовыгодных отношениях.

 Евразийский лидер Н.А. Назарбаев придал евразийскому теоретическому учению зримое воплощение в реальной жизни, а также внес в евразийское мировоззрение огромный теоретический и практический вклад, сочетав его с новаторским экономическим, социальным, стратегическим подходом, неразрывно связав евразийство с демократией, императивом развития гражданского общества, социальной динамикой. Речь идет не просто об адаптации евразийских идей к конкретным условиям современного Казахстана и Центральной Азии, но о развитии универсального содержания этого учения.

Важно отметить, что евразийская идея Президента нашей республики Н.А. Назарбаева по своим теоретическим и практическим аспектам представляет собой оригинальную концепцию, во многом отличную как от классического евразийства, так и его современных неоевразийских направлениях. В данной работе автор нацелен исследовать не только общие тенденции в теоретическом содержании классического и казахстанского современного евразийства, но и его кардинальные отличия, а также новые результаты практической реализации евразийского взаимодействия на современном этапе.

Евразийство в современных условиях - исторический феномен доктринального характера, обозначающий не только целостность постсоветского пространства, но и обобщающей группы людей, выступающих против негативных последствий глобализации, за сохранение национальной истории, культуры и за интеграцию по экономическим параметрам, со сходной социальной системой, с исторической общностью судьбы.

Следует отметить, что Договор о создании Экономического союза между одиннадцатью странами СНГ положил начало переводу интеграционных процессов в экономиках государств-участников СНГ из плоскости переговоров в русло практических действий, стал политической реальностью. Приверженность Казахстана политике «всестороннего сотрудничества в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков» (Алматинская Декларация глав государств СНГ 1991 г.) явилась катализатором интеграционных процессов в Содружестве.

Поскольку процесс интеграции шел медленно, институты СНГ работали неэффективно, вполне логичным развитием интеграционных инициатив Казахстана стало выступление Н.Назарбаева перед профессорско-преподавательским составом МГУ 29 марта 1994 г. в рамках первого официального визита в Россию. В своей речи он предложил рассмотреть возможные пути создания нового объединения из стран-участниц СНГ -Евразийского союза (ЕАС) [1, С.24-25].

В основу Договора о создании ЕАС предполагалось заложить идею формирования наднациональных органов с целью координации экономической, оборонной и внешней политики. Для обсуждения стратегических вопросов должен быть создан Совет глав государств и правительств ЕАС. Следующим шагом могли бы стать прямые выборы в общий Парламент, учреждение Совета министров обороны и Совета министров иностранных дел. Предлагалось также создать постоянно действующий межгосударственный исполнительный секретариат ЕАС, состав которого назначался бы главами государств и формировался бы из представителей всех стран Союза. Этот исполком должен был получить статус наблюдателя в ООН и ОБСЕ. Далее предполагалось введение общего документа или гражданства для всех стран Союза, обязательная разработка согласованных программ экономических реформ.

При этом концепция ЕАС отнюдь не предполагала воссоздание СССР или нечто подобного. Основными принципами, на которых мыслилось объединение в союз, могли бы стать: равенство, уважение суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности государственных границ, прав личности и индивидуальности каждого человека. Государства ЕАС получали право участвовать в других интеграционных объединениях, в том числе в СНГ, на основе ассоциированного или постоянного членства, либо иметь статус наблюдателя. Каждый участник мог выйти из ЕАС, предварительно уведомив другие государства не позднее, чем за шесть месяцев до принятия решения. Принципиальное значение имело сформулированное казахстанским Президентом положение о том, что интеграция, основанная на равенстве, добровольности и прагматическом интересе, - это будущее Евразии, которая только в этом случае может стать глобальным фактором мировой экономики и политики XXI века.

Одним из этапов практического воплощения проекта ЕАС явилось подписание 30 апреля 1994 г. Президентами Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана Договора о создании Единого экономического пространства между тремя государствами (Центрально-Азиатский союз). Этот документ заложил прочный фундамент экономического сотрудничества на основе принципов дружбы и добрососедства, равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, добросовестного выполнения взаимных обязательств, а также других общепризнанных норм международного права. В июле 1994 г. главы государств-участников Центрально-Азиатского союза создали Межгосударственный Совет, учредили Советы премьер-министров, министров иностранных дел и его рабочий орган - Исполком Межгоссовета, образовали Центрально-азиатский банк сотрудничества и развития.

21 октября 1994 г. в Москве состоялось заседание Совета глав государств Содружества, в котором участвовали делегации всех стран-участниц СНГ. Совет глав государств СНГ решил принять к сведению информацию Н.Назарбаева о формировании Евразийского Союза Государств и использовать основные идеи, высказанные Президентом, для углубления интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств. Кроме того, Советом глав государств был одобрен ряд документов, в которых нашли отражение инициативы Казахстана, содержались реальные шаги в направлении создания общего экономического пространства. К примеру, это решение о создании Платежного союза государств-участников СНГ и эффективной системы платежей, необходимых для нормального функционирования Экономического союза и свободного перемещения товаров и услуг.

Следующим шагом политики углубления экономической интеграции стало подписание главами Правительств Казахстана, России и Беларуси 20 января 1995 г. Соглашения о Таможенном союзе (ТС) трех государств и утверждение поэтапной Программы действий правительств трех стран по реализации договоренностей о дальнейшем углублении взаимного сотрудничества. В марте 1996 г. к Таможенному союзу присоединилась Кыргызская Республика. Республика Таджикистан стала его полноправным членом 26 февраля 1999 г.

Предполагалось, что создание Таможенного союза должно стать важной предпосылкой создания общего рынка товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Для, функционирования Таможенного союза государства должны были согласиться на скоординированность в проведении экономических реформ и достижении однотипного, базирующегося на рыночных принципах, хозяйствования механизма регулирования экономики. Далее ставилась задача осуществления унификации хозяйственного законодательства (внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового, ценового, налогового и т.д.), выработки единых правил установления согласованного валютного курса, конвертируемости национальных валют, формирования эффективного платежного баланса, а также проведения согласованной внешнеэкономической политики по отношению к третьим странам.

В Таможенном Союзе были созданы совместные органы управления интеграцией четырех государств - Межгосударственный совет и Интеграционный комитет в качестве исполнительного органа. Следующий крупный шаг в направлении интеграции был сделан в октябре 2000 г. В ходе октябрьского саммита в Астане главы государств-участников Таможенного союза подписали Заявление и Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

В Договоре ЕврАзЭС заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определенных Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.

Развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве в основном связано с евразийским проектом, который получил название ЕврАзЭС.

 Современное геополитическое развитие стран Евразии представляет собой сложный процесс взаимодействия политического курса ведущих стран мира и политики, проводимой отдельными государствами. Совокупность объективных процессов и субъективных действий оказывает свое влияние на формирование геополитических координат Евразии и ее региональных процессов. Пространство СНГ, в первую очередь Казахстана и России является объектом внимания и действий различных сил мировой политики. Будучи евразийским государством, Казахстан первым инициировал евразийский вектор международной политики, который поддержали Россия, Украина, Белоруссия, Кыргызстан и Таджикистан. В условиях развития евразийских интеграционных процессов, актуализируются вопросы изучения исторического опыта развития евразийских государств, стремящихся к созданию единой евразийской геополитической модели, основы которой были заложены в евразийском учении.

Евразийская стратегия Президента Н.А. Назарбаева нацелена на долгосрочные приоритеты взаимовыгодного сотрудничества с евразийскими партнерами на основе уважения суверенитета и поддержания мира и стабильности в регионе.

Таким образом, созданная евразийцами историческая концепция методологически выливается в русло современного евразийского диалога Восток - Запад, инициированного лидерами Казахстана и России, в основе которого лежит взаимовлияющий, взаимосвязующий, цивилизационный фактор.

Новый подход к изучению и осмыслению истории Евразии в доктрине Президента Республики Казахстан в контексте интеграционных процессов на Евразийском пространстве наполняет ее практическими перспективами, позволяет актуализировать некоторые проблематичные и малоосвещенные вопросы истории евразийского пространства.

В ходе своего исторического развития Казахстан прошел через множество периодов общеевразийского исторического процесса развития, в том числе и кризисных периодов. Каждый подобный период являлся для казахской интеллигенции стимулом к осмыслению истории, к попытке понимания исторических перспектив на основе наследия прошлых веков. В этом смысле обращение к общим истокам исторического развития евразийских народов привело современных ученых и политиков к попытке всестороннего анализа идейного наследия прошлых веков, и в частности – к евразийству.

Особенностью современной мировой экономической ситуации является смена субъектов глобализации по степени их влияния на формирование устойчивости мировой экономики. Возрастает роль региональных международных интеграционных объединений и входящих в них национальных государств, в частности развивающихся и переходных экономик.

С созданием Евразийского экономического союза (ЕАЭС), меняется система институтов регионализации, а также характер участия ЕАЭС в глобальных и региональных процессах.

Характерной особенностью современного этапа либерализации международных торговых отношений является рост числа региональных торговых соглашений  и становление новых тенденций регионального сотрудничества:

– во-первых, происходит расширение сфер регулирования региональных торговых соглашений  за рамки чисто торговых отношений. Более 70%, всех вступивших в силу региональных торговых соглашений (из 354, действующих к началу 2013 г.), относились к категории проинтеграционных, то есть тех, которые не ограничиваются таможенно-тарифной либерализацией, а стремятся к гармонизации хозяйственного регулирования, выравниванию условий для предпринимательской деятельности;

– во-вторых, расширяются состав и форматы сотрудничества за счет количества государств-участников, включения региональных блоков и заключения межблоковых соглашений. По числу заключенных и готовящихся от имени торгового блока соглашений с третьими странами лидируют ЕС (34 соглашения), EFTA (25), АSEAN (5). К межблоковым региональных торговых соглашений  относятся соглашения между ЗСТ EFTA и Южноафриканским таможенным союзом, EFTA и Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (соглашение находится в стадии ратификации);

– в-третьих, расширяются пространственно-экономические рамки сотрудничества, стала возможной реализация мегапроектов с участием лидеров мировой экономики. Так, например, Республика Корея подписала соглашения о ЗСТ с США, ЕС, Индией.

Для евразийских государств реализация новых задач потребует корректировки экономической политики на всех уровнях управления в связи с появлением новых перспектив участия в глобализации, регионализации в рамках региональных торговых соглашений  и в евразийской интеграции.

Новыми направлениями интеграционной политики в формате ЕАЭС становятся:

– активизация использования неформальных механизмов глобального управления в рамках G20 и БРИКС (в рамках G20 в качестве возможного направления консолидации развивающихся экономик может также рассматриваться тюркский и исламский фактор – сотрудничество с Турцией, Саудовской Аравией, Индонезией). Рост значения БРИКС в качестве неформального механизма глобального управления экономикой обусловлен объективными факторами. Именно страны БРИКС демонстрируют значительную динамику роста товарных и инвестиционных потоков в последние годы. Международные золотовалютные резервы в основном также сосредоточены в этих новых динамично развивающихся странах (абсолютным лидером является КНР, на 4-м, 6-м и 7-м месте, соответственно, Россия, Бразилия и Индия);

– расширение направлений сотрудничества с азиатскими странами в формате ШОС и межблокового взаимодействия ЕАЭС с региональными интеграционными союзами Азии, в частности, странами APTA, ASEAN, АPEC, ECO и другими, учитывая участие и влияние в этих группировках стран ШОС и СНГ, а также стратегию США по «возвращению в Азию» в рамках проекта ТТП;

– выстраивание продуктивных экономических отношений со странами СНГ в направлении активизации участия в институтах регулирования мировой торговли, в частности ВТО, и расширения форматов региональной интеграции на пространстве СНГ (ЗСТ+; ТС+; ЕЭП+; ЕАЭС+) [2, С.17-18].

Казахстан вместе с Беларусью и Россией предприняли целый комплекс мер, направленных на создание зоны свободной торговли, Таможенного союза, Единого экономического пространства, а теперь и Евразийского экономического союза. Эти шаги привели к практическим результатам развития начальных наднациональных форм экономической интеграции. Новые страны выразили желание присоединиться к региональным проектам. В этой связи изучение опыта применения различных форм интеграции в объединениях, вступивших ранее на этот путь, представляется актуальным сейчас, когда закладываются новые схемы взаимодействия Казахстана со странами-соседями. Важно понять, насколько применимы на постсоветском пространстве уже устоявшиеся и нарождающиеся формы интеграции. Для выверенной оценки развития форм интеграции важна и адекватная система индикаторов возникающих эффектов. Работа по наполнению системы индикаторов интеграционного взаимодействия государств активно ведется на разных уровнях и представляет также практическую значимость для формулирования позиции Республики Казахстан по отношению к международным и региональным объединениям (в частности, по развитию интеграции в Евразии). Решение региональных и глобальных проблем может обеспечиваться структурами соответствующего уровня, однако принятие и реализация решений продолжают оставаться в основном за национальными органами. Ограниченный характер национальных мер по решению региональных и глобальных проблем не соответствует глубине и масштабу проблем, которые в большинстве своем остаются нерешенными. Идет поиск новых более эффективных механизмов международного сотрудничества. Таким образом, выбор оптимальных форм интеграции, применимых для конкретных экономических и политических условий и определенного круга стран, решивших проводить общую политику в каких-либо областях, становится не только важной теоретической, но значимой практической задачей.

Основной проблемой торговой политики является согласование в ее рамках протекционизма и свободы торговли. Для развитых стран с высокой эффективностью национального хозяйства использование политики протекционизма наряду со свободой перемещения товаров содействует повышению конкурентоспособности национальной экономики и направлено на расширение доступа своих конкурентоспособных товаров на мировой рынок. Особенностью современного этапа интеграции стало развитие «коллективного протекционизма» группы развитых стран (например, стран Европейского союза) для обеспечения интересов группировки в условиях глобального экономического давления. Для Казахстана как развивающейся экономики основные проблемы экспортно-импортной политики обусловлены изменением характера внешнеторговой деятельности в связи с решением стратегических задач «нового десятилетия», определенных президентом страны (Назарбаев, 2010):

•созданием и функционированием с 2010 года Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России;

• формированием в 2012 году Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России;

• реализацией Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010–2014 годы.

Особенностью современного экономического этапа для республики является совмещение в рамках экспортно-импортной политики двух главных, на наш взгляд, в определенной степени противоречащих друг другу стратегических задач. С одной стороны, стране предстоит добиться конкурентоспособности национальной экономики для интеграции в мировое хозяйство, с другой обеспечить развитие и защиту отечественного промышленного производства, конкурентоспособного лишь в границах СНГ [3, С.3-4].

Тот факт, что ровно 20 лет спустя идея Нурсултана ­Назарбаева получила реальное воплощение, лучше всего свидетельствует о том, что и тогда эта мысль не была оторванной от реальности. Сейчас, когда интеграционные процессы на евразийском пространстве приобретают все большую динамику, идея создания Евразийского экономического союза приковывает к себе все большее внимание.  Лидеры трех стран – Казахстана, России и Беларуси – подписали 29 мая 2014 года в Астане важный, а по другим оценкам эпохальный документ – Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который вступит в силу с 1 января 2015 года. 

Ученые стран Евразийского союза разделяют мнение Президента РК о том, что «евразийская интеграция обеспечивает нам общее стратегическое преимущество накануне грядущей Третьей глобальной индустриальной революции. Она происходит в условиях драматического акта смены парадигмы мироустройства в сторону многополярности. Нынешняя глобальная нестабильность – это кризис не только экономики, но и международного права, глобальной политики». С ними не справляются G7 и G20. Именно поэтому в 2012 году Нурсултан Назарбаев выдвинул инициативу G-Global, которую интерактивно поддерживают 160 стран. G-Global включает фундаментальные принципы мира в XXI веке: эволюция; справедливость, равенство, консенсус; глобальная толерантность и доверие; глобальная транспарентность; конструктивная многополярность [4, С.2-4].

Идея Евразийского экономического союза при широкой общественной поддержке, в том числе научного сообщества, стала стратегической программой практических действий: ЕврАзЭС, зона свободной торговли с участием большинства стран СНГ, Таможенный союз и Единое экономическое пространство Казахстана, Беларуси и России. В ХХI веке, отметил Президент РК, мы стали свидетелями феномена сжатого исторического времени. Это один из вызовов, с которым сталкивается весь глобализированный мир, как и вопросы евразийской интеграции. Прежде всего, отметил Н. Назарбаев, главная миссия Евразийского экономического союза в первой половине ХХI века заключается в том, чтобы стать одним из ключевых экономических макрорегионов мира, и евразийская интеграция должна обеспечить вхождение каждой страны-участницы в число наиболее развитых государств мира. Евразийский экономический союз должен иметь систему индикаторов, измеряющих влияние евразийской интеграции на рост уровня жизни населения, производительность и конкурентоспособность экономики. Весь процесс евразийской интеграции должен быть функционально и практически подчинен именно решению этой важнейшей цивилизационной миссии.  В стратегическом развитии ЕАЭС на ближайшие 15–20 лет важно, отметил Нурсултан ­Назарбаев, предусмотреть следующие приоритеты. Во-первых, это формирование базовых условий для ускоренного инновационного технологического прорыва национальных экономик и всего пространства евразийской интеграции. Важно разработать и принять Программу евразийского инновационно-технологического взаимодействия на период до 2025 года. Во-вторых, территория Евразийского экономического союза должна стать передовым звеном общеконтинентальной в масштабах всей Евразии инфраструктуры. В-третьих, основу общеевразийской экономики должен составить малый и средний бизнес. Это важнейший вопрос обеспечения гибкого реагирования на все возможные глобальные вызовы экономического характера. В-четвертых, важно определить инновационные модели менеджмента, отвечающие уникальной миссии ЕАЭС. Вполне целесообразно разместить наднациональные органы Евразийского экономического союза в Астане, находящейся в самом сердце континента Евразии. В-пятых, экономическая интеграция сделает более глубокими культурно-гуманитарные связи, а ХХI век сделает культурный сегмент важнейшей составляющей национальных экономик, который будет способствовать росту ВВП. При этом образовательные услуги особенно важны для инновационно-индустриального развития и систем управления [5, С.1-2]. Президент Республики Казахстан вполне логично, предложил объявить день подписания в Астане Договора о создании Евразийского экономического союза (конец мая 2014 года) Днем евразийской интеграции.

Интеграционный процесс, развивающийся с разной скоростью и в разные периоды времени на пространстве Евразии, заметно активизировался за последние три года. Сложилось базовое понимание, что евразийская интеграция располагает возможностями, позволяющими ей стать вариантом комплексного ответа на вызовы наступившего нового века. Сложный и значимый сам по себе, этот процесс продвигается на неблагоприятном фоне, а именно: второй фазы финансового кризиса, называемого также кризисом глобализации, серии политических кризисов в странах Ближнего Востока, перешедших в ряде из них на уровень гражданского конфликта, ожидаемых последствий вывода из Афганистана войск западных союзников.

Казахстанские эксперты отметят, что наиболее проблемные вопросы сотрудничества связаны с разностью в подходах к интеграционному проекту, отсутствием единой терминологии в налоговом, таможенном и транспортном законодательствах трех государств. Кроме того, не согласованы принципы разработки технического регулирования и значительно удорожилась процедура получения необходимых сертификатов производителями трех стран. А также эксперты по ЕАЭС говорят, что вопросы расширения ТС и ЕЭП политизируются. Отмечается, что нецелесообразно принимать новых членов в эти объединения без учета их соответствия критериям членства и экономических последствий расширения. Среди ключевых условий для успешного развития интеграционных процессов были названы: более тщательная работа над документацией, поэтапное углубление интеграции, прозрачность принимаемых решений и широкая информационная поддержка деятельности интеграционных структур [6, С.2-3].

Современный Евразийский экономический союз – международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная договором Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Государствами–членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация [7].

В качестве дополнительного фактора в пользу ЕАЭС можно отметить интерес к вступлению в Союз других государств, Вьетнам, Израиль и Турция, но и многие другие, говорит аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов [8]. Однако, не исключено, что этот путь станет для Душанбе более сложным и противоречивым, поскольку Таджикистан окажется в центре геополитической игры, и резко возрастет давление со стороны противников и сторонников евразийской интеграции, как внутри страны, так и за ее пределами.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

 Таким образом, создание ЕАЭС расширяет диапазон преимуществ динамики роста и тенденций регионализации для «евразийской тройки». Появляются перспективы для расширения масштабов участия в глобальном управлении, а также развития новых форматов межрегионального, межблокового и трансконтинентального торгово-экономического сотрудничества и углубления экономического сотрудничества стран СНГ.

Список литературы и источников:

1.  Назарбаев Н.А. Евразийский Союз: идея, практика, перспективы (1994-1997). – М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997. – 480 с.

2.  Мухамеджанова Д.Ш. Евразийская экономическая интеграция в контексте проблем глобализации и регионализации. // Сборник материалов международной конференции «Евразийский экономический союз: от идеи к реализации» Алматы, КИСИ, 18 марта 2014 г. 210 c.

3.  Шерьязданова К. Казахстан в условиях формирования Единого экономического пространства. /http://www.eabr.org/general//upload/CII-izdania (дата обращения: 18.07.2010).

4.  Нугербеков С. «G-Global – в эпицентре мирового внимания», «Казахстанская правда», 2014, 24 апреля.

5.  Кузнецов О. и др. «О перспективах евразийской интеграции и новой модели мировой экономики», «Казахстанская правда», 2014, 15 мая.

6.  Евразийская интеграция: риски и перспективы. http://iwep.kz/sobytiya/2013-12-03/evraziyskaya-integraciya-riski-i-perspektivy (дата обращения: 12.03.2013).

7.  Евразийский экономический  союз. http://www.eaeunion.org(дата обращения: 10.04.2017).

8.  ЕАЭС: альянс двадцатилетия. https://wek.ru/eayes-alyans-dvadcatiletiya (дата обращения: 30.05.2014).

Л.Т.Исова -доцент кафедры международных отношении и

мировой экономики КазНУ им. аль-Фараби, кандидат исторических наук

Геополитические измерения Евразийства в условиях глобализации

АННОТАЦИЯ

В данной статье анализируется проблемы развития классического евразийства, общая духовная взаимосвязь евразийских народов и их взаимосвязь с сегодняшним днем, а также определится роль евразийской идеи в современных глобальных региональных процессах. Особенностью современной мировой экономической ситуации является смена субъектов глобализации по степени их влияния на формирование устойчивости мировой экономики. Возрастает роль региональных международных интеграционных объединений и входящих в них национальных государств, в частности развивающихся и переходных экономик.

С созданием Евразийского экономического союза (ЕАЭС), меняется система институтов регионализации, а также характер участия ЕАЭС в глобальных и региональных процессах. Договор о созданий Евразийского экономического союза имеет действительно эпохальное историческое значение. Был формирован крупнейший единый рынок на пространстве СНГ с огромным производственным, научным и технологическим потенциалом, колоссальными природными ресурсами.

Ключевые слова: Евразийство, глобализация, регион,  Евразийский экономический союз, интеграция, дружба, внешняя политика, культура,  товар, услуга, капитал, Таможенный Союз,  единая политика.

L. T. Issova – the associate professor of the international relations and

world economy of Al-Farabi Kazakh National University, candidate of historical sciences

Geopolitical measurements of Eurasians in the conditions of globalization

SUMMARY

In this article it is analyzed problems of development of classical Eurasians, the general spiritual interrelation of the Eurasian people and their interrelation with today, and also will be defined a role of the Eurasian idea in modern global regional processes. Feature of a modern world economic situation is change of subjects of globalization on extent of their influence on formation of stability of world economy. The role of the regional international integration associations and the national states entering those in particular developing and transitional economies increases.

With creation of the Eurasian Economic Union (EEU), the system of institutes of regionalization, and the nature of participation of EEU in global and regional processes changes. The contract about creations of the Eurasian Economic Union has epoch-making historical value. The largest uniform market on space of the CIS with a huge production, scientific and technological potential, and enormous natural resources has been formed.

Key words: Eurasians’, globalization, region, Eurasian Economic Union, integration, friendship, foreign policy, culture, goods, service, capital, Customs Union, uniform policy.

Л.Т.Исова - әл-Фараби атындағы ҚазҰУ

халықаралық қатынастар және әлемдік экономика

кафедрасының доценті, тарих ғылымдарының кандидаты

Сыртқы саясаттағы қазақ-моңғол қатынастарының басым-бағыттары

ТҮЙІН

Аталмыш мақалада классикалық еуразияшылдықтың даму мәселелері, қазіргі күнмен еуразиялық кеңістік халықтары мен олардың өзара ортақ рухани байланысы талқылана келе, сонымен қатар еуразиялық идеяның бүгінгі жаһанданған аймақтық үдерістердегі рөлі  анықталады. Әлемдік экономикалық жағдайдың қазіргі ерекшелігі, жаһандық субъектілердің алмасуы, олардың кезектелуінің әлем экономикасы тұрақтылығына әсері болып табылады. Осы орайда, аймақтық халықаралық интеграциялық бірлестіктердің, оның ішінде дамушы және ауыспалы экономика ақуалындағы  оларға кіретін ұлттық мемлекеттердің рөлі  артатыны сөзсіз.

Еуразиялық экономикалық Одақтың (ЕАЭО) құрылуымен де аймақтану институттары жүйесі және де осы құрылымның жаһандық және аймақтық үдерістердегі қатысу сипаты өзгеруде. Еуразиялық экономикалық Одақты құру туралы келісім шынында да, тарихи дәуірлік маңызға ие.  ТМД кеңістігінде ауқымды өндірісі, ғылыми және технологиялық потенциалы,шетсіз табиғи ресурстары бар, ірі біртұтас нарық пайда болғаны сөзсіз.

Түйін сөздер: Еуразияшылдық, Еуразиялық экономикалық Одақ, интеграция, достық, сыртқы саясат, мәдениет, тауар, қызмет көрсету, капитал, Кедендік Одақ,  біртұтас саясат.


Нет комментариев

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Просмотров: 806

Нет рецензий

Скачать файлы

Исова 3 макала 2017.doc 0.09 MB

Категория

Междисциплинарные исследования Методологические труды Макро- и Микроистория История Отечества. Новые методы исследования Исследования молодых ученых Рецензия. Отзыв

Статьи по теме

КУЛЬТУРА И БЫТ КАЗАХСКИХ РАБОЧИХ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД Тюрко-согдийский вопрос в истории раннесредневекового Казахстана: современный взгляд НИДЕРЛАНДЫ КОРОЛЬДІГІ ҮКІМЕТІНІҢ СЫРТҚЫ САЯСАТЫ НОВЫЕ АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ О СОБЫТИЯХ 1916 ГОДА В КАЗАХСТАНЕ ВОПРОСЫ ИЗМЕНЕНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ УДК 323.15(574) ИСТОРИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ, МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН, ВКЛЮЧАЯ ИСТОРИЮ НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ ЭТНОСОВ: ОСН УДК 930.2: 94 (574) Из опыта изучения законодательных источников по истории Казахстана VIII-начала XX века УДК 314.93 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЗАХСТАНЕ В XIX-XX ВВ.: ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРЕПИСЕЙ НАСЕЛЕНИЯ. «История и современное значение Орбулакской битвы» КУЛЬТУРНО-БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ ПЕРВОЦЕЛИННИКОВ УДК 32.001: 005.44(4+5)Геополитические измерения Евразийства в условиях глобализации УДК 947.084 (574.2) ЭТНОЯЗЫКОВЫЕ ПРОЦЕССЫ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ В ПЕРИОД ЦЕЛИНЫ УДК 394.014 /1941-1945/ ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ КАЗАХСТАНСКОГО СЕЛА В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ КУСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ) УДК 327:329.78:(574.5) Изучение гражданской и этнической идентификации молодежи Южно-Казахстанской области Изучение религиозных персоналий в истории Казахстана УДК 32.001: 005.44(4+5) Геополитические измерения Евразийства в условиях глобализации УДК327.8 Эволюция политической системы Китая и казахстанско-китайские взаимоотношения

Статьи автора

УДК 32.001: 005.44(4+5)Геополитические измерения Евразийства в условиях глобализации УДК 32.001: 005.44(4+5) Геополитические измерения Евразийства в условиях глобализации