Главная » Материалы » 398 (574) АБЛАЙ ХАН – СИМВОЛ СВОБОДЫ КАЗАХСКОГО НАРОДА (К ПРОБЛЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ «МӘҢГІЛІК ЕЛ»)

С.А.Кузембай, Главный научный сотрудник института литературы и искусства имени М. О. Ауэзова. доктор искусствоведения, професор, заслуженный деятель РК, лауреат премии им.Ш.Уалиханова, член-корреспондент НАН РК

398 (574) АБЛАЙ ХАН – СИМВОЛ СВОБОДЫ КАЗАХСКОГО НАРОДА (К ПРОБЛЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ «МӘҢГІЛІК ЕЛ»)

Электронный научный журнал «edu.e-history.kz» № 2(10)

Теги: Аблай, хан, музыка, мәңгілік, ел, фольклор, сарын, дастан, казахская, музыка
Аннотация:
В настоящее время в связи с национальной идеи главенствующим стало выдвигаться художественное воплощение и новаторская трактовка образов героев, правителей, советников, судей, в творчестве жырау, акынов и прозаиков. В данной статье анализируются исторические материалы и данные об Абылай в научных публикациях ученых и музыковедов.
Содержание:

Жизнь и деятельность великой исторической личности Абылай хана, 300-летие которого отмечено в год двадцатилетия независимости Казахстана, получили широкое отражение в казахской традиционной культуре –в народных сказках, легендах, дастанах, исторических песнях и инструментальных сочинениях. В музыкально-поэтических памятниках устного творчества образ Абылай хана раскрыт также через сказания о богатырских деяниях его сподвижников –батыров Кабанбая, Богенбая, Жанибека, Олжая, Баяна и др.

Идея счастья народа, тема защиты родных земель и свободы личности, ассоциируясь с именем Абылая – носителем этих идей, получает художественное воплощение в творчестве жырау, акынов и прозаиков –Бухара жырау, Машхур Жусипа, Шади Жангирулы, Магжана Жумабаева, Абиш Кекильбаева. В этом плане интересен малоизвестный факт издания в Берлине поэтического сборника «Абылай хан» (1943), автором которого является Айтбаев Мажит (1914-1945). В книгу вошли два дастана, три баллады, четыре музыкальных номера и сорок один стихов[1].

Облик государственного деятеля, умного и прозорливого военно- начальника Абылай хана описан в бесценных трудах ученого-энциклопедиста, прямого потомка Шокана Уалиханова (1835-1865).

Исторические материалы и данные об Абылай хане содержатся в научных публикациях В.Бартольда, Р.Сулейменова, В.Моисеева, Е.Бекмаханова, А.Маргулана, Р.Бердыбаева, Н.Смирновой и др.

Музыкальные сочинения, отражающие названную проблематику, выражены в малых и крупных формах фольклора –это народные песни в запевно-куплетной форме, а также развернутые исторические песни иинструментальные произведения (зачастую, домбровые) [2]. Особый интерес в этом плане вызывает жанровый состав фольклорных парадигм. В них наряду с простыми напевами (сарынами) явно обозначаются и их жанровые признаки. Многие песни изложены в обрядово-бытовом жанре (қара өлең, естірту, жоқтауишешендік сөз). Инструментальные сочинения передают сцены боевых походов, шествий и героический дух жанр ұран-клич походные марши защитников Родины. 

Общеизвестно, что Абылай хан был разносторонней личностью –будучи тонким дипломатом, полководцем, отлично владеющим военной тактикой, он был прекрасным оратором и известен как автор нескольких музыкальных произведений. Личность и героизм Абылая настолько были любимым народом, что ему приписывались мифические и эпические черты. Для примера приведем из собраний выдающегося тюрколога В.В.Радлова из книги «Ел қазынасы –ескі соз»: «Бұхар хан қырық биден: «Абылай ханның тегі асыл ма, менің тегім асыл ма?», – деп сұрақ қойғанда, олар жағымпазданып: «Сіздің тегіңіз асыл, Сіздің жеріңіз асыл, Өзіңіз асыл, Сіздің жеріңізде етікпен намаз оқырға жарайды», –депті. Сонда ханның сұрағына олармен бірге келген он үштегі атшы бала ешбір қорықпай, «Абылай ханның тегі асыл, себебі Абылай атасы нұрдан пайда болған, садағын күнге асқан, Сіздің атаңыз коқандық қара сарт», – деп ел арасындағы қалыптасқан пікірді айтыпты [3, с.280]. В тексте в противовес лицемерным 40 биям 13-летний пастух превозносит Абылая над Бурхан ханом (кокандским), говоря, что у Абылая гены благородные, ибо его отец рожден от сияющих лучей, стрелу свою он вешает на солнце. Здесь выражено возвеличивание образа Абылая, сложившееся в народном понимании, и вера в него. Об Абылае, как говорилось выше, слагались развернутые дастаны.

Значительное  место  в них занимают  разделы  и части, отражающие богатырские  деяния  Абылая. Для примера приводим несколько  строк из  дастана  записи  академика В.В.Радлова.

Әуелі  өткен  Абылай хан.

Заманында хан  болды,

Жұрт  үстінде паң  болды,

Жүрген  жері шаң болды.

Қазақ  пенен  орысты,

Қалмақ пенен шүршітті,

Бір  өзіне қаратып,

Әлемге  даңқын  таратып,

«Абылай хан  сөйтті» деп,

Соңғыларға  заң  болған [3, с.281]

В народных исторических жырах  часто  сказывается о  жизни  и  подвигах легендарного героя – об его трудном детстве, как пас скот у Толе би, воспитывался, мужал и проявлял черты доблестного воина, об его боевых сражениях и победах в схватке с иноземцами, об его тонкой дипломатии и стремлении укрепить казахскую государственность [2, с. 19].

Пожалуй, не было в казахской поэзии известных жырау и жыршы, которые бы не коснулись этой темы. Тому пример – вступление к поэме «Батыр Баян», автором которой является талантливый поэт Магжан Жумабаев. Он пишет:

Күңіреніп ойлаганда Алаш жайын,

Жанымды орай берсе ұлы уайым.

Кеудеме күннің нұры толғандай боп,

Жырлаймын алты алаштын Абылайын... [2, с. 19].

В плане воссоздания целостной картины жизнедеятельности Абылая особый интерес представляет «Тарихат» акына Шади торе Жангирулы. В развернутых частях дастана раскрывается облик героя с детских лет додостижения власти. Акын мастерски передает облик героя, который с малолетства проявлял незаурядные качества [2, с.96]:

 Абылай өзі теңдес балалармен

Ойнаушы ед тысқарыға шығып жүріп.

Баланың бөлек еді әр формасы,

Қарайтын назар салып көрген кісі.

Баламен бірге ойнап жүргенде де,

Тұрады бөлек болып әрбір ісі.

Ойнайды балаларға хан қып өзін,

Әркімге әкімдерше айтып сөзін.

Сарбаздай балаларды басқарады,

Ұқсатып үлкендерге өз мінезін.

Показательны в передаче доблестных черт Абылая поэтические строки из поэзии Үмбетай жырау (1706-1778). Он, сообщая о смерти батыра Богенбая (жанр естірту) Абылаю, напоминает эпизоды из его боевых походов [3, с.77]:

Жиырма жасқатолғанда,

Қалмақпен соғыс болғанда,

Алғашқы бақты тапқанда,

Шарыштың басын қаққанда,

Қанжығаңа бас байлап,

Жау қашты деп айғайлап,

Абылайлап шапқанда...

Ұмыттың ба соны, Абылай!

Сол ерлікпен хан болдың,

Әлем асқан жан болдың,

Барша әлемге даң болдың,

Ұмыттың ба соны, Абылай!

Из всех первоисточников, где повествуется легендарный полководец, особняком выделяется творческое наследие великого Бухар жырау (1668-1781). Его функция и роль в судьбе как казахского государства, так и самого Абылая, была многогранной. Бухар жырау был мудрым советником, имел высокий авторитет, проявлял пророческие способности, предсказывал хану исход предстоящих походов и в своей поэзии повествовал их историю, описывал военную стратегию Абылая. Из крупных плотен Бухара жырау нами приводится отрывок, в котором автор восхищается благородными чертами, которыми обладал хан Абылай [3, с.98]:

 Алтын тақтың үстінде,

Үш жүздің басын құрадың.

Жетім менен жесірге,

Ешбір жаман қылмадың.

Әділдікпен жүрдіңіз,

Әдепті іске кірдіңіз,

Арманың бар ма, хан ием,

Мәртебелі төбеге,

Жауыңды алып, жайладың,

Жеті күн кіріп ұрысқа,

Өлімге басты байладың.

Айтар сөзім осы дүр,

Ақылың бар хан едің,

Мұның түбін ойлағын[4].

Легендарный образ хана Абылая получил свое воплощение в романе «Путь Абая» через уста Кокбая: «У казахов нет более чтимого предка, более великого человека, чем Абылай хан!» [5].

Как было отмечено ранее, ценные исторические и научные сведения оставил в письменных памятниках великий ученый-энциклопедист Шокан Уалиханов (1835-1865) – потомок самого Абылай хана. Ш.Уалиханов собрал замечательные образцы памятников поэзии, народных песен и эпоса казахов: песни об Аблае[1], песни Урука[2], отрывок из знаменитого киргизского эпоса «Манас» – «Смерть Кукотай-хана и его поминки», дал научную оценку этим шедеврам национальной духовности казахского и киргизского народов. Мысль о поиске исторических преданий зародилась у Ш.Уалиханова еще во время учебы. По словам Г.Н.Потанина, «Он мечтал сделать открытия в древней истории Востока посредством данных, которые представляют народные предания и остатки киргизской (казахской – С.К.) старины» [6, с. 116]. В связи с этим Ш.Уалиханов пишет статьи «Исторические предания о батырах XVIII века», «Аблай», «Шуна батыр» и другие, в которых исследует образы богатырей, дает им научную трактовку: «В предании киргизов (казахов – С.К.) Аблай носит какой-то поэтический ореол... Его походы, подвиги богатырей служат сюжетами к эпическим  рассказам» [7, с.127].

Героические деяния богатырей тех  времен музыканты воспевали, сопровождая свои песни игрой на музыкальных инструментах, названных Ш.Уалихановым «дудкой» и «хонбе». Из богатого научного наследия выдающегося казахского ученого особый интерес представляют его филологические труды, в частности, работа «Абылай». Опираясь на материалы русских летописей, Шокан описывает путь становления национального героя, пишет об его политике с соседними государствами, его стремлении объединить разобщенные казахские племена, об исторической обстановке в эпоху Абылая и т.п. Уалиханов пишет: «Участвуя во всех набегах, сначала как рядовой воин, он показывает подвиги необыкновенной храбрости и хитрости. Полезные советы его и стратегические соображения упрочивают за ним имя мудрого. Абылай действительно перенес много испытаний и борьбу, пока значение его не возросло до того, что киргизы считали его воплотившимся духом (арвах), присланным для совершения великих дел» [6, с. 111 -116].

В заключении своей работы об Абылае Шокан касается и проблем, непосредственно связанных с музыкальной фольклористикой. В них он отмечает для нас очень важные факты: «В предании киргизов Абылай носит какой-то поэтический ореол; век Абылая у них является веком киргизского (казахского) рыцарства. Его походы, подвиги его богатырей служат сюжетами эпическихрассказов. Большая часть музыкальных пьес, играемых на дудке и хонбе, относится к его времени и разным эпохам его жизни. Народные песни: «Пыльный поход», сложенная во время набега, в котором был убит храбрый богатырь Боян; «Тряси мешки» – в память зимнего похода на волжских калмыков, во время которого киргизы голодали 7 дней, пока не взяли добычи, – разыгрываются до сих пор киргизскими музыкантами и напоминают потомкам поколения Абылая прежние славные времена» [6, с.116][3].

Важнейшим первоисточником при изучении образа Абылая в фольклоре является дастан неизвестного народного жырау, записанный Ш.Уалихановым арабским шрифтом на казахском языке, смысловой перевод на русский язык и на кириллицу выполнен академиком А.Маргуланом и Ж.Кармышевой. Поскольку воспеваемый объект один и тот же – Абылай, содержание дастана совпадает со многими другими. Здесь пятнадцатилетний юноша Жаугаш из рода конырат обращается к герою за помощью, отомстить за разгром, нанесенный его аулу противником Садыром. Его просьба изложена в форме диалога с ханом (6, с.267). Абылай хан отвечает:

Ай, мой Жаугаш, Жаугаш!

Ты пока вернись домой,

Пусть взойдет, сверкая звезда Сумбуле,

Пусть кони откормятся

Я задам тогда Садыру,

Как бывало раньше;

Да будет нам Бог в помощь...

Несколько далее жырау повествует о сборе хана Абылая в поход:

Хан Абылай государь

Собрал рать с Большого жуза,

Собрал с Младшего жуза.

Особенно из уваков и киреев

Собрал несметное войско.

И двинулся хан, как серый волк,

Взмыл, как сокол-балабан,

Взмахнул, как ястреб,

Стал как кобчик,

Под Такалтереком

И не слезая с коня,

Устроил там совет...

Как указывал великий ученый Ш.Уалиханов, Абылай хан помимо воинского таланта, незаурядного ума и дипломатических способностей, обладал и музыкальным даром – прекрасно играл на домбре и сочинил несколько кюйев. Шокан сожалеет о том, что многие из них не сохранились.

Известный филолог-фольклорист А.Сейдимбек (1942-2009) в начале 30-х годов прошлого столетия собрал и восстановил малоизвестные данные о кюйях Абылай хана. Как пишет он, «во времена, когда имя Абылая и его заслуги перед казахским народом были подвергнуты запрету, благодарная память народа сохранила несколько домбровых сочинений, мысли и чувства Абылая, его мечты и думы, дела и деяния были органично связаны с историко-социальной средой его эпохи». По утверждению ученого, кюйи Абылая отражают его личную судьбу и взаимоперекликаются с реальной жизнью казахского народа. А.Сейдимбек (он же А.Таракты) в своей книге приводит названия кюйев Абылай хана. Это –«Ақ толқын», «Алабайрақ», «Бұлан жігіт», «Дүние қалды», «Жетім торы», «Қайран елім», «Қара жорға», «Қоржынқақпай», «Майда жал», «Садаққақпай», «Сары бура», «Шаңды жорық» [7, с.192]. Судя по их названиям следует заключить, что они различны по тематике, в них и философское раздумье о смысле бытия, образы окружающей природы, знакового животного («Сары бура») и боевого спутника – коня, а также отражение эпизодов боевых походов, обучения воинской доблести. Список названных культурологом сочинений Абылая дополняет единственный кюй «Абылай ханның қоңыры», сохранившийся до наших дней, вошедший в Антологию «Қазақ музыкасы» [8, с.409].

Общеизвестно, что в казахском устно-поэтическом фольклоре жанр «қоңыр» получил широкое распространение. Во всех своих проявлениях жанру присущи общие черты философского плана, музыка передает несколько умиротворенное состояние человека, его размышления о прошлом, осмысление некоторых жизненных эпизодов и т.п. К этому кюйю легенда гласит: «Абылай ханның жорғасы болыпты. Әлгі бір жорғалағанда үш алуан –кейде арындап, кейде ақырындап, кейде аяңдап жорғалайды екен. Содан оның жорғасын майда қоңыр деп атап кеткен. Осы жүрісін домбыраға салады. Бірақ «тіл болады» деп ешкімге көрсетпей, айдалаға барып тартады. Сонда күй тартып отырған ханды қой жайып жүрген қойшы ғана көріп, күйді қолындағы таяғына түсіріп алады да, ауылға келгенде: «Абылай хан жорғасының жүрісін былай салады», – деп таяғымен тартып көрсетіпті. Күй содан елге тарапты» [8, с.487].

  Образ Абылай хана и его благородные деяния, волновавшие передовые умы прошлых столетий, с обретением Независимости имеет еще большую значимость и становятся неиссякаемым источником творческого вдохновения. Облик исторической личности воплощается в одноименной опере Е.Рахмадиева (1932-2013),  монументальных и масштабных полотнах – в литературных, драматических и музыкальных произведениях. Его образ увековечивается во всех видах изобразительного искусства. Несомненно, обращение к образу Абылай хана откроет новые горизонты в художественной культуре современного Казахстана.

Библиография

1.  Майдангер қаламгерлер: Анықтамалық. – Алматы: Олжа, 2010. – 110 б.

2.  Абылай хан. Тарихи жырлар. – Алматы: Жазушы, 1993. – Том 1. – 416 б. – 19 б.

3.  Ел  қазынасы – ескі сөз (В.В.Радлов жинаған қазақ  фольклорының  үлгілері). – Алматы:  Ғылым,  1994. – 616 б. – 280 б.

4.  Бес ғасыр  жырлайды.  Екі томдық. – Алматы: Жазушы, 1989. – Том 1.  –384 б. – 77 б.

5.  Ауэзов М. Путь  Абая. Роман-эпопея. (перевод  Л.Соболева). – Алматы: Жазушы, 1977. – Том 1. – 608 с. 

6.  Валиханов  Ш. Собрание  сочинений. Том 4. – 166 с.

7.  Валиханов  Ш.  Полние  собрание  сочинений. В 5-ти томах. – Алматы: Главная  редакция  «Казахская  советская  энциклопедия», 1985. – Том 3. 

8.  Тарақты А. Күй шежіресі. – Алматы:  КРАМДС-Яссауи, 1992. – 488 б.

9.  Қазақ  музыкасы.  Антология.  – Алматы: ҚазАқпарат, 2005. – Том 2. – 514 б.

С.А. Күзембай

М.О.Әуезов атындағы Әдебиет және өнер институтының бас ғылыми қызметкері, өнертану докторы, профессор, ҚР Еңбек сіңірген қызметкері, Ш.Уалиханов атындағы сыйлықтың иегері

АБЫЛАЙ ХАН – ҚАЗАҚ ХАЛҚЫНЫҢ АЗАТТЫҒЫНЫҢ СИМВОЛЫ

(«МӘҢГІЛІК ЕЛ» ҰЛТТЫҚ ИДЕЯСЫ МӘСЕЛЕСІ АЯСЫНДА)

Аңдатпа:  Қазіргі таңда ұлттық идеяға байланысты батырлар мен, хан, би, қолбасшылардың образы жаңаша түрде жырау, ақындардың шығармашылығында орын алды. Берілген мақалада  ғалымдар мен музыкатанушылардың еңбегіндегі Абылай хан туралы тарихи материалдар мен мәліметтер талданады.

Тірек сөздер: Абылай хан, музыка, мәңгілік ел, фольклор, сарын, дастан, қазақ музыкасы

S.A.Kuzembay

Chief Researcher of the Institute of Literature and Art named after Auezov. Doctor of Arts, professor, honored worker of the Republic of Kazakhstan, the winner of im.Sh.Ualihanova Award

ABLAI KHAN - A SYMBOL OF FREEDOM OF THE KAZAKH PEOPLE

(TO THE PROBLEM OF NATIONAL IDEA "MANGILIK EL")

Summary

Abstraсt: Currently, due to the dominant national idea was put forward innovative artistic expression and interpretation of images of heroes, leaders, counselors, judges, zhyrau creativity akyns and writers. This article analyzes the historical materials and data on Abylai in scientific publications of scientists and musicologists.

Key words: Ablay khan, music, mangilik el, folklore, saryn, dastan, Kazakh music



[1] Казахский султан XVIII века, выдвинувшийся в борьбе с джунгарами.

[2]Ногайский батыр рода  корсун

[3]Ранее названную работу здесь приводим полностью – С.К.


Нет комментариев

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь