Главная » Материалы » «История и современное значение Орбулакской битвы»

Г.А. Мейрманова – к.и.н., доцент кафедры Археологии, этнологии и музеологии КазНУ имени аль-Фараби, студент 1-го курса МД-61к Сериков М.С.

«История и современное значение Орбулакской битвы»

Электронный научный журнал «edu.e-history.kz» № 1(09)

Теги: царизма, Ключевые, слова:, перепись, населения, в, Казахстане, этнодемографические, изменения, этносоциальный, состав, переселенческая, политика, советская, кадровая, политика, уровень, образования, средний, и, медиальный, возраст
Аннотация:
В статье рассматриваются основные этапы этнодемографических изменений на территории Республики Казахстан в период до обретения государственной независимости. Изучается ряд вопросов, связанных с причинами, процессом и последствиями проведения царизмом и советским государством переселенческой, кадровой и образовательной политики, в результате которой имели место значительные изменения в этнодемографической структуре Казахстана с конца XIX в. и до конца ХХ в. Приводятся данные статистики о численных изменениях казахской части народонаселения в различные периоды времени. Особое внимание уделяется проблеме переселения и формирования в стране русского, украинского, белорусского, немецкого, корейского этнического компонента. На основе статистических материалов и данных переписей показана динамика количественных показателей основных этнических и социальных групп в рассматриваемый период. Учитываются такие показатели как: изменения в численности, половозрастном и социальном составе населения, размер семей, средний и медиальный возраст, уровень образования и урбанизации по основным этнокультурным группам. Часть массива статистической информации по Всесоюзным переписям публикуется впервые.
Содержание:

История – хранитель памяти народов. Память о героических временах прошлого всегда поддерживает народ в самые трагические для него периоды, когда решаются вопросы жизни и смерти, его свободы и независимости. Вся история Казахстана XV-XVIII веков — это история военно-политического противостояния, ожесточенная, наполненная блестящими победами и драматическими поражениями борьба казахского народа со среднеазиатскими и джунгарским ханствами. Долгое время наша история была полна домыслами и фальсификацией, порой и несправедливой оценкой, а ведь у нас достаточно примеров мужества и героизма на основе которых можно воспитывать молодое поколение. Нам действительно есть что рассказать, и это крайне необходимо в настоящее время. Казахский народ, получивший независимость, должен знать свою подлинную историю и делать из этого правильные выводы. Древние греки писали: «Несчастен тот народ, который отверг собственную историю и философию» [1,с.145].  История нашего Отечества насыщена военными сражениями, в которых со всей очевидностью проявились полководческие качества ханов и батыров, мужество и отвага казахских воинов. Сегодня перед современной военной исторической наукой Казахстана стоит задача огромной значимости – изучение истории войны и военного искусства казахов против джунгарских завоевателей, определить ее место в истории Отечества. Ведь недаром, чтобы сохранить единство народа, крепить мощь страны, приходилось проявлять высокие образцы чести и достоинства, справедливости и мудрости, риска и благоразумия, нужны были люди, способные в степном народе возбудить страстное стремление к целостности и независимости. И здесь без преувеличения можно сказать, что примером воинской доблести и военного искусства служит битва у реки Орбулак, которая произошла в 1643 году, когда Жангир хан, выступивший совместно с самаркандским войском во главе с Жалантос батыром, одержал блистательную победу над джунгарами. Благодаря искусному использованию местности и возможности имевшегося вооружения, построения боевых порядков, всего 600 казахских воинов во главе с Жангир-ханом, сумели нанести поражение почти 50-ти тысячному войску хонтайджи Батура, уничтожив более 10 тысяч его воинов и заставив их отказаться от дальнейших захватнических намерений.  Безусловно, битва в ущелье Орбулак, по своему тактическому замыслу, мужественному и талантливому претворению, должна войти в учебники истории войн и военного искусства. Весь мир знает подвиг 300 спартанцев во главе с царем Леонидом, которые в 480 г. до н.э. в Фермопилах, ценой своей жизни преградили путь персидской армии, это событие давно стало хрестоматийным примером самопожертвования и патриотизма народа. Всемирная история имеет еще немало ярких примеров героизма. Чем же уступает героический пример битвы при Орбулаке? В последнее время произошло радикальное изменение по отношению значения этой битвы и победы. Так, было определено место сражения – ущелье Орбулак в Алматинской области. Орбулакская битва стала объектом исследований для историков, но споры вокруг этого события не утихают.    В настоящее время, в различного рода изданиях по разному освещают данную битву. В Интернет-сайтах устраиваются целые дискуссии на эту тему, даже существует мнение, что мы, казахи, сами придумываем себе историю, что те давние события - это вымысел, и другие подобного рода сообщения. Принижение значения побед и успехов, или же наоборот преувеличение поражений и неудач казахов в исторической науке было и есть явлением нередким. И то, что существуют разногласия во мнениях, лишний раз доказательство того, что события на Орбулаке требуют более глубокого изучения. Изучая данное сражение нельзя не заметить тот факт, что оно дошло до нас из описаний в основном русских и зарубежных источников. Фактом остается и то, что если, допустим, взять разные периоды времени, то данное событие описывается в различной интерпретации. Этому, конечно, есть свои объективные и субъективные причины. Описание Орбулакской битвы дореволюционными историками опирается в основном на один и тот же источник[2,с.161]. В подтверждение тому, что битва при Орбулаке имела место, пишет еще один историк-исследователь XIII века И.Фишер. Он так описывал это событие: «Одной половине из них (казахских воинов) приказал окопаться шанцем в узком проходе между горами, а с другой скрыться за гору, пока калмаки обступят шанцы в узком проходе. И как он думал так и случилось: контайшы наступил на шанцы из которых храбро оборонялись, а между тем Янгир хан напал на неприятеля с тылу, и винтовками своими произвел между ними поражение, что с неприятельской стороны до десяти тысяч человек на месте пало» [3,с.444].  Если взять период советской эпохи, то нельзя не согласиться с тем, что в отличие от казахских историков, недооценивавших значение победы при Орбулаке, русские ученые справедливо воздавали ей должное. Главной причиной недооценки значения блистательной победы казахского оружия в 1643 году в исследованиях казахских историков был внутренний страх, боязнь исследователей прослыть националистом, прославляя беспримерную победу казахов. Описывая битву при Орбулаке, советский историк И.Я.Златкин приводит рассказ казачьего атамана Г.Ильина, который побывал в ставке Батура после знаменитой битвы: «И Янгир, к контайшы пошел навстречу с войском, а войско было с Янгиром 600 человек. И Янгир, покопав шанцы меж камнем, и в те шанцы посадил 300 человек с вогнанным боем, а сам с тремя стами став в прикрытье за камнем. И контайшы с войском приступил к шанцам и с шанцав контайшы побили многих людей. И с другой стороны на него же, контайшы, приходил с войском сам Янгир и побил у контайшы на тех двух боях тысяч 10» [4,с.130]. Надо заметить, что рассказ Г.Ильина не только восстанавливает картину великой победы казахов, но и помогает уточнить некоторые моменты отечественной истории.  В своем труде профессор Ирмуханов Б.Б. с восхищением пишет: «…600 против 50 000! Какой доблестью, отвагой, бесстрашием надо было обладать, чтобы осмелиться выступить против этой громадной рати» [5,с.172]. Хотя, конечно же, с другой стороны, нельзя отрицать и примитивного восприятия, что 600 – это намного меньше 50 000, следовательно, 600 казахских сарбазов не могут одержать победу над 50 000 отборных джунгарских воинов. Да, действительно существует мнение некоторых исследователей, как, например М.Магауина, который в своей работе «Азбука казахской истории» называет «детским лепетом, сказкой факт победы 600 воинов над 50-тысячной армией джунгар», давая при этом весьма вольную интерпретацию битвы при Орбулаке [5,с.173]. По всей видимости он использовал не популярное ранее высказывание русского историка-синолога Н.Я.Бичурина, который несколько передернув сообщение И.Е.Фишера по поводу сражения в горах, посчитал, что это: «чисто киргиз-кайсацкая сказка»[6,с.41]. Комментарий такого специалиста по Востоку имел негативное последствие. Уже в середине XIX века мнение Н.Я.Бичурина было косвенно опровергнуто В.В.Вельяминовым - Зерновым, который с восхищением писал о победе казахов, назвав ее блистательной: «Джангир собрал 600 человек, сумел так искусно распорядиться ими, что одержал блистательную победу» [7,с.379]. В действительности во многих своих работах, Н.Я.Бичурин в основном опирался на китайские источники и некритически их использовал, это и наложило отпечаток на его суждения, многие из которых были не верными, так как давались с позиции официальной китайской историографии [8,с.7].  Сейчас многие ученые историки прикладывают огромные усилия, чтобы восстановить истину героического прошлого казахского народа. В их работах уже более обширно раскрывается картина событий на Орбулаке. Ярко это событие было освещено в научном издании: «Хан Джангир и Орбулакская битва», автором которой является историк Галиев В.З.. В данной книге автор обобщает и анализирует различного рода документы, источники и во многом благодаря этой работе восстанавливается полная картина тех событий. Вначале войско Хунтайджи Батура захватило часть земель в южных отрогах Тянь-Шаня, взяло в плен несколько тысяч казахов и киргизов. Об этом стало известно ставке казахских ханов в городе Туркестане. Не медля ни дня, небольшой казахский отряд во главе с Жангиром отправился в Семиречье. Тогда-же Жангир обратился за помощью к эмиру К.Жалантосу и также была достигнута договоренность с владетелями тянь-шаньских кыргызов, которые обещали свою помощь [9,с.43]. Столь малочисленное по количеству войско Жангира может быть объяснено двумя причинами. Первое обстоятельство приводит в своем труде казахский историк М.Тынышпаев: «Власть Джангира еще не успела окрепнуть» [10,с.88]. Современный ученый-историк А.К.Кушкумбаев в своей работе «Военное дело казахов в XVII-XVIII веках» пишет, что казахская военная организация XVII-XVIII вв., не имела единого военно-политического центра. Сбор вооруженных ополчений в большинстве случаев проходил стихийно и на относительно короткий срок. Предводители родовых отрядов часто действовали самостоятельно на свой страх и риск, не подчиняясь приказам хана [11,с.105]. Действительно, на тот момент Жангир, официально даже не был признан ханом, соответственно он не мог призвать под свое знамя большое войско. Второе - же обстоятельство это то, что обстановка требовала срочных действий и принятия решения, и вынуждала пусть с небольшим войском, выступить навстречу стремительно продвигающемуся по родной земле врагу. Война с джунгарами всегда была не простой, она требовала мобилизации сил всего казахского народа. Но времени на сбор войска просто не было, надо было упредить противника, заняв выгодные рубежи, Жангир это прекрасно понимал. Хорошо зная свои земли, он направился в Джунгарское Алатау, в местность Орбулак. Жангир был полон боевой решимости и задумал не только упредить продвижение джунгар, но и по возможности уже в горной местности нанести удар по врагу. Надо заметить, что для засады в горах не требуется большое число воинов. Перед Жангиром стояла непростая задача, имея перед собой многократно превосходящие силы противника, умело, с минимальными потерями остановить их дальнейшее продвижение. Он принял единственное правильное решение устроить засаду, разместив половину своих людей в ущелье и построив укрепления или редуты. В документах они именуются шанцами. Об этом И.Фишер писал: «А имеющихся воинов в горах, Янгир-султан знал как употреблять их с выгодою» [3,с.444].  Из материалов по обследованию туземного и русского старожильческого хозяйства и землепользования в Семиреченской области, собранные под руководством П.П.Румянцева, местность, где происходило сражение, в тактическом отношении представляет собой 200 метровой длины узкую седловину между высокими горными массивами. Седловина является горным перевалом и высота ее примерно 2000-2500 метров над уровнем моря. С востока находится недоступная вершина Крункей-тау в хребте Коянды-тау, с юго-запада затяжная высокая гора из отрогов Качу-тау. По западному краю седловины идет глубокий выем, способный вместить множество всадников, а с северной стороны седловины в окопах, выложенных камнями, закрепилась часть казахского ополчения [9,с.46]. Во главе этой части воинов были поставлены батыры Жиембет и Жаксыгул.   Джунгарам, которые двигались вдоль гор, никак не предоставлялось возможным видеть, ни заградившихся в окопах казахских воинов, ни их коней. В этом овраге на седловине состоялось начало сражения казахов с джунгарами. Джунгарские отряды, двигавшиеся партиями по резко пересеченным складкам местности, выходили на седловину и вынуждены были принимать бой. В ходе сражения джунгарам стало ясно, что они попали в хорошо продуманную западню, но в тех условиях, в которых они оказались, было практически утеряно управление, остановить воинов было просто невозможно. Подходящие задние ряды увеличивали скученность и сковывали действия войск. Боевой клич джунгар и резкое выдвижение многих вперед только усугубляли положение. Когда -же им все таки удалось остановить бессмысленные атаки и довести до всех воинов команду, спуститься вниз и обогнуть казахских воинов по речке, джунгары устремились вниз. В проеме по руслу речки Айна-Булака находился проход, такое место альпинисты называют «цирк», туда казахские стрелки и загоняли джунгар. А в это время с навесной скалы сверху летели различного рода камни, попадание которыми во всадника или коня оборачивалось для джунгар огромными потерями [9,с.47]. Джунгары не стали искушать судьбу и отступили. События приняли неожиданный оборот, джунгары начали выманивать казахских воинов, чтобы перенести сражение на ровную местность. Такая местность была найдена здесь же в, окрестностях Орбулака. На карте Джаркенского уезда, составитель которой являлся опытный чиновник переселенческого управления Н.А.Полубояринов, от горы Крункей-тау по прямой к реке Или обозначен целый ряд ориентиров. Горы Кату-тау, урочище Бостан, Тюгурюк. И еще ближе по расстоянию к реке Айна-Булак надпись «Калмак курес. Урочище» [9,с.48]. Так определяется место еще одного сражения с джунгарами. В этот период сражения, подоспело войско Жалантос-батыра.   Данный отрезок битвы тоже по-разному описывается в различных источниках. А.И.Левшин в своей работе пишет: «в то самое время пришел на помощь к киргиз - кайсакам какой-то татарский князь Ялантушь, с 20.000 свежего войска» [2,с.60]. Рассказ автора еще раз подтверждает факт прибытия помощи. Единственное, с чем можно не согласиться это то, что он назвал Жалантос-батыра, татарским князем. Хотя известно, что Жалантос Бахадур Сейткулулы - казахский батыр, полководец, был эмиром Самарканда и представителем рода Алшын, входящего в Младший жуз [12,с.4].  В работе историка Г.Кадиркуловой «История Казахстана», автор вообще не упоминает о прибывшем войске Жалантос-батыра [13,с.109]. Но в основном многие ученые историки придерживаются мнения, что подмога была, тем более это подтверждается первыми авторитетными исследователями как Левшин А.И. и Фишер.И. Таким образом, когда речь идет об Орбулакской битве, надо помнить, что она состоит из двух боев. Первый – в горах, когда 600 казахских батыров противостояли тысячекратно превосходящей силе противника. И второе – на ровной местности с участием большого количества войск. Также известно, что рядом с казахскими воинами приняли участие в битве кыргызы-батыры Котен-батыр и Табай-батыр. Среди малочисленного отряда Жангира были батыры шапрашты Карасай, аргын Аргынтай, алшын Жиембет, канлы Сарбук, найман Кексерек, дулат Жансыгул, суан Елтинды [14,с.126].   Впервые в военной истории Казахстана казахские воины применили тактику засадного боя, умело использовали местность для разгрома противника, соорудили фортификационные сооружения: ров, насыпь, окопы. Осыпая врага пулями и стрелами из укрытий, воины Жангира удержали джунгар. Все эти новшества в тактических приемах казахских воинов не нашли со стороны джунгар ответных мер и они вынуждены были вернуться назад. Эта битва, наряду с другими крупными событиями, вошло в историю казахского народа. Жангир получил прозвище Салкам («Внушительный») [8,с.50]. Он сумел личным примером мужества и решимости воодушевить воинов, вступить в бой и победить.  Казахско-джунгарская война 1643-1647 годов имела важное значение для казахского общества. Казахские воины личной храбростью и самоотверженностью доказали способность защитить свободу и независимость родной земли. Таковы славные страницы борьбы наших предков за свободу и независимость от иноземных поработителей, дошедшие до нашего времени. 

В условиях современного Казахстана, когда мы строим независимое суверенное государство, нам необходимо опираться на исторический опыт предков. Все народы и государства в критические минуты их жизни, независимо от того, какую религию они исповедают (мусульманскую, христианскую, иудейскую и др.), обращаются к истории предков. Народ, не имеющий великих предков, не может считаться народом с прошлой великой историей, а следовательно, обладающим национальным духом. Двигателем любой нации и национального государства, было, есть и будет патриотическое самосознание народа. Сейчас если судить по настроениям в обществе, то недалек тот день, когда патриотическое воспитание народа, особенно молодежи, станет нормой в нашей стране и тогда все героическое, имевшее место в прошлой, великой истории государства и казахского народа, будет востребовано. Как отметил в одном из своих выступлений Н.Назарбаев: «Вся история наших поражений связана с внутринациональными раздорами, вся история наших побед связана с национальным единством» [1,с.147].  Великим достоянием исторического прошлого казахского государства и казахского народа являются Орбулакское сражение и Анракайская битва, по праву являющиеся светлыми образами героического прошлого наших великих предков и бесспорно освещение данных событий  должно быть одним из приоритетных в патриотическом воспитании всего народа. В 2008 году исполнилось 365 лет с тех пор, как была одержана победа в битве на Орбулаке и 250 лет со дня великой победы казахского народа над джунгарами. И мы граждане нашей великой страны должны помнить эти два поистине великих события.

Список использованной литературы:

1. Данияров К. Аныракай и Джунгария (история гибели Джунгарии). - Алматы, 2002.

2. Левшин А.И. Описание киргиз-казацких, или киргиз-кайсацких орд и степей. - Алматы: Санат, 1996.

3. Фишер И. Сибирская история - СПб., 1774.

4. Златкин И.Я. История Джунгарского ханства. – М., 1983.

5. Ирмуханов Б.Б. История Казахстана. - Алматы: Изд.дом «Наш мир», 2004.

6. Бичурин Н.Я. Историческое обозрение ойратов или Калмыков с XV столетия до настоящего времени. - Элиста, 1991.

7. Вельяминов-Зернов В.В. Исследования о кассимовских царях и царевичах. Ч.II. СПб., 1864.

8. Касенов Е.Б. Кочевники (Век казахско-джунгарского противостояния) Т.IV. - Павлодар, ТОО НПФ «ЭКО», 2006.

9. Галиев В.З. Хан Джангир и орбулакская битва. - Алматы: Гылым, 1998.

10.Тынышпаев М. Великие бедствия (ақтабан шубырынды). - Алма-Ата: 1992.

11.Кушкумбаев А.К. Военное дело казахов в XVII-XVIII веках. - Алматы: Дайк-Пресс, 2001.

12.Батыры земли казахской. Алматы: ВА ВС РК, 2000.

13.Кадиркулова Г. История Казахстана .  Алматы, 2003.

14.Иллюстрированная история Казахстана. Том II. - Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005.

Мейрманова Г.А. , Сериков М.С.

«Орбұлақ шайқасының тарихы мен қазіргі кездегі жаңа көзқарас»

Бұл мақалада автор Орбұлақ шайқасының тарихи маңызы мен қазіргі кездегі жаңа көзқарастарды қарастырған. Бірнеше ғасыр өтсе де біз Орбұлақ шайқасының тарихта алатын орнын айқындауға тырысқан.

Мақалада Қазақстан Республикасының аумағында ХVII ғасырдағы  Орбұлақ шайқасының незізгі шайқастары қарастырылады. Нәтижесінде ХVII ғасырдың қазақтардың этнодемографиялық құрылымында маңызды өзгерістер орын алған үрдісіне және салдарына байланысты бірқатар мәселелер зерделенеді. Әр түрлі деректердегі осы шайқасқа қатысты мәселелерге дәйектер келтірген. Қазақ батырларының соғысу тактикалары көрсетілген. Сонымен қатар,  Жәнгір батырға арнайы Салқам деген атаққа иеленгені жазылған.

Түйін сөздер:шешуші шайқастар, Орбұлақ, Аңырақай, тарихи деректер. 


Нет комментариев

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Просмотров: 6255

Нет рецензий

Скачать файлы

орбулак СТАТЬЯ (2).docx 0.04 MB

Категория

Междисциплинарные исследования Методологические труды Макро- и Микроистория История Отечества. Новые методы исследования Исследования молодых ученых Рецензия. Отзыв

Статьи по теме

Вехи идентичности: диаспора и первый научный казахский съезд, 1924 г. /Архивные находки/ «Национальный архив» как источник современной дипломатии Казахстана Зарубежная историография современной истории Казахстана: грани истины и заблуждения КУЛЬТУРА И БЫТ КАЗАХСКИХ РАБОЧИХ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД "ВЛИЯНИЕ КОМПОНЕНТОВ ФЕНОМЕНА МУЗЫКАЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ КАЗАХСТАНА" НОВЫЕ АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ О СОБЫТИЯХ 1916 ГОДА В КАЗАХСТАНЕ ВОПРОСЫ ИЗМЕНЕНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ УДК 94(574) “18/19”:32 Деятельность и полномочия казахского чиновничества Туркестанского генерал-губернаторства СУБЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - СТАРОВЕРЫ ВОСТОЧНОГО КАЗАХСТАНА УДК 930.2: 94 (574) Из опыта изучения законодательных источников по истории Казахстана VIII-начала XX века УДК 314.93 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЗАХСТАНЕ В XIX-XX ВВ.: ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРЕПИСЕЙ НАСЕЛЕНИЯ. «История и современное значение Орбулакской битвы» УДК 32.001: 005.44(4+5)Геополитические измерения Евразийства в условиях глобализации УДК 94 (574) «19»:631 ББК Т3 (5Каз) О. А. ШКАПСКИЙ ОБ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКЕ В КАЗАХСКОЙ СТЕПИ В КОНЦЕ XIX ‒ НАЧАЛЕ XX ВВ. УДК 327:329.78:(574.5) Изучение гражданской и этнической идентификации молодежи Южно-Казахстанской области Изучение религиозных персоналий в истории Казахстана О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ КИРГИЗСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ НА ТЕРРИТОРИИ СЕМИПАЛАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ Политико-дипломатические аспекты «польского вопроса» на территории Казахстана в годы войны УДК 392 (- 512122) (574.5) Социально-психологический портрет городской семьи в конце ХХ в. (по материалам этносоциологического исследования казахского населения УДК327.8 Эволюция политической системы Китая и казахстанско-китайские взаимоотношения ҒТАМР 03.20 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ И ЗВУКОЗАПИСЕЙ КАЗССР (1943 - 1991-Е ГОДЫ) (К 75-лети УДК 902/903 «632» (574) МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПАМЯТНИКОВ КАМЕННОГО ВЕКА КАЗАХСТАНА* УДК 94(574) ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ИСЛАМСКОМ ВОСПИТАНИИ КАЗАХСКИХ ДЕТЕЙ МЕСТО НАУЧНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ ЦГМ РК В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОСОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МРНТИ УДК 314.04:393 С50 ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА «ҚОЖА» В ЭТНИЧЕСКОМ СОСТАВЕ КАЗАХОВ В XVIII–XX В. УДК 94(574) ОРЕНБУРГСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС И КАЗАХСКИЕ ОФИЦЕРЫ XIX В. МРНТИ 16.21.23 ЛАТИНИЗАЦИЯ КАЗАХСКОГО АЛФАВИТА В 1920-Е ГОДЫ: ДИСКУССИИ «АРАБИСТОВ» И «ЛАТИНИСТОВ» МРНТИ 03.20.25 ИСТОРИЧЕСКАЯ ФИГУРА КАЗАХСКОГО ХАНА АЗ-ДЖАНИБЕКА (на основе восточных нарративов и генеалогических мифов казахов) МРНТИ 03.20/03.41.91 БОТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА: В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ МРНТИ 03.20:03.29 ПРОИЗВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ОБРАБОТКА МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ НА ЮГЕ КАЗАХСТАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХІХ – НАЧАЛЕ ХХ МРНТИ 03.20.25 ИСТОРИЧЕСКАЯ ФИГУРА КАЗАХСКОГО ХАНА АЗ-ДЖАНИБЕКА (на основе восточных нарративов и генеалогических мифов казахов) МРНТИ 03.09.03 ОБЗОР ПРОШЛЫХ МИРОВЫХ ПАНДЕМИЙ: ИНФЕКЦИИ И ОБЩИЙ ХОД ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА МРНТИ 03.20:03.29 ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСТАНА: ПОИСКИ ГЕРОЕВ И СМЫСЛОВ МРНТИ 03.20:03.09.55 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ CТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СТАЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ КАЗАХСТАНА (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) МРНТИ 17.09; 17.82.09; 60.29.01 КАЗАХСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА В ИЗДАНИЯХ ДОСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА МРНТИ 03.20:03.29 РАБОЧАЯ СИЛА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ МРНТИ 03.01.06 ДИАЛЕКТИКА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ЭПОХУ АРХЕОМОДЕРНА МРНТИ 03.09.55 ВОЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ МРНТИ 03.20.00 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕТРОПОЛИИ И КОЛОНИИ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ МРНТИ: 03.20 КУЛЬТОВЫЕ ПАМЯТНИКИ ТАШКЕНТА, СВЯЗАННЫЕ С ПОКРОВИТЕЛЯМИ ЖИВОТНЫХ МРНТИ 03.20.00 ПРЕДВОДИТЕЛИ НАРОДНЫХ ВОССТАНИЙ В КАЗАХСТАНЕ XIX ВЕКА МРНТИ 03.20. 03.23. 03.09. 55 КАЗАХСТАНСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 2000-Е ГГ. В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ МРНТИ 03.23.55 ГЕНЕАЛОГИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ АРХЕТИПОВ В ПАНТЕОНЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ МРНТИ: 03.01.45 ОСВЯЩЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ШКОЛ КАЗАХСТАНА МРНТИ 94 (575.1) О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ ИСТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНИКОВ УЗБЕКИСТАНА) МРНТИ 03.41.01 ТОПОГРАФИЯ И ЛАНДШАФТ ПОСЕЛЕНЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ БРОНЗОВОГО ВЕКА В СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ КАЗАХСТАНА МРНТИ 17.71.91 РАННИЕ ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЮРКСКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТАХ ЕВРОПЕЙСКИХ И РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ XVIII – XIX ВВ. МРНТИ 17.71.91, 03.61.91 ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ В КАЗАХСКОМ ОБРЯДОВОМ ФОЛЬКЛОРЕ

Статьи автора

«История и современное значение Орбулакской битвы»