Главная » Материалы » УДК 323.15(574) ИСТОРИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ, МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН, ВКЛЮЧАЯ ИСТОРИЮ НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ ЭТНОСОВ: ОСН

САДВОКАСОВА Айгуль Какимбековна, руководитель Центра по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений Академии государстве

УДК 323.15(574) ИСТОРИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ, МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН, ВКЛЮЧАЯ ИСТОРИЮ НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ ЭТНОСОВ: ОСН

Электронный научный журнал «edu.e-history.kz» № 4(08)

Теги: самосознание, национальное, идентичность, гражданская, идентичность, этническая, группа, этническая, этнос, миграция, национальная, культура
Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению результатов изучения истории межэтнических, межконфессиональных отношений в Казахстане, исследованию истории, культуры и традиций отдельных этносов современного Казахстана. В статье определены этапы формирования полиэтничного и поликонфессионального казахстанского общества; изучены экономические, политические, социальные особенности функционирования полиэтнического общества; исследованы принципы и факторы этнической, религиозной, культурной идентичности в Казахстане. В стаье уделено внимание исследованию взаимоотношений ислама и православия на территории Казахстана. Материал получен на основе данных полевых исследований в некоторых регионах Казахстана с использованием анализа статистических источников, анкетирования и интервьюирования. Ключевые слова: этнос, этническая группа, этническая идентичность, гражданская идентичность, национальное самосознание, миграция, национальная культура.
Содержание:

УДК  323.15(574)

САДВОКАСОВА АЙГУЛЬ КАКИМБЕКОВНА, руководитель Центра по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений при Президенте Республики Казахстан, доктор социологических наук

КОШМАН ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА, старший преподаватель кафедры археологии и этнологии, зам.декана исторического факультета ЕНУ им. Л.Н. Гумилева

РАКИШЕВА БОТАГОЗ ИСЛЯМОВНА, заместитель директора КИСИ при Президенте РК, кандидат социологических наук

ИСТОРИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ, МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН, ВКЛЮЧАЯ ИСТОРИЮ НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ ЭТНОСОВ: ОСНОВНЫЕ ИТОГИ

Аннотация:

Статья посвящена рассмотрению результатовизучения истории межэтнических, межконфессиональных отношений в Казахстане, исследованию истории, культуры и традиций отдельных этносов современного Казахстана. В статье  определены  этапы  формирования полиэтничного и поликонфессионального казахстанского общества; изучены экономические, политические, социальные особенности функционирования полиэтнического общества; исследованы принципы и факторы этнической, религиозной, культурной идентичности в Казахстане. В стаье уделено внимание исследованию взаимоотношений ислама и православия на территории Казахстана. Материал получен на основе данных полевых исследований в некоторых регионах Казахстана с использованием анализа статистических источников, анкетирования и  интервьюирования.

Ключевые слова: этнос, этническая группа, этническая идентичность, гражданская идентичность, национальное самосознание, миграция, национальная культура.

Тема истории межэтнических и межконфессиональных отношений в Казахстане занимает особое место в исторической науке и является одной из ключевых в понимании современных процессов построения нации единого будущего.

Сложность теоретико-методологических подходовисследования полиэтничности в современных условиях обусловлены тем, что этнический состав населения явление многогранное, оно трудно поддается управлению. Оно тесно связано с экономическими, социальными, политическими, культурными, языковыми, идеологическими и психологическими процессами.

Общность исторической судьбы является одним из консолидирующих элементов полиэтнического сообщества, позволяющее сообществу идентифицировать себя в качестве субъекта исторического процесса. Этапность и преемственность процесса сложения полиэтнической общности Казахстана позволяет воспринимать историческую ретроспективу как целостную картину национальной истории.

Условно определены основные этапы  и особенности сложного процесса формирования общества, его движения от моно - к полиэтничности.

1 этап  - обширный исторический период до начала ХХ века, включающий в себя процесс сложения казахского этноса и в то же время формирование многоэтничности существовавшей в то время  политической системой.

2 этап –20-30 гг. - 90-х гг. ХХ века. Этот период охватывает советский этап развития, характеризующийся стремительной трансформацией этнического состава населения Казахстана путем организованных, насильственных, инициативных миграций населения. И как результат, усиление полиэтничности населения.  Если в 1920 году было зафиксировано проживание в Казахстане представителей 38 этносов, то по данным переписи 1970-114, в 1986 г. – 120. В 1989 г. численность населения Казахстана составила 16 млн. чел., казахи составляли  39,7%.

3 этап – период независимости Республики Казахстан как этап устойчивого развития межэтнических отношений, для которого характерно формирование единой нации с сохранением этнического многообразия.

Надо отметить, что Казахстан, находясь в центре Евразийского континента, всегда участвовал в  активном миграционном обмене. С точки зрения формирования полиэтничности процессы проходили под влиянием двух факторов:

1.  Естественные процессы освоения пространства, смены одних политических субъектов другими, что приводило к локализации одних и миграции других этнических групп.

2.  Использование инструментов политики и государства для конструирования  этнически неоднородной среды. Управление и контроль над процессами этнического развития.

Ключевыми моментами в теоретико-методологическом плане исследования полиэтничности являются понятия и явления: этнос; нация; национальная политика; модель межэтнических отношений; идентичность; общенациональное единство; патриотизм.

Обратимся к понятию «этнос». Феномен этноса является сложным и многогранным явлением, исследуемым многими учеными. Как отмечают авторы сравнительно недавно изданного в Казахстане «Этнополитического словаря» [1, 343], однозначного осмысления термина «этнос» как в отечественной, так и в мировой этнологии еще нет. Этнос (от греч. ethnos — племя, группа, народ) — исторически сложившаяся достаточно устойчивая общность людей, обладающая едиными языком и культурой, а также общим самосознанием. «Именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится исто­рия, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конк­ретных народов» [2, 214].

В указанном выше словаре приведена следующая формулировка этноса – «это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих общими чертами, стабильными особенностями культуры, языка, самосознания истории» [3, 343].

Развернутое определение этноса дано в работах академика Ю.В. Бромлея, где «собственно этнос может быть определен как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований - самосознанием, фиксированным в самоназвании – этнониме» [4, 57-58]. Поэтому, по его мнению, этнос представляет только та культурная общность людей, которая осознает себя как таковую, отличая себя от аналогичных общностей. Это осознание членами этноса своего группового единства принято именовать этническим самосознанием, внешним выражением которого является общее самосознание.

Наиболее ярко определение сущности нации даны в трудах, которые знаменовали собой определенные этапы осмысления глобальных изменений и в их контексте и ее диалектику.

Понятие «нация» нашло свое отражение в теоретико-методологических подходах в Казахстане, оно выражено  в генеральном направлении политики Лидера нации Н.А. Назарбаева, который подчеркивает, что необходимо гражданское и политическое единство[5].

Следующим важным понятием является «этно политика», которая включает в себя теоретическую концепцию всего общественного устройства с точки зрения учета сочетания и реализации интересов этносов, проживающих в государстве. В ней обозначаются цель этнополитики, ее задачи, определяются принципы, содержание, формы и методы осуществления и результаты к которым она стремится. Она обычно закрепляется в соответствующих политических документах. И получает законодательное нормативно-правовое обеспечение.

Исходя из этого, история знает следующие типы этнополитики, по целям – национальная консолидация, межэтническая интеграция, либо национальное обособление, национальная изоляция. По содержанию – гуманистическая, демократическая, созидательная, либо тоталитарная, националистическая, шовинистическая, реакционная. По формам и методам – толерантная, уважительная, либо насильственная, подавляющая. По результатам – согласие и единство, либо конфронтация и конфликтность.

Этнополитика включает в себя: концепцию межэтнических отношений, закрепленную в политических документах и обеспеченную законодательной, нормативно-правовой базой; принципы межэтнических отношений; языковую политику; парадигму идентификации; формирование ценностей и типичных черт.

Ассимиляция – это, когда в процессе взаимодействия между этносами, проживающими в одном обществе в ходе модернизации, заключения межэтнических браков, включения в иную культуру, утрачиваются собственные этнические черты.

В основе модели культурного плюрализма лежит стремление интегрировать все этносы, проживающие в государстве в единое политическое целое на основе общегражданской идентичности при сохранении этничности.

Кроме того, модели устройства полиэтнического государства можно условно разделить на органические, когда многонациональное государство представляет собой органическую целостность, основывающуюся на саморазвитии этносов и неорганические – когда многонациональное государство состоит из малосвязанных между собой этносов, объединенных политической силой.

Когда Казахстан встал на путь независимого, суверенного развития, сразу же возник жизненно важный вопрос определения модели межэтнических отношений. Что касается модели межэтнического согласия Казахстана, то она  строится на следующих пяти принципах.

Первый принцип. Этническое, конфессиональное, культурное, языковое многообразие является нашим бесценным богатством.

Второй принцип. Наше государство целенаправленно создает все условия для развития культуры и языков этносов Казахстана.

Третий принцип. Важнейшими ценностями нашей нации стали толерантность и ответственность.

Четвертый принцип – консолидирующая роль казахского этноса.

Пятый принцип – единство казахстанского народа.

Они были выработаны и апробированы практикой национальной политики в Казахстане и изложены в такой формулировке и последовательности на XIV-ой Сессии АНК [6].

Сложным и актуальным в развитии общества является вопрос идентификации и самоидентификации его членов. Поскольку он означает, насколько человек себя отождествляет или не отождествляет с обществом. В Казахстане с самого начала независимости был избран путь решения проблем идентификации населения в единстве с процессом построения и развития гражданского общества. Суть его в том, что общегражданская идентификация опирается на этничность, ее сохранение, они не противоречат друг другу. Напротив, значение этничности возрастает, это потенциал развития, а гражданское общество создает условия для роста этого потенциала.

Идентичность в Казахстане формируется путем единства всех этносов на основе духовно-культурной и гражданской общности при консолидирующей роли государственного языка и культуры казахского народа. Осуществляется принцип формирования идентичности на базе общего гражданства, единства и целостности всего народа.

Процесс формирования полиэтнического состава населения являлся одной из центральных тем демографической истории республикии рассматривался в тесной взаимосвязи с вопросами социально-экономического и политического развития.

Путь Казахстана от моно - к полиэтничности, связан с его нахождением в составе Российской империи. Именно во время нахождения Казахстана в составе Российской империи и проведения территориально-административных реформ на его территории впервые в истории в казахской степи происходят существенные изменения этнического состава населения, он из моно, становится многоэтническим. И в основе иммиграции этносов на территорию Казахстана лежали разного рода вынужденные переселения. С самого начала принятия казахов в русское подданство был определен курс последовательного присоединения всей территории Казахстана.

Уже в 1734 году для закрепления вновь присоединённых земель была создана специальная Киргиз-кайсацкая экспедиция, затем переименованная в Оренбургскую экспедицию. В Казахстане возникли укреплённые линии, состоящие из крепостей, форпостов и т.п. Началось переселение военных и казаков. Со второй половины 1860-х годов из России в Казахстан стали переселяться крестьяне. Этот процесс приобрёл систематический характер. Планомерное переселение русских и украинских крестьян почти во все области Казахстана приходится на начало 1870-х годов и стало массовым в конце XIX века. В результате на территории Казахстана сложилось полиэтническое население. Формирование полиэтнического населения также связано с переселением дунган и уйгуров из Кульджинского края Цинской империи. К началу первой мировой войны в Казахстане проживали представители почти 60 национальностей, кроме русских и украинцев: татары, уйгуры, узбеки, башкиры, немцы, поляки, дунгане, евреи, таджики, молдоване и т.д.

В освоении Казахстана Российской империей использовались не только такие рычаги, как казачья военная и крестьянско – переселенческая политика, но и такой фактор как иностранная иммиграция. Интенсивным становится прибытие иностранцев в Казахстан особенно в начале ХХ века. Имеющиеся факты свидетельствуют о достаточно активном использовании царской Россией иммиграции в качестве освоения Казахстана. Немаловажным с точки зрения этнического состава населения является и тот факт, что в годы Первой мировой войны Казахстан стал местом размещения военнопленных.

Процесс полиэтнизации Казахстана усилился в советский период. Это было связано с массовым перемещением населения в период индустриализации, коллективизации, репрессий, депортаций целых народов, эвакуации населения в годы войны, освоением целины и расширением сырьевой базы промышленности в послевоенный период.

Состав населения Казахстана стал динамично меняться в период проведения индустриализации, коллективизации и насильственной депортации в 1930-е годы, притоком населения  в основном из России, Украины, Белоруссии и других регионов СССР. Миграция населения в Казахстан в эти годы носила организованный и насильственный характер.

В начале 1930-х гг. происходило аграрное переселение народов СССР. В Казахстан стали прибывать раскулаченные крестьяне – спецпереселенцы из России, Украины и других регионов Советского Союза. Сюда же переезжали крестьяне – добровольные переселенцы из европейской части страны и Сибири.

В 1937- 1940-х годах советские корейцы, немцы, крымские татары, калмыки, балкарцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы и турки – месхетинцы и другие народы подверглись насильственной депортации. Изменение национального состава Казахстана было, таким образом, связано и с насильственным перемещением целых народов и этнических групп на его территорию [7].

Великая Отечественная война вызвала новую волну этнических изменений населения Казахстана. Передислокация промышленности из прифронтовых западных регионов Советского Союза в Казахстан и вместе с ними стали прибывать и эвакуированные люди. Часть эвакуированных людей потом осталась в Казахстане.

Таким образом, динамика этнических процессов в довоенный и военный период привела к возникновению довольно сложной для национальной республики этнодемографической ситуации, которая предопределила почти на полвека новые соотношения численности и удельного казахов с прибывшими этническими группами.

Миграционные процессы в послевоенный период носили не менее динамичный характер. Наиболее крупный миграционный поток в республику произошел в связи с освоением целинных земель, который со временем совпал с крупным индустриальным строительством. Казахстан волею судьбы превратился в многонациональную республику, притом в единственную в составе СССР, где удельный вес титульной нации (казахов) опустился до 30% [8].

С 1970 по 1985 годы продолжалось развитие промышленности, было введено в строй около тысячи новых промышленных предприятий и цехов и новые трудовые переселения.

В конце 1980, начале 1990-х годов динамику этнических процессов стали определять новые политические и экономические факторы, обусловленные распадом СССР и становлением суверенитета Казахстана.

С началом суверенитета картина резко изменилась. Было создано независимое государство – Республика Казахстан. Казахи стали большинством в общей сумме населения страны и этот показатель неуклонно увеличивался. Русское население стало занимать второе место по численности, другие этносы в условиях суверенитета начали процесс своего возрождения.

Таким образом, исторические этапы формирования полиэтнического населения Казахстана включают в себя время его нахождения в составе Российской империи, когда он становится из моно-  полиэтническим. Затем идёт советский период, когда сформировался современный этнический состав населения страны, а с ним и его проблемы. И, наконец, период независимого Казахстана, когда, прежде всего, надо было освободиться от негативных тенденций предшествующего этапа, а также выработать и осуществлять на практике эффективную модель межэтнических отношений.

Опыт нашего государства свидетельствует, что народы с различной национальной психологией, культурой, ментальностью, могут благополучно жить и устанавливать конструктивные связи, перерастающие в отношения дружбы и духовной близости. Но это не стало результатом одного дня. Казахстанцы всегда гостеприимно принимали всех, кто в силу объективно-исторических причин оказывался на казахской земле. Это было в конце ХIХ в., когда на территорию Казахстана переселились уйгуры и дунгане, и в ХХ в., когда были депортированы немцы, чеченцы, ингуши, азербайджанцы, корейцы и другие. Как следствие, историческая земля казахов стала Родиной для представителей более чем 130 народов и наций, представляющих сегодня 17 различных конфессий.

Исходя из изложенного полагаем возможным обозначить особенности казахстанской модели межэтнического согласия:

1.Отно­шения в Казахстане принципиально деполитизированы. Согласно статье 5 Закона «О политических партиях» запрещается создание и деятель­ность политических партий, цели или действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сослов­ной и родовой розни. Не допускается создание партий по расовой, этничес­кой и религиозной принадлежности. Пункт 2 статьи 39 Конституции РК ус­танавливает, что «признаются некон­ституционными любые действия, спо­собные нарушить межнациональное согласие».

2.Казахстанская модель из­начально выстраивалась «снизу» на основе общественных организаций этносов, конструктивного творческо­го взаимодействия институтов граж­данского общества (в лице этнокуль­турных объединений) и государства.

3. Все этнические группы имеют чрезвычайно высокий граж­данско-правовой и общественный статус. Их представители выступают не в качестве национальных мень­шинств, а рассматриваются как обла­дающие всей полнотой прав граждане единого народа Казахстана.

4.Представительство и политическая реализация интересов казахстанских этносов осуществляет­ся на высшем государственном уров­не. Председателем Ассамблеи народа Казахстана является сам Президент Казахстана - гарант Конституции, и этим определён высокий статус Ас­самблеи. Решения её высшего органа - ежегодной сессии - выполняются всеми государственными органами. В промежутках между сессиями работу постоянного рабочего органа Совета Ассамблеи зачастую возглавляет Го­сударственный секретарь.

5.Интересы этнических групп обеспечиваются через парламентское гарантированное представительство Ассамблеи, в результате которого избираемые от Ассамблеи 9 депутатов Мажилиса представляют её интересы, как совокупность интересов всех эт­носов страны. Для Казахстана харак­терен отказ от широко используемой в мире практики квотирования пар­ламентского представительства по этническому признаку.

6. В казахстанской моде­ли заложен консолидирующий при­нцип «Единство — через много­образие». Сохранению и умножению культурного многообразия способс­твует целевая политика государства по поддержке этнических языков и культур. Важным элементом форми­рования толерантности стала реали­зация Концепции этнокультурного образования.

Для подтверждения обозначенных особенностей было проведено социологическое исследование. Объектом исследования явились граждане Казахстана  разной этнической принадлежности. При  формировании  респондентов учитывалась, прежде всего, этническая принадлежность, которая определялась на основе самоидентификации респондента.

Признаком отбора респондентов явилась их этническая принадлежность, на основе самоидентификации респондента. В анкетировании приняли участие представители 19 этнических групп: азербайджанцы, армяне, башкиры, белорусы, дунгане, ингуши, казахи, корейцы, курды, немцы, поляки, русские, таджики, татары, турки, узбеки, уйгуры, украинцы, чеченцы.

Всего в исследовании приняли участие  70 респондентов, из них 32 -  мужчины, 37 -  женщин. Средний возраст респондентов – 73 года.

 Экспертные интервью с респондентами  в течение 2015 – 2016 гг. проведены в ходе полевых исследований в нескольких регионах Казахстана: Астана, Караганда, Павлодар, Петропавловск, Кокшетау, Тараз, Шымкент, Южно-Казахстанская и Акмолинская области.

В ходе исследования для  получения однотипной информации, удобной для анализа и пригодной для сравнения, спользовалась специально разработанная анкета для выявления отношения респондентов к вопросам этнической принадлежности человека, к своей этнической группе, а также собственной этничности.  Были определены вопросы, строго обязательные для каждого респондента.

Определение этнической  принадлежности  определялось  на основе самоидентификации человека, когда респонденту предоставлялась возможность осознания себя представителем этнической группы. Этническая идентичность формируется в процессе осмысления принадлежности своей к группе, выявления особенностей своей этнической общности, что является достаточно индивидуален для каждого человека. Такими признаками могут быть язык, культурные традиции, семейные связи и т.д.

Важным моментов явилась необходимость изучить вопрос «При каких обстоятельствах они оказались в Казахстане?». Результаты анкетирования показывают, что причины самые разнообразные: «в 1936 году по указанию Сталина нас всех польской национальности выслали в Казахстан»; «я родилась в городе Караганда, потому что родители мои встретились, поженились и приехали сюда на шахты»; «когда я попала в Казахстан, мне было всего 15 лет, я приехала из Башкирии в гости», «а я родилась в Джамбуле.  Мы приехали к тетке, сестре отца, родители прожили там год или полтора»; «я родился в Узбекистане в семье,  которых выселили из Грузии, турок ахыска»; «в 1944 году выслан вместе с родителями из Грузинской ССР», «в 1955 году переехали Казахстан и до сих пор живем здесь»; «с  1957 году мы переехали в Казахстан и до сих пор живем здесь»; «родилась в Алмате».

Таким образом, можно выделить ряд моментов: депортация и насильственные переселения, трудовыен миграции, инициативные переселения,  воссоединение с родственниками, поиск лучшей доли и другие.

Вопрос об этническом самоопределении задавался после вопросов  истории проживания в Казахстане, сохранение национальных обычаев и культуры, этнической принадлежности родителей, о родном языке, межнациональных браках, связи с исторической родиной.

Это позволило выявить чувство принадлежности к своей этнической группе, необходимости ощущать сопричастность к данной группе, насколько это важно для респондента. При ответе  на вопрос обнаруживается тенденция объяснения своей этнической принадлежности местом рождения, национальностью родителей.

Восприятие этнической идентичности можно измерить через анализ ответов на вопрос «Значимо ли для Вас осознание того, что Вы  представитель своей этнической группы?».

В качестве наиболее значимых описаний можно выделить «да значимо и я горжусь свой нацией и своим народом», «да, мне это важно», «для меня это имеет огромное значение»,  «да, это значение имеет, что я дунганин», «ну как же, любой человек должен гордиться своей национальностью», «это все нужно», «конечно, важно гордиться своей национальностью, это свойственно  для каждого человека и я не исключение», «я горд, что я курд, я всегда этим горжусь» и т.д.

Интервью показали, что этническая идентичность у респондентов актуализирована. Большая часть из них из них утверждают, что они никогда не забывают о своей этнической принадлежности.

Но в то же время, в небольшом количестве, но зафиксированы и следующие ответы: «думаю не важно, какой ты национальности, главное что бы ты оставался честным и добрым человеком»,  «для меня особого значения не имеет», «да ни какого значения никогда это не имело. Жили, работали, да и всё». Ответы такого характера составляют единицы. 

Анализ анкет, между тем,  свидетельствует, что респонденты склонны считать, что современному человеку обязательно нужно чувствовать себя частью группы. И для большинства характерны позитивные характеристики этнической группы.

Полученные данные показывают, что осознание принадлежности к своему этносу связано с возрастными этапами в жизни респондента, когда происходит освоение личностью специфичных, национально-особенных видов общения, форм поведения.  В молодом возрасте, по их мнению, этническая принадлежность никакого значения не имела, «жили, работали, да и всё».

На выявление эмоционально-оценочного  отношения к своей этнической группе ставился вопрос  «Можете ли вы в целом охарактеризовать свою этническую группу, проживающую в Казахстане?». В ответах присутствовала позитивная направленность, определился целый комплекс этнокультурные характеристик «дружелюбный народ», «добрый миролюбивый народ, миролюбивый народ так же как и казахи», «у  белорусов есть три характерные национальные черты – трудолюбие, терпение и толерантность», «позитивные качества», «плохих качеств нет, где бы они были, они очень трудолюбивы, облагораживают все вокруг, невозможное делают явью», «в плохих качеств нет», «дружная и сплоченная нация, которая старается держаться одним единым кланом. Мы всегда стоим друг за друга и особенно за своих», «самое примечательное это то – что мы – трудолюбивый народ. Для  примера, раньше в шахтах работали кто – немцы и татары. А еще отличительная черта в том, что друг друга не оставят в беде, другие могут не разговаривать, обижаться, отвернуться вовсе, а татары никогда не останутся равнодушными. Татары дружный народ». Можно так же добавить: «уважение старших это и есть наши особенности», «ценность нашего этноса это дружба и сплоченность, а также  трудолюбие. Отличие от другого этноса почти нет», «отличие от других наций только в языке».

Часть респондентов затруднились выявить какие-либо особенности своей этнической группы: «даже не знаю, мы вообще, народ трудолюбивый, доброжелательный, дружный народ»,  «ни чем не отличается от других  люди почти одинаковые, но разница чуть - чуть  есть», «наша этническая группа в принципе  ничем не отличается от других, такие же дружелюбные, приветливые», «отличий, я думаю, немного, в нравственности», «мы берем от других наций тоже которое, самое хорошее стараемся брать себе, и свое тоже не терять тут же, поэтому мы считаем, что очень нужно национальные традиции не только свое, но и других тоже уважать и если хорошее там есть принять себе».

Присутствовали и ответы, свидетельствующие отом, что респонденты не могут, затрудняются или не хотят определить особенности этнической группы: «мы не делим себя по национальности», «В нашем государстве особого значения это не имеет, не делимся на национальные принадлежности, живем дружно», «миролюбивый народ со всеми в дружбе были всю войну и вообще работали вместе и не думали об этом даже»,  «да ни чем мы не отличаемся», «ну в целом нет не могу т.к особо честно говоря  сама не знаю»,  «особенного такого ничего нет», «назвать их особенно отличающихся от других сложно», «мы живем в Казахстане достаточно долго, и праздники у нас общие», «у нас в Сарыагаче нет  отличия», , «Ценность нашего этноса это дружба и сплоченность, а также  трудолюбие. Отличие от другого этноса почти нет».

Неопределенная позиция респондентов представлена следующими ответами:  «Ну, со временем, это мне кажется,  это стирается…. Как бы ассимилируется. Часть какой-то казахской получается, часть какой-то узбекской получается. Но, в основном, свои традиции держим. Но слабовато уже стало, мне кажется, «у меня жизнь такая, я многих людей не знаю своей нации, даже возможно родственники, я всегда занят работой», «особо, ни делим русский украинец казах нам всё равно».

Среди негативных автостереотипов были названы характеристики:  «иногда наш народ инертный, его надо толкать», «самая основная черта нашего национального характера это упрямство, если кто переспорит «хохла», значит победил».

Таким образом, в автостереотипных характеристиках доминируют позитивные характеристики своей этнической группы, но в то же время достаточно много ответов, связанных с неопределенностью или отрицанием этнических особенностей. Это может говорить о том, что респонденты достаточно ровно относятся к причислению себя к данной группе, выделяя её особенности, но в то же врем, не возвышаясь над другими. Для многих этническая группа позволяет чувствовать сопричастность, но в то же время сохранение толерантности, уважения и готовности к восприятию других представителей этнических групп. 

В ходе исследования было выявлено, что преобладающим среди респондентов типом этнической идентичности является «позитивная этническая идентичность», при которой можно увидеть баланс толерантности в отношении к другим этническим группам, а также к собственной.

 Анализ гетеростериотипов происходил на основе анализа отношений к другим этническим группам, проживающих в их окружении. В большинстве наблюдался позитивный образ представителей других этнических групп. В ответах на вопрос  "Представители какой национальности преобладают среди ваших друзей? " различия в ответах практически не наблюдается. Наиболее часто встречающиеся: «в детстве, в учебе, в работе, во всей жизни общался с русскими, татарами, ингушами, чеченцами, украинцами, немцами и многими представителями  других национальностей, отношения остаются ровными, дружелюбными; «есть и татарка и русская подружка, есть подруги кореянки, есть и казашки, узбечки. Дети точно также дружат с представителями разных национальностей. У нас страна с большим количеством разных национальностей и по этническому составу друзей никто не выбирает, что я, что мои дети, а теперь уже и внуки»; «конечно есть, были»; «в молодости всякие друзья были, всяких национальностей в гости ходили»; «мои дети тоже имеют друзей другой национальности, так как мы живем в многонациональной стране,  и я не запрещаю, а  наоборот одобряю их дружбу» и т.д.

Таким образом, готовность к межэтническому общению  среди опрошенных можно определить, как высокую, практически все  респонденты готовы принять человека другой этнической группы в качестве  близкого друга и соседа по дому. Специфике самоощущения респондентов свойственно переживание своей этнической принадлежности, как устойчивого фактора самосознания, но выявление особенностей этнокультурной специфичности  для многих достаточно проблематично.

Проведенные исследования, однако,  доказывают, что  отношение к межэтническому общению в семейной сфере менее благоприятно. Часть  респондентов не согласны вступать в брак с лицами других этносов в силу религиозных или других причин. В выборе наиболее преемлимых браков с другими этническими группами лежит и эмоционально-ценностное отношение к своей этнической группе, и немаловажным встает вопрос религии.

Таким образом, по мнению респондентов данной группы, главным при определении этнической принадлежности человека являются признаки, традиционно рассматриваемые в науке как этнодифференцирующие - язык, общая территория, этническое самосознание, историческое прошлое.

Этнообъединяющим  признаком на современном этапе, в первую очередь, является общность происхождения. Значимыми  и доминирующими являются народные и семейные праздники, язык, сохраняется ориентация на семейную идентичность. Доминируют традиционные народные праздники.

Результаты анкетирования позволяют говорить о том, что этническая идентичность для людей, живущих в полиэтническом обществе, является достаточно сложным компонентом в самосознании личности, которое формируется под влиянием ряда факторов с внутренней и внешней детерминацией. Для большинства из них понятие «этническая группа» осознается вовлеченностью в культурную и социальную практику своей этнической группы посредством участия в деятельности этнокультурных объединений, участие в национальных художественных коллективах, возможности встречи с земляками, а так же на основе тесных контактов с исторической родиной.

Исследование фиксирует все большую степень оформления гражданской идентичности при которой респонденты идентифицируют себя с национальной общностью в масштабах государства. Это видно из ответов на вопрос «Считаете ли вы себя казахстанцем?»:Конечно. Я в Казахстане родился. В Советском Союзе, но в Казахстане. Я всегда  считал себя казахстанцем. Это моя Родина. Не 2, не 3, а первая. На этой земле я живу. Кушаю. Пью. Большие труды заложил…», «да, я горжусь, что я казахстанец.  Стараюсь чтобы и дети гордились», «я – казахстанец, среди казахов трудимся, 50 лет работаем среди казахов, общаемся, кусок хлеба делим пополам», «обязательно, ну как сказать, хоть родился там-то, но с малых лет здесь. Здесь поднялся на ноги, здесь детей женил», «да, я считаю себя  казахстанцем. Я сейчас уже полностью стал казахстанцем. Для меня это важно и мне нравится», «я люблю Казахстан, это моя 2-ая Родина», «да, считаю, я всю сознательную жизнь прожил в Казахстане, это моя Родина», «почти всю жизнь я прожила здесь, работала, родила детей, вышла на пенсию,  считаю себя гражданкой Республики Казахстан. Конечно, считаю! Я ведь здесь родилась, это моя Родина», «я считаю себя полноправной гражданкой РК, все что я имею на сегодняшний день обрела живя здесь», «это очень важно, потому, что это наша земля», «если мы уже 40 с лишним лет тут живем-  то конечно казахстанцы, это вторая Родина, и традиции соблюдаются, вместе же все живем», «скорее всего – да», «да считаю, я тут практически всю жизнь прожила», «скорее всего да, это важно, я давно считаю себя казахстанцем».

Выраженность компонентов  этнической идентичности в зрелости объяснялись появлением значимого отношения к этнической принадлежности, вызванного актуализацией потребности в ценностном отношении к своей жизни и себе как представителю определенной этнической группы.

Заключительным стал вопрос о будущем Казахстана «Что бы вы посоветовали сделать обществу, государству,  людям чтобы сохранить межэтническое согласие и стабильность в Казахстане?». Абсолютно все желали впервую очередь мира, стабильности и спокойной жизни. Вот некоторые ответы респондентов:  «Жить дружно и не сеять межнациональную рознь. Мы большая многонациональная страна, в которой нет места  для войн и разногласий. За счет дружбы между людьми различных национальностей мы как старики должны постараться их соединить в одно целое, чтобы в Казахстане царили мир и дружба»;  «Я желаю всем казахстанцам мира, согласия, огромное спасибо президенту Республики Казахстан Назарбаеву Нурсултан Абишевичу за то, что всегда поддерживает многонациональную страну, не разделяет людей по национальному признаку, он всегда в своих вступлениях говорит казахстанцы. Я горжусь, что живу в Казахстане»; «Я желаю, чтобы жили хорошо, чтобы между этническими группами царила дружба»; «Надо пропагандистским группам сделать запреты, которые делают розжиги межнациональных конфликтов. Все должны воспитываться в духе – что мы одна семья, что нас создал один Бог, что мы должны жить дружно, не обижать друг друга, помогать и тогда все будет хорошо»; «У нас есть организация – ассамблея, в мире таких еще нет. Поэтому весь мир начинает изучать наш опыт. Ассамблея была создана потому что все этнические представители между собой общались и дружили. Я думаю, мы на правильном пути идем. В Казахстане много места, поэтому я думаю, что ничего плохого не случится». В таком русле думают и выражают свою уверенность в благополучном развитии многонационального Казахстана все, кто принял участие в анкетировании.

В целом, полученные  результаты согласуются с выводами, полученными при изучении особенностей формирования этнической идентичности этнических групп Казахстана, согласно которым для респондентов характерно глубокое понимание и оценка своей этничности, самого себя в качестве представителя своей этнической общности, осознание самобытности, уникальности своей культуры, приверженности к определенным национальным ценностям и гражданская идентичность.

В современном мире религиозная принадлежность, наряду с этнической, превращается в значимый фактор общественной жизни. Поэтому отношения между конфессиями – межконфессиональные отношения – приобретают первостепенное значение: характер и содержание межконфессиональных отношений во многом определяют стабильность полиэтнических и многоконфессиональных обществ.

Важное место в конфессиональном спектре Казахстана занимают наиболее традиционные для местного населения религии – ислам суннитского толка и русское православное христианство, на которые приходятся почти 60% из всех учтенных в республике религиозных объединений и доминирующие количество верующих.

На протяжении веков этнос и религия как социальные явления были настолько переплетены, что зачастую взаимно присутствуют в определениях друг друга как один из важнейших признаков определяемого термина. Религия, наряду с языком, традициями, общей историей, территорией обитания, почти всегда входит составной частью в понятие этноса. Этнос же практически всегда олицетворяется с той или иной религией или воспринимается как один из «атрибутов» определенной религии.

Религия, будучи связанной с языком, обычаями, обрядами, традициями, народным творчеством, материальной культурой и т.д., глубоко проникает в ткань национальной жизни людей. При этом складывающиеся связи и отношения внутри народа становятся этноконфессиональными (на некоторые этнические особенности наслаиваются особенности вероисповедания – конфессии, а религиозный культ приобретает этническую окраску).

Казахстан, в условиях полиэтничности, по уровню религиозности и разнообразию исповедуемых религий  уникальная страна.Среди верующих имеются последователи всех мировых религий: ислама, христианства, буддизма, а также иудаизма, индуизма, древних политеистических культов и современных новообразований.

В связи с этим необходимо учитывать следующие особенности этноконфессиональной структуры Казахстана:

во-первых, полиэтничность населения, среди которого имеются представители  более 130 этносов с численным преобладанием двух этносов (казахского и русского);

во-вторых, поликонфессиональность населения республики при преобладании ислама и христианства;

в-третьих, наличие двух метаэтнических общностей (надэтнические группы): тюрко-мусульманской и славяно-христианской;

в-четвертых, на уровне обыденного сознания отсутствие четкой идентификации и самоидентификации. Исторически для массового сознания характерно отождествление этнического и религиозного, а сохранение или возрождение самобытности народов нередко рассматривается как отстаивание своей веры;

в-пятых, уникальность опыта взаимодействия, взаимного влияния, взаимного обогащения и согласия между последователями разных религий;

в-шестых, всплеск различных форм богоискательства в начале 90-х гг. ХХ в. как следствие нестабильной социально-политической, экономической и духовной сфер общества.

Наиболее важным для стабильности общества является использование потенциала религии для достижения согласия в сфере межнациональных отношений. Нельзя не считаться с тем, что религия – это прежде всего учение, вера, придающая смысл человеческой жизни и деятельности, одна из форм общественного сознания.

В сентябре 2003 года на Совещании ОБСЕ по межкультурной, межрелигиозной, межэтнической терпимости в Астане Президент Казахстана Н.А. Назарбаев отмечал: «Казахстан в своей практической политике исходит из того, что только внутренняя свобода человека есть условие межконфессиональной толерантности. Именно поэтому, исторически являясь частью культурного материка ислама, мы не препятствуем развитию всех мировых и традиционных религий в Казахстане. Когда государство, нация или религия рассматривает чужое культурное пространство через призму захвата, завоевания, тогда всегда деградирует собственная среда обитания. У казахов издревле каждое место имело своего «гения», свой дух, своих аруахов.

Эта глубокая интеграция человека, религии, территории была столетиями тем спасительным фильтром, который хранил душу моего народа. Для казахов толерантность не академическое, а практическое понятие» [9].

Важно отметить необходимость дополнительного изучения этноконфессиональных процессов и тенденций развития религиозных объединений республики, их социально-политической направленности, их взаимоотношений с государством и обществом. Пристальное внимание нужно уделить изучению новых конфессий, нетрадиционных для Казахстана.

Современные отношения ислама и православия в республике очень содержательны: они вышли на новый позитивный уровень, найдены соответствующие времени формы и способы партнерских отношений этих религий. Более того, дружеские отношения ислама и православия могут стать примером для отношений и иных конфессий в Казахстане: католицизма, буддизма, иудаизма и новых, недавно пришедших в нашу страну религиозных объединений.

Опыт Республики Казахстан, сумевшей выстроить устойчивую систему межэтнических и межрелигиозных  отношений, а также создавшей свою модель межконфессионального согласия, становится по-настоящему востребованным мировым сообществом. Казахстан может повысить свой статус на международной арене, тиражируя этот опыт. Казахстан способен выдвинуть реально осуществимые предложения в сфере межцивилизационного, межкультурного и межрелигиозного диалога.

История этносов Казахстана является составной частью общеисторических процессов, которые протекали на территории республики на протяжении нескольких веков. Полиэтничность и мультикультурность- объективныеоснования для формированияцелостной картины исторического прошлого республики. Это обстоятельство призвано способствовать формированию нового казахстанского патриотизма, межэтнической толерантности и общественного согласия.

С распадом СССР перед этническими группами Казахстана встала проблема этнокультурной и национальной идентичности. Закономерный процесс формирования единой нации актуализирует поиск консолидирующих факторов развития народов.Формирование практически всех крупных этносов на территории Казахстана, связанное с вынужденными или насильственными миграциями, депортацией, политическими репрессиями, а также процесс их адаптации, имеющий сравнительно безболезненный характер в результате толерантного отношения со стороны казахского населения, и, наконец, современный высокий статус в обществе, дают основания считать схожими исторические условия их возникновения и развития.

В Казахстане по отношению к группам людей, объединенных этнической (национальной) принадлежностью, проживающих вне страны своего происхождения, в разной степени уступающих по своей численности окружающим иноэтническим группам в ареалах их основного расселения, сохраняющих наиболее значимые особенности языка, культуры, быта, религии, употребляется термин «этническая группа» или «этнос», в отличие от понятия «национальные меньшинства», практикуемого в международной практике, и в отличие от понятия «диаспора», предполагающего сохранение этнической (национальной) самобытности своего народа, активное участие в развитии его духовной культуры, организацию своего функционирования в виде землячеств, а также национально-культурных, общественных и  политических организаций.

Важной особенностью этнических групп, населяющих Казахстан, является то, что они рассматриваются как полноправные граждане республики, статус которых закреплен в Конституции - Основном законе страны.

Все этнические группы сегодня являются неотъемлемой частью единого народа Казахстана. Каждая из них вносит свой вклад в развитие нашей страны. За годы независимости этносы стали надежной опорой стабильности и прочности республики, живым мостом народной дипломатии между Казахстаном и их страной исторического происхождения.

Изучение отдельных этносов Казахстана осуществлялось по плану: происхождение и краткая история этноса; история формирования этнической группы в Казахстане; современные этно-социальные процессы; традиционная и материальная культура.

Объектом исследования явились представители  наиболее крупных этносов Казахстана: казахи, русские, немцы, поляки, корейцы, уйгуры, дунгане, татары, украинцы, курды, белорусы, кыргызы чеченцы и ингушы.

Исследование основывалось на  принципе историзма, проведен сравнительный анализ, использована методика историко-феноменологического анализа, материалы устно-этнографического характера с опорой на методику герменевтических исследований, привлечены апробированные в этнологической науке методологические и методические приемы работы с этносами и субэтническими группами. 

Материал был собран в результате полевых исследований, проведения анкетирования, аудио-видео записей, встречами с респондентами - носителями этнической культуры.

Анализ косвенных данных и сведений, а также общие тенденции позволяют сделать следующие выводы:

Значение и роль признаков в этническом самосознании представителей этноса меняются в зависимости от особенностей историко-политической ситуации, от уровня консолидации, специфики этнического окружения.

Переселение в другие регионы бывшего Советского Союза и в дальнее зарубежье, принявшее активный характер в начальные годы независимого Казахстана, в настоящий момент стабилизировалось, что дает в будущем возможность  сохранения многоэтничного состава населения Казахстана.

В основе общенационального единства казахстанского народа лежат патриотизм, любовь и уважение к Родине, доброжелательность и уважение друг к другу. Это ценности и идеалы, близкие и понятные каждому человеку, независимо от возраста, социального статуса, вероисповедания и национальности. По данным социологических исследований (общенациональная репрезентативная выборк 3 000 респондентов, 2015, по заказу Ассамлеи народа Казахстана)  95% опрошенных считают себя представителями единого народа, 94,2% – гражданами Казахстана.

Подводя итог, необходимо заметить, что все этнические группы сегодня являются неотъемлемой частью единого народа Казахстана. Каждая из них вносит свой вклад в развитие нашей страны. За годы независимости этносы стали надежной опорой стабильности и прочности республики, живым мостом народной дипломатии между Казахстаном и странами исторического происхождения. Результаты исследования  открыли ряд уникальных тем, разработка которых необходима для дальнейшего развития историко-этнографической науки Казахстана. Работа в данном направлении необходима  для написания полноценной истории Казахстана. Истории отдельных этосов и этнических групп должны быть положены в основу полиэтнического воспитания, толерантности и взаимного уважения через познание особенностей этнической культуры.

Литература

1 Этнополитический словарь: термины и понятия казахстанской политики и практики в сфере общественного согласия и межэтнической толерантности. – Астана, 2014.  - 400 с.

2  Гумилев Л. Н. От Руси к России: Очерки этнической исто­рии.  М., - 1992.

3  Этнополитический словарь... - С. 343.

4  Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.  - 312 с.

5  Назарбаев Н.А. В потоке истории.  Астана, 1999.

6  Назарбаев Н.А. Политика мира и согласия.  Астана, 2008.

7 Поляков Ю.А. и др. Полвека молчания. Всесоюзная перепись 1937 г.// Социологические исследования. – 1990. - №6. - С. 21 - 23.

8 Назарбаев Н. Поднятая целина — символ дружбы и созидания. Доклад на торжественном заседании, посвященном 50-летию освоения целинных и залежных земель // Казахстанская правда, - 2004. - 7 февраля.

9 Выступление Президента РК Н.А. Назарбаева на Совещании ОБСЕ по межкультурной, межрелигиозной, межэтнической терпимости.  Астана, 24 сентября 2003 года.


САДВОКАСОВА АЙГУЛЬ КАКИМБЕКОВНА, Қазақстан Республикасы Президентінің жанындағы Мемлекеттік басқару академиясы Орталық Азия оңіріндегі этносаралық және конфессияаралық қатынастарды зерттеу орталығының жетекшісі, социология ғылымдарының докторы

КОШМАН ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА, Л.Н.Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университеті Тарих Факультеті деканының орынбасары, Археология және этнология кафедрасының Аға оқытушысы

РАКИШЕВА БОТАГОЗ ИСЛЯМОВНА, Қазақстан Республикасы Президентінің жанындағы Қазақстан стратегиялық зерттеулер институты директорының орынбасары, социология ғылымдарының кандидаты 

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДАҒЫ ЭТНОСАРАЛЫҚ, КОНФЕССИЯАРАЛЫҚ ҚАТЫНАСТАР ТАРИХЫ, АСА ҮЛКЕН ЭТНОСТАР ТАРИХЫН ҚОСА АЛҒАНДА: НЕГІЗГІ ҚОРЫТЫНДЫЛАР

Аңдатпа:

Мақала Қазақстандағы этносаралық, конфессияаралық қатынастар тарихын зерделеу, қазіргі Қазақстанның жекелеген этностарының тарихын, мәдениеті мен дәстүрін зерттеу нәтижелерін қарастыруға арналған. Мақалада көпэтносты және көпконфессиялы қазақстандық қоғамды қалыптастыру кезеңдері айқындалған; көпэтносты қоғамның өміріндегі экономикалық, саяси, әлеуметтік ерекшеліктер зерделенді; Қазақстандағы этностық, діни, мәдени бірегейліктің қағидаттары мен факторларына зерттеу жүргізілді. Бұл мақалада Қазақстан аумағында ислам мен православиенің өзара қарым-қатынасының зерттелуіне назар аударылды. Материалдар статистикалық дереккөздерді талдау, сауалнама және сұхбат жүргізу арқылы Қазақстанның кейбір өңірлеріндегі далалық зерттеулердің деректері негізінде алынды.

Тірек сөздер: этнос, этностық топ, этностық бірегейлік, азаматтық бірегейлік, ұлттық өзіндік сана, көші-қон, ұлттық мәдениет.


SADVOKASSOVA AIGUL, Head of the Center for Interethnic and Interconfessional Studies in Central Asian Region of the Academy of Public Administration under the President of the Republic of  Kazakhstan

KOSHMAN TATYANA, Senior Teacher, Associate Dean of the Historical Faculty of the L.N.Gumilyov Eurasian National University

RAKISHEVA BOTAGOZ, Deputy Director of the Kazakhstan Institute for Strategic Studies

under the President of the Republic of Kazakhstan

HISTORY OF INTER-ETHNIC, INTER-RELIGIOUS RELATIONS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN, INCLUDING THE HISTORY OF THE LARGEST ETHNIC GROUPS: THE MAIN OUTCOMES

Abstract

The article deals with the reviewing of the results of study the history of interethnic, interfaith relations in Kazakhstan, the study of the history, culture and traditions of individual ethnic groups in modern Kazakhstan.

The article presents the stages of formation of polyethnic and polyconfessional Kazakhstan society; the author studied the economic, political and social aspects of polyethnic society existing; principles and factors of ethnic, religious and cultural identity in Kazakhstan were examined. Special emphasis was given to the study of relations between Islam and Orthodoxy in Kazakhstan. Material was obtained from the data of field study in some regions of Kazakhstan using the analysis of statistical sources, questionnaires and interviews.

Key words:ethnos, ethnic group, ethnic identity, civil identity, national identity, migration, national culture.

Нет комментариев

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Просмотров: 3914

Нет рецензий

Скачать файлы

Статья Садвокасова, Кошман.doc 0.15 MB

Категория

Междисциплинарные исследования Методологические труды Макро- и Микроистория История Отечества. Новые методы исследования Исследования молодых ученых Рецензия. Отзыв

Статьи по теме

Татарлар: этномәдениеті жайлы мәліметтер Татарлар: этномәдениеті жайлы мәліметтер КУЛЬТУРА И БЫТ КАЗАХСКИХ РАБОЧИХ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД Тюрко-согдийский вопрос в истории раннесредневекового Казахстана: современный взгляд ЮРТА И ОСОБЕННОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ КАЗАХОВ ОРТА ҒАСЫРДАҒЫ КЕРЕЙ ХАНДЫҒЫ ВКЛАД А.В. КОНОВАЛОВА В РАЗРАБОТКУ КАЗАХСКОЙ ДИАСПОРЫ РОССИИ Исторический нарратив - источник идентичности в современном Казахстане Өзбек және қарақалпақ халықтарының этномәдениеті УДК 323.15(574) ИСТОРИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ, МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН, ВКЛЮЧАЯ ИСТОРИЮ НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ ЭТНОСОВ: ОСН КУЛЬТУРНО-БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ ПЕРВОЦЕЛИННИКОВ УДК 32.001: 005.44(4+5)Геополитические измерения Евразийства в условиях глобализации УДК 947.084 (574.2) ЭТНОЯЗЫКОВЫЕ ПРОЦЕССЫ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ В ПЕРИОД ЦЕЛИНЫ УДК 327:329.78:(574.5) Изучение гражданской и этнической идентификации молодежи Южно-Казахстанской области УДК 32.001: 005.44(4+5) Геополитические измерения Евразийства в условиях глобализации УДК 94(574) «20/30»:323.1 Понятие «советская империя» - новые теоретико-методологические подходы УДК 39 (574.42) ТРАНСФОРМАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХОВ ВОСТОЧНОГО КАЗАХСТАНА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ ОСОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Статьи автора

УДК 323.15(574) ИСТОРИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ, МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН, ВКЛЮЧАЯ ИСТОРИЮ НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ ЭТНОСОВ: ОСН