Главная » Материалы » ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РК

КСЕНЖИК Г.Н.

ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РК

Электронный научный журнал «edu.e-history.kz» № 1(05), 2016

Теги: проект, инновационный, модернизация, Ел, технологии, Мәңгілік, информационные
Автор:
Данная статья является откликом на Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 30 ноября 2015 г. «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие», которая характеризует современное состояние, показывает проблемы и инновационные пути модернизации высшего и послевузовского образования РК.
Содержание:

В рамках нестабильной экономической ситуации в стране и глобального экономического кризиса современная жизнь поставила перед обществом Казахстана новые сложные задачи, требующие обновления и критической переоценки сложившейся системы ценностей. Одним из главных направлений системы высшего и послевузовского образования становится его гуманизация и гуманитаризация, подъем общей культуры формирующихся конкурентоспособных кадров.Иными словами, с помощью исторических знаний и общенациональной идеи «Мәңгілік Ел»специалист должен самоопределить себя в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир, пребывающий в сложной экономической ситуации.

Важнейшим условием динамичного развития республики Казахстан, в сложных экономических условиях глобального кризиса является осмысление событий и явлений прошлого на основе исторического анализа и творческого применения междисциплинарных знаний. Формирования ценностных ориентаций и убеждений, развитие интереса и уважения к истории и культуре своего народа, а также стремления сохранить и приумножить культурное наследие своей страны.

В данных непростых условиях первоочередная задача, стоящая перед исторической наукой – призвать всех граждан Казахстана принять самое активное участие в реализации Послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 30 ноября 2015 г. «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» и выполнения Плана нации «100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ».

Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 30 ноября 2015 г. «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие», посвящено антикризисной стратегии государства, в связи с глобальным экономическим кризисом.Антикризисная стратегия Казахстана основана на экономическом росте, реформах, а такжена модернизации всех сфер общества, в том числе образования.Структурныеизмененияв сфере образовании, предполагаютв первую очередь «максимально развивать систему подготовки технических кадров. Техническое и профессиональное образование должно стать одним из основных направлений инвестиционной политики [1, электронный ресурс].

С 1 января 2016 года начался практический этап выполнения Плана нации «100конкретных шагов по реализации 5институциональных реформ», который проводится в контексте послания Президента РК от 30 ноября 2015г.Важнейшим преобразованием в стране считается формирование наукоемкой экономики, которое невозможно провести без подготовки новых конкурентоспособных кадров, чего можно добиться лишь реформированием и модернизацией системы высшего образования. В настоящее время МОН РК проводит работу по разработке и утверждению новых гармонизированных стандартов обучения. Государством приняты меры по повышению уровня подготовки кадров.В 2017 году начнется реализация нового проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех»[2, электронный ресурс].

Система высшего и послевузовского образования в Казахстане, прошла этап бурного, во многом стихийного развития. Современный период развития образовательной сферы характеризуется, прежде всего, тенденцией на предоставление качественных образовательных услуг и применения инновационных методов обучения. Повышение качества образования – главный девиз нынешнего времени, как со стороны рынка труда и востребованности молодых специалистов, так и государственных органов - Министерства образования и науки РК.

Одной из основных стратегических задач образования суверенного Казахстана, является смена формулы образования: «образование на всю жизнь» на формулу «образование на протяжении всей жизни». Для реализации этой формулы образования необходимо применять совершенно новые методы к  организации и проведению учебного процесса в высшем и послевузовском образовании.

Молодое поколение Независимого Казахстана рассматривает образование не как образование ради образования, оно нацелено, прежде всего, на получение определенного конечного конкретного результата, быть конкурентоспособным на рынке труда и занять достойное место в обществе. Молодежь может и должна, уже с первых студенческих шагов, получать подготовку на уровне международных стандартов, а для этого необходимо научить её учиться, так как на до вузовском этапе (школа, лицей, гимназия) обучения общий уровень подготовки, развития, воспитания отстает от требований, предъявляемых в высших учебных заведениях Казахстана.

В настоящее время в Казахстане имеются значительные достижения в сфере послевузовского образования. С марта 2014 г. МОН РК инициировал проект по интеграции КазНУ имени аль-Фараби с НИИ Комитета науки расположенных на базе РГП «Ғылымордасы», в рамках которого предполагается совместная подготовка научных кадров,магистрантов и докторантовPhD с углубленной профессиональной подготовкой.

Это абсолютно новой инновационныйпроект, в рамках которого проводиться интеграции современных педагогических технологий высшей школы КазНУ имени аль-Фараби и новейших научных знаний НИИ Комитета науки расположенных на базе РГП «Ғылымордасы» для развития приоритетных направлений послевузовского образования в соответствии сгосударственными программами и современными требования нестабильной экономической ситуации в стране и глобального экономического кризиса.

Преимущество данного инновационного проекта в том, что происходит объединение материально-технических, информационных и кадровых ресурсов КазНУ им. аль-Фараби и НИИ  «ҒылымОрдасы»  для обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов – магистров и докторовPhD – с углубленной профессиональной подготовкой.

Тем не менее, на наш взгляд, имеются существенные проблемы в сфере послевузовского образования, это, прежде всего:

- Несовершенство системы отбора кандидатов для поступления в магистратуру и докторантуру PhD, обучающих по государственной программе;

- Отсутствие учебниковна государственном языке;

- Слабое материально-техническое оснащение (отсутствие укомплектованных исследовательских лабораторий, современного оборудования, компьютерных сетей,информационных технологий и т. д);

- Учебные программы и методики преподавания не в полной мере дают знания и навыки необходимые в реальной практической деятельности будущего специалиста;

-Образование не соответствует рынку труда;

- Старение профессорско-преподавательских кадров;

- Дипломы казахстанских вузов не котируются за рубежом;

- Статус высшего и послевузовского образования не на должном уровне. (Низкая оплата труда научно-исследовательских кадров, а наука - это инновации и модернизация);

В связи с наличием данных проблем в системе высшего и послевузовского образования имеется необходимость проведения дополнительных реформ, модернизаций и внедрения инновацийв этой жизненно важной сфере.

Следует отметить, что внастоящее время в Казахстане нет необходимости в таком огромном количестве специалистов с высшим образованием, на рынке труда существует довольно жесткая конкуренция. Чтобы молодой специалист был востребован, он должен обладать качественным образованием.Повышение качества образования в условиях глобального кризиса решается в сложных условиях. Путём реформированиявсей системы образования, оптимизации вузов иприменения инновационных методов обучения.

Осознавая противоречие между социальным запросом на образование итрадиционными методами обучения, педагоги - ученые и практики -стали обращаться к поиску инновационных методов обучения, построенных на иныхпринципах, и, прежде всего, к личностно-ориентированным или развивающим подходамк обучению.

Использование новейших инновационных технологий способствует решению педагогических и методических задач, которые сложно или невозможно решать традиционными методами. При этом следует учитывать в методике преподавания исторических дисциплин, что нельзя допустить разрушения и утраты положительных результатов традиционной системы образования. Инновационные  и традиционные методы обучения должны гармонично дополнять друг друга, как части единой образовательной среды студента.

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.В некоторых случаях считают инновацией использование уже известного метода, с небольшим изменением, модификацией.

Инновации - это предмет особенной деятельности человека, которая не удовлетворяется традиционными условиями, методами, способами, и желает не только новизны содержания, а качественно новых результатов. Но необходимо отметить, что не всегда ине везде установление нового обеспечивает положительные результаты, не каждое нововведение рациональное, прогрессивное, часто дестабилизирует функционированиепедагогической системы, создает трудности для преподавателей и их студентов.

Термин «инновация» (нововведение) можно трактовать в нашем контексте выход за пределытипичных, наиболее часто встречающихся совокупностей способов, методов, приемовобучения. Инновационное обучение - процесс и результат такойучебной и образовательной деятельности, которая стимулирует вносить инновационныеизменения в существующую культуру и социальную среду [3, с. 2-4].

Инновационные методы обучения способствуют формированию творческого стиля деятельности будущего специалиста и существенно повышают мотивацию, глубину и полноту овладения профессией.

Применяемые в учебном процессе инновационные методы обучения включают: круглые столы, деловые игры, тренинги, ситуационные задачи, мастер-классы, творческие задания, пресс-конференции, научные конференции, тестирование, защиту рефератов, составление аналитических записок,мультимедийные презентации, ГИС –технологии, междисциплинарные исследования и т.д.

Наиболее распространенным направлением в области образования является применение мультимедийных презентаций для подачи учебного материала. Помимо этого сложился метод тестирования. Внедрение новейших информационных и коммуникационных технологий в образование требует углубленного анализа преимуществ и недостатков использования мультимедийных комплексов в учебном процессе.

Инновационные методы обучения вырабатывают у студента умение ориентироваться в нестандартных условиях, анализировать возникающие проблемы самостоятельно разрабатывать и реализовывать управленческие решения.

Содержательный аспект инновационных методов: доведение до студентов, учебных материалов, в том числе с помощью электронных пособий, специализированных веб-ресурсов.

Методический аспектинновационных методов обучения: определение наиболее эффективных способов и форм проведения занятий с использованием образовательных платформ, презентаций, а также работой с профессиональными Интернет-ресурсами и веб-сервисами.

Организационный аспектинновационных методов обучения: взаимодействие участников образовательного процесса, как в аудиторных условиях, так и в режиме онлайн.

Воспитательный аспектинновационных методов обучения:получение умений и знаний обучающимся черезисторические дисциплины общечеловеческих ценностей, расширение кругозора (показ видео новостей, социальных роликов по тематике дисциплины, привлечение известных практиков и ученых на занятия).

Технологический аспект инновационных методов обучения: использование современных технических средств и технологий, моделей и программ для реализации всех составляющих учебного процесса. Именно этот аспект соединяет другие в единое целое и дает положительный эффект при получении знаний [4, электронный ресурс].

В настоящее время мировая тенденция образования, в том числе и система высшего и послевузовского образования Республики Казахстан,  предполагает переход процесса обучения на новый технологический уровень с обязательным использованием информационных технологий. Особую актуальность приобретают исследования методических возможностей, открывающихся при использовании информационных технологий в историческом образовании. Использование в образовательном процессе информационных технологий позволяют решать принципиально новые дидактические задачи, ихприменение обеспечивает повышение качества и эффективности обучения.Использование компьютерных сетей, ГИС –технологий и электронных образовательных сред предполагаетвыработку нестандартных педагогических практик, как в конкретных предметныхдисциплинах, так и в междисциплинарном пространстве образовательного процесса,включающего научно-исследовательскую работу магистрантов и докторантов PhD. Обобщая опыт разработкикомпьютерных образовательных технологий, можно заметить, что достаточно высокуюпедагогическую эффективность имеют те, которые: обеспечивают диалоговый режим впроцессе решений различных познавательных задач, снабжены встроеннымисправочниками или имеют доступ к таким ресурсам в коммуникационной среде.Обеспечивают: моделирование данных, выдачу индивидуальных заданий, проводятоперативное и текущее тестирование на основе специального банка меняющихся вопросови ответов. Предусматривают прерывание и продолжение работы, оценивают работу студента, учитывая количество вопросов, ошибок и повторных ошибок, хранят как для преподавателя, так и для студента результаты учебной работы.

Это позволяетсформулировать примерный перечень дидактических требований к современным технологиям обучения. Они должны: – обеспечивать каждому студенту возможность обучаться по оптимальной, индивидуальной программе, учитывающей в полной мере его познавательные способности, мотивы, склонности и другие качества. Оптимизировать содержание учебной дисциплины, сохраняя и обогащая знания, включенные в государственную программу, соотношение теоретической ипрактической подготовки будущих специалистов, интенсифицировать процесс обучения.

Таким образом,при разработке инновационной программы модернизации высшего и послевузовского образования следует исходить из трех важных принципов:

Во-первых, содержание и конечные цели модернизации должны содействовать реализации государственной политики в сфере науки и технологий.

Во-вторых, в программе должны использоваться общие международные подходы к решению проблемы развития человеческого, социального и культурного капитала.

В-третьих, любые изменения в системе высшего и послевузовского образования должны быть увязаны с лучшими историческими традициями в этой области[5, электронный ресурс].

Предполагаем, что в Республике Казахстан будет наиболее эффективна, образовательная модель высшего и послевузовского образования в которой сосредоточены, как отдельные элементы традиционных форм преподавания, так и современные инновационные методы обучения.Сочетание инновационных методов обучения и традиционной школы обучения позволит системе вузовского и послевузовского обучения достигнуть новых результатов в системе образования и интегрироваться отечественной системой образования в мировое пространство, а молодым специалистам быть востребованным на рынке труда.

На современном этапе развития Казахстана подходы к теории и практике образования и воспитания молодого поколения заметно изменяются под влиянием процессов глобализации, интеграции, компьютеризации, внедрения и использования сети интернет, медиа - средств, дистанционного, личностно-ориентированного обучения. Все это ведет к повсеместному использованию инновационных информационных образовательных технологий в системе обучения в высшем и послевузовском образовании.

Специалист в современных условиях должен быть готов к работе, с компетенциями не только в своей специальной сфере, но и обладающий социально-личностными компетенциями: умением работать в команде, приспосабливаться к динамично меняющейся ситуации на рынке труда, готовый к дальнейшему повышению квалификации, конструктивно относящийся к критике, готовый к инновационной деятельности, мыслящий и креативный. Формированию таких компетенций у студентов способствуют, во многом исторические дисциплины, которые не только расширяют кругозор студента негуманитарного профиля, но и способствуют формированию социально-личностных компетенций. Однако такие компетенции студент сможет выработать, если приложит умения и знания в изучении исторических дисциплин.

Задача преподавателей исторических дисциплин грамотно с применением патриотической, объединяющей и мобилизующей идеи «Мәңгілік Ел», а также традиционных и инновационных методов обучения научить необходимым компетенциямбудущих специалистов.

К инновационным основополагающим методам обученияи исследованиям следует отнести получения современных знаний, которые основаны на синтезе возможностей различных дисциплин и междисциплинарных подходов в изучении многих аспектов социально-экономической и историко-культурной жизни человека и самого этого человека как социального существа[6, с. 8].

Реформированиевысшего и послевузовского образования необходимо провести в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 30 ноября 2015 г. «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» и Плана нации «100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ», где отмечено, что важнейшим преобразованием в стране считается формирование наукоемкой экономики, которое невозможно провести без подготовки новых конкурентоспособных кадров, чего можно добиться лишь на основе инновационной программы модернизации высшего и послевузовского образования

Литература

1 Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 30 ноября 2015 г. «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» (электронный ресурс)// http://www.akorda.kz/ru/addresses/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-30-noyabrya-2015-g // (дата посещения сайта: 14.01.2016).

2 Статья Главы государства «План нации – Путь к казахстанской мечте» от  6 января 2016(электронный ресурс)//http://www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-plan-nacii-put-k-kazahstanskoi-mechte // (дата посещения сайта: 14.01.2016).

3 Кларин М. В Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования. - Рига: Эксперимент, 1995. - 176 с.

4 Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Инновации в обучении гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам в вузе // NB: Финансовое право и управление. — 2012. - № 1. - С.1-20. (электронный ресурс)//DOI: 10.7256/2306-4234.2012.1.397. URL: http://e-notabene.ru/flc/article_397. htmlастер(дата посещения сайта: 14.01.2016г.).

5 Казакова Н.А., Наседкина Т.И.Проблемы реформирования высшего экономического образования и востребованность аналитических кадров в российской экономике в условиях кризиса // Экономический анализ: теория и практика".- 2009, № 23.)(электронный ресурс)// lawmix.ru/bux/23049копия (дата посещения сайта: 14.01.2016).

6 Ксенжик Г.Н. Историческая география Степных областей Казахстана в XIX – начале XX вв.: Монография.ISBN 978-601-7342-11-1 - Алматы: Издательство «Айганым», 2015. - 406 с.

Г.Н. КСЕНЖИК

Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институтының Жаңа дәуірдегі Қазақстан тарихы бөлімінің меңгерушісі, т.ғ.д., доцент, ХАҚА академигі

ҚР ЖОҒАРҒЫ ЖӘНЕЖОҒАРҒЫ ОҚУ ОРНЫНАН КЕЙІНГІБІЛІМ БЕРУ ЖҮЙЕСІНДЕГІИННОВАЦИЯЛАР

Аннотация

 

Бұл мақала Қазақстан Республикасының Президенті Н. Назарбаевтың 2015 жылдың 30 қарашадағы «Қазақстан жаңа жаһандық нақты ахуалда:
өсу, реформалар, даму» атты
Жолдауына, ағымдағы жай-күйін сипаттайтын және ҚР жоғарғы жәнежоғарғы оқу орнынан кейінгібілім беруді модернизациялаудыңинновациялықжолдары менпроблемаларынашудың жолдарынкөрсетеді.

Түйін сөздер:«Мәңгілік Ел», жаңарту, инновациялық жоба, ақпараттық технологиялар.

G. N. KSENZHIK

Head of department of history of Kazakhstan modern times of Institute of history and ethnology of Ch.Ch.Valikhanov,doctor of historical sciences, associate professor, academician of IAAR

INNOVATIONS IN THE SYSTEM OF HIGHER AND POSTGRADUATE EDUCATION OF RK

Summary

  This article is aresponse to themessage of the Presidentof the Republic ofKazakhstanNursultanNazarbayevto the peopleof Kazakhstan fromNovember 30, 2015"Kazakhstanin the newglobal reality: growth,reform, development", which characterizesthe current state, problems andshows theinnovative waysof modernization of higherand postgraduate educationof RK.

Keywords:«Mangilik El», modernization, innovation project, information technology.


Нет комментариев

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь