Главная » Материалы » ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ ИСЛАМА В СЕВЕРНОМ КАЗАХСТАНЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ПЕТРОПАВЛОВСКОГО УЕЗДА АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

НУРБАЕВ Ж.Е.

ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ ИСЛАМА В СЕВЕРНОМ КАЗАХСТАНЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ПЕТРОПАВЛОВСКОГО УЕЗДА АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Электронный научный журнал «edu.e-history.kz» № 1(05)

Теги: ислам, медресе, общество, Северный, Казахстан, муллы, Петропавловский, уезд, духовенство, мусульманское, мектебы, мечети
Аннотация:
В статье освещается история распространения ислама в Северном Казахстане во второй половине XIX - начале XX вв. Это период, когда на территории современной Северо-Казахстанской области появляются первые институты ислама, рассматриваются причины и факторы их формирования: деятельность мулл (как местных, казахских, так и татарских), мусульманских обществ, строительство мечетей, молитвенных домов и духовных учебных заведений, приводятся статистические данные по ним. Выявляются причины и приводятся примеры перехода некоторых православных жителей в мусульманскую веру.
Содержание:

Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Ислам, как известно, распространялся в Казахстане неравномерно. Вначале мусульманство проникло в южные районы, а племена, жившие на севере, сначала не видели особых преимуществ в новой вере, которая к тому же разрушала традиционные ценности и сложившиеся веками мировоззренческие установки. И все же к исламу и в этом регионе приходит успех, обусловленный тем, что к этому времени у степняков созревает стремление к консолидации общества.

В XVIII – XIX вв. определяющим фактором стало отношение к исламу России, включившей Казахстан в состав империи. На начальном этапе колониальной политики (XVII в.) российские власти распространяли христианство среди кочевого населения, позднее из-за отсутствия ощутимых результатов курс был взят на подконтрольность ислама. Практика насаждения ислама через российские государственные институты была прекращена лишь к середине XIX в., когда ее сменила доктрина «игнорирования ислама».

В XIX в. одним из факторов распространения ислама среди коренного населения степи, являлась деятельность татарских мулл. «Главными насадителями между киргизами ислама является преимущественно казанские татары, обосновавшиеся в Оренбурге, Орске, Троицке, Петропавловске и других пограничных с казахской степью городах и селениях», - пишет А.Е. Алекторов. «Благодаря им, киргизы, этот весьма способный и восприимчивый народ, все более и более омусульманивается и отатаривается» [1, с.66]. Поддержка и стимулирование социальной активности татарского духовенства привела к дифференцированному и количественному росту их социальной структуры на территории Северного Казахстана. Во второй половине XIX в. в городах Северного Казахстана татарское население было одной из наиболее влиятельных групп в составе мусульманской общины. «Татарские жители области, сосредоточены преимущественно в Петропавловске» - говорится в одном архивном документе [2]. «Петропавловск, как и Семипалатинск… - это города с большим татарским населением, …образующие крылья фронта, которым Сибирь обращена к мусульманскому миру Туркестана. В этих двух пунктах общение татарского мира с киргизским, результатами которого оказывается только усвоение киргизами татарского образа жизни, например, киргизские женщины, обыкновенно не скрывающие лица от мужчин, начинают носить чадру» [3].

Талантливый исследователь жизни казахов степных округов М.И. Красовский писал: «При входе в юрту знакомого человека, девушки наклоняют голову и разговаривают; от незнакомого же должны, по внушению родителей, воспитанных в правилах магометанского закона, спрятаться за занавеску или выбежать в другую юрту; однако это не везде выполняется» [4, с.130]. Действительно, у казахов не было затворничества женщин, они не закрывали лицо покрывалом, юноши и девушки пользовались значительной свободой общения.

Вместе с исламом татарские муллы нередко приносили с собой и антирусские настрое­ния, что беспокоило администрацию. «Татарские жители относятся к русским вообще недружелюбно, видимо стараются не иметь с ними ничего общего и детей своих русскому языку не учат. С другой стороны они сочувственно относятся к киргизам, как будто бы, к своим одноверцам, но главное, потому что все их благосостояние происходит от торговли с киргизами» [2, л.7 об.-8]. А.Е. Алекторов считал, что только под влиянием татар и могла сложиться у казахов пословица: «Орыспенен жолдас болсан, жанында балтаң болсын» [1, с.66-67]. Для воспрепятствования распространению подобной пропаганды царские чиновники воспрещали татарам духовного звания выезд из оседлых пунктов в казахские волости и не дозволяли казахам приглашать татар учителями для своих детей [2, л.5 об.-6].

Качество приезжих мулл, а также политика утверждения мулл из среды самих казахов, проводимая Россией с конца 60-х гг. XIX в., привели к увеличению казахского духовенства. К концу века это стало заметным явлением. А.Н. Седельников отмечал, что прежде духовное сословие составляли хаджи и муллы. Позже духовными руководителями (муллами) были малограмотные беглые казанские татары, спасавшиеся в степях от солдатчины. В конце XIX – начале XX вв. казахи имели мулл из своей среды. Для подготовки их существовали медресе (школы при мечетях в Петропавловске и Семипалатинске), где получали первоначальное образование; затем для пополнения образования ездили в ученые центры мусульманства – Бухару, Хиву, Ташкент, Самарканд [5, с.220].

Статистические материалы показывают примерное количество мулл, обеспечивающие духовные нужды мусульманского населения Северного Казахстана. Так в г. Петропавловске в 1913 г. проживало 58 мулл, в Петропавловском уезде - 37 мулл,  а в 1914 г. - 63 и 22 соответственно [6].

В середине XIX в. культовых сооружений - мечетей в Северном Казахстане было невелико. С конца XVIII в. они стали появляться в приграничных с Россией районах, построенные по указу правительства на средства казны. Их было очень мало, и казахи не ходили в эти мечети, что российская администрация объясняла дикостью кочевников [7, с.35]. И в 70-е гг. XIX в. поднимался вопрос об устройстве в Северном Казахстане помещений для волостных правлений, мечетей и школ [8], но в связи с усилением миссионерско-колонизационной политики строительство мечетей на средства казны окончательно приостановилось.

Характерной особенностью является то, что в конце XIX в. строительство мечетей в Северном Казахстане в подавляющем большинстве случаев, было связано с благотворительной и инициативной деятельностью татарского духовенства. Так, из рапорта полицмейстера Петропавловска от 1891 г. узнаем, что в городе было 6 татарских мечетей, где на каждую приходилось 600 и более прихожан; содержались за счет обществ и зажиточных татар и ими же в основном строились. Все мечети в городе были каменными, ценностью от 3 до 10 тысяч рублей [9].

Первая каменная мечеть была построена с соизволения императрицы Екатерины II в 1795 г. Шестая мечеть построена купцом Янгуразовым Валитом и его сыном в 1882 г. Кроме подгорной мечети, остальные пять каменных мечетей были построены в татарской слободке, из них одна – на мусульманском кладбище в центре города. К концу XIX в. в Петропавловске сохранилось пять зданий каменных мечетей из шести и ни одной из трех деревянных мечетей, функционировавших в начале века [10, с.40].

Таблица 1. Мечети г.Петропавловска [11]

№ п\п

Мечети

(каменные)

Год постройки

Члены правления на начало XX в.

1

2

3

4

1

Мечеть № 1

1870

Ахметов Хисматулла, Насибуллин Галиакбар, Давлетгильдиев Мурз (так в документе), Юнусов Шакир, Усманов Хасан, Янгуразов Галиакбар.

2

Мечеть № 2

1795

Манасыпов Гариф, Максютов Галим, Мухаметшин Мубаракша, Шайхульмуратов Гайнутдин, Сагитов Гариф, Ибрагимов Газиз.

3

Мечеть № 3

1868

Сутюшев Саид, Измайлов Мустафа, Хайбулин Муртаза, Рамкулов Абдрахман, Валеев Закир, Манапов Саид.

4

Мечеть № 4

1868

Файзеев Размахмет, Гиматутдинов Шайфутдин, Гадильшин Сабир, Садырбаев Газиз, Тактаров Абдулла, Зайнулин Ярулла.

5

Мечеть № 5

1852

Сулейманов Галей, Исмуагзамов Мухаметнур, Сабитов Хусаин, Мухамадеев Галим, Яушев Абдулла, Мунасипов Низамутдин.

6

Мечеть № 6

1882

Зарифов Багаутдин, Агишев Хаким, Тастемиров Акия, Мамлеев Касым, Джумабаев Бикмухамет, Джалелтин Газиз.

С деятельностью татарских мулл связано создание в Северном Казахстане первых общеобразовательных учебных заведений. В изучаемом регионе начальные учебные заведения со штатными мусульманскими учителями появляются только в XIXв. Мусульманское образование было представлено мектебами и медресе. Из года в год росло число учебных заведений. К 1872 г. в Петропавловске было 7 мусульманских школ, в том числе 4 мужские и 3 женские. В 1915 г. при пяти соборных мечетях Петропавловска имелись мужские мектебы и медресе, с численностью учащихся – 525 человек, из них казахов – 35 мальчиков, при 2-й соборной мечети действовало начальное учебное заведение для девочек (53 чел.) [12]. В архивном документе преподаватели и учащиеся в школах при 1,3,4,6 соборных мечетях были показаны общим количеством, потому что мектебы и медресе представляли собой одну школу из старших и младших классов и обслуживались одними и теми же преподавателями. В примечании говорилось, что в мусульманских школах свидетельство об окончании курса не выдавалось и курс обучения в них не заканчивался, поэтому и сведений о числе лиц окончивших курс не было представлено. Кроме того, полицмейстер г. Петропавловска М.Медведев доносил статистическому комитету, что в 1915 г. вновь мусульманских школ не открывалось, а наоборот при пятой соборной мечети были закрыты медресе и мектеб [12, л.8-10].

Таблица 2. Сведения о численности учебных заведений, преподавателях и учащихся, а также о размерах содержания их в год по г. Петропавловску [12]

№ п/

п

Наименование учебных заведений

Уча-щих

(т.е. препо-давате-лей)

Число учащихся и распределение их:

Сред-ство содержания – на средс-тва общества (в руб.)

По веро-испо-веда-ниям

По сословиям

м.

ж.

маго-метанского

дворян

дух.звания

почетных граждан

мещан

крестьян

киргиз

итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

Медресе и мектеб при 1-й соборной мечети

2

-

100

5

5

5

55

20

10

100

700

2

Мектеб женское при 2-й соборной мечети

-

3

53

-

3

3

29

18

-

53

300

3

Мектеб мужское при той же мечети

2

-

75

-

1

-

57

17

-

75

723

4

Мектеб и медресе при 3-й соборной мечети

3

-

100

-

5

-

55

30

10

100

900

5

Мектеб и медресе при 4-й соборной мечети

3

-

170

5

5

10

70

80

-

170

600

6

Мектеб и медресе при 6-й соборной мечети

1

-

80

-

10

5

30

20

15

80

300

Революционные события 1905 г. и демократизация политического режима способствовали возникновению в жизни национального населения нового субъекта – общественной инициативы. В общественной жизни народов наблюдается желание к объединению. Инициаторами создания мусульманских обществ в Казахстане выступали татары, целью которых было развитие образования и культуры. 25 июня 1908 г. в г. Петропавловске было зарегистрировано мусульманское общество для содержания мусульманской библиотеки-читальни, обеспечивающей нужды не только городского, но и населения всего уезда. Организаторами общественного объединения были татарские купцы и меценаты Х.А. Акчурин, Г.Р. Тюменев и М.К. Шамсутдинов. Ответственным лицом «по заведыванию библиотекой-читальней установленных правил и правительственных распоряжений был избран Мир Якуп Дулатов» [13].

Рост популярности ислама не могли не повлиять на численный состав мусульман. По итогам переписи 1897 г. абсолютное большинство казахов были мусульманами, в процентном соотношении их удельный вес среди мусульман был самым высоким. Далее по удельному весу следовали татары и узбеки. Отметим, что к числу магометан относились помимо тюркских, представители других национальностей, которые в переписи выделялись по принадлежности к языку. Ислам исповедали в указанных областях небольшое количество русских. При этом наибольшее их число было зафиксировано в Акмолинской области – 139 человек [14].

Действительно, было множество случаев, когда переселенческие семьи настолько тесно входили в контакт с местным населением, что забывали свои обычаи, язык, религиозные обряды. Для иллюстрации интересно будет ознакомиться с отчетом Военного губернатора Акмолинской области за 1894 г., в котором отмечается, что местное русское население, окруженное инородцами, нуждается более чем население Европейской России в умножении числа церквей и школ. «Киргизы по своему невежеству и апатичному отношению к делам веры, - докладывал Военный губернатор, - активного вредного влияния на соседнее православное население не имеют, но последние, будучи удалены в большинстве случаев на 30, 40 и даже на 60 и на 100 верст от своих храмов, совершенно отвыкают от исполнения правил и предписаний православной церкви, нравственно грубеют и пассивно перенимают нравы и обычаи мусульман-инородцев» [15].

В архивных фондах можно встретить много заявлений, прошений о переходе из православия в мусульманство. Приведем пример, имеющий место в г. Петропавловске. Прошение о смене вероисповедания поступило от Марии Архиповой, которая долгое время жила среди мусульман, оказавшие ей помощь в трудную минуту. После смерти близких, матери, затем отца «…я осталась одна, без средств к существованию, - пишет Мария в заявлении, - крайне нуждающаяся не только в материальной, но и духовной поддержке – я ныне совершенно сознательно пришла к непреклонному желанию принять магометанство» [16].

Таким образом, из всего сказанного подведем следующие итоги:

Во-первых, главной особенностью, на наш взгляд, будет являться то, что ислам распространялся в Казахстане неравномерно, и сила его влияния на традиционный образ жизни казахов была далеко не одинаковой в разных районах Казахстана. В период со второй половины XIX – начала XX вв. в Северном Казахстане происходит бурный процесс становления институтов ислама: увеличивается количество мулл, особенно из своей среды, строятся мечети, открываются мектебы и медресе. Все это было связано с процессом развития казахской этнической, отсюда и религиозной идентичности.

Во-вторых, данному процессу содействовали различные факторы и одна из них - изменчивая политика царского правительства по отношению к исламу в Казахстане. До середины XIX в. производилось насаждение ислама через российские государственные институты, после чего ее сменила доктрина «сдерживания» ислама.

Следующей особенностью и фактором распространения ислама является активная деятельность мулл, особенно татарских, с которыми связано и развитие мусульманского образования, и строительство мечетей и молитвенных домов, и соответственно, более основательное приобщение казахов к исламу.

Литература:

1.  Алекторов А.Е. Из истории развития образования среди киргизов Акмолинской и Семипалатинской областей / Религиозные верования и обряды казахов. 2-е изд. доп. Том 46. - Астана: Алтын кітап, 2007. – 322 с.

2.  Центральный государственный архив Республики Казахстан (далее - ЦГА РК) Ф.15. - Оп.2. - Д.52. - Л.7 об.

3.  Государственный архив Северо-Казахстанской области Ф.158. - Оп.1. - Д.61. - Л.3.

4.  Красовский М.И. Образ жизни казахов степных округов. 2-е изд., доп. Том 12. - Астана: Алтын кітап, 2007. – 287 с.

5.  Киргизский край. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т.18. Репринтное издание. - Уральск, 2006. – 496 с.

6.  Обзор Акмолинской области за 1913 г. - Омск, 1914 г. - Ведомость №2; Обзор Акмолинской области за 1914 г. - Омск, 1915 г. - Ведомость №1.

7.  Румянцев П.П. Киргизский народ в прошлом и настоящем. - СПб., 1910. – 66 с.

8.  ЦГА РК Ф.25. – Оп.1. – Д.322. – Л.15-16.

9.  ЦГА РК Ф.64. - Оп.1. - Д.5089. - Л.15.

10.  Тынчаров Р. Мечети Петропавловска / Петропавловск. Сборник статей: Северный Казахстан, 2004. – 201 с.

11.  Государственный архив Омской области (далее - ГАОО) Ф.1617. – Оп.1. – Д.16. – Л.19-20; Тынчаров Р. Мечети Петропавловска / Петропавловск. Сборник статей: Северный Казахстан, 2004. – С.41-43.

12.  ЦГА РК Ф.393. - Оп.1. - Д.137. - Л.9 об.-10.

13.  ЦГА РК Ф.369. - Оп.1. - Д.2819. - Л.1-10, 34-38; Акмолинские областные ведомости. – 1908. – 2 июля (№27). – С.3.

14.  Первая Всеобщая перепись населения 1897 г. Т.1. Таблица VI. Распределение населения по сословным группам и месту рождения. - СПб., 1905. - С.84-112.

15.  ГАОО Ф.16. - Оп.1. - Д.45. - Л.12 об.-13.

16.  ЦГА РК Ф.369. - Оп.1. - Д.2843. - Л.37.

References

1.  Alektorov А.Е. IzistoriirazvitiyaobrazovaniyasredykirgizovAkmolinskojiSemipalatinskojoblastey/ Religioznieverovaniyaiobriyadikazhahov. 2-eizd., dop. Tom 46. – Astana: Altinktap, 2007. – 322 c.

2.  TcGA RK F.15. - Op.2. - D.52. - L.7 об.

3.  GASKOF.158. - Op.1. - D.61. - L.3.

4.  Krasovsky М.I. Оbrazzhiznikazhahovstepnihokrugov. 2-е izd., dop. Тоm 12. - Astana: Altinktap, 2007. – 287 с.

5.  Kyrgyzskijkraj. Rossiya. Polnoe geograficheskoe opisanie nashego otechestva. Т.18. Reprintnoe izdanie. - Uralsk, 2006. – 496 с.

6.  ОbzorAkmolinskojoblastyza1913 g. - Оmsк, 1914 g. - Vedomostj №2; ОbzorAkmolinskojoblastyza1914 g. - Оmsк, 1915 g. - Vedomostj №1.

7.  Rumyantsev P.P. Кirgizsкij narod v proshlom I nastoyachem. - SPb., 1910. – 66 с.

8.  TcGA RK F.25. – Op.1. – D.322. – L.15-16.

9.  TcGA RK F.64. - Op.1. - D.5089. - L.15.

10.  Tyncharov R. Меchety Petropavlovska / Petropavlovsk. Sbornik statej: Severnij Kazhakstan, 2004. – 201 с.

11.  GAOO F.1617. – Op.1. – D.16. – L.19-20; Tyncharov R. Меchety Petropavlovska / Petropavlovsk. Sbornik statej: Severnij Kazhakstan, 2004. – С.41-43.

12.  TcGA RK F.393. - Op.1. - D.137. - L.9 об.-10.

13.  TcGA RK F.369. - Op.1. - D.2819. - L.1-10, 34-38; Акmоlinskie oblastnie vedomosty. – 1908. – 2 iujla (№27). – С.3.

14.  Pervaya Vseobchaya perepic naseleniya 1897 g. Т.1. Таblica VI. Raspredelenie naseleniya po soslovnim gruppam i mestu rozhdeniya. - SPb., 1905. - С.84-112.

15.  GAOOF.16. - Op.1. - D.45. - L.12 об.-13.

16.  TcGA RK F.369. - Op.1. - D.2843. - L.37.

Нұрбаев Ж.Е.

«КазГЮУ Университеті» АҚ Қазақстан тарихы және жалпы білім беру кафедрасының аға оқытушысы, т.ғ.к.

СОЛТҮСТІК ҚАЗАҚСТАНДА ИСЛАМ ИНСТИТУТТАРЫНЫҢ ҚАЛЫПТАСУ БАСТАМАСЫ (АҚМОЛА ОБЛЫСЫ ПЕТРОПАВЛ УЕЗІНІҢ МАТЕРИАЛДАР НЕГІЗІНДЕ)

Түйін:

Мақалада ХІХ екінші жартысы мен ХХ ғ. басындағы Солтүстік Қазақстанда исламның таралуы жайында айтылады. Бұл кезеңде, қазіргі Солтүстік Қазақстан облысының территориясында ең бірінші ислам институттары, олардың қалыптасу себептері мен факторлары қаралады: молла қызметтері (жергілікті қазақ және татар), мұсылман қауымы, мешіт құрылыстары, шіркеу үйлері мен діни оқу орындары жайлы статистикалық мәліметтер беріледі. Кейбір православиелік тұрғындарының мұсылман сеніміне өтуінің себептері мен мысалдары келтіріледі.

Түйін сөздер: ислам, Солтүстік Қазақстан, Петропавл уезі, молдалар, дін иелері, мусылмандық қоғам, мешіт, мектеп, медресе.

Nurbayev Zh.E.

Senior lecturer of Department of Kazakhstan history and General subjects of theJSC “University KazGUU”, Candidate of Historical Sciences

THE ORIGINS OF THE INSTITUTIONS OF ISLAM IN NORTH KAZAKHSTAN (ON THE MATERIALS
PETROPAVLOVSK DISTRICT OF THE AKMOLA REGION)

Summary

The article highlights the history of the spread of Islam in Northern Kazakhstan in the second half of XIX - early XX centuries. This is the period when the territory of modern North-Kazakhstan region there are the first institutions of Islam, considered the causes and factors of their formation: the activities of the mullahs (local Kazakh and Tatar), Muslim societies, the construction of mosques, houses of worship and religious schools, are the statistics on them. The article identifies the causes and gives examples of some of the Orthodox inhabitants of the transition to Islam.
Keywords: Islam, North Kazakhstan, Petropavlovsk district, mullahs, clerics, the Muslim community, mosques, maktabs, madrasas.

Нет комментариев

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Просмотров: 2919

Нет рецензий

Скачать файлы

Статья Нурбаева Ж.Е. (2).doc 0.11 MB

Категория

Междисциплинарные исследования Методологические труды Макро- и Микроистория История Отечества. Новые методы исследования Исследования молодых ученых Рецензия. Отзыв

Статьи по теме

ӘОЖ 94 (5) ОРТАҒАСЫРЛЫҚ ТҮРКІ ХАЛЫҚТАРЫНЫҢ ИСЛАМ ӨРКЕНИЕТІНДЕГІ ОРНЫ ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ ИСЛАМА В СЕВЕРНОМ КАЗАХСТАНЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ПЕТРОПАВЛОВСКОГО УЕЗДА АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ) ӘӨЖ 94 (574) Жаһандану үдерісіндегі халықтар бірлігін нығайтудағы түркі əлемінің рухани жəне мәдени тарих мұралары 94(574).02/.08 ҚАЗАҚСТАНДАҒЫ ЖӘДИДТІК ҚОЗҒАЛЫСТЫҢ ТАРИХНАМАСЫ ӘОЖ 39(574)(092) Нығмет Мыңжани - этнограф УДК 94(574) Социальные сети в информационно-коммуникационном пространстве Казахстана 94 (574:571) Изменение административных институтов на территории Казахстана в контексте законодательства Российской империи УДК 2-472(574) К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ В МУСУЛЬМАНСКИХ ШКОЛАХ КАЗАХСТАНА ON THE CURRENT RELIGIOUS RELATIONS IN CENTRAL ASIA STATES ӘӨЖ 93/94 392.34/34.096 ҚАЗАҚТЫҢ ДӘСТҮРЛІ ҚҰҚЫҚ МӘДЕНИЕТІ МЕН ҰЛТТЫҚ ТӘЛІМ-ТӘРБИЕСІНІҢ ТАРИХИ БАСТАУЛАРЫ 341.1 POTENTIALS OF THE ORGANIZATION OF THE ISLAMIC COOPERATION (OIC) TO CONFLICT RESOLUTION

Статьи автора

ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ ИСЛАМА В СЕВЕРНОМ КАЗАХСТАНЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ПЕТРОПАВЛОВСКОГО УЕЗДА АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ) ИЗ ИСТОРИИ МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕВЕРНОМ КАЗАХСТАНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.