Главная » Материалы

Материалы

Г.А. Шотанова¹, Е.М. Ужкенов², А.А. Ермекбаев3. ¹К.и.н., ВНС. ²К.и.н., ВНС. 3Доктор PhD, КазНУ им. аль-Фараби.
МРНТИ. 03.20.00; 03.01.21 МАТЕРИАЛЫ ПЕТРОВСКОГО ОБЩЕСТВА О РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БУКЕЕВСКОЙ

Аннотация. В фондах государственного астраханского архива содержатся не только материалы и статистические сведения о социальном, экономическом развитии Астраханской губернии и его окрестности, но и документы, которые относятся к развитию и становлению народного образования казахов в Букеевской орде. Разбирая фонд астраханского архива, мы обратили внимание на то, что в истории Казахстана немало вопросов, которые по различным причинам оставались малоизученными. Например, одним из вопросов, которое требует тщательного изучения – это развитие народного образования на отдельных регионах территории Казахстана. Становление светского образования в Казахстане связано, прежде всего, с присоединением Казахстана к России, торгово-политическими факторами, созданием городских центров, реформой начальных и средних учебных заведений, русской демократической и западноевропейской мыслью. Большой вклад в изучение Букеевской орды внесли исследователи Петровского общества исследователей Астраханского края. Копилку исследований петровцев дополнял и сам Джангир хан, который активно сотрудничал с ними в период своего правления.

З.Т. Садвокасова¹. ¹Д.и.н., ГНС. Институт истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова. Казахстан, г. Алматы
МРНТИ 03.20.00 ИСТОРИОГРАФИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ АДЫГЕЙЦЕВ

Аннотация. С 2017 года сотрудники Института истории и этнологии им.Ч. Валиханова участвуют в создании электронной Интерактивной исторической карты Казахстана. В разделе «Народ Казахстана» дана информация об этносах, проживающих на территории республики. Научная статья посвящена представителям адыгейского народа. В ней предлагаются вниманию труды по духовной жизни адыгейцев. Прежде чем перейти к освещению проблемы в статье дается краткая история появления адыгейцев в Казахстане. В силу того, что народ был искусственно разделен на этнические группы кабардинцев и черкесов, то в статье использован материал и по их представителям. Работы написаны советскими и современными учеными. Было обращено внимание не только на труды историков, но и на исследования искусствоведов, филологов и других специалистов, занимающихся изучением традиций, обычаев, музыки, танцев адыгейцев. В статье выделяется сходство некоторых элементов их духовной культуры с казахскими. Однако в трудах авторы ограничиваются лишь рамками своего этноса, не пытаясь найти общие черты с представителями других народов. Изменения в жизни адыгейцев в период строительства социализма привели к тому, что многие национальные черты духовной культуры были потеряны. Ключевые слова: адыги, черкесы, кабардинцы, музыка, традиции, обычаи, танцы, песни. Статья подготовлена в рамках выполнения госзадания «Аналитическое исследование, актуализация и информационная поддержка «Интерактивной научной исторической карты» по разделу «Народ Казахстана» согласно договору №140 от 25.08.2020 г.

А.К. Избаиров¹, Е.М. Ужкенов², Г.А. Шотанова3. ¹Д.и.н., ГНС. ²К.и.н., ВНС. 3К.и.н., ВНС. Институт истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова.
МРНТИ 03.20.00 ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ ПРИВЕДЕНИЯ КАЗАХОВ В РОССИЙСКОЕ ПОДДАНСТВО

Аннотация. В статье анализируется основные предпосылки и причины приведения казахов в Российское подданство. Автор выделяет воздействие на этот процесс внешних и внутренних факторов. Автор приходит к выводу что, если главным субъектом колонизации является Российская империя, то как раз-таки ее внешнеполитические интересы выступают в качестве решающего внешнего фактора в процессе приведения казахов в Российское подданство. И в этом процессе автор особе внимание обращает на выявление идеологических основ колониальной политики. Так для своего идеологического обоснования имперских притязаний Российские колониальные власти четко сумели использовать цепочку многозначных бинарных оппозиций: наследие традиции «Византия – ненавистные тюрки»; «правопреемница Орды в форме политического господства – законное подчинение бывших ордынских ханств новому центру»; «православие – мусульманство»; «Россия – Азия / Азиатская Россия». Это согласно «имперской логике» Российской империи стало в иноэтничных окраинах новыми идеологическими конструктами присутствия. Постепенно идеологи внедряют в политическую систему новые понятия: «русский мир как основа цивилизационного и прогрессивного продвижения среди варваров-кочевников», «собиратель исконных земель» и пр.

Е.К. Ауэзов¹, А.Ж. Сыдыков², И.В. Крупко3. Центр сближения культур под эгидой ЮНЕСКО при Министерстве культуры и спорта РК.
МРНТИ 03.20.00 К ВОПРОСУ О ПРИНЯТИИ ИСЛАМСКОЙ РЕЛИГИИ НАСЕЛЕНИЕМ ЮГО-ВОСТОЧНОГО КАЗАХСТАНА

Аннотация. Распространена точка зрения, что ислам в Жетысу стал широко распространяться в ХІV–ХV вв. Это произошло, когда суннизм ханафитского толка официально признанный правящими домами Джучи и Чагатая. Важную роль в этом сыграли суфийские проповедники. Исключительная заслуга в этом у суфийского ордена Яссавийа. Как результат проповеднической деятельности суфиеев в ХVІ–ХVІІ вв в Жетысу сложилась уникальная синкретическая культура, вобравшая в себе ислам и домусульманские традиции местного населения называемые «народным исламом». Она отвечала объективным социальным и этническим процессам, происходившим в казахском обществе. В исторической памяти современного казахстанского общества религиозная идентичность связывается, в первую очередь, именно с исламом, выполняя этнодифференцирующую функцию, несмотря на то, что религии откровения («религии книги», авраамические религии) принципиально отличаются от традиционных открытостью к своим потенциальным адептам из любой этнической группы. Чаще всего в широких массах ислам фигурирует как неотъемлимая часть культурного, символического, а иногда и политического капитала, являясь важным элементом этнонациональной идентичности. Истоки этого лежат в исследуемом в рамках настоящей статьи, процессе.

Г.П. Опабекова¹. ¹Кіші ғылыми қызметкер, Р.Б. Сулейменов атындағы Шығыстану институты, Қазақстан, Алматы қ.
ҒТАМР 17.71.01 X-XII ҒАСЫРЛАРДАҒЫ РУХАНИ ЖӘНЕ ӘДЕБИ МҰРАЛАР ЖӘНЕ ОЛАРДЫҢ ҚАЗІРГІ КЕЗДЕГІ МАҢЫЗЫ

Аңдатпа. Еліміздің сан ғасырлық тарихында өзіндік орны бар кезеңге орта ғасырлық түркілік мәдениетті жатқызамыз. Зерттеушілердің пікірінше халқымыздың даналығын білдіретін ірі тарихи тұлғаларды зерделеу қазіргі ұрпақтың, гуманитарлық ғылымдардың қасиетті парыздарының қатарына жатады деген сенімде. Осы тұрғыдан алғанда ғасырлар қатпарларындағы жасырынған рухани мұралар көптеп саналады. Түркілік дәуірдің ірі тұлғалары Ахмед Ясауи мен Ахмед Йүгнекиді солардың қатарына жатқызуға болады. Мақаламызда осы екі ғұламалардың мұраларындағы рухани құндылықтарды, дүниетанымдық көзқарастарын және олардың болашаққа беретін тәрбиелік мәні тұрғысында қарастырамыз. Ислам мәдениеті өзінің таралуы кезеңінде, әртүрлі дүниетанымдық қабаттардағы халықтардың құндылықтары арқылы біртұтас ислам өркениеті ретінде қуатты даму және жаңғыру сатысына көтерілді. Өзіндік ерекшеліктерге ие дәстүрлі түркілік дүниетаным әмбебаптық ислам өркениетінің қалыптасуының құралы ретінде қалып қоймай, ислам діні негізінде жаңаша түлеп, рухани бірлік деңгейінде өзіндік түрік-ислам мәдениеті мен өркениеті көкжиегінде көтеріле білді. Түрік-ислам мәдениеті мен өркениеті X-XII ғасырларда Қарахан мемлекеті кезіндегі түрік тілінде жазылған еңбектер арқылы өз болмысын таныта бастады. Түркі әлемінің орта ғасырлардағы ойшылдары қатарында Ахмед Ясауи мен Ахмед Йүгнекидің өзіндік ерекше орындары бар. XII ғасырда Қарахан мемлекетінің саяси-қоғамдық философиясының моральдық-адамгершілік қағидаларын, түркі тілінің байлығын, әдет-ғұрыптарын поэтикалық түрде дамытқан ғұлама-ақындар.