Басты бет » Материалдар » ҒТАМР 03.20 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ И ЗВУКОЗАПИСЕЙ КАЗССР (1943 - 1991-Е ГОДЫ) (К 75-лети

Сексенбаева Г.А., КазНУ им. аль-Фараби, д.и.н., доцент Казахстан, г. Алматы

ҒТАМР 03.20 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ И ЗВУКОЗАПИСЕЙ КАЗССР (1943 - 1991-Е ГОДЫ) (К 75-лети

«edu.e-history.kz» электрондық ғылыми журналы № 3(15) 2018

Тегтер: фотодокумент, кинодокумент, использование, хранение, комплектование, архив, слова:, Ключевые, фонодокумент, аудовизуальный, документ.
Аңдатпа:
Кинофотофонодокументы, входящие в состав Национального архивного фонда, являются одним из специфических исторических источников, с помощью которого наглядно и образно представить события и факты реальной действительности. Будучи историческим источником, они выступают в качестве одного из важнейших средств массовой информации и широко используются в различных сферах общества. Именно в аудиовизуальных документах достаточно четко прослеживается соотношение «официального» и «неофициального» видения истории, трактовки определенных событий, явлений, фактов. В связи с огромной значимостью аудиовизуальных материалов как источников познания возникает актуальная и перспективная проблема организации их хранения. Эта проблема достаточно многоаспектная и включает в себя множество самостоятельных тем. Среди них особую значимость приобретают организационные вопросы комплектования, условия их хранения, использования, от разрешения которых зависит создание полноценной базы документальных источников и разработка теоретических и прикладных исследований в этой области. В статье рассмотрены эти важнейшие проблемы и их решение в различные периоды времени. Ключевые слова: архив, комплектование, хранение, использование, кинодокумент, фотодокумент, фонодокумент, аудовизуальный документ.
Мазмұны:

Введение

В современном обществе, где создается значительное количество аудиовизуальных материалов, они выполняют целый ряд взаимосвязанных функции информационно-пропагандистского, социального, познавательного, эстетического характера.

Сегодня трудно переоценить роль аудиовизуальных материалов в духовной жизни общества, его идеологическое и нравственно-эстетическое воздействие на массовую аудиторию.

Аудиовизуальные материалы, образующиеся в процессе деятельности общества и отдельных лиц, занимают все большее место в общем объеме архивных документов. Фиксирование информации посредством фотодокументирования, аудио и видеозаписи стало неотъемлемой частью деятельности органов государственной власти и управления, общественных организаций, физических лиц и др. Несомненно, аудиовизуальные материалы по своей научной и практической ценности не уступают документам на бумажной основе.  Аудиовизуальные источники обладают своим собственным языком, своей особой системой передачи социальной информации, уникальными возможностями в образном отражении действительности.

Эти специфические свойства и качества аудиовизуальных материалов были взяты на вооружение советской властью, как только они пришли к власти. С установлением советской власти в Казахстане, кинохронике, как освещающей регулярно и оперативно планы властей и их реализацию, придаётся первостепенное значение. Советская власть отмечала первостепенную важность кино в системе искусств как средства агитации среди населения. По мнению новой власти, в распространении большевистской  идеологии среди малограмотного населения Средней Азии и Казахстана,  большую роль сыграет потенциал кино. Оно рассматривалось властями как мощный инструмент идеологического воздействия на массы.

Установки коммунистической партии и советского правительства о просвещении культурно-отсталых нацменьшинств и вовлечения его в социалистическое строительство с помощью агитационного кино осуществлялись при помощи выпуска кинохроники «Советский Казахстан». Понимание значения и ценности информации на новых носителях актуализируют проблемы их безопасного и бережного хранения. В соответствии с декретом СНК РСФСР «О передаче Центральному архиву РСФСР негативов фотоснимков и кинофильмов, имеющих историко-революционный интерес» от 4 февраля 1926 года все произведенные хроникально-документальные съемки объявлялись собственностью государства и подлежали передаче в государственное хранилище [Основные декреты и постановления…, 1983:24]. В 30-40-е годы специализированные архивы организуются практически во всех советских республиках. В Казахстане подобный архив был создан в 1943 году. Положение об архивном управлении РСФСР 1929 года включил кинофотофонодокументы в состав Государственного архивного фонда (ГАФ) страны. В нем также были предусмотрены важнейшие моменты для того времени и весьма актуальные в наши дни, связанные с государственным учетом этих документов, применительно к деятельности как государственных учреждений, так и частных лиц, а также с организацией работы по комплектованию ими специализированных архивов.

Актуализация проблемы связывается с отсутствием в казахстанском архивоведении исследований в области изучения истории и организации архивного дела, архивов. Национальный опыт изучения данной проблемы сводится к фрагментарным сведениям за определенный отрезок времени.

Обобщение и осмысление данной проблематики привело к выводу об ограничении этих публикации отдельными аспектами архивной практики. Круг проблем касательно интересующего нас аудиовизуального архива также не выходил за рамки методики архивоведческой работы с ними [Сеитова А.Ф., 1997:11-16; 1999:28-35; 2002:63-66]. Между тем, в современном историческом пространстве содержательная ценность источников аудиовизуального происхождения остается практически нереализованной, несмотря на признание его как мощного информационного средства и информационного продукта.

Организация архива и его идеология

Проведение архивной реформы в республике и реализация её задач началась после издания декрета новой власти «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР» от 1 июня 1918 года [Основные декреты и постановления…,1983:32]. Несомненным позитивом явилось создание в 1921 году общеказахстанского хранилища документов – Центрального краевого архива, который начал целевую работу по концентрации документальных источников по истории нашей страны [Архивное строительство в Казахской ССР…, 1980:41]. 

Интенсивный сбор фотодокументов (первоначально) в Казахстане начинается после выхода постановления ЦИК и СНК КАССР от 8 сентября 1928 года «О сдаче Казахскому  Центральному архиву печатных и иллюстративных материалов, негативов фотоснимков и кинофильмов, имеющих историко-революционный интерес, а также архивов бывших  ханов, султанов, активных деятелей и сторонников бывшего правительства Алаш-Орды и других  архивных материалов» [Архивное строительство в Казахской ССР …, 1980. – c. 61].

 В документе предусматривалось сдача всеми учреждениями, предприятиями, организациями и частными лицами негативов кинофотодокументов, отражающие социально-политические явления и имеющие историко-информационный интерес. После выхода постановления в течение 1928-1929 годов в Центральный архив, где был предусмотрен подотдел подобных документов, поступило около 300 позитивов  фотографии [Центральный государственный архив КазССР (далее ЦГА КазССР), ф.544, оп. 1, д. 282,  л. 15.6].

Согласно «Положению о Центральном архивном управлении КАССР»  от 2 декабря 1930 года негативы (в случае утраты  – заменяющие их позитивы) фотоснимков и кинофильмы за дореволюционный и советские периоды вошли в состав Государственного архивного фонда РСФСР [Архивное строительство в Казахской ССР …, 1980:73].

Первоначально комплектованием и консервацией этих документов занимался Центральный архив Октябрьской революции КазССР. Однако архиву не удалось в реальных  масштабах осуществить эту деятельность, так как вся архивная сфера в тот период занималась спасением и сбором документов на бумажных носителях.

Постановлением СНК Казахской ССР от 27 января 1943 года в г. Алма-Ате был организован Центральный государственный архив фонофотокинодокументов со штатом в количестве 8 человек [Архивное строительство в Казахской ССР …, 1980:119]. Поводом для создания  архива явилось принятие «Положения  о Государственном архивном фонде СССР и сети государственных архивов СССР» от 29 марта 1941 года [Основные декреты и постановления…,1983:64]. Помимо государственно-политического и идеологического контекста, создание подобного архива было связано с возрастанием интереса общества к истории, отраженного в аудиовизуальных источниках, сохранению и накоплению национального опыта социально-экономической и культурной практики. 

Новый архив имел широкие задачи. Помимо поиска, сбора и консервации кинофотофонодокументов по истории республики, в объем его деятельности входили многоаспектное использование архивных документов. С момента организации архива ведущая роль в его деятельности стала принадлежать политике комплектования, для которого были характерны:

- стремление к получению как можно более полной информации о наличии и степени сохранности аудиовизуальной документации в производящих его учреждениях;

- попытки установить контрольно-наблюдательную систему за ведомственными архивами с наделением их соответствующими функциями;

- разработка и ведение централизованной регистрации и учета архивов, коллекции и других документальных собраний, содержащих аудиовизуальную документацию и имеющую историческую ценность.

Согласно  Положению о нём Центральный республиканский архив являлся научно-исследовательским учреждением и подчинялся Отделу государственных архивов НКВД  КазССР. Архив возглавлял начальник, назначаемый Наркоматом внутренних дел СССР по представлению аналогичной службы союзной республики. На него возлагались общее руководство над административной, финансово-хозяйственной, научно-технической деятельностью архива.

В состав архива  входили кинофотофонодокументы, образовавшиеся в процессе деятельности различных учреждений и частных лиц, действующих на территории республики и имеющие политическую, историческую и культурную ценность. В архиве должны были сосредоточены: негативы и лавандовые копии (промежуточная позитивная копия кинофильма. Промежуточный позитив предназначен для получения дубльнегативов, с которых производится тиражирование фильмокопий)кинофильмов, киножурналов  и других киносъёмок (немых и звуковых); оригиналы оптической и механической звукозаписей на плёнке; оригиналы фонографической, граммофонной и других звуковых записей на дисках и валиках; фото-негативы и позитивы, в том числе не допущенные к публикации или прокату. На архив возлагались профессиональные присущие задачи: комплектование аудиовизуальными документами, их учет, обеспечение сохранности, широкое использование в различных целях.

Организация архива сопровождалась без какой-либо материальной и финансовой поддержки со стороны властей. Архиву, имеющий республиканский (национальный) статус не было выделено  помещение, оборудование, технические средства для нормального функционирования и эти проблемы длительное время остро стояли на повестке дня. Вместо предусмотренных четырёх отделов (фото, кино, фоно и административно-хозяйственные отделы) первоначально функционировал только один – фотоотдел.

Архив остро ощущал и отсутствие нормативно-методических документов, разработка которых было поручено Центральному  государственному фотофонокиноархиву  СССР. Это специализированное архивохранилище общесоюзного масштаба являлся центром, чьи  общие методические принципы и методы по работе с аудиовизуальными документами распространялись и на другие подобные архивы.

С момента организации, архив приступил к разработке целого ряда мер, направленных на накопление, сохранение и использование аудиовизуальных источников. Единственно функционировавший фотоотдел занялся выявлением  наиболее актуальных на тот момент документов – сбором  фотоматериалов  о героях и участниках  Великой Отечественной войны, для хранения которых было выделено место в Алма-Атинском  областном архиве. В кратчайший срок сотрудниками архива (2 человека) удалось собрать материалы о героях войны: Панфилове, Момыш-улы,  Поцелуеве-Снегине, Елокове и др.[ЦГА КазССР, Там же, д. 294,  л., 5]. Одновременно архив занимался выявлением потенциальных источников комплектования, чьи материалы могли иметь ценность для общества. Уже в 1944 году  от республиканских газет «Социалистік  Қазақстан», «Казахстанская правда», КазТАГ, Казахского геологического управления, Казахского государственного университета и др.,  материалам которых угрожала гибель, были приняты фотодокументы в количестве 13273 единиц хранения [ЦГА КФДЗ  КазССР, ф. 1979, оп. 1, д. 4а, л. 1].

В том же году в результате обследования было выявлено 25 учреждений, имеющих кинофотодокументы. Однако, из-за отсутствия практики бережного отношения к документальным материалам, большинство из них находились в хаотичном состоянии. Архивом также были выявлены значительные потери аудиовизуальных источников из-за беспорядочного и несистематизированного текущего хранения этих документов. Чаще всего, принимаемые на государственное хранение документы имели значительные дефекты, поэтому они проходили повторную дополнительную лабораторную обработку (вторичное фиксирование, промывка и т.д.). 

Архив в эти годы занимался не только выявлением источников комплектования, приёмом от них фотодокументов, их научно-технической обработкой, организацией ведомственных фотоархивов. Приоритетным направлением его деятельности был определён сбор документов, относящихся к предшествующему периоду истории нашей страны. Документы стали поступать от частных лиц, областных музеев, которые подвергались дополнительной обработке (изготавливались с них дубль-негативы, так как они чаще поступали в виде позитивов). Архивом также производились репродукционные работы с уникальных картин, портретов, фотографии, текстовых документов. В централизованном порядке должны были храниться и фотоматериалы, накопленные в областных государственных архивах.  Однако республиканскому архиву так и не удалось наладить централизованный учет аудиовизуальных источников, хранящихся в архивах различных уровней, библиотеках, музееях, личных коллекциях.

Несмотря на организационные трудности, архив с момента своей деятельности начинает активное использование собранных материалов. Так, уже в 1943 году для экспозиции Центральному государственному музею КазССР на темы: «Казахстан - фронту», «Казахстанцы на фронтах Отечественной войны» было выдано 40 фотоснимков, освещающих сдачу хлеба, облигации и других ценностей в фонд обороны, вручение переходящего Красного Знамени передовым хозяйствам и др.[Там же, д. 1,  л. 2-3]. 

 Стремление архива как можно полнее охватить специфические исторические источники наталкивалось на отсутствие  должной материальной базы. К 1950 году архив был размещен в полуподвальном помещении в здании Архивного управления МВД КазССР и занимал две комнаты: одну комнату с площадью 7 кв.м. занимала фотолаборатория, вторая – с площадью 21 кв.м. была приспособлена под рабочее место сотрудников (6 человек) архива и хранилище фотодокументов. Водопровод и канализация отсутствовали, помещения обогревались печным отоплением. Постоянной проблемой для фотолаборатории оставалось наличие фотохимикалиев и плёнки [Там же,  д. 25,  л. 3-4].

Тем не менее,  сконцентрированные в архиве к этому времени фото источники обладали определённой репрезентативностью. Наибольшая часть фотодокументов  освещала деятельность  органов власти и управления, другая часть охватывала развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта в республике. Группа  фотодокументов, превалирующая в количественном отношении и объединенная на тему: «Культура в  Советском Казахстане» отражала состояние народного образования, просветительской, научно-исследовательской работ, литературы и искусства, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта и др.

В особую группу были выделены фотоматериалы, освещающие период Великой Отечественной войны.

Постоянная работа по выявлению новых источников комплектования, попытки создания ведомственных фотоархивов, контроль над их деятельностью со стороны архива, урегулирование взаимоотношении с потенциальными создателями фото продукции, в дальнейшем определили поступление большего массива фотодокументов (в подавляющем большинстве относящихся к советскому периоду) в архив по сравнению с другими видами  аудиовизуальных материалов. Из-за плохой и неполной сохранности материалов на постоянное хранение отбирались почти все уцелевшие источники без проведения какой-либо экспертизы ценности документов. В последующем это приводило к дополнительным видам работы и затратам времени по выявлению малоценных и дублетных документов. 

Позитивно на деятельность архива оказало разработка классификатора по фотодокументам, который явился основным методическим пособием при систематизации источников по тематико-отраслевому признаку. Этим были заложены основы для создания системы научного описания и учета документов, подготовки информационно-справочных средств для более активного использования архивных фотоматериалов. Классификатор создавался на основе имеющегося и предполагаемого к поступлению документов по содержанию и постоянно пополнялся новыми подразделами в зависимости от тематических поступлении.

С момента организации архива в сфере его интересов оставался приём на государственное хранение и кинодокументов. Однако из-за отсутствия помещения и специальных оборудований архиву удалось лишь провести обследование состояния хроникально-документальных фильмов в студии Алма-Атинской кинохроники, единственном источнике комплектования, создающей кинодокументы. Выяснилось, что в студии отсутствует элементарный учёт находящихся в хаотическом состоянии кинодокументов, а негативы фильмов после окончания съёмок отправляются в Управление кинофикации СССР [Там же, д. 1,  л. 1]. Большинство негативов, которые должны были передаваться на государственное хранение, имели механические повреждения (царапины на глянце и эмульсии, надколы по перфорации, потертые концы).  

К  1948 году архивом были взяты на учёт: киножурналы в негативе – 307, киножурналы и очерки в позитиве – 385, очерки в негативе – 50, художественные фильмы в негативе – 20 (последние не принимаются в архив) [Там же,  д. 14,  л. 5]. Поскольку у архива не имелись площадей для хранения  кинодокументов, то им было арендовано подвальное помещение площадью 18 кв.м. в самом здании киностудии, которое лишь приблизительно отвечало минимальным требованиям долговременной консервации документов.

О неудовлетворительной деятельности архива в эти годы отмечается в письме Главного архивного управления (ГАУ) МВД СССР Архивному управлению МВД КазССР от 30 декабря 1952 года. В нем, в частности констатировалось, что фотодокументы, хранящиеся в архиве представлены не только в позитивном виде, но и значительная часть их не представляет научно-исторической ценности. Кроме того, у главного архивного органа страны были претензии по поводу низкой материально-технической базы архива. Республиканский архивный орган должен был в кратчайший срок провести обследование учреждений, производящих или создающих кинофотофонодокументы и принимать от них с учетом ценностных качеств документы без прогрессирующих дефектов и повреждений. Актуальной задачей для местного специализированного  архива, ГАУ СССР определил срочное комплектование кинодокументами [Там же,  д. 59,  л. 18]. Эта установка вышестоящего органа зависела, прежде всего, от наличия помещения, которая отвечала бы требуемым стандартам.

 Проблемы строительства специального фильмохранилища были разрешены после неоднократных обращений к Министерствам кинематографии СССР и КазССР в начале 50-х годов, который в последующем арендовался Архивным управлением МВД КазССР для хранения и приёма кинодокументов. Вновь отстроенное хранилище не отвечало предусмотренным требованиям, так как весьма проблематичной оставалось поддержка температурно-влажностного режима, необходимых для пленочных носителей и угроза их порчи и утери оставалось постоянной. Тем не менее, выполняя указания вышестоящих органов, архив в 1953 году впервые принял на хранение 190 ед.хр. киножурналов 14 ед.хр. киноочерков [Там же,  д. 67,  л. 7-8].

Отсутствие нормальных условий хранения влияло в целом на политику комплектования архива  кинодокументами. Несмотря на установку высших архивных учреждений о приёме на государственное хранение всех выпускаемых на республиканский экран полнометражных и короткометражных хроникально-документальных фильмов, киножурналов, съёмок отдельных сюжетов, в том числе и кинодокументов, не законченных по разным причинам и не допущенных к использованию, приём документов носил стихийный и случайный  характер [Архивное строительство в Казахской ССР …, 1980:136]. Сроки передачи кинодокументов в архивохранилище нарушались, и чаще всего попадали туда с изъятыми сюжетами киножурналов, с механическими повреждениями, отсутствующими монтажными листами, разрешительных удостоверений, позитивных копий. Киностудией не были выявлены кинодокументы по истории Казахстана за ранние годы. Многие сюжеты оставались у создателей фильмов, другая  часть, использованная для союзной кинохроники – в  Центре.

Нельзя сказать о полном безразличии и бездействии учреждений, создающих аудиовизуальные материалы, которые наравне с государственным архивом несли ответственность за сохранность уникальных документов по истории существующего общества. Позиция Алма-Атинской киностудии по отношению к ретроспективным документальным источникам определилась  в его приказе от 21 февраля 1956 года, согласно которому в архив кинодокументы должны были сдаваться в полном комплекте, который включал в себя: негатив и позитив изображения, негатив фонограммы, промежуточный позитив, паспорт о техническом состоянии, монтажный лист (покадровое описание кинодокумента) [ЦГА КФДЗ КазССР, ф. 1979, оп. 1, д. 57,  л. 1-3].

К моменту реорганизации центральных государственных архивов Казахстана, в аудиовизуальном хранилище находились 34317 ед.хр. фотодокументов, 689 ед.хр. кинодокументов [ЦГА КазССР, ф. 1145, оп. 1, д.  246,  л. 1-2]. Несмотря на увеличивающее количество фотодокументов, рост их в 50-е годы остается стабильным, так как в ходе экспертизы ценности документов, многие из них подвергались уничтожению как повторяющиеся и малоценные. Наряду со сбором, обработкой, консервацией и использованием аудиовизуальных источников, в этот период ставится и проблема целенаправленной и избирательной сохранности ретроспективной информации.

Штат архива сократился до четырех человек, с которыми постоянно проводились занятия по фото - и киноделу. Архив размещался в двух местах: киноотдел находился в здании Алма-Атинской киностудии и занимал два отсека, а фотоотдел – две комнаты в полуподвальном помещений в здании Архивного управления МВД КазССР. Занимаемые помещения не обеспечивали длительное хранение документов, поскольку в хранилищах не удавалось поддерживать допустимые границы климатических параметров воздуха. Рабочие места сотрудников также были далеки от минимальных санитарно-гигиенических требований.

 Распоряжением Совета Министров Казахской ССР от 12 октября 1957 года  существующие к этому времени  республиканские архивы: Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства КазССР, Центральный государственный исторический архив КазССР, Центральный государственный архив фонофотокинодокументов  КазССР были объединены в единый Центральный государственный архив республики [Архивное строительство в Казахской ССР …, 1980:136].

Архив на службе  у государства

Архив фонофотокинодокументов  вошёл в  состав ЦГА КазССР на правах отдела и, несмотря на утрату самостоятельного  статуса,  в 60-70 годы наблюдается некоторое усиление внимания к аудиовизуальным документам как к историческим источникам. В этот период оформляется теория и методика работы с аудиовизуальной документацией, совершенствуются правовые основы, регулирующие вопросы её сохранения ведомственными архивами и поступления на постоянное хранение в республиканское архивохранилище.

Как и прежде, отдел кинофотофонодокументов занимается проблемами пополнения своего состава и активизацией использования документальных источников. Стремясь расширить состав источников комплектования, отдел проводит совещания с фондообразователями  о значении аудиовизуальных источников и своевременной их сдаче на государственное хранение, налаживает контакты с центральными архивами СССР (ЦГИА СССР, ЦГА  КФД СССР), областными хранилищами с целью передачи документов, относящихся к истории страны. Изготавливаются репродукционные негативы фотодокументов с печатных изданий начала века, через средства массовой информации население извещается  о покупке у него ценных и редких фотодокументов. Стал осуществляться приём на государственное хранение любительских фильмов, завоевавшие призовые места на всесоюзных и республиканских фестивалях и конкурсах.

С 1959 года  в архив на хранение стали поступать фонодокументы на магнитных носителях. Комплектование  архива  этими видами документов столкнулось на обычное  непонимание ценностей  источников со стороны основных  фондообразователей: республиканских радиокомитета и телестудии, которые из-за недостатка магнитофонных лент прибегали к размагничиванию (стиранию)  использованных лент, содержащих  ценные и уникальные звукозаписи. Архив в свою очередь  не мог осуществить перезапись  документов и создать страховой фонд, требующих финансовые затраты.

Объединение архивов не разрешило многочисленный  круг проблем, и, прежде всего материально-технического плана. Элементарное  отсутствие картотечных шкафов для размещения фотодокументов, плёнок для контратипирования кинодокументов с исчезающим изображением, нарушение технологии хранения документов оставались постоянными проблемами. 

 6 января 1964 года  правительством республики принимается очередной документ «О дальнейшем улучшении архивного дела в Казахской ССР» [Архивное строительство в Казахской ССР…,1980:179]. В правительственном акте, наряду с другими видами документов, впервые обращалось внимание на аудиовизуальные источники. Констатируя низкий уровень  архивной сферы страны, Совет  Министров республики предусматривает ряд мер для его улучшения (в духе времени: обязать, обеспечить, закончить и т.д.),  в том числе и ускорение строительства здания  для  центрального  архивохранилища.

Вряд ли возможно было осуществить  предусмотренные мероприятия  без финансовых вливаний в отрасль и правовых норм, регулирующих отношения в  области хранения аудиовизуальной документации. По крайней мере, поручение правительства  о разработке в 1963-1965 годы и осуществлении мероприятий по упорядочению хранения кинодокументов и звукозаписей, образующихся в деятельности учреждений и организации радиовещания, телевидения и кино остался так и не реализованным. Выполнение множества пунктов, предусмотренных в постановлении и направленных на совершенствование архивной отрасли, рассматриваются  правительством вновь 11 января 1966 года [ЦГА КФДЗ КазССР, ф. 1979, оп. 1, д. 134,  л. 2].

 Обратимся к данным годового отчёта кинофотофоноотдела  архива за 1966 год  и проследим насколько успешно архив смог внедрить поставленные задачи. «… Вопрос хранения фотофонодокументов в архиве до сих пор не разрешён. Хранятся фотодокументы в проходном коридоре. …Фонодокументы хранятся в рабочей комнате, где среднегодовая температура достигает + 25 и отрицательно сказывается на плёнке. Плёнкохранилище архива заполнено на 100%. …Смотр учреждений, имеющих кинофотофонодокументы показал, что… во всех редакциях  газет и журналов фототеки отсутствуют, они являются собственностью фотокорреспондентов и малодоступны для архива…. Работа по созданию страхового фонда сократилась на 50% из-за  отсутствия плёнки ...»[Там же, д. 238, л. 19об.].

 Спустя  десятилетие  правительство республики  в постановлении «О состоянии и мерах улучшения архивного дела в республике» от 28 марта 1974 года констатирует о серьёзных недостатках хранения ретроспективных источников в Центральном архиве, обращая внимание на угрозу порчи уникальных кинолент, значительная часть которых уже пришла в негодность [Архивное строительство в Казахской ССР …, 1980:181]. Несколько пунктов постановления содержали конструктивные предложения о разработке Инструкции о порядке и сроках отбора  и передачи на хранение в государственные архивы кинофильмов, фотографий и звукозаписей, производстве матрицирования записей голосов (выступлений, бесед, интервью) выдающихся политических, государственных, общественных деятелей, представителей науки, литературы и искусства. Последний пункт документа из-за отсутствия материальной и финансовой поддержки со стороны государства, стал реализовываться лишь в конце 90-х годов.

Правительственным постановлением от 7 февраля 1974 года было принято предложение Главного архивного управления при Совете Министров Казахской ССР об организации Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей Казахской ССР [Там же, с. 179]. Вновь созданный архив занял часть здания Центрального архива республики (современное здание по пр. Абая, 39), где ранее размещались Институт истории партии при ЦК КП Казахстана и Алма-Атинский  облпартархив.  Ему было предоставлено 6 рабочих кабинетов, кинопросмотровый зал на 180 мест, помещение для совместного хранения фотонегативов, магнитных звукозаписей, грампластинок, кинодокументов на негорючей основе и подземное хранилище из семи боксов для хранения кинодокументов на горючей основе [ЦГА КФДЗ КазССР, ф. 1979, оп. 1, д. 147,  л. 1].

 Архив стал осуществлять свою деятельность в составе трёх  отделов по видам источников, однако вскоре по рекомендации Главного архивного управления СССР, стремившейся установить единообразие в работе архивов, структура его была изменена по функциональному признаку. В соответствии с предложенной схемой, в архиве стали функционировать отделы: ведомственных архивов; комплектования и экспертизы; информационно-поисковых систем и научного использования; обеспечения сохранности и учёта фондов.

Штат архива был определен в 16 человек, из которых 12 – имели высшее образование, незаконченное высшее – два, среднее – два человека. Окончивших специальное образование (Московский государственный историко-архивный институт) числилось два человека [Там же,  д. 125,  л. 15].  Основные направления работы  архива остались неизменными, но после обособления специализированного хранилища в его деятельности происходят и изменения принципиального характера. Усиливается внимание к научно-исследовательской и методической работе. Архив принимает участие в научных программах ВНИИДАД, ЦГАКФД СССР, ЦГАЗ СССР по проблемам комплектования, экспертизы ценности, учета документов. Кроме того, архив на основе общесоюзных типовых  правил и указаний составляет комплекс методических разработок по отдельным видам работы (инструкции по составлению монтажных листов к кинодокументам, по выявлению и учету особо ценных документов, по созданию каталогов и др.).

Разработка методических аспектов комплекса проблем, связанных с аудиовизуальными материалами и их внедрение в практику деятельности, в целом повлияли на правильную организацию их хранения в учреждениях и превратили архив в координационный и методический республиканский центр по работе с этими видами документов.

Смещается акцент с традиционных видов работы на освоение новых. В 70-80-е годы архив, в целях обеспечения сохранности культурного достояния нации, начинает масштабные работы по перекопированию кинофотодокументов с горючей основы на менее горючую (с нитроосновы на триацетатную). Попутно начинаются работы по созданию страхового фонда на особо ценные документы. Однако, отсутствие собственной базы по проведению  этих работ (работы проводились в Госфильмофонде СССР, «Узбекфильме», «Киргизфильме»), перебои с финансированием, а затем и инфляционные процессы в экономике растянули завершение этих работ на многие десятилетия.

Наряду с постоянно проводимыми реставрационно-профилактическими обработками всех видов документов и осуществлением контроля за их техническим состоянием, архив приоритетной задачей считал обеспечение потребностей общества в ретроспективной информации. Оптимальное решение этой задачи связывалось с качественным составлением информационно-поисковых средств. В архиве действовали несколько видов каталогов (систематический, именной, авторский, фильмовой и др.), назначение которых состояло в оперативном поиске углубленной информации по определенным темам, явлениям, лицам и т.д. Проводимые масштабные работы по усовершенствованию каталогов в соответствии со «Схемой единой классификации документов Государственного архивного фонда СССР» зависели не только от постоянных контактов с создателями кинофотофонопродукции, но, и, от технического оснащения архива. Так, намеченная программа по созданию поисковых систем наталкивалась на отсутствие звукомонтажных столов, магнитофонов модернизированной конструкции и других необходимых технических средств.

Наиболее болевой проблемой выдвигалась форма взаимоотношений с действующими учреждениями и выработка механизма регулярного поступления от них документов, вышедших из активного обращения. Архив постоянно сталкивался на отсутствие желаний передать ретроспективные комплексы документов на государственное хранение и создание режимных условий их сохранности. Поэтому актуальными считались задачи организации ведомственных кинофотофонотек с приемлемыми условиями хранения, которые должны были связаны с действенными мерами со стороны правительства. 

Конкретные фактические данные свидетельствуют о нерешенности,  остроте и постоянстве данной проблемы. Паспортизация кинофотофонотек к началу 1979 года выявила состоящих на учете в архиве 20 постоянных и 49 возможных источников комплектования кинофотофонодокументами. Фильмотеки основных источников комплектования – киностудии «Казахфильм» и телестудии «Казахтелефильм», хотя и были укомплектованы соответствующими штатными работниками, однако, размещались либо в сыром, пораженными грибками, либо в жарком, непроветриваемом помещениях, что категорически противоречило технологии хранения пленочных носителей. Возможные источники комплектования кинодокументами и вовсе не имели специальных помещений для хранения. Такую же картину представляли и фонотеки, причем, в республиканском радиотелецентре числились звукозаписи на магнитной ленте, не переданные в центральный аудиовизуальный архив с 50-х годов [Там же,  д. 144,  лл. 3-15].

В 80-годы из-за  интенсивного использования общественностью кинодокументов, хранящихся в архиве, завершается работа по  составлению аннотированного каталога на кинодокументы, в ходе которой  в других архивах СССР выявляются первые съёмки, относящиеся к истории Казахстана.  Кинофонд 20-30-х годов прошлого столетия до сих пор остается неполным. Сегодня, в рамках программы по выявлению аудиовизуальных источников по истории Казахстана, ведется целенаправленная работа в российских специализированных хранилищах, где больше всего отложились подобные документы.

 Использование документов, в основном кинофотоисточников по-прежнему остаётся приоритетным направлением в деятельности архива. Архивисты в тесном контакте сотрудничают с кинодокументалистами, к ретроспективной информации обращаются и другие представители творческой сферы: театральные критики, художники, скульпторы и др. Использование документов имело определённую направленность. Источники пропагандировали существующую общественную идеологию,  открытость и информативность хранящихся  документов, доступ внешних исследователей к источникам.

Архив с целью привлечения потенциальных потребителей информации осваивал и новые для себя формы использования документов как, инициативное информирование, организация встреч с общественностью, которые пропагандировали информативность аудиовизуальных источников. Как правило, интенсивность использования аудиовизуальных источников приходилось на юбилейные даты в жизни общества. Так, за 1976-1980 годы активное использование кинофотодокументов связывалось с 60-летиями Октябрьской революции, Казахской ССР и Компартии Казахстана, 25-летием освоения целины, когда практически все общество было вовлечено в празднование этих значимых дат. Широкая экспозиция фотодокументов, использование архивной кинохроники для освещения прошлых событий, безусловно, оказывали не только эмоциональное восприятие, но и прививали чувство ответственности общества к историческим источникам.

Духовные запросы общества тесно связывались с процессом пополнения архива наиболее ценными документами. Из года в год увеличивался объём принимаемых в архив  кинофотофонодокументов. Так, если на 01.01.79 года в архиве хранились 18857 ед.хр. кинодокументов за 1925-1977 годы, 93410  ед.хр. фотодокументов за 1857-1978 годы, 4462 ед.хр. звукозаписей за 1925-1978 годы, то на 01.01.91 года объём  документов составили соответственно: 27682 ед.хр. кинодокументов, 126208 ед.хр. фотодокументов, 8573 ед.хр. фонодокументов [Там же,  д. 245, лл. 5-8].

Несмотря  на очевидные успехи в своей деятельности, вряд ли функционирование архива было достаточно отлаженной и урегулированной. Низкий статус архивов в обществе, игнорирование его роли как хранителей информационного потенциала, культурных ценностей страны и соответственное правовое и финансовое обеспечение со стороны государства влияли на состояние этой отрасли. Перед архивом по-прежнему остро стояли проблемы нехватки площадей и оборудования архивохранилищ (звукомонтажные, фильмопроверочные столы и др). Кинодокументы, фотоальбомы, грампластинки,  магнитные звукозаписи, негативы фотодокументов, страховые копии документов продолжали хранится в одном помещении, что противоречило нормам раздельного хранения отдельных видов документов. Степень загруженности двух хранилищ площадью 340 кв.м. к 1991 году составило 110% [Там же,  д. 252,  л. 4]. В хранилищах в зависимости от времени года не удавалось обеспечить температурно-влажностный режим, что приводило к нарушению физико-химических и электроакустических свойств аудиовизуальных источников.

Техническая оснащенность архива была столь низка, что потребителям информации выдавались, как правило, оригиналы документов. Проблемы  матрицирования записей голосов выдающихся деятелей общества, предусмотренных в постановлении правительства 1974 года, так и не были реализованы. К 1985 году такие средства обеспечения длительной сохранности документов, как звукомонтажные, фильмопроверочные столы для проверки технического состояния аудиовизуальных документов, магнитофоны для прослушивания магнитной пленки, дефектоскопы для определения повреждений, прошли все мыслимые сроки эксплуатации и срочно нуждались в замене. Другие технические средства (усилители для подачи усиления звука, магнитофоны, микшерские пульты и др.), как бывшие в употреблении и устаревшие, казахстанский архив получал из общесоюзных хранилищ [Там же,  д. 206. л. 15-18].

Несовершенство архивной правовой базы порождали сложности во взаимоотношениях фондодержателей с архивом и влияли на его  комплектование  ценными для общества документами. Фотокорреспонденты по-прежнему являлись полными владельцами редакционных фототек, а создание фотохранилищ при республиканских периодических изданиях  оставалось весьма проблематичным. Ограниченным оставалось и пополнение кинофонда архива. Как правило, комплектование осуществлялось только фильмами и журналами, разрешёнными к демонстрации. Образовавшиеся в процессе подготовки фильмов их варианты, дубли сюжетов, фотографии, звукозаписи, а также кинолетописные материалы кино- и телестудии на государственное хранение не сдавались.

Отсутствие необходимых нормативных документов ограничивал доступ архива и к рабочей фонотеке единственного источника пополнения, к так называемому «золотому фонду» звукозаписей  и микрофонным папкам  Республиканского радиотелецентра. Проверка системы Гостелерадио КазССР выявила вопиющие факты размагничивания ценных звукозаписей для общества. При этом  стереофонотека и видеотека не только хранились с нарушениями режима их сохранности, но и к ним разрешался свободный доступ всех желающих. Это естественным образом приводило к сужению гарантии сохранности ценных и уникальных звукозаписей, видеофильмов, телепередач.

Работа с аудиовизуальным наследием страны наталкивалось на отсутствие отраслевых стандартов по правилам хранения и методов физико-химической сохранности кино-, фоно-, видеодокументов, разработка которых оставалась  в полномочии общесоюзных архивов и учреждений. Ошибочные, не апробированные на практике их  рекомендации по работе с кинофотофонодокументацией, приводили к необоснованным затратам организационного и финансового характера. Так, работа по созданию страхового фонда на особо ценные документы, начатая еще в 50-е годы, из-за таких причин, была полностью переделана в связи с выходом новой инструкции 1983 года. Об организационном несовершенстве свидетельствует и такой факт, когда в соответствии с типовой структурой, рекомендованной Главархивом СССР, такие важнейшие и взаимосвязанные участки работы как организация научно-справочного аппарата и учет, были рассредоточены в двух разных функциональных отделах архива.

На стабильность деятельности архива влияли  также недостатки в организации и  планировании работы. Различные указания Главархивов СССР  и КазССР порождали увеличение планово-отчётной документации и вносили сложность и путаницу в работе. Осложняли  организацию работы не предусмотренные планом выполнение различных указаний Главархива КазССР.  К тому же  являясь соисполнителем научно-исследовательской программы ВНИИДАД,  республиканский архив был выбран в качестве экспериментальной базы для внедрения новых форм учёта, осуществление которого  повлекло за собой огромные трудозатраты. В течение длительного времени архив занимался переводом устоявшихся форм учёта документов на новые -  описи, которые зарекомендовали себя как универсальные по отношению к традиционным (письменным) документам. Лишь по истечении пяти лет в результате острых дискуссии специалистов на страницах архивоведческого издания «Советские архивы» и в связи с подготовкой «Основных правил работы с кинофотофонодокументами и видеофонограммами в ведомственных архивах» (1989 г.)  идеи перевода учёта и хранения аудиовизуальных  документов по описям и коллекциям были признаны неприемлемыми [Кобелькова Л.А., Магидов В.М., 1989:16-20;  Баталин В.Н., Крюкова Л.Н., 1989:20-28].

В многочисленных справках о проверке работы специализированного архива Главным архивным управлением КазССР неоднократно указывались недостатки в его деятельности по комплектованию архива, использованию аудиовизуальных источников потенциальными потребителями, совершенствованию информационно-поисковых средств. Однако, складывалась парадоксальная ситуация, когда вышестоящий архивный орган обвинял руководство архива в отсутствии помещения, пригодного для хранения документов на пленочных носителях или же в низкой технической оснащенности архива, так как подобное решение вопросов оставалось полной компетенции вышестоящего органа.

Годами не разрешенные комплекс проблем организационного, правового, финансового характеров привели к кризисной ситуации и вылились в открытый конфликт с Главным архивным управлением КазССР. На общем собрании трудового коллектива архива от 10 января 1990 года были поставлены под сомнение его способность  руководства и координации работы архивной сферы республики. Архивисты не ограничивались социально-экономическими улучшениями условий труда и требовали осуществления кардинальной реформы в своей области [ЦГА КФДЗ КазССР, ф. 1979, оп. 1, д. 235, лл. 2-3].

Так завершилось функционирование архива как структуры, в деятельности которого  отразились принципы и механизмы управления существовавшей политической системы.

Заключение

Центральное место в системе архивной сферы страны занимают государственные архивы, которые рассматриваются как одни из ведущих звеньев культурно-просветительских учреждений государства и как особо ценный объект культурного достояния народов Казахстана. Среди национальных архивохранилищ особое место принадлежит Центральному государственному архиву кинофотодокументов и звукозаписей. Хранящиеся здесь аудиовизуальные  материалы предоставили нам новые средства культурного самовыражения, а также новые методы созидания и доступа к знаниям.

История архивного строительства, история отдельных архивов до сих пор не получила достаточно полного освещения в казахстанской и зарубежной историографии. Поэтому в статье нашли отражение не только профессиональные архивоведческие вопросы, но и проблема взаимоотношений власти, общества и архивов, которые включает в себя множество аспектов, требующих рассмотрения. Во-первых, это государственная политика архивного строительства в республике; во-вторых, развитие отдельных направлений деятельности архива; в-третьих, роль архива в формировании социальной памяти.В  трактовке основных функций государственного архива обращено  внимание на его социальную функцию, которая, прежде всего, заключалась в обеспечении общества ретроспективной документальной информацией.

Что касается функционирования архива как государственной структуры, то она строилась на принципах, заложенных декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 1 июня 1918 года. Декрет рассматривался как правовая основа  реформирования архивного дела в дальнейшем для всей советской страны. В декрете были выдвинуты основные принципы деятельности архивной сферы – объединение разнообразных комплексов архивных материалов в Единый государственный архивный фонд и централизованное управление ими. Этим выражалась общая тенденция к универсализации принципов руководства процессами комплектования, хранения и использования архивными материалами.

Архивы союзных республик в вопросах организации архивной сферы следовали опыту РСФСР. Принятые в 30-40-е гг. XX в. правительственные постановления об архивном строительстве, и о создании специализированных государственных архивов (архивы кинофотофонодокументов во всех республиках) привели еще к большей централизации управления архивной отраслью, особенно после передачи ранее самостоятельного архивного ведомства в систему НКВД СССР.

Разработками теоретических и методических проблем архивоведения занимался ВНИИДАД.  Такие виды работ, как собирание документов в архи­вы, оценка, классификация, описание, использование и хранение ар­хивных дел, проводились согласно предписаниям  Центральных государственных архивов кинофотодокументов, звукозаписей СССР. Структура и штат архива строилась в соответствии со схемой аналогичных архивов и согласовывались с вышестоящими архивными органами. Следует отметить, что специалисты для архивов в эти годы готовились в Московском государственном историко-архивном институте. Технические возможности архива также зависели от вышестоящих органов.

Архив являясь составной частью государственного управления, а с другой – особым социальным  институтом способствовал решению идеологических задач существующей государственной системы.

С обретением самостоятельного и независимого статуса республикой деятельность архива стала строиться на принципиально новых основах. Социально-политические и экономические факторы начала 90-х годов определили новую правовую базу функционирования архивов.

Изучение, анализ и обобщение имеющегося практического опыта на уровне архивов, архивного дела в целом, остаются актуальной задачей современности.

Литература

Архивное строительство в Казахской ССР в 1918-1980 гг. / Сборник законодательных документов- Алма-Ата, (1980).

Баталин В.Н.. Крюкова Л.Н. Об организации КФФД и видеофонограмм в госархивах //Советские архивы, №. 1 (1989), с. 20-28.

Кобелькова Л.А.. Магидов В.М. О классификации и фондировании кинофотофонодокументов и видеофонограмм ГАФ СССР// Советские архивы, №. 1 (1989), с. 16-20.

Основные декреты и постановления советского правительства по архивному делу 1918-1982 гг. М., 1983.

Сеитова А.Ф. О работе ЦГА КФДЗ РК //Архивы Казахстана. № 2 (14) (1997), с. 11-16.

Сеитова А.Ф. Средства и способы защиты кинодокументов от биологических повреждений (из опыта работы ЦГА КФДЗ РК) //Архивы Казахстана. № 1 (18) (1999), с. 28-35.

Сеитова А.Ф. Вопросы обеспечения сохранности аудиовизуальных документов и комплектование ими государственных архивов на основе нормативно-правовых актов по архивному делу //Архивы Казахстана. № 3 (29) (2002), с. 63-66.

Центральный государственный архив КазССР (далее ЦГА КазССР), ф. 544, оп. 1; ф. 1145, оп. 1. 

Центральный государственный архив КазССР, ф. 1979, оп. 1.

Arhivnoe stroitelstvo v Kazahskoy SSR (1918-1980). [ArchivalconstructionintheKazakhSSR (1918-1980)]. Collection of legislative and administrative documents - Alma-Ata, (1980) [in Russian].

Batalin V.N., Kryukova L.N. Ob organizatsii KFFD i videofonogramm v gosarhivah [On the organization of CPPD (Cinematic, Photographic and Phonographic Materials) and video phonograms in state archives]. Sovietarchives, No. 1 (1989), pp. 20-28 [inRussian].

Kobelkova L.A., Magidov V.M. O klassifikatsii i fondirovanii kinofotofonodokumentov i videofonogramm GAF SSSR [On the classification and funding of film and photographic materials and video phonograms of the USSR SAF]. Soviet archives. No. 1 (1989), pp. 16-20 [in Russian]. 

Osnovnyie dekrety i postanovleniya sovetskogo pravitelstva po arhivnomu delu (1918-1982) [The main decrees and resolutions of the Soviet government on the archives of 1918 – 1982]. Moscow, 1983 [in Russian].

Seitova A.F. O rabote TsGA KFDZ RK [About the work of the Central State Archive of Cinema and Photographic materials and Sound Records of the Republic of Kazakhstan (CSA CPMSR RK)]. Archives of Kazakhstan. No. 2 (14) (1997), pp. 11-16 [inRussian].

Seitova A.F. Sredstva i sposobyi zaschity kinodokumentov ot biologicheskih povrezhdeniy (iz opyita rabotyi TsGA KFDZ RK). [Means and ways to protect film documents from biological damage (from the experience of the Central Committee of the FDPSR RK)]. Archives of Kazakhstan. - No. 1 (18) (1999), pp. 28-35 [in Russian].

Seitova A.F. Voprosy obespecheniya sohrannosti audiovizualnyih dokumentov i komplektovanie imi gosudarstvennyih arhivov na osnove normativno-pravovyih aktov po arhivnomu delu[The issues of ensuring the safety of audiovisual documents and the acquisition of state archives by them on the basis of normative legal acts on archival matters]. ArchivesofKazakhstan. No. 3 (29) (2002), pp. 63-66 [inRussian].

Tsentralnyiy gosudarstvennyiy arhiv KazSSR (dalee TsGA KazSSR) [Central State Archive of the Kazakh SSR (hereinafter referred to as the Central Administrative Board of the KazSSR)], fund 544, register 1; fund 1145, register 1 [in Russian].

Tsentralnyiy gosudarstvennyiy arhiv KazSSR (dalee TsGA KazSSR) [Central State Archive of the Kazakh SSR (hereinafter referred to as the Central Administrative Board of the KazSSR)], fund 1979, register 1 [in Russian].

Гульзира Сексенбаева

Тарих ғылымдарының докторы, доцент

Әл-Фараби атындағы Қазақ ұлттық университеті

Қазақстан, Алматы, s.gulzira@mail.ru

Қазақ КСР-нің Орталық мемлекеттік кинофотоқұжаттар және дыбыс жазбалар архивінің  қалыптасуы мен дамуы (1943 – 1991 жж.)

Ұлттық архив қорының құрамына кіретін кинофотодыбыс құжаттар ерекше тарихи дереккөздердің бірі болып табылады, осы құжаттар арқылы  оқиғалар мен фактілердің шынайылығын көрнекті және бейнелеп көрсетуге болады. Тарихи дереккөзі ретінде олар бұқаралық ақпараттың маңызды құралы ретінде және қоғамның әр түрлі салаларында кеңінен қолданылып келеді. Аудиовизуалды құжаттарда ғана «ресми» және «бейресми» тарихи көрініс, белгілі бір оқиғалардың, құбылыстардың, фактілердің қатынасы анық байқалады.Аудиовизуалды құжаттардың танымдық көзі ретінде аса маңыздылығына байланысты оларды сақтауды ұйымдастыру қазігі таңда өзекті және перспективті мәселе. Бұл мәселе өте көп қырлы және көптеген тың  тақырыптарды қамтиды. Олардың ішінде ерекше маңыздысы толықтырудың ұйымдастырушылық мәселелері, оларды сақтау және пайдалану, осылардың дұрыс шешулуіне құжаттық дереккөздердің толыққанды негізін құру және осы саладағы теориялық және қолданбалы зерттеулерді дамыту байланысты. Мақалада осы маңызды мәселелер және оларды әртүрлі кезеңдерде шешу қарастырылады.

Түйінді сөздер: тарихи дерек, киноқұжаттар, кинохроника, аудиовизуалды құжаттар, фильмдер,  фотоқұжаттар, дыбыс құжаттар.

Seksenbayeva Gulzira

Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, al-Farabi Kazakh National University, Almaty s.gulzira@mail.ru

Formation and Development of the Central State Archive of Cinema  and Photographic Materials and Sound Records of the Kazakh SSR   (1943 - 1991)

Audiovisual material, which is a part of the National Archival Fund, forms one of the main historical sources by which visual and imaginative representations of events and facts of reality can be presented. Being a historical source, they act as one of the most important media and are widely used in various spheres of society. In audiovisual documents, the ratio of "official" and "informal" visions of history, the interpretation of certain events, phenomena, and facts is accurately traced. Due to the huge significance of audiovisual materials as sources of knowledge, there are current and prospective problems in the organization of their storage. This problem is multi-aspectual and includes organizational issues of acquisition, conditions for storage and use, the creation of a full-fledged base of documentary sources and the development of theoretical and applied research in the field. In this article, these major problems and their resolution over different time frames are considered.

Keywords: archive, completing, storage, use, film documents, audiovisual material, film, photographic materials, phonographic materials.


* Статья посвящена к 75-летию Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей РК

Пікір жоқ

Пікір қалдыру үшін кіріңіз немесе тіркеліңіз

Қаралуы: 1598

Рецензиялар жоқ

Жүктеу

История арх. 1943-1991 (Автосохраненный).doc 0.15 MB

Санат

Пәнаралық зерттеулер Әдістемелік еңбектер Макро- және микротарих Отан тарихы. Зерттеудің жаңа әдістері Жас ғалымдар зерттеулері Сын. Пікір

Тақырып бойынша мақалалар

КУЛЬТУРА И БЫТ КАЗАХСКИХ РАБОЧИХ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД "ВЛИЯНИЕ КОМПОНЕНТОВ ФЕНОМЕНА МУЗЫКАЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ КАЗАХСТАНА" УДК 314.93 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЗАХСТАНЕ В XIX-XX ВВ.: ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРЕПИСЕЙ НАСЕЛЕНИЯ. «История и современное значение Орбулакской битвы» ҒТАМР 03.20 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ И ЗВУКОЗАПИСЕЙ КАЗССР (1943 - 1991-Е ГОДЫ) (К 75-лети УДК 94(574) ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ИСЛАМСКОМ ВОСПИТАНИИ КАЗАХСКИХ ДЕТЕЙ МРНТИ 16.21.23 ЛАТИНИЗАЦИЯ КАЗАХСКОГО АЛФАВИТА В 1920-Е ГОДЫ: ДИСКУССИИ «АРАБИСТОВ» И «ЛАТИНИСТОВ» МРНТИ 03.20.25 ИСТОРИЧЕСКАЯ ФИГУРА КАЗАХСКОГО ХАНА АЗ-ДЖАНИБЕКА (на основе восточных нарративов и генеалогических мифов казахов) МРНТИ 03.20/03.41.91 БОТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА: В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ МРНТИ 03.20:03.29 ПРОИЗВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ОБРАБОТКА МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ НА ЮГЕ КАЗАХСТАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХІХ – НАЧАЛЕ ХХ МРНТИ 03.20.25 ИСТОРИЧЕСКАЯ ФИГУРА КАЗАХСКОГО ХАНА АЗ-ДЖАНИБЕКА (на основе восточных нарративов и генеалогических мифов казахов) МРНТИ 03.09.03 ОБЗОР ПРОШЛЫХ МИРОВЫХ ПАНДЕМИЙ: ИНФЕКЦИИ И ОБЩИЙ ХОД ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА МРНТИ 03.20:03.29 ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСТАНА: ПОИСКИ ГЕРОЕВ И СМЫСЛОВ МРНТИ 03.20:03.09.55 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ CТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СТАЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ КАЗАХСТАНА (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) МРНТИ 17.09; 17.82.09; 60.29.01 КАЗАХСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА В ИЗДАНИЯХ ДОСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА МРНТИ 03.20:03.29 РАБОЧАЯ СИЛА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ МРНТИ 03.01.06 ДИАЛЕКТИКА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ЭПОХУ АРХЕОМОДЕРНА МРНТИ 03.09.55 ВОЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ МРНТИ 03.20.00 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕТРОПОЛИИ И КОЛОНИИ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ МРНТИ 03.41.91 ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ИТОГИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ НА СВЯТИЛИЩЕ УНИРЕК МРНТИ: 03.20 КУЛЬТОВЫЕ ПАМЯТНИКИ ТАШКЕНТА, СВЯЗАННЫЕ С ПОКРОВИТЕЛЯМИ ЖИВОТНЫХ МРНТИ: 03.20.00 ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА В КАЗАХСКИХ СТЕПЯХ (вторая половина XVIII - начало XIX вв.) МРНТИ 03.20.00 ПРЕДВОДИТЕЛИ НАРОДНЫХ ВОССТАНИЙ В КАЗАХСТАНЕ XIX ВЕКА

Автордың мақалалары

ҒТАМР 03.20 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ И ЗВУКОЗАПИСЕЙ КАЗССР (1943 - 1991-Е ГОДЫ) (К 75-лети