Басты бет » Материалдар » ЛОКАЛИЗАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО СТОЛИЧНОГО ГОРОДА БАЛАСАГУН

М. У. ШАЛЕКЕНОВ, д.и.н., профессор КазНУ им. аль-Фараби

ЛОКАЛИЗАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО СТОЛИЧНОГО ГОРОДА БАЛАСАГУН

«edu.e-history.kz» электрондық ғылыми журналы № №2(14)2018

Тегтер: археология, Баласагун, Чу, Суяп, городище
Аңдатпа:
В статье «Локализация средневекового столичного города Баласагун», автор на основе археологических, письменных, и этнографических данных доказывает, что средневековое городище Актобе, расположенное в Шуйском районе Жамбылской области, археологические изыскания на котором ведутся с 1974 г., является историческим городом Баласагун, датируемым V-XIII вв.
Мазмұны:

В раннем средневековье на территории Южного Казахстана, являвшемся центром оседлой культуры, существовало много городов. Арабский географ ал-Макдиси, посетивший все мусульманские страны, в своем сочинении «Асхан ат-такасим фи-ма' рифат ал-акалим» среди многих городов и селений называет и города Центральной Азии и Южного Казахстана: Суяб, Исбиджаб, Фараб (Отрар), Сауран, Тараз, Джикиль, Барсхан, Баласагун, Кулан, Мерке, Жаркенд и др.

Крупными городами Западного Тюркского каганата в Чуйской долине были Суяб и Баласагун. В эпоху Караханидов, Каракитаев (Каракиданов) Баласагун был одной из столиц Чуйской, Таласской долин и Семиречья, через которую проходил Великий шелковый путь. Как столичный город Баласагун упоминается в трудах арабских, персидских и европейских ученых и путешественников X в.

С начала XIIIв. Баласагун теряет прежнее значение и остается второстепенным городом вплоть до прихода монголов. Вместе с его угасанием все более редкими становятся и упоминания его в исторической литературе. В. В. Бартольд по этому поводу писал: «Во время Мухаммед-Хайдера еще можно было видеть на берегу Чу надгробье умершего в 711/1311-12 г. имама Мухаммеда Факиха Баласагуни; следовательно, Баласагун был известен под своим прежним названием еще в первом десятилетии VIII/ХІV в. В сообщениях о походах Тимура Баласагун уже больше не упоминается; как и все города на Чу, Или и Таласе, Баласагун, вероятно, погиб во время бесконечных распрей и борьбы за престол в XIV в. Уже Мухаммед-Хайдер (около середины Х/ХVІ в.) даже названия Баласагун и Гобалык знал только из книг, местоположение города было тогда так же мало известно, как и сейчас» [1]. Баласагун погиб в результате бесконечных междоусобных феодальных войн, имевших место в раннем средневековье в Западном Тюркском каганате, особенно при правлении Караханидов и Каракитаев, а уже в первой четверти XIV в. название его было неизвестно. В.В. Бартольд сообщает: «Баласагун — город в Средней Азии, местонахождение которого не удается точно установить» [1, с.355]. В результате возникла проблема локализации города Баласагуна, не разрешенная по сей день.

Этим городом интересовались многие востоковеды. Академик В. В. Бартольд основательно занимался этим вопросом. Им были обработаны архивные источники, на основании чего автор доказал, что Баласагун нужно искать в Чуйской долине. Вместе с тем он откровенно признал, что недостаточность сведений не позволяет ему определить местонахождение Баласагуна. При жизни В.В. Бартольда упомянутые им памятники в Чуйской и Таласской долинах по-настоящему не подвергались археологическому изучению, так как археологическая служба в Средней Азии и Казахстане только зарождалась. Поэтому и вопрос о местонахождении Баласагуна оставался открытым.

Проблемой локализации Баласагуна занимались и советские востоковеды. Изучая в 50-х гг. средневековые города Чуйской и Таласской долин, А.Н. Бернштам отождествлял с Баласагуном городище Акбешим, расположенное около Токмака [2]. Такого же мнения придерживался сначала и Л.Р. Кызласов [3], раскапывавший это городище в течение нескольких лет, но впоследствии он отказался от этой точки зрения, поскольку, по его мнению, Акбешим прекратил существование в X в.[4]. Опираясь на результаты археологических раскопок на Акбешиме и Буране, Л.Р. Кызласов пришел к выводу, что ни Акбешим, ни Бурана не могут быть сопоставлены с Баласагуном. Нам  мнение Л.Р. Кызласова представляется правомерным.

По нашему мнению, тождественным Баласагуну являстся городише Актобе, расположенное на территории Шуйского района Жамбулской области Республики Казахстан, в междуречье Шу и Аксу, где ведутся археологические раскопки с 1974 г. специалистами Казахского национального университета имени аль-Фараби.

 По географическим определениям средневековых персидских и арабских ученых, Баласагун находился в Чуйской долине. Однако их координаты расходятся. Наиболее точным считается определение Аль-Беруни, который определил местонахождение Тараза в районе 80° 50' в. д. и 43°35' с. ш., Баласагуна - 91°30' в. д. и 44°40' с. ш. В 1874 г., основываясь на османском тексте, В.В. Григорьев писал: «Аль-Беруни, по Ширенгеру, помещает Баласагун под 91 1/2 долготы и 44 3/4 ширины» [5]. Теперь мы можем дать современные координаты города Баласагуна.

Эта задача была решина и графически, заменив цифры в разграфке на современной карте в масштабе 1 : 1000000 па шкале, данной Аль-Беруни. Найдя точку А (Тараз) и Б (предположительный Баласагун - Актобе), мы замерили расстояние между ними. Оно составило 201 км, что подтверждает данные X. Хасанова, а также определили дирекционный угол 40°. Решая эту задачу географическим путем, мы также выявили, что Бурана не может являться Баласагуном, так как расстояние от современного Тараза до Бураны по современным картам около 307 км 500 м, а дирекционный угол 90°. Кстати, координаты, полученные графическим способом и приведенные к современным, мало чем отличаются от полученных при первом способе, так, например, неувязка по широте составляет 4°40". Исходя из этих данных, Баласагун находился в 201 км к северо-востоку от Тараза. В настоящее время на этом расстоянии находится городище Актобе, а Бурана и Акбешим находятся на юго-востоке по отношению к Таразу. Расстоянне от Тараза до Акбешима 307 км 500 м. Следовательно, ни Акбешим, ни Бурана не могут быть Баласагуном. В. В. Бартольд писал: «...Баласагун лежал северо-восточнее Аулие-Аты» (современный Тараз – М.Ш.) [6]. Арабский географ Ал-Макдиси в Xв. сообщал: «Баласагун - большой населенный [город], с обильными благами. Остальные города близки друг к другу по величине и населенности» [7]. В XIII в. известный арабский ученый-энциклопедист и путешественник Якута ал-Хамави подтверждал: «Баласагун - большой город в пограничных пунктах против тюрок, [находящийся] за рекой Сейхун (Сырдарья. - М.Ш.) недалеко от Кашгара» [9].

От сюда можно сделать вывод, что Баласагун являлся самым большим городом в Западном Тюркском каганате, расположенным в благодатной, удобной местности в низовье четырех рек: Аксу, Карабалта, Шаргуа, Тохташ, впадагощих в Чу. Местность ровная, влажная. На этой территории в настоящее время находится крестьянское хозяйство, не знающее засухи.

Среди многочисленных раннесредневековых городов в Чуйской и Таласской долинах Баласагун, расположенный, как мы полагаем, на месте городища Актобе, - крупнейший. В 1980 г. была проведена аэрофотосъемка его территории, показавшая, что только центральная часть его занимает 70 кв. км. На основе этого материала составлена карта городища, на которой прослеживаются остатки многочисленных городских построек, оборонительных сооружений, оросительных систем, водосборных отстойников, сторожевых башен, кварталов, приусадебных участков и т. д. Общая протяженностъ линий оборонительных валов в пределах отснятой площади составляет 52 км. Площадь орошаемого земледелия в пределах аэрофотосъемки 2000 га. Махмуд Ибн Вали писал: «Баласагун до монгольского нашествия был с чисто мусульманским населением. Из него вышло много ученых. Мустоуфи говорит:  [Баласагун] - страна обширная и приятная; из шестого - седьмого климатов..." В некоторых летописях сообщастся, что ширина его (Баласагуна. - М. Ш.) крепостной стены была в два с половиной [гяза] (т. е, 5-6 м. - М.Ш.)» [9]. Оборонительные валы хорошо сохранились до наших дней. Средняя высота их достигает 3,5, ширина 4,5-5 м. Валы воздвигнуты из пахсовых блоков, высота которых, по-видимому, достигала 8-10 м.

По сведениям средневековых арабских и тюркских авторов, Баласагун был не только административным и экономическим центром Западного Тюркского каганата, но и крупным культурным городом. Сведения об этом содержатся в трудах ал-Асири, ал-Йазди, Махмуда Кашгарского. Последний, в частности, писал: «Жители Баласагуна говорят по-согдийски и по-тюркски. Так же жители Тараза и жители Белого города (Мединат ал-Байда). В языке жителей всей области Аргу от Исбиджаба до Баласагуна имеется мягкость. Улуш-селение на языке джикелей, а у жителей Баласагуна и прилегающих мест области Аргу [означает] город. И отсюда город Баласагун назван Куз-Улуш» [10]. В XIII в. ал-Асир приводит сведения о владетеле Баласагуна: «Им управлял Шараф-ад-Даул... в нем была религиозность, и он: удовлетворился от своих братьев и родичей подчинением. Он разделил между ними города и дал брату своему Арслан-тегину много городов тюрков, дал брату своему Богара-хану Тараз и Исбиджаб, дал дяде своему Тогану Фергану целиком, дал сыну Али-Тегина Бухару, Самарканд и другие [города], а сам удовлетворился Баласагуном и Кашгаром» [10, с.89]. Распределяя свои владения между родственниками, каган Караханидской династии Шараф-ад-Даул остался в главном столичном городе Баласагуне. По-видимому, во всех отношениях Баласагун устраивал главного правителя.

Высокий культурный уровень страны отмечал Мухаммед ибн-Мансур Мерверруди: «У тюрков была письменность, они знали тайны волшебства и небесных светил: обучали детей грамоте. У них было два вида письма. Один согдийский, а другой тогуз-огузский. Тюрки также умели слагать стихи - касиды и рубаи. [До нас] дошел рубаи, ритмичный и содержательный» [8, с.92]. Это подтверждается археологическими находками с городища Актобе. В 1989 г. была обнаружена согдийская надпись на венчике большого хума, выполненная курсивным согдийским письмом, характерным для многих согдийских памятников периода VIII-X вв. Данная надпись расшифрована проф. В.А. Лившицем, который пишет, что «надпись из Актобе, хотя и сохранилась не полностью, по объему превосходит все ранее известные согдийские надписи на керамике» [11].

Перевод надписей гласит: [«...Этот сосуд] был изготовлен этому великому Худтаку в благословенном году, знак которого (?) - год Зайца, в месяце Малый Ханда, в четверг, в день Рам-роу. Написал [Са] лим-хан Аббас (?) 160-й год. Да живет (Худтак) возвышенным, да пребывает питье (?) его счастливым!»[11, с.6].

«Из Баласагуна, - отмечает В. В. Бартольд, - происходит поэт Юсуф хас-хаджиб, автор «Кутадгу билик», старейшего поэтического произведения на тюркском языке (462/1069—70 г.); правитель Богра-хан из Кашгара, которому посвящена поэма, по-видимому, тот Богра-хан Харуп, упомянутый Ибн-ал-Асиром, ...который сначала в качестве соправителя своего брата Тогрул-хана, а затем в течение 29 лет до 496/1102-03 г. единолично правил Кашгаром, Хотаном и Баласагуном» [6, с.356].

В XIII в. ал-Хамави писал, что из Баласагуна вышла «группа людей, среди которых Абу Абдуллах Мухаммед ибн Муса ал-Баласагунский, известный в городе под именем ат-Тюрк; он учился фикху в Багдаде у кади Абу Абдоллаха ал-Дамагани, ханифта. Он направился в Шам (Сирию) и принял на себя обязанности кади в Байт ал-Мукад-дас (Иерусалиме), а затем в Дамаске» [8, с.78]. Другой арабский ученый Махмуд ибн Вали перечисляет культурные учреждения города Баласагуна. Баласагун имел 40 соборных и 200 будничных мечетей, 20 ханака, 10 медресе. Народ Баласагуна - суниты из общества ханифитов. В том городе науки фикхи хадис был распространен больше, чем другие занятия [8, с.241]. Как видим, был Баласагун не только культурным, но и крупным научным центром, где работали ученые, известные за пределами своей страны. «Согласно Мухаммед-Хайдеру, - писал В. В. Бартольд, - этот Джемаль ад-дин упоминает в приложении к своему труду (Мулхакат ас-сурак) большое число ученых из Баласагуна» [6, с.357]. «...Во время Мухаммед-Хайдера еще можно было видеть на берегу Чу надгробье умершего в 711/1311 -12 г. имама Мухаммеда-Факиха Баласагуни. Следователыно, Баласагун был известен под своим прежним названием еще в первом десятилетии VIII/ХІV в.» [6]. О наличии многочисленных образованных людей говорит и тот факт, что в городе функционировало большое число крупных религиозных учреждений.

Городище Актобе состоит из цитадели, шахристана и рабада, которые исследуются археологами КазНУ с 1974 г. В результате раскопок в верхнем слое цитадели вскрыт дворцовый комплекс, состоящий из различных помещений, в которых найдены чаши, крышки, дастарханы, миски, кувшины, горшки из поливной и неполивной керамики, наконечники копий, чугунные котлы, фигурка человека, монеты различного периода и др. Эти находки позволяют говорить о том, что средневековый город Баласагун пережил два этапа: VI-VIIIи IX-XIII вв. На первом этапе Чуйская и Таласская долины входили в состав западнотюркского, тюркешского каганатов, государства огузов. В этническом отношении они пережили объединения различных племен, занимающихся земледелием, скотоводством, ремеслом и другими видами хозяйства. Актобе - многослойный памятник. Нижний его слой датируется VI-VIII вв. Основателями города были тюрки. Об этом свидетельствуют археологичсские данные по цитадели, шахристану и рабаду. К этому этапу относятся остатки хумчи, горшков, фрагменты жаровни, миски, керамические светильники и 5 монет, датируемых концом VII- началом VIII в. Эти материалы позволяют говорить о том, что на первом этапе Баласагун уже становится административным, хозяйственным и культурным центром государственных объединений. Баласагун возник и развивался в тесной связи с соседними и дальними городами Южного Казахстана и Центральной Азии.

В нижнем слое найдены горшки, аналогичные извлеченным в Отраре и датирующиеся VII-VIII вв. Фрагменты хума схожи с хумами, найденными в Отраре и Кулане, а статуэтка - фигурка человека - с известной из коллекции Секкулука.

Второй этап развития Баласагуна характеризуется большими строительными работами по укреплению стен цитадели и расширению всего комплекса. Цитадель достраивалась и стала мощным фортификационным сооружением в центре города. За счет возведения внутренних стен крепостная стена постепенно достигла 10 м толщины и имела оборонительное значение. Оборонительную функцию выполняла и сложная система глинобитных ограждений земельных участков. Эти участки огромным полукольцом охватывают городскую застройку, состоявшую из мощных валов высотой и шириной до 5 - 6 м, прижимающих ее к реке Аксу. Общая протяженность валов 52 км. Все это наводит ңа мысль, что в строительстве всего комплекса городиша Актобе, в том числе оборонительных сооружений, принимали участие не только горожане, но и сельские жители и кочевое население.

В IX- начале XIII вв. Баласагун достиг своего наивысшего расцвета. Правителями его была Караханидская династия. На основании китайских источников XIII в. архимандрит Палладий писал: «Резиденция каракитайская расположена была на долине, огражденной с двух сторон горами и исчерченной водопроводами; в 1259 году здесь видны были остатки замечательных построений и окопов» [12]. Речь здесь идет о каракитайской резиденции города Баласагуна. Действительно, в ходе раскопок в 1977 г. обнаружены водопроводные линии на территории Актобе. Водопроводная линия снабжала питьевой водой не только цитадель и шахристан, но и весь город, по крайней мере многие усадьбы, находившиеся на рабаде, пользовались водопроводом. В цитадели и шахристане обнаружены канализационные трубы, баня, ремесленный центр, мечеть и другие объекты.

Несколько слов о монетах, найденных на раскопках Актобе. Из них 35 экземпляров являются подъемным материалом, остальные найдены в культурных слоях рабада, шахристана и цитадели. По датам изготовления монеты относятся к следующим хронологическим периодам: VII-VIII вв., XI-XII вв. Монеты VII-VIII вв. лучшей сохранности и представлены чеканом - тухусом (6 экз.) и тюргешами (3 экз.). Самую значительную часть монетных находок на Актобе представляют караханидские дирхемы XI-XII вв. общим числом 25 экз.

В 1984 г. в одном из помещений на шахристане Актобе найден клад численностью около четырех тысяч монет эпохи Караханидов IX-XII вв. Общий вес клада в неочищенном виде 21 кг. В количественном отношении данный клад является крупнейшим из найденных на территории Центральной Азии и Казахстана.

Нумизматический материал из городища Актобе не выделяет его среди других раннесредневековых городов Чуйской долины, имевших общую закономерность в своем развитии: возникнув в V-VI вв., они достигали расцвета в XI-XII вв. Найденные монеты в комплексе с археологическим материалом свидетельствуют, что в Баласагуне в VIII-XII вв. была развита денежная торговля, которая усиливала общение оседлого и полукочевого населения юга Казахстана.

Баласагун был также центром ремесленного хозяйства, торговли и городской культуры. Через него проходил Великий шелковый путь, имевший важное значение для развития экономики и культуры города. В эпоху Караханидов усилилась связь Баласагуна с соседними и дальними городами, особенно с культурными центрами Центральной Азии и Южного Казахстана, Северной Киргизии. Многочисленные археологические находки из городища Актобе свидетельствуют о высокой городской культуре оседлого и полукочевого населения Чуйской долины. Эта культура развивалась на автохтонной основе.

Баласагун (городище Актобе) погиб в результате междоусобных феодальных войн. В разрушенном виде Баласагун оставался до прихода монголов в 1218 г. и после. Поэтому жители Баласагуна не могли оказать сопротивления войскам Чингисхана, которые заняли его без боя. В.В. Бартольд писал: «В 1218 г. Баласагун был занят без сопротивления полководцем Чингисхана Джэбе-нойоном и получил у монголов название Гобалык, что, согласно Мирхонду (История Чингисхана, изд. Жобера, 91), означает 'хороший город' (Шахр-и хуб, очевидно, монг. гоа 'хорошо'+балык 'город'). У самих жителей город, вероятно, сохранил прежнее название» [6, с.357].

Монголы недолго оставались в разрушенном городе. Видимо, поэтому в течение 16 лет в верхнем слое городища Актобе нами не обнаружено существенных археологических находок, относящихся к материальной культуре монголов. После монголов Баласагун окончательно потерял свое значение и стало забываться даже его название. Махмуд ибн-Вали писал: «[Баласагун.— М.Ш.] с тех времен (т. е. с монгольскых.- М.Ш.) до сегодняшнего дня находится в опустошенном и заброшенном состоянии... Во времена правления некоторых потомков Чингисхана остался под песком, а в настоящее время в некоторых его местах из-под песка иногда можно увидеть комнаты со всей [домашней] утварью: котлами, глиняными чашками, сосудами и вазами, паласами и прочими... В некоторых же комнатах покоятся и люди. Словом, этот город в прошлом был одним из лучших городов того края, но в настоящее время забыто [даже] его имя» [8].

Баласагун основательно был разгромлен при каракитайских гурханах, а именно в 1210 г. Только большой город мог выдержать 16-суточное сопротивление войску Гурхана. Это потрясло страны тюрков, о чем писали многие ученые и путешественники того времени. После этих событий город оставался в разрушенном состоянии. Уцелевшие жители постепенно переселялись в другие города и селения.

Другим веским доводом в пользу нашей локализации Баласагуна являются топонимические данные из книги «Диван Лугат ат-Тюрк» М. Кашгари. Он перечисляет важнейшие (известные) местности, находящиеся вокруг Баласагуна. На этой основе мы провели исследования и установили, что эти географичсские названня иаходятся в окрестности современного городища Актобе. Они следующие: Аулиетау (Баласагунские горы), Бакырлыгтау, Юн-Арык.

Местонахождение города Баласагуна, которое мы относим к современному Актобе, между (Баласагунскими) Аулиетау и Бозжоргынскими горами. По сей день местное население называет эти горы Аулие-тау. Об этом М. Кашгари писал: «Кулбак - имя тюркского отшельника, который постоянно жил в горах Баласагуна. Рассказывают, что он писал своей рукой на твердой черной скале „тенгри коулы Кулбак", т. е. ,,раб божий Кулбак", и надпись оказывалась белой. И писал таким же образом на белой скале и оказывалась черная надпись. Следы его остались до сих пор» [10, с.84].

Баласагунские горы (Аулиетау) расположены на юго-западном побережье Ташуткульского (Тасоткил) водохранилища и начинаются от плотины. На 200-тысячной карте его общая площадь составляет З-В - 20, Ю-С - 25 км. Высота над уровнем моря у Баласагунских гор различная. Самый высокий холм 628 м. Часть горного массива, находящаяся возле плотины, называется Аулиетау (Святой город). Между двумя горами, через седловину проходит Великий шелковый путь (см. рис. 1). Оставшаяся часть Аулиетау именуется Шыбыром (многочисленные и разной высоты холмы, которое местное население называет Шыбыром).

Имя Қулбак фигурирует и в исторической поэме Юсупа Баласа-гунского «Кулук» [13]. В 1987 г. была найдена кость с надписью, которая нанесена черной тушью арабской вязью. Эта надпись частично прочитана Б. Ахметовым, работающим в Институте востоковедения АН Узбекской ССР. Надпись гласит: «Кулук сын Алии; Кабар дочь Кулука: Биркулук Али Зада; Чинис сын Кулука...» По-видимому, на этой кости содержатся сведения о жизни святого человека Кулбака, или Кулука, проживавшего в городе Баласагуне (рис. 2).

Жители ближайшего селения Чуйского района до сих пор помнят, что до недавнего времени Баласагунские горы (Аулиетау) были «святым местом», куда приезжали на молебен белые люди, через горы прогоняли больные отары овец. Шелковый путь проходил через эти горы, путники молились святому Кулуку. Южная граница Актобе доходит до Бозжоргинских гор, где находится несколько крупных сторожевых башен, сложенных из пахсовых блоков.

Другое место, описанное М. Кашгари,- Бакырлыг-тау, 'гора, содержащая медь' [10, с.84]. Эти сведения М. Кашгари также подтверждаются тем, что в 25-30 км северо-восточнее Тасоткуля на территории бывшего совхоза им. Чкалова находится местность Шадыркуль (бывший Бакырлыг-тау, т.е. медная гора).

Летом 1989 г. археологами КазНУ был изучен Шатыркульский рудник. По обоим берегам одноименной реки обнаружены многочисленные курганы, относящиеся к эпохе бронзы и железа. По берегам Шатыркуля имеются наскальные изображения. Здесь хорошо просматриваются остатки древнего рудника обшей протяженностью около 4-5 км. На поверхности горной породы хорошо прослеживаются места древней шахты. Следовательно, рудник действовал в эпоху бронзы и железа. Особенно широко рудами Бакыртау пользовались баласагунцы в эпоху средневековья. Медный рудник на Шатыркуле просуществовал до 1928 г. В 70 - 80-х гг. XX в. Шатыркульский рудник был исследован геологами, которые пришли к выводу, что он имеет богатые залежи меди и будет использован в будущем. Медью рудника, вероятно, пользовались не только баласагунцы, но и другие ремесленники Чуйской и Таласской долин, так как другого медного рудника в этом регионе пока не найдено.

М. Кашгари указывает также на то, что «Юн-Арык - название летовки поблизости от Баласагуна» [10], т. е. Юн-Арык отождествляется с Жонарыком, который находится с западной стороны средневекового городища Актобе до  Луговое (бывший Кулан). Это огромное пространство вполне подходит для летовки Баласагуна. Ныне на этой территории в советский период находились такие крупные хозяйства, как колхоз «Казахстан», овцеводческий совхоз «Меркенский», зерносовхоз «Аспаринский», овцеводческий совхоз «Татьянский».

Мы интересовались этимологией Юн-Арыка. В древнетюркском языке Юн-jип arig— географическое название летовки поблизости от Баласагуна» [14], а в таджикском языке: «Юн или пахлубок, возвышенное место» [14]. Следовательно, по-тюркски жон-арык или беларык - канал, проложенный по возвышенным местам. Старое русло этого канала по сей день сохранилось. В настоящее время на этом месте находится аул «Беларык». Старожилы аула Б. Имашев (81 год), С. Абидаев (73 года) хорошо знают историю Жонарыка  [15]. Жонарык нельзя смешивать с Донарыком, находящимся возле городища Бурана. Во-первых, Донарык — название поселения, во-вторых, Юн - или Жонарык — названия рукотворной водной артерии. Это два различных этнонима. Этимология слова Донарык сводится к следующему: в «Турецко-русском словаре» dun 'низкий, ниже, низина' [16] и т. д. и в древнетюркском языке don 'нижний, низкий' [17]. В таджикском словаре дун 'нижний' [18]. Следовательно, Донарык означает 'селение, находящееся в низовьях реки'. «Городище (Бурана. - М.Ш.), - пишет П.Н. Кожемяко,- занимает большую впадину по обеим берегам мелководной р. Бурана в 15 км к югу от г. Токмака, на восточной окраине села Донарык» [19], по-видимому, село Донарык находилось в низовьях р. Бурана.

Таким образом, по литературным, археологическим и этнографическим данным, исторический средневековый город Баласагун локализуется на месте городища Актобе.

Рис. 2. Карта городища Актобе  (жирной линией обозначены валы, галочками  - территория со следами застройки, звездочкой – цитадель, точками – шахристан)

Список использованных источников

1.  Бартольд В.В. Баласагун // Соч. - Т. 3. - М., 1965. - С. 357.

2.  Бернштам А.Н. К исторической топографии // IВДИ. - 1940. - № 2. (II). - С. 191 - 198.

3.  Кызласов Л.Р. Раскопки древнего Баласагуна // Вестник МГУ. Сер. обществ. наук. - 1953. - № 11. - Вып. 14. - С. 159-160.

4.  Кызласов Л.Р.  Работы  Чуйского  археологического  отряда  1953-1954  гг. // КСИЭ. - 1957. - Вып. 26. - С. 88-96.

5.  Караханиды в Мавераннахре по тарих Мунедджим-баши в  османском тексте, с переводом и примечаниями В. В. Григорьева // Туркестанский сборник. - Т. 403. - С. 39.

6.  Бартольд В. В. Соч. - Т. 3. - С. 355.

7.  Волин  С.  Сведения  арабских  источников  IX-XVI  вв.  О долине реки Талас и смежных  районах // Труды  Института  истории,  археологии  и  этнографии.  - Алма-Ата, 1960. - Т. 8. - С. 82.

8.  Материалы  по  истории  Средней  и  Центральной  Азии  X-XIX  вв.  - Ташкент, 1980. - С. 78.

9.  Мухмуд ибн Вали. Море тайн // Материалы по Средней и Центральной Азии X-XIXвв. Ташкент, 1988. С. 241.

10.  Волин С. Сведения  арабских  источников  IX-XVI  вв.  О долине реки Талас и смежных  районах // Труды  Института  истории,  археологии  и  этнографии.  - Алма-Ата, 1960. - Т. 8. - С. 83.

11.  Лившиц В.А. Согдийская надпись на венчике хума из Актобе (Чуйская долина). Рукопись. С. 1.

12.  Туркестанский сборник. -Т. 77. - С. 379. 24

13.  Баласағұн Ж. Құтты білік. Алматы, 1986. С. 124.

14.  Таджикско-русский словарь. - М, 1954. - С. 303.

15.  Полевой отчет за 1980 г.

16.  Турецко-русский словарь. - М., 1977. - С. 249.

17.  Древнетюркский словарь. - Л., 1969. - С. 160.

18.  Таджикско-русский словарь. - С. 143.

19.  Кожемяко П. Н. Указ. работа. - С. 126.


М.У. Шәлекенов, әл-Фараби атын. ҚазҰУ, т.ғ.д., профессор 

ОРТАҒАСЫРЛАРДАҒЫ АСТАНАЛЫҚ БАЛАСАҒҰН ҚАЛАСЫНЫҢ ОРНАЛАСҚАН ЖЕРІ 

Мақалада автор археологиялық, жазба және этнографиялық мәліметтер негізінде 

Жамбыл облысы, Шу ауданында орналасқан 

ортағасырлық Ақтөбе қаласын 1

974 жылдан бері үздіксіз жүргізілген археологиялық зерттеулер негізінде V-XIII ғғ. Баласағұн қаласы екендігін дәлелдейді. 


Кілт сөздер: Баласағұн, Шу, Суяб, қала, археология


SHALEKENOV M.U.

al-Farabi KazNU,

Professor of the Archeology, Ethnology and Museology, Candidate of Historicl Sciences 

LOCALIZATION OF THE MEDIEVAL CAPITAL CITY OF BALASAGUN

In this article the author on the basis of archaeological, written, and ethnographic data proves that the medieval fortification of Aktobe (located in Shu district of Zhambyl region) archaeological research on which has been conducted since 1974, is the historical city of Balasagun, dating from the V-XIII centuries.

Key words: Balasagun, Chu, Suyab, hillfort, archeology.  




Пікір жоқ

Пікір қалдыру үшін кіріңіз немесе тіркеліңіз

Қаралуы: 932

Рецензиялар жоқ

Жүктеу

О локализации Баласагуна.doc 9.28 MB

Санат

Пәнаралық зерттеулер Әдістемелік еңбектер Макро- және микротарих Отан тарихы. Зерттеудің жаңа әдістері Жас ғалымдар зерттеулері Сын. Пікір

Тақырып бойынша мақалалар

УДК 930.2 «1887-1917»+94(574) Отражение истории кочевых народов Центральной Азии в «Трудах» Оренбургской ученой архивной комиссии. ӘОЖ 902/904 (574.5) РАХАТ ҚАЛАШЫҒЫНДАҒЫ 2017 ЖЫЛЫ ЖҮРГІЗІЛГЕН АРХЕОЛОГИЯЛЫҚ ІЗДЕНІС ЖҰМЫСТАРЫНЫҢ КЕЙБІР ҚОРЫТЫНДЫЛАРЫ ЛОКАЛИЗАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО СТОЛИЧНОГО ГОРОДА БАЛАСАГУН 902 (574) С.С.Черниковтің Шілікті жазығындағы археологиялық ескерткіштерді зерттеуге қосқан үлесі 902.2(574) ИЗ ИСТОРИИ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ТУРГАЯ: К СОСТАВЛЕНИЮ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОГО ОБЗОРА ПО ЭПОХЕ БРОНЗЫ УДК 902.2 «СТОРОЖЕВЫЕ БАШНИ» ИСПИДЖАБА» (предварительные итоги) УДК 902/903 «632» (574) МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПАМЯТНИКОВ КАМЕННОГО ВЕКА КАЗАХСТАНА* УДК 902, 929 ГОРОДИЩЕ ХАНКУРГАН – СТАВКА АБЛАЙХАНА УДК 902/903 «632» (574) НОВЫЕ ДАННЫЕ К УСТАНОВЛЕНИЮ ВРЕМЕНИ УГАСАНИЯ ЖИЗНИ ШАВГАРА (ГОРОДИЩЕ ШОЙТОБЕ, ТУРКЕСТАНСКИЙ ОАЗИС)

Автордың мақалалары

ЛОКАЛИЗАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО СТОЛИЧНОГО ГОРОДА БАЛАСАГУН