Басты бет » Материалдар » УДК 94(574) Социальные сети в информационно-коммуникационном пространстве Казахстана

Алтаев А.Ш., Казахский национальный университет им. аль-Фараби, д.и.н., профессор,Кожакеева Л.Т.зав.кафедрой Истории КазГосЖенПУ , д.и.н., и. о. профессора

УДК 94(574) Социальные сети в информационно-коммуникационном пространстве Казахстана

«edu.e-history.kz» электрондық ғылыми журналы № №1(13)

Тегтер: информационно-коммуникационные, интернет, общество, технологии, сети, информационное, социальные, аудитория
Аңдатпа:
Проблема, заявленная в статье, относится к распространению социальных сетей в Казахстане. Развитие информационно-коммуникационных технологий привело к появлению глобальной сети Интернет и созданию социальных сетей. Казахстан сегодня активно развивает эту сферу, реализуя задачи интеграции в мировое информационное пространство. В настоящее время самыми популярными сетями в стране являются: ВКонтакте - 43%; Одноклассники — 34%; Instagram — 31%; Мой Мир — 21%; Facebook — 19%; Twitter — 5% и другие — 3%. Население страны постоянно повышает свою активность в интернете и социальных сетях, ими пользуется сегодня 70%, что дает возможность перейти на новый уровень развития.
Мазмұны:

         Сегодня именно информационно-коммуникационные технологии определяют уровень общественного развития, оказывая влияние на все сферы жизнедеятельности человека.

  В начале 1990-х годов формирование глобального информационного общества происходит повсеместно, но в разных странах мира этот процесс отличается степенью интенсивности, широты и глубины охвата.  Сегодня в Казахстанетелекоммуникационный рынок изменился коренным образом, новые информа­ционные технологии, политика либерализации в области СМК открыли новые возможности для развития Интернета, появления новых сетевых операторов, Интернет-провайдеров, новых СМИ, что ведет к росту аудитории интернет-пользователей.

ХХI век ознаменовался широким распространением социальных сетей,  историю которых принято начинать с 1995 года, когда в США был создан первый портал Classmates.com, позволявший находить и обмениваться информацией с одноклассниками, коллегами, знакомыми. Сегодня социальные сети охватили весь мир, число их пользователей исчисляется сотнями миллионов. В Казахстане социальные сети быстро стали приобретать популярность и представлены разными возрастными и профессиональными категориями.

  Наиболее распространенными методами оценки развития ИКТ в разных странах мира являются Индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index) и Индекс развития информационно-коммуникационных технологий (ICT Development Index). Состояние ИКТ  в Казахстане может быть изучено на основе контент-анализа СМИ, специальных исследований  и опросов общественного мнения.

В целях изучения эффективности государственной информационной политики в РК используется  ряд документов - Концепция государственной информационной политики, Концепция формирования информационного общества, Доктрина информационной безопасности, целевая программа «Электронное государство», Программа Информационный Казахстан-2020». Также необходимая информация имеется на Официальном Интернет-ресурсе Министерства информации и коммуникаций РК.

  Уровень развития ИКТ сегодня является одним из наиболее важных показателей экономического и социального благополучия государства. Доступ к ИКТ, использования ИКТ, практическое знание этих технологий населением страны крайне важны в современных условиях, когда мир уже пошел к Новой технологической революции. Согласно Индексу развития информационно-коммуникационных технологий (ICT Development Index), представляющему комбинированный показатель, характеризующий достижения стран мира с точки зрения развития информационно-коммуникационных технологий, в 2017 г. Казахстан занял 52 место среди 176 государств. В ТОП-5 рейтинга входят Исландия, Южная Корея, Швейцария, Дания и Великобритания.  4 из пятерки лидеров страны Европы, но к Южной Корее сейчас прибавляются и другие страны Юго-Восточной Азии – Гонконг, Япония.

Из постсоветских государств нашу страну опережают Эстония (17 место), Беларусь (32), Латвия (35), Литва (41) и Россия (45 место)[1]. В Центральной Азии Казахстан по развитию ИКТ является региональным лидером.

Другой важный показатель, отражающий ведущую роль ИКТ в развитии инноваций, это Индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index), выпускающийся  Всемирным экономическим форумом и международной школой бизнеса INSEAD. Индекс измеряет уровень развития ИКТ по 53 параметрам, объединённым в три группы, характеризующих наличие условий для их развития;  готовность населения, бизнеса и государственных органов к использованию ИКТ и уровень их использования во всех секторах.

В Рейтинге 2017 г. Казахстан занял более высокое 40 место, опередив Россию. В лидерах сетевой готовности – Сингапур, Финляндия, Швеция, Нидерланды и Норвегия. Аутсайдеры, расположившиеся в конце рейтинга – страны Африки – Бурунди, Гвинея и Чад (141, 142, 143 места).

Самые высокие результаты среди постсоветских стран у Эстонии – 22 место, Литвы – 31 и Латвии – 33 место) [2].

Разница между самым высоким индексом у Сингапура в 6,0 балла и РК – 4,5 балла, достаточна заметна, но не критична. Вполне возможно эту дистанцию преодолеть, тем более что такие задачи поставлены в Программе «Цифровой Казахстан-2020».

По состоянию на 2016 год мобильный телефонявляется лидером по плотности использования населением. Охват этим видом ИКТ в Казахстане составил  96,8%.   При этом плотность SIM-карт достигла почти 200% — то есть, на каждого гражданина РК, включая младенцев и пожилых людей, приходится 2 SIM-карты. 58% населения имеет  настольный ПК,  44,7% —мобильный ПК, а 32% — планшетный ПК. При этом,  Алматы уступает Астане по плотности использования мобильных телефонов, но существенно опережает столицу по показателю «количество мобильных ПК» — 71,4% против 29%.

Интернет, активно растущий медиаканал в Казахстане, численность пользователей  которогопочти в 2 разапревышает охват прессы. В июле 2015 количество интернет-пользователей в РК достигло3,47 млн., 71%населения страны в возрасте от 12 до 54 лет заходят в сеть минимум не реже одного раза в месяц.

Плотность использования интернета в среднем по странесоставляет 84,4%. При этом в этот показатель входят не только подключения по протоколу xDSL, но и посредством мобильного телефона —3G и 4G/LTE.  Охват населения интернетом в Астане в 2016 г. достиг 99 %, тогда как в Алматы - 88%.

В среднем по РК 10,5% все еще пользуются технологиями прошлого века — коммутируемым соединением или ISDN. Причем, Алматы с показателем в 23 % лидирует в этом нерадостном  списке, в то время как в  Астане он составляет лишь 1,6%.

Процент пользования фиксированной широкополосной связью (xDSL) в среднем по Казахстану составлял в 2016 г.  42%. При этом в  Алматы - всего 20,7%, тогда как в Астане — 85%. Наземная фиксированная беспроводная широкополосная связь используется 5,5% населения, спутниковая широкополосная связь —  1,9%, мобильное широкополосное соединение (в т.ч. 3G, 4G/LTE) — 69,2%. Последнее применяется  в Алматы среди 58,6%, а в Астане — в 36%. На другие виды мобильных интернет-соединений (через аналоговый мобильный телефон, GSM, GPRS и другие устаревшие технологии) в среднем по стране приходится 8,3%, в том числе в Алматы — 21,7%, в Астане — только 2,2%[3].

В 2016 г. почти 79% населения Казахстана пользовались интернетом не менее одного раза в день, 16% — не менее одного раза в неделю, менее одного раза в неделю — 5%. Самая интернетизированная аудитория проживает в Астане — в столице тех, кто выходит во Всемирную сеть ежедневно — 98,5%. В Алматы таковых меньше — 87,4%.

Программа «Цифровой Казахстан» выдвинула целевой индикатор к 2021 году довести проникновение интернета в Казахстане до 81%%[4]. Учитывая скорость и темпы распространения интернета этот показатель может быть превзойден  в самое ближайшее время.

Аудитория в Казнете представлена следующими категориями:

- Женщины - 52,2%. При этом женщины в возрасте от 25 до 34 лет составляют 19,1%;

- Мужчины – 47,8 %. Самый многочисленный сегмент мужской аудитории — в возрасте от 18 до 24 лет – составляет всего13,5%.

Городские жители представляют самый крупный сегмент интернета-67,5% пользователейв Казахстане.

 По роду деятельности самыми многочисленными являются группы рабочих и служащих, которые в сумме составляют почти 50 % пользователей, а более «продвинутые» категории руководителей и специалистов составляют 25 %%[5].

Сегодня Казнет является лидером в Центральной Азии по количеству доменов. С момента своего рождения в 1994 г. и до 1 ноября 2014 г. было зарегистрировано 117 917 доменных имен в зоне .KZ и 1446 — в зоне .ҚАЗ. По состоянию на 1 сентября 2015 года его доменная емкость выросла примерно на 3 % и составила 123870 доменов (.ҚАЗ+.KZ). По состоянию на август 2016 г. его емкость выросла еще на 2 % и составила 125411 доменов. С начала 2017 г. темпы роста емкости доменов ускорились и по оптимистичным прогнозам в концу декабря достигнут 140 тысяч[6].

Между тем, несмотря на то, что РК является лидером по плотности доменов в Центральной Азии, так на 100 человек в РК приходится 074 домена, тогда как в Кыргызстане – 0,14, а в Узбекистане – только 0,1. Но в сравнении с среднемировыми значениями около 4.4-4,5 доменов на 100 человек, это почти в 6 раз меньше.

Так что, предстоит огромная работа с тем, чтобы максимально увеличить плотность доменов в Казахстане до среднемировых значений.

Согласно исследованиям развития интернет-рынка в Казахстане предпочтением казахстанцев пользуются социальные сети. История социальных сетей связана  с появлением интернета, открывшего новые возможности для быстрого общения. Первоначально сети предназначались для военных, затем подключились ученые, а следом самые широкие массы рядовых граждан. Созданный в 1995 года первый такой портал Classmates.com, к 2008 годунасчитывал уже 50 миллионов подписчиков.

В 2002 году появилась социальная сеть для деловых контактов – LinkedIn, предназначенная для поиска коллег, вакансий и размещению информации о своей профессиональной деятельности. В 2016 г. в сети насчитывалось 433 миллиона участников.

В 2003 году появилась блог-платформа MySpace,  специально ориентированная на молодёжь, которая хочет читать, слушать музыку, обмениваться видеоконтентом, размещать свои фотографии и вести блоги. В 2008 году в ней имелось 114,6 миллионов пользователей. Довольно долго она была самой популярной социальной сетью в мире, но ситуация изменилась с появлением  Facebook .

Сайт Thefacebookоткрылся4 февраля 2004 года и сначала был доступен только для студентов Гарвардского университета. Затем аудиторию расширили до Стэнфордского, Колумбийского и Йельского университетов. В сентябре 2006 года сеть стала открытой для всех пользователей старше тринадцати лет. 

За двенадцать лет социальная сеть лишилась артикля и достигла 1,71 миллиарда активных посетителей в месяц. Марк Цукерберг стал самым молодым миллиардером планеты в 23 года благодаря своему изобретению.

Facebook позволяет пользователям создавать собственную страницу с фото и информацией, общаться с друзьями, оставлять сообщения на стенах, загружать видеозаписи и создавать группы, а также страницы компаний. Facebook как инструмент для влияния на аудиторию используют множество, как крупных корпораций, так и локальных организаций. Активно пользуются этой социальной сетью бизнесмены и политики в репутационных целях.

В апреле 2016 года в социальной сети запустили Facebook Live - собственный Periscope.

Социальной сетью, самой популярной в России, является Вконтакте. Она была создана Павлом Дуровым 10 октября 2006 года и была предназначена  в качестве площадки сети для студентов и выпускников вузов.
Поданнымна октябрь 2016 года в социальную сеть заходят ежедневно более 80 000 000 пользователей. Из них 65% — из России.

Социальная сеть Одноклассники была запущена Альбертом Попковым 26 марта 2005 года. Всего за восемь месяцев количество зарегистрированных пользователей достигло 1,5 миллионов человек, в 2007 году этот показатель поднялся до 4 млн.
  В 2008 году по аналогии с Classmates была введена платная подписка, только на этот раз — не для дополнительных функций, а на этапе регистрации. Популярность сайта упала, пользователи перетекали Вконтакт, и в 2010 году платную регистрацию отменили. На 2010 год 56% пользователей сети — люди в возрасте 25-44 года.

В 2016 году в социальной сети появилась функция денежных переводов и стриминговых трансляций, компания выпустила приложение «ОК видео» для Smart TV и интегрировалось с Instagram.

В 2006 году был запущен Twitter. Это был SMS-сервис для общения с небольшой группой людей. Вопрос «Что ты сейчас делаешь?» был главным с самого начала.Первый твитпоявился 21 марта 2006 года, его оставил Джек Дорси: «просто настраиваю мой twttr». Сообщения в Twitter несколько лет назад можно было публиковать с обычных телефонов — отправив на нужный номер текст для размещения.  Изначально количество символов было ограничено 140. Чтобы уместить ссылку, начали использовать сокращалки. В 2016 году были сделаны послабления — и сервисперестал учитывать ссылки в ограничении.

Вся суть Twitter — вложить в эти 140 символов мысль, идею, информацию для своих друзей. Краткость — сестра таланта.

В 2010 году на сцену вышла социальная сеть, фишка которой — квадратные фотографии, похожие на фото Polaroid, и фильтры. Спустя пять лет после запуска Instagram дал наконец возможность добавлять фотографии и видео любой формы.

В 2012 году Facebook купила Instagram, общая сумма покупки составила миллиард долл. США, но на деле он стоил в 49 раз дороже.
ПочемуInstagram выстрелил? Потому что фотографии — универсальный язык. Пользователям не нужно даже читать подписи, потому что фото, обработанные с помощью фильтров, рассказывают истории сами по себе.
За первые сутки после запуска Instagram в 2010 году в нём зарегистрировались 25 тысяч человек. Учитывая тот факт, что сеть изначально работала только на iOS. В 2012 году глава Facebook Марк Цукерберг заявил о 200-миллионом зарегистрированном пользователе. В декабре 2014 года Instagram по числу пользователей обошёл Twitter. 21 июня 2016 года количество пользователейдостигло500 миллионов человек.

В социальных сетях Вконтакте и Facebook люди рассказывают истории и делятся мыслями. Причём авторов, то есть создателей оригинального контента, больше в Facebook. В российском аналоге пользователи предпочитают репосты.

В Twitter делятся уже не историями, а короткими замечаниями. Микроблоги учат лаконичности, заставляют укладывать мысли в ограниченное количество символов.

Instagram предполагает общение на визуальном уровне. Иногда проще сделать фото или видео вместо того, чтобы описать что-то подробно. Такая узкая направленность контента в Instagram гарантировала ему успех.

Сегодня социальные сети в Казахстане получили широкое распространение, ими  пользуется 70% населения. В соответствии с данными исследования, проведенного 16 февраля — 16 марта 2017 года среди населения Республики Казахстан в возрасте от 18 до 55 лет по выборке, репрезентирующей население городов и сел, аудитория пользователей социальных сетей распределяется неравномерно по гендерной принадлежности и возрастным категориям. Так, среди пользователей женщины составляют 55 %, мужчины – 45 %. Более активны в соцсетях горожане, среди них  76% пользователей, тогда как среди сельских жителей — 61%.

Лица, состоящие в браке, менее активны в соцсетях— среди них 65% пользователей, тогда как среди не состоящих в браке — 81% пользователей.

Наибольшая доля пользователей соцсетей зафиксирована в Астане — 88% респондентов, наименьшая— в Шымкенте— 61% шымкентцев пользуются социальными сетями.

В настоящее время самыми популярными сетями являются: ВКонтакте - 43%; Одноклассники — 34%; Instagram — 31%; Мой Мир — 21%; Facebook — 19%; Twitter — 5% и другие — 3%[7].

ВКонтакте представлены преимущественно горожане, среди них доля пользователей составляет  63%, а среди сельских жителей — 37%. Доля женщин составляет 52 %, мужчин – 48 %. 60 % пользователей Вконтакте —  молодежь в возрасте 18-29 лет. Группа пользователей в возрасте 30-40 лет составляет 28 % и в возрасте 41-55 лет — 12 %.

Пользователями Одноклассники является преимущественно городское население — 63%, сельские жители — 37%. Среди пользователей женщин больше, чем мужчин — 58% и 42% соответственно. Наибольшая доля — возрастная группа 30-40 лет — 37%, молодежь 18-29 лет — 34% пользователей, старшая группа 41-55 лет — 30%.

Instagram - пользователи представляют преимущественно городское население — 67%, сельские жители — 33%. Среди пользователей женщин больше, чем мужчин — 58% и 42% соответственно. Отличительно, что в этой соцсети наибольшая доля — молодежь 18-29 — 62%. Заметно меньше представителей возрастной группы 30-40 лет — 26% и группы 41-55 лет — 12%.

Пользователи Мой Мир – это  преимущественно городское население — 69%, сельские жители — 31%. Среди пользователей женщин больше, чем мужчин — 53% и 47% соответственно. Если говорить о возрастных характеристиках, наибольшая доля пользователей — молодежь 18-29 лет — 44%. Пользователи от 30 до 40 лет — 35%, старшая группа 41-55 лет — 21%.

Пользователи Facebook - 66 % составляет городское население, сельские жители — 34%. Среди пользователей женщин больше, чем мужчин — 55% и 45% соответственно. Если говорить о возрастных характеристиках, наибольшая доля пользователей — молодежь 18-29 лет — 54% пользователей. Пользователи от 30 до 40 лет — 32%, старшая группа 41-55 лет — 14%.

В региональном разрезе доля пользователей наиболее популярных среди казахстанцев социальных сетей представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Распределение пользователей соцсетей по городам (%)[8]

Город

Доля пользователей (%) ВКонтакте

Доля пользователей(%)

Одноклассники

Доля пользователей(%)

Instagram

Доля пользователей(%)

Мой Мир

Доля пользователей(%)

Facebook

Алматы

18

22

18

25

34

Караганда

12

16

13

17

9

Шымкент

11

14

10

15

9

Астана

8

9

9

8

9

Усть-Каменогорск

8

8

7

6

5

Актобе

6

6

6

5

5

Талдыкорган

6

4

6

5

5

Тараз

5

4

5

5

5

Костанай

5

4

5

4

5

Павлодар

4

3

4

3

4

В региональном разрезе городских пользователей Вконтакте, наибольшую долю занимают алматинцы — 18%, примерно одинаковые доли — жители городов Караганда и Шымкент (12% и 11% соответственно). Астана и Усть-Каменогорск насчитывают 8 % пользователей, Актобе и Талдыкорган – по 6, Тарази Костанай– по 5 и Павлодар – 4 %. Среди городских пользователей социальной сети Одноклассники, больше половины пользователей составляют жители Алматы (22%), Караганды (16%) и Астаны (14%). Среди пользователей сети Instagram, наибольшую долю занимают алматинцы — 18%. На втором месте жители Караганды – 13 % и на третьем – шымкентцы с 10 %.

25 % аудитории социальной сети Мой Мир составляют жители Алматы, 17 % - карагандинцы и 15 % - шымкентцы.

Среди  пользователейFacebook34 % составляют алмаатинцы. По 9 % занимают жители городов Шымкент, Караганда и Астана.

В целом по представительству во всех рассматриваемых социальных сетях лидируют жители южной столицы Алматы, на втором месте – карагандинцы и на третьем – шымкентцы. Жители столицы Астаны заняли лишь четвертое место в этом рейтинге.

Итак, сегодня в Казахстане распространение интернета очень высоко, в некоторых регионах страны уровень его проникновения приближается к 100%. Особенно, это касается населения столицы – Астаны. Между тем, в сельских районах интернетизация выражена довольно слабо, доступ к современному широкополосному интернету затруднен и ограничен.

Сегодня использование интернета в Казахстане сдерживают следующие факторы:

- невысокая готовность и отсутствие необходимости в нем среди населения страны, особенно среди сельского и старших возрастов;

- достаточно высокая стоимость подключения, не устраивающая многих потенциальных пользователей;

- опасения населения за сохранность личных данных и безопасность для детей и подростков.

Для повышения доступности интернета была принята программа «Цифровой Казахстан», в которой предполагается довести уровень его проникновения до 81 %.

Литература

1.Рейтинг стран мира по уровню развития информационно-коммуникационных технологий.Гуманитарная энциклопедия[Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2017. URL: http://gtmarket.ru/ratings/ict-development-index/ict-development-index-info. Дата обращения: 05.12.2017.

2.Индекс сетевой готовности.Гуманитарная энциклопедия[Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2017.  URL: http://gtmarket.ru/ratings/networked-readiness-index/networked-readiness-index-info. Дата обращения: 05.12.2017.

3.Уровень проникновения ИКТ в домохозяйствах Казахстана. [Электронный ресурс] URL: http://profit.kz/news/39443/Uroven-proniknoveniya-IKT-v-domohozyajstvah-Kazahstana/. Дата обращения: 10.12.2017.

4.Информационный Казахстан-2020. Официальный Интернет-ресурс Министерства информации и коммуникаций РК. // http://mic.gov.kz/ru. Дата обращения: 10.12.2017.

5.Шигаева Д. Интернет-аудитория Казахстана: портрет и предпочтения пользователя.//https://forbes.kz/stats/internet-auditoriya_kazahstana_portret_i_predpochteniya_polzovatelya Дата обращения: 10.12.2017.

6.Казнет: доменная плотность. http://profit.kz/news/38207/Kaznet-domennaya-plotnost/. Дата обращения: 10.12.2017.

7.Иргалиев Е. Социальные сети в Казахстане: Instagram для молодежи, «Одноклассники» для пенсионеров. https://365info.kz/2017/06/sotsialnye-seti-v-kazahstane-instagram-dlya-molodezhi-odnoklassniki-dlya-pensionerov/ Дата обращения: 10.12.2017.

8.Сост. автором  по данным: Иргалиев Е. Социальные сети в Казахстане: Instagram для молодежи, «Одноклассники» для пенсионеров. https://365info.kz/2017/06/sotsialnye-seti-v-kazahstane-instagram-dlya-molodezhi-odnoklassniki-dlya-pensionerov

Reference

1.Reiting stran mira po urovnyu razvitiya informacionno_kommunikacionnih tehnologii. Gumanitarnaya enciklopediya [Elektronnii resurs] // Centr gumanitarnih tehnologii 2006–2017. URL: http//gtmarket.ru/ratings/ict-development-index/ict-developmentindex-info. Data obrascheniya: 05.12.2017.

2.Indeks setevoi gotovnosti. Gumanitarnaya enciklopediya [Elektronnii resurs] // Centr gumanitarnih tehnologii, 2006–2017.  URL: http//gtmarket.ru/ratings/networked-readiness-index/networked-readiness-index-info. Data obrascheniya: 05.12.2017.

3.Uroven proniknoveniya IKT v domohozyaistvah Kazahstana. [Elektronnii resurs] URL: http://profit.kz/news/39443/Uroven-proniknoveniya-IKT-v-domohozyajstvah-Kazahstana/. Data obrascheniya: 10.12.2017.

4.Informacionnii Kazahstan - 2020. Oficialnii Internet_resurs Ministerstva informacii i kommunikacii RK. // http//mic.gov.kz/ru. Data obrascheniya: 10.12.2017.

5.Shigaeva D. Internet-auditoriya Kazahstana: portret i predpochteniya polzovatelya. //https_//forbes.kz/stats/internet_auditoriya_kazahstana_portret_i_predpochteniya_polzovatelya Data obrascheniya_ 10.12.2017.

6.Kaznet: domennaya plotnost. http://profit.kz/news/38207/Kaznet-domennaya-plotnost/. Data obrascheniya: 10.12.2017.

7.Irgaliev E. Socialnie seti v Kazahstane: Instagram dlya molodeji, «Odnoklassniki» dlya pensionerov. https://365info.kz/2017/06/sotsialnye-seti-v-kazahstane-instagram-dlya-molodezhi-odnoklassniki-dlya-pensionerov/ Data obrascheniya: 10.12.2017.

8.Sost. avtorom  po dannim: Irgaliev E. Socialnie seti v Kazahstane: Instagram dlya molodeji, «Odnoklassniki» dlya pensionerov. https://365info.kz/2017/06/sotsialnye-seti-v-kazahstane-instagram-dlya-molodezhi-odnoklassniki-dlya-pensionerov/ Data obrascheniya: 10.12.2017.

Алтаев А.Ш.,әл-Фараби атын. ҚазҰУ, т.ғ.д., профессор, Қожакеева Л.Т. ҚазМемҚызПУ кафедра меңгерушісі, т.ғ.д. 

Қазақстанның ақпараттық-коммуникациялық кеңістігінде әлеуметтік желілер

ТҮЙІН

  Мақалада көрсетілген мәселе Қазақстандағы әлеуметтік желілердің таралуына қатысты. Ақпараттық және коммуникациялық технологияларды дамыту ғаламдық Интернет пайда мен әлеуметтік желілерде құру соқты. Қазақстан белсенді әлемдік ақпараттық кеңістікке интеграциялау міндетін іске асыратын, осы аймақты дамып келеді. Төмендегідей Қазіргі уақытта елдегі ең танымал желілер болып табылады: ВКонтакте - 43%; Сыныптастар - 34%; Instagram - 31%; Менің әлемім - 21%; Facebook - 19%; Twitter - 5% және басқалары - 3%. Ел халқының саны үнемі келесі деңгейге өту үшін мүмкіндік беретін, қазір 70% оларды пайдалануға, Интернет және әлеуметтік желілерде өз қызметін жетілдіру болып табылады.
  Түйінді сөздер: ақпараттық қоғам, ақпараттық және коммуникациялық технологиялар, интернет, әлеуметтік желілер, аудитория

Altayev A.Sh., al-Farabi Kazakh National University, Doctor of Historical Sciences, Professor, 

Kozhakeyeva L.T., Kazakh State Women's Teacher Training University, Doctor of Historical Sciences, Head of Department 


Social Networks in the Information and Communication Space of Kazakhstan

Abstract

The problem stated in the article refers to the spread of social networks in Kazakhstan. The development of information and communication technologies has led to the emergence of a global Internet and the creation of social networks. Today Kazakhstan actively develops this sphere by realizing the tasks of integration into the global information space. Currently, the most popular networks in the country are: VKontakte - 43%; Odnoklassniki - 34%; Instagram - 31%; Moi Mir - 21%; Facebook - 19%; Twitter - 5% and others - 3%. The population of the country constantly increases its activity on the Internet and social networks, currently social networks are used by 70% of the population, which makes it possible to move to a new level of development.

Keywords: information society, information and communication technologies, Internet, social networks, audience


Пікір жоқ

Пікір қалдыру үшін кіріңіз немесе тіркеліңіз