Басты бет » Материалдар » ДОСУГ И ИССЛЕДОВАНИЕ ДОСУГОВЫХ ПРАКТИК СТУДЕНТОВ

А.К. Озанов1, 1Музей археологии РГП «Ғылым ордасы», младший научный сотрудник, г. Алматы, Казахстан

ДОСУГ И ИССЛЕДОВАНИЕ ДОСУГОВЫХ ПРАКТИК СТУДЕНТОВ

«edu.e-history.kz» электрондық ғылыми журналы № №4(12)

Тегтер: постиндустриальное, досуга, общество, популярность, молодежь, студенты, досуг, общество.
Аңдатпа:
В статье рассматривается проблема досуга молодежи, его виды. В частности, автор выполнил обзор основных зарубежных исследований, посвященных данному вопросу. Уделено внимание специфике студенческого досуга, его сущности как социальной подсистемы. Выполнено ранжирование видов досуга по популярности среди студентов.
Мазмұны:

В настоящее время все большее внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей роли досуга и об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения.

Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей.

Содержание понятия досуга по природе своей дуально. С одной стороны, оно выступает в качестве рекреационного средства, позволяющего восстанавливать интеллектуальный, культурный и физический потенциал, с другой — развивать всю совокупность духовных и физических качеств личности, исходя из ее социокультурных потребностей. В силу этого обстоятельства, досуг является относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности молодежи, в которой ее потребности определяются на основе свободного выбора.

Досуг выступает в качестве структурного элемента свободного времени, его содержание наполнено деятельностью, позволяющей не только преодолевать стрессы и усталость, но и развивать духовные и физические качества исходя из социокультурных потребностей личности. В то же время досуг является относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности молодежи.

Досуг предоставляет большие возможности для формирования нравственных ориентиров, как отдельной личности, так и различных социальных групп современного общества. Досуговая сфера активно влияет на общественное сознание, формируя в нем ценности, одобряемые обществом и, как правило, им же поощряемые; она располагает безграничными возможностями для реализации многообразных духовных потребностей общества и каждой личности в отдельности.

Студенческая молодежь отличается высоким уровнем интеллектуального потенциала, что создает предпосылки для активной досуговой деятельности. В то же время досуг студенческой молодежи существенно отличается от досуга других социальных групп в силу специфических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей: «молодежного сознания», повышенной эмоциональности восприятия и реакции. Условия жизнедеятельности студентов, такие как уровень дохода, социальное происхождение и наличие свободного времени, также оказывают существенное влияние на специфику и основные виды проведения досуга [1].

Сдвиги в объеме и структуре свободного времени позволяют перейти к новой структуре ценностей, в которой доминирующими ценностями студентов становится стремление к самореализации и индивидуально-личностному развитию человека во время досуговой деятельности.

Бурное развитие информационных технологий заложило основу для формирования общества совершенно нового типа – информационного общества, где средства массовой коммуникации оказывают значительное влияние на различные сферы общественной жизни, в том числе и на досуг каждого ее участника [2].

Несмотря на то, что описание значимости досуга мы встречаем уже в работах мыслителей древности, досуг как современное понятие сформировался в период индустриального и постиндустриального развития общества.

В концепциях постиндустриального общества сфера досуга рассматривалась как важнейшая социальная подсистема. Активное изучение досуга и институционализация социологии досуга начались после Второй мировой войны, с началом научно-технической революции.

  Экономический рост в 1950–1970-х годах при одновременном сокращении рабочего времени, появлении ежегодных оплачиваемых отпусков, улучшении качества жизни привели к появлению в научном социологическом сообществе идеи «общества досуга» («цивилизации досуга», «эпохи досуга»), нашедшей как сторонников, так и противников (концепция «общества досуга» основана на понимании общества, в котором доминирующая роль в жизни индивидов принадлежит досугу, в то время как значимость труда утрачивается).

Теоретический анализ крупных эмпирических исследований, фиксирующих коренные изменения в образе жизни и досуге, лег в основу концепции Ж. Дюмазедье, названной «цивилизацией досуга». По мнению Дюмазедье, рождение этой цивилизации датируется 1960–1970-ми годами. Ж. Фридман предложил концепцию компенсаторной функции досуга, который сглаживает социально-профессиональные противоречия в процессе поляризации сфер труда и досуга. Ж. Фурастье разрабатывал идею «цивилизации досуга» как модели постиндустриального общества: начиная с определенного уровня экономического развития досуг приобретает все большую автономию от труда и становится самостоятельной ценностью.

На основании эмпирических данных Ж. Дюмазедье сделал вывод о том, что ценность досуга превосходит ценность рабочего времени, так как многие индивиды предпочитают обладать большим количеством свободного времени, нежели высоким заработком. Рост значимости досуга, в свою очередь, оказывает значительное влияние на экономическую сферу общества, вызывая ее изменения, стимулируя развитие досуговой инфраструктуры.

Все это, по мнению Ж. Дюмазедье, свидетельствует о наступлении в 1960–1970-х годах «цивилизации досуга» с присущим ей разрывом зависимости между досугом и трудом: досуг служит не столько для восстановления потраченных физических и духовных сил, сколько для удовлетворения потребности более высокого плана – самовыражения, самоутверждения, социальной идентификации [3].

Ж. Фурастье понимал под «обществом досуга» модель постиндустриального общества, в рамках которого признается, что на определенном этапе экономического развития общества досуг приобретает независимость и самоценный характер по отношению к трудовой деятельности. Однако, в отличие от ранее упомянутых авторов, он не был склонен считать наступление общества досуга свершившимся фактом.

Английский социолог Д. Габор также придерживался идеи о неизбежном наступлении «общества досуга, однако рассматривал это общество как угрожающее человечеству. По мнению ученого, существует «трилемма» (три основные опасности, перед лицом которых находится человечество): уничтожение человечества вследствие ядерной войны, перенаселение планеты и «эпоха досуга». И если с первыми двумя опасностями человечество знает, как справиться, то к эпохе досуга оно психологически не готово. Ученый считал, что эпоха досуга станет реальностью в странах Западной Европы в течение жизни всего одного поколения.

Основными скептиками наступления «общества досуга» являются американские социологи Дж. Келли, Г. Бурк, С. Де Гразия, Т. Кандо.

Так, Дж. Келли относит к недостаткам теории «общества досуга» пренебрежение ее авторами политическими и социальными конфликтами, веру в возможность преодоления экологических проблем посредством использования новых технологий, игнорирование противоречий между необходимостью бесконечного производства товаров, необходимых для проведения досуга и сокращением производительности труда в «обществе досуга».

Г. Бурк рассматривал «общество досуга» не более чем иллюзию или нонсенс [4]. С. Де Гразия, в свою очередь, разводит понятия «свободное время» и «досуг», понимая под последним особое интеллектуальное и моральное состояние, которое свойственно лишь незначительному количеству индивидов [5].

Это больше, чем развлечение, релаксация и т. п., – досуг есть идеал, связанный с развитием интеллектуальных или моральных способностей, необходимых для служения обществу. По мнению С. Де Гразия, для современного американского общества досуг не характерен, в большинстве своем речь может идти только о свободном времени [6].

Т. Кандо также выступал с критикой концепции «общества досуга». По его мнению, автоматизация, кибернетизация, рост богатства могли привести к «обществу досуга», но не привели. Причиной тому два обстоятельства: во-первых, ценностная система общества поощряет труд, во-вторых, экономическая структура общества требует дорогостоящего массового потребления товаров, услуг и массового отдыха, а не свободу при осуществлении досуговой деятельности.

В результате трансформации видов досуговых практик одни их виды перестают быть популярными и распространенными (техническое творчество, художественные и народные промыслы), другие претерпевают существенные изменения, наполняются новым содержанием (дискотека, чтение, просмотр телепередач). Кроме того, возникают абсолютно новые, не имевшиеся ранее в практике проведения молодежью досуга виды (компьютерные игры, общение в социальных сетях).

Досуг считается очень трудным феноменом для анализа. Основной принцип оценки основывается на изучении его структурных элементов. Так, чем больше видов занятий содержит структура свободного времени, тем содержательнее и разнообразнее является деятельность человека в свободное время, то есть тем выше оценка содержания свободного времени. В данном случае в качестве показателя служат определенные виды досуговых практик.

На самом деле существуют большое количество разновидностей и классификации досуговых практик. Трудно определить весь спектр досуговых практик. По результатам исследования, стало возможным выявить основные виды досуговых практик и классифицировать их по нижеуказанной таблице.

На содержание свободного времени могут повлиять факторы, обусловленные социальной средой, уровнем культуры студента, его самосознанием, потребностями, интересами, психологическими качествами.

В анкете респондентам было предложено указать не более 3-х видов среди представленных многочисленных досуговых практик, которым студенты чаще всего посвящают свое свободное время.

Согласно результатам исследования, среди привычных форм досуга доминируют проведение времени в сети Интернет и посещение кинотеатров, развлекательных заведений (кафе, кофеен, клубов, караоке, ресторанов), 40-48% респондентов выделили данные виды досуга.

В структуру свободного студентов вошла такая, ранее не наблюдавшаяся его форма, как использование интернета, причем как в целях обучения, так и для общения и развлечений. Это, с одной стороны, расширяет кругозор студентов и круг их общения, а с другой – длительное, многочасовое «присутствие» в интернете забирает время, которое могло быть использовано, например, для занятий физкультурой и спортом, общественной работой и т.д.

Большое место в структуре досуга молодежи занимает Интернет. Формирование сети Интернет связано с процессами глобализации, все возрастающим влиянием различных факторов международного значения, в том числе культурного и информационного обмена, что, в свою очередь, является одной из предпосылок изменения социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга.

Следует отметить, что за последнее десятилетие Интернет стал существенно насыщеннее и доступнее. В настоящее время Интернет как вид досуговой деятельности организуется не только дома. Создано огромное количество устройств, способных в любое время и в любом месте обеспечить доступ в сеть Интернет. При этом Интернет предлагает огромное количество различных сервисов, интересных для студенческой молодежи. Доступность данного вида времяпрепровождения, несомненно, оказывает влияние на изменение в сфере досуга студенческой молодежи.

Развлечения в сети Интернет представлены весьма многообразно: просмотр телепередач, кино, видеоклипов, прослушивание музыки, просмотр спортивных трансляций, компьютерные игры, развлекательные видеоролики и анекдоты – всегда доступны вне зависимости от времени суток. Вероятно, именно это так привлекает студенческую молодежь. Каждый может выбрать то, что ему наиболее интересно.

Реже встречающимся в ответах видам можно отнести (20-26%) занятия спортом и физической активностью, прогулка с друзьями, чтение книг, журналов, газет. К редким формам досуга (до 20%) относятся просмотр телепередач, новостей, программ; изучение иностранных языков; посещение кружков, секции, клубов, мастер классов; занятие саморазвитием; готовка еды, занятие кулинарией; участие в социальных проектах, программах, акциях; запись видео, фотографии, рисование.

Таблица *. Распределение досуговых практик по частоте

Частота

Виды досуговых практик

Процент (%)

Очень частые виды досуговых практик

проведение времени в сети Интернет и посещение кинотеатров, развлекательных заведений (кафе, кофеен, клубов, караоке, ресторанов)

40-48%

Частые виды досуговых практик

занятия спортом и физической активностью, прогулка с друзьями, чтение книг, журналов, газет

20-26%

Редкие виды досуговых практик

просмотр телепередач, новостей, программ; изучение иностранных языков; посещение кружков, секции, клубов, мастер классов; занятие саморазвитием; готовка еды, занятие кулинарией; участие в социальных проектах, программах, акциях; запись видео, фотографии, рисование

10-20%

Очень редкие виды досуговых практик

посещениемузеев, выставок, галереи, театров, концертов, фестивалей

2-8%

Такие виды досуговых практик как посещение музеев, выставок, галереи, театров, концертов, фестивалей оказались менее популярны в студенческой среде, их выбрали только 2-8% респондентов.

Стоить отметить, что досуговые практики как занятие шоппингом, готовка еды и занятие кулинарией, проведение времени на природе отмечалось преимущественнодевушками, в том время как парни указали на времяпрепровождение в игровых (компьютерных) клубах, занятия спортом.

Список использованной литературы:

1.  Ионова О.В. Современные виды досуга студенческой молодежи // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. №3 (35). С.106-113.

2.  Ионова О.В. Ценности досуговой сферы студенческой молодежи // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. №2 (38). С.153-159.

3.  Дюмазедье, Ж. На пути к цивилизации досуга / Ж. Дюмазедье // Вестн. МГУ. Сер. 12, Социально-политические исследования. – 1993. – № 1. – С.87.

4.  Burck, G. There’ll be less leisure than you think / G. Burck // Recreation in modern society /еd. M. N. Hormachea, C.R. Hormachea. – Boston, 1972. – P. 336.

5.  De Grazia, S. Of Time, Work, and Leisure / C.284–285.

6.  S.de Grazia. – New York: The Twentieth Century Fund, 1962. – C.181–182.

References:

1.  Ionova O.V. Sovremennye vidy dosuga studencheskoy molodezhi // Izvestiya VUZov. Povolzhsky region. Obshchestvennye nauki. 2015. №3 (35). S.106-113.

2.  Ionova O.V. Tsennosti dosugovoy sfery studencheskoy molodezhi // Izvestiya VUZov. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki. 2016. №2 (38). S.153-159.

3.  Dumazedier, J. Na puti k civilizacii dosuga / Zh. Djumazed'e // Vestn. MGU. Ser. 12, Social'no-politicheskie issledovanija. – 1993. – № 1. – S.87.

4.  Burck, G. There’ll be less leisure than you think / G. Burck // Recreation in modern society /ed. M. N. Hormachea, C.R. Hormachea. – Boston, 1972. – P. 336.

5.  De Grazia, S. Of Time, Work, and Leisure / C.284–285.

6.  S.de Grazia. – New York: The Twentieth Century Fund, 1962. – C.181–182.

А.Қ.Озанов1

1«Ғылым ордасы» РМК, Археология музейі

Кіші ғылыми қызметкер,

Алматы қ., Қазақстан

БОС УАҚЫТ ЖӘНЕ СТУДЕНТТЕРДІҢ БОС УАҚЫТЫНЫҢ ТӘЖІРИБЕЛЕРІН ЗЕРТТЕУ

Аңдатпа

Мақалада жастардың бос уақытты өткізу мәселесі мен түрлері қарастырылады. Атап айтқанда, автор осы мәселеге қатысты негізгі шетел зерттеулерінің деректерін қарастырды. Студентердің бос уақытын өткізу өзгешеліктеріне, оның әлуметтік жүйе ретіндегі болмысына көңіл бөлінген. Бос уақытты өткізу әдістерінің рейтінгі құрыллды.
  Түйінді сөздер: бос уақыт, студенттер, жастар, танымалдылық,  демалыс қоғамы, постиндустриалды  қоғам.

A.K. Ozanov1,

1Museum of Archeology, RSE «Gylym Ordasy»,

Junior researcher,

Almaty, Kazakhstan

LEISURE AND INVESTIGATION OF STUDENTS' LEISURE PRACTICES

Summary

  The article deals with the leisure issue of young people, and its types. In particular, the author carried out a survey of the main foreign studies dedicated to this issue. The attention is paid to the specificity of student leisure, its essence as a social subsystem. The ranking of leisure activities by popularity among students is performed.
   Keywords: leisure, students, youth, popularity, leisure society, post-industrial society.


Пікір жоқ

Пікір қалдыру үшін кіріңіз немесе тіркеліңіз