Басты бет » Материалдар » Изучение религиозных персоналий в истории Казахстана

Нуртазина Н.Д.

Изучение религиозных персоналий в истории Казахстана

«edu.e-history.kz» электрондық ғылыми журналы № 4(12)

Тегтер: традиционный, лидеров, духовных, имидж, подходы, новые, религий, история, политика, конфессиональная, ислам, православие, историография, белые, пятнаперсоналии
Аңдатпа:
Изучение личности религиозного лидера актуализируется как научно-познавательными задачами, так и потребностями общественно-политической практики. В современной историографии Казахстана и за рубежом история мулл и хазретов, как и православных священников остается «белым пятном». К сожаленью, зачастую понятие «исламский лидер» в мировой литературе и обыденном сознании ассоциируется с зарубежными теологами или главами радикальных исламистских движений. Необходимо раскрыть как теоретические, философско-теологические, так и конкретно-исторические аспекты данной проблемы.
Мазмұны:

В современном казахстанском обществе одной из сложных проблем общественно-политической жизни остается проблема совершенствования государственно-конфессиональных отношений. В связи с принципиальными коррективами в государственную конфессиональную политику в данной сфере наметились позитивные изменения. Очевидно, что силовыми методами и банальной идеологической пропагандой нельзя добиться искоренения глубинных причин многих нездоровых явлений в религиозной жизни граждан. На самом деле наблюдения свидетельствуют о низком уровне религиозной просвещенности общества, искажениях в их сознании религиозных постулатов и т.д. Однако всестороннего исследования причин (в том числе исторических, социально-психологических, ментальных) такого положения проводится мало.

Ключевым вопросом в реконструкции религиозного прошлого должно стать изучение персоналий, личностей руководителей религиозной общины – имама, священника, в целом самих творцов и акторов религиозной жизни. Характерно название международных форумов, проводимых в Астане – «съездов лидеров мировых и традиционных религий», что указывает именно на роль руководителя конфессиональных общин. От личности лидеров (от муфтиев до имамов аульных мечетей) зависит правильный вектор развития конфессий и государственно-религиозных отношений, имидж религии  в сознании народа, политическая и межконфессиональная стабильность в стране и во всем мире.

Исследование роли личности в контексте религиозного феномена является сложной философской задачей [1]. Знакомство со священными первоисточниками (Библия, Коран) и историей мировых религий показывает, что авторитет руководителя общины как в исламе, так и в христианстве огромен. Именно данным принципом искусно пользуются основатели нетрадиционных сект, террористических группировок, зомбируя рядовых верующих. С другой стороны, вмассовом сознании критика недобросовестных мулл и попов часто переходит в огульную критику самих религий и вероучений, что является некорректным. Если затронуть международный аспект, то трагедия  Афганистана, конфликты на Арабском Востоке имеют одной из причин отсутствие мудрых и сильных религиозных лидеров, способных объединить народ во имя мира и созидания.

Традиция и обычаи до сих пор играют важную роль и в жизни Казахстана. Определенная часть казахов как носители восточного менталитета склоняются к идее вождизма, готовы следовать за харизматическими лидерами – светскими (политическими) и духовными. К сожаленью, в массах приобщившихся к религии за годы Независимости казахов распространен стереотип (связанный с комплексом религиозной неполноценности) о том, что авторитетный учитель ислама непременно должен быть выходцем из зарубежных стран: хотя бы из Узбекистана и Татарстана, а в идеале – из Саудовской Аравии, Египта или Турции.Такое положение также актуализирует историко-религиоведческие исследования, касающиеся роли персоналий и лидеров в истории традиционных конфессий Казахстана, прежде всего на материалах местного (тюрко-ханафитского) ислама.

Социо-культурный и политический эффектразработки данного комплекса научных проблем связан с востребованностью научно-практических рекомендаций  как государственным органам, так и конфессиональным структурам для повышения квалификации кадров духовенства, улучшения имиджа работников ДУМК и православной общины. Исследование истории мулл, хазретов, имамов – по сути «белого пятна» в истории Отечества – поможет реальному росту религиоведческих знаний казахстанского общества, интеллектуализации и гуманизации духовно-религиозных институтов в стране. Формирование положительного имиджа религиозного лидера – высоконравственной личности гуманиста и патриота – на примере ярких исторических персоналий будет одним из способов борьбы против невежественных толкований и радикализации ислама. 

История религиозных лидеров Казахстана  является новой научной проблемой, еще не ставшей объектом комплексного научного анализа как отечественными, так и зарубежными исследователями. К настоящему моменту исследования на тему ислама и религиозной истории Казахстана выглядят абстрактными, обезличенными повествованиями, где речь идет о процессах, событиях, течениях, учреждениях, сакральных объектах и т.д., но нет места живой личности,  реконструкции образа достойных подражания имамов, ахунов, хазретов, шейхов, а также неформальных духовных воспитателей народа, как, например, Абай, Шакарим, Машхур-Жусуп и др.

В целом, в историографии Казахстана изучение персоналий, и тем  более религиозных авторитетов прошлого остается слабо разработанным исследовательским жанром. Можно говорить лишь о работах, косвенно затрагивающую данную тему. Как известно, в наиболее общем виде проблему мусульманского духовенства в истории Казахстана изучали такие авторы, как Ч. Валиханов («О мусульманстве в степи» и др.) Н. Ибрагимов («О муллах в Киргизской степи»). Личности ишанов в дореволюционном Ташкенте (тесно связанном с сопредельными регионами Казахстана) изучал Н. Лыкошин  [2]. В современной литературе известные персоналии религиозной истории тюрков Евразии вкратце характеризуются в многотомном издании «Ислам на территории бывшей Российской империи» [3]. Исламоведы Татарстана активно работают над  восстановлением персонифицированной истории ислама. В работах А.Р. Абдрашитовой раскрыта деятельность Оренбургского магометанского  духовного собрания  в XIX- нач. XX вв. [4].

В независимом Казахстане различные аспекты истории и практики мусульманского духовенства были затронуты в работах С. Рустемова (в связи с «мусульманским политическим движением» нач. ХХ в.), Г. Султангалиевой (влияние татарского духовенства), З. Садвокасовой (служители культа против духовной экспансии царизма), Р. Мустафиной (в контексте бытового ислама и суфизма), А. Султангалиевой (история ислама, этничность) А. Тасмагамбетова (история конфессий в XVIII-XIX вв.), Г. Мухтаровой (история «советского» ислама), Н. Нуртазиной (ислам в средневековом Казахстане, джадидизм) и др.

Историю ходжей и мусульманских улама средневековья исследует востоковед А. Муминов [5]. В работах А. Косиченко помимо ряда теоретических вопросов изучены на современных материалах неформальные, оппозиционные исламские лидеры Южного Казахстана [6]. В трудах профессора А. Дербисали отражена история средневековых мусульманских ученых-теологов [7]. Также отчасти изучена в Казахстане история паломничества и личностей хаджи разных времен [8]. 

Из современных западных исследований можно указать на статью E. Кэмпелл  «TheAutocracyandtheMuslimClergyintheRussianEmpire» / «Автократия и мусульманское духовенство в Российской империи (1850-е –1917) [9]. В целом, хотя проблема религиозного лидерства для зарубежных ученых (западных, восточных) вовсе не нова, но в них абсолютно отсутствуют ссылки на казахстанский материал. Само понятие «исламский лидер» в мировой литературе и обыденном сознании ассоциируется с зарубежными теологами или главами радикальных исламистских движений. В целом, на трактовку исламских понятий лидера, учителя сильно влияет идейное противостояние различных религиозных течений, политической конъюнктуры как во всем мире, так и в Центральной Азии. 

«Белым пятном» остается история православного духовенства на территории Казахстана, за исключением ряда публикаций краеведов [10] . В историографии Казахстана история православия трактуется лишь в негативном образе в контексте колониальной политики, что является односторонним взглядом и наносит вред взаимопониманию людей разных конфессий. Между тем, не замалчивая противоречий прошлых эпох, все же необходимо  показать светлые стороны жизни и деятельности представителей Русской Православной Церкви в истории Казахстана, особенно в период демократизации нашего общества, их вклад в духовное воспитание, миротворчество, межконфессиональное согласие, краеведение, поддержку экологической культуры и т.д.

Таким образом, мы имеет только весьма отрывочные, фрагментарные исследования поднятой темы. Как в теории, так и конкретно-историческом плане имеются серьезные лакуны. Фактически отсутствует цельное описание истории религиозных персоналий и духовных лидеров ислама и православия на материалах Казахстана. Поэтому необходимо, на наш взгляд, глубоко исследовать такие вопросы, как истоки и принципы духовного лидерства в ханафитском исламе и православии, определить на основе архивных документов, мемуаров, источников по устной истории основные вехи формирования местного духовенства, изучить биографии и теологическое наследие духовных деятелей, выявить историко-культурные закономерности и особенности ментальности религиозных руководителей разных эпох, значимость их позитивного опыта для современной духовной жизни Республики Казахстан.

_____________

1.  Белянко Т.А. Личность и религия // Роль личности в истории: реальность и проблемы изучения (сб.). Минск, 2011. – С . 34-38.

2.  Лыкошин Н. Ишаны ташкентские // Сборник материалов для статистики Сыр-Дарьинского области. Т. 7. Ташкент, 1899. С. 135.

3.  Мусульманское духовенство // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. /сост. и отв.ред. С.М. Прозоров. –М, 1999.  – С. 67–72.

4.  Абдрашитова А.Р.  Деятельность Оренбургского магометанского  духовного собрания  в 1889-1917 гг. М., 2001.

5.  Муминов А.К. Казахские ходжи // Shygys (Восток). – 2004. – № 1. – С. 229-235.

6.  Ислам и исламские лидеры в Южном Казахстане. Научно-исследовательский отчет. –Алматы, 2005.

7.  Дербісәлі, Әбсаттар қажы. Исламның жауһарлары мен жәдігерліктері. – Алматы: Атамұра, 2008.

8.  Қазақстан қажылары: Дерекнамалық альбом /Құраст. Маханбет С.О., Ред Өмірбек О., Бұйрабай Б. –Алматы: Ислам әлемі, 2002. -312 б.

9.  Elena I. Campell. The Autocracy and the Muslim Clergy in the Russian Empire (1850s–1917) //Russian Studies in History (2005) Volume: 44, Issue: 2, Publisher: M.E. Sharpe Inc., P. 8-29.

10.  Королева В. Первосвятитель Туркестана (архиепископ Софония) // http://spgk.kz/Pervosvyatitel-Turkestana.html. Ходаковская О. Священномученик Пимен, епископ Семиреченский и Верненский. – Алматы. 2010. Астанайская епархия // http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_9

Нуртазина Н,Д.

доктор исторических наук,

профессор кафедры истории Казахстана

КазНУ им. аль-Фараби

Изучение религиозных персоналий в истории Казахстана

Изучение личности религиозного лидера актуализируется как научно-познавательными задачами, так и потребностями общественно-политической практики. В современной историографии Казахстана и за рубежом история мулл и хазретов, как и православных священников остается «белым пятном». К сожаленью, зачастую понятие «исламский лидер» в мировой литературе и обыденном сознании ассоциируется с зарубежными теологами или главами радикальных исламистских движений. Необходимо раскрыть как теоретические, философско-теологические, так и конкретно-исторические аспекты данной проблемы.

Нұртазина Н.Д. ,

тарих ғылымдарының докторы,

Әл-Фараби атындағы ҚазҰУ Қазақстан тарихы кафедрасының профессоры

Қазақстан тарихындағы діни тұлғалардың зерттелуі

Діни көшбасшы тұлғасын зерттеудің өзектілігі ғылыми-танымдық әрі қоғамдық-саяси практика сұраныстарымен байланысты. Қазіргі заманғы Қазақстан мен шет елдік тарихнамада молдалар мен хазреттер, сол сияқты православие дінбасылары тарихы «ақ таңдақ» күйінде қалып отыр. Өкінішке орай, көп жағдайда «ислам лидері» ұғымының өзі әлемдік әдебиетте және бұқара санасында шет елдік теологтар мен радикалдық «ислами» қозғалыстар көсемдерімен байланыстырылып жатады. Аталмыш проблеманың теориялық (философиялық-теологиялық) және нақты траихи аспектілерін ашып көрсету қажет.

Nazira Nurtazina,

Doctor of History,

Professor of Kazakhstan History Department

of Al-Farabi Kazakh National University

Study of religious personalities in the history of Kazakhstan

Study of religious leader`s personalitiesis updated as scientific and educational objectives and needs of social and political practices. In modern historiography of Kazakhstan and abroad history of mullahs and hazrats as Orthodox priests remains a blind-spot. Unfortunately, often the term "Islamic leader" in world literature and ordinary consciousness associated with foreign theologians or leaders of radical Islamic movements. Disclose the theoretical (philosophical, theological)and specific historical aspects of the problem is necessary.


Пікір жоқ

Пікір қалдыру үшін кіріңіз немесе тіркеліңіз

Қаралуы: 1579

Рецензиялар жоқ

Жүктеу

Санат

Пәнаралық зерттеулер Әдістемелік еңбектер Макро- және микротарих Отан тарихы. Зерттеудің жаңа әдістері Жас ғалымдар зерттеулері Сын. Пікір

Тақырып бойынша мақалалар

Зарубежная историография современной истории Казахстана: грани истины и заблуждения ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА В СРЕДНЕВЕКОВЫХ ТЮРКСКИХ ГОСУДАРСТВАХ И ИСЛАМ (VІІ-ХІІІ В.В.) А. ЯСАУИДІҢ ЕҢБЕКТЕРІНІҢ ТҮРКІ ХАЛЫҚТАРЫНЫҢ ТАРИХЫНДА АЛАТЫН ОРНЫ МЕН РӨЛІ НОВЫЕ АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ О СОБЫТИЯХ 1916 ГОДА В КАЗАХСТАНЕ Электронное правительство в Казахстане: реализация и перспективы ВОПРОСЫ ИЗМЕНЕНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Исторический нарратив - источник идентичности в современном Казахстане УДК 930.2: 94 (574) Из опыта изучения законодательных источников по истории Казахстана VIII-начала XX века УДК 314.93 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЗАХСТАНЕ В XIX-XX ВВ.: ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРЕПИСЕЙ НАСЕЛЕНИЯ. «История и современное значение Орбулакской битвы» УДК 32.001: 005.44(4+5)Геополитические измерения Евразийства в условиях глобализации СИРИЯДАҒЫ ҚАҚТЫҒЫСТЫ РЕТТЕУ БАҒЫТЫНДАҒЫ ДИПЛОМАТИЯ ЖӘНЕ ОҒАН ҚАЗАҚСТАННЫҢ ҚАТЫСЫ ИСЛАМИЗАЦИЯ МОГУЛОВ (ПО СВЕДЕНИЯМ «ТАРИХ-И РАШИДИ» МИРЗА МУХАММАД ХАЙДАРА) УДК 930.2: 94 (574) Из истории национальной партии «Уш жуз» (К 100-летию образования партии) УДК 821.161.1 «Поселился на границе Сибири и Казахстана в г. Кустанае» История ссылки Михаила Бахтина: проблемы, поиски УДК 327:329.78:(574.5) Изучение гражданской и этнической идентификации молодежи Южно-Казахстанской области Изучение религиозных персоналий в истории Казахстана О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ КИРГИЗСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ НА ТЕРРИТОРИИ СЕМИПАЛАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ УДК327.8 Эволюция политической системы Китая и казахстанско-китайские взаимоотношения УДК 94(574) Научная школа академика Б.Е. Кумекова в кипчаковедении 94(=512.1):32 ИЗОБРЕТЕННЫЕ ТРАДИЦИИ В КОНТЕКСТЕ МИФОЛОГИЗИРОВАННОЙ ИСТОРИИ 94(=512.1):32 МИФОЛОГИЗИРОВАННАЯ ИСТОРИЯ КАК НЕНАУЧНАЯ ФОРМА ИСТОРИОГРАФИИ УДК 94(574) ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ИСЛАМСКОМ ВОСПИТАНИИ КАЗАХСКИХ ДЕТЕЙ УДК 930.2: 94(574): 316.3 К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЮРКО-МОНГОЛЬСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ (ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ) ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ НА СОВЕТСКИХ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ПРИИРТЫШЬЯ (1970-1990) 304.5 ҚАЗАҚ ХАЛҚЫНЫҢ ДІНДАРЛЫҚ ДӘСТҮРЛЕРІНЕ ШОЛУ МРНТИ 03.01.06 ЗНАК И ИСТОРИЯ ( К 60-ЛЕТИЮ А.А. ГАЛИЕВА)

Автордың мақалалары

Изучение религиозных персоналий в истории Казахстана