Басты бет » Материалдар » УДК 930.2: 94 (574) Из истории национальной партии «Уш жуз» (К 100-летию образования партии)

Отепова Гульфира, д.и.н, профессор Павлодарского государственного педагогического института

УДК 930.2: 94 (574) Из истории национальной партии «Уш жуз» (К 100-летию образования партии)

«edu.e-history.kz» электрондық ғылыми журналы № №3 (11)

Тегтер: История, Казахстана, Партия, «Уш, жуз», Революция, 1917, г., Исторические, источники, Многопартийность, Демократизация, общества.
Аңдатпа:
Данная статья посвящена истории образования и деятельности одной из национальных политических партий Казахстана 1917 года - партии «Уш жуз». На основе исторических источников автор раскрывает идейные основы партии, анализирует ее программные требования, характеризует основные виды деятельности, показывает политическое противостояние «Уш жуз» с партией «Алаш».
Мазмұны:

В ноябре 1917 года в 55 номере газеты «Революционная мысль» появилось сообщение о том, что в Казахском крае родилась новая Киргизская (Казахская) социалистическая партия «Уш жуз» [1]. «Казахи, недовольные программой партии «Алаш», созданной известным кадетом Букейхановым, организовали самостоятельную партию под названием «Уш жуз». Цель ее - защита федерации и объединение тюрко-татарских племен. В Учредительное собрание выдвинули отдельный список. Председатель президиума Айтпенов, секретарь Кабеков» [2]. Был избран Центральный Комитет партии, в его состав вошли: председатель – Мукан Айтпенов; товарищ председателя – Кольбай Тогусов, секретарь ЦК – Искак Кабеков; казначей – Абдрахман Клычбаев. Местонахождение ЦК партии «Уш жуз» – город Омск, ул. Телятникова, 48 [1]. Членами партии «Уш жуз» стали Шаймардан Альжанов, Абдолла Асылбеков, Нургали Кульжанов, Ермухамед Токпаев, Сулеймен Толенгутов, Кажымукан Мунайтпасов, Касен Каранаев, Мукан Есмагамбетов, Карим Дуйсекеев, Кали Есмагамбетов, Калиаскара Куанышев, Карим Сотешев, Абылкаир Досов и многие другие. Провозгласив о своем образовании, ЦК партии принял решение об издании своего печатного органа газеты «Уш жуз», которая печаталась в Петропавловске и выходила два раза в неделю. Редактором газеты был назначен К. Тогусов.

Появление партии «Уш жуз» в политической жизни Казахстана в период революционных потрясений не было случайностью. Ее появление подтвердило, что внутри казахского общества шел сложный процесс социально-политического размежевания. «Некоторые авторы считают «Уш жуз» мелкобуржуазной националистической партией. По нашему мнению, этот образ партии соответствует тому времени, когда она только создавалась. А в ходе развития революции претерпевают изменения ее взгляды, действия, тактика», - писал о партии академик М. Козыбаев [3, с.16].

Партия «Уш жуз» одной из своих ближайших задач считала необходимость участия в выборах в Учредительное собрание России. В газете «Революционная мысль» был помещен список кандидатов в Учредительное собрание от партии «Уш жуз», утвержденный ЦК партии: «В состав Учредительного собрания от партии «Уш жуз» под 11 номером был выдвинут следующий список кандидатов:

1.  Беккожин Хасен-Ходжа, член Акмолинского областного киргизского комитета.

2.  Альджанов Шаймардан, медицинский фельдшер, социал-революционер.

3.  Тогусов Кольбай, журналист, член Исполнительного комитета Всероссийского совета крестьянских депутатов.

4.  Валиханов Махмуд, отставной офицер.

5.  Торсанов Казий Торсанович, член Акмолинского областного киргизского комитета.

6.  Косаев Усен, общественный деятель.

7.  Сайфуллин Садвакас, народный учитель.

8.  Адилев Байсеит, член Акмолинского областного киргизского комитета.

9.  Куванышев Галиаскар, председатель Петропавловского уездного киргизского комитета.

10.  Кульджанов Нургали, преподаватель Семипалатинской семинарии.

11.  Талебаев Ибрай, националист.

12.  Аблаев Султан Аблаевич, народный социалист.

13.  Айтпенов Мухан Кирайбаевич, председатель Омского киргизского уездно-исполнительного комитета.

Список утвержден ЦК партии «Уш жуз» [1].

Однако малочисленная и малоизвестная на тот момент, партия не смогла сохранить всех своих кандидатов. На отказ многих кандидатов от участия в выборах на стороне партии «Уш жуз» сказалась неопределенность и расплывчатость программных положений партии, ее неорганизованность и малочисленность. С.Сейфуллин писал по этому поводу: «Акмолинцы не приняли активного участия в выборах, потому что не хотели поддержать «Уш жуз»… Мы не участвовали в голосовании, чтобы показать наше несогласие с политикой «Уш жуз». Мы так поступили не из боязни перед Алаш-ордой и не потому, что думали, будто руководители «Уш жуз» были для народа хуже, чем главари Алаш. Наоборот, в партии «Уш жуз» имелись превосходные, честные товарищи, такие как Шаймерден (Альжанов) и Исхак (Кобеков). Для революции «Алаш» была опаснее и вреднее, чем «Уш жуз» [4, с.143-144].

Выборы в Учредительное собрание показали, что «Уш жуз» в начальный период своего существования не пользовалась достаточным влиянием среди казахского населения. Результаты выборов в Петропавловском уезде подтверждают это. «По 37 избирательному участку, в состав которого входят 15 станиц, кандидатские списки распределились по количеству голосов: № 5 (киргизская партия «Алаш») – 1113; № 11 (киргизская партия «Уш жуз») – 23 [5]. Газета «Вечерняя заря» в январе 1918 года писала: «Партия «Уш жуз» идет под названием «социалистической политической партии». ЦК находится в г. Омске. Партия не имеет никаких отделений в других местностях. Партия бедна и интеллигентными силами. В последнее время ряды все более и более редеют. Не говоря уже о других работниках, «Уш жуз» оставлена многими из тех лиц, имена которых были внесены в список кандидатов от партии в Учредительное собрание. Из 14 лиц, внесенных в кандидатский список, из состава партии вышли 8 человек. Причину этого приходится, по-видимому, искать в программе партии» [6].

Образование партии «Уш жуз» явилось своеобразной реакцией определенной части казахского населения на революционные события, произошедшие в стране в 1917 году. Выступая против своих угнетателей, эти слои населения в силу своей политической безграмотности и забитости не всегда и не сразу смогли разобраться в сложившейся ситуации. Это и определило идейные колебания, политическую слабость и нежизнеспособность партии «Уш жуз». Точных сведений о численности партии «Уш жуз» нет. Однако, судя по тому, что в адрес партии поступали многочисленные телеграммы из различных городов и поселков Казахстана и Средней Азии с приветствиями и заверениями в ее поддержке, численный состав ее постепенно увеличивался. Как указывает В.К. Григорьев, в этой партии «состояло на начало апреля 1918 года около тысячи человек» [7, с.417]. Эти данные подтверждают и другие исследователи, сообщая сведения, что только в Омске членов этой партии было более 450 человек, в Петропавловске около 200 человек [8, с.191].

«Уш жуз» в своем составе объединяла часть интеллигенции, учителей, учащихся, фельдшеров, служащих учреждений, а также мелких скотоводов, крестьян-земледельцев, кустарей, мелких собственников, представителей рабочего класса. Сравнивая социальный состав двух партий «Алаш» и «Уш жуз», С.Сейфуллин писал: «В Алаш-Орде состояли сливки байской верхушки, сынки высокопоставленных чиновников, получивших воспитание в царских гимназиях, потомственные мирзы, можно сказать, элита нации. А в «Уш жуз» собрались омские городские жители, мастеровые, ямщики, пастухи, в основном неграмотная беднота. Оказался среди них и известный борец Хаджимукан, бывший ранее пастухом» [4, с.135].

Большинство рядовых членов партии привлекали идейные позиции «Уш жуз». Вначале они представляли синтез идей эсеров и традиционного мусульманского движения, которые были наиболее популярны и понятны среди основной массы казахского общества. В начальный период партии К. Тогусов определил позиции «Уш жуз» следующим образом: «Наша партия «Уш жуз» придерживается (платформы) и идет по пути левого крыла социалистов-революционеров» [9]. Постепенно лидеры партии, разочаровавшись в деятельности Временного правительства, все больше и больше склоняются на сторону Советов, им импонируют идеи социализма о свободе, равенстве и справедливости.

Партия большевиков, чтобы укрепить свое политическое положение и достичь своих целей, пыталась поддержать и привлечь на свою сторону все организации и партии, которые, так или иначе сочувствовали и поддерживали революционные преобразования в стране. В этом плане партия «Уш жуз» представляла большой интерес для них. В частности, большевики г. Омска предоставили лидерам партии «Уш жуз» место на страницах своей газеты «Революционная мысль», тем самым, давая ей возможность пропагандировать свои идеи среди населения Западной Сибири и Северного Казахстана.

Большевики не просто поддерживали партию «Уш жуз», но и пытались противопоставить две национальные партии друг против друга, все больше и больше разжигая вражду между ними. Об этих действиях большевиков вспоминает А. Джангильдин: «После возвращения из Москвы в Оренбург (конец апреля, начало мая 1918 года) я был вызван по прямому проводу наркомом по делам национальностей Сталиным, который сказал мне следующее: «Со мной вел переговоры Кольбай Тогусов, который являлся редактором газеты «Уш жуз». Одновременно он является организатором партии «Уш жуз» в противовес алашордынской. Мне думается, что эта партия более близка к нам. Следует с ними связаться, выяснить, что представляет эта партия и что представляет Тогусов сам. Если эта партия действительно идет в противовес Алаш-Орде, если она действительно более близка к нам, следует перетянуть ее на нашу сторону…» [10, с.50].

При поддержке большевиков партия «Уш жуз» получила два места на III съезд Западносибирского совета рабочих и солдатских депутатов, который проходил со 2 по 10 декабря 1917 года в Омске. В работе съезда приняли участие представители Петропавловского, Атбасарского, Павлодарского, Семипалатинского и Кокчетавского советов. Решением съезда Советская власть была признана единственной властью на местах и в центре. Под влиянием решений съезда ушжузовцы совместно стали действовать с Омским областным советом рабочих и солдатских депутатов в различных сферах политической и хозяйственной работы.

Постепенно влияние партии «Уш жуз» расширяется и крепнет среди казахского населения. Комитеты партии «Уш жуз» появляются и начинают действовать в Петропавловске, Кокчетаве, Акмоле, Семипалатинске. В январе 1918 года ЦК «Уш жуз» делегирует в состав Петропавловского совета двух представителей – К. Тогусова и И. Кабекова. В этот же период на заседании исполкома Петропавловского совдепа было принято решение об образовании уездных совнархозов, в состав которого из числа членов уездного комитета партии «Уш жуз» выдвинуты были четыре человека – И. Кабеков, М. Исмагамбетов, С. Теленгутов, М. Усербаев. На этом же заседании решением Петропавловского совдепа К. Тогусов был единогласно избран в Омский губернский исполнительный комитет [11].

18 января 1918 года состоялось заседание исполкома Петропавловского комитета совета рабочих и солдатских депутатов, на котором присутствовал К. Тогусов как член Западно-Сибирского областного комитета. Он сделал доклад, в котором предложил ликвидировать уездный комиссариат Временного правительства, который возглавлял гражданин Хращевский. На основании его доклада было принято специальное постановление, в котором говорилось: «…организовать уездный комиссариат, влить в него представителей от казахской партии «Уш жуз», от Российской социал-демократической партии, от Совета рабочих и солдатских депутатов и от трудового казачества». От казахской партии «Уш жуз» избранным оказался И. Кабеков. Петропавловский исполнительный комитет принял решение о сборе денег для оказания помощи нуждающимся. Об этом решении появилось сообщение в газете «Уш жуз»: «Решением Кызылжарского комитета рабочих и солдатских депутатов было принято решение собрать 2 млн. рублей. Для этого были приглашены 13 баев, но так как они добровольно не откликнулись, они были заключены в тюрьму. 11 декабря, когда было собрана нужная сумма денег, они были освобождены. Данные деньги предназначаются сиротам, калекам, детям бедняков для учебы, вдовам погибших на войне солдат и другим обездоленным» [12].

О том, что партия большевиков пыталась рассорить и разъединить казахские демократические силы и противопоставить их друг другу, говорят следующие факты. Большевики г. Омска, узнав, что некоторые представители партии «Алаш» отговаривают население поддерживать кандидатов от партии «Уш жуз», быстро приняли соответствующие меры. Они поместили статью в газете «Революционная мысль» следующего содержания: «Мы призываем киргизскую бедноту не поддаваться на эту агитацию и дружно идти за своими представителями в партию «Уш жуз» [13]. Защищая ушжузовцев, большевики в отношении алашордынцев стали применять и репрессивные меры. Так, например, по решению Петропавловского совета 18 января 1918 года были арестованы члены партии «Алаш» Д. Тлеулин и Б. Малдыбаев за явно контрреволюционную агитацию против Советской власти рабочих и солдатских депутатов.

15 марта 1918 года Петропавловский совдеп по предложению большевиков, для поддержания партии «Уш жуз», принимает решение «Об отпуске ЦК партии «Уш жуз» заимообразно 5 тысяч рублей и выдать их по мере надобности» [14, л.102]. Несколько ранее ЦК «Уш жуз» получила материальную помощь от Омского совета.

Партия «Алаш» не признала Советскую власть и не поддержала ее преобразования, она ставила задачи освобождения казахского народа другим путем. Ушжузовцы наоборот поддержали сторону Советов, считая, что именно революция принесет казахскому народу свободу и независимость. На этой почве началась борьба между двумя партиями. Выбрав путь борьбы, эти две партии во многом проигрывали. Однако борьбу этих партий нельзя ставить им в вину. Это была борьба не за власть, а борьба против старого царского режима, борьба за освобождение и независимость казахского народа. Но на этом пути каждая партия выбрала и отстаивала свою тактику. Защищая интересы революции, ушжузовцы верили в правоту своих идей и действий. В целом же, партия «Уш жуз» пыталась отойти от крайних точек политического выбора и занимала срединную позицию по тем или иным политическим вопросам. Она пыталась синтезировать популярные лозунги левых эсеров относительно земли, идеи «мусульманского единения» и большевистские принципы свободы, равенства, братства и найти свой «особый» путь освобождения народа.

Стремление партии «Уш жуз» связать идеи «мусульманского братства», «единения тюрко-татарских детей» с революционным процессом можно объяснить особенностями социально-экономического развития национальных окраин России. Здесь переплетались борьба народа за свою свободу и независимость, борьба против колониального гнета и местных угнетателей, борьба против невежества и засилья безграмотности, борьба за прогрессивное развитие казахского общества и демократию. Подавляющее большинство народных масс Казахстана и Средней Азии было безграмотным и находилось под сильным влиянием мусульманского духовенства. Многие представители казахской интеллигенции считали, что приобщить народ к знаниям, просвещению легче и целесообразнее в тех условиях через ислам. Поэтому столь противоречивы иногда были высказывания руководителей партии «Уш жуз». Но надо отдать должное, что из каждого направления ушжузовцы пытались брать на вооружение самые передовые и прогрессивные идеи, которые были направлены на дальнейшее развитие казахского общества.

Под влиянием всех этих идей оформились программные тезисы партии «Уш жуз», которая отражала основные аспекты стратегии и тактики Казахской социалистической партии. Программные положения, до конца не оформленные и четко не сформулированные, были опубликованы во втором номере газеты «Уш жуз» в конце декабря 1917 года. Каждый свой шаг партия «Уш жуз» сравнивала и сверяла со своим политическим оппонентом партией «Алаш». В программе нашли отражение некоторые положения ислама, идеологии левых эсеров, принципы демократии и гуманизма. В целом партия «Уш жуз» провозглашала себя защитницей интересов народа, в ней нашли отражение злободневные вопросы современности: автономии, религии, суда, земства, войны и мира, земельный вопрос. Все эти проблемы «Уш жуз» пыталась рассматривать с демократических позиций, учитывая интересы казахского народа.

Первый пункт программы раскрывает отношение «Уш жуз» к актуальной проблеме того периода - о войне. По вопросам войны и мира «Уш жуз» занимала общегражданские позиции и выступала за немедленное прекращение войны, заключение мира между воюющими странами без аннексий и контрибуций. Ушжузовцы считали, что мир должен быть заключен во чтобы то ни стало, так как война каждый день уносила тысячи жизней, и все больше и больше разоряла народ. «Қазақ халқына кесір-кесапаты көп тиіп, түгел шаруасын күйзелеткен, дүние жүзін қызыл қанға тойғызған, адам баласын топалаң тиген қойдай қырған қанды соғысты дереу тоқтатып, ешбір жағына айып-қайыпсыз, шығынсыз, көпке бірдей тыныштықты бітім жасау» [14, л.101].

Вторым пунктом программных тезисов партия «Уш жуз» рассматривала вопросы государственного устройства казахов. Ушжузовцы считали, что создать отдельную казахскую автономию будет трудно. В связи с этим партия предлагала создать Тюркско-татарскую автономию в составе России. Эта автономия должна была объединить все тюркоязычные народы, исповедывающие ислам и проживающие на окраинах России. «Көптен келе жатқан қазақ билігінің тізгінін осы жолы Петербургтан жұлып алып, Том шаһарына беріп, Сібірдің автономиясына қосылып, әлі де болса орысты аға қылуға керек деп – «Алаш» партиясы айтады. «Жоқ, сары орыстың бәрі орыс! Қазақтың «кәмшәт бөркін» бір таздан алып, бір тазға кигізгеннен не пайда? Онан да сөз жүйесін тапса, мал иесін табады» деген секілді ата-бабаларымыздың «кәмшәт бөркін» өзіміз кисек болмай ма? Қазақ көрінген орыстын бәрін аға қылғысы келмейді…Онан да «есің бар да, етегіңді жап», «темірді қызу үстінде соқ» деген секілді федерация алып, құтты қадам, құтпанды үйімізде құртымызды жеп, қойыртпағымызды ішіп, мұнан бұлай µз қотырымызды өзіміз қасып отырарлық, - деп «Үш жүздің» партиясы айтады» [14, л.102]. Видный представитель партии «Уш жуз» Н. Кульжанов объясняет позицию партии по этому вопросу следующим образом: «Во-первых, совершенно утопично образование в данный момент «Алашского государства», отторгнутого от России, так как его территория не определена, а казахи живут в различных районах Средней Азии и русских губерниях. Во-вторых, вместе с казахами в степи живет немало русского населения. Без его согласия провозгласить самостоятельное государство казахов было бы чревато опасными последствиями. В-третьих, при сплошной неграмотности населения, отсутствии кадров и специалистов, без поддержки русского народа, Казахстану невозможно осуществлять функции суверенного государства» [8, с.26].

Излагая свои взгляды по вопросам политического устройства страны, ушжузовцы выступали против Алашской автономии, подчеркивая нереальность вхождения казахской автономии в состав Сибири. Руководители «Уш жуз» обосновывали это так: «Егер де «Алаш» партиясы айтқандай, біз барып, Сібір автономиясына қосылсақ, анау жақта Кіші жүз һәм қырғыз бауырларымыз Орта Азия, Түркістаннан, мың жылда бізге қосылар ма?.. Қысқасы, ібілістен бір атасы жуық, сонау Томға бағынып, Сібірге табынғанша, ең болмағанда Орта Азия, Түркістан халқы бір ынтымақта болып федерацияны ортаға алалық» [14, л.102]. Таким образом, идеалом партии «Уш жуз» была Тюркская республика в составе Российской Федерации.

По аграрному вопросу точки зрения «Алаш» и «Уш жуз» были также различны. Партия «Алаш» писала о том, что земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает, но при этом они предлагали разделить землю среди крестьян по нормам Щербины, который осуществлял в Казахстане переселенческую политику. Партия «Уш жуз» также говорила о необходимости передачи земли тем, кто ее обрабатывает, но только по оседлым нормам. Она призывала казахов перейти к оседлости и заниматься хлебопашеством. Отвечая по этому пункту партии «Алаш», они писали: «Егер Щербинный нормасы басшылыққа алынса, онда осы күнде иіліп, бүгілуге келмей, сынадай қысылып отырған қазақтың жерінен әлі де болса неше миллион десятина жер үлеске кетіп, қазақ жер ортасы көк төбе деп шоңқиып мұзға отырып қалады. Не мал бағуға келмейді, не егін салуға келмейді, өйткені жерінің бәрі топырақ, қызыл құм. Одан да қазаққа өз көзіңді өзің жой десеңізші.Әйтпесе, осындай құдайдың көктен рақат жаңбыры жауып, жер дүние нұрға толып тұрған уақытта кешегі қара көңіл, ала көз ұлықтар заманында шыққан Щербинный нормасымен «жер бер» деп сұрағанымыз – шөлден қаны кеуіп жүрген ақымақтың үй алдында бір күбі салқын суды көрмесі, болмаса тай жүрген сабадағы зәм-зәм шарабы сары қымызды білмей, қолы ашық, жүзі жарық, жомарт бәйбішеден анау іріткіңнен бір жұтқызшы деген секілді ғой» [14, л.103].

В вопросах религии, судоустройства партия «Уш жуз» пыталась сохранить влияние ислама на духовное развитие общества, так как с большим почитанием относилась к мусульманской вере. По этим пунктам точки зрения «Алаш» и «Уш жуз» были прямо противоположные. «Уш жуз» считала, что религия и государство должны быть неразделимы. Более того, они полагали, что ислам поможет преодолеть трудности и лишения на пути к свободе и просвещению, поможет указать истинный путь спасения. В новый сборник законов партия предлагала внести положения шариата о справедливости и честности. Вместе с тем ушжузовцы считали, что при этом надо отбросить жесткие пункты Корана, которые предписывали отрезание пальцев, ушей, носа. «Құранның қатты жерін алмасақ алмалық, ал қатты емес жерін қалай алмаймыз, - дейді «Үш жүз». – Құранның нақақ, талақ хұсусындағы туралығын дініміз мұсылман біз тұрсын, діні басқа кәпір де окружной судьяларына үлгі ќылып отырады ғой… Қысқасы, шариғаттың әділдік пен адалдығын алалық, егерде мұны да алмасақ, электрический лампаның жарығы қазақ көзіне жақпайды. Онан да бұрынғы қазақтың білтемен жағатын сықсимасы артық дегеніміз болады ғой деп, - «Үш жүздің» партиясы айтады [14, л.104].

Ушжузовцы ставили перед собой задачу создания земских учреждений в казахских аулах, но таких, которые соответствовали бы хозяйству и быту простых горожан и кочевников. «Орыс түрімен земство ашалық, - дейді «Алаш». Жоқ, қалалы халықтыњ земствосы көшпелі жұрттың шаруасына қабыспайды. Онан да төрт түлік мал шаруасына қолайлап, ел ақсақалдарымен, көп өткерілген білгіштермен отырып ашалық. Құр, «ойбай земство деген тамаша, оњды нәрсе» деп көзсіз көбелектей, жарыққа айналып, шамға күйіп қап жүрмелік деп, -«Үш жүздің»» партиясы айтады» [14, л.104]. Земства, по мнению «Уш жуз», должны были способствовать открытию школ на местах, распространять знания среди населения, помогать бедным крестьянским хозяйствам инвентарем, семенами, кредитами.

Далее в своей программе партия «Уш жуз» предлагала заступаться за слабых, помогать сиротам, обездоленным и по возможности не допускать не справедливости в отношении бедных. «Ғарып-ғасірге халі келгенше болысып, жетім-жесірге шамасы келгенше қарасып, енді мұнан бұлай қара жүрек алауыздарға кедей бейшараларды жегізбеу» [14, л.104].

В последнем пункте программы определялись рамки действий будущей парламентской группы в Учредительном собрании. Ушжузовцы писали о том, что они составят единую фракцию с мусульманскими депутатами и поддержат партию эсеров. «Онан да әуелі күллі мұсылман депутаттары болып бірігп, оның үстіне федерация сүйетұғын социал-революционерлермен қосылып, оңдап бүктейтұғын жағына шығалық деп, - «Үш жүздің» партиясы айтады» [14, л.104]. Призыв к эсеровской ориентации свидетельствует о стремлении партии «Уш жуз» отстаивать интересы мелких частных собственников и крестьян, которым  были близки и понятны аграрные требования эсеров.

Непоследовательность, расплывчатость программы партии «Уш жуз» были обусловлены еще и тем, что не было единства внутри самой партии. Председателем партии вначале был избран М. Айтпенов, который по многим вопросам поддерживал политическую линию партии «Алаш». Сторонники Айтпенова в ЦК партии были против принятия решений, направленных на укрепление завоеваний революции, Советской власти. На этой почве началась борьба между сторонниками М. Айтпенова и сторонниками К. Тогусова, которая закончилась освобождением М. Айтпенова от поста председателя партии. В феврале 1918 года председателем ЦК партии «Уш жуз» единогласно был избран К. Тогусов. Но борьба между М. Айтпеновым и К. Тогусовым продолжалась и дальше. В апреле 1918 года, являясь комиссаром юстиции, К. Тогусов организовал арест Айтпенова.

С избранием К. Тогусова на пост председателя ЦК в политической линии партии намечаются определенные тенденции, теперь партия открыто начинает поддерживать действия Советской власти. К. Тогусов, считая себя сторонником демократических преобразований в стране, уверенно говорит: «От имени киргизской демократии решительно заявляем, что вновь образованный Акмолинский областной комиссариат в лице Тверитина, Тогусова, Максимова и Токпаева получит твердую поддержку со стороны киргизской демократии» [15].

ЦК партии «Уш жуз» неоднократно подчеркивала, что «всегда и везде будет отстаивать интересы революции, и будет работать рука об руку с Советами, которые были избраны народом» [15]. Ушжузовцы искренне верили, что революция свершилась во имя свободы трудящегося народа, и всячески поддерживали любые революционные преобразования в стране. Газета «Революционная мысль» писала: «Редакция «Уш жуз», орган социалистической киргизской партии «Уш жуз», в довольно сильных выражениях призывает трудящееся киргизское население немедленно сплотиться против эксплуатации и мощно поддержать Советы рабочих и солдатских депутатов на местах и тем закрепить завоевания Октябрьской революции» [16].

Большевики привлекали различные политические организации на свою сторону различными популистскими лозунгами. «Безусловная привлекательность провозглашения права народов на самоопределение, их равенства и суверенности, отмены национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений сыграли огромную роль в утверждении Советской власти на местах. Особое значение имели в этом отношении «Декларация прав народов России» и воззвание СНК «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» [17, с.32].

Как защитники интересов мусульманского движения, ушжузовцы с радостью восприняли и поддержали Обращение СНК РСФСР «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока». Для обсуждения этого обращения было созвано экстренное заседание ЦК партии «Уш жуз», на котором была принята специальная резолюция партии. В ней в частности, говорилось: «Кто следил за политическими чаяниями мусульман России, тот может увидеть ясно, что в вышеприведенных цитатах Обращения СНК нашли себе яркое отражение чаяния мусульман. Ведь до сих пор никогда ни русская, ни европейская власть не говорили с нами таким языком. Ведь до сих пор никакие общественные группы Европы не смотрели на мусульман такими глазами. СНК правильно понял общность задач между демократической Европой и 360 млн. мусульманством. Везде в подлунном мире мусульмане жертва Европейского империализма. Объектом захватных стремлений европейской буржуазии являются главным образом мусульмане и мусульманские страны. Борьба с империализмом, провозглашенная русской демократией, в результате должна иметь освобождение мусульманских стран от эксплуатации европейского капитала и от опасности постоянных разделов. И в этом отношении как раз приняты решительные шаги СНК, чего мы, мусульмане, не видим ни у правительства Львова, ни у правительства Керенского» [18].

К. Тогусов расценивал Октябрьский переворот с позиций того, что он был совершен для народа и во имя народа, и поэтому во всем поддерживал начинания новой власти. «Русский народ, путем переворота 24 октября прошлого года, передал всю полноту власти в Российском государстве Совету народных комиссаров и Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Советы эти, являясь истинными защитниками всех трудящихся, независимо от их национальности и подданства, своим властным словом уже создали в России такие условия, при которых навсегда исключается возможность эксплуатации трудящихся», - писала в своем воззвании к киргизскому народу партия «Уш жуз» [19]. Для К. Тогусова было главным защитить завоевания революции, которая принесет народу долгожданные права и свободы. Всех, кто был против революции, он считал врагами и вел с ними беспощадную борьбу. В связи с этим партия «Уш жуз» выступила против партии «Алаш», считая ее контрреволюционной организацией.

Начиная с января 1918 года, ушжузовцы начали открытую войну против алашордынцев. 26 февраля 1918 года на заседании президиума Омского краевого исполнительного совета, К. Тогусов заявил, что «Казахский областной исполнительный комитет должен слиться с исполнительным комитетом крестьянских, рабочих и солдатских депутатов и работать совместно во всех административных и хозяйственных организациях» [14, л.99]. Председатель Омского областного исполнительного комитета товарищ Ишмаев в своем выступлении поддержал в основном данное предложение К. Тогусова. Однако он указал, что до созыва Омского областного съезда казахских трудящихся надо воздержаться от «полного официального слияния», т.к. вновь созданный Казахский исполнительный комитет не избран общим съездом казахов Омской области, а имеются только члены его, назначенные от казахских социалистических организаций.

Весной 1918 года состоялось расширенное заседание ЦК партии, на котором присутствовало около 200 человек [11]. На заседании с докладом «О текущем моменте» выступил председатель ЦК партии «Уш жуз» К. Тогусов, который обвинил алашордынцев в контрреволюционной деятельности. По его докладу была принята резолюция. В ней говорилось, что при создавшейся в стране политической обстановке, когда внутренние и внешние враги революции, объединившись, развязали войну против Советской власти, пытаются вызвать волнения среди населения, ушжузовцы решительно осуждают действия «Алаш», которые объединились с контрреволюционными силами. Партия «Уш жуз» от имени своего руководства сообщала о своей полной готовности подавить контрреволюционные выступления и заявляла о своей твердой решимости выступить на стороне революционного народа. Далее ушжузовцы писали, что «вследствие наступления германских империалистов и разного рода контрреволюционных генералов, дворян, священников и других буржуазных классов над революционной Россией нависла серьезная опасность. В связи с этим ЦК партии «Уш жуз» объявляет о желании казахской демократии быть в такой критический момент рядом с русской революционной демократией на страже и окончательно подавить контрреволюционные наступления врагов народа» [20].

Критикуя действия алашордынцев, которые занимали большинство в Казахском областном комитете, ЦК партии «Уш жуз» принимает решение о ликвидации этого комитета, как органа контрреволюции и посылает своих делегатов для создания там своего органа власти. В связи с этим «Центральный комитет партии «Уш жуз» совместно с исполнительным комитетом самостоятельных единиц Омского уезда, учитывая настоящий момент, когда малейшее промедление может вызвать контрреволюцию, постановил: 1. Областной киргизский комитет, как орган контрреволюции, считать низложенным, немедленно делегировать временно до созыва демократического съезда в областной комитет следующих членов Центрального комитета: Ш. Альжанова, Е. Токпаева, К. Мусина, членов Исполнительного комитета из самостоятельных единиц Омского уезда тов. А. Клычбаева, коим приказать работать рука об руку с русской революционной демократией, в лице демократических Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и их исполнительных органов, поставленных Октябрьской революцией; 2. Довести об этом неуклонном решении киргизской демократии до сведения всех советов и исполнительных комитетов; 3. Сообщить весь обвинительный материал следственной комиссии при революционном трибунале омского Совета рабочих и солдатских депутатов для немедленного привлечения в качестве обвиняемых и заключения под стражу следующих контрреволюционных членов низложенного областного комитета: Асылбека Сеитова, Магжана Жумабаева, Айдархана Турлубаева, Еркосая Мукучева, Ережана Итбаева, Мусульман-Бека Сеитова» [20].

Ушжузовцы, поддерживая власть Советов и проводя ее в жизнь, предупреждают большевиков о деятельности алашордынцев на местах. К. Тогусов 21 апреля 1918 года отправил телеграмму на имя председателя Совета народных комиссаров В.И. Ленина и его копию народному комиссару по делам национальностей И.В. Сталину. В ней, в частности, он писал: «В Западной Сибири и Степном крае наряду с казахской социалистической партией «Уш жуз», стоящей на платформе Советской власти и идущей рука об руку с ней, существует другая буржуазная (партия) «Алаш», во главе которой стоит известный кадет Букейханов и другие. До сведения моего, председателя партии «Уш жуз» дошло, что Букейханов имел с вами разговор по прямому проводу об автономии киргизов. Довожу до сведения, что партия «Алаш» разогнана, члены ее арестованы. Букейханов, один из видных участников выступления Дутова, разыскивается. По имеющимся газетным сведениям видный член партии «Алаш» Габбасов, прибывший в Москву, имел с вами свидание. Просьба сделать распоряжение об аресте Габбасова и выслать в Омск, как привлеченного в контрреволюционном выступлении и подлежащего преданию суду революционного трибунала. Председатель Центрального комитета социалистической партии «Уш жуз» Кольбай Тогусов» [21, л.15]. К. Тогусов не просто отправил телеграмму в Москву, но также хотел лично переговорить со Сталиным. Об этом факте мы узнаем из телеграммы, которая сохранилась в архиве: «Москва. Кремль. СНК и комиссару национальных дел Сталину. Прошу вас тов. Джугашвили-Сталин явиться 21 апреля к 6 часам вечера петроградского времени к прямому проводу с целью выяснения ряда политико-национальных вопросов. Председатель ЦК партии «Уш жуз» Тогусов» [21, л.18].

К. Тогусов искренне верил в то, что большевики приведут казахский народ к свободе. Говоря о необходимости объединения всех казахских демократических сил, на деле он проводил политику Советской власти, которая углубляла разногласия между национальными партиями. По этому поводу видный член партии «Алаш» Х. Габбасов говорил: «Пренебрежение естественным стремлениям народа со стороны местных Советов не прекращается. Гонения казахской организации, аресты членов их восстанавливают казахские массы, углубляют национальный антагонизм» [22, с.36].

Одной из своих задач партия «Уш жуз» считала борьбу с местными структурами партии «Алаш», считая их врагами революции. В Омске был создан областной Казахский революционный комитет в противовес алашордынскому. ЦК партии «Уш жуз» принимает окончательное решение о ликвидации Казахского областного комитета Акмолинской области, которое было создано еще при Временном правительстве. Постановлением ЦК партии «Уш жуз» было принято решение: «Акмолинский областной киргизский исполнительный комитет как орган контрреволюции низложен, члены арестованы. Временно до созыва Областного киргизского демократического съезда делегированы в Областной киргизский исполнительный комитет следующие члены Центрального комитета партии «Уш жуз»: Мукан Айтпенов, Абдрахман Клычбаев, Сулеймен Теленгутов, Карибай Мусин, Шаймардан Альжанов, Ермухамед Токпаев, Садывакас Джантасов, Мухамед-Рахим Шаймарданов, Ахмед Абдрахимов и Джаркимбек Кабенин» [23].

На место ликвидированных комитетов, считали ушжузовцы, надо избрать новые комитеты, которые будут защищать интересы трудового населения и проводить в жизнь политическую линию Советской власти. В связи с этими событиями ЦК партии в марте 1918 года опубликовало «Воззвание ко всему трудящемуся киргизскому населению». В нем было записано: «ЦК Социалистической киргизской партии «Уш жуз» объявляет всему трудовому киргизскому населению, что 25 февраля нового стиля Областной киргизский исполнительный комитет, как защищавший интересы не широких масс, а лишь буржуазной части населяющих степи киргиз, распущен, члены арестованы, а до созыва Областного демократического киргизского съезда избран временный новый Областной исполнительный комитет, который главной работой своей ставит защиту интересов трудящихся и освобождение их от ига буржуазии и капитала… Киргизы-пролетарии! Вы так же, как и русские рабочие, и крестьяне, измучены веками длившейся эксплуатации вашего труда. Вы, так же как и они, работали не на себя, а на других и жили у тех, у которых были в экономическом рабстве. Вам также хочется лучшей, свободной и независимой жизни. Идите же, чтобы получить такую жизнь рука об руку с русским народом и с Советами рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов. Помните, что одна Советская власть может защитить интересы трудового народа. Помните, что, устраивая новую жизнь на демократических началах, необходимо работать в контакте с трудовым крестьянством и казачеством, закрепляющем социалистический строй и все завоевания революции, сбросившей с народных масс вековой гнет буржуазии» [19].

Определяя свою политическую линию, «Уш жуз» в этом воззвании говорит о защите интересов трудящихся, о необходимости тесного сотрудничества с органами Советской власти, которую ушузовцы считали единственной защитницей демократических завоеваний революции. Своим неотъемлемым долгом лидер партии К. Тогусов считал углубление революционных процессов, защиту интересов новой власти. Он говорил: «Советы эти, являясь истинными защитниками всех трудящихся, независимо от национальности и подданства, своим властным словом уже создали в России такие условия, при которых навсегда исключается возможность эксплуатации трудящихся» [19]. Таким образом, видно, что ушжузовцы к весне 1918 года полностью поддерживают власть Советов.

Семипалатинскому областному совету ЦК партии «Уш жуз» выдвинул требование ликвидировать уездные киргизские комитеты, а заботу о нуждах казахского населения передать в местные советы. Такой путь ушжузовцам подсказали письма трудящихся пяти уездов области. 14 марта 1918 года представители казахских трудящихся 5 уездов Семипалатинской области (Семипалатинского, Павлодарского, Усть-Каменогорского, Зайсанского, Каркаралинского) обратились со специальным посланием в Семипалатинский областной комитет Советов и социал-демократической партии «Уш жуз»: «Как известно, впервые дни революции на смену кровожадным волостным управителям угнетателям народа появились так называемые исполнительные комитеты. Но что они дали казахскому народу? Вместо одного вампира, высасывающего кровь, появились десятки скорпионов, с большим искусством жалящих своим хвостом наше истощенное тело. Одним словом, в состав Казахского исполнительного уездного и волостного комитетов входят прежние буржуазные элементы старого режима. Этот пережиток необходимо во имя блага справедливости и счастья казахов немедленно уничтожить» [21, л.21]. Трудящиеся обращались с просьбой к партии о ликвидации волостных и уездных комитетов, которые поддерживали буржуазию. В одной из телеграмм говорилось: «Представители киргизского пролетариата пяти уездов Семипалатинской области шлют вам привет и просят поддержать их ходатайство перед Семипалатинским областным совдепом об уничтожении всех киргизских буржуазных комитетов в области, уезде и волостях, уничтожении их соответственно декретам Советской власти» [21, л.25].

Более четко определив свои позиции по основным вопросам жизни казахского населения, заняв позицию поддержки завоеваний революции и власти Советов, партия «Уш жуз» активизирует свои действия, пытаясь найти поддержку среди трудового населения. Эту мысль подтверждает телеграмма, которую Тогусов отправил в Зайсан. В ней говорится: «Партия «Алаш» разогнана, некоторые члены арестованы, Букейханов разыскивается. Демократическая партия «Уш жуз» разрастается с каждым днем, становится непобедима» [21, л.16].

Партия «Уш жуз» пользовалась авторитетом и имела поддержку среди определенной части казахской молодежи. В январе 1918 года бедняцкая часть молодежи, находившаяся под влиянием «Уш жуз», отделилась от организации «Бірлик» и организовала свой «Демократический совет учащихся» во главе с Абилкаиром Досовым. В состав этой организации вошли Таутан Арыстанбеков, Жанайдар Садвакасов, Сарсен Аманжолов, Хамза Жусипбеков и многие другие. 24 марта 1918 года в Омске состоялось собрание учредителей Комитета всепомоществования с участием членов «Демократического Совета учащихся» и правого крыла «Бірлик». На этом собрании присутствовал председатель ЦК партии «Уш жуз» К. Тогусов. С разрешения председателя собрания А. Досова, он обратился со словами к молодежи: «Молодежь! Ваш новообразуемый комитет не только будет комитетом всепомоществования, но и комитетом, защищающим интересы всей мировой демократии, а потому дайте ему название «Демократический Совет учащихся», который должен опираться на какую-либо демократическую партию, например, «Уш жуз». В наше время ничего нет без партии. Это одно. Второе, если вам желательно успешное окончание работы, то этих буржуев и ярых алашордынцев надо немедленно прогнать из собрания, они натворят беды...» [14, л.105]. Для упразднения «Бірлик» 12 апреля 1918 года в его правлении прибыли К. Тогусов и Т. Арыстанбеков в сопровождении двух вооруженных красногвардейцев, которые произвели обыск и опечатали делопроизводство общества «Бірлик» [14, л.106]. В марте 1918 года «Демократический Совет учащихся» организовал литературный вечер, на котором была поставлена пьеса К. Тогусова «Жертва невежества». Вырученные деньги от этой постановки 800 рублей были переданы на нужды курсантов [11].

В отличие от многих общественных организаций и партий, партия «Уш жуз» поддержала Советскую власть в вопросе о заключении мира. Как известно, на IV Чрезвычайном Всероссийском съезде советов, который проходил с 14 по 16 марта 1918 года, был решен вопрос о ратификации Брестского мирного договора. Левые эсеры выступили против договора о мире и заявили о своем выходе из Совнаркома. Это послужило одним из поводов того, что партия «Уш жуз» отошла от позиций партии левых эсеров. В отличие от них партия «Уш жуз» горячо приветствовала принятие Брестского мира и направила в адрес съезда приветственную телеграмму. В ней говорилось: «Центральный комитет Социалистической партии «Уш жуз» и Казахский областной комитет именем восьмимиллионной Киргизской демократии приветствует Всероссийский съезд советов крестьянских, рабочих и солдатских депутатов, шлет горячие пожелания плодотворной работы. Перед съездом стоит огромная задача решить вопрос о мире. Киргизская демократия глубоко и твердо верит, что съезд сумеет решить этот вопрос согласно желаниям и интересам демократии и закрепит за собой завоевания Октябрьской революции. Председатель ЦК социалистической Киргизской партии «Уш жуз» К. Тогусов. За председателя Областного исполнительного комитета Совета киргизских депутатов Шаймарданов» [24]. Телеграмма ЦК партии «Уш жуз», оглашенная на съезде, произвела большое впечатление на его участников.

Постепенно деятельность ушжузовцев находит поддержку среди населения восточных областей Казахстана. Телеграмма из Зайсана 22 апреля 1918 года на имя Тогусова сообщает: «Зайсанский съезд признал Советскую власть. Партия «Алаш» держится прежней платформы. Казахская демократия не организована. Необходимы пропагандисты, организаторы партии «Уш жуз». Обязательно вышлете. Результаты телеграфируйте» [21, л. 16].

На призывы партии «Уш жуз» не поддерживать и не оказывать помощь алашордынцам создавать народную милицию, казахи Омска ответили следующим образом: «Мы, нижеподписавшиеся граждане, казахи Омской области. Нам сего числа, член следственной комиссии Революционного трибунала Е. Токпаев объявил, чтобы мы граждане не делали никаких денежных сборов в пользу белой гвардии под названием «народной милиции» Алаш-Орды, выступающей против Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и СНК. После объявления Токпаева, мы граждане, единогласно постановили: не делать никаких денежных сборов не образовывать никакой (белой гвардии) народной милиции против СНК, далее, мы граждане, обязуемся немедленно принять меры или донести Совету, или следственной комиссии, если только, что услышим или заметим каких-либо вредных лиц и обществ, т.е. контрреволюционных выступлений против власти и Народных комиссаров» [14, л. 120]. Под этим письмом стоит подпись 162 человек.

«Алаш» и «Уш жуз» постоянно вели борьбу на страницах периодической печати между собой, не церемонясь в выборе выражений, обливая друг друга грязью. Газета «Казах» писала: «Злонамеренные, похожие по виду на людей, по инстинкту и действиям на зверей, именуемые партией Уш жуз, стали на путь поношения и очернения деятелей партии Алаш, к которым тяготеет все казахское население. Подобно тому, как для уничтожения волков кладут им яд-стрихнин, так и для них нужен следующий яд. Партия Уш жуз есть партия разбойников. Она представляет язву на теле народа. Долг сынов Алаша – не обращать внимания на ее слова и быть подальше от нее» [11].

«Алаш», подчеркивая приверженность «Уш жуз» социалистическим идеям, большевикам, предостерегала казахов от их влияния. В лице ушжузовцев «Алаш» видела распространителей идей большевизма в казахских аулах. На страницах газеты «Казах» появилась статья под заголовком «Большевики из киргиз». В ней говорилось: «В то время, когда киргизский народ переживает критический момент и старается найти средства спасения себя от разгрома большевиков, появились и среди нас враги народа – большевики. Если большевики-киргизы скоро не прекратят свои преступные действия, поддерживая русских большевиков, то съезд постановил: признать киргизских большевиков врагами партии «Алаш», оклеймить их к позорному столбу и исключить из среды киргизского народа» [11].

Ответ на эту статью дал видный деятель партии «Уш жуз» А. Клычбаев. Он писал: «Вот гнусная статья казахской умирающей буржуазии «Алаш», составившей своей трясущей рукой на смертном одре. Вот агитация кровавой партии «Алаш», строившей свое благополучие до сего времени на плечах казахской бедноты. Прочь, вон! Иначе будете сметены грозными руками Казахской демократии! … И мы совместно с русской демократией будем бить вас до тех пор, пока не будет рвоты из «кровавого вашего желудка» [11].

Председатель партии К. Тогусов пишет ответ (открытое письмо) органу киргизской партии «Алаш» – газете «Казах»: «Теперь эта партия – партия кучки богатых и реакционных людей, чтобы в корне подавить молодую казахскую демократию, бедную интеллигентными людьми и не имеющую в среде буржуазных элементов сильной опоры, эта партия старается всеми темными и грязными силами дискредитировать в глазах русского общества, обливая грязью партию «Уш жуз», единственную опору киргизской революционной демократии» [25].

В словесной перебранке ушжузовцы допускали недозволенные выражения. Это еще раз свидетельствует о низком интеллектуальном уровне многих членов партии. В связи с этим С.Сейфуллин писал, что ушжузовцы использовали «грубый и непричесанный язык. Они действовали с прямодушием бедняка. Алашевцы же были сильнее, бойче, образованнее. «Уш-жузовцы» не всегда понимали, что в запальчивости, осуждая противника, они допускали недозволенные слова и приемы и потому, прежде всего, компрометировали самих себя… В ответной ругани главарям «Уш жуз» ни на йоту не уступали главари Алаш-орды. Они тоже умели браниться и, более того, превосходили намного своих хулителей в этом отношении. Алаш-ордынцев было много, ведущее ядро партии было достаточно грамотно, имело опыт политической борьбы, к тому же все областные газеты, кроме «Тіршилика», находились в его руках. Семипалатинская «Сары-Арка», Ташкентская «Бірлик туы», Астраханская «Уран», оренбургская «Казах» – скопом обрушились с бранью на редакцию газеты «Уш жуз» [4, с.130-135].

Здесь следует отметить нетерпимость двух политических национальных партий друг к другу, их не умение и не желание соблюдать политическую этику и культуру общения. Это все отражалось на политическом настроении народных масс, которым было сложно разобраться в круговороте политических событий, выбрать правильный путь борьбы. Борьба этих партий отталкивала от них и не давала возможности сплотиться единым национальным фронтом. Многие лидеры казахской интеллигенции осознавали, что подобное враждебное отношение двух партий наносило огромный вред общему делу, вносило непонимание и ненависть, разъединяло общие демократические силы. В связи с этим газета «Сары-Арка» в своей передовой статье писала: «Мы хотели встать на путь справедливости, равенства, братства и единства. Мы хотели объяснить своему народу, что пришло время свободы, что пора покончить с враждой и раздорами. Мы дали друг другу обещание и пошли в народ, чтобы объяснить ему все происходящее и сохранить от повторения ошибок. И что получилось? Полученная свобода привела к распущенности. Братство было забыто, друг друга стали поливать грязью, писать друг на друга доносы и жалобы. Единство мы подменили разногласиями, растеряли все свое богатство; равенство заменили враждой, бедный народ совсем запутали, справедливость была забыта. Это одна печаль, но мы пошли еще дальше. Ради своей выгоды стали обвинять друг друга в различных преступлениях, ввели войска красной гвардии и стали убивать ни в чем не повинных людей. Месть была удовлетворена. Чем все закончилось? А получилось, что мы нанесли большой вред нашему лозунгу Алаш, к которому стремились долгое время. И в это трудно поверить. Мы испортили все дело, направленное на процветание нашего народа» [26].

Весной 1918 года началось открытое противостояние и преследование большевиков, членов Совдепа и партии «Уш жуз» со стороны партии «Алаш». В результате подрывных действий, проводимых внутри партии и различных доносов, К. Тогусов и его ближайшие соратники в скором времени были арестованы. Газета «Сары-Арка» 18 июня 1918 года сообщала, что «киргизские большевики» во главе с Кольбаем Теленгутовым, организатором социалистической казахской партии «Уш жуз», задержаны, а ее члены заключены: в Омскую тюрьму – Кольбай Теленгутов, Ермухамед Токпаев, в Петропавловскую – Сулеймен Теленгутов и Шаймардан Альжанов, в Атбасарскую - Адалбек Майкутов, в Акмолинскую – Абдрахман Клычбаев [27].

Против К. Тогусова были выдвинуты обвинения в различных служебных злоупотреблениях, одним из пунктов обвинения выдвигалось «контрреволюционная деятельность против партии «Алаш». Партия «Алаш» официально выдвинула партии «Уш жуз» следующие требования:

1.  Объединить усилия «Уш жуз» и «Алаш» на основе принципа последней.

2.  Признать заслуги Букейханова, Дулатова, Байтурсынова, Ермекова, Габбасова, которые приносили пользу своему народу.

3.  Созвать съезд казахской молодежи с целью объединить всех младо казахов вокруг «Бірлик».

4.  Освободить из тюрьмы взятых под стражу членов Казахского областного комитета, видных алашордынцев М. Жумабаева, К. Торсанова и других.

5.  Разрешить печатание официальных материалов «Бірлик» в типографии «Уш жуз» [14, л.119].

Но подтвердить виновность К. Тогусова и его товарищей не удалось. В скором времени президиум Западносибирского областного совета, вновь заслушав дело К. Тогусова, принял решение, что «возводимые обвинения в значительной мере не подтвердились и что, поднявший дело Полюдов, определенных материалов для обвинения не предоставил… На одном из ближайших заседаний президиума заслушать дополнительные объяснения Полюдова по этому делу» [28, л.122]. Однако Западносибирский совет не успел вновь разобраться в деле Тогусова, так как власть была захвачена белогвардейцами, которые обвиняли Тогусова в поддержке Советской власти.

После гибели членов ЦК партии, его председателя Кольбая Тогусова Казахская социалистическая партия «Уш жуз» прекратила свое существование. Партия «Уш жуз» просуществовала не долго, всего полгода. Это объясняется рядом причин. Из-за организационной разобщенности, идейной неустойчивости многих членов партии, «Уш жуз» не смогла распространить свое влияние на широкие слои населения. Многие представители национальной интеллигенции не поддержали партию «Уш жуз». Партия не смогла сохранить единство своих рядов. Социальный состав партии был очень разнообразным, было в ней много случайных людей. Идейная шаткость и неустойчивость лидеров этой партии отразились и на программе партии, которая не затрагивала далеко идущие цели. Сама программа не имела четких задач, была написана в виде тезисов, в противовес программным положениям партии «Алаш». Открытые выступления против партии «Алаш» не способствовали подъему ее авторитета среди казахского населения.

Однако важнейшие документы партии «Уш жуз» и публичные выступления ее лидера К. Тогусова в печати свидетельствуют о том, что ушжузовцы искали пути выхода из создавшейся политической ситуации, но для этого им не всегда хватало знаний, сил и опыта политической борьбы. Выступая от имени «молодой казахской демократии», ушжузовцы не всегда быстро и правильно реагировали на создавшуюся в стране обстановку, часто допускали ошибки. Исследователь Рахимова Г.М. по этому поводу писала: «Ушжузовцы так и не смогли удержаться на гребне политической борьбы, не смогла их реанимировать и Советская власть. Слишком было много противоречий и внутренней борьбы в этой организации. Но сам факт ее рождения и недолгого существования, говорит о попытке части казахского населения оформить свои политические притязания в конкретную политическую партию, тем самым изменить политически существующие порядки» [29, с.138].

Само время вывело на политическую арену Казахстана в начале ХХ века первые национальные партии «Алаш» и «Уш жуз». Они соответствовали характеру своего сложного и противоречивого времени. В этот период закладывались основы многопартийности и плюралистической политической системы общества в Казахстане. Но отсутствие опыта политической борьбы, политической культуры, своеобразие исторического момента, неоднородность национально-освободительного движения, давление партии большевиков, - все это затормозило развитие демократических процессов и, в конечном итоге, привело к их уничтожению и формированию жесткой командно-административной системе в стране. На примере деятельности  первых казахских политических партий мы должны учиться демократии, политической культуре, умению признавать мнения своих оппонентов, быть терпимее друг другу.

Список литературы:

1.  Киргизская жизнь // Революционная мысль Омского Совета рабочих и солдатских депутатов. – 1917. - № 55.

2.  Телеграмма в редакцию газеты // Сары-Арка. – 1917. - 21 ноября, № 21.

3.  Козыбаев М.К. Еще раз о проблемах истории национально-освободительного движения революции 1916 года в Казахстане // Казахстан в начале ХХ века: методология, историография, источниковедение. – Алматы: НАН РК, 1994. – С. 3-16.

4.  Сейфуллин С. Тернистый путь. Историко-мемуарный роман. - Алма-Ата: Жазушы, 1975. - 431 с.

5.  Киргизская жизнь // Вечерняя заря. – 1918. - 24 января, № 17.

6.  Киргизская жизнь // Вечерняя заря. – 1918. - 5 января № 4.

7.  Григорьев В., Кривенький В. «Уш жуз» // Политические партии России конца ХIХ – первой трети ХХ века. Энциклопедия. - М., 1996. - С.652-653.

8.  Елькеев Б. Партия «Уш жуз» и ее деятельность в период установления Советской власти в Казахстане // История Казахстана: «белые пятна». Сборник статей. - Алма-Ата: Казахстан, 1991. - С.49-77.

9.  Местная жизнь // Известия Западно-Сибирского и Омского областного исполнительного комитета. – 1918. - 21 февраля, № 29.

10.  Джангильдин А. Документы и материалы. - Алма-Ата: Казгосиздат, 1961. - 235 с.

11.  Отепова Г.Е. Общественно-политическая деятельность К. Тогусова Диссертация на соискание…канд. истор. наук. - Алматы, 2003. - 146 с.

12.  Сообщение из Зайсанского уезда // Уш жуз. – 1918. - № 4.

13.  Киргизская демократия // Революционная мысль Омского Совета рабочих и солдатских депутатов. – 1917. - 29 ноября.

14.  Личный фонд Б. Елькеева // ЦГА РК. Ф. 2252. Оп. 1. Д. 7.

15.  Киргизская демократия // Революционная мысль Омского Совета рабочих и солдатских депутатов. – 1918. - 9 января, № 5.

16.  Местная жизнь // Революционная мысль Омского Совета рабочих и солдатских депутатов. – 1918. - 25 января.

17.  Аманжолова Д. Казахский автономизм и Россия. - М.: Россия молодая, 1994. - 205 с.

18.  Резолюция // Революционная мысль Омского Совета рабочих и солдатских депутатов. – 1917. - 22 декабря, № 76.

19.  Воззвание ко всему трудящемуся киргизскому населению // Известия Омского областного Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. - 1918. - 2 марта, № 62.

20.  Резолюция // Известия Петропавловского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. – 1918. - 10 марта, № 55.

21.  Телеграммы разные Комиссариата юстиции краевого управления Западной Сибири и Степного края // ГАОО. Ф.1065. Оп. 2. Д. 3.

22.  Григорьев В.К. Идейно-политическая работа партийных организаций Казахстана (1917-1925 гг.). - Алма-Ата: Казахстан, 1989. - 176 с.

23.  Внутренние события // Уш жуз. – 1918. - 2 марта, № 7.

24.  Телеграмма // Известия Западно-Сибирского и Омского областного исполнительного комитета. – 1918. - 16 марта, № 48.

25.  Тогусов К. Ответ органу киргизской партии «Алаш» – газете «Казах» (открытое письмо) // Дело Сибири Акмолинского губернского комитета партии социал-революционеров. – 1917. - 20 декабря, № 66.

26.  Передовая статья // Сары-Арка. – 1918. - 4 мая.

27.  Сообщение об аресте // Сары-Арка. – 1918. - 18 июня.

28.  Дело по обвинению бывшего комиссара юстиции областного Совета народных депутатов Западной Сибири К. Тогусова // ГАОО. Ф.Р-643. Оп.2. Д.38.

29.  Рахимова Г.М. Город Омск в экономической, политической и духовной жизни казахского общества во второй половине ХIХ-начале ХХ веков. Диссертация на соискание…канд. истор. наук. - Алматы, 2000. - 156 с.

Өтепова Г., т.ғ.д., профессор ПМПИ

«ҮШ ЖҮЗ» ҰЛТТЫҚ ПАРТИЯНЫҢ ТАРИХЫНАН

(Партияның қалыптастыру 100 жылдығына арналған)

Түйін

Мақала 1917 жылғы Қазақстанның ұлттық саяси партиялардың бірі – «Үш жүз» партиясының құрылу тарихы мен қызметіне арналған. Тарии деректемелер негізінде автор партияның идеялық негіздерін ашып, оның бағдарламалық талаптарын талдайды, қызметтің негізгі түрлеріне сипаттама жасап, «Үш жүз» партиясының «Алаш» партиясымен саяси қайшылықтарын көрсетеді.

Түйін сөздер. Қазақстан тарихы. «Үш жүз» партиясы. 1917 ж. көтеріліс. Тарихи деректер. Бұратана халық. Көппартиялық жүйе. Демократиялық даму.

Otepova G., professor PGPI

FROM THE HISTORY OF THE NATIONAL PARTY "USH ZHUZ"

(To the 100-th anniversary of the formation of the party)

Summary

This article is devoted to the history of the formation and activity of one of the national political parties of Kazakhstan in 1917 - the party "Ush Zhuz". On the basis of historical sources, the author reveals the party's ideological foundations, analyzes its program requirements, characterizes the main activities, shows the political opposition "Ush Zhuz" with the "Alash" party.

Keywords. History of Kazakhstan. The party "Ush Zhuz". Revolution of 1917. Archivaldocuments. Amultipartysystem. Democratic.


Пікір жоқ

Пікір қалдыру үшін кіріңіз немесе тіркеліңіз

Қаралуы: 2008

Рецензиялар жоқ

Жүктеу

Ст. об Уш жуз.doc 0.17 MB

Санат

Пәнаралық зерттеулер Әдістемелік еңбектер Макро- және микротарих Отан тарихы. Зерттеудің жаңа әдістері Жас ғалымдар зерттеулері Сын. Пікір

Тақырып бойынша мақалалар

АЛАШ ЗИЯЛЫЛАРЫНЫҢ КӨП САЛАЛЫ ҚЫЗМЕТІНІҢ БІР ҚЫРЫ Электронное правительство в Казахстане: реализация и перспективы ВОПРОСЫ ИЗМЕНЕНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ УДК 94 (574) «05/16» О системном кризисе тюркского кочевого общества Центральной Азии в конце VIII-X вв. Царское законодательство XIX века о земельном вопросе в Казахстане ӘОЖ 94 (574) «20/30» Қазақстандағы нарық механизмінің соңғы элементтеріне қарсы Сталиндік экстремистік саясат УДК 930.2: 94 (574) Материалы Сибирского комитет как источник изучения истории Казахстана в составе Российской империи Исторический нарратив - источник идентичности в современном Казахстане УДК 930.2: 94 (574) Из опыта изучения законодательных источников по истории Казахстана VIII-начала XX века УДК 930.2: 94 (574) Из истории национальной партии «Уш жуз» (К 100-летию образования партии) УДК 821.161.1 «Поселился на границе Сибири и Казахстана в г. Кустанае» История ссылки Михаила Бахтина: проблемы, поиски УДК 94 (574).02/.08 К ИСТОРИИ КАЗАХСКО-ИНДИЙСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В XVI-XVIII ВВ. Изучение религиозных персоналий в истории Казахстана УДК 94. (517) : 17. 035.3 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ КАЗАХСКО-МОГУЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НАУЧНОМ НАСЛЕДИИ В.П. ЮДИНА 94(=512.1):32 ИЗОБРЕТЕННЫЕ ТРАДИЦИИ В КОНТЕКСТЕ МИФОЛОГИЗИРОВАННОЙ ИСТОРИИ 94(=512.1):32 МИФОЛОГИЗИРОВАННАЯ ИСТОРИЯ КАК НЕНАУЧНАЯ ФОРМА ИСТОРИОГРАФИИ УДК 94 (574) К ВОПРОСУ О ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ВОСТОЧНОМ ТУРКЕСТАНЕ В 1920-Е ГОДЫ ПО АРХИВНЫМ ДАННЫМ

Автордың мақалалары

УДК 930.2: 94 (574) Из истории национальной партии «Уш жуз» (К 100-летию образования партии)