Басты бет » Материалдар » УДК 902/904 (035.3) К АТРИБУЦИИ ЗООМОРФНО ДЕКОРИРОВАННОГО ПРЕДМЕТА В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО НАСЕЛЕНИЯ САРЫАРКИ

Базарбаева Г.А., Джумабекова Г.С., ведущие научные сотрудники Института археологии им. А. Маргулана

УДК 902/904 (035.3) К АТРИБУЦИИ ЗООМОРФНО ДЕКОРИРОВАННОГО ПРЕДМЕТА В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО НАСЕЛЕНИЯ САРЫАРКИ

«edu.e-history.kz» электрондық ғылыми журналы № 3 (11)

Тегтер: изображение, Илека, верховья, Приаралье, Южное, Жетысу, Казахстан, Центральный, Тургай, Сарыарка, сайгака, звериный, стиль, конское, снаряжение, котел.
Аңдатпа:
Статья посвящена атрибуции пронизи в виде головы сайгака, происходящей из случайных находок, сделанных на территории Тургайской области в период до 1917 г. В свете открытий последних лет приобретает актуальность новый взгляд на анализ данного предмета. Изображение сайгака – явление наиболее популярное в регионах, являющихся местом его обитания. Причем чаще всего древними мастерами запечатлевался облик самца. В материалах известного клада Каинды в Тургае имеются две пронизи, выполненные в виде стилизованных изображений головы животного. Целые фигуры зверя присутствуют в декоре предметов из Центрального Казахстана (Байке-2, Кызылшилик). Причем в обоих случаях поза животного жертвенная. Случайная находка из Северо-Восточной Сарыарки, введенная впервые в научный оборот Ф. Х. Арслановой, демонстрирует сцену терзания сайгака тремя хищниками, запечатленную в литой бронзовой бляхе, являвшейся элементом конского снаряжения. Видимо, присутствие травоядного животного в декоре узды предполагало усиление качеств и всадника и коня свойствами, присущими этому зверю, что в свою очередь диктовалось принципами существовавшей мифо-ритуальной практики.
Мазмұны:

Среди случайных находок, происходящих с территории Тургайской области периода до 1917 г., есть пронизь, выполненная в виде головы сайгака (рис. 1, 1, 2). Очевидно, находка происходит из грабительских раскопок [1]. В настоящее время хранится в фондах ГосЭрмитажа. Это изображение известно по целому ряду публикаций, датируемых советским временем. Так, пронизь из Тургая запечатлена на страницах популярной книги-альбома М. И. Артамонова «Сокровища саков» [2, с. 32]. Примечательно, что в упомянутом издании указывается, что находка происходит из Тургайской страны [2, с. 28]. М. И. Артамонов резюмирует, что аналогичный предмет есть в коллекции Н. Витзена, составленной в начале XVIII в. В качестве заключения выдвигается предположение о том, что изделия в коллекции, известной под названием «Сибирская коллекция золотых вещей Петра I», могли происходить и из бассейна реки Тобол [2, с. 28].

Приведем описание пронизи, изготовленной из благородного металла, выполненной в технике литья. Изделие представляет собой изображение головы сайгака, показанное как бы сверху. У животного характерная горбоносая морда, складки на которой показаны двумя рядами углубленных скобочек. Древним мастером акцентировано внимание на ноздрях, обозначенных точками, и круглых глазах, в центре которых в виде точек показаны зрачки. Обозначен лоб, прижатые уши. Вершиной мастерства древнего ювелира являются лировидные рога, завершающиеся завитками. На рогах проработаны бугорки, на одном – восемь, на другом – девять. Двумя рядами скобочек обозначена фактура шерсти на шее животного. В целом, все линии, обозначающие те или иные признаки в трактовке зверя, усиливают выразительную передачу образа – складки на носу, бугорки на роге, шерстка на шее. Несмотря на то, что животное представлено сокращенно – в виде головы, создается общее представление о грациозном существе, властелине бескрайних просторов Сарыарки, символе Великой степи.


Рис. 1. Изображение сайгака в искусстве древних кочевников Казахстана.

1, 2 – случайная находка из Тургайской обл.; 3 – Тасмола-5, к.3; 4 – Сынтас-1, к.1, п.3;5 – Сынтас-1, к.2; 6 – Каинды, случайная находка (клад); 7 – Талды-2, к.5; 8 – Темирши, случайная находка; 9 – Северо-Восточная Сарыарка, случайная находка; 10 – Байке-2, к.7; 11 – Тагискен, к.66; 12 – Жалаулы, случайная находка; 13 – Кызылшилик, к.2; 14 – Алматы, случайная находка. 1 – по: [2]; 2 – по: [14]; 3 – по: [12]; 4, 5 – по: [14]; 6 – по: [16]; 7 – по: [13]; 8 – по: [5]; 9 – по: [8]; 10 – по: [4]; 11 – по: [7]; 12 – по: [11]; 13 – по: [6]; 14 – по: [9]. 1, 6–9, 11–14 – металл; 3–5, 10 – рог/кость

С момента обнаружения предмета прошло более 100 лет. Однако, до сих пор аналогичных находок на территории Казахстана выявлено не было. В контексте рассмотрения образа сайгака в искусстве древних племен Сарыарки особое звучание приобретают находки последних лет. Так, благодаря систематическим исследованиям Сарыаркинской археологической экспедиции Института археологии им. А.Х. Маргулана под руководством А.З. Бейсенова, в научный оборот введены данных о новых находках, содержащих изображение сайгака [3; 4; 5].

В многофигурной композиции, заключенной на поверхности футляра (мог. Байке-2) (рис. 1, 10), изготовленного из кости, центральным персонажем является изображение целой фигуры сайгака, терзаемого тремя хищниками. Очевидно, такое многообразие зооморфных персонажей (сайгак, кошачьи хищники, хищники, таутеке, олень, оленуха, кабан, заяц и др.) далеко не случайно, а является некой трансляцией информации, зашифрованной в знаках зооморфного кода.

Из могильника Кызылшилик происходит изображение сайгака в жертвенной позе (рис. 1, 13) [6, цв. ил. 6, 2]. У него характерная горбоносая морда; на ней в виде округлых вдавлений показаны ноздри. Пасть сомкнута; губы обозначены в виде тонкого валика. Состояние зверя подчеркивает слегка запрокинутая назад голова, единая линия рога и спины; большой круглый глаз со зрачком; плотно прижатый к туловищу короткий хвост. Пространство между шеей и рогом занято ухом. Оно большое, листовидной формы. Линия шеи отделена от головы посредством округлого выступа. Тонкими контурами проработаны изящные копыта. Ближайшей аналогией, практически копией кызылшиликского изображения, является находка из могильника Тагискен в Южном Приаралье (рис. 1, 11) [2; 7].

Целые фигуры сайгака также заключены в декоре бляхи от конского снаряжения из Северо-Восточной Сарыарки (рис. 1, 9) [8], а также на ряде предметов из Жетысу. Наиболее крупным из них является контурное изображение травоядного ‑ антилопы на стенке металлического сосуда – котла (рис. 1, 14) [9, с. 109]. Кроме того, фигура сайгака вписана в вереницу животных на лезвии меча из могильника Иссык [10], а также на предмете из клада Жалаулы, где кошачий хищник терзает травоядного (рис. 1, 12) [11].

Изображение головы сайгака заключено в многофигурной композиции на поясной пряжке из могильника Тасмола-5 (рис. 1, 3) [12], в декоре ворворки (мог. Талды-2) (рис. 1, 7) [13], в оформлении двух ложечек из курганов могильника Сынтас (рис. 1, 4, 5) [14]. Если первые два памятника расположены в пределах Сарыарки, то Сынтас – это могильник из синхронного с Тасмолой круга древностей и расположен он в верховьях Илека [15].

В искусстве древнего населения Сарыарки есть примеры, когда образ сайгака показан стилизовано. В качестве такового можно привести изображение животного, заключенное на перекрестии кинжала из Темирши (рис. 1, 8) [5]. Если в декоре акинака угадывается сильно стилизованное изображение целой фигуры зверя, то в двух одинаковых предметах из клада Каинды (рис. 1, 6) [16] образ сайгака представлен сокращенно – в виде головы.

Таким образом, озвученные выше данные можно привести в следующей таблице (табл. 1).

Таблица 1 – Изображение сайгака в изобразительных памятниках древнего населения Казахстана

Название памятника,

номер кургана

Сайгак

Сайга

Как представлен образ

Элемент композиции

Одиночный образ

Тургайская обл., случайная находка

+

голова

+

Байке-2, к. 7

+

целое изобр.

+

Кызылшилик, к. 2

+

целое изобр.

+

Тагискен, к. 66

+

целое изобр.

+

Северо-восточная Сарыарка, случайная находка

+

целое изобр.

+

Алматы, случайная находка

+

целое изобр.

+

Жалаулы, случайная находка

+

целое изобр.

+

Курган «Исык»

+

целое изобр.

+

Тасмола-5, к. 3

+

голова

+

Талды-2, к. 5

+

голова

+

Сынтас-1, к. 2

+

голова

+

Сынтас-1, к. 1, п. 3

+

голова

+

Темирши, случайная находка

+

стилизован.

+

Каинды, случайная находка (клад)

+

стилизован.

+

Итого случаев:

13

1

14

8

6

Анализ полученных данных позволяет рассуждать о том, что охваченными оказалось 14 предметов с изображением сайгака. В 13 случаях представленный образ – рогач и лишь в единственном случае – самка. Изображение анализируемого животного в шести случаях представлено целой фигурой, в шести – в виде головы и дважды в нашем распоряжении стилизованные изображения.

В плане анализа композиций следует заметить, что в трех случаях сайгаки показаны в качестве жертв, терзаемых хищниками. В двух случаях изображение сайгака присутствует в веренице животных. Если в декоре меча из Иссыка это разные животные, то в случае из Талды-2 вереница образована из голов восьми сайгаков. Любопытно, что на предметах из Тасмолы-5 и Сынтаса при создании многофигурных композиций тщательно использована вся поверхность изделий.

Отдельно следует остановиться на изображении сайгака на кинжале из Темирши. В таблице мы указали, что животное представлено одиночным образом. Однако, если разбирать декор предмета, то присутствие сайгака на перекрестье акинака является частью композиции, заключенной в оформлении оружия.

В нескольких случаях изображение сайгака присутствует в декоре конского снаряжения. Традиция размещения зооморфных изображений на узде существовала достаточно длительное время. Согласно логике, качества тех или иных зверей передавались и всаднику и коню.

Изображение сайгака воплощено в различных материалах – металле (золото, бронза, железо), кости, роге. В функциональном отношении анализируемые предметы относятся к предметам вооружения, элементам конского снаряжения, костюму, посуде.

Любопытным представляется присутствие изображение антилопы на посуде. Анализу ритуального характера костяных ложечек посвящено специальное исследование [17]. На фрагменте, представляющем собой боковину металлического котла, помещены фигурка хищника на венчике и профильные изображения антилоп на стенке сосуда. Вероятно, мы видим один вариантов зооморфного декора, в котором заключена ключевая идея искусства ранних кочевников – идея противостояния копытных и хищников, идея жертвоприношения богам, духам предков.

Видимо, тот факт, что сюжет с хищником и травоядными животными декорирует металлический котел, можно предположить сакрализованный характер предмета. Фигурка зверя, помещенного на венчике котла, передает обобщенный образ хищника, имеющий глубокие истоки в культуре кочевников раннескифского времени. Изображение антилопы передает образ жертвенного животного. Надо заметить, что в отличие от классической жертвенной позы изображения антилопы или «сокращенного», на боковине котла помещен цельный образ копытного на выпрямленных ногах (!). Однако, сам характер находки – котел – подразумевает приготовление животного, что видно по сюжету писаницы на оз. Тус-кол (Хакасия) и др.

Таким образом, анализ изображения сайгака из Тургайской области в свете новых открытий позволяет получить новые данные. Границы Тургайской области до 1917 г. включали в себя четыре уезда: Кустанайский, Тургайский, Актюбинский и Иргизский. Из какого конкретно региона происходит находка, неизвестно. Однако, несмотря на то, что изображение антилопы (в том числе сайгака) было довольно популярным в искусстве населения раннего железного века Казахстана, аналогичным образом выполненные предметы пока не выявлены. К какой конкретно группе населения принадлежал данный предмет определить сложно, поскольку в пределах Тургая локализованы культуры и сакского и сарматского облика. Стилистические особенности рассматриваемого изображения перекликаются с оформлением образа на кинжале из Темирши; в свою очередь синхронизируемого с древностями Тасмолы и датируемого VI– первой половиной V в. до н.э. [5, c. 105]. В любом случае каждое новое открытие зооморфно декорированных предметов в отечественной археологии является ярким событием.

Литература

1.Грязнов М.П. Северный Казахстан в эпоху ранних кочевников // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. - 1956. - Вып. 61. - С. 8-16.

2. Артамонов М.И. Сокровища саков. – М.: Искусство, 1973. – 280 с.

3.BejsenovA. Die nekropole Taldy-2 in beziehung zu den kulturen der fruhsakishen zeit osteurasiens. In: Unbekanntes Kasachstan. Archaolgie im Herzen Asiens, t. II [Catalogue of the exhibition]. / Ed. By Z. Samashev and T. Stoellner. – Bochum, 2013. – S. 595-608.

4. Бейсенов А.З., Джумабекова Г.С., Базарбаева Г.А., Дуйсенбай Д.Б. Находка костяного футляра в кургане тасмолинской культуры (Центральный Казахстан) // Tyragetia. – 2016. – Vol.X (XXV). – P. 225-236.

5. Бейсенов А.З. Кинжал с зооморфным декором сакского времени из Центрального Казахстана // Вестник ТГУ. – 2014. – №5 (31). – С. 103-107.

6. Бейсенов А.З., Джумабекова Г.С., Базарбаева Г.А. Искусство саков Сарыарки. – Алматы: Институт археологии им. А.Х. Маргулана; НИЦИА «Бегазы-Тасмола», 2015. – 168 с.

7. Итина М.А., Яблонский Л.Т. Саки Нижней Сырдарьи (по материалам могильника Южный Тагискен). – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997. – 187 с.

8. Арсланова Ф.Х. ИнтереснаянаходкаизПрииртышья // ВестникАНКазССР. – 1963. – № 10. – С. 100-101.

9. Джумабекова Г.С., Базарбаева Г.А. Художественные бронзы Жетысу. – Алматы: Институт археологии им. А.Х. Маргулана, 2013. – 120 с.

10. Акишев К.А. Курган Иссык. – М.: Искусство, 1978. – 130 с.

11. Тасмагамбетов И. Кентавры Великой степи. Художественная культура древних кочевников. – Алматы: ОФ «Берел», 2003. – 336 с.

12. Кадырбаев М.К. Памятники тасмолинской культуры // Маргулан А.Х., Акишев К.А., Кадырбаев М.К., Оразбаев А.М. Древняя культура Центрального Казахстана. – Алма-Ата: Наука, 1966. – С. 303-433.

13. Бейсенов А.З., Базарбаева Г.А. Искусство древних кочевников Центрального Казахстана: образы, сюжеты, композиции // Вестник ЮурГУ. Сер. Социально-гуманит. науки. – 2013. – Т. 13, № 2. – С. 12-17.

14. Королькова Е.Ф. Звериный стиль Евразии. Искусство племён Нижнего Поволжья и Южного Приуралья в скифскую эпоху (VII–IV вв. до н. э.). Проблемы стиля и этнокультурной принадлежности. – СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2006. – 272 с.

15.KadyrbaevM.K. DenkmälerdesSautomatenadelsinWestkasachstan // DasAltertumHeft 1. – 1981. – Band 27. – S.29-37.

16. Сеитов А.М. Степи Торгая в раннесакское время: к постановке проблемы // Сакская культура Сарыарки в контексте изучения этносоциокультурных процессов степной Евразии: сб. научн. ст., посвящ. памяти археолога К.А. Акишева. – Алматы: НИЦИА «Бегазы-Тасмола», 2015. – С. 264-270.

17. Федоров В.К. Культ Сомы/Хаомы у ранних кочевников степей Евразии: на материалах костяных ложечек из южно-уральских погребений VIв. до н.э.-IV в. н.э.: автореф. дис. … канд. ист. наук. – Ижевск, 2002. – 26 с.

References

1. GryaznovM.P. SevernyjKazahstanvehpohurannihkochevnikov // KratkiesoobshcheniyaInstitutaistoriimaterial'nojkul'tury. – 1956. – Vyp. 61. – S. 8-16.

2. Artamonov M.I. Sokrovishcha sakov. – M.: Iskusstvo, 1973. – 280 s.

3. BejsenovA. Die nekropole Taldy-2 in beziehung zu den kulturen der fruhsakishen zeit osteurasiens. In: Unbekanntes Kasachstan. Archaolgie im Herzen Asiens, t. II [Catalogue of the exhibition]. / Ed. By Z. Samashev and T. Stoellner. – Bochum, 2013. – S. 595-608.

4. Beisenov A.Z., Jumabekova G.S., Bazarbayeva G.A., Dujsenbay D.B. Nahodka kostyanogo futlyara v kurgane tasmolinskoj kul'tury (Central'nyj Kazahstan) // Tyragetia. – 2016. – Vol. X (XXV). – P. 225-236.

5. Beisenov A.Z. Kinzhal s zoomorfnym dekorom sakskogo vremeni iz Central'nogo Kazahstana // Vestnik TGU. – 2014. – №5 (31). – S. 103-107.

6. Beisenov A.Z., Jumabekova G.S., Bazarbayeva G.A. Iskusstvo sakov Saryarki. – Almaty: Institut arheologii im. A.H. Margulana; NICIA «Begazy-Tasmola», 2015. – 168 s.

7. Itina M.A., Yablonskij L.T. Saki Nizhnej Syrdar'i (po materialam mogil'nika YUzhnyj Tagisken). – M.: «Rossijskaya politicheskaya ehnciklopediya» (ROSSPEHN), 1997. – 187 s.

8. Arslanova F.H. Interesnaya nahodka iz Priirtysh'ya // Vestnik AN KazSSR. – 1963. – № 10. – S. 100-101.

9. Jumabekova G.S., Bazarbayeva G.A. Hudozhestvennye bronzy Jetysu. – Almaty: Institut arheologii im. A.H. Margulana, 2013. – 120 s.

10. Akishev K.A. Kurgan Issyk. – M.: Iskusstvo, 1978. – 130 s.

11. Tasmagambetov I. Kentavry Velikoj stepi. Hudozhestvennaya kul'tura drevnih kochevnikov. – Almaty: OF «Berel», 2003. – 336 s.

12. Kadyrbayev M.K. Pamyatniki tasmolinskoj kul'tury // Margulan A.H., Akishev K.A., Kadyrbayev M.K., Orazbayev A.M. Drevnyaya kul'tura Central'nogo Kazahstana. – Alma-Ata: Nauka, 1966. – S. 303-433.

13. Beisenov A.Z., Bazarbayeva G.A. Iskusstvo drevnih kochevnikov Central'nogo Kazahstana: obrazy, syuzhety, kompozicii // Vestnik YUurGU. Ser. Social'no-gumanit. nauki. – 2013. – T. 13, № 2. – S. 12-17.

14. Korol'kova E.F. Zverinyj stil' Evrazii. Iskusstvo plemyon Nizhnego Povolzh'ya i YUzhnogo Priural'ya v skifskuyu ehpohu (VII–IV vv. do n. eh.). Problemy stilya i ehtnokul'turnoj prinadlezhnosti. – SPb.: «Peterburgskoe Vostokovedenie», 2006. – 272 s.

15. Kadyrbaev M.K. Denkmäler des Sautomatenadels in Westkasachstan // Das Altertum Heft 1. – 1981. – Band 27. – S. 29-37.

16. Seitov A.M. Stepi Torgaya v rannesakskoe vremya: k postanovke problemy // Sakskaya kul'tura Saryarki v kontekste izucheniya ehtnosociokul'turnyh processov stepnoj Evrazii: sb. nauchn. st., posvyashch. pamyati arheologa K.A. Akisheva. – Almaty: NICIA «Begazy-Tasmola», 2015. – S. 264-270.

17. Fedorov V.K. Kul't Somy/Haomy u rannih kochevnikov stepej Evrazii: na materialah kostyanyh lozhechek iz yuzhno-ural'skih pogrebenij VI v. do n.eh.-IV v. n.eh.: avtoref. dis. … kand. ist. nauk. – Izhevsk, 2002. – 26 s.

Работа выполнена при финансовой поддержке Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (проекты №№ 2987/ГФ4; 2978/ГФ4)

Ғ.А.Базарбаева, Г.С.Жұмабекова

Ә. Х. Марғұлан ат. Археология институты

САРЫАРҚАНЫҢ КӨНЕ ТҰРҒЫНДАРЫНЫҢ ӨНЕРІНДЕГІ ЗООМОРФТЫ БЕЗЕНДІРІЛГЕН ЗАТТЫҢ АТРИБУЦИЯСЫ

Түйін

Мақала Торғай облысында 1917 жылға дейін кездейсоқ табылған ақбөкеннің басы түрінде жасалынған өткізгіштің атрибуциясына арналған. Соңғы жылдардағы ашылымдар аталмыш бұйымға жаңаша сараптама жасаудың өзектілігін көрсетіп отыр. Ақбөкеннің суреті – олардың мекен ететін өңірлерде кең тараған құбылыс. Ертедегі зергерлер көп жағдайларда текелерді (ақбөкеннің еркегі) бейнелейтін болған. Торғайдағы атақты Қайынды көмбесінен табылған жәдігерлер арасында жануарлардың бастары стилизацияланған түрде орындалған екі өткізгіш бар. Орталық Қазақстаннан табылған бұйымдардың аңдардың бүтін бейнелері кездеседі (Байке-2, Қызылшiлiк). Айта кететін бір жәйт екі жағдайда да жануарлардың дене тұрыстары құрбандыққа шалынатын малдардың тұрыстарына ұқсас. Солтүстік-Шығыс Сарыарқадан кездейсоқ табылып, Ф.Х. Арсланова тарапынан ғылыми айналымға енгізілген ат әбзелдеріне жататын қола айылбасында, ақбөкенді үш жыртқыш аңның талау сәті бейнелеген. Жүгеннің зерінде шөпқоректі жануарды бейнелеудің астарында салт атты мен жылқыға осы аңға тән қасиеттерді дарыту арқылы күшейту идеясы жатуы мүмкін, бұны өз кезегінде қоғамда орын алған мифтік-рәсімдік тәжірибе қағидаларының көрінісі деп бағалаған жөн.

Түйін сөздер: Сарыарқа, Торғай, Орталық Қазақстан, Жетісу, Оңтүстік арал маны, Електің жоғарғы ағысы, ақбөкеннің суреті, аң стилі, әт-әбзелдері, қазан.

Galiya A. Bazarbayeva, Gulnara S. Jumabekova,

Archaeology institute after A. Kh. Margulan,

ON THE ATTRIBUTION OF A ZOOMORPHICALLY DECORATED SUBJECT IN THE ART OF THE SARYARKA ANCIENT POPULATION

Summary

The article is devoted to the attribution of beads in the form of a saiga head, originating from a number of accidental finds made in the territory of the Turgay region in the period until 1917. In the light of the recent discoveries, a new view on the analysis of this subject is relevant. The image of the saiga is the most popular phenomenon in the regions that are its habitat. Most often the ancient masters depicted the face of a male. The materials of the famous treasure from Kaindy in Turgay have two strings of beads, made in the form of stylized images of the animal's head. The entire figures of the beast are present in the decor of objects from Central Kazakhstan. In both cases the pose of the animal is sacrificial. An accidental discovery from the Northeast Saryarka, introduced for the first time into the scientific use by F.Kh. Arslanova, demonstrates the scene of the saiga torment by three predators, imprinted in a cast bronze shield, which was an element of horse equipment. Probably, the presence of a herbivore in the decor of the reins implied the enhancement of the qualities of both the rider and the horse with the features inherent in this beast, which in turn was dictated by the principles of the existing myth-ritual practice.

Keywords: Saryarka, Turgay, Central Kazakhstan, Jetysu, South Aral area, the upper reaches of the Ilek, the image of the saiga, animal style, horse equipment, cauldron.


Пікір жоқ

Пікір қалдыру үшін кіріңіз немесе тіркеліңіз

Қаралуы: 1550

Рецензиялар жоқ

Жүктеу

Базарбаева_Джумабекова_рис.jpg 2.09 MB Базарбаева_Джумабекова.doc 0.1 MB

Санат

Пәнаралық зерттеулер Әдістемелік еңбектер Макро- және микротарих Отан тарихы. Зерттеудің жаңа әдістері Жас ғалымдар зерттеулері Сын. Пікір

Тақырып бойынша мақалалар

ИЗ ИСТОРИИ МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕВЕРНОМ КАЗАХСТАНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. Электронное правительство в Казахстане: реализация и перспективы УДК 394.014 /1941-1945/ ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ КАЗАХСТАНСКОГО СЕЛА В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ КУСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ) УДК 902/904 (035.3) К АТРИБУЦИИ ЗООМОРФНО ДЕКОРИРОВАННОГО ПРЕДМЕТА В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО НАСЕЛЕНИЯ САРЫАРКИ К ИСТОРИИ ОСВОЕНИЯ ЦЕЛИННЫХ И ЗАЛЕЖНЫХ ЗЕМЕЛЬ В КАЗАХСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ 902.2(574) ИЗ ИСТОРИИ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ТУРГАЯ: К СОСТАВЛЕНИЮ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОГО ОБЗОРА ПО ЭПОХЕ БРОНЗЫ

Автордың мақалалары

УДК 902/904 (035.3) К АТРИБУЦИИ ЗООМОРФНО ДЕКОРИРОВАННОГО ПРЕДМЕТА В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО НАСЕЛЕНИЯ САРЫАРКИ 902.2(574) ИЗ ИСТОРИИ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ТУРГАЯ: К СОСТАВЛЕНИЮ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОГО ОБЗОРА ПО ЭПОХЕ БРОНЗЫ