Басты бет » Материалдар » СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА И МОЛОДЕЖЬ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ

НЕСИПБАЕВА Ж.Ж. к.и.н., старший преподаватель Казахстанского Инженерно-Технологического университета

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА И МОЛОДЕЖЬ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ

«edu.e-history.kz» электрондық ғылыми журналы № 1(09)

Тегтер: приоритеты.молодежь, технологии, инженеры, стратегия, образование, приоритеты.молодежь, технологии, инженеры, стратегия, образование, молодежь, образование, стратегия, инженеры, технологии, приоритеты.
Аңдатпа:
Наша страна по итогам 2012 г. на Всемирном экономическом форуме из 144 стран заняла 51-ю позицию и была отнесена к списку 25 ведущих стран находящихся на переходном этапе к третьей стадии инновационного экономического развития – стадии инновационной экономики. Образование – один из трех основных субъективных факторов рейтинга человеческого развития. Казахстан как независимое, суверенное и конкурентоспособное государство в контексте новых вызовов сложного и динамично развивающего мира имеет все приоритеты способствующие обеспечению высокого качества образования и науки. В данной статье автор рассмотрел некоторые современные тенденции и перспективы инженерного и технологического образования молодежи РК в контексте реализации стратегической программы Главы государства Н.А. Назарбаева «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Молодое поколение является локомотивом будущего Республики Казахстан и поэтому неотъемлемой частью является решение вопросов совершенствования и доступности системы образования. Современный этап модернизации казахстанской системы образования и науки предполагает доступность для каждого качественного образования, возможность получить новые профессиональные навыки в колледже и университете, развить исследовательские и творческие компетенции.
Мазмұны:

В современный век интеграционных процессов глобализации, регионализации, а также высокотехнологического развития вопросы и проблемы развития молодого поколения наиболее актуальны в системе образования. Президент Казахстана – Лидер нации Н.А. Назарбаев в ежегодных стратегических программах отмечает что реализация всех целей и задач стратегического плана, а также огромная ответственность за будущее страны лежат на плечах молодого поколения. Практически стратегическое развитие республики получило свою реализацию в Послании Президент Казахстана Н.А. Назарбаева «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Данная стратегия определила инновационную Концепцию долгосрочного развития национальной экономики, тактику достижения стоящих перед страной стратегических целей и задач. В совокупности данная стратегия обозначила главный тренд развития казахстанского общества в условиях нового вызова – третьей индустриальной революции.

В Стратегии Президент нашей страны особо подчеркнул  и вопросы образования: «Знания и профессиональные навыки - ключевые ориентиры современной системы образования. Казахстанцы должны стать высокообразованной нацией мира, иначе мы не достигнем задач, которые ставим»[1].Президент также поставил задачу перед системой высшего образования – совершенствование учебных программ и необходимость активного развития научно-исследовательской деятельности вузов.

Здесь следует отметить, что образование в Казахстане имеет огромные перспективы и делает первые  успешные шаги в данном направлении. Если говорить конкретно о первых ласточках в образовании нашей республики, то следует привести в пример некоторые статистические данные.  Например, в 2013 году Казахстан занял 27 позицию среди 170 стран мира в Глобальном индексе развития молодежи, а в глобальном индексе конкурентоспособности 2015-2016 года Всемирного экономического форума (ВЭФ) Казахстан занимает 42 позицию среди 140 стран мира. Из 12 индикаторов образования и науки прогресс достигнут по 8, в том числе по качеству системы образования и научно-исследовательских организаций, доступу школ к интернету, доступности исследовательских и образовательных услуг. Прогресс страны в достижении целей развития тысячелетия отмечает и ЮНЕСКО. Казахстан входит в десятку стран-лидеров по индексу развития образования. В 2015 году Казахстан вошел в группу стран с высоким уровнем развития, заняв 56-е место среди 188 экономик мира [2]. Сейчас международные эксперты отмечают положительные тенденции трудоустройства и участия молодежи в политической жизни страны.

В связи с этим многие ученые, исследователи, педагоги, общественные деятели огромное внимание инженерно-техническому и гуманитарному образованию молодежи и поставленным стратегическим планам. С целью их реализации повсеместно в ВУЗах и районных администрациях прошли совещания.Из их числа следует выделить расширенное заседание актива Бостандыкского района  г. Алматы под председательством акима района З.Ж. Аманжоловой прошедшего 25 декабря 2012 г., на котором приняли участие руководители районных служб, здравоохранения, образования, культуры.  На данном заседании с докладом «Роль системы образования в реализации Стратегии «Казахстан - 2050»  выступила Г.А. Сарсенбекова. В нем она выделила в качестве ключевых ориентиров, изложенных в Послании, - приоритеты развития системы инженерного образования современных технических специальностей с присвоением сертификатов международного образца, а также обновленной национальной идеологии. Особое внимание докладчик уделила воспитательной работе как одной из важнейших направлений деятельности вузов и обзорно представила достижения студенческих клубов различных технических и гуманитарных специальностей. Развитие этой темы получило в октябре 2014 г. На Международном форуме «Инженерное образование и наука в XXI веке: про-

блемы и перспективы», посвященного 80-летию Казахского национального технического университета имени К.И. Сатпаева. На форуме  были обсуждены актуальные вопросы инженерного и технологического образования в таких ключевых секторах экономики Казахстана, как геологический, углеводородный, горно-металлургический, энергетический, машиностроительный секторы, секторы химической и атомной промышленности, строительной индустрии и  жилищно-коммунального хозяйства, информационных, телекоммуникационных и космических технологий. В итоге форума научно-педагогический состав КазНТУ имени К.И. Сатпаева, а также всех других ведущих университетов республики  взял курс на трансформацию в исследовательской сфере, и направил свою деятельность на практическое решение грандиозных научно-технических задач в соответствии с вызовами XXI века, отмеченными в Стратегии «Казахстан-2050» и государственными программами, инициированными Президентом страны Н.А. Назарбаевым.

  В 2013 г. учеными и исследователями Института экономики КН МОН РК был проведен Круглый стол, посвященный стратегическому развитию государства. В выступлениях участников нашли отражение многие проблемы социально-экономической модернизации экономики Казахстана, бюджетно-налоговая политика, образование и кадры, кооперация науки и бизнеса, инновации и трансферт технологий и др. В рамках данной конференции можно особо выделить доклады некоторых ученых – д.э.н., профессора, академика НИА РК О. Сабдена, д.э.н., ректор КазЭУ им. Т. Рыскулова С.А. Святова.

О. Сабден предложил создать национальные научно-инновационные кластеры в Алматы, Астане, Караганде, а также превратить Туркестан в духовный центр (мегаполис) на международном уровне, сделать шаг к международной безопасности, объединить на примере одного региона две большие проблемы: с одной стороны, духовное возрождение человечества и, с другой – применение нового технологического уклада [3, с. 75]. С.А. Святов отметил, что в процессе реформирования высшего образования в Казахстане наблюдается ряд тенденций. Первая тенденция – связана с практической реализацией многоуровневой системы подготовки специалистов, которая обеспечивает широкую мобильность в темпах обучения и существенно расширяет возможности выбора будущей специальности. На базе уже полученного образования выпускники бакалавриата могут осваивать широкий спектр новых специальностей. Вторая тенденция – активное оснащение передовых отечественных вузов современными информационными технологиями (система Интернета, различные телекоммуникационные формы обучения, доступ к разнообразным электронным ресурсам и международным базам данных). Третья тенденция – интеграция высших учебных заведений в международное образовательное пространство, внедрение основополагающих принципов болонского процесса в отечественную систему высшего образования, активизация академической мобильности студентов и преподавателей, совместное проведение научных исследований в рамках мультинациональных консорциумов университетов, финансируемых за счет разных источников, преимущественно Евросоюза [4, с. 76]. Особое значение докладчик уделил академической мобильности, качеству квалификации будущих молодых специалистов и рынку труда, переходу к модульной программе и многим другим актуальным вопросам образования. В качестве успешных реализаций программ международного уровня он выделил такие программы как MBA, DBA, EMBA которые способны обеспечить поддержку выпускников и содействовать постоянному профессиональному развитию [4, с. 81]. 

Если говорить конкретно об инженерно-технологическом образовании, то в этом плане наше государство также делает первые успехи на международной арене. Например, в 2015 г. в Лиссабоне на заседании Генеральной ассамблеи Европейской федерации национальных инженерных обществ FEANI Казахстанская ассоциация инженерного образования (KazSEE)  была принята в качестве полноправного члена данной организации. Как было отмечено в пресс-службе КазНУ им. Аль-Фараби президентом  KazSEE, академиком Галымом Мутановым «Полноправное членство KazSEE в FEANI позволит отечественным специалистам естественно-научной сферы, инжиниринга и технологий подтверждать свою квалификацию, получать инженерную карту (Engineering Card), европейский сертификат и быть включенными в реестр европейских инженеров (EurEng), а также предоставляет возможность свободно трудоустраиваться в странах Европейского Союза» [5]. Данный шаг является значительным прорывом в интеграции казахстанского инженерного образования в мировое образовательное пространство и в тоже время способствует реализации задач, поставленных Президентом Нурсултаном Назарбаевым в Стратегии «Казахстан-2050», по обеспечению развития системы инженерного образования и современных технических специальностей с присвоением сертификатов международного образца. Как отмечает в том же Послании Президент страны Нурсултан Назарбаев государство не должно одновременно предоставлять образовательные услуги и оценивать их качество. В связи с этим он поставил задачу создания на базе отраслевых ассоциа­ций независимой системы подтверж­дения квалификации специалистов. А развитие инженерного образования и современных технических специальностей для экономики Казахстана, повышение профессионального уровня инженеров, их сертификация по международным требованиям стали приоритетными направлениями дея­тельности KazSEE [5].

Кроме того для обеспечения 100-процентного охвата молодёжи образованием в Казахстане вводится в действие новый образовательный проект под названием «Бесплатное техническое и профессиональное образование». Уже с 2017 года он будет внедряться в жизнь. Данный проект направлен наборьбу с иждивенчеством и тунеядством среди молодёжи. Как отмечает пресс-служба каждый выпускник школ сможет получить профессиональное образование, даже не имея средств на обучение. Но бесплатным будет образование только по рабочим и техническим специальностям. Именно в них сегодня нуждается казахстанский рынок труда [6].

На заседании коллегии управления образования Северо-Казахстанской области руководитель данного ведомства Шолпан Каринова пояснила, что «проект будет реализовываться в два этапа. На первом будет внедряться бесплатное техническое и профессиональное образование по рабочим специальностям. Охват будет доведён до 100%. Перечень специальностей, по которым можно будет получить бесплатное образование, сегодня находится на стадии разработки. Кроме того, в этом году по области осваивают рабочие специальности в различных колледжах и ПТУ почти 1200 студентов. Это профессиональное направление уже сегодня выбирают 50% всех студентов северного Казахстана. Второй этап работы специалистов сферы образования будет направлен на выпускников школ, оставшихся без какой-либо квалификации. Они не обучаются нигде, ни в колледже, ни в ВУЗе, а, значит, остались без квалификации. Над этим нужно задуматься, — выделила Каринова». По данным СМИ таких выпускников на сегодня 144 человека. И так как нынешнее послание Президента ориентировано на ликвидацию иждивенчества среди молодёжи необходимо, отметить, что сейчас в области функционирует около 30 колледжей, где проходят обучение более 12 тысяч студентов. На выбор предоставлено 75 специальностей, в том числе 51 -технического, технологического и сельскохозяйственного направления. Ещё одним плюсом данного проекта является возможность для учащихся старших классов приобрести квалификацию на базе колледжей [7].

С целью реализации стратегической программы «Казахстан-2050» на региональном и международном уровнях были предприняты некоторые другие мероприятия в различных областях Казахстана. Одним из них стал меморандум между акиматом Усть-Каменогорска и Палатой предпринимателей региона о сотрудничестве по повышению престижа рабочих профессий. Согласно данному документу обе стороны обязались разработать и внедрить модели проведения системной профориентационной работы с учащимися школ, других учебных заведений города. Причем была отмечена важность привлечения к совместной работе предприятий самого разного формата. Палата предпринимателей взяла на себя обязательства по содействию в трудоустройстве молодых специалистов, окончивших учебные заведения технического и профессионального образования, повышению мотивации среди учащихся школ в выборе востребованной специальности на рынке труда. Со своей стороны акимат Усть-Каменогорска обязался открыть профориентационный кабинет в Ресурсном центре дистанционного и профильного обучения.  В Южно-Казахстанской области открылось еще одно учебное заведение, где будут обучать молодежь востребованным специальностям на рынке труда. Акимат области возлагает большие надежды на функционирование нового учебного заведения, так как колледж №19 планируют сделать региональным учебным заведением, где будут получать профобразование молодежь из города Туркестана, Отырарского, Созакского, Байдибекского, Ордабасинского районов. Одним из перспективных тенденций можно считать двустороннюю договоренность по подготовке казахстанских квалифицированных кадров между Союзом  машиностроителей Казахстана и Союзом машиностроителей Австрии в конце 2016 г. Согласно ей планируется проведение объемной работы с учебными заведениями Караганды и Астаны по созданию центров дуальной системы подготовки, повышения квалификации кадров.

В начале 2017 года Президент Казахстана – Лидер нации Н.А. Назарбаев опубликовал новое Послание народу в котором определил основные стратегические тенденции и приоритеты способствующие переходу к новой четвертой индустриальной революции и развитию образовательной системы будущего поколения.  Однако следует отметить, что данная тема весьма объемна, она требует более расширенного исследования не в рамках одной статьи. 

В итоге можно сказать, что все инновационные реформы стратегического плана в дальнейшем способствуют повышению знаний и усовершенствованию профессиональных навыков среди молодежи. И с учетом того что Глава государства Н.А. Назарбаев подчеркнул, что знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров, нам в ближайшем будущем следует выстроить максимально прагматическую стратегию трансферта необходимых для страны технологий. Казахстан уже на пути реализации поставленных стратегических задач, а это значит, что страна готова дать нашей молодежи лучшее образование и достойный труд.

Список литературы

 

1. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» (14.12.2012). 

2. Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы. – https://egov.kz/cms/ru/law/list/

3. Сабден О. Основные направления системной модернизации Казахстана // Новый экономический курс состоявшегося государства: предложения и рекомендации по реализации Послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаеву народу Казахстан «Стратегия «Казахстан-2050» / под ред. С.С. Еспаева. – Алматы: Институт экономики КН МОН РК. – 2013. – С.70-75.

4. Святов С.А. Социально-экономические приоритеты модернизации высшего экономического образования // Новый экономический курс состоявшегося государства: предложения и рекомендации по реализации Послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаеву народу Казахстан «Стратегия «Казахстан-2050» / под ред. С.С. Еспаева. – Алматы: Институт экономики КН МОН РК. – 2013. – С.75-81.

5. Казахстан принят в Европейское сообщество инженерного образования. - www.inform.kz/.../kazahstan-prinyat-v-evropeyskoe-soobschestvo-inzhenernogo-obr

6. Орлова М. Перспективы инженерного образования. -www.kazpravda.kz/rubric/ekonomika/perspektivi-inzhenernogo-obrazovaniya/

7. Казахстанская молодёжь сможет получать бесплатное профессиональное образование. - www.pkzsk.info.

Reference

1. The message of the President of the Republic of Kazakhstan – Leader of nation Nursultan Nazarbayev to people of Kazakhstan "Strategy "Kazakhstan-2050": new political course of the established state" (14.12.2012).

2. On approval of the State program of development of education and science of the Republic of Kazakhstan for the years 2016-2019. – https://egov.kz/cms/ru/law/list/

3. Sabden O. the Main directions of modernization of Kazakhstan's New economic policy of the established state: proposals and recommendations on realization of the Message of the President of the Republic of Kazakhstan N.. Nazarbayev people of Kazakhstan "Strategy "Kazakhstan-2050", ed. by S. S. Espaeva. – Almaty: Institute of Economics cs MES RK. – 2013. – P. 70-75.

4. Svyatov S. A. Socio-economic priorities of modernization of higher economic education // the New economic course of the established state: proposals and recommendations on realization of the Message of the President of the Republic of Kazakhstan N.. Nazarbayev people of Kazakhstan "Strategy "Kazakhstan-2050", ed. by S. S. Espaeva. – Almaty: Institute of Economics cs MES RK. – 2013. – P. 75-81.

5. Kazakhstan was accepted into the European community of engineering education. - www.inform.kz/.../kazahstan-prinyat-v-evropeyskoe-soobschestvo-inzhenernogo-obr

6. Orlova M. perspectives of engineering education. -www.kazpravda.kz/rubric/ekonomika/perspektivi-inzhenernogo-obrazovaniya/

7. The youth of Kazakhstan can receive free vocational education. - www.pkzsk.info.

НЕСИПБАЕВА Ж.Ж.

 к.и.н., старший преподаватель Казахстанского Инженерно-Технологического университета

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА И МОЛОДЕЖЬ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Резюме

В данной статье автор рассмотрел некоторые современные тенденции и перспективы инженерного и технологического образования молодежи РК в контексте реализации стратегической  программы  Главы государства Н.А. Назарбаева «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Молодое поколение является локомотивом будущего Республики Казахстан и поэтому неотъемлемой частью является решение вопросов совершенствования и доступности системы образования.

Ключевые слова: молодежь,образование, стратегия, инженеры, технологии, приоритеты.

 

НЕСІПБАЕВА Ж. Ж.

т. ғ. к, Қазақстан Инженерлік-Технологиялық университетінің аға оқытушысы

ҚАЗАҚСТАННЫҢ СТРАТЕГИЯЛЫҚ ДАМУЫ ЖӘНЕ ЖАСТАР: ҚАЗІРГІ БІЛІМ БЕРУ ТЕНДЕНЦИЯЛАРЫ МЕН ПЕРСПЕКТИВАЛАРЫ

Түйін

Бұл мақалада автор еліміздегі жоғарғы білім беру жүйесіндегі инженер-технолог мамандарын даярлау барысында кездесетін көптеген мәселелерге көңіл бөледі. Мемлекет басшысы Н.А.Назарбаевтың:  «Қазақстан-2050» стратегиясы: қалыптасқан мемлекеттің жаңа саяси бағыты атты жолдауына сүйене отырып өзекті жағдайларға тоқтала кеткен. Жас ұрпақ еліміздің болашағы, сондықтан-да білім беру жүйесін қазіргі заман талаптарына сай етіп жетілдіру біздің міндетіміз.

Түйін сөздер: жастар, білім беру, стратегия, инженер, технолог, басымдықтар

NESIPBAEVA ZH.ZH.

candidate of historical Sciences, senior teacher of the Kazakhstan Engineer-technological university

STRATEGIC DEVELOPMENT OF KAZAKHSTAN AND YOUNG PEOPLE : MODERN TENDENCIES AND PROSPECTS OF EDUCATION

Summary

In this article an author considered some modern tendencies and prospects of engineering and technological education of young people РК in the context of realization of the strategic  program  Heads the states of Н.А. Назарбаева of "Казахстан-2050" : new political course of the taking place state". The young generation is the locomotive of the future of Republic of Kazakhstan and inalienable part there is a decision of questions of perfection and availability of the system of education.

Keywords: young people, education, strategy, engineers, technologies, priorities.


Пікір жоқ

Пікір қалдыру үшін кіріңіз немесе тіркеліңіз

Қаралуы: 5086

Рецензиялар жоқ

Жүктеу

Несипбаева Ж.Ж. (ст. в эл.журнал).docx 0.03 MB

Санат

Пәнаралық зерттеулер Әдістемелік еңбектер Макро- және микротарих Отан тарихы. Зерттеудің жаңа әдістері Жас ғалымдар зерттеулері Сын. Пікір

Тақырып бойынша мақалалар

КУЛЬТУРА И БЫТ КАЗАХСКИХ РАБОЧИХ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД ИЗ ИСТОРИИ МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕВЕРНОМ КАЗАХСТАНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. Электронное правительство в Казахстане: реализация и перспективы СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА И МОЛОДЕЖЬ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ УДК 327 (574:44)Казахстан-Франция: к вопросу о стратегическом партнерстве в ХХІ веке 03.01.09 MODERN EDUCATION: THE KEY ASPECT OF MODERNIZATION OF PUBLIC CONSCIOUSNESS ДЖ. У. БУШ ТҰСЫНДАҒЫ АҚШ СЫРТҚЫ САЯСАТЫНЫҢ БАСТЫ ҰСТАНЫМДАРЫ ӘОЖ 316.344.55:39(574) ТҮРКІСТАН ОБЛЫСЫНАН СОЛТҮСТІККЕ ҚОНЫС АУДАРУ ҮРДІСТЕРІ МРНТИ. 03.20.00; 03.01.21 МАТЕРИАЛЫ ПЕТРОВСКОГО ОБЩЕСТВА О РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БУКЕЕВСКОЙ

Автордың мақалалары

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА И МОЛОДЕЖЬ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ