Басты бет » Материалдар » 94(100)"05/16":327 Роль и место межкультурного диалога в сфере гуманитарного сотрудничества

Айсаева Н.Б., магистрант 2 курса Института истории и этнологии им. Ч.Валиханова

94(100)"05/16":327 Роль и место межкультурного диалога в сфере гуманитарного сотрудничества

«edu.e-history.kz» электрондық ғылыми журналы № 1(09)

Тегтер: сила, диалог, мягкая, межкультурный, глобализация, сотрудничество, Гуманитарное
Аңдатпа:
В статье представлены новые тенденции межкультурного диалога в контексте региональной геополитики и глобализации. Автором выделены основные аспекты, которые должны реализовываться Казахстаном с использованием инструментов мягкой силы. Ключевые слова: Гуманитарное, сотрудничество, глобализация, межкультурный, диалог, мягкая, сила
Мазмұны:

Историки и археологи называют Центральную Азию, Китай, Россию "колыбелью цивилизаций". Межкультурный диалог между центральноазиатским регионом, Россией и Китаем на протяжении многих веков занимал значительную роль в ведении внешней политики и международных отношений. Это и касается периода, когда в Китае господствовала династия Мин (1368-1644 гг.), а в Центральной Азии - Империя Амира Темура.  Межкультурный диалог рассматриваемых стран изучается в трех аспектах: политическом, традиционно-культурном и образовательном.

Подобные отношения Казахстана и Китая на современном этапе рассматриваются в контексте работы ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) Сегодня интеграционные инициативы Казахстана опираются на возросшую экономическую мощь и направление, опыт межэтнического и межконфессионального согласия, поэтому возможные сценарии региональной интеграции предполагают эволюционный или ускоренный характер.

Современное состояние мира на сегодняшний день неразрывно связанно с процессом глобализации. Ни для кого не секрет что данный процесс имеет как плюсы, так и минусы. На сегодняшний день гуманитарное сотрудничество призвано играть колоссальную, а по некоторым параметрам едва ли не ведущую стабилизирующую роль в современном мире, в котором тенденции глобализации, расширения экономического сотрудничества и укрепления взаимозависимости экономических процессов, формирования единого информационного пространства сочетаются с политическими и идеологическим противоречиями, острой конкурентной борьбой за влияние, экстремизмом и терроризмом в различных формах. В этих условиях гуманитарная составляющая представляется важнейшим инструментом сближения позиций различных государств, обмена новейшими достижениями и идеями, в итоге направленными на достижение стабильности и прогресса [1]. Гуманитарное сотрудничество на сегодняшний день опирается на уже существующих историко –культурных связях, к примеру Казахстана и России, или любых постсоветских государств, а с другой, если рассматривать этот процесс как часть глобализации, то здесь мы видим применение новейших инновационных достижений мира. Кроме всего прочего, одна из важнейших составляющих взаимодействия в гуманитарной сфере - образовательное и научное сотрудничество, способствующее сближению интеллектуальных элит наших государств, обмену опытом и новейшими достижениями, разработке и реализации совместных инновационных проектов в различных сферах деятельности.

Как известно, вся история человечества – это диалог. И диалог пронизывает всю нашу жизнь. Межкультурный диалог – это потребность во взаимодействии, взаимопомощи, взаимообогащении. Межкультурный диалог выступает как объективная необходимость и условие развития культур. В диалоге культур предполагается взаимопонимание. А во взаимопонимании предполагается единство, сходство, тождество. То есть межкультурный диалог возможен лишь на основе взаимопонимания, но вместе с тем – лишь на основе индивидуального в каждой культуре. А общим, объединяющим все человеческие культуры, является их социальность, т.е. человеческое и человечное. «Взаимопонимание столетий и тысячелетий, народов, наций и культур обеспечивает сложное единство всего человечества, всех человеческих культур (сложное единство человеческой культуры), сложное единство человеческой литературы». Нет единой мировой культуры, но есть единство всех человеческих культур, обеспечивающее сложное единство всего человечества – гуманистическое начало [2].

Межкультурный диалог стоит рассматривать как важную форму международного гуманитарного сотрудничества в современном мире.

К примеру, Совет Европы разработал для этого важные инструменты.  В Белой книге по межкультурному диалогу «Жить вместе в равном достоинстве» образование определено как ключевое направление в достижении успеха в межкультурном диалоге, а именно в формировании культуры комфортного сосуществования людей, живущих в поликультурном обществе.  Евразийская образовательная и научная интеграция, гуманитарные и коммуникационные аспекты евразийской безопасности с активным включением молодежи в ее обеспечение и составляют в определенной мере евразийский код гуманитарного измерения сотрудничества [3].

Казахстан представляет собой пример уникального сочетания азиатской и европейской культурной среды. С древних времен по сегодняшний день ее синкретичный характер определяет экономический и культурный подъем страны. Казахстан является евразийской страной. Культурное пространство Евразии оказало большое влияние на основное направление и смысл избранного народом Казахстана пути – построение правового гражданского общества. Этот выбор сделан с учетом специфических особенностей, национально-исторического уклада жизни народа, богатейшей культуры, уходящей своими корнями в глубокую древность [4]. Формирование пространства толерантности, сохранение исторической памяти, образовательная и научная интеграция, применение инновационных технологий – в совокупности эти базовые компоненты составляют евразийский код гуманитарного измерения сотрудничества между Казахстаном и Россией [3].

Проблематика межкультурного диалога важна практически для всех макрорегионов и стран. Особую актуальность она имеет и для России - государства, которое на протяжении истории неоднократно меняло свои границы, вовлекая в орбиту своего развития и влияния различные народы, сформировав с ними прочный фундамент общего историко-культурного наследия. Особо в данном разрезе следует отметить постсоветское пространство - совокупность стран, объединенных общим историческим прошлым и тесными политико-экономическими связями. Страны, входящие в него, развивают собственные внешнеэкономические и внешнеполитические связи, выстраивают новые системы двусторонних и многосторонних союзов. Одновременно на постсоветском пространстве продолжаются и интеграционные процессы. Огромное значение в их развитии играет социокультурная интеграция, которая делает возможным глобальный межкультурный диалог между народами и которая в меньшей степени зависит от политической или экономической парадигмы [1].

Важную роль в области гуманитарного сотрудничества и в процессах межкультурной интеграции должны играть и играют историческое образование и наука. Нет нужды подробно останавливаться на общепринятом тезисе о том, что сфера истории на постсоветском пространстве на протяжении уже как минимум двух десятилетий после распада СССР (а применительно к ряду стран можно говорить и о более ранней точке начала отсчета, с конца 1980-х годов) переживает период глубокой трансформации, обусловленной становлением национальных исторических школ на основе сформулированных политическими и интеллектуальными элитами концепций исторического прошлого и преемственности с настоящим, а также современных задач развития новых независимых государств. Вне всяких сомнений, наличие общего исторического прошлого и культурного наследия, с одной стороны, представляет широкую площадку для самого активного взаимодействия историков России и других государств постсоветского зарубежья. С другой - это создает ряд проблем, обусловленных различными, а нередко и диаметрально противоположными характеристиками событий минувших исторических эпох в национальных историографиях, чрезмерной политизацией оценок тех или иных исторических явлений [1].

Политика гуманитарного сотрудничества, также может восприниматься синонимично политике «мягкой силы», позволяющей на языке культурной и общественной дипломатии доносить идеи мировых политических акторов до непосредственного источника власти на местах в условиях демократизации общества – народа. Этот инструмент политики, воспринимается двояко, как и с позитивной стороны, так и с отрицательной.

Однако говоря, о позитивной стороне, мы можем сказать, что в современных геополитических условиях могущественным мировым акторам стало невозможным опираться только на военную мощь. Поэтому наступившая эра информационных технологий в современном глобализирующемся мире, основанном на полицентричной модели мироустройства, ставит перед мировыми центрами задачи поиска новых механизмов проведения собственной политики и формирования положительного имиджа в других странах, который служит проводником решения политических задач на международной арене. Выход был найден в политике гуманитарного сотрудничества, которая может, как уже было сказано ранее, восприниматься синонимично политике «мягкой силы» [5].

“Мягкая сила” это объединение нескольких ресурсов страны: культуры, политических ценностей и внешней политики.

Среди основных средств мягкой силы можно выделить следующие: культура (классическая и популярная), образование и наука, взаимодействие и поддержка неправительственного сектора, поддержка молодежных программ, средств массовой информации, сфера туризма и миграции.

На сегодняшний день также важна роль интеграционных процессов в развитии не только гуманитарного сотрудничества, но и политического и экономического. Страны нашего региона, Центральной Азии, прошли долгий исторический путь в своем становлении и развитии, и вопрос интеграции для всех является актуальной темой. Усиление процессов интеграции — закономерный процесс восстановления тесного межгосударственного взаимодействия связанных друг с другом стран постсоветского пространства на новой ценностной основе, призванного обеспечить сохранение идентичности народов исторического евразийского пространства в новом веке и в новом мире. В настоящее время практикам и исследователям необходимо умело показать вклад каждой отдельной культуры, место и роль основных исторических моментов региона Центральной Азии и подчеркнуть масштабы и глубину традиций взаимопознания и межкультурного диалога, воплощением которых является и Великий Шелковый путь.

Использованная литература:

1. Пивовар Е.И. Гуманитарное сотрудничество на постсоветском пространстве: Механизмы и перспективы развития глазами историка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.sale/antropologiya-istoriya/pivovar-gumanitarnoe-sotrudnichestvo-41196.html. Дата просмотра: 15.11.2016 г.

2. Бабаджанова М. Новые тенденции межкультурного диалога в контексте региональной геополитики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.geopolitica.ru/article/novye-tendencii-mezhkulturnogo-dialoga-v-kontekste-regionalnoy-geopolitiki#.WBr3L8n2nKs. Дата просмотра: 15.11.2016 г.

3. Евразийский код гуманитарного сотрудничества. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eurasiancenter.ru/eduexperts/20141121/1003773875 Дата просмотра: 15.11.2016 г.

4. Мен Д. Культура народов Казахстана как фактор консолидации казахстанского общества. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://group-global.org/ru/publication/21733-kultura-narodov-kazahstana-kak-faktor-konsolidacii-kazahstanskogo-obshchestva. Дата просмотра: 15.11.2016 г.

5. Кошель А. Мягкая сила, как инструмент гуманитарного сотрудничества государств на Евразийском пространстве. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://istina.msu.ru/media/publications/article/a6c/2dc/9394957/Koshel._Myagkaya_sila_kak_instrument_gumanitarnogo_sotrudnichestva_gosudarstv_na_Evrazijskom_prostranstve1.docx. Дата просмотра: 15.11.2016

Айсаева Н.Б., Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институтының 2 курс магистранты 

Гуманитарлық ынтымақтастық саласындағы мәдениетаралық диалогтың рөлі мен орны 

Бұл мақалада аймақтық геосаясат және жаһандану жағдайындағы мәдениетаралық диалогтың жаңа үрдістерді ұсынады. Автор бейбіт күштерді қолдана отырып, Қазақстанда жүзеге асырылатын жаңа мәдениетаралық баланыстардың негізгі қырларын атап көрсетеді. 

 Түйін сөздер: Гуманитарлық,   ынтымақтастық, жаһандану, мәдениетаралық, диалог, жұмсақ, күш 


Aisaeva N.B., 2 year Master's Student of the Сh.Ch. Valikhanov  Institute of History and Ethnology 

The role and place of intercultural dialogue in the field of humanitarian cooperation

The article presents new trends in intercultural dialogue in the context of regional geopolitics and globalization. The author singles out the main aspects that should be implemented by Kazakhstan using soft power tools.

Keywords: humanitarian, cooperation, globalization, intercultural, dialogue, soft, strength

Пікір жоқ

Пікір қалдыру үшін кіріңіз немесе тіркеліңіз