Басты бет » Материалдар » ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ КАЗАХСТАНА

Уалтаева А.С., СНС Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ КАЗАХСТАНА

«edu.e-history.kz» электрондық ғылыми журналы № 3 (07)

Тегтер: История, этнокультурные, отношения, Казахстан, этнос
Аңдатпа:
Исследование истории расселения и культурных процессов в среде этносов Казахстана является приоритетной научной проблемой в свете задач, которые Президент страны Н.А. Назарбаев ставит с первого дня независимости. Наша страна уверенно продвигается по пути экономических, социально-политических, демократических и культурных преобразований, диктуемых велением времени и стремлением войти в когорту 30-ти развитых стран мира
Мазмұны:

Исследование истории расселения и культурных процессов в среде этносов Казахстана является приоритетной научной проблемой в свете задач, которые Президент страны Н.А. Назарбаев ставит с первого дня независимости. Наша страна уверенно продвигается по пути экономических, социально-политических, демократических и культурных преобразований, диктуемых велением времени и стремлением войти в когорту 30-ти развитых стран мира [1].

Модель межэтнического согласия в Казахстане сегодня привлекает мировое сообщество и постсоветские страны, история этносов является главным факторам, определяющим мирное сосуществование народов. Межэтническое согласие в нашей стране не установилось в одночасье и не пришло само собой. Это стало возможным благодаря правильно выбранному стратегическому курсу на сохранение гражданского мира и внутриполитической стабильности в обществе, разработка и осуществление эффективных механизмов регулирования полиэтнических и межконфессиональных отношений.

За годы независимости в Казахстане произошла радикальная трансформация общественного сознания. Смена социокультурной и политической парадигмы, формирование новых экономических структур и сильной президентской власти, развитие демократии, гражданского общества и социального государства, востребованность инициативы и предприимчивости граждан, вхождение Казахстана в мировое сообщество как полноправного субъекта международных отношений – все эти глобальные перемены стали возможными только потому, что сформировалась новая система ценностей.

Независимый Казахстан накопил особый позитивный опыт межэтнического сотрудничества и взаимопонимания. Главный успех в этом направлении заключается в том, что казахстанцы независимо от их этнической принадлежности получили право называться соотечественниками и по вкладу в развитие республики, и по менталитету, и по взаимопониманию и духовному притяжению. Феномен дружбы и сотрудничества этносов Казахстана не результат чьей-то субъективной воли, а рожден исторической практикой нашей страны. Сегодня ни один индивид, этнос не может быть исключен, изолирован, «вынесен за скобки» в процессе установления согласия. Это становится определяющим императивом современности.

Казахстан становился полиэтничным в течении нескольких веков, поток переселенцев, начавшийся во второй половине XIX в. - русских, украинцев, татар, мордвы, чувашей, уйгур и других из России, Украины и др. привел к резкому увеличению представителей некоренных национальностей. В предвоенные годы республика стала плацдармом для депортационной политики сталинизма. Во время войны в Казахстане было размещено 532,5 тыс. человек эвакуированных, 102,5 тыс. депортированных поляков, более 420 тыс. репрессированных немцев, 507 тыс. жителей Северного Кавказа, Крыма и Поволжья, были переселены корейцы [2].

Среди исторических факторов, влияющих на межэтнические отношения, безусловно, важное значение имеют три класса явлений. Первый - это сам ход исторических событий, в результате которых складывались отношения народов; второй - исторические события, которые становятся определенным символом в ходе ныне развивающихся отношений; и третий - особенности историко-социального развития народа, включенного в контакт.

В 1990 г. провозглашение декларации о государственном суверенитете, затем принятие Верховным Советом конституционного Закона «О государственной независимости Республики Казахстан» (1991 г.) [3] отразил определенный момент в понимании модели полиэтнического государства. В «Законе о независимости» (статья 6) провозглашается, что «граждане республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Республике Казахстан ...» [4].

Казахстан представляет собой полиэтническое и одновременно национально-паритетное государство, поскольку население его состоит из более ста наций, где основные этнические группы составляют казахи и русские. Президент Н.А. Назарбаев на заре независимости замечал по этому поводу: «Это единственная республика, в которой коренное население, хотя и представляет самую большую группу, но не является большинством».

В период распада Советского Союза Главе государства удалось совершить невозможное. Теоретически полиэтнический Казахстан был самой уязвимой, наиболее подверженной рискам глубинных межэтнических размежеваний республикой среди других субъектов Союза. Первый Президент Казахстана доказал на примере Казахстана возможность создания качественно новой модели гражданского общества, в котором мультикультурная форма гармонично сочетается с глубоко демократическим содержанием. Этот казахстанский феномен мировой истории еще предстоит оценить. Созданная по инициативе Главы государства Ассамблея народов Казахстана стала общественным институтом, сыгравшим в государстве ключевую роль в сохранении гражданского мира и общественного согласия.

Историческая традиция и культурный код общественного сознания складывались так, что для казахского народа стали изначально ясными такие понятия как «религиозная веротерпимость», «толерантность».

Глава государства считает: «Этнокультурное многообразие Казахстана – это наше преимущество. Это потенциал развития. Культуры этносов Казахстана являются включенными в общеказахстанскую культурную палитру, этносы Казахстана – полномочные представители культуры Казахстана в мире».

Идея создания Ассамблеи народа Казахстана как уникального общественного института гармонизации межэтнических отношений впервые была высказана Президентом РК Н.А. Назарбаевым в 1992 году на первом Форуме народов Казахстана, посвященной первой годовщине независимости [5].

Полиэтничность, в основе, которой находится трагедия переселения многих народов из их исторической родины, Казахстан избежал печальной участи наших ближайших соседей в странах СНГ, ввергнутых в братоубийственные войны. В мире существуют три подхода к решению национального вопроса. Первый - когда некоторые страны проводят политику «выдавливания» инонационального населения, что никогда не было присуще казахскому народу, по-братски принявшему переселенцев. Второй - вообще не придавать значения национальному вопросу и надеяться на то, что проблемы отпадут сами по себе. Наша страна выбрала третий, единственный верный путь установления межэтнического диалога и согласия.

Развитие этического сознания находится в тесном взаимодействии с множеством факторов. Наиболее важные из них можно свести к своеобразному этносоциокультурному феномену, протекающему в рамках процесса модернизации. В этой трехмерной структуре культурный фактор выражает функции самоутверждения и самовыражения. Этническая составляющая общественного сознания стала доминирующей, поскольку именно на этом направлении выяснялся самый актуальный вопрос: как определить и найти национальную модель казахстанской экономики и социально-политической структуры?

В настоящее время закладываются основы для лидирующей роли нового Казахстана в Центральной Азии, что связано с новыми подходами общеевропейской концепции к Центральноазиатскому региону. Доминанта многополюсности, полицентричности мира, за который выступает Республика Казахстан, являются гарантом защиты национальных интересов и этносов внутри страны.

Таким образом, сегодня в Казахстане созданы прочные основы государственной системы, ее необходимые институты и обеспечена база реформ во всех областях, в том числе в демократизации общественной жизни, от чего в немалой степени зависит не только стабильность политических, экономических и социальных процессов, но и их динамизм.

Ассамблея народа Казахстана вносит огромный вклад в развитие этносов Казахстана. Президентом Казахстана определены 100 конкретных шагов для реализации 5 президентских реформ. 85-ый - Разработка проекта патриотического акта «Мәңгілік ел» и 86-ой шаги - Разработка и реализация масштабного проекта Ассамблеи народа Казахстана «Большая страна – большая семья», который укрепит казахстанскую идентичность и создаст условия для формирования целостной гражданской общности [6].

Сейчас в Казахстане идет процесс создания национальной системы образования, сочетающей мировой уровень науки, техники и культуры с этнокультурным наследием. Динамичность и последовательность осуществления демократических процессов в республике существенно изменили психологию отношения наших граждан к образованию. При этом демократические процессы сформировали понимание и необходимость возрождения своего родного языка и на его базе воспитания и обучение детей. Стало сильнее проявляться стремление к образованию на основе национально - этнических корней.

На сегодня в общеобразовательных школах Республики обучение ведется на 9-языках, в них как родные изучаются 15 языков. Всего по Республике функционируют 170 воскресных школ, изучаются 23 родных языка. Успешное развитие языковой политики обеспечивают национальные СМИ. В Казахстане благодаря государственной поддержке издаются 5 республиканских и 15 региональных национальных газет, крупнейшие диаспоры республики волей исторических перипетий обретшие в Казахстане вторую родину, имеют собственные многотиражные издания, играющие исключительную роль в поддержке национальных языков и культур. В республике функционируют свыше 3049 региональных объединений, более 40 деноминаций.

В целом, анализ современной политической ситуации, межэтнических отношений показывает необходимость комплексного подхода к данной проблеме, принятия общего документа, отражающего все аспекты гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений, формирование толерантного сознания и профилактики экстремизма. Прошедшее время убедило всех и в Казахстане, и за его пределами в том, что Ассамблея народа – это редкий в современном мире инструмент этнического согласия. Избрание в Парламент Республики Казахстан  представителей от Ассамблеи народа Казахстана, явилось значительным шагом в укреплении межнациональных отношений. Все это еще раз доказывает, что в Казахстане имеется огромный опыт межнационального сотрудничества, работающего на благо внутренней стабильности государства.

Опыт нашего государства свидетельствует, что народы с различной национальной психологией, культурой, ментальностью, вполне могут уживаться друг с другом и устанавливать конструктивные связи, перерастающие в отношения дружбы и духовной близости.

Таким образом, исторически казахская земля стала «Атамекен» для представителей 126 этносов. Общая численность населения Казахстана по данным на 1 ноября 2015 года составляет 17 630 719 человек. Согласно последним данным, казахи составляли  большинство населения (66,01%). Следующими крупными этносами, населяющими страну, являются русские (21,05%), узбеки (3,07%), украинцы (1,7%), уйгуры (1,44%), татары (1,17%) и другие [7].

В этих условиях первостепенную значимость приобретает проблема их сближения, взаимодействия, взаимоуважения и совместимости через понимание, самобытности и взаимовлияния национальных культур. В республике действует 27 этно-культурных объединения , 9 депутатов Мажилиса Парламента представители Ассамблеи  Народов Казахстана. Действует 88 школ, в которых обучение полностью ведется на узбекском, таджикском, уйгурском и украинском языках. В 108 школах языки 22 этносов Казахстана преподаются в качестве самостоятельного предмета. Кроме того, открыто 195 специализированных лингвистических центров, где не только дети, но и взрослые могут изучать языки 30-ти этносов.

Во всех регионах функционируют Дома дружбы, которые расположены в регионах с полиэтничным составом населения. Особое место в сфере этнокультурных взаимоотношений в Республике Казахстан отведено поддержке развития информационно-коммуникационных ресурсов этнокультурных объединений. На информационном поле активно работают более 35 этнических газет и журналов. Наиболее крупных 6 этнических республиканских газет работают при государственной поддержке. Газеты и журналы выпускаются на 11-ти языках, радиопередачи - на 8-ми, а телепередачи на 7-ми языках.

Нравственно-этические нормы, ценностные и этнокультурные традиции оказывают влияние не только на характер поведения человека в различных жизненных ситуациях, но и первостепенно запечатлеваются на культуре народов.

Использованные источники

1 Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» (Астана, 30 ноября 2015 года). http://www.akorda.kz/ru/addresses/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-30-noyabrya-2015-g

2 Депортированные в Казахстан народы: время и судьбы. - Алматы: Арыс - Казахстан, 1998. - 428 с.

3 Декларация Казахской ССР «О государственном суверенитете Казахской ССР» от 25 октября 1990 г. // Ведомости Верховного Совета Казахской ССР. - 1990. - № 44. - С. 408.

4 Конституционный закон республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан Постановление ВС РК от 16 декабря 1991 года № 1008-XII. http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1000798&doc_id2=1000799#sub_id=100

5 Указ Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года № 856 «Положение об Ассамблее народа Казахстана и Стратегии Ассамблеи» // Казахстанская правда. – 1995, март – 3.

6 Назарбаев Н.А. План нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ. http://www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/press_conferences/telegrammy-v-podderzhku-plana-nacii-100-konkretnyh-shagov-po-realizacii-pyati-institucionalnyh-reform

7 О демографической ситуации в Республике Казахстан за январь-октябрь 2015 года. Комитет по статистике Министерство национальной экономики Республики Казахстан. http://stat.gov.kz/faces/homePage?_afrLoop=22550617619572469#%2Foracle%2Fwebcenter%2Fportalapp%2Fpages%2Fnavigation-renderer.jspx%40%3F_adf.ctrl-state%3Dq61wrvxqv_25


Пікір жоқ

Пікір қалдыру үшін кіріңіз немесе тіркеліңіз

Қаралуы: 3182

Рецензиялар жоқ

Жүктеу

Санат

Пәнаралық зерттеулер Әдістемелік еңбектер Макро- және микротарих Отан тарихы. Зерттеудің жаңа әдістері Жас ғалымдар зерттеулері Сын. Пікір

Тақырып бойынша мақалалар

ӘОЖ 001(574)(092) САҢЛАҚ ҒАЛЫМНЫҢ МҰРАСЫ: САНЖАР АСФЕНДИАРОВТЫҢ ШЫҒАРМАЛАР ЖИНАҒЫ ТУРАЛЫ ӘОЖ 001(574)(092) САҢЛАҚ ҒАЛЫМНЫҢ МҰРАСЫ: САНЖАР АСФЕНДИАРОВТЫҢ ШЫҒАРМАЛАР ЖИНАҒЫ ТУРАЛЫ Основные этапы развития туризма ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ КАЗАХСТАНА УДК 930.2 «1887-1917»+94(574) Отражение истории кочевых народов Центральной Азии в «Трудах» Оренбургской ученой архивной комиссии. УДК 39 (=512.122)(560) МРНТИ 03.41.01 ТҮРКИЯ ҚАЗАҚТАРЫНЫҢ ЭТНОМӘДЕНИЕТІНІҢ ЕРЕКШЕЛІКТЕРІ (экспедицияда жиналған материалдар негізінде) 39 (574) К ВОПРОСУ О МЕСТЕ И РОЛИ ЖУЗОВ В РАЗВИТИИ КАЗАХСКОГО ЭТНОСА В НОВОЕ ВРЕМЯ СУБЭТНОСЫ КАЗАХОВ: ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРУКТУРЫ ЭТНОСА ON THE CURRENT RELIGIOUS RELATIONS IN CENTRAL ASIA STATES

Автордың мақалалары

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ КАЗАХСТАНА