Басты бет » Материалдар » Основные этапы развития туризма

Шайхыгалиев Е.А., Бекишев К.О.

Основные этапы развития туризма

«edu.e-history.kz» электрондық ғылыми журналы № 3 (07)

Тегтер: transport, Keywords:, средства., транспортные, античность, путешествие, история, туризм, слова:, Ключевые, history, tourism, travel, ancientness, services.
Аңдатпа:
Аннотация В данной статье рассматривается основные этапы развития и становления туризма, начиная с античной эпохи до появления первой туристической фирмы. Кроме этого, в статье определены побудительные мотивации, которые способствовали развитию туризма. Annotation This paper considers main stages of development and formation of tourism, starting from the ancient era to the appearance of the first tourist firm. Besides current article determines major causing factors of the advance of tourism.
Мазмұны:

Содержание.За прошедшее столетие туризм получил значительное и весомое развитие, в результате этого стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Резкому развитию туризма способствовало расширение экономических, политических, культурных и научных связей между государствами и разными народами. Туризм делает возможным для миллионов людей расширить свои знания об окружающем мире, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями других стран и народов, к тому же обеспечивает многих людей постоянной работой, а в некоторых странах, в таких как Турция, Египет, Тайланд, Франция, Греция, является одним из основных доходов государства и людей.  

Сам термин «туризм» заимствован с французского языка, и переводится как «путешествие», «поездка», «прогулка». Подходы описания туризма неоднозначны.

Несмотря на расхождение учёных относительно эволюции туризма, всё же, многие исследователи придерживаются теории, что туризм стало развиваться с эпохи античности и в основном тесно связано с путешествием.

Туризм и путешествие - два связанных между собой понятия, которые описывают определённый образ жизни человека. К нему относится спорт, отдых, активное или пассивное развлечение, изучение окружающего мира, торговля, наука, лечение и др. Путешествие - термин, обозначающий перемещение людей в пространстве и времени независимо от цели.

С самого начала истории развитие и становление цивилизаций было связано с развитием и укреплением контактов между разными государствами, народами и определёнными регионами. Многочисленные путешествия совершались для определения и изучения характера соседей - их дружеского или враждебного настроя, поиска рынков, поиска работы, приобретения товаров, знаний и т.п. Позднее путешествия стали для определённых слоёв общества (мореплаватели, исследователи, купцы, священники) профессиональной необходимостью. А ещё позднее появились люди, желавшие просто посмотреть новые народы, земли и получить новые впечатления [1, с 4]. Всех этих людей мы называем путешественниками. Именно они сыграли большую роль в накоплений человеком знаний в различных областях науки, культуры и техники. Всё это послужило причиной возникновения особой формы путешествий - туризма.

В период первых древних государств, таких как Греция и Рим, Персия и Парфия, Вавилон и Ассирия, Бактрия и Сирия, большая часть путешествий предпринималось с целью обмена товаров. В это же время путешествия становятся неотъемлемым спутников военных действий. В результате военных походов Александра Македонского, персидских царей, римлян и греков открываются новые земли и народы, которые были отражены на древних картах и рукописях. Эти открытия помогли людям осознать, что мир огромен и в нём множество неразгаданных тайн.

Когда же пройзошло первое туристическое путешествие? Ответ на этот вопрос до сих пор не найден.  Но принято считать, что первые туристические путешествия начались в то время, когда поездки утратили торговое значение. Модно предположить, что подобные путешествия начались в Древнем Египте в 4 тысячелетии до н.э. Путешествия древних египтян связывались с путешествиями к пирамидам, городам, храмам и искусственным озёрам. Однако из-за неразвитости дорог, мест ночлега и питания затрудняли первые путешествия. Туризм в период эллинизма не составлял источника доходов, этому препятствовали постоянные военные столкновения, грабежи и не заинтересованность государственного аппарата.

В древние времена значение дорог оценили только персы, которые на территории Персидской империи развили систему коммуникаций. Но даже эти дороги не были построены для развития транспорта, экономики, культуры. Изначально они были предназначены для похода персов в Грецию, по этим дорогам персидская армия без препятствий и в короткий срок могла добраться до побережья Малой Азии. Эти дороги вошли в историю как «королевские дороги», связывавшие Вавилон, Сузы, Сарды и Экбатаны. Каждые 30 миль на этих дорогах находились корчмы, пункты питания и отдыха.  

Но всё же расцвет античного туризма связан с Грецией и периодом эллинизма. А её наследником можно по праву считать Древний Рим, который на протяжений нескольких столетий завоёвывал другие земли и народы. Все эти события, несомненно, дали возможность человеку увидеть и познать мир.

Основным мотивом путешествии долгое время была торговля. Чуть позднее к нему добавились спортивные (Олимпийские игры) и религиозные (паломничество) мотивы [2].

В Европе во времена Римской империи возникает новый вид путешествий - досуговый туризм. Римляне из высших слоёв общества нередко ездили в Грецию для пополнения образования, богатства. Постепенно эти поездки приобрели развлекательный характер: путешествия в Грецию совершались всей семьёй или холостыми богатыми римлянами ради развлечений. Кроме этого, у богатых римлян были свои земельные участки в разных уголках империи, чтобы контролировать их, римлянам нужно было выезжать из столицы и проделывать долгий путь до своего имения. Такие земельные владения были в Галлии и Испании, в Италии и Германии, в Греции и Македонии, в Фракии и Дакии, в Египте и Малой Азии.

В это же время начал функционировать Великий Щёлковый путь, который простирался от Жёлтого моря на востоке и заканчивался Римом на западе. В период античности можно было выделить два типа путей: сухопутные и водные. Естественно, основные пути были в Средиземном море, в дельте Нила, а также в Месопотамии - между Тигром и Евратом. Путешествовать морем было гораздо легче и безопаснее, чем пешком. Ездовые животные (лошади, слоны) использовались в основном в сражениях.

В Iвеке до н.э. в Римской империи сформировались основные дороги, которые предназначались для передвижения гонцов и армии. А инфраструктура отдыха всё ещё оставаль на втором плане, так как поездки в разные регионы и страны являлись сугубо частным делом.

В эпоху средневековья смысл путешествий начал меняться.  Увеличение товарооборота и частые воины повлекли за собой обмен новыми идеями. В результате появляется новая причина для путешествия - распространение своих интеллектуальных и религиозных взглядов. Священники, пилигримы, паломники, к которым часто присоединялись толпы бродяг, воинов перемещались пешком и на конях, главным образов по маршрутам между Европой и Азией [3].

Кроме выше перечисленных видов путешествий, существовали путешествия, которые были связаны с переездами знатных семей из зимних дворцов в летние и назад, поездками в дальние страны для заключения браков и альянсов, для сохранения контроля и расширения власти над отдельными владениями. Этот вид путешествия охватывал не только множество сопровождающих людей, придворных и солдат, но и курьеров и послов, частые поездки которых были тесно связаны с деятельностью феодалов. Конечным итогом стало появление услуг по организации отдыха вдоль маршрутов и торговых путей. Распространение в Европе «аристократического туризма» тоже в какой то мере повлияло на развитие туризма. Дворяне часто отправлялись в  европейский тур по странам Европы: из Англии во Францию, затем в итальянские города-государства, в Швейцарию, Германию и Нидерланды. Такие путешествия были очень затратными, поэтому он охватывал только высший класс. В средние века из за частых воин путешествия из Европы в Азию были весьма непопулярны, даже внутри самой Европы, маршруты путешественников в основном пролегали только через Западную и Центральную Европу. Феодальный строй не позволял крестьянам покидать свои земли. Кроме аристократов, в дальние страны отправлялись представители торговли, участники завоевательных походов, священники и свободные городские жители. В средневековье самым популярным транспортным средством становится лошадь. Господство лошадей как основного сухопутного транспортного средства просущесвовал до второй половины XIXвека, то есть до появления поездов и автомобилей.

Развитию туризма огромное влияние оказали Великие географические открытия. Открытие новых земель на востоке и западе позволило расширить географию путешествий, а также являлось стимулом для многих людей, мечтавших о свободе и равенстве, богатстве, которые устремились увидеть и познать Новый Свет. В это время происходит резкое изменении маршрутов и мест отдыха. Главные торговые пути связывают Европу с Индией, Европу с Америкой, Африку с Южной Америкой. Таким образом, маршруты по Атлантическому океану становятся главными, а торговля и путешествие по Средиземному морю уходит на второй план. Некоторые исследователи связывают это событие с Великим Щёлковым путём, который из-за открытия новых морских путей окончательно прекратил своё существование.  

Развитие колониальной системы хорошо влияло на развитие путешествий. Во-первых, возрастало количество переселенцев в новые земли, которые вряд ли бы поехали в колонии, если бы им не была гарантирована защита войсками. Таким образом,  колонии становятся не только источниками сырья, но и местами отдыха. Учитывая местоположение большинства из них, многие колоний в последствий стали полноценными курортами. Во-вторых, наличие колоний стимулировало развитие транспорта, дорог и обуславливало возникновение системы гостеприимства - мест, где можно было бы отдохнуть в хороших условиях. Чем выгоднее метрополии было заселение колонии своими гражданами, тем больше внимания уделялось комфорту [4].

В XVII-XVIIIвеках люди стали посещать другие страны ради отдыха, лечения, в религиозных, образовательных и экономических целях. Начинает совершенствоваться инфраструктура, но основные средства перемещения и размещения остаются теми же, что и в средние века, однако выросло число постоялых домов, где можно остановиться на какое то время. Благодаря поялению поездов и автомобилей, либерализации труда и стремлению к обогащению досуговый туризм стал частью всех слоёв общества.

Основное различие туризма прошлых лет и современного - наличие рынка туристических услуг. В XVIII - XIX веках люди не нуждались маркетинге, поскольку большинство фирм были мелкими и знали своих клиентов на лицо. До XIX века туристических фирм вообще не существовало, поэтому все путешествия осуществлялись по частной инициативе и на собственных транспортных средствах.Только в 1863 году туризм коренным образом меняется, Томас Кук открывает первую в мире туристскую фирму, которая занималась продажей нового вида услуг - путешествий рада удовольствия. С этого отрезка времени туризм отсчитывает свою историю как специфический вид предпринимательской деятельности.

В настоящее время туризм стало частью нашей жизни. Уровень туризма в некоторых странах достигло грандиозных успехов. Но несмотря на это, она всё ещё развивается. Историю развития туризма нельзя считать ни завершённой, ни замёрзшей на определённом этапе: она связана с историей человечества, поэтому развитие туризма будет влиять на экономику, социальную и культурную жизнь человека.

Список использованной литературы

1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2002, - 470 с.

2. Буйленко В.Ф. Туризм. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008, - 416 с.

3. Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика. М.: Финансы и статистика, 1998, - 312 с.

4. Шаповал Г.Д. История туризма. Минск: Эноперспектива, 1999, - 216 с.

References

1. Aleksandrova A.J. Mezhdunarodni tourism: Uchebnic. M.: Aspekt Press, 2002, - 470 p.

2. Builenko V.F. Tourism. Rostov-na-Donu: Feniks, 2008, - 416 p.

3. Kvartalnov V.A. Tourism: teoria I praktika. M.: Finansi I statistica, 1998, - 312 p.

4. Shapoval G.D. History of tourism. Minsk: Enoperspektiva, 1999, - 216 p.


Пікір жоқ

Пікір қалдыру үшін кіріңіз немесе тіркеліңіз