Басты бет » Материалдар » Электронное правительство в Казахстане: реализация и перспективы

Есжанова Н.

Электронное правительство в Казахстане: реализация и перспективы

«edu.e-history.kz» электрондық ғылыми журналы № 2(06)

Тегтер: модели, услуги, государственные, технологии, информационные, отношений, информационных, регулирование, история, правительство, электоронное, правительства, электронного, портал, строительства, электронных, правительств, электронно-государственная, структура, электронный, Казахстан
Аңдатпа:
Электронное правительство в Казахстане: реализация и перспективы Целью работы является анализ политических и правовых нюансов развития электронного правительства в Республике Казахстан, предлагает периодизацию развития феномена и рекомендует комплекс практических мер, направленных на решение проблем развития электронного правительства. Актуальность статьи обусловлена следующими факторами: ускорение процессов цифровой модернизации в Казахстане под влиянием глобальной информатизации; повышение эффективности казахстанского правительства за счет внедрения информационных технологий; необходимость разработки государственной политики в области применения новых технологий в политической сфере в Казахстане; необходимость ускорить экономическую и политическую модернизацию казахстанского общества посредством широкого использования информационных технологий, а также теоретический и практический интерес к изучению потенциальных преимуществ электронного правительства. Ключевые слова: портал электронного правительства, электронное правительство, история, регулирование информационных отношений, информационные технологии, государственные услуги, модели строительства электронных правительств, электронно-государственная структура, электронный Казахстан.
Мазмұны:

Под влиянием международного опыта развития электронного правительства, в частности, Балтийских стран и Сингапура, Казахстан начал реализовать проект электронного правительства с 2004 года, утвердив двухлетнюю программу стратегического внедрения. Информационный веб-портал (www.e.gov.kz) был открыт в 2006 году и был первым и практически единственным результатом проекта. Внедрение электронного правительства открывает прекрасную возможность ускорить реформирование традиционных демократических институтов. Кроме того, она способствует развитию экономики Казахстана, появляются новые горизонты для использования электронной торговли. Например, веб-портал электронных закупок уже оказался экономически эффективным. Это спасло около 22% государственных расходов.

Актуальность изучения электронного правительства обусловлена следующими факторами: ускорение процессов цифровой модернизации в Казахстане под влиянием глобальной информатизации; повышение эффективности казахстанского правительства за счет внедрения информационных технологий; необходимость разработки государственной политики в области применения новых технологий в политической сфере в Казахстане; необходимость ускорить экономическую и политическую модернизацию казахстанского общества посредством широкого использования информационных технологий, а также теоретический и практический интерес к изучению потенциальных преимуществ электронного правительства.

Казахстан также начал использовать новые технологии для улучшения работы своего правительства. Правительственные власти приложили большие усилия для ускорения развития информационного общества. К примеру, по данным Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ) Казахстан занимает 38-е место в развитии электронного правительства в глобальном обзоре ООН электронного правительства 2012 года. Это настоящий прорыв по сравнению с 2008 годом, когда страна занимала 81-е место.

Анализируя реализацию государственной программы электронного правительства, четыре этапа его развития следует выделить следующим образом.

Первый этап (1997 -2000) представляет собой период стратегического планирования для государственной информатизации. В 1997 году глава государства подчеркнул в своем обращении к народу "Казахстан - 2030" важность "установления приоритета независимой и эффективной системы телекоммуникационных услуг, которая станет конкурентоспособной в будущем с аналогичными инфраструктурами развитых стран мира" (Назарбаев, 1997).

Для достижения этой стратегической цели в период были введены в действие указ президента по формированию общего информационного пространства в 1997 году и концепции единого информационного пространства Казахстана в 1998 году.

Второй этап (2001-2003) можно охарактеризовать как период развития базовой информационной инфраструктуры в области государственного управления.

Одобренный в государственной программе в марте 2001 года по формированию и развитию национальной информационной инфраструктуры в Республике Казахстан, был фактически первым инструментом для информатизации государственного управления. Программа была разработана с целью реализации долгосрочного приоритета «Развитие инфраструктуры» в «Казахстан-2030» стратегии.

Основная цель документа заключалась в создании новых технологических структур на основе использования передовых информационных технологий и телекоммуникаций в экономике, государственном управлении, культурной и социальной сфере.

Хотя реализация программы проходила медленно, тем не менее, она проложила путь для более масштабного проекта, электронного правительства.

Другим важным правовым актом был Закон «Об информатизации», утвержденный в 2003 г. Он регулирует процесс информатизации, развитие и защиту информационных ресурсов и информационных систем, устанавливает компетенцию государственных органов, права и обязанности граждан и бизнеса в этой сфере. Впервые в законе были определены принципы государственного регулирования в сфере информатизации: свободное развитие рынка информационных услуг, обеспечение интересов национальной безопасности, обеспечения защиты конфиденциальной информации, высокое качество и эффективность информационных услуг для граждан и организаций, создание условий для свободного и равного доступа, распространения и использования информационных ресурсов.

В целом государственное регулирование в данной сфере направлено на развитие государственных информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей в целях обеспечения их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Казахстана.

Тем не менее, закон не предлагает конкретные пути развития инфраструктуры, необходимой для крупномасштабной организации электронных услуг для граждан и бизнеса.

Более быстрая обработка потока документов требует эффективное применение информационных технологий в более консервативной части государственного управления - управления документами. Этот шаг является очень важным элементом в развитии электронного правительства в Казахстане.

В 2003 году Правительство Казахстана ввело в действие закон «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», которая регулирует обмен электронными документами. В частности, этот закон был направлен на регулирование использования электронных цифровых подписей, изменение или прекращение правоотношений, а также права и обязанности сторон в процессе подачи электронного документа.

Люди обычно склонны использовать бумажные документы, так как электронный документ все еще необычная вещь. В Казахстане электронный документопоток был до сих пор технологией общего дистанционного обмена официальной корреспонденции, хотя носит более структурированный и систематический характер по сравнению с обычной электронной почтой.

Третий этап(2004-2005) является периодом практического внедрения новых технологий в области государственного управления.

Принятие государственной программы по электронному правительству было самым важным шагом в течение этого периода. Основной целью программы является обеспечение граждан и организаций быстрым и качественным доступом к государственным услугам, и улучшить работу правительства путем широкого применения информационно-коммуникационных технологий («Программа развития электронного правительства на 2005-2007 годы», Республика Казахстан, 2004).

  Агентство по информатизации и связи Республики Казахстан администрировала осуществление программы. Правительство осуществляет контроль над ходом программы через центральные и местные исполнительные органы. Для реализации проекта была создана специальная рабочая группа. В состав группы вошли представители Агентства по информатизации и связи, Канцелярии Премьер-министра, Министерства юстиции, Комитета национальной безопасности, Министерства экономики и бюджетного планирования, Казахтелекома и государственное АО «Национальные информационные технологии».

Правительство выделило более 50 миллиардов тенге (400 миллионов долларов США) для реализации проекта. Большая часть бюджета была разработана в 2006 и 2007 годах. На строительство необходимой инфраструктуры потребовалось большую часть денег.

Формирование электронного правительства осуществлялось по классической западной схеме внедрения и состоит из двух контуров и трех модулей:

1.  Внутренний контур регулирует внутренние операции между государственными органами по внутренним информационным каналам. С высоким уровнем информационной безопасности, эта связь подходит для передачи секретной информации. Этот тип связи называется, как в западных странах модуль «Government to Government» (правительство для правительства) (G2G).

2.  Внешний контур регулирует отношения между гражданами, предприятиями и правительством и состоит из двух модулей «Government to Citizens» (правительство для граждан) (G2C) и «Government to Business» (электронного правительство для бизнеса) (G2B).

Обобщая результаты проекта, необходимо выделить следующие результаты:

- создание базовых компонентов электронного правительства, в том числе веб-портал и шлюз электронного правительства, национальная система идентификации;

- унификация номера удостоверения личности с регистрационным номером налогоплательщика.

Инновации внедряются не только в области государственного управления, но также используется в политическом процессе. Казахская модель электронного голосования «Сайлау» была введена в 2004 году и уже зарекомендовала себя в трех национальных выборах: парламентских выборах в 2004 и 2007 годах и президентских выборах в 2005 году.

Несколько правовых актов, регулирующих электронное голосование, были введены в действие: инструкции Центральной избирательной комиссии, правительственные постановления и указы президента. Тем не менее, ключевым правовым документом, который определяет работу электронного голосования, является конституционный законом «О выборах в Республике Казахстан». В нее были внесены поправки, только в апреле 2004 года, поэтому этот документ не регулирует электронного голосования должным образом. Принимая во внимание намерение дальнейшего использования этой технологии в Казахстане, было бы полезно разработать закон "Об электронном голосовании".

Четвертый этап (2006 - настоящее время) характеризуется первыми практическими результатами реализации электронного правительства.

12 апреля 2006 года веб-сайт электронного правительства www.e.gov.kz начал свою работу. Более 59 информационных услуг были запущены в таких разделах, как оборона, безопасность, культура, окружающая среда, транспорт, сельское хозяйство, управление земельными ресурсами и т.д.

Реализация программы во время предыдущего этапа позволили Казахстану добиться успеха в реформировании документооборота.

Для разработки новых принципов работы и соответствующей преобразовании деятельности государственных органов необходимо выполнить ряд политических, правовых, административных и технических задач. Поэтому эффективное использование электронного правительства требует последовательной стратегии, которая позволяет организовать и координировать развитие инфраструктуры электронного правительства, соответствующее обучение специалистов, а также решение многих других вопросов, реализуемых всеми частями: власти, бизнеса, общественных объединений, научных учреждений и граждан.

Каковы характеристики организации электронного правительства в Казахстане? Что необходимо улучшить?

1.  Финансы:

Ключевым вопросом являются финансы. Национальный бюджет является основным источником для реализации электронного правительства. Тем не менее, дополнительные финансы могут поступать из местных и транснациональных корпораций, неправительственных организаций и международных структур.

2.  Регулирование:

Хорошее функционирование электронного правительства требует совершенствования нормативной и методологической основы проекта.

При разработке законов необходимо учитывать и специфику установленных механизмов регулирования и перспективы развития транзакционных технологий.

3.  Совершенствовать инфраструктуру и организацию, т.е.

необходимо обеспечить улучшение основных компонентов инфраструктуры электронного правительства.

С учетом интеграции информационных подсистем центральных и местных государственных учреждений, правительство должно быть основано на использовании общих баз данных и алгоритмов активности, "механизм", который можно условно обозначить как принцип электронного правительства внутренней целостности.

4.  Информационная безопасность:

  Ключевым аспектом электронных транзакций является безопасность системы и сети. При реализации интерактивных услуг пользователи должны быть уверены в подлинности любой части процесса сделки. Это относится к идентификации личности гражданина, а также таких характеристик, как образование, профессиональная квалификация и т.д., т.е. информации, которая может быть запрошена и идентифицирована с общими базами данных при доступе к определенным электронным услугам. Однако это необходимо, чтобы гарантировать высокий уровень защиты информации и обеспечения соблюдения прав пользователей электронного правительства. Особенно проверка подлинности играет важную роль в реализации финансовой операции на веб-портале.

Анализ текущего состояния информатизации в области государственного управления в Казахстане показывает, что, несмотря на впечатляющие успехи в развитии электронного правительства, электронного голосования и электронного документооборота, дальнейшее развитие потребует решения многих проблем.

В целом организация электронного правительства требует крупномасштабные преобразования в государственном управлении. Поэтому усилия должны быть направлены как на реформирование многих административных механизмов, в первую очередь бюрократии, а также усиление демократических процедур, так как интерактивность электронного правительства предполагает активный политический диалог и повышение политической культуры.

Список литературы:

1.  Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана. 19 март 2004 г.

2.  Программа формирования Электронного Правительства на 2005—2007 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 10 ноября 2004 года.

3.  Закон Республики Казахстан «Об информатизации» от 11 января 2007 года, №217-III ЗРК.

4.  Закон Республики Казахстан «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» от 7 января 2003 года.

References:

1.  Message from the President of the Republic of Kazakhstan Nursultan Nazarbayev to the people of Kazakhstan. March 19, 2004.

2.  Republic of Kazakhstan E-Government Development Program for 2005-2007. Presidential Decree of November 10, 2004.

3.  The Republic of Kazakhstan Law "On Information" on January 11, 2007.

4.  Law of the Republic of Kazakhstan "On electronic document and electronic digital signature" on January 7, 2003.


Пікір жоқ

Пікір қалдыру үшін кіріңіз немесе тіркеліңіз

Қаралуы: 7163

Рецензиялар жоқ

Жүктеу

статья Есжановой.docx 0.03 MB

Санат

Пәнаралық зерттеулер Әдістемелік еңбектер Макро- және микротарих Отан тарихы. Зерттеудің жаңа әдістері Жас ғалымдар зерттеулері Сын. Пікір

Тақырып бойынша мақалалар

ИЗ ИСТОРИИ МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕВЕРНОМ КАЗАХСТАНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. Электронное правительство в Казахстане: реализация и перспективы Царское законодательство XIX века о земельном вопросе в Казахстане Исторический нарратив - источник идентичности в современном Казахстане СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА И МОЛОДЕЖЬ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ УДК 394.014 /1941-1945/ ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ КАЗАХСТАНСКОГО СЕЛА В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ КУСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ) УДК 902/904 (035.3) К АТРИБУЦИИ ЗООМОРФНО ДЕКОРИРОВАННОГО ПРЕДМЕТА В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО НАСЕЛЕНИЯ САРЫАРКИ УДК 930.2: 94 (574) Из истории национальной партии «Уш жуз» (К 100-летию образования партии) УДК 821.161.1 «Поселился на границе Сибири и Казахстана в г. Кустанае» История ссылки Михаила Бахтина: проблемы, поиски Изучение религиозных персоналий в истории Казахстана К ИСТОРИИ ОСВОЕНИЯ ЦЕЛИННЫХ И ЗАЛЕЖНЫХ ЗЕМЕЛЬ В КАЗАХСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ УДК 392 (- 512122) (574.5) Социально-психологический портрет городской семьи в конце ХХ в. (по материалам этносоциологического исследования казахского населения 94(=512.1):32 ИЗОБРЕТЕННЫЕ ТРАДИЦИИ В КОНТЕКСТЕ МИФОЛОГИЗИРОВАННОЙ ИСТОРИИ 94(=512.1):32 МИФОЛОГИЗИРОВАННАЯ ИСТОРИЯ КАК НЕНАУЧНАЯ ФОРМА ИСТОРИОГРАФИИ УДК 930.2: 94(574): 316.3 ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КОЧЕВЫХ ОБЩЕСТВ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ НА СОВЕТСКИХ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ПРИИРТЫШЬЯ (1970-1990) МРНТИ 03.01.06 ЗНАК И ИСТОРИЯ ( К 60-ЛЕТИЮ А.А. ГАЛИЕВА) УДК 94(574) ОРЕНБУРГСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС И КАЗАХСКИЕ ОФИЦЕРЫ XIX В.

Автордың мақалалары

Электронное правительство в Казахстане: реализация и перспективы