Басты бет » Материалдар » ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЕ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО В АФГАНИСТАНЕ

Ахмади Л.

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЕ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО В АФГАНИСТАНЕ

«edu.e-history.kz» электрондық ғылыми журналы № 2(06)

Тегтер: наследие, Всемирное, ЮНЕСКО, Конвенции, Афганистан, Бамиан
Аңдатпа:
Автор статьи рассматривает проблемы сохранение историко-культурных памятников в Афганистане. Расположенный на важном пересечении дорог древнего «Шелкового пути», Афганистан с незапамятных времен соединяет в себе черты различных культур. Его уникальное культурное наследие отражает историю, отмеченную сложным взаимодействием местных традиций с влиянием Персии времен Ахеменидов, Греции Александра Македонского, буддизма, индуизма и ислама. В последние годы ЮНЕСКО многое сделала для восстановления культурного наследия многих стран и регионов после вооруженных конфликтов. В список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Афганистане включено 2 наименования: Минарет и археологические объекты в Джеме (2002); Культурный ландшафт и археологические находки в долине Бамиан (2003). Оба объекта включенные по культурным критериям, но внесены в Список объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой.
Мазмұны:

Всемирное наследие ЮНЕСКО (англ. World Heritageфр. Patrimoine Mondialисп. Patrimonio de la humanidad) –природные илисозданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению к которым по мнению ЮНЕСКО являются их сохранение и популяризация в силу особой культурнойисторической или экологической значимости. По состоянию на 2014 год в Списке всемирного наследия включены 1007 объектов, из которых 779 являются культурными, 197 – природными и 31 – смешанными.

В 1972 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию бохраневсемирногокультурногоиприродногонаследия. ПоКонвенцииЮНЕСКОпоохранекультурногоиприродногонаследияопределены понятие «всемирное историко-культурное и природное наследие», а также обязанности государств, подписавших Конвенцию, критерии отбора и порядок внесения объектов в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это конвенция является международным документом, направленныенавыявлениеисохранениенаиболее ценных объектов мировогокультурногоиприродногонаследия. Конвенция вступила в силу в 1975 году [1]. К сентябрю 2012 года конвенцию ратифицировали 190 стран-участниц в том числе и Афганистан.

Следующие страны являются лидерами по числу объектов Всемирного наследия: Италия – 50; Китай – 47; Испания – 44; Франция – 39; Германия – 39; Мексика – 32; Индия – 32; Великобритания – 28; Россия – 27; США – 22. Ежегодно Комитет всемирного наследия проводит сессии, на которых присуждается «статусобъектаВсемирногонаследия».Государства, натерриториикоторых расположены объекты Всемирногонаследия, берутнасебяобязательствапоих сохранению.

Врамках спискасуществуетподсписок Всемирногонаследия, находящегосяподугрозой. Внегонавременной основевключаютсяобъекты, подвергающиесяразличным опасностям, которыевызваны естественнымипричинамииливмешательством человека: вооружённымиконфликтамиивойнами, землетрясениямииинымиприроднымикатастрофами, загрязнением, браконьерством ибеспорядочным строительством.

Внесениеобъектоввособый список говоритонеобходимостиособоговниманиякним ипринятиянеотложных мерпоих сохранению, вслучаенарушенияобъязанностикотношению памятника, КомитетВсемирногонаследияисключаетиз спискаи этотпамятник лишаетсявсемирногостатуса. Например, в 2007 годуиз СпискавсемирногонаследияЮНЕСКОбыл исключён резерватаравийскогоорикса в Омане, всвязиспродолжающейсяохотой на белогоорикса исокращением заповедных территорий, ав 2009 годудолина Эльбы уДрездена в Германии, всвязиспродолжающимсястроительством автомобильного моставохранной зонекультурного ландшафта.

Включенныеобъекты всписокВсемирногонаследияполучают «международный статус». Главная цель спискаВсемирногонаследия –сделать известнымии защитить объекты, которыеявляютсяуникальнымивсвоём роде.Для этогоииз-застремлениякобъективностиКомитетомвсемирногонаследиябылисоставлены оценочныекритериидля объектовкультурногои природногонаследия.

КультурныекритерииВсемирногонаследия ЮНЕСКО следуещие:1) Объектпредставляетсобой шедевр человеческогосозидательного гения;2)  Объектсвидетельствуето значительном взаимовлиянии человеческих ценностей вданный периодвременииливопределённом культурном пространстве, вархитектуреиливтехнологиях, в монументальном искусстве, впланировкегородовилисоздании ландшафтов; 3)Объектявляетсяуникальным илипокрайней мереисключительным длякультурной традицииили цивилизации, котораясуществуетдосих порилиужеисчезла;  4)Объектявляетсявыдающимсяпримером конструкции, архитектурногоилитехнологическогоансамбляили ландшафта, которыеиллюстрируют значимый период человеческой истории; 5) Объектявляетсявыдающимсяпримером человеческоготрадиционногосооружения, страдиционным использованием землиили моря, являясь образцом культуры или человеческоговзаимодействиясокружающей средой, особенноеслионастановитсяуязвимой из-засильноговлияниянеобратимых изменений;6) Объектнапрямую иливещественносвязанссобытиямиилисуществующимитрадициями, сидеями, верованиями, с художественнымиили литературнымипроизведениямииимеетисключительную мировую важность.ПоположениюкомитетаЮНЕСКО этоткритерий можнопредпочтительноиспользовать вместескаким-либоещё критериеями, напримервключаяособенностипамятника.

ПриродныекритерииВсемирногонаследияЮНЕСКОследуещие:

1)Объектпредставляетсобой природный феноменилипространствоисключительной природной красоты и эстетической важности;2)Объектявляетсявыдающимсяобразцом главных этаповистории Земли, втом числепамятником прошлого, символом происходящих геологических процессоввразвитиирельефаилисимволом геоморфических или физиографических особенностей; 3)Объектявляетсявыдающимсяобразцом происходящих экологических илибиологических процессовв эволюциииразвитии земных, пресноводных, береговых и морских экосистем ирастительных и животных сообществ; 4) Объектвключаетвсебянаиболееважную или значительную естественную средуобитаниядлясохранениявней биологического многообразия, втом числеисчезающих видовисключительной мировой ценностисточки зрениянаукииохраны.

«СтатусобъектаВсемирногонаследия» дляобъектовприродногонаследиядаётследующиепреимущества:являетсядополнительной гарантией сохранностии целостностиуникальных природных комплексов; повышаетпрестиж территорий иуправляющих имиучреждений; способствуетпопуляризациивключённых вСписокобъектовиразвитию альтернативных видовприродопользования, впервую очередь, экологическоготуризма; обеспечиваетприоритетность впривлечении финансовых средствдляподдержкиобъектоввсемирногокультурногоиприродногонаследия, впервую очередь, из Фондавсемирногонаследия; способствуеторганизации мониторингаиконтроля засостоянием сохранностиприродных объектов.

Вданноевремяв спискеобъектов ВсемирногонаследияЮНЕСКО в Афганистане значится 2 наименования– Джамский минаретиБамианскиестатуй Будды покультурным критериям, чтосоставляетоколо 0,2 % отобщего числа (1007 на 2014 год). Обаобъекта занесены в списоквсемирногонаследия, находящегосяподугрозой. Кроме этого, посостоянию на 2010 год, 4 объектанатерриторииАфганистананаходятсяв числекандидатовнавключениевсписокВсемирногонаследия,из них 3 –Герат, Балх, Багх-еБабурпокультурным критериям, 1 –Банде-Амирпоприроднымкритериям [2, с.2].

Джамский минаретявляетсяоднимизуникальных памятниковисламской архитектуройХІІ векаивторой повысотеисторический минарет из обожжённогокирпичав мирепослеКутуб-Минарев Дели.Высота –более 60 метров. Хорошосохранившийся минаретнаходится насеверо-западе Афганистана, расположенв 10 км северо-восточнеекишлакаДжам (Jam) вафганской провинции Гор привпаденииручьяДжамрудвреку Герируд.

Джамский минаретявляетсяединственнойуцелевшей постройкой древногогорода Фирузкух, который был столицей султановдинастиигуридов, допереносаеё в Газни. В 1221 году городФирузкух был разрушенвойском Чингисханаидаже местоегорасположениябылонадолго забыто.Ущельеокружаютнепроходимые горные массивы. Крупныенаселённыепункты врайонеотсутствуют. Расстояниедо Герата– 200 км. Минаретбыл построен в1194 годугуридским султаном Гияз-ад-Диномв честь окончательной победы над газневидами в 1192 году. Об этом написановсамом минарете.

Рисунок1 – Джамский минарет.

1943годугубернатор ГератаАбдулла Хан Малекярвпервыесделал фотографии минаретаисообщил онём АхмедуАлиКоазаду, президентуАфганскогоисторическогообщества. В 1944годубылаопубликованастатьяопамятникев журнале «Anis».

19 августа 1957 года французский археолог Андре Марикпервым из европейских учёных добралсядо минаретаив 1958 годуопубликовал докладв «Записках французской делегациивАфганистане».

1960годудвапредставителя Французской археологической делегациивАфганистане ЛеБериегоассистент Маршаль сфотографировалидекоративныепанелиипровелипервоначальноеисследованиеегоархитектурной структуры. Ониобнаружиливходсдвумявинтовыми лестницамиприблизительнона 4 м нижесовременногоуровня.

В19611969годах итальянскийархитекторАндреаБрунообследовал минаретипредложил планпоукреплению, таккакпамятнику грозилообрушение. Местными жителямибылипроведены работы поукреплению берегаипостроендеревянный мост через Герируд, позжеразрушенный вовремябоевых действий. Былиоткрыты руины дворца, укреплений, мусульманскоеи еврейское кладбища. Последнеесодержитнадгробияснадписямина иврите.

Серьёзных научных исследований памятникапоканепроводилось из-затруднодоступностиисохраняющейсянестабильной политической обстановки. Сохранности минаретапо-прежнемуугрожаютнаводнения, подмывающиеоснование, землетрясения, частобывающиеврегионеинезаконныераскопкиискателей ценностей. Частичнопроводитсяработы поукреплению береговой линиииреставрациипамятников.

В 2002годуминаретиприлегающеенеисследованное городищевключеновсписок ВсемирногонаследияЮНЕСКО (№211).

БамианскиестатуиБудды (пушту د باميانو بودايي پژۍ‎ də Bāmyāno būdāyī paĵəy, дариبت‌های بودا در بامیان bothāy-e būdā dar Bāmyān, дари تندیس‌های بودا در بامیان tandīshāy-e būdā dar Bāmyān) – две гигантскиестатуи Будды (55 и 37 метров), входившиевкомплекс буддийских монастырей вБамианской долине.

Рисунок2 – БамианскиестатуиБудды.

Бамианскаядолинарасположенав центральной части Афганистана, менее чем в 200 км северо-западнее Кабула. Вдолиненаходитсясовременный город Бамиан– центр одноимённой провинции Афганистана.Долинапредставляетсобой единственный удобный проход через Гиндукуш, поэтомуиздревлеслужилаторговым коридором.Во ІІ веке здесь возниклибуддийские монастыри. При царе Ашоке былоначатостроительство гигантских статуй, завершившеесятолько через двести лет. ВV веке китайский путешественникпишетодесяти монастырях, которыенаселялитысячи монахов. Обширныепещерныекомплексы, вырубленныевскалах, служилипостоялымидворамидляпаломниковиторговцев. ВXIвеке долинабылаприсоединенак мусульманскому государству Газневидов, однакобуддийскиесвятынитогданебылиразрушены. Вдолиневырос город Гаугале, украшенный прекрасными мечетями. В 1221 годувойска Чингисхана разрушили городиопустошилидолину. Всредневековьекомплексбуддийских монастырей вБамианской долинеполучил название Кафиркала – городневерных.

Рисунок3 – Археологическиепамятники городаБамиан

Сприходом исламавVIIIвекенаАфганскую территорию местные жителии миссионеры несколькораз повредилипамятника, таккакпамятникиотносятсядоисламской веры. ВХVI векеАмирАуронгзиб, вXIXвекеАмирАбдуррахманханиАмир Хабибуллаханпытались разрушить статуи.Связи с этими разрушениями выполненные из дерева верхние части лиц скульптур были утрачены ещё в древности и еще до разрушени на лице Будды была золотая маска.

В 2001году, вопрекипротестам мировой общественностиидругих исламских стран, статуибылиразрушены талибами, считавшими, чтоониявляютсяязыческимиидоламииподлежатуничтожению.Статуибыливысечены вокружающих долинускалах, частичнодополнены прочной штукатуркой, державшейсянадеревянной арматуре [3; 6-7].

Рисунок4 – СтатуиБудды иих разрушениеталибами

Уничтожениесостоялось послеуказа лидераталибов муллы МухаммедаУмераот26 февраля 2001 г.: «Бог един, а этистатуипоставлены дляпоклонения, чтоошибочно. Онидолжны быть разрушены, чтобы небыть объектом культанисейчас, нивбудущем».Статуибылиуничтожены внесколько этаповвтечениенескольких недель, начинаяот 2 марта 2001 г. Первоначальностатуибылиобстреляны спомощью зенитных орудий иартиллерии (Рисунок4). Этонанеслосерьёзный ущерб, нонеразрушилоих. По этомуповоду министринформацииталибовКудратулаДжамал посетовал, чтоработаразрушениянетакпроста, как можнобылоподумать, посколькускульптуры высечены вскале. Позднееталибы разместилипротивотанковые мины надненишитак, чтокогдаобломкискал упалиотартиллерийскогоогня, статуиполучилибы дополнительныеразрушенияна минах. Вконцеконцов, талибы спустили людей вниз поскалеи заложиливзрывчаткувотверстиявстатуях. Послеодногоиз взрывовнеудалось полностью уничтожить лицоодногоиз Будд, была запущенаракета, котораяоставилаотверстиевостатках каменной головы [4; 5-7].

Кромеразрушенных скульптур, в монастырях долины имеетсяещё одна, изображающая лежащегоБудду, который данноевремяуцеливщеясятольконижняя часть памятника (Рисунок5). Её раскопкиначались в 2004 году.

Рисунок 5 – Лежащая Будда.

В 2003 годувсписокВсемирногонаследияЮНЕСКО включены многочисленныеисторическиепостройкиБамианской долины, включаябуддийские монастыри, разрушенныеиуцелившиегигантскиестатуиБудды, остатки города Гаугале и две мусульманские крепости (№208).

Деятельность, направленная насохранениеивключениекультурногоиприродногонаследиявсовременную культурупутем активизациисоциокультурной ролиегообъектовиих интерпретациивданноевремяявляетсяочень актуальнымипроблемамипосохранению памятников.

Литературы:

1 Словарь музейных терминовРоссийская музейная энциклопедия. – М., 2002. http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp?81

2Охранаисторических ценностей приподдержкеСША. Сохранениекультурногонаследияв Южной и Центральной Азии. //Проект:Отдел посвязям спрессой иобщественностью. Бюроподелам Южной и Центральной Азии. Государственный департаментСША. Вашингтон, округ Колумбия 20520. Фондпослапосохранению культурногонаследия. Бюроподелам образованияикультуры.Веб-сайт: http://exchanges.state.gov/education/culprop/afcp

3 КнязевА. Вкраю умерших Будд. // Правилаигры. –Алматы, 2005. №6, сентябрь.

4 http://www.sedmitza.ru/text/4479233.html

5http://culture.compulenta.ru/599090/

6 Cultural landscape and archaeological remains of bamiyan valley. UNESCO – Kabul.
2003.

7 Structure, design and techniqui of the Bamiyanbuddhist caves. Recent cultural heritage issues in Afghanistan. Volume 5.Written by: MayuIwade and Shigeru Kubodera.Tokyo, (JCICC) 2013.

Referens:

1 Slovar' muzejnyhterminovRossijskajamuzejnajajenciklopedija. – M., 2002. http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp?81

2 OhranaistoricheskihcennostejpripodderzhkeSShA.Sohraneniekul'turnogonasledija v JuzhnojiCentral'nojAzii. //Proekt: Otdelposvjazjam s pressojiobshhestvennost'ju. BjuropodelamJuzhnojiCentral'nojAzii. GosudarstvennyjdepartamentSShA.Vashington, okrugKolumbija 20520.Fond poslaposohranenijukul'turnogonasledija.Bjuropodelamobrazovanijaikul'tury. Veb-sajt: http://exchanges.state.gov/education/culprop/afcp

3 Knjazev A. V krajuumershih Budd. // Pravilaigry. –Almaty, 2005. №6, sentjabr'.

4 http://www.sedmitza.ru/text/4479233.html

5http://culture.compulenta.ru/599090/

6 Cultural landscape and archaeological remains of Bamiyan valley. UNESCO – Kabul.
2003.

7 Structure, design and techniqui of the Bamiyanbuddhist caves. Recent cultural heritage issues in Afghanistan. Volume 5.Written by: MayuIwade and Shigeru Kubodera.Tokyo, (JCICC) 2013.

Ахмади Лаик

ЮНЕСКО-ның АУҒАНЫСТАНДАҒЫ ӘЛЕМДІК МҰРАЛАРЫН САҚТАУ МӘСЕЛЕЛЕРІ

Әл-Фараби атындағы Қазақ ұлттық университеті, Қазақстан, Алматы қ.

Аннотация. Мақала авторы Ауғаныстандағы тарихи-мәдени ескерткіштердің сақталу мәселелерін қарастырады. Ежелгі «Жібек жолы» жолдарының маңызды қиылысында орналасқан Ауғаныстан ерте заманнан өзінің құрамына түрлі мәдениет белгілерін енгізеді. Бұның бірегей мәдени мұрасы жергілікті салттардың Ахеменидтер кезіндегі Парсылар, Гректер кезіндегі Ескендір Зұлқарнайын, буддизм, индуизм және исламның әсерімен күрделі өзара әсерлесуімен өткен  тарихты көрсетеді. Соңғы жылдары ЮНЕСКО қарулы қақтығыстардан кейін көптеген елдер мен аймақтардың мәдени мұрасын қалпына келтіру үшін көп жұмыс атқарды.  Ауғаныстанда ЮНЕСКО Бүкіләлемдік мұрасы нысандарының тізіміне 2 нысан енгізілген: Минарет және Джемдегі археологиялық нысандары (2002), Бамиан аңғарындағы мәдени ландшафт пен археологиялық қазбалары (2003) енгізілді. Екі нысан да мәдени критерийлер бойынша енгізілді, бірақ қауіп астындағы Бүкіләлемдік мұра нысандарының тізіміне кірді.

Түйін сөздер. Ауғанстан, ЮНЕСКО конвенциялары, Әлемдік мұра, Бамиан.

AhmadiLaeg

PROBLEMS OF CONSERVATION OF WORLD HERITAGE IN AFGHANISTAN UNESCO

al-Farabi Kazakh National University. Republic of Kazakhstan. Almaty.

Abstract.The author in this article, reviewed the problems of preservation of historical and cultural heritage in Afghanistan. From the immemorial time, Afghanistan has been a diverse country which combines the features of different cultures. it seems that the ancient Silk Road crossroad which was passing through Afghanistan, had influences on diversity of different culture in the country. This unique cultural characteristic of Afghanistan, reflects a history marked by a complex interplay of local traditions with the influence of the Persian Achaemenid era, Alexander the Great of Greece, Buddhism, Hinduism and Islam. In recent years, UNESCO has done much efforts to restore the cultural heritage in many post conflict countries including Afghanistan. UNESCO has announced tow historical places of Afghanistan as world heritage, the Minaret of Jam in the year 2002 and the cultural landscape and archaeological of the Bamiyan Valley in 2003. Both of them have specific cultural criteria, but included in the list of “world cultural heritage”.

Keywords.Afghanistan, UNESCO Convention, World Heritage, Bamiyan.



Пікір жоқ

Пікір қалдыру үшін кіріңіз немесе тіркеліңіз