Басты бет » Материалдар » Основные виды благословения в культуре общения у казахов

Калыш А.Б., Г.А. Мейрманова

Основные виды благословения в культуре общения у казахов

«edu.e-history.kz» электрондық ғылыми журналы № 1(05)

Тегтер: әдет-ғұрып, кейіпкер, мифтік, ата, Қыдыр, өмір, рухани, ақ, бата, ақсақал
Аңдатпа:
Благословление – это молитва в виде пожелания, процветания, плодородия и благополучия. Это у казахов является священным. Благословение произносят когда начинается новое дело и когда благополучно заканчивается начатое. Если кого-то благословляешь, то нужно обязательно чтобы перед тобой была еда. Издревле благословление совершали при людях и для одного человека. При людях благословляли уважаемого человека, и старший благословлял хозяина дома или виновников торжества от имени всех присутствующих, и благословлял тех, кто там присутствует. А одного человека благословлял один человек и ему желали всего хорошого, говорили только хорошие слова. В сюжетах традиционной эпической поэзии можно ясно увидеть, как отец благословляет своего сына.
Мазмұны:

Благословление – это молитва в виде пожелания, процветания, плодородия и благополучия. Это  у казахов является священным. Благословение произносят когда  начинается новое дело и когда благополучно заканчивается начатое. Если кого-то благословляешь, то нужно обязательно чтобы перед тобой была еда. Издревле благословление совершали при людях и для одного человека. При людях благословляли уважаемого человека, и старший благословлял хозяина дома или виновников торжества от имени всех присутствующих, и благословлял тех, кто там присутствует. А одного человека благословлял один человек и ему желали всего  хорошого, говорили только хорошие слова. В сюжетах традиционной эпической поэзии можно ясно увидеть, как отец благословляет своего сына.

Благословление считалось почетным  и при его совершении соблюдаются ритуалы. И поэтому прежде чем произносить благословление, человек который благословляет и те, кто сидит с ним рядом должны поднять руки и сказать «Аминь». И тогда тот кто благословляет начинает выразительно и последовательно произносить свое благословление. Когда благословление произнесено все люди вместе говорят: «Аминь. Пусть сбудутся все ваши пожелания!», после этого проведем ладонями по лицу.

В языке казахов проживающих в Шу, Сыр, Мангыстау слово «Бата» звучит как бәте и пәте. Это может быть потому, что Коран начинается с суры «Фатиха».

Иногда благословляющий говорил от имени уважаемых людей, обнадеживал всех присутствуюших, и гарантировал то, что сбудутся все пожелания:

Это не наше благословение, а Бога

И не скроется лисица от собаки

О, Бог, благодетельствуй и прими

Помоги при благословлении

Это не мое благословление

А от прошлых пророков.

Благословитель благословляющий назиданиям великих жырау (жырау – представитель жанра казахского поэтического творчества) устанавливает связь между простым народом и представителями мифической эпохи. При этом благословитель становится более авторитетным, а его слова священными.

Да будет изобилие молочного,

И пусть станет твоим гостем Кыдыр.

Кыдыр – святой человек, приносящий встретившимся с ним людям счастье, помогает и терпящим бедствие. Не зря удачливого человека называют «человеком, которому покровительствует Кыдыр».

Часто казахских благословениях встречаются имена Зенги баба, Камбар ата, Шопан ата. Благословляющий просит у них от них богатства и счастья. В таких благословлениях характеризуется качество духовного руководителя. Например, тест благословения связанная с Зенги бабой  начинается так:

Духовный руководитель четырех хозяйств Зенги баба

Если вздумал дать скот, то посмотри на меня.

В понятиях древних времен покровитель коров - Зенги баба не обращал ни на кого внимания. Если он обратит на кого-то внимание, то у этого человека окажется много коров.

Если ты скажешь аминь,

То я благословляю тебя.

Пусть будет воротник твой из золота.

А подкова из серебра.

Пусть у тебя будет много верблюдов

Чтоб не поместились в Каратау.

Пусть у тебя будет много овец

Чтоб не поместились в Алатау.

Пусть у тебя будет много скакунов,

Чтоб не поместились в Кокшетау.

В благословление гипербола (способ преувеличение) применяется очень часто.  Известно, что кочевой народ не сможет изготовить подкову из серебра, точнее не в состоянии этого сделать, но говоря «пусть будет подкова твоя из серебра» благословление получается красиво и поэтично. В благословлении имеется много заветов о воспитании, добродеятельности, нравственности. Например:

Не сдавайся трудностям,

Борись с тяжестями.

Опекай младших,

Бери пример со старших.

В казахской степи с появлением Ислама благословление стало применять шире сегодняшнего дня благословление совершенствуется. И в этом, конечно, есть и вклад  благословителя. Потому что благословитель не повторяет сказанного ранее, а сочиняет нечто новое. И это подтверждают слова Жамбыла Жабаева:

Пусть даст Господь в этот дом всего доброго,

И пусть завяжет язык всех врагов.

Итак, благословление – древний источник казахского фольклора. По смыслу выполнения благословление бывает разнообразным: благословление новорожденному, благословление путнику, благословление еды, благословление в честь праздника Наурыз и т.д.

Благословление для новорожденного - произносится когда в честь новорожденного накрывается большой стол, и старшие этого аула благословляю его. Это первые добрые пожелания старших новорожденному. Например:

Пусть будут зубы твои желтые

Пусть будут волосы твои белые

И жизнь будет длинной

И не будет печали

Видов благословлений для новорожденного очень много. Например:

Пусть звезды будут ярче

И небо без туч

Жинь будет долгой

И сердце в радости

Различие между благословлением для новорожденного и благословлением старшего в значений и смысле. Там ребенку желается долгая и счастливая жизнь. Также благословление для ребенка:

Тулак оставшееся у народа

Пусть придет к тебе как стригун

Будет как стригун и бушевать

Спросит твой ровесник

Пусть спросит и не даст

Сохранилась благословление к спутыванию веревки:

Развязался веревки и пусть не упадет

И не ранить свой колений

Если прыгнет со скалы то не спаткнется

И не сгибай колени при поднятий на скалу

Учить стригуна и ухажывать за ним - это самая главная забава у ребенка, в этом стижке охвачен некоторые черты. А в некоторых стежках юмор охвачен еще глубже.

Благословление для молодежи -  это благословление когда юноша искусствен и когда отправляется на поход или в долгий путь.

Пусть скакун будет завязвнным к поясу

Пусть казан будет всегда готовым

Двери будет открыты

И веки всегда будет открытым

Тогда твой родственники не покинет тебя

Дай чиновника правильно

И тогда весь народ не уйдет от тебя

Благословление для еды - это благословление когда приносят еду и старшие или хозяин дома желает всем хорошие пожелания и горячего внимания.

Пусть даст тебе нескончяемое богатство

И придет то что ушло

И наполнет то что недостаточно

Пусть будет все хорошо и все живы

И пусть будет принятым этои пожелания

Благословление после еды - это благословление после еды когда желают хозяину дома все хорошое, в знак уважение для хозяину дома и его семье пожелают добро. К еде и к столу желают успеха и хорошие намерия.

Благословление для путника - это благословление для путника и желают ему счастливого пути. Это церемония когда благословляет путника сохранилась и до наших времен. Когда-то Жамбыл благословил Бауыржана когда тот отправлялся на войну.

Пусть будет дорога у героя

И будет у него смелые руки

И лицо у него холодное

И дело у него будет градой.

Благословление для переселений.

Пусть будет переселение дорожной

И путь будет красивой

И переселение желанным

Пуст порог будет крепким

 Благословление для нового луна - когда рождается новая луна, все люди поднимает ладони, желая хороших будущих дней и протирает своих лиц.

Увидел луну.

Увидел ярко.

Увидел знамение судного дня.

Пусть в новом месяце все будет хорошо,

А в старом все плохое останется.

Благословление согым. Это благословление когда готовится к зимнему убою. Например,

Пусть будет убой питательным,

И пусть будет твой казан полным.

И не будет недостатки.

И будет дастархан богатым.

Благословление Наурыз – выполняется в честь праздника Наурыз. В этот день женщины приготовят «наурыз коже»и после торжества самый уважаемый гость благословлял. В этом благословение говорится о благополучие страны, об изобилии, о достатке всего хорошего. Например,

Пусть будет праздник совершенным,

Пусть исчезнет недостатки.

И будет скоты молочными,

А земля богатым.

Благословление Айт – выполняется после поста Рамазан и во время курбан-айта. Оно длится три праздником Айт». А также в этих днях дети читает «жарапазан».

Благословление молодоженам – выполняется когда молодожены сыграют свадьбу. Например,

Пусть муж и жена стареют вместе,

И у них будет много детишек.

И дом наполнится любовью,

И вырастут дети от ласки.

Благословение к родственникам умершего – выполняется когда близкие умершего горевают над ним. Это – выражение участливого отношения к переживаниям, несчастью других.  Например,

Место коня к стригуну,

Место верблюдя к верблюженку.

Место дедушки к внуку.

Пусть земля будет прахом.

Благословление в кладбище – выполняется после Корана читавшего к умершим. Например,

Пусть Бог окажет милость усопшему,

Пусть будет земля пухом его праху.

И оставшиеся после него дети

Пусть доживет до старости.

Благословение поминки это вид обряда в ритуале выноса покойника. В писменных образцах Голяховская пишет что если покойника похоронят через 3-4 дня, то этот обряд выполняется на первом же дне. Потом все мужчины отпевают покойника. Это у мусульман называется «жаназа». После прибытии мужчин  в ауле начинается поминка, в этом же поминке мулла который отпевал покойника читает Коран. А нашушение благословения бывает  (нарушать обет) – в брачном обряде отказывание молодежов от женитьбы после двустороннего соглашение родителей. При этом такое нарушение было очень редко. Во втором случае нарушание клятвы – уклонение от своих слов данное клятвой. Таких людей народ отделял от среды, если понодобился строго наказывал.

Обряд благословении  выполняется после съедание еды в поминках. Здесь благословлял уважаемый человек. Он благословлял хозяина дома или виновников торжества от имени всех присутствующих.

Багословитель – в наше время самый уважаемый в своем среде. Благословитель благодаря назидания великих человеков устанавливает связь между простым народом и великими человеками. При этом благословитель становится более авторитетным, а его слова священными.

В заключение хочется отметить что авторы в данной рассмотрели благословение – как основной атрибут казахского этикета. Статья основана на письменных источниках и полевых материалах авторов связанные с разными видами благовенных форм. На сегодняшний день традиция бласловение ценное духовное достояние казахского народа. Приводятся несколько видов балогословении: товарещесское, благословение для попутщика, для новоселов, благословение новой луне, благословение на согым, благословение наурыза  жарапазана, балагословение дому после похорон и.т.д. Крометого благословение молодоженов благословляют и их родителей. Благословение дается в самом конце свадьбы уважаемым родственником жениха. Перед тем, как уйти, родственников жениха благодарят, за устроенный ими праздник. После трапезы старший рода дает благословение присутствующие, сидя за дастарханом. Только после завершения бата разрешается вставать из-за стола. Перед свадебным застольем, после обряда беташар (открывание лица невесты), свекровь благословляет свою будущую невестку. В благопожелании, произносимом свекровью, фигурируют традиционные символы плодородия. Свадебные благопожелания представляют собой своеобразный свод традиций, этикета и древнего быта казахов. По этой причине в благопожеланиях устойчиво сохранились этнографические свидетельства о жизни народа, в первую очередь, женщины. Благословение дает сташий аксакал рода.

Әдебиеттер тізімі:

1.  Қазақтың этнографиялық категориялар, ұғымдар мен атауларының дәстүрлі жүйесі. Энциклопедия. –Алматы, DPS, 2011. – (иллюстрацияланған) І том. А-Д. - 736 бет.

2.  Қазақ халқының дәстүрлері мен әдет-ғұрыптары. 2 том. Дүниеге келгеннен өмірден озғанға дейін (отбасылық әдет-ғұрыптар ертеректегі авторлардың еңбектері бойынша). Құрастырған С.Е. Әжғали. Алматы: «Арыс» 2006. 416 бет;

3.  Сайдахметов Б.С. Жеті ата шежіресі – ұлттық тәрбиенің құралы // Білім  Образование. Ғылыми-педагогикалық журнал. – 2008. – №1 (37).

4.  Кенжеахметов С. Кенжеахметұлы С. Қазақтың салт-дәстүрлерi мен әдет-ғұрыптары.-Алматы: Ана тiлi, 1994. -79 с.

5.  Негимов С., Қазиұлы Т. Ақ бата. – Алматы: Жазушы, 1992. 102 бет;

6.  Баллюзек Л.Ф. Народные обычаи, имевшие, в Малой Киргизской Орде // ТС. Т.76. СПб., 1865;

7.  Васильев А.В. Образцы киргизской народной словесности. Молитвенных благопожеланий «Бата сөз». ХІІ. – Оренбург, 1905;

8.  Радлов В.В. Народные образцы литературы тюркских народов. – Т. 3. –СПб., 1865. – 225 с.;

9.  Үмбеталина З. Қазақ ауыз әдебиетіндегі бата сөз жанры: филолог. ғылым. канд. дисс. ... авторефераты. – Алматы, 2001. – 26 б.;

10.  Назарбаев Н.Ә. http://akorda.kz;

11.  АЕАЖМ- ІАлматы облысы, 2012-2015 жж.

12.  АЕАЖМ-ІІ Қызылорда облысы, 2012-2015 жж.

13.  АЕАЖМ-ІІІ Оңтүстік Қазақстан облысы, 2014 жыл.

Referens

1. Kazakh gentilicio praedicamenta, et nomina capitum conceptus traditum ratio. Encyclopedia. Almaty, DPS, 2011. (illustrantur) in primo. A-D. DCCXXXVI pages.
2. Lingua traditiones et mores populi. Volume II. Nati morte (in familia traditione veterum auctorum). Compiled SE Äjğalï. Almaty: "Aris" 2006. CDXVI pages;
3. BS Saidakhmetov Annales septem nationalibus educationem // Education. Pervestigatione tum docendi ratione historiae. - MMVIII - I (XXXVII).
4. Kenjeaxmetov S. Kenjeaxmetulı S. Kazakh consuetudines et traditiones et ğurıptarı .: mater lingua, MCMXCIV -79.
5. S. Negimov, T. Qazïulı Benedictionem. Almaty: Writer, 1992. CII pages;
6. Ballyuzek LF Folk obıçaï ïmevşïe, Kirghiz Horde // TC bit. T.76. St. Petersburg., MDCCCLXV;
7. A. Vasiliev Obrazcı Kirghiz narodnoy slovesnostï. Molïtvennıx blagopojelanïy "Bata". XII.-Orenburg,MCMV;
8. VV Radlov. Folk obrazcı literature tyurkskïx populis. - T. 3. -SPb., 1865. - CCXXV p.;
9. Umbetalin Z. Lingua oral litterarum genere benedictionis: hinc philologus aliquis. Scientia. Candia. Diss. Abstracto .... - Almaty, 2001. - XXVI p.;
10.Nazarbayev N.A. http://akorda.kz;
11.I-AEAJM- Almaty regionem, 2012-2015.
12.II-AEAJM Kizilorda regionem, 2012-2015.
13.III - AEAJM  Ontustik  Kazakhstan regione, 2014 j.

Түйін

Мақалада бата берудегі қазақтардың әдептілігінің көрінісі ретінде  қарастырылады. Авторлар жазба дерек көздеріне, арнайы әдебиеттермен этнографиялық экспедиция матералдарына сүйене отырып батаның әр түрлі формаларын  айшықтайды. Зерттеулер бойынша ақ бата және теріс бата беру үрдісінің сиреп бара жатқандығын атап өткен. Бата беру дәстүрі баға жетпес құндылық ретінде қазіргі Қазақстанның әлеуметтік негізін құрайды. Батаның көптеген түрлерін мысылға келтірген: ақ батасы, серттесу батасы, жол батасы, көші-қон батасы, жаңа ай батасы, соғым батасы, наурыз батасы, жарапазан батасы, жас отау иелеріне арналған бата, өлім шыққан үйге айтылатын бата т.б. Қазақ халқының бата беру дәстүрі - тамыры тереңде жатқан, халық тарихымен тағдырлас, қиын уақыттың небір талқысына да түссе де, елдің тұрмыс салтында тайға таңба басқандай айқын із қалдырған, бүгінгі күнге жетсе де, тынымсыз талғампаз талай ұрпақ үшін тәлім-тәрбие болған тағылымы мол тамаша мұрамыз ретінде қарастырылған. Мақсаты, қалыптасқан ұлттық салт-дәстүр арқылы өскелең ұрпақтың бойына ұлттық болмыс, ұлттық келбет, ұлттық мәдениет, ұлттық намыс т.б. ұлттық құндылықтарымыз дәріптеліп, сіңіріліп отырғанын дәлелдеу. Сонымен қатар, замандастарымның бойына қазақтың салт-дәстүріне деген қызығушылықты қалыптастыру, қазақ халқының салт-дәстүрі мен әдет-ғұрпының тәрбиелік мәнін ұғындырып және салт-дәстүрді эстетикалық тәрбиемен байланыстыра зерттеу жұмысын жүргізу мақаланың басты мақсатының бірі.  Бата беру құрметті іс деп саналды және өз жоралғысы бар. Сондықтан бата айтыларда бата тілеуші адам немесе жамағат қос қолдап алақан жайып, «Әмин» деп ишарат білдірулері керек. Қонақтар ішінде үлкен адам болмаса, көптің рұқсатымен, жас болса да бас боларлық жолы, жөні бар адам береді. Ерлер отырғанда әйел бата бермейтіндігі айтылды. Әйелдер арасында сөз білетін бір ер бала отырса, әуелі сол бата беруге тиісті болған. Бата көзі тірілерге ғана емес, аруақтарға да жасалған. Мұның бәрі бата берушінің шешендігіне, ақыл-ой, парасатының дәрежесіне тығыз байланысты болған.

    Түйін сөздер: рухани өмір,Қыдыр ата, мифтік кейіпкер,әдет-ғұрып, ақ бата, ақсақал.

Summary

Traditions of Kazakh bata as an expression of good wishes

In this article the authors examine the blessing as the primary attribute of the Kazakh etiquette. The article is based on written sources and field material authors associated with different kinds of blessings. Today, the blessing is a valuable spiritual heritage of the Kazakhs. We present several kinds of blessings: comradeship, a blessing for the companion to the new settlers, to the new moon, on sogym, Nauryz blessing - zharapazana, blessing the house after the funeral, etc. The article notes that during the wedding in addition to bless the newlyweds and their parents. The blessing pronounced at the end of the wedding the most respected relative of the groom. Before leaving, guests thank the relatives of the groom arranged for their holiday. After the meal, a senior representative of the generation blesses guests at the dastarhan. Only after the completion of the bata is allowed to get up from the table. Before the wedding feast after the ceremony betashar (opening the face of the bride), bless his future mother-in-law. The good wishes, spoken in-law, featured traditional symbols of fertility. Wedding good wishes are a peculiar set of traditions, etiquette and life of ancient Kazakhs. For this reason, good wishes steadily preserved ethnographic evidence about the life of people, primarily women. Blessing always says a senior member of the generation.

 Keywords: spiritual life, Kydyr ata, characters of myth, rites and customs, good wish, aksakal.


Пікір жоқ

Пікір қалдыру үшін кіріңіз немесе тіркеліңіз

Қаралуы: 25381

Рецензиялар жоқ

Жүктеу

Санат

Пәнаралық зерттеулер Әдістемелік еңбектер Макро- және микротарих Отан тарихы. Зерттеудің жаңа әдістері Жас ғалымдар зерттеулері Сын. Пікір

Тақырып бойынша мақалалар

А. ЯСАУИДІҢ ЕҢБЕКТЕРІНІҢ ТҮРКІ ХАЛЫҚТАРЫНЫҢ ТАРИХЫНДА АЛАТЫН ОРНЫ МЕН РӨЛІ Основные виды благословения в культуре общения у казахов Қазақ халқындағы беташар рәсімі САРЫАРҚА ДАЛАСЫНЫҢ БАТЫС АЙМАҒЫНДАҒЫ ФОЛЬКЛОРЛЫҚ МҰРАЛАР* («BR05236868, Сарыарқаның мәдени мұрасын зерттеу, сақтау және дәріптеу» атты жоба ҚАЗАҚ ХАЛҚЫНДА ЕГIНШIЛIККЕ БАЙЛАНЫСТЫ ӘДЕТ-ҒҰРЫПТАР МЕН ЖОРА-ЖОСЫНДАР, АҢЫЗ- ӘПСАНАЛАР ҒТАХР: 03.20:03.01.09 ҚАЗАҚТЫҢ АЛҒАШҚЫ КӘСІПҚОЙ ЭТНОГРАФТАРЫНЫҢ БІРІ ҚҰСАЙЫН ТӘКЕЖАНҰЛЫ ҒТАХР 03.61.91 ТҰРМЫС-САЛТ ЖЫРЛАРЫНЫҢ ЕЖЕЛГІ ЖӘНЕ ЗАМАНАУИ НҰСҚАЛАРЫНЫҢ ТАРИХИ-МӘДЕНИ КОНТЕКСТІ

Автордың мақалалары

Основные виды благословения в культуре общения у казахов