Басты бет » Материалдар » Тюрко-согдийский вопрос в истории раннесредневекового Казахстана: современный взгляд

Мәлік Ү.Б.

Тюрко-согдийский вопрос в истории раннесредневекового Казахстана: современный взгляд

«edu.e-history.kz» электрондық ғылыми журналы № 1(05)

Тегтер: Тюркский, Западный, согдийцы, тюрки, средневековье, :, каганат, культура
Аңдатпа:
Резюме Статья посвящена историографическому обзору одной из проблем средневекового периода истории Казахстана - тюрко-согдийскому вопросу. Хронологические рамки охватывают период раннего средневековья - V-VIII в. Основной массой населения в средневековье в степи являлись тюрки, но кроме основной этнической массы тюрков жили и согдийцы, как сообщают средневековые источники и свидетельствуют археологические исследования. В связи с этим, очень важно разобраться в вопросе, какую роль играли согдийцы на территории Казахстана, какого рода взаимоотношения установились между тюрками и согдийцами, необходимо оценить степень культурного, этногенетического, политического влияния оказанного этими племенами друг на друга. Часть ученых склоняется к мнению о колонизации согдийцами тюрков, другая часть предпочитает применять термин тюрко-согдийский синтез, говоря о слиянии культур. В статье проведен анализ основных точек зрения ученых по тюрко-согдийскому вопросу, включая самых первых исследователей, выдвигавших теории по данному вопросу - В.В. Бартольда и А.Н. Бернштама. Проведена ретроспектива с современностью с целью показать схожесть этнокультурных явлений в процессе истории. Ключевые слова: средневековье, тюрки, согдийцы, Западный Тюркский каганат, культура
Мазмұны:

Согдом считается  историческая область в Средней Азии, в междуречье Окса (Амударья) и Яксарта (Сырдарья). Ныне Согд территориально разделен между Узбекистаном, где располагался центр - город Самарканд  и Таджикистаном - Согдийская область. Согд в древности состоял из разрозненных княжеств и не имел единого центра. В раннем средневековье территория Западного Тюркского каганата включала земли Согда. История тюрков и согдийцев была тесно переплетена между собой в обозначенный нами период. В рамках Западного Тюркского каганата происходил процесс культурного взаимодействия древних тюркоязычных и ираноязычных племен. Суть тюрко-согдийской проблемы  - определение исторической роли согдийцев в истории раннесредневекового Казахстана.

  Впервые тюрко-согдийскую проблему затрагивали В.В. Бартольд, 

А.Н. Бернштам, Л.Р. Кызласов, В.А. Лившиц, Ю.А. Зуев, П.Н. Кожемяко,  Е.И. Агеева, Г.И. Пацевич,  Т.Н. Сенигова,  С.Г. Кляшторный, 

В.И. Горячева, Г.Л. Семенов. О согдийцах на трассе Великого Шелкового пути писали Э.Шаванн, П.Пелью, Э.Пулиблэнк, Э.Шефер, Лю-Мою Цай, К.Ширатори  [1, c.305].

  Первым рассматривает тюрко-согдийские отношения Бартольд В.В. 

Опираясь на  сведения Сюань Цзяня о средневековой стране Сули, Бартольд предполагает,  что развитие городской жизни в Средней Азии было связано с колонизаторской деятельностью согдийцев, как в новейшее время, так и в эпоху Кокандского ханства [2, с. 3-20].

  В статье мы кратко представим основные проблемы, связанные с тюрко-согдийским вопросом.

  Очень актуальна проблема возникновения городов на территории Казахстана, которая неразрывно связана с тюрко-согдийской проблемой. Некоторыми исследователями кочевническая культура связывается с тюрками и противопоставляется оседлой городской  культуре  согдийцев.

  С.Г.К  ляшторный и Т.И.Султанов считают, что раннесредневековая городская и земледельческая культура в Семиречье создана с непосредственным участием согдийцев.  По мнению исследователей, в V-VIIв. происходила интенсивная согдийская колонизация в долинах рек Талас, Чу и Или, которая привела к созданию десятков городов и укрепленных поселков [3, с.94-98]. Возникновение города Тараза также нередко связывается археологами с приходом согдийцев в Таласскую долину. Одним из значимых событий истории является переселение в Тараз значительного количества согдийцев. А.Н. Бернштам уделяет большое значение влиянию согдийской культуры на культуру древнего Тараза и его округи. Дату прихода согдийцев из Центральной Азии ученый определяет Iв.  А.Н. Бернштам раскрывает причину переселения согдийцев на территорию Тараза. "Развитие ремесел и торговли на базе широко применяемого рабовладельческого труда вынудило согдийцев покинуть  родные места" - такой вывод формулируется ученым [4, с.25-43].  П.Н.Кожемяко  связывает развитие феодальных городов Казахстана с местным оседлым населением, с переходом части кочевников-скотоводов к оседлому образу жизни. Исследователь выделяет характерную только городам и поселениям Чуйской  долины архитектурные особенности - наличие одного или нескольких длинных валов и  застройка территории внутри первого кольца длинных стен [5, с.168-171].

  В действительности, в настоящее время известны протогорода на территории Казахстана. Аркаим, Кент - одни из самых древних городов, которые были обнаружены археологами, следовательно, возникновение городов на территории Казахстана относится к эпохе бронзы. Благодаря программе "Мәдени мұра" исследовано множество оседлых памятников на территории Казахстана. Средневековые города Казахстана - Койлык, Тальхиз, Карамерген, Актобе, Акыртас  вошли в  список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Также археологи могут констатировать, что оседлоземледельческая культура, города и поселения существовали не только на территории Южного Казахстана и Семиречья. К примеру, еще в прошлом столетии А.Х. Маргуланом широко исследованы поселения на территории Центрального Казахстана  [6]. На берегу Нуры Акишевым открыт средневековый Бозок, в Улытау известны средневековые городища  Баскамыр, Аяккамыр.

  Проблема государственности также тесно пересекается с тюрко-согдийской проблемой. Г.Б. Бабаяровым выявлены основные составляющие государственной системы Западного  Тюркского каганата, доказана фактическая власть каганата над оазисными владениями Средней Азии, в том числе над Согдом [7]. У.Х. Шалекенов  отрицает концепцию кочевничества в отношении тюрков: "Государства и империи созданные в Центральной Азии в античный период продолжали существовать и в период  феодализма. О дикости и кочевничестве автохтонного населения этой части света - тюрков, искажая их историю писали евроцентристы, отрицавшие существования у них государственности" [8,с.53-61].Гафуровым  Б.Г.  выделяется  период возвышения Согда в Средней Азии: "В VIв. население оазисов Средней Азии состояло преимущественно из народов восточноиранского происхождения. Однако именно с этого периода в Средней Азии начинается процесс всевозрастающего смешения тюркских и восточноиранских народностей, лежащий в основе образования нынешних ее народов. Во многих народах уже тогда устанавливалась двуязычность населения". Гафуров предельно ясно определяет уровень развития Согда в период раннего средневековья. По мнению ученого, по экономическому и культурному значению Согд занимал ведущее место в период раннего средневековья, но  в политическом отношении Согд отставал, его небольшие царства были под верховной властью Тюркского каганата  [9, с.126-142].

  Древнетюркская государственность имела свои характерные особенности, о которых пишут многие исследователи, о государственности тюрков построено множество концепций. Часто употребляется термин кочевое государство, при упоминании государства тюрков. Западные и советские ученые предпочитали отрицать наличие государства у тюрков.  Но государственность существовала еще у  саков, усуней, канлы- их предшественников.

 Древние тюрки имели большую территорию, контролировали важные участки Великого Шелкового пути. Под вассалитетом тюркских каганов находились многие земли, в том числе и Согд. Для управления бескрайними просторами неоспоримо был  необходим государственный аппарат.

  Насколько приемлем термин "культурной колонизации" - также один из важных вопросов рассматриваемой проблемы.

  Распоповой  проводятся аналогии и различия в архитектуре средневековых городов. Исследователь  говорит о значительном влиянии согдийской архитектуры на территории всей Средней Азии.  По мнению Распоповой, при постройке архитектурных сооружений Уструшана, Чача и Семиречья под руководством приезжих специалистов (автор подразумевает согдийцев) трудились местные рабочие, и в различных районах Средней Азии схожи все приемы проектирования и возведения зданий [10, с.190-198].Основываясь на доводах В.И.Распоповой о том, что влиянию согдийской архитектуры подвергалась вся Средняя Азия, можно поставить вопрос, нужно ли говорить о культурной колонизации согдийцами, если влияние согдийской архитектуры было повсеместным? Это было следование эталону того времени, в частности эталону в строительстве сооружений. К  примеру, эталоном считалось тюркское вооружение -  военное дело согдийцев развивалось под влиянием кочевников. "Прямые аналогии согдийскому поясному набору имеются в материалах из погребений VII-IXвв. тюркских народов Центральной Азии и Семиречья - в могильниках Курай, Туяхта, Катанда на Алтае; … в тюркских погребениях в Семиречье и Казахстане"[11, с.103-109]. В.И. Распоповой выделяется обособленная  группа  поясных наборов Сибири, Семиречья и Согда, относящихся к VII-VIIIв. Влиянию тюрков подвергаласьтакже и бытовая утварь, посуда согдийцев. Также, как и В.И. Распопова, исследователь средневековья, Т.Н.Сенигова проводит анализ элементов, присущих местной культуре, по ее мнению, и заимствованной у согдийцев. К примеру, наличие в Таразе разнообразных типов плиток Сенигова  объясняет вхождением Чача, Согда и Семиречья в одно государственное объединение - Западный Тюркский каганат. Рассматривая группы кувшинов, Т.Н. Сенигова склоняется к мнению, что они принадлежат местной культуре. Изучая типы котлов, исследователь выделяет 5 групп, котлы одних групп бытовали в Чаче, Согде, следовательно, были заимствованы, другие были местного происхождения - бытовали лишь в  Таразе. Крышки посуды с замятыми краями Сенигова выделяет как местный элемент быта, плоские крышки с ручкой заимствованы с Согда [12]. Опираясь на сведения Т.Н.Сениговой и В.И. Распоповой можно говорить как о влиянии тюркской культуры на согдийскую, так и согдийской на тюркскую и отчасти отрицать на этой основе сведения о согдийской культурной колонизации. 

  Более того, в настоящее время недооцененная в прошлом тюрская культура оценивается как феномен, эталон в системе мировых ценностей Европы и Азии. Древнетюркские рунические письмена, рисунки на скалах, тюркские святилища, балбалы, города и поселения, предания и легенды тюрков - отличительные особенности тюркской культуры [13, с.2].

  Отдельно следует рассмотреть взгляды археолога К.М. Байпакова на интересующую нас проблему. Ученым выдвигается теория, что "на юге Казахстана и в Семиречье в раннем средневековье сложилась синкретическая культура, которая интегрировала в себе культурные достижения Согда, тюркский культурный комплекс и традиции земледельческо-скотоводческих культур каучинского облика, что наиболее ярко проявляется в культуре города" [14, с. 92-98].По мнению К.М. Байпакова, некоторые средневековые города на территории Казахстана были основаны согдийцами. К примеру, Джамукат,  развалины которого найдены в Таласской долине[15, с.15].  К.М. Байпаков противопоставляет кочевым тюркам оседлых согдийцев [16].

  Интересно провести ретроспективу с современностью относительно данной проблемы. Согдийцы стали основой современного узбекского и таджикского народов. Тесные культурные, экономические, политические взаимоотношения в средневековье находят продолжение в настоящем.  К 1917 году узбекское население было в основном сосредоточено в Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных республиках.  Небольшая доля узбеков проживала в Киргизской республике, Оренбургской и Актюбинской губерниях. По данным Всероссийской переписи 1920 г. количество узбеков в  уездах Сырдарьинской области, позднее отнесенных к Казахской АССР, составляло 108180 тыс. человек. Наибольшее количество проживало в Туркестанском уезде -32850 чел., и в Чимкентском - 42370 чел. После размежевания Средней Азии в 1924 г. в Казахстане оказалось большее число узбеков, в основном (96,3%) в Сырдарьинской губернии. 90 % узбеков проживает в Чимкентской и Джамбульской областях [17, с. 57-61].

  Таким образом, находит продолжение тенденция расселения, которая наблюдалась в далеком средневековье. По данным переписи 1959 г., в Казахстане проживало 3974 тыс.русских (42,7%), 2795 тыс. казахов (30,0%), далее после украинцев, немцев и татар расположились узбеки - 137 тыс (1,5%). На 1 октября 2004 г. численность узбеков выросла на 7472 человека, и стала равна 417242 - 2,8% населения Казахстана. В абсолютных показателях это втрое больше, чем в 1959 г. [18,с.18-25]. Культурное взаимодействие казахов и узбеков на территории Казахстана находит продолжение. Основные занятия узбеков Южного Казахстана в городах и вне своего традиционного обитания - торговля (помимо продуктов сельского хозяйства, чаще всего – строительными и хозяйственными товарами), общественное питание, сфера услуг [19].

  Так в чем же суть тюрко-согдийских отношений и какую историческую роль сыграли согдийцы в истории средневекового Казахстана?

  Разнообразны мнения  ученых в вопросе определения  типа тюрко-согдийских отношений. Часть из них  выдвигают гипотезу  о колонизации тюркских земель согдийцами, следующие  являются сторонниками идеи о культурном взаимодействии тюркских и согдийских племен, тюрко-согдийском культурном синтезе.

  А.Н. Бернштам  выделяет 2  этапа согдийской колонизации Семиречья. Анализируя статью Бернштама, чрезвычайно важно отметить, что автор подразумевает под термином "колонизация" именно культурную колонизацию, а не экспансию земель. "Первый период согдийской колонизации (III-VIвв.)  не завершился ассимиляцией согдийцев местным населением. Роль согдийцев среди племен кочевников Семиречья в первом периоде ограничивалась торговлей и взаимоотношениями"- такую характеристику дает исследователь. Далее, по мнению А.Н.Бернштама, произошла постепенная ассимиляция согдийцев, что привело к полному растворению их культуры в среде тюрков. Наиболее яркими данными, свидетельствующими о проникновении в Семиречье согдийцев-колонистов Бернштам называет инвентарь согдийского происхождения в нижних слоях Тараза и городища Красная Речка, особый  тип домов согдийцев в земледельческих поселениях Семиречья, курсивное согдийское письмо на ручке сосуда из городища Красная Речка [20, с.34-42].

  Исследователь  Узбекистана - Атаходжаев А .М.  оперирует терминами "тюрко-согдийский духовно-культурный симбиоз" и тюрко-согдийская ассимиляция, определяя значение тюрко-согдийских отношений.  Уточним, симбиоз в этнологии - взаимодействие и взаимообогащение этносов, при этом каждый этнос занимает свою территорию, полностью сохраняя свое национальное своеобразие . [21]. Ассимиляция в этнологии  - взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них по­глощается другим [22, с. 288] .

А.К. Камалов в отношении тюрков и согдийцев применяет термин "согдийско-тюркский союз".  Камаловым отмечается  влияние согдийцев на тюркские государства в политическом плане, рассматривается образование "согдийской колонии в Тюркском каганате" и тюркизация  согдийцев[23, с. 42-47].

  Мы предполагаем, что роль согдийцев в истории и развитии местных племен несколько преувеличена некоторыми исследователями. Тюрко-согдийская проблема требует глубокого изучения, подробного историографического рассмотрения и систематизации фактов,  так как значительный отрезок истории средневековья на территории Казахстана проживали  согдийцы.  Данный вопрос интересует специалистов археологов, востоковедов - тюркологов и иранистов, этнографов, историков, лингвистов. Большинство исследователей  склонны к  мнению, что оседлая городская культура на территории Казахстана, в частности Семиречья, была создана согдийцами. Но в настоящее время эту гипотезу легко опровергнуть. Ведь археологами исследовано множество средневековых городов и в других частях Казахстана, там, где согдийцы не проживали. Мы наблюдаем, что у  советских ученых основное внимание сосредоточено на единичных предметах материальной культуры, принадлежавших согдийцам, в частности, на согдийском стиле архитектурных сооружений, применявшемся при строительстве городов, но опираясь на эти сведения невозможно говорить об обширной культурной колонизации. Более того, найдено множество памятников оседлости, древних городов на территории нынешнего Казахстана, которые были построены до появления согдийцев- стоянок эпохи палеолита, поселений и протогородов эпохи бронзы и железа.

 

Cписок использованной литературы

1. Байпаков К.М. Древняя и средневековая урбанизация Казахстана. Книга1.Алматы,2012.

2.Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана. Ленинград, 1927г.

3. Кляшторный С.Г.Султанов Т.И. Казахстан. Летопись 3 тысячелетий. Алма-Ата,1992.

4.Бернштам А.Н. Памятники  старины Таласской долины. Под.ред Якубовского.

5.Кожемяко П.Н. Раннесредневековые города и поселения Чуйской долины. Фрунзе, 1959

6. Маргулан А.Х., Акишев К.А., Кадырбаев М.К., Оразбаев А.М. Древняя культура Центрального Казахстана. Алма-Ата, 1966г. - 436с.

7. Бабаяров Г.Б. Государственный строй Западно-Тюркского каганата: Автореф. дис. д-ра ист. наук.- 56 с.

8.  Шалекенов У.Х. Античная цивилизация Центральной Азии. Известия НАН РК. Январь -февраль 2009 г.

9. Гафуров Б.Г. История таджикского народа. Т.1. Москва, 1955.

10. Распопова В.И. Города и селения. Проблема преемственности. 1993г.

11. Распопова В.И. Металлические изделия раннесредневекового Согда. Ленинград, "Наука": 1980г. 

12. Cенигова Т.Н. Средневековый Тараз. Алма-Ата, 1972г. -  202с.

13. А.Досымбаева. Феномен тюркской культуры. Казахстанская правда. 12 апр 2001.

14. Байпаков К.М.Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья. VI-нач.XIIIвв./ АНСССР. Алма-Ата, Наука, 1986г.

15. Байпаков К. М.  Средневековые города Казахстана на Великом Шелковом пути. Алматы, Ғылым, 1998.

16. Байпаков К.М. Западно-Тюркский и Тюргешский каганаты: тюрки и согдийцы, степь и город. Известия НАН РК. Серия общественных наук. 2009 №1

17. Несипбаева К.Р. Исторические аспекты возникновения и формирования узбекской диаспоры на территории Казахстана. Ярославский педагогический вестник: 2012, №1. Т1.

18. Алтаев А.Ш. Формирование и современное состояние этнической структуры населения Казахстана: исторический анализ. Вестник КазНПУ им. Абая, №3 (18),2008г. Серия ист. и соц-полит. наук.

19. http://www.fergananews.com/articles/6691

20. Бернштам А.Н. Согдийская колонизация Семиречья. КСИИМК. Вып. 6. 1940г. 

21. Атаходжаев А.М. Тюрко-согдийские отношения в политических, социально-экономических и этнокультурных процессах в раннем средневековье. Автореферат диссертации на степень доктора исторических наук

22. Cадохин А. Грушевицкая Т.Г. Этнология. М.: «Высшая школа», 2000.

23. Камалов А.К. О роли согдийцев в танско-тюркских отношениях. Вестник КазНУ. Сер. Международные отношения и международное право. №4 (16), 2004г.


Пікір жоқ

Пікір қалдыру үшін кіріңіз немесе тіркеліңіз

Қаралуы: 5703

Рецензиялар жоқ

Жүктеу

статья еду Тюрко-согдийский вопрос.docx 0.04 MB статья Тюрко-согдийский вопрос e history.docx 0.04 MB

Санат

Пәнаралық зерттеулер Әдістемелік еңбектер Макро- және микротарих Отан тарихы. Зерттеудің жаңа әдістері Жас ғалымдар зерттеулері Сын. Пікір

Тақырып бойынша мақалалар

КУЛЬТУРА И БЫТ КАЗАХСКИХ РАБОЧИХ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД Тюрко-согдийский вопрос в истории раннесредневекового Казахстана: современный взгляд УДК 323.15(574) ИСТОРИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ, МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН, ВКЛЮЧАЯ ИСТОРИЮ НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ ЭТНОСОВ: ОСН КУЛЬТУРНО-БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ ПЕРВОЦЕЛИННИКОВ УДК 32.001: 005.44(4+5)Геополитические измерения Евразийства в условиях глобализации УДК 947.084 (574.2) ЭТНОЯЗЫКОВЫЕ ПРОЦЕССЫ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ В ПЕРИОД ЦЕЛИНЫ НОВЫЕ НАХОДКИ «ДРЕВНЕВЕНГЕРСКОЙ» ТОРЕВТИКИ ИЗ ПЕСЧАНЫХ МАССИВОВ СРЕДНЕГО ТЕЧЕНИЯ УИЛА УДК 32.001: 005.44(4+5) Геополитические измерения Евразийства в условиях глобализации УДК 39 (574.42) ТРАНСФОРМАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХОВ ВОСТОЧНОГО КАЗАХСТАНА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ 929.624.8+398.347 ҚАЗАҚ ДАЛАСЫНЫҢ ОРТАҒАСЫРЛЫҚ ТАҢБАЛАРЫН ЗЕРТТЕУДІҢ КЕЙБІР МӘСЕЛЕЛЕРІ

Автордың мақалалары

Тюрко-согдийский вопрос в истории раннесредневекового Казахстана: современный взгляд