Басты бет » Материалдар » Астана - главная идеологическая ценность независимого Казахстана

Касимова З.М.

Астана - главная идеологическая ценность независимого Казахстана

«edu.e-history.kz» электрондық ғылыми журналы № 3

Тегтер: Астана, концерт, столица, культура, исполнение, концертирование, музицирование.
Аңдатпа:
Настоящая статья посвящена культурной жизни Астаны, являющейся одним из важных постулатов в реализации патриотического акта «Мәңгілік ел», выдвинутого Президентом Н.А.Назарбаевым в рамках Стратегии-2050. В данном контексте особое внимание уделяется истории создания и деятельности Казахского национального университета искусств, который призван обеспечить музыкальную инфраструктуру столицы и регионов кадрами самого высокого профессионального уровня. Университет, вместе с тем, играет важную роль в формировании и развитии самобытной концертной жизни Астаны.
Мазмұны:

Астана – главная идеологическая ценность

независимого Казахстана

Одной из ведущих концепций независимого Казахстана, выдвинутых Президентом Н.А.Назарбаевым, является «Мәңгілік ел», которую Глава государства отмечает как национальную идею общеказахстанского дома. В данном контексте Президент выявляет главные общенациональные ценности, благодаря которым укрепляется страна, множатся успехи. В них заключается «идейная основа Нового Казахстанского Патриотизма» [1]. И одним из важнейших постулатов в реализации идеи «Мәңгілік ел» отмечены Независимость Казахстана и возведение новой столицы – Астаны.

Предпосылки строения нового административного центра молодого государства обозначены исследователями разных отраслей. Президент республики указывает: «Творение столицы – это творение нового текста национальной истории». Доцент Темирбеков О.Ж. связывает перенесение столицы с идеей национальной независимости, отмечая: «Астананың көшуі – ұлттық идеяның бір бөлшегі. Немесе, ұлттық идеяның жүзеге асуы, материализациясы. Қазақ идеясының жарқын да көрнекті үлгісі»[1] [2, с.176]. Роль столицы в связи с национальной идеей отмечает и профессор А.Сейдимбек: «Астананы ұлттық идея ұйытқысына айналдырған жағдаяттар мен тетіктер сан қырлы, солардың санатында қоғамдық пікірдегі түбегейлі өзгеріс тұр. Ең бастысы... Бүгін еңбектеген баладан еңкейген қартқа дейін Астанаға мақтанышпен қарайды, мемлекеттігіміздің айбарындай қабылдайды... ұлттық мақтанышсыз ұлттық идея түзілмейтінін ұғынған жан Елордамыз ұлттық идеяның саяси-ұйымдастырушылық және отандық-отансүйгіштік ұйытқысы болғаны да бекерлей емес»[2] [3, С.239-240]. Таким образом, можно утверждать, что в заданной значимойконцепции основная роль принадлежит духовно-культурной функции столицы, поскольку это явление как сложный социальный организм, согласно утверждению Д.Н.Замятина, может выступать в качестве поля политических битв и манифестаций, средоточием культурных и цивилизационных достижений, а также пространством особого языка и особой речи [4, с.34].

С точки зрения «культурных достижений» важной является роль самобытной концертной жизни города, ибо концертная деятельность – одна из древнейших форм публичной пропаганды произведений музыкально-театрального искусства, способного формировать художественно-эстетический, культурно-духовный уровень, а также воспитать морально-нравственный облик населения. Бесспорно, духовное и морально-психологическое здоровье народа, особенно подрастающего поколения, способствует построению процветающей страны, оказывает влияние на успешное сотрудничество международного ранга, позволяет выступать на мировой арене в качестве развитого цивилизованного государства. Особенно в этом аспекте показателен уровень столицы как центра, представляющего всю страну, привлекающего всеобщее внимание.

Концертная жизнь Казахстана как воплощение культурной зрелости страны с молодой строящейся столицей почти с первых дней привлекает внимание Правительства страны, которое вкладывает определенные силы и средства зарождению и становлению самобытной концертной жизни города Астаны. Ибо, несмотря на непомерные сложности в процессе построения нового независимого государства, градостроительства, концертная жизнь представляла собой важный элемент духовного формирования личности и народа в целом. Хотя она зиждилась на базе музыкальной культуры, основанной еще в 30-ые годы ХХ века и просуществовавшей на протяжении многих лет в прежнем центре (Алма-Ате), на сегодняшний день является самостоятельной частью культурной жизни всего Казахстана со своими именами и традициями.

Следует напомнить, что зарождение концертной деятельности относится к далекому прошлому, и существовала как на европейской профессиональной сцене, так и в устно-профессиональном творчестве. Различия этих форм бытования музыкального искусства оказали влияние и на формы концертирования. Если в Европе выступления, как правило, проводились в специальных залах (по началу это были залы соборов, храмов, затем – концертные залы) по заявленной программе и, позже, за определенную плату, как в родном селении, так и за его пределами, то в неевропейских обществах, в частности, в казахском, это были несколько отличные публичные выступления именитых акынов, салов-сери и кюйши. Казахский артист объезжал различные местности, демонстрируя свое мастерство, тем самым популяризуя себя и свое имя. Если становилось известным, что в одной из юрт остановился именитый акын[3] или кюйши[4], то народ из всего аула собирался, чтоб послушать его. В этой ситуации исполнитель не придерживался определенной программы, порой даже экспромтом сочиняя новые произведения. В более поздний период (в XIX веке), наряду с указанной, появилась новая форма музицирования – выступление на специальных сценах, оборудованных на ярмарках[5] (особенно известны выступления на каркаралинской ярмарке Қоянды). Таким образом, импровизационная природа казахской и фиксированная – европейской музыки наложили отпечаток и на формах выступлений.

Несмотря на указанные существенные различия, в своеобразных национальных видах исполнительства обнаруживаются и идентичные черты. Так, например, их объединяло то, что концерты проводились перед широкой аудиторией. Причем в обеих национальных культурах в ранние века музыка была доступна лишь аристократическому кругу, а позже обрели более демократичную сущность. Еще одним объединяющим фактором является то, что для обеих культур требовалась подготовленная публика. Примечательно в этом отношении высказывание профессора Е.Дукова, который утверждает, что «публичный концерт без публики возникнуть не может, но публика формируется из лиц, способных к свободному самоопределению, что предполагает сформированное личностное сознание» [5, с.152]. Тем более эта тенденция уже наблюдалась в концертной культуре западноевропейских стран: «Сопоставив известные историкам даты возникновения первых концертных предприятий Европы, можно увидеть, что регулярная концертная жизнь ранее всего возникает в государствах, общественное устройство которых допускало существование сравнительно развитых демократических институтов» [6, c.51].

Данное утверждение действительно и в современном мире, что отразилось в отношении к духовной культуре молодого государства. С момента как Президент РК объявил Астану столицей, внимание сразу было уделено процессу формирования и процветания искусства. Одним из показательных в этом отношении было открытие Постановлением правительства РК 31 марта 1998 года Казахской национальной академии музыки[6]. По обозначенной идее Н.А.Назарбаева «Новый творческий вуз должен был выполнить важнейшую задачу – обеспечить музыкальную инфраструктуру столицы и регионов кадрами самого высокого профессионального уровня» [7, с.8]. Так, по инициативе первого ректора народной артистки РК А.К.Мусаходжаевой была создана модель непрерывного музыкального образования, состоящая из трех ступеней: начального, среднего и высшего. Именно это музыкально-образовательное учреждение должно было решить проблемы, связанные с воспитанием, подготовкой и выпуском музыкальных кадров, в том числе творческих коллективов, солистов, исследователей, педагогов. Перед молодым вузом стояло множество сложнейших задач, такие как подбор педагогического состава – как исполнительского, так и музыкально-теоретического, закладывающего основу музыкального образования, набор учащихся, не говоря уже о технических сложностях, связанных с поиском помещения, приобретением инструментов, техники и пр.

Наиболее сильный преподавательский и творческий состав был привлечен, наряду с квалифицированными педагогами колледжа искусств г.Акмолы и ДМШ №1[7], из культурного центра страны – на тот момент это был г.Алматы, и именно эти педагоги впоследствии общими силами сумели заложить основу и создать новую историю столичного музыкального искусства независимого Казахстана. И, такие выдающиеся деятели казахского искусства как народная артистка РК А.К.Мусаходжаева, народный артист СССР и РК Е.Р.Рахмадиев, С.Ж.Еркинбеков, К.Жумакенов, Р.Мусаходжаева, В.Узбеков, С.Омарова, Н.Измайлов, А.М.Мухитдинов, Н.Каримов, музыковеды У.Р.Джумакова, П.Ш.Шегебаев и мн.др., стояли у истоков зарождения новой вехи классической национальной музыки.

На сегодняшний день, расширив свои границы до образовательного учреждения не только по музыке, но и всем видам искусства, Академия музыки преобразована в Национальный университет искусств. Его функция не ограничивается эффективной образовательной деятельностью, Университет является вместе с тем широкой концертной организацией с множеством музыкальных коллективов, регулярно выступающих как на сценах Астаны, Алматы и других городов Казахстана, так и за рубежом. Так, в деле пропаганды симфонической музыки – общемировой и отечественной – показательна деятельность Евразийского симфонического оркестра, который был создан в 2008 году к 10-летию Казахской национальной академии музыки. Идея его создания принадлежит Народной артистке РК, профессору, ректору Айман Мусахаджаевой, которая одновременно выступает с сольными партиями.

Одним из ведущих творческих коллективов КазНУИ, пропагандирующим традиционную музыку по праву считается Оркестр казахских народных инструментов. Его руководитель – обладатель знака Министерства культуры РК «Мәдениет кайраткері», лауреат премии «Дарын», обладатель стипендии Первого Президента РК Н. А. Назарбаева, обладатель Гран-При конкурсов дирижёров Н. Тлендиева (2005 г.), М. Тулебаева (2010 г.) Даурен Жанашевич Глымов. В составе оркестра 90 студентов специальности «Традиционное музыкальное искусство». Основу репертуара коллектива, который не раз выезжал и на зарубежные гастроли, составляют оркестровые обработки кюйев Курмангазы, Таттимбета, Даулеткерея, Дины, Сугира. Наряду с этим, оркестр исполняет сочинения казахстанских композиторов С. Мухамеджанова, М. Тулебаева, Н. Тлендиева, а также зарубежные классические  музыкальные произведения в обработке.

Студенческий духовой оркетр был образован на кафедре духовых и ударных инструментов с самого начала её существования (в 1998 г.). С 2000 года оркестром руководит  обладатель знака Министерства культуры РК «Мәдениет кайраткері»Аким Мухатжанов. В его составе студенты всех курсов кафедры духовых и ударных инструментов.

В КазНУИ функционируют и более камерные составы, также образованные на базе учебной программы, принимающие участие в важных государственных мероприятиях страны. Так, весной 2001 года был организован Ансамбльвиолончелистов «Япурай» (руководитель – доцент КазНУИ, Заслуженный работник культуры РК Сауле Омарова, концермейстер – Вера Кириллова). В пропаганде вокальной музыки немаловажна роль студенческого Камерного хора «Самғау», созданногов январе 2007 годапод руководством доцента Гульмиры Куттыбадамовой. Коллектив продолжает лучшие традиции хоровой школы Казахстана, достойно представляя музыкально-хоровое искусство страны на различных фестивалях и конкурсах. Одним из ярких коллективов, современных по звучанию и пользующихся большим зрительским спросом, является Ансамбль ударных инструментов. Он организован в 2004 году, руководителем назначен доцент КазНУИ Р.Г.Байжигитов. В состав ансамбля входят студенты и магистранты, ставшие лауреатами и дипломантами республиканских и международных конкурсов.Еще одним коллективом, отличающимся самобытностью и виртуозностью исполнения является Ансамбль домбристов «Шат», основанный в 1999 году. В его состав включены исключительно лауреаты международных и республиканских конкурсов (Руководители –доцент Назгуль Аштайкызы  и обладатель государственнной  премии «Дарын», «Мәдениет кайраткері» Марат Нукеев).

Студенческие оркестры и ансамбли ежегодно выступают на сцене Университета, и каждый такой концерт – это своеобразный творческий отчет оркестра о проделанной учебно-исполнительской работе. В репертуар оркестра  входят произведения различных жанров и стилей: от старинной и классической музыки до современной, оригинальные авторские сочинения и музыка в переложении, произведения для солирующих инструментов в сопровождении оркестра, а также – ставшие классикой шедевры казахской народной музыки и опусы современных композиторов Казахстана.

Таким образом, на сегодняшний день концертная деятельность Казахстана, построенная на европейских принципах музицирования в синтезе с национальными, достигает расцвета в новой столице, благодаря концертной практике учащихся и преподавателей Казахского национального университета искусств, воспитывающих профессиональных артистов Государственной филармонии Акимата г.Астаны, Национального театра оперы и балета им.К.Байсеитовой и др., которые несут основную нагрузку в организации концертной культуры не только столицы, но и всей страны. Пропагандируя высокохудожественное наследие предков, творчество современных отечественных композиторов, а также шедевры мировой музыкальной сокровищницы, этот центр национального искусства постоянно организует концертные программы с участием студенческих творческих коллективов и солистов, как на отечественных сценах, так и зарубежных (в странах Европы и Азии). Концерты, проводимые в залах КазНУИ (Большой, Малый и Органный залы), Конгресс-холла, в залах Дворца школьников им.М.Утемисова, обеспечивают культурный досуг населения, нравственное и эстетическое воспитание молодежи и подрастающего поколения. Мастерские выступления артистов составляют значительную часть казахстанской культуры и вносят ощутимый вклад в политическую стратегию Президента нашей страны.

Список использованной литературы:

1.  Назарбаев Н.А. В сердце Евразии. – Алматы: «Атамұра», 2005. – 192 с.

2.  Темірбеков О.Ж. Астана – қазақ рухының мәйегі // «Астананың мәдени мәтіні»: Халықаралық конференцияның материалдары. – Астана: ҚҰ ҰАК, 2009. – 527 б.

3.  Сейдімбек А., Әбжанов Х., Салғараұлы Қ. Ұлттық идея – тарихи тағдыры мен болашағы. – Астана: Фолиант, 2012. – 248 б.

4.  Замятин Д.Н. Локальные истории и методика гуманитарно-географического образа города // «Астананың мәдени мәтіні»: Халықаралық конференцияның материалдары. – Астана: ҚҰ ҰАК, 2009. – 527 б.

5.  Дуков Е.В. Концертная деятельность как социальная практика в истории европейской культуры. Автореф. … д-ра фил.н. – М., 1999.

6.  Дуков Е.В. Концерт в истории западноевропейской культуры. – М.: Классика-XXI, 2003. – 170 c.

7.  Казахская национальная академия музыки. 10 лет (книга-альбом). – Алматы: Өнер, 2008. – 168 с.

References

1.  Nazarbayev N.A. V serdce Evrazii. – Almaty: “Atamura”, 2005. – 192 s.

2.  Temirbekov O.Zh. Astana – Kazakh ruhyning mayegi // “Astananyng madeni matini”: Khalykaralyk konferencianyng materialdary. – Astana: QU UAK, 2009. – 527 b.

3.  Seydimbek A., Abzhanov Kh., Salgarauly K. Ulttyk idea – tarikhi tagdiry men bolashagy. – Astana: Foliant, 2012. – 248 b.

4.  Zamyatin D.N. Localnye istorii & metodika gumanitarno-geograficheskogo obraza goroda // “Astananyng madeni matini”: Khalykaralyk konferencianyng materialdary. – Astana: QU UAK, 2009. – 527 b.

5.  Dukov E.V. Koncertnaya deyatelnost’ kak socialnaya praktika v istorii europeiskoi kultury. Avtoref. …d-ra fil.n. – M., 1999. – 339 s.

6.  Dukov E.V. Koncert v istorii zapadnoevropeiskoi kultury. – M.: Classika-XXI, 2003. – 170 s.

7.  Kazakhskaya nacionalnaya academya muzyki. 10 let (kniga-albom). – Almaty: Oner, 2008. – 168 s.

Касимова Зульфия Маликовна, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Института литературы и искусства им.М.О.Ауезова

Казахстан, город Алматы. kzm07@mail.ru

АСТАНА – ГЛАВНАЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА

Резюме

Настоящая статья посвящена культурной жизни Астаны, являющейся одним из важных постулатов в реализации патриотического акта «Мәңгілік ел», выдвинутого Президентом Н.А.Назарбаевым в рамках Стратегии-2050. В данном контексте особое внимание уделяется истории создания и деятельности Казахского национального университета искусств, который призван обеспечить музыкальную инфраструктуру столицы и регионов кадрами самого высокого профессионального уровня. Университет, вместе с тем, играет важную роль в формировании и развитии самобытной концертной жизни Астаны.

Ключевые слова: Астана, концерт, столица, культура, исполнение, концертирование, музицирование.

Касимова Зульфия Маликовна, өнертану кандидаты, М.О.Әуезов атындағы Әдебиет және өнер институтының аға ғылыми қызметкері.

Қазақстан, Алматы қ-сы. kzm07@mail.ru

АСТАНА – ТӘУЕЛСІЗ ҚАЗАҚСТАННЫҢ НЕГІЗГІ ИДЕОЛОГИЯЛЫҚ ҚҰНДЫЛЫҒЫ

Түйін

Бұл мақала Елбасы көтерген «Мәңгілік ел» патриоттық актісінің маңызды құндылықтарының бірі болып табылатын жаңа елордамыз Астананың мәдени өмірін саралауға арналған. Бұл тұрғыдан Қазақ ұлттық өнер университетінің құрылу тарихы мен қазіргі кездегі қызметіне аса көңіл бөлінеді. Бұл мекемеге о бастан елорда мен аймақтардың музыкалық инфрақұрылымын биік кәсіби деңгейдегі мамандармен қаматамасыз ету керек деген талап қойылған. Бұл шартты сәтті орындап шыққан Университет, бүгінгі таңда Астананың өзіндік концерттік өмірінің қалыптасуы мен дамуына үлкен үлес қосып келеді.

Түйінді сөздер: Астана, концерт, елорда, мәдениет, орындау, концерттеу, музыка ойнау.

Kassimova Zulfyia, candidate of art, senior researcher

Kazakhstan, Almaty. kzm07@mail.ru

ASTANA AS THE MAIN IDEOLOGICAL VALUE OF THE INDEPENDENT KAZAKHSTAN

Summary

This article is dedicated to the cultural life of Astana, which is one of the most important tenets in the implementation of the Patriot Act "Mangilik el" put forward by President Nursultan Nazarbayev in his Strategy-2050. In this context, particular attention is paid to the history of creation and activity of the Kazakh National University of Arts, which aims to provide a musical infrastructure of the capital and regions of the staff of the highest professional level. The University, however, plays an important role in the formation and development of the identity concert life of Astana.

Keywords: Astana, concert, capital, culture, execution, music making, performance.



[1] Перевод: «Перенесение столицы – одна из составлящих национальной идеи. Либо это реализация национальной идеи, ее материализация. Яркий и значимый образец казахской идеи» [Перевод наш. – З.К.].

[2] Перевод: «Обстоятельства и механизмы, позиционирующие Астану ядром национальной идеи, самые разные. Среди них важным является глобальное изменение общественного сознания. Самое главное… Сегодня от мала до стара на Астану смотрят с гордостью, воспринимают ее в качестве символа нашей государственности. Осознавая невозможность образования национальной идеи без национальной гордости, можно утверждать, что не случайно Астана стала организационно-политической и патриотической основой национальной идеи» [Перевод наш. – З.К.].

[3] Казахский акын – синкретический тип носителя традиционного искусства, сочетающий в себе мастерство поэта, композитора и исполнителя.

[4] Кюйши – создатель и исполнитель инструментальных произведений кюй.

[5] Эта традиция не сугубо казахская, однако в рамках данной статьи нет возможности более подробно раскрывать данную проблематику.

[6] Ныне Казахский национальный университет искусств.

[7] Изначально Академия музыки была основана на базе этих двух учреждений – колледжа искусств г.Акмолы и ДМШ №1.


Пікір жоқ

Пікір қалдыру үшін кіріңіз немесе тіркеліңіз