Басты бет » Материалдар » МРНТИ 39.21.02 СЛАВНЫЙ ПУТЬ ПЕДАГОГОВ АТЫРАУСКОГО КРАЯ: ОТ ШКОЛ ЛИКБЕЗА ДО СРЕДНИХ ШКОЛ

Ш.Н. Нагимов¹, Л.Б. Бердыгужин², Э. Жумабаева3, С.К. Молдашева4 ¹К.п.н., ²д.и.н., 3ст. препод.,4 препод., магистр истории.

МРНТИ 39.21.02 СЛАВНЫЙ ПУТЬ ПЕДАГОГОВ АТЫРАУСКОГО КРАЯ: ОТ ШКОЛ ЛИКБЕЗА ДО СРЕДНИХ ШКОЛ

«edu.e-history.kz» электрондық ғылыми журналы № 4(24), 2020

Тегтер: Тульжан Жумабаев., Тухфат Абишев, Хамидолла Наубетов, Атырауская область, народное образования, борьба с неграмотностью, школьное стройтельство
Аңдатпа:
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы истории народного образования Атырауской области в 1920-1930 годов. В 1920-е годы материальные условия большинства школ Прикаспия оставались тяжелыми. Многие дети не посещали школы. Главным препятствием на пути расширения школьного образования являлось отсутствие подготовленных учительских кадров: из 7 тыс. учителей, работавших в республике в 1926-27 учебном году, лишь 37 % имели среднее образование. В аулах и селах просвещением занимались учителя, сами едва умевшие читать и писать. Огромный энтузиазм в овладении знаниями проявляли сами народные массы. С большой заинтересованностью они участвовали в возведении школ, интернатов, обеспечении учащихся учебно-письменными принадлежностями, в социально-бытовом устройстве учительской интеллигенции. На примере жизненных путей три известных учителя Атырауского края Хамидолла Наубетова, Тухфат Абишева и Тульжан Жумабаева прослеживается история борьбы с неграмотностью и становления школьного стройтельство в Прикаспий.
Мазмұны:

Введение. К написанию данной статьи, Нас, подтолкнула старая фотография 30-х годов прошлого века, где запечатлены три известных учителя Атырауского края. Это – заслуженный учитель Казахской ССР Хамидолла Наубетов, Тухфат Абишев и Тульжан Жумабаев.

По разному сложился их педагогический путь. Однако их обьединяло то обстоятельство, что все они внесли огромный вклад в осуществлении « культурной революции», предначертаннной вождем всемирного пролетариата В.И. Лениным, и так рьяно, выполненной твердыми руками большевиков. Говоря о культурной революции мы в первую очередь имеем в виду такую масштабную программу как ликвидация безграмотности среди взрослого населения региона. Позже эту работу проводили местные отделения Всесоюзного общества «Долой неграмотность». Повсеместно проводились «однодневки», «трехдневки», «месячники», читались лекции и проводились беседы.

Материалы и методы. Материалами настоящей статьи послужили архивные документы Атырауского государственного архива РК, воспоминания учеников тех лет опубликованных местние газеты и монографические и диссертационные труды Казахстанских ученых. Среди ценных исследований о школьном стройтельстве Казахстана Ж.Карагусова (Карагусов, 1960), Ш.Ю.Тастанова (Тастанов, 1982), К.К.Кунантаева (Кунантаева,1997), Ж.Утебалиева (Утебалиев, 1985), Ж.Ескеева (Ескеев, 1987), Х.Б. Табылдиева (Табылдиев Х. 1997). В работе впервые будут введены в научный оборот новые материалы по данной проблеме, проведена их систематизация и анализ. Так же впервые будут использованы новые технологии и методы исследовательской работы. На национальном уровне реализация цели направлена, прежде всего, на ликвидацию «белых пятен» национальной истории, на ее углубленное изучение, на повышение исторического самосознания народа.

В статье уделено внимание вопросу формирования учительских кадров в Казахстане в 1920-30 гг, как политико-идеологический процесс, прошедшей через ряд этапов, а также способам осмысления и рефлексии по поводу переломных моментов развития советских учительских кадров в СССР. В центре внимания находятся учитель их повседневная жизнь, история и политика советской власти в 1920-30 гг., попытки определения национальной идентичности в разные периоды развития Казахстана.

Особый интерес для нас представляет анализ теоретико-методологических подходов к изучению вопроса об учительских кадров в СССР и рефлексия по поводу междисциплинарных практик его изучения. Кроме того, проведение сравнительно-сопоставительного анализа истории 1920-30 гг. Казахстана позволит выявить общие и специфические особенности в формировании учительских кадров.

Обсуждение. В 1921 году в Казахстане была создана чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Коммунисты и комсомольцы, пройдя краткосрочные курсы, став «культармейцами», занимались в аулах массовой ликвидацией безграмотности взрослых и детей.

Об этом периоде жизни региона, так вспоминал очевидец тех событий, ветеран педагогического труда Сембай Бердимуратов: «Много работы было проделано в нашем Яманкалинском районе по ликвидации безграмотности».

В каждом населенном пункте работали «культармейцы», были охвачены учебой все неграмотные люди. Мы такие события наблюдали с детства. Когда поднимался красный флаг, возвещавший о начале занятий, туда толпами направлялись юноши и девушки, держа в руках бумагу и карандаши» (Бердимуратов, 1998: 3). Ликвидация неграмотности проходила в нелегких условиях: недоставало средств, не хватало учителей, учебников, пособий, письменных принадлежностей. Дело также осложнялось непродуманными алфавитными реформами. В конце 1920-х гг. казахская письменность была переведена с арабской графики на латинскую, через десять лет - с латинской на современную кириллицу. Таким образом, один и тот же человек трижды обучался начальной грамоте.

37f0904e92d3f1a03eb5d184bf1164e8.jpg


Рисунок 1. Первый ряд, слева – Х.Наубетов. Верхний ряд, слева – Т.Жумабаев, справа – Т.Абишев.

Результаты. Упомянутые нами выше, учителя, Наубетов Х., Абишев Т., Жумабев Т. в 1920- годы, работая в школах по ликвидации неграмотности столкнулись с такими трудностями сполна. Тем не менее они достигли больших результатов на педагогическом поприще. К примеру, в Атырауском крае нет, наверное, ни одного человека, который бы не знал о выдающемся педагоге Хамидулле Наубетове. Его жизненный путь является ярким примером служения учительскому труду для многих поколений педагогов республики. Он родился в 1885 году в ауле Бегайдар Новобогатинского района в семье крестьянина. Отец его Наубет пас скот в песках Нарын у местных богачей. С целью обучить младшего сына Хамидуллу, он нанимался также к русским промысловикам, которые занимались рыбной ловлей в устье реки Урал. Осенью 1899 года в городе Орда открылась трехлетняя школа. В эту школу Хамидолла отправился вместе с Кажыгали Мамековым, в поледствии знаменитым врачом. В школе, большинство предметов преподавалось на русском языке. Талантливый от природы, с детства знакомый с арабской графикой, Хамидолла школу закончил с отличием. Затем он учился на двухлетних курсах Уральского четырехлетнего училища и после его окончания начал свой учительский путь, который продолжался 58 лет. В 1904-1919 годах Хамидулла Наубетулы работал учителем русского языка двухклассных школ в поселках Ганюшкино и Трехбратинский, затем учителем В Бегайдарской начальной школе, заведующим Ганющкинским отделом народного образования. Далее его трудовой путь был продолжен в Мынтюбинском и Забурунском аульных советах, в качестве учителя русского языка. В 1930-1934 годах он работая в школе рабочей молодежи, удачно совмещал свою преподавательскую деятельность с ликвидацией неграмотности среди взрослого населения. Позднее, эта школа была преобразована в среднюю школу имени Амангельды. В те годы мало было учителей со специальным педагогическим образованием, поэтому власти использовали опытного педагога в качестве учителя учителей, часто посылая его туда, где наиболее остро стоял вопрос, связанный с отсутствием педагогических кадров. Позднее его педагогическая деятельность была продолжена в Тущыкудукской школе, где он работал учителем и директором школы имени Джамбула, в ауле Дуаберген. В 1956 году Х. Наубетову была назначена персональная пенсия республиканского значения, однако он и после пенсии продолжал заниматься любимым делом. Коллегам он говорил:

«Мне нравится отдыхать, однако не могу покинуть школу, потому что мне трудно без моих любимых учеников».

Известный педагог занимался педагогической деятельностью начиная с 1904 года по 1962 года беспрерывно, стаж составил 58 лет (Нагимулы, 2000).

У него была большая семья, состоящая из 10 детей, при этом он трудился один, супруга была домохозяйкой. Эти факты нам говорят о том, что в те годы, особенно до войны социальному положению учителей уделялось должное внимание. Слова В. И. Ленина, сказанные им еще на заре Советской власти

«Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять  учитель  в буржуазном обществе. Это – истина, не требующая доказательств. К этому положению дел мы должны идти систематической, неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию и, главное, главное и главное – над поднятием его материального положения», были в то время не пустыми лозунгами (Ленин, 1923: 201). Советское правительство всячески старалось улучшить социальное положение учителей. Постановлением Всероссийского исполнительного комитета и Совета комиссриата по народному образованию РСФСР, в 1930-годы увеличена заработная плата учителей, и педагоги, проработавшие безпрерывно 25 лет, и при этом показавшие высокие результаты в учебно-воспитательном процессе, награждались орденом Ленина. Одним из таких учителей был Хамидулла Наубетов. Самоотверженный труд Х. Наубетова был по достойнству оценен партией и правительством. Ему было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы Казахской ССР». Он является одним из трех учителей республики, которые были награждены орденом Ленина дважды.

Вторым учителем, запечатленным на старой фотографии является Абишев Тухфат, работавший в 30-50 годы XX века в качестве учителя и директора в школах Индерского, Махамбетского и Новобогатинского районов (Утеулиева, 1998: 3). Вся его жизнь и деятельность является ярким примером беззаветного служения выбранной профессии, профессии педагога. Абишев Тухфат родился в 1898 году в местности Тума, находящейся на территории Индерского района в семье религиозного деятеля. С начала XIX века, с момента образования Букеевской Орды, в песках Тума жили семейство знаменитого Арал хазрета и его потомки из рода Себек. Выбору профессии учителя Тухфату несомненно повлияли примеры его прадедушки Арал хазрета и своего отца Кабдыкалика (Абиша). А теперь немного о том, кем же был Арал хазрет? Он, 5 октября 1840 года приказом Жангир хана был утвержден муллой рода Себек Бериш из 12 родов племени Байулы (Мухтар, 2020: 3). По сведениям доктора исторических наук, профессора А.Х.Мухтара, у Арала хазрета и его потомков были в собственности несколько мечетей и медресе, в которых дети получали мусулманское образование. В 1870 году по официальным сведениям Русского государства, у рода Себек Бериш было две мечети и три медресе (Berdyguzhin, и др.,: 57-72). В то время, в Атырауском крае работали два типа мусулманских школ, именуемые «Кадим» и «Жадит». Всего до октябрьской революции в крае работало более 100 мусулманских школ, которые занимались обучением казахских детей (Нагимулы, 1999: 14). Как указано в личном листке по учету кадров, Абишев Тухфат первые азы знаний получил в медресе своего дедушки Ахона хазрета. Затем он, в 1911 году был принят в школу Кырым Кожа, где проучившись три года получил приличные знания. В данной школе, наряду с религиозными предметами, преподавались светские дисциплины, такие как: арифметика, язык, география, история. Как известно из истории, начиная с XX века, в казахскую степь, в том числе, в западный край, стали распространяться первые наработки и опыты светского образования. Например, начиная с 1909 года в соседней, с Тума местности, Толыбай Айып Кажы Бекенулы, из рода Жайык Бериш в медресе при Синей мечети, построенной на свои средства, начал обучать детей населения русскому образованию (Габдсамат, 2018: 164). Кроме того, в большинстве мусулманских школ, работавших в местностях: Приморье, Камыссамар, Нарын, Орпа, Мамбет, Канбакты, входивших в территорию Букеевской Орды, в конце XIX века в начале XX века, также преподавались научные предметы. По указанию губернатора Астраханской губернии, в этих мечетях, наряду с другими предметами, изучение казахскими детьми русского языка было обязательным (Абдрахманулы, 2004: 216). Конечно, сейчас, по истечении стольких лет, трудно ответить на такой вопрос, кто же обучал казахских детишек великому языку в дремучих песках Нарына? В то же время, нам, доподлинно известно желание казахской знати обучать своих детей по новому. Большинство из них, будущее казахской молодежи справедливо связывали с не отсталым религиозным обучением, а с прогрессивным европейским образованием, в лице русской школы. Можно предположить, учителей русского языка, наши просветители, вероятнее всего приглашали из городов Астрахан, Уральск, Гурьев. Например, в школе Айып кажы, при Синей мечети, работал учитель русского языка из города Уральск.Следует особо подчеркнуть, что у людей того времени была огромная тяга к знаниям. Вероятнее всего у одного из таких учителей в школе Кырым Кожа и учился Абишев Тухфат в те далекие годы до революции. Те знания, которые были получены в данной школе, с лихвой хватило учителю в подготовке очень грамотных учеников. В 1930-годы он закончил Гурьевское педагогическое училище. До этого, он долгое время работал учителем, заведующим школой. Учительский путь Тухфата Абишевича начался в 1923 году в Канбактинской школе по ликвидации безграмотных, где он проработал до 1926 года. В 1926-1930 годы, учитель трудился в Сарайчикской школе 1-ступени Редутьской волости, в 1930-1934 годы – в школе 1-ступени, которая находилась в поселке Баксай. О деятельности народного образования того периода крупный исследователь, работавший министром народного просвещения Казахской ССР А.И.Сембаев писал следущее:

«В каждом районе, в каждом населенном пункте был создан план работы по всеобщему начальному образованию, в каждом колхозе и в других местах было уточнено число детей 8-11 лет, юношей 12-15 лет, была указана национальность, особое внимание уделялось районам, где проживало казахское население после его перевода к земледелию.уточнялись данные на перспективу, с учетом роста населения. Для этого использовались данные районной инспекции, сведения переписи населения 1926 года» (Сембаев, 1962: 315).

В тот трудный период, под руководством, и при непосредственном участии Тухфата Абишевича, была организована учеба детей далеких аулов, а также их доставка на гужевом транспорте, до их мест проживания, туда и обратно. При школах были организованы интернаты, с обеспечением горячего питания. А 1934 году, опытному педагогу было поручено строительство школьного здания в ауле Манаш, с чем он справился блестяще. Здесь, следует отметить, что строительство учебного завеения, начиная от фундамента до крыши, было завершено под личным контролем директора в срок (Багытжан, 2019: 3).

В этой школе,Тухфат Абишевич, показал себя с лучшей стороны, подняв качество учебно-воспитательного процесса на соврешенно новый уровень. После, его уже назначили директором Тандайской неполной средней школы. Об этом периоде работы известного педагога в своей книге «Почет человека - в труде», вышедшей в 1998 году в Алматы, известный государственный деятель Казахстана, много лет работавший первым секратарем Гурьевского обкома КПК Унайбай Кушеков писал:

«В следующем 1936 году в силу увеличения количества учащихся, неполная школа получила статус средней школы. Директором был назначен,  обладающий широким кругом знаний, очень опытный педагог, Тухфат Абишев. В школе работали: Кулкенов Абдеш и Абишев Салим, а также, приехавшие по направлению из Украины со специальным образоанием молодые учителя, Прикмета Иван Родионович, Пионковская Евгения Ивановна, что способствовало улучшению учебно-воспитательной работы» (Кушеков,1998: 118).

Из этих воспоминаний мы узнали о том, что в течении пяти лет, становлению будущего государственного деятеля, существенную лепту внес директор Тандайской средней школы, Тухфат Абишев. Можно с уверенностью утверждать о том, что в течении пяти лет, Унайбаю Кушековичу, русский язык и литературу, наверное преподавал сам директор школы, Тухфат Абишевич, безупречно обладающий всеми тонкостями и прелестью языка Пушкина, Лермонтова и Толстого. Почему мы пришли к такому выводу? Потому что, и тот и другой, в совершенстве владели русским языком. Что касается личности О. Кушекова, без хорошего знания русского языка, в то советское время, не о каком карьерном росте не было бы и речи. Ознакомление же с документами Тухфата Абишевича, нас убедили в том, что он был одним из числа грамотнеиших педагогов своего времени, получивших от народа звания «двухкласники». А теперь, мне хочется немного рассказать об одном замечательном человеке, работавшего под началом Тухфата Абишевича. Речь идет о Иване Родионовиче Прикмете. Историк по специальности, он был  известен педагогической общественности города, как хороший краевед. Я его хорошо знал с середины 70-годов двадцатого века. В то время, я работал заведующим учебной частью ВШ № 6, города Гурьева. В те годы, приходя в нашу школу, Иван Родионович просил выделить несколько детей для ухаживания за могилами бойцов, находящихся на кладбище, вблизи поселка Мирный. Эти могилы принадлежали красноармейцам, умершим в Гурьевском госпитале во время Великой Отечественной войны. Вот такой педагог-гуманист работал еще до войны, под руководством Тухфата Абишевича. Эти факты, людям, понимающим, говорят о многом. После успешного руководства в течении четырех лет Тандайской средней школой, Тухфата Абишевича назначают директором Яманкалинского детского дома. В Гурьевской области, созданной в 1938 году, сравнительно с небольшим числом населения, было немало детских домов для детей-сирот. В каждом районе их было по одному, в некоторых по два, поскольку в то время, в области было очень много детей – сирот. Они появились в результате репрессированных мер советской власти, в отношении своего народа: в 1920-30 годы была осуществлена насильственная конфискация баев-феодалов, коллективизация сельского хозяйства, и как результат, в 1920-30 годы, два раза, был сильнейший голод, унесший жизни миллионов граждан. Директорами детских школ назначались самые ответственные, самые опытные педагоги с добрыми сердцами, которые могли заменить сиротам их родителей. Вот таким именно гуманным педагогом и был Тухфат Абишев, потомок великих религиозных деятелей Арала и Ахона хазретов. В 1938 году его назначили директором Яманкалинского детского дома, где проработал до 1943 года. Не смотря на неимоверные трудности того времени, советская власть уделяла огромное внимание деятельности детских домов. Для работы с детьми отбирались лучшие учителя, воспитанники были обеспечены хорошей одеждей, необходими учебными принадлежностями, спортивным инвентарем, которые «домашним детям» даже и не снились. Питание воспитанников детских  домов было организовано на должноми уровне. Однако у воспитанников детских домов не было самого главного: это – любовь и ласка родителей. По рассказам бывших воспитанников Яманкалинского детского дома эту саму любовь в полной мере они испытывали со стороны Тухфата Абишевича. В течении продолжительного времени, дети разных национальностей (надо полагать, это были дети депортированных народов), постоянно посещали его дом, как собственный. По сути, они стали ему, как родные дети. С 1943 года, трудовой путь опытного педагога был продолжен в аппарате Баксайского райкома партии, и с 1946 до 1955 г.г., продолжился в Яманкалинской средней школе в качестве учителя до самой смерти. Ознакомовшись с его документами, мы пришли к одназначному выводу о том, что человек так много сделавший для развития образования края, не был оценен по достойнству. Наградной материал на представления его к ордену «Знак Почета» высшие инстанции не пропустили, положили «под сукно». Чиновники, «боявшиеся своих собственных теней» наверное учли данные из  его биографии, его принадлежность к роду выдающихся религиозных деятелей. По этой причине Тухфат Абишевич в 1930- годы подвергался политическим преследовниям. Позднее, его оправдали, и учитывая заслуги, наградили Почетной Грамотой Казахской Автономной Социалистической Республики, юбилейной медалью «15- лет Казахской Республике». Из числа его учеников выросла целая плеяда выдающихся людей. Их имена хорошо известны не только в пределах области, но и по республике. Особо хотелось бы назвать У. Кушекова, С. Бердимуратова, Д. Шененова, П, Амангалиева, А, Сапарова, Б. Хасанова, К. Каюпова. Весь жизненный путь этих людей является ярким примером беззаветного служения своей профессии, своему отечеству. Особо хотелось бы рассказать среди названных лиц о двух его учениках, которых я хорошо знал. Заслуженный работник РК Асан Сапаров, окончил в 1960 году Гурьевский государственный педагогический институт по специальности «учитель математики». Работал на разных должностях партийно-советских органов. Долгое время работал в системе профтехобразования, где в полной мере раскрылся его талант руководителя. Партийным начальством области он не раз назначался руководителем тех предприятий и организаций, которые приходили в упадок. И он, как правило с задачами партийных органов справлялся блистательно, за что У. Кушеков называл его «Атырауским Жуковым». Блистательным педагогом также был и  другой ученик Тухфата Абишевича, Каюпов Кенжегали. Обладатель энциклопедических знаний, блестяще говоривший на двух языках, Кенжегали Каюпович, в наших сердцах остался как непревзойденный краевед, открывший для жителей области имея Героя Советского Союза Бурана Нысанбаева и популяризатора творчества Махамбета Утемисулы.

У замечательного педагога Тухфата Абишевича была большая дружная семья, состоящая из жены Жаныл и 9 детей, которые получили блистательное образование. Старший сын Касым Тухфатович – выдающийся ученый-геолог, кандидат геолого-минералогических наук, один из первооткрывателей Индерских месторождений, в частности первооткрыватель месторождений № 100, №102 и «Сатимолла», был награжден за свой самоотверженный труд орденом «Знак Почета». Под его руководством, 80-годы, в горах Индера был организован музей полезных ископаемых под окрытым небом «Димакан тобе», названный в честь великого сына казахского народа Динмухамеда Кунаева. Другие дети Тухфата Абишевича, в выборе профессии пошли по стопам отца, став учителями. Каким, Мария, Мерует на этом поприще достигли больших успехов, став Отличниками Образования Казахской ССР, а младшая дочь народного учителя Мерует Тухфатовна, окончив в 1972 году Гурьевский государственный педагогический инстиут по специальности «учитель истории» работала учителем, а затем более 10 лет-директором СШ им. Ауезова в пос. Индер.

В каждой области человеческой деятельности всегда были и есть люди, которых отличают высокий профессионализм, глубокие знания, огромное трудолюбие, ответственное отношение к своим должностным обязанностям, серьезный подход к порученному делу, которые надежны, и они никогда не подведут. Именно таким человеком, с большой буквы и был наш третий герой, запечатленный на старой фотографии, Тульжан Жумабаев. Он родился в 1904 году в поселке Кандаурово, в семье крестьян. Начальное образование получил у сельского муллы по арабской графике. Затем в соответсвии с наступившими реалиями того времени проходил учительские курсы переподготовки, в городах, Уральск и Гурьев, что позволило ему в 1924 году начать работу учителем в Кандаурской школе 1-ступени (Атырауский Областной Государственный Архив Республика Казахстан. Д.18). Его трудовая, педагогическая биография сложилась следующим образом: в 1925 -1926 годах, он работал в составе комиссии по ликвидации безграмотности и был на службе в инспекции Народного отдела, в должности мугалима Кандаурской школы. В 1927-1928 годах состоял на службе уездного отдела народного образования в должности заведующего Каратюбинской школы 1-ступени. В тот же год, вышестоящие органы, его направляют заведующим Кетешагильской начальной школы. В силу острой нехватки учительских кадров, он одновременнно занимал должность заведующего Сасикшагильской школы 1-ступени. В названных школах он работал до 1930 года. В те годы учителю приходилось преодолевать неимоверные трудности материального и морального порядка. Материальная база школ была в плачевном состоянии. В большинстве аулах не было школьных зданий, парт, досок, и других необходимых учебных принадлежностей. Как рассказывали очевидцы, в ряде случаев занятия с детьми начальных классов и со взрослыми людьми, по ликвидации безграмотности, проводились на природе, с использованием поверхности песка в качестве школьной доски. Тут речь не идет конкретно о деятельности учителя Жумабаева Тульжана. Работа такого рода была характерна многим учреждениям народного образования тех трудных лет. Однако, тяга к знаниям была насколько сильна, что из числа учащихся, получивших таким образом образование, в последствии выросла целая плеяда известных ученых, писателей и педагогов. По свидетельству ветерана педагогического труда, ныне покойного Жангереева Жайсана, работавшего еще до войны инспектором школ Гурьевского окроно, Тульжан Жумабаев в те трудные 1930-годы внес большой личный вклад в развитие начального образования и в работу по ликвидации неграмотности среди взрослого населения (Жамбылов, 2018: 51). Это было очень трудное и неспокойное время. В песках Нарын, где находились аулы Кетешагиль и Сасыкшагиль, куда был направлен Т. Жумабаев, народ был напуган наличием различных беженцев, беспорядков и бандитских действий в этом регионе. Следует особо отметить, хоть и прошло достаточно немало времени после окончания гражданской войны, население было настолько напугано жестокими событиями тех лет, что люди в течении многих лет были вынуждены прятаться в своих домах. По этой причине, не только дети, но и взрослые не могли покинуть свои дома. По приезду в Кетешагиль, Тульжан Жумабаев немедленно приступил к разъяснительной работе среди населения о необходимости охвата всех детей школьного возраста учебой. Для этого, в первую очередь надо было найти здания для школы. Естественно в дремучих песках не было соответствующего здания для школы. Пришлось с помощью активистов использовать в качестве школьного здания пустующий дом местного жителя, имущества которого были конфискованы советской властью, как у крупного феодала. После этого он ездил в город Гурьев за учебными принадлежностями, учебниками и тетрадями для учащихся. Одновременно организовал работу по изготовлению учебных парт, столов и школьных досок. С помощью населения, также организовал работу по составлению списка детей школьного возраста, что стало прообразом майского и августовского учета современных школ. В начале, в школу были приняты 15 учащихся. Молодой учитель своей скромностью и высокими человеческими и нравственными качествами, а также отношением к работе, за короткий срок завоевал непререкаемый авторитет и уважение среди учащихся и родителей. В тот период, Тульжан Жумабаев начинает работу по вовлечению к учебе переростков, т.е. молодежь, кому уже исполнилось 15-16 лет. Кроме того, он поставив вопрос перед уездным отделом народного образования, начинает работу по ликвидации безграмотности взрослого населения Кетешагиль. Следует подчеркнуть, что в организации учебы с переростками, педагог столкнулся с одной очень специфической проблемой. У молодежи, которая никогда и нигде не училась, были изьяны в поведении. Учитывая эту особенность, педагог, в своей школе начал вести уроки нравственного воспитания, разработанные самим. В содержание программы нравственных уроков были включены требования: быть культурным, уважать родителей и старших, быть честным, не лгать, не применять в разговоре грубых слов и выражений, вести себя достойно и культурно, избегать легкомысленных поступков, не курить, не увлекаться спиртными напитками и азартными играми, любить учебу и труд. Во главу угла нраственных уроков, разработанных и успешно проведенных Тульжаном Жумабаевым в Кетешагильской начальной школе ставились такие вопросы, как качественное обучение учащихся, привитие любви детей к чтению книг и их чистописание, и научить умению устно и письменно считать. В 1930 году, он был направлен культработником в ближайшие аулы и в поселок Кандаурово для организации работы по ликвидации безграмотности. До этого, он прошел курсовую переподготовку учителей в городе Гурьеве. Ему было предоставлено удостоверение следующего содержания (приложение 2):

Удостоверение

КССР

Н.К.П

Гурьевский окружной Отдел

Народного Образования

20/VIII - 1929-года.

№ 2224. г. Гурьев.

Дано сия мугаллиму Джумабаеву школы Ново-Богатской районо Гурьевского округа в том, что при Гурьевском ОКРоно в 1928 году прослушал краткосрочно полуторомесячные, педагогические курсы в качестве штатного слушателя по следующим циклам:

1). Общественно-политический 2). Основы педагоги. 3). Краткий  курс по родному языку. 4). Краткий курс по математике. 5). Элементарные сведения по физике. 6). Методике обществоведения природоведения, родного языка и математике. 7). Основы Марксисткой педагогики. 8). Элементарные сведения физкультуры. 9). Элементарные сведения по агрономии. 10). Организации, содержание и методы педагогической работы. 11). Практические работы по локализация программы Г.У. С.а. При добросовестным отношению к делу тов. Джумабаев проявил достаточную активность в усвоении вышеуказанных дисциплин, в чем и выдано настоящее удостоверение.

Зав. Окр.ОНО  / Келембетов/

Инспектор соцвоса  / Ковалев/

Зав.курсами   / Давылов/

Копия верно:  Подпись

Подпись

Подпись (Центральный Государственный Архив Республика Казахстан. Д. 919).

Поскольку в 1930-ые годы не хватало учительских кадров, руководство Окроно использует Т. Жумабаева в качестве заведующего и учителя в различных школах Новобогатинского и Яманкалинского районов. Таким образом, Т. Жумабаеву, в течении 1930-1934 годов доводилось работать на разных должностях Урало-Эмбинского рабоче-поселкового Совета, в Новобогатинской школе-интернат, Новобогатинской школе 1-ступени. С 1935 года по 1942 год он работает директором Кандаурской неполной средней школы. В течении 8 лет, начиная 1928 года по 1936 год Т. Жумабаеву приходилось совмещать 2, а иногда 3 работы в одно и то же время. Как правило, в свое отпускное время, он работал в качестве учителя школ, ячеек, и красных юрт по ликвидации неграмотности среди взрослого населения (Атырауский Областной Государственный Архив Республика Казахстан. Д. 12).

В своей работе в начальных классах, Т. Жумабаев, в 30-ые годы использовал «Тил куралы» А. Байтурсынова, «Арифметику» М.Дулатова, «Хисаб маселелери» Б. Курбангалиева, «Природоведение» Х.Досмухамедова, «Географию» А.Есполова, «Естестознание» М. Айбасова (Атырауский Областной Государственный Архив Республика Казахстан. Д.4).

Анализ личного дела Т. Жумабаева (Атырауский Областной Государственный Архив Республика Казахстан. Д. 7) показывает, что в то далекое и непростое время властями уделялось особое внимание. Во-первых, подготовке и переподготовке педагогических кадров, ибо школы испытывали большой недостаток в квалифицированных специалистах. Во-вторых, в те годы очень тщательно и бескомпромиссно проводились аттестации учителей. В-третьих, с целью повышения методического мастерства учителей, организовались опорные школы. Эти школы, свою полезность и актуальность не потеряли и по сегодняшний день. Опорной школой для учреждений Яманкалинского района была в 1940-1942 годах Кандаурская неполная средняя школа, когда директором работал Тульжан Жумабаев. С 1942 года по 1946 год он работал председателем Кандаурского поселкового Совета, практически до самой смерти. Таким образом учителя, работавшие в школах в 30-40 годы прошлого века внесли большой вклад в развитие народного образования, тем самым помогли стране стать великой державой. Большинство их учащихся, став участниками Великой Отечественной Войны 1941-1945 года помогли победить нашему народу опасного врага. И в этом, также, есть заслуга наших героев, запечатленных на фотографии.

Список литературы и источников:

Абдрахманулы Гинаятолла. Воспоминания и размышления. – Алматы. «Асем-систем», 2004.–216 стр

Атырауский Областной Государственный Архив Республика Казахстан.фонд-131, опись-1, дело-18.

Атырауский Областной Государственный Архив Республика Казахстан. фонд-131, опись-1, дело-12.

Атырауский Областной Государственный Архив Республика Казахстан. фонд-131, опись-1, дело-122.

Атырауский Областной Государственный Архив Республика Казахстан. фонд-69, опись-1а, дело-4.

Атырауский Областной Государственный Архив Республика Казахстан. фонд-69, опись-1а, дело-7.

Багытжан Ж. Поучительная жизнь учителя // Жайык шугыласы. – 2019.– 3 стр

Бердимуратов С. // Жайык шугласы. – 1998. – 1 февраля. – 3 стр.

Бердыгужин Л.Б.Национальная интеллигенция западного региона Казахстана.Алматы,2019. – 248 стр

Berdyguzhin L. Nagimov S. Sarsenov A. Jambaulova G. Khamidullina D. Formation of Kazakh national elites in the late 19th and early 20th centuries | Formarea elitelor naționale Kazahe la sfârșitul secolului al xix-lea – începutul secolului xx.\\ Codrul Cosminului, 2020, 26(1). – С. 57-72

Габдысамат А. Просветитель. – Уральск. « Полиграфсервис», 2018.–164 стр

Директивы ВКП (б) по вопросам образования. – Москва-Ленинград, 1931.

Ескеев Ж. Педагогическое образование в Казахстане 1917-1930. – Алматы,1995. – 110 б.

Карагусов Ж. Казахская советская интеллигенция, рожденная Октябрем. – Алма-Ата, 1960.

Кунантаева К.К. Развитие народного образования в Казахстане. (1917-1990). / Учебное пособие. – Алматы, 1997. – 183 с.

Кушеков Унайбай. Почет страны в труде.– Алматы. «Дайк- Пресс»,1998.

Ленин В.И. Странички из дневника. – 1923. – 2 января.

Мухтар А. Хазреты- гуманисты.// Атырау. –2020. –12 мамыр.

Нагимулы Ш. Атырау-край знаний. –Алматы: «Ғылым», 1999.

Нагимулы Ш. Атырау: Путь к знаниям. – А. РИО ВАК РК 2000.

Народное образование в СССР. Сб. документов. – Москва, 1974. – С. 404.

Просветительская интеллигенция в Казахстане. // Вестник Атырауского государственного университета им.Х. Досмухамедова. – 2018. – №4.

Сембаев А.И. История развития советской школы в Казахстане. –Алма-Ата, 1962.– 315 стр

Семейный архив. Личное дело товарища Джумабаева. /Тульжана Жумабаева.

Табылдиев Х.Б. Қазақстандағы сауатсыздықты жою тарихы: тәжірибе және тағылым (1917-1941 жж). Тар. ғыл. докт. дисерт авторефераты. – А: 1997 ж. – 50 б.

Тастанов Ш.Ю. Советский опыт формирования и развития интеллигенция ранее отраслых народов. – Алма-Ата, 1982.

Утебалиев Ж. История развития народного образованиия в Казахстане в годы 1928-1932. –35 б.

Утеулиева Канзиба. Учитель - уважаемая личность. // Индер. – 1998.–15 июль.

Центральный Государственный Архив Республика Казахстан. фонд-81, опись-1, дело-919.

References:

Abdrahmanuly Ginajatolla. Vospominanija i razmyshlenija. – Almaty. «Asem-sistem», 2004.–216 str

Atyrauskij Oblastnoj Gosudarstvennyj Arhiv Respublika Kazahstan.fond-131, opis'-1, delo-18.

Atyrauskij Oblastnoj Gosudarstvennyj Arhiv Respublika Kazahstan. fond-131, opis'-1, delo-12.

Atyrauskij Oblastnoj Gosudarstvennyj Arhiv Respublika Kazahstan. fond-131, opis'-1, delo-122.

Atyrauskij Oblastnoj Gosudarstvennyj Arhiv Respublika Kazahstan. fond-69, opis'-1a, delo-4.

Atyrauskij Oblastnoj Gosudarstvennyj Arhiv Respublika Kazahstan. fond-69, opis'-1a, delo-7.

Bagytzhan Zh. Pouchitel'naja zhizn' uchitelja // Zhajyk shugylasy. – 2019. 3 str

Berdimuratov S. // Zhajyk shuglasy. – 1998. – 1 fevralja. – 3 str.

Berdyguzhin L.B.Nacional'naja intelligencija zapadnogo regiona Kazahstana.Almaty,2019.–248 str

Berdyguzhin L. Nagimov S. Sarsenov A. Jambaulova G. Khamidullina D. Formation of Kazakh national elites in the late 19th and early 20th centuries | Formarea elitelor naționale Kazahe la sfârșitul secolului al xix-lea – începutul secolului xx.\\ Codrul Cosminului, 2020, 26(1). – S. 57-72

Gabdysamat A. Prosvetitel'. – Ural'sk. « Poligrafservis», 2018.-164 str

Direktivy VKP (b) po voprosam obrazovanija. – Moskva-Leningrad, 1931.

Eskeev Zh. Pedagogicheskoe obrazovanie v Kazahstane 1917-1930. – Almaty,1995. – 110 b.

Karagusov Zh. Kazahskaja sovetskaja intelligencija, rozhdennaja Oktjabrem. – Alma-Ata, 1960.

Kunantaeva K.K. Razvitie narodnogo obrazovanija v Kazahstane. (1917-1990). / Uchebnoe posobie. – Almaty, 1997. – 183 s.

Kushekov Unajbaj . Pochet strany v trude. – Almaty. «Dajk- Press», 1998.

Lenin V.I. Stranichki iz dnevnika. – 1923. – 2 janvarja.

Muhtar A. Hazrety- gumanisty. // Atyrau. – 2020. – 12 mamyr.

Nagimuly Sh. Atyrau-kraj znanij. – Almaty: «Ғylym», 1999.

Nagimuly Sh. Atyrau: Put' k znanijam. – A.: RIO VAK RK, 2000.

Narodnoe obrazovanie v SSSR. Sb. dokumentov. – Moskva, 1974. – S. 404.

Prosvetitel'skaja intelligencija v Kazahstane. // Vestnik Atyrauskogo gosudarstvennogo universiteta im.H. Dosmuhamedova. – 2018. – №4.

Sembaev A.I. Istorija razvitija sovetskoj shkoly v Kazahstane. – Alma-Ata, 1962.–315 str

Semejnyj arhiv. Lichnoe delo tovarishha Dzhumabaeva. /Tul'zhana Zhumabaeva.

Tabyldiev H.B. Қazaқstandaғy sauatsyzdyқty zhoju tarihy: tәzhіribe zhәne taғylym (1917-1941 zhzh). Tar. ғyl. dokt. disert avtoreferaty. – A: 1997 zh. – 50 b.

Tastanov Sh.Ju. Sovetskij opyt formirovanija i razvitija intelligencija ranee otraslyh narodov. – Alma-Ata, 1982.

Utebaliev Zh. Istorija razvitija narodnogo obrazovaniija v Kazahstane v gody 1928-1932. – 35 b.

Uteulieva Kanziba. Uchitel' - uvazhaemaja lichnost'. // Inder. – 1998. – 15 ijul'.

Central'nyj Gosudarstvennyj Arhiv Respublika Kazahstan. fond-81, opis'-1, delo-919.

ҒТАМР 39.21.02

АТЫРАУ ӨЛКЕСІ ПЕДАГОГТАРЫНЫҢ ӨНЕГЕЛІ ЖОЛЫ:

САУАТСЫЗДЫҚТАН ОРТА МЕКТЕПКЕ

Ш.Н. Нагимов¹, Л.Б. Бердыгужин², Э. Жумабаева3, С.К. Молдашева4.

¹П.ғ.к.,²т.ғ.д., 3аға. оқытушы,4оқытушы, тарих магистрі.

Х. Досмұхамедов ат. Атырау университеті

Аңдатпа. Мақалада 1920-1930 жылдардағы Атырау облысының халық ағарту тарихы қарастырылады. 1920 жылдары мектептердің материалдық жағдайы өте төмен болды. Көптеген балалардың мектепте оқу мүмкіндігі болмады. Мектеп құрылысындағы ең көп кедергі мұғалім кадрларының жетіспеушілігі болды. 1926-1927 оқу жылында еңбек еткен 7 мың мұғалімнің 37 пайызының ғана орта білімі бар еді. Ауылдарда өздері әрең оқып жаза алатын адамдар сабақ берді. Осындай қиыншылықтан шығу үшін халық бұқарасы көп күш жұмсады. Мектеп үйлерін салуға,оқу құралдарымен қамтуға,мұғалімдер интеллгенциясын әлеуметтік-тұрмыстық қолдауда халық өз күшіне ғана сенді. Атырау өлкесіне белгілі үш тұлға – Хамидолла Нәубетов, Тухфат Әбішев, Төлжан Жұмабаев арқылы Каспий өңіріндегі сауатсыздықпен күрес, мектеп құрылысы баяндалады.

Түйін сөздер: Атырау облысы, Халық ағарту ісі, сауатсыздықпен күрес, мектеп құрылысы, Хамидолла Нәубетов, Тухфат Әбішев, Төлжан Жұмабаев.

MRNTI39.21.02

THE GLORIOUS PATH OF THE TEACHERS OF THE ATYRAU REGION:FROM LITERACY CLASSES TO SECONDARY SCHOOLS

Sh.N. Nagimov¹, L.B. Berdyguzhin², E. Zhumabayeva3, S.K. Moldasheva4.

¹Candidate of Pedagogical Sciences, ²Doctor of Historical Sciences, 3Senior teacher, 4teacher, master of history.

NAO Atyrau University named after H. Dosmukhamedov

Abstract. The article deals with the history of public education of the Atyrau region in 1920-1930. In the 1920s, the material conditions of most of the Caspian schools remained difficult. Many children did not attend school. The main obstacle to the expansion of school education was the lack of trained teaching staff: out of 7 thousand teachers who worked in the republic in the 1926-27 academic year, only 37% had secondary education. In auls and villages, education was carried out by teachers who themselves could barely read and write. The masses themselves showed tremendous enthusiasm in mastering knowledge. With great interest, they participated in the construction of schools, boarding schools, providing students with educational and writing materials, in the social and living arrangement of the teacher's intelligentsia.On the example of the life paths of three famous teachers of the Atyrau Territory Hamidolla Naubetova, Tukhfat Abisheva and Tulzhan Zhumabayeva, the history of the fight against illiteracy and the formation of school construction in the Caspian region.

Keywor: Atyrau region, Public education, Fight against illiteracy, School construction, Khamidolla Naubetov, Tukhfat Abishev, Tulzhan Zhumabayev.

Пікір жоқ

Пікір қалдыру үшін кіріңіз немесе тіркеліңіз