Басты бет » Материалдар » МРНТИ: 03.01.45 ОСВЯЩЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ШКОЛ КАЗАХСТАНА

Аяган Б.Г.¹, СатановА.Б.². ¹Д.и.наук, проф., «Институт истории государства» Комитета науки МОН РК, ²Докторант ЕНУ им. Л.Н.Гумилева.

МРНТИ: 03.01.45 ОСВЯЩЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ШКОЛ КАЗАХСТАНА

«edu.e-history.kz» электрондық ғылыми журналы № 3(23) июль-сентябрь, 2020

Тегтер: истории, обучения, методика, образования, содержание, обновленное, война, мировая, Вторая, война, Отечественная, Великая, слова:, Ключевые, демилитаризация, истории, учебники, для, школ, Казахстана.
Аңдатпа:
Аннотация. В статье описываются особенности освящения исторического значения Второй мировой войны и Великой Отечественной войны в учебной литературе по предметам «История Казахстана» и «Всемирная история» общеобразовательных школ Республики Казахстан. Для этой цели были проанализированы программно-методические комплексы, учебная и дополнительная литература, которая прямо или косвенно связана с обучением военной тематики в школах. В результате проведен контент-анализ учебной литературы для 8 и 9 классов средних школ, выявлены существующие преимущества и недостатки; кроме того авторами представлены рекомендации по внесению корректив с целью улучшения качества рассмотрения военной истории в школах Казахстана. В результате анализа используемого комплекса учебной литературы было определено, что в утвержденных темах по освящению страниц Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны народов СССР крайне слабо отражается повседневная жизнь как воинов, так и гражданского населения. Во многих учебниках основной упор делается на общее повествование героизма солдат и статистических показателей трудовых подвигов тыловиков в годы войны и на общественно-политическое, социально-экономическое, культурное развитие страны. Кроме того, в учебной литературе все еще не освящаются многие противоречивые события годов войны, некоторые авторы предпочитают обходить их стороной. Например, слабо отражены или вовсе не показываются судьбы военнопленных, депортации народов, повсеместное использование труда несовершеннолетних и женщин на тяжелых производствах. Однако нельзя не отметить положительные тенденции в разработки новых учебных пособий по истории Великой Отечественной войны, а также новых научных подходов в рассмотрении военной тематики в Отечественной историографии, что создает перспективы для обогащения и разностороннего освещения истории войны. Например, авторы стали использовать новые методики при освящении событий войны, улучшилось качество оформления учебных пособий.
Мазмұны:

Введение. Важный пласт исторической памяти казахстанцев охватывает история Великой Отечественной войны и Второй мировой войны. В год празднования семидесяти пятилетия Победы в Великой Отечественной войне, в обществе усилились споры вокруг истории самой из крупномасштабных войн в истории. Люди задались вопросом «Почему военные действия между СССР и Германией 1941-1945 годов известны в истории под названием Великой Отечественной войны?». «Почему Красная Армия потерпела поражения в начальный период войны?» и «В чем истоки победы в войне?»

Вот почему, история Великой Отечественной войны требует дальнейшего и глубокого исследования, кроме того, актуальной стала задачапередачи исторической памяти данного события подрастающему поколению. Молодым людям необходимо знать и помнить, что такое Великая Отечественная война, чтобы такие трагические события не повторялись впредь. Здесь возникает вопрос, каким образом надлежит формировать историческую память о Великой Отечественной войне у школьников, что побудило авторов статьи проанализировать уровень и качество учебной литературы в контексте военной тематики.

После развала Советского Союза и в период становления независимости Республики Казахстан произошли кардинальные изменения в написании учебников для общеобразовательных школ по «Всемирной истории» и «Истории Казахстана».Их можно сгруппировать по двум основным направлениям: во-первых, это существенное изменение содержания учебников в связи с трансформацией методологических основ исторической науки в стране; во-вторых, внедрение системы альтернативных учебников по школьным предметам, отличающихся между собой по структурным компонентам,системностии структурированности учебных материалов,аппарату организации усвоения и т.д. Такое положение прослеживается при провидении сравнительного анализа учебной литературы по предметам «Всемирная история» и «История Казахстана» как, в общем, по всем темам, так и в частностипо темамВторой Мировой войны и Великой Отечественной войны.

Материалы и методы. В исследовании был использован контент-анализ для выявления типа качественных моделей содержания учебников истории, включающие темы о Великой Отечественной войне и Второй Мировой войне.

Контент-анализ – это метод исследования, используемый для определения наличия определенных тем и концепций в тексте.

Исследование началось с постановкиисследовательского вопроса: «Позволяют ли современные учебники по истории формировать историческую память школьников для осмысления исторических событий Великой Отечественной войны и Второй Мировой войны, а также их символическую репрезентацию?»

После чего были выполнены следующие этапы контент-анализа: 1.Анализ содержания тем; 2. Анализ структуры тем, 3. Цели и функции тем; 4. Контекст. Анализ учебных материалов проведен с точки зрения лежащих в их основе тем и их структур. Он позволил определить, как построены темы, а также насколько эффективно они формируют историческую память школьников. Как правило, контент анализ концентрируется на изучении содержания. Это, в свою очередь, показывает, исторические знания, концепции, представления и образы, которые охвачены в учебной литературе. В завершении был определен информационно-образовательный контекст, в котором формируется историческая память о Великой Отечественной войне и Второй Мировой войне. Таким образом, был проведен контент-анализ учебной литературы по истории, включающуювоенную тематику, как информационного источника исторической памяти о войне. В результате был изучен вопрос насколько хорошо учебники истории по обновленному содержанию образования формируют историческую память современных школьников, позволяющая реконструировать и интерпретировать исторические образы Великой Отечественной войны и Второй Мировой войны.

В статье были представлены выводы и недостатки, существующие в современных учебниках по истории, освящающие военную тематику, а также даны рекомендации по их устранению.

Обсуждение. Анализ современных школьных учебников по истории в Казахстане проводили такие видные ученые республики, какГ.Т.Мусабалина, Л.И. Зуева, известный педагог, академик А.К. Кусаинови другие. Некоторых ученых, также привлекла собой такая актуальная проблематика, как освящение Второй мировой войны и Великой Отечественной войны в учебниках общеобразовательных школ Республики Казахстан.

В статье «Изучение Великой Отечественной войны в школьном историческом образовании», написанной к празднованию 70-летия Великой Отечественной войны, д.и.н. Г.Т. Мусабалина (Мусабалина, 2015: 72-76) утверждает, что военная тематика в учебниках по истории пятилетней давности раскрыта значительно информативно и содержательно, однако автор статьи также указывает на ряд недостатков учебной литературы, которые заключаются в отсутствии систематического изложения, динамики явлений и процессов.

Эксперты Л.И. Зуева, З.Н. Нурлигеновапровели анализ учебно-методического комплекса по «Истории Казахстана», разработанного на русском и казахском языках экспериментально в контексте перехода казахстанских школ к 12-летнему обучению; в учебно-методический комплексвошли типовая учебная программа, учебник, методические рекомендации для учителей и хрестоматия (Зуева, Нурлигенова, 2016:127-130). Одной из тематик, освященных в УМК по «Истории Казахстана» для 12-летней школы, является тема Второй мировой войны, а также Великой Отечественной войны. Авторы отмечают, что военной тематике присущацелостная концепция, четкая структура и научность содержания параграфов. Еще одним преимуществом УМК 12-летней школы авторы называют отчётливое обозначение причинно-следственной связи, а также приверженность учебного материала логической и хронологической последовательности. Среди недостатков УМК авторыобозначают отсутствие цветных иллюстраций, исторических карт, вспомогательных вопросов, заданий и обозначений. Авторы с сожалением отмечают, что многие учебники по истории до сих пор издаются в черно­белом формате и не всегда соответствуют возрастным особенностям учащихся общеобразовательных школ.

Академик А.К. Кусаинов в своем исследовании обратил внимание на нравственный и воспитательный потенциал учебников. Таким образом, ученый заявляет, что при издании учебников авторы должны тщательно отбирать учебный материал (Кусаинов, 2016:64). Сведения, отображенные в учебниках, должны воспитывать у подрастающего поколения глубокое чувство патриотизма, уважения и любви к своей стране и народу заключает ученый.

Проблемы изучения истории Великой Отечественной войны в школах Казахстана подробно были рассмотрены в работах Л.И. Зуевой (Зуева, 2015а: 109-113) (Зуева, 2015б: 113-119)

С учетом наличия нерешенных проблем в изучении истории войны, недостаточности использованных архивных данных, слабости методологии исследования в учебном пособии под общей редакцией д.и.н., профессора Б.Г.Аягана использованы новые архивные материалы и исторические источники. Для объективного освещения хода войны, основой пособия стали учебники по истории Казахстана, освещающие этот период, и монографии, среди которых «Честь и долг» под общей редакцией Б.Г. Аягана (Аяган, 2015: 592), которые являются новой страницей в определении методологии проблемы.

Весьма актуальным являются исследования А.Б. Сатанова по выявлению глубины исторических знаний, своеобразие восприятия и оценки событий Великой Отечественной войны учащимеся школ Республики Казахстан (Сатанов, 2020: 37-41). При использовании результатов данных исследований авторы учебников могут определить какой именно вид исторических фактов необходимо включить или выделить в учебной литературе.

Результаты. Начиная с 2019-2020 учебного года в школах Казахстана темы, относящиеся к теме «Вторая мировая война» и «Великая Отечественная война» рассматриваются в рамках программы восьмого класса основного среднего образования в содержаниях предметов «История Казахстана» и «Всемирная история». Данные изменения были связаны с переходом казахстанских школ к обновленному содержанию образования.Данная программа требует определения целей обучения, анализа учебных материалов, а также определения эффективных активных и интерактивных методов обучения (Об особенностях организации учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2019-2020 учебном году, 2019: 174).

Для того, чтобы хронологическая периодизация не была нарушена и содержание учебного предмета «История Казахстана», «Всемирная история» среди 5-9 классах сохранило свою преемственность, в рамках перехода на обновленное содержание с первого сентября 2019 годабыла введена переходная учебная программа девятого класса, включающая темы, как восьмого, так и девятого классов, что охватывает хронологические рамки новейшего времени, то есть 1900-2019 годы. Необходимо отметить, что Вторая мировая война и Великая Отечественная война по прежней программе обучались в содержании девятого класса (Об особенностях организации учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2019-2020 учебном году, 2019: 174).

Результаты обучения по каждому предмету в обновленной программе образования напрямую должны быть связаны с целями обучения, конкретизированных в рамках раздела, подразделов и тем.

Ожидаемый результат, привязанный к содержанию на основе тематики, даёт возможность развивать у учеников историческое знание, а также навыки мышления, основанных на конкретном учебном материале. Например, при изучении Второй мировой войны в контексте предмета «Всемирная история», ученики должны достигнуть следующих учебных целей:

1. Произвести анализ причин, характера и последствий Второй мировой войны;

2. Объяснить историческое событие, оценивая роль военной науки, техники и военной стратегии;

3. Проанализировать воздействие таких общественно-политических направлений как социальный либерализм, консерватизм, марксизм и социал-демократия на развитие общества (Приложение 18 к приказу и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 25 октября 2017 года № 545 Приложение 207 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 Типовая учебная программа по учебному предмету «Всемирная история» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию, 2017: 36).

При изучении Отечественной войны в контексте предмета «История Казахстана»ученики должны достигнуть следующих учебных целей:

1. Оценить вклад народа Казахстанав достижение победы в Великой Отечественной войне;

2. Определить героические поступки и личностные качества, проявленные героями, например, БауржаномМомышулы, во время войны;

3. Привести доказательства того, что экономика Казахстана перестроилась на нужды войны во время Великой Отечественной войны;

4. Определить социальное положение казахстанцев во время Великой Отечественной войны;

5. Оценить влияние искусства и литературы в повышенииморального духа казахстанцев во время ВОВ (Приложение 17 к приказу и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 25 октября 2017 года № 545 Приложение 206 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 Типовая учебная программа по учебному предмету «История Казахстана» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию, 2017: 36).

Таким образом, военная история в обновленной школьной программе Казахстана изучается на основеформирования не только исторического знания,но и навыковисторического мышления, например, проведение анализа и исследования, осмысление и объяснение исторических событий, процессов и явлений, оценка вклада героев войны в победу над врагом, обоснование социального положения народа в трудные годы войны.

С 2019-2020 учебного года по предметам «История Казахстана» и «Всемирная история» в школах ученики занимаются по двум альтернативным учебникам издательств «Атамұра» и «Мектеп», вдевятом классе – учебники «История Казахстана» и «Всемирная история» для восьмого-девятого классов (первая часть), а также «История Казахстана» и «Всемирная история» восьмого-девятого классов (втораячасть)(Приложение 17 к приказу и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 25 октября 2017 года № 545 Приложение 206 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 Типовая учебная программа по учебному предмету «История Казахстана» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию, 2017: 175).

Особенности освящения военной истории в школьных учебниках, как на постсоветском пространстве, так и в Казахстане, не теряет своей актуальности, по сей день. Данная проблематика включает в себя большой пласт исторического знания.По обновленному содержания образования в школах Казахстана предмет «Всемирная история» в соответствии с учебной программой изучается по одному часу в неделю на каждую тему блока, а «История Казахстана» по два часа в неделю. Так, в восьмом классе за весь учебный год предмет история Казахстана изучается 68 часов, а Всемирная история– 34 часа (Приложение 17 к приказу и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 25 октября 2017 года № 545 Приложение 206 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 Типовая учебная программа по учебному предмету «История Казахстана» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию, 2017: 177).

В «Истории Казахстана» тематический блок Великая Отечественная война включает три темы и на изучение блока рассчитано шесть часов, во «Всемирной истории» тематический блок Вторая мировая война охватывает три темы и на его изучение рассчитано три часа.

В общей сложности на рассмотрение военной тематики выделено девять часов, что позволяет в полной мере изучить историю Второй мировой и Великой Отечественной войны. Рассмотрение военной истории в школе нацелено на следующие темы: «Участие казахстанцев в сражениях Великой Отечественной войны», «Казахстан - арсенал фронта», «Культура Казахской ССР в период Великой Отечественной войны» по Истории Казахстана (Приложение 17 к приказу и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 25 октября 2017 года № 545 Приложение 206 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 Типовая учебная программа по учебному предмету «История Казахстана» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию, 2017); «Когда и почему началась Вторая мировая война (события до июня 1941 г.)?» «Почему провалился план Барбаросса?», «Почему война Советского Союза против фашистской Германии называется Великой Отечественной?», «Каковы итоги и уроки Второй мировой войны?» по Всемирной истории (Приложение 18 к приказу и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 25 октября 2017 года № 545 Приложение 207 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 Типовая учебная программа по учебному предмету «Всемирная история» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию, 2017).

Одним из важных вопросов изучения военной тематики в школах является освящение Великой Отечественной и Второй мировой войны в школьных учебниках. Так, в учебнике для девятых классов общеобразовательных школ по предмету «История Казахстана», написанногопод общей редакцией д.и.н., профессора Б.Г.Аягана (Аяган, Шаймерденова, 2013: 400), военная история освящена наиболее широко, к тому же учебный материал подкреплен дополнительными сведениями о персоналиях, определениями терминов и историческими документами в конце параграфов. В учебнике имеются такие рубрики как «исторические личности», «глоссарий – понятийный материал», «документы эпохи», «вопросы для самопроверки», «творческие задания», «материал для чтения», «тестовые задания», «работа с картой», «задания повышенной трудности».

Учебник под общей редакцией профессора Б.Г. Аягана (Аяган, Шаймерденова, 2013: 400) описывает наиболее важные, поворотные этапы Великой Отечественной войны, дает оценку ключевым событиям, раскрывает их причинно-следственную связь. В нем война рассматривается в контексте хронологической последовательности, так первая подтема в параграфе под названием «Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)» посвящена началу войны, что дает ученикам представления о предпосылках войны, кроме того, здесь же авторы дают обзор того, как, почему и когда началась война, затем плавно переходят к планам и целям гитлеровской Германии, которые фашисты намеривались совершить после разгрома СССР.

Во второй подтеме параграфа под названием «Казахстанцы на фронтах Великой Отечественной войны» авторы приводят статистические данные о том, сколько казахстанцев были призваны на фронт. Кроме того, здесь были приведины факты о воинских соединениях, сформировавшихся в Казахстане и направленных на борьбу с захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Более того, в подтеме содержится много описаний о героизме казахстанских воинов, сражавшихся на разных фронтах Великой Отечественной войны, в том числе в боях под Москвой, в битве за Ленинград, в битве на Курской дуге, в сражениях у Днепра и т.д.

В следующей подтеме параграфа, под названием «Казахстанцы - партизаны» представлены подвиги воинов, сражавшихся не только на фронтах, но и в тылу врага. Отдельная подтема посвящена героизму казахстанцев в годы Великой Отечественной войны, в которой авторы приводят статистику о воинах Казахстана, получивших ордены, медали, а также звания Героев Советского Союза. Авторы учебника затронули даже такую слабо изученную тему как Туркестанский легион, который переплетается с судъбой многих воинов из Средней Азии, казахов, кыргызов, узбеков и других представителей восточных народов, попавших в плен к фашистам в начале войны, и содержавшихся в концлагерях. Многие погибли из-за тяжелых условий содержания в концлагерях, остальных гитлеровская Германия пыталась использовать для борьбы с Совесткой Армией на Восточном фронте. Однако как сообщают авторы, фашисты так и не смогли использовать Туркестанский легион для своих корыстных целей, многие легионеры предпочитали Советскую армию или уходили воевать к партизанам.

Отдельный параграф посвящен теме «Казахстан – арсенал фронта», где прежде всего описывается значение Казахстана и Сибири для экономики страны в годы Великой Отечественной войны. Затем рассказывается о роли Казахстана в подготовке специализированных кадров, развитие научного потенциала страны, выдающихся ученых, эвакуированных и работавших в Казахстане в годы Великой Отечественной войны.В подтеме «Казахстан – арсенал фронта» приведены статистические данные добытых ресурсов в годы войны в Казахстане, а также представлен вклад Казахстана в развитие обороноспособности Союза. По сообщению авторов, сельское хозяйство Казахстан за годы войны дало продукцию Союзу больше, чем за пять последних довоенных лет. Авторы не обошли стороной и труд сельских тружеников, работавших на благо обеспечения фронта продуктами сельского хозяйства. В последнем параграфе, вошедшему в блок, посвященному Великой Отечественной войне авторы описали вклад деятелей культуры Казахстана в победу над врагом. Авторы привели подробные исторические факты о развитии литературы, музыки, киноматографа, и их ярких представителях.

Итак, учебник девятого класса под общей редакцией Б.Г.Аягана(Аяган, Шаймерденова, 2013: 400), формирует умение учеников к самостоятельному рассуждению, занимает  важное место в расширении исторических знаний и формировании исторического сознания учащихся.

Кроме того, учебник играет важную роль в формировании уважения и восприятия национальных и общечеловеческих ценностей, прав и свобод людей, в воспитании личностей, готовых внести свой  вклад в развитие Родины,  в осуществление и реализацию  общенациональной идеи «Мәңгілік Ел». Более того учебник дает возможность понять  наиболее сложные страницы истории Казахстана, таких как Великая Отечественная война, место и роль Казахстана в достижении победы на гитлеровской Германией, понять вклад казахстанских воинов, партизанов, тружеников тыла и деятелей культуры в борьбу против фашистов в годы Великой Отечественной войны.

В учебнике для восьмых классов по Истории Казахстана по обновленному содержанию образованияпод общей редакцией д.и.н., профессора З.Е. Кабульдинова (Кабульдинов и др., 2019: 176) проблема Великой Отечественной войны освящена весьмаотчетливо и лаконично, с учетом возрастных особенностей учеников. В параграфах учебника повествуется как в годы Второй мировой войны казахи, а также представители других национальностей, проявили массовый героизм и храбрость. Рассказывается о том, что казахи ярко продемонстрировали миру, что в них до сих пор живет дух отважных воинов. Кроме того, отмечается, что республика была и надежным тылом. Освещается одна из острых тем в истории Казахстана о том, что в предвоенные и военные годы в Казахстан были переселены более полутора миллионов представителей народов: поляков, украинцев, корейцев, немцев, ингушей, и т.д., описывается тяжелая судьба депортированных и гостеприимство и толерантность казахов по отношению к ним. Кроме того, в учебнике приведены отрывки из архивных письменных источников, рисунки, карты, схемы, таблицы, чтобы лучше понять события, происходившие в Казахстане в годы Великой Отечественной войны. К учебнику предоставляется дополнительный материал и хрестоматия для того, чтобы учащиесяглубжеосвоили события Великой Отечественной войны. В конце параграфов даны вопросы и творческие задания для повторения и закрепления.

Все задания в учебнике были составлены в соответствии с типовой учебной программой по учебному предмету «История Казахстана»для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию, особенностями критериального оценивания и дифференцированном подходом в образовании. Например, в соответствии с учебными целями параграфа были составлены задания по таксономии Блума, сучётом навыков высокого мышления (анализ, синтез, оценка), в параграфах содержатся задания на развитие навыков XXI века, критического мышления. Таблицы и графические материалы учебника представлены, таким образом, что они несут в себе дидактическую нагрузку. Ко всем схемам, таблицам, диаграммам были составлены задания. Таблицы и задания не дублируют друг друга.

Одной из задач истории является развитие коммуникативных и речевых навыков учеников, таким образом, учебник содержит глоссарий, ключевые понятия на двух языках. В образовательной системе Казахстана запущен процесс изучения трёх языков и перехода алфавита на латиницу. Дабы способствовать таким важным современным тенденциям авторы учебника посчитали необходимым дать некоторые слова на английском языке, это также способствуетмежпредметной связи и развитию мотивации учеников.

В учебнике 8 (9) класса для общеобразовательных школ часть 1, под редакцией к.и.н., доцента К.С. Ускембаева(Ускембаев и др., 2019: 240) история войны рассматривается детально и широко. Блок тем поВеликой Отечественной войне рассматривается в содержании девяти параграфов. В начале параграфов имеются рубрики «Сегодня на уроке», где излагаются проблемные вопросы по изучению материала и «Ключевые слова», в которой отмечены основные термины темы. В содержании параграфов включены дополнительный материал, позволяющий расширить и углубить знания о годах Великой Отечественной войны. В конце параграфов имеются разноуровневые вопросы и творческие задания.

При поверхностном взгляде, в учебной литературе имеются все необходимые данные для полноценного усвоения темы Великой Отечественной войны, однако стоит тщательнее обратить внимание на разъяснения тех или иных фактов и понятий, становится ясно, что школьникам трудно разобраться с потоком информации, поскольку отсутствие доступного пояснения ведет к разрыву с уже известными знаниями, и как результат отсутствию преемственности и пробелах в знаниях.

При сравнении учебников выяснилось, что наиболее употребляемыми понятиями являются следующие: Вторая мировая война, План «Барбаросса», арсенал, капитуляция, конверсия, ресурсы, эвакуация, патриотизм, спецпереселенцы, шпионаж, депортация, милитаризация, блокада. Однако разъяснение нескольких понятий преподносится слишком абстрактно, а определения по некоторым терминам отсутствует вовсе, среди них можно выделить следующие понятия: фашисты, фронт, дивизия, Отечественная война, бригада, партизаны, артиллеристы, полк, эшелон, оккупанты, эскадрилья и т.д. В данной ситуации остается лишь надеяться, что этот пробел восполнят учителя на уроках, однако ограниченность во времени также затрудняет приведение подобных разъяснений.

Проанализировав учебную литературу по Истории Казахстана, мы приходим к мнению, что практически во всех учебниках упускается из внимания жизнь самого народа в годы Великой Отечественной войны. Не описывается, что чувствовали солдаты, отравившиеся на фронт, какое было отношение народа к войне. Данная тема актуальна еще и потому, что в современных реалиях необходимо осветить повседневную историю народа в годы Великой Отечественной войны. Важно донести до современных детей как советский народ, в том числе казахстанцы относились к войне. Во всех учебниках основной акцент делается на политическое, экономическое и культурное развитие Казахстана в годы Великой Отечественной войны, описываются подвиги тыловиков и неоценимый труд предприятий, день и ночь работавших на благо фронта. Несомненно, было бы полезно и увлекательно узнать через какие трудности прошли солдаты, тыловики, что они чувствовали и как они преодолевали различные препятствия и тяготы войны.

В действующих учебниках по истории Казахстана в содержании не хватает весьма важной информации, которая находится во многих исторических источниках. В связи с чем, необходимо внедрение в учебный процесс новые методические разработки с учетом дополнительных материалов по проблеме войны в истории Казахстана. В основу должны быть положены материалы, ранее не изучаемые в школьном курсе. Так, «Институтом истории государства» Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан в 2020 году планируется издание учебного пособия, под общей редакцией доктора исторических наук, профессора Б.Г. Аягана для учащихся общеобразовательных школ «Исторические источники по Великой Отечественной войне». Целью пособия является правдивое изложение хода войны с использованием новых исторических источников и сведений. Книга предлагается обучающимся в организациях образования и учителям истории для углубленного изучения темы Великой Отечественной войны (Аяган и др., 2020: 107).

Тематическое содержание учебного пособия составлено в соответствии с базовой структурой и приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 24 июля 2012 года №344 (Об утверждении Правил организации работы по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 июля 2012 года № 344. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 августа 2012 года № 7876., 2012).

Особенностью пособия является то, что представленные тематические материалы не повторяют школьный учебник, а дополняют содержание темы с помощью новых исторических данных.

Учебное пособие классифицировано на семь последовательных разделов. Учебные материалы, рассмотренные в каждом разделе, были выбраны в соответствии с содержанием дисциплины и целями обучения.

Учебное пособие, направленное на углубление знаний по военной истории, повышение интереса учащихся, написано с учётом возрастных особенностей учащихся. Для того, чтобы история Великой Отечественной войны была изучена системно и последовательно, в пособии чётко обозначены основные определяющие направления процесса обучения, то есть, учащиеся должны достигнуть следующих ожидаемых результатов:

1. Изучить тяжелые последствия войны, приводящие к трагедии для человечества;

2. Оценить подвиг воинов-героев фронта и тружеников тыла, тем самым раскрывая общенародный характер Великой Отечественной войны;

3. Приобщение к чтению научной и художественной литературы, позволяющую всесторонне и углубленно изучить историю Великой Отечественной войны.

В пособии даны задания, направленные на систематизацию полученных знаний и развитие научно-творческих поисковых способностей учащихся. Созданы возможности ученикам для работы с учебно-информационными ресурсами интернета, написания научных работ по теме.

Методические компоненты пособия фото, иллюстрации, термины, документы эпохи, воспоминания участников событий, биографии героев, вопросы для самоконтроля: творческие и тестовые задания, рекомендуемая художественная литература согласованы и систематизированы между собой. Задания, составленные с использованием инновационных методов и приемов обучения, могут служить основой для развития у обучающегося навыков критического мышления, проведения исследовательских работ, использования информационно-коммуникационных технологий, применения различных способов общения, умения работать в группах и индивидуально, решения проблем и принятия решений. В пособии предусмотрено формирование навыков работы с исторической литературой и источниками.

Следует отметить такую важную особенность пособия, как создание условий для формирования у подрастающего поколения чувства гордости и патриотизма за Родину. Пропаганда мужества и героизма воинов Великой Отечественной войны является школой не только уважения к участникам войны, но и воспитания молодежи независимой страны в духе патриотизма.

Информация становится знанием только тогда, когда выступает основой компетентного, умственного или предметного действия. Важно продемонстрировать перед учеником картину прошлого для того, чтобы у него сложилось целостное представление об изучаемом периоде, на основе которого формируется личностное мировоззрение. Так, в учебном пособии под общей редакцией д.и.н., профессора Б.Г. Аягана предлагается изучить участие казахстанцев в сражениях Великой Отечественной войны, проводя анализ подвига Н.Абдирова, С. Баймагамбетова, Т. Токтарова, Леонида Беды на основе дополнительных материалов. Кроме того, в пособии имеются заданияна определение героических, личностных качеств БауыржанаМомышулы, МаншукМаметовой, АлииМолдагуловой и других героев Великой Отечественной войны.

Заключение (выводы). В заключение, было установлено, что знания учащейся молодежи о конкретных событиях и участниках Великой Отечественной войны весьма противоречивы и нуждаются в дополнении. В связи с этим следует обратить внимание на сложность возможности формирования индивидуальной исторической памяти представителей подрастающего поколения: до сих пор велико число без вести пропавших участников войны, крайне ограничены возможности ознакомления с документами, отражающими военную судьбу многих солдат и офицеров. Кроме того, с каждым годом история Великой Отечественной войны дополняется все новыми фактами и историческими личностями.

Указывая на учебную литературу, в системе образования продолжает существовать проблема «устаревшего» и «нового поколения» учебников для школ. Учебник XXI века не может лишь формировать готовые ответы для учеников, он должен побуждать интерес учащихся на самостоятельный поиск знаний, развивая навыки познания, исследования и критического мышления. Кроме того, современный учебно-методический комплекс должен создавать возможности для субъектов учебного процесса использовать вспомогательные средства обучения, таких как, электронные учебники, электронные ресурсы, информационно-коммуникативные технологии, вспомогательную литературу и т.д.

Для того, чтобы учебник выполнял функцию источника знания, формирующего историческое сознание учащихся надлежит: первое, разрабатывать учебный материал информативно содержательный, однако не перегруженный излишними историческими фактами и датами, а вернееяркими примерами из жизни общества и персоналий; второе, предлагать проблемно-познавательные задания для развития активного мышления учащихся; третье, придерживаться концептуальной и системной передачи исторического знания, через раскрытие в содержании и дидактическом аппарате причинно-следственной связи, предоставления доказательств, сравнительного анализа, установления преемственности и изменений, определения исторической значимости, а также интерпретации  различных перспектив в истории. Кроме того, необходимо обратить внимание на жизненные сюжеты исторических личностей, в рамках рассматриваемых тем. Так биография, воспоминания, мемуары могут служить основой для осмысления исторического контекста через ознакомление с наглядными жизненными ситуациями персоналий.

В учебной литературе Республики Казахстан военная история по некоторым направлениям рассматривается весьма скудно, не всегда дается полный обзор ключевых понятий, отсутствует эмоционально окрашенныйсегмент учебного материала. Кроме того, во многих учебниках преобладают вопросы репродуктивного характера, недостаточно внимания уделено проблемно-познавательным задачам, что ограничивает развитие предметных и общественных умений, приводит к формальному характеру осуществления межпредметных связей. В учебниках практически не уделяется внимание на освящение истории повседневности в годы Великой Отечественной войны. Более того, многие авторы учебной литературы предпочитают обходить стороной такие сложные и противоречивые темы военной истории как, шпионаж, предательство, произвол чиновников, репрессивных и карательных мер военного командования, нарушение прав человека и закона, причины поражения битв, неоднозначная оценка подвигов воинов-героев войны и т.д.

Для более полноценного освящения всех направлений истории Великой Отечественной войны необходимо внедрение факультативных, элективных, а также авторский курсов по военной истории в школах Республики Казахстан.

В целом, общая картина, выявленная при обзоре учебной школьной литературы по темам Великой Отечественной войны и Второй мировой войны, позволяет судить о том, что вопрос освящается достаточно подробно, однако имеются пробелы по некоторым принципиальным вопросам. Именно поэтому данная проблематика требует дальнейшего и более детального описания и рассмотрения в научно-педагогическом кругу.

Список литературы и источников:

Честь и долг. Коллективная монография. Под ред. Б.Г.Аягана. – Алматы: ТОО «Литер-М», 2015. – 592 с.

Аяган Б.Г., Ермуханова Х.К., Рысмамбетова Б.Т. Исторические источники по Великой Отечественной войне (Учебное пособие) Под общей редакцией Б.Г.Аягана. – Алматы, «Атамұра», 2020. – 107 с.

Аяган Б.Г., Шаймерденова М.Д. История Казахстана: Учебник для 9 кл. Общеобразоват. Шк. / под общей ред. Док. Ист. Наук, проф. Б.Г.Аягана / 3-е изд., перераб. – Алматы: Атамұра, 2013. – 400 с.

Кабульдинов З.Е. и др. История Казахстана: учебник для 9(8) класса общеобразовательной школы / З.Е. Кабульдинов, М.Д. Шаймерденова, Е.М. Куркеев. – Алматы: Атамұра, 2019. – 176 с.

Кусаинов А.К. Кризис в системе среднего образования: пути  выхода / А.К. Кусаинов. – Алматы: Изд-во «Rond&A», 2016. – 64 с.

Мусабалина Г.Т. Изучение Великой Отечественной войны в школьном историческом образовании, Сборник материалов международной научно-практической конференции «История Второй мировой войны: новые источники и интерпритации (к 70-летию победы в Великой Отечественной войне)» / Под общей ред. Е.Б.Сыдыкова. – Астана: издательство ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, 2015, с. 72-76/ 514 с.

Об особенностях организации учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2019-2020 учебном году: Инструктивно-методическое письмо. – Нур-Султан: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2019. – 476 с.

Об утверждении Правил организации работы по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 июля 2012 года № 344. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 августа 2012 года № 7876.

Приложение 17 к приказу и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 25 октября 2017 года № 545 Приложение 206 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 Типовая учебная программа по учебному предмету «История Казахстана» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию.

Приложение 18 к приказу и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 25 октября 2017 года № 545 Приложение 207 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 Типовая учебная программа по учебному предмету «Всемирная история» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию.

Сатанов А.Б.Историческая память о ВОВ учащейся молодежи школ Республики Казахстан // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Казахстан в Великой Отечественной войне», посвященной 75-летию Победы во Второй Мировой войне (1939-1945) и Великой Отечественной войне (1941-1945), Нур-Султан, 2020. – с. 37-41 / 258 с.

Ускембаев К.С. История Казахстана (1900-1945 гг.): учебник для 8-9 кл. общеобразовательной школы Часть 1 / К.С.Ускембаев, З.Г. Сактаганова, Л.И.Зуева. – Алматы: Мектеп, 2019. – 240 с.

ЗуеваЛ.И., Нурлигенова З.Н. Разработка школьных учебников по Истории Казахстана в условиях перехода на 12-летнее образование // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 5-1. – С. 127-130;

Зуева Л.И. Истоки победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: о памяти, героизме и патриотических традициях народа. Великая Отечественная война. Уроки истории: республиканская научно-теоретическая конференция, 2015. – С. 109-113.

Зуева Л.И. Изучение истории «Великой Отечественной войны» и воспитание казахстанского патриотизма. Великая Отечественная война. Уроки истории: республиканская научно-теоретическая конференция, 2015. – С. 113-119.

REFERENCES:

Ayagan B.G. «et al.»(2015) Chest idolg. Kollektivnaia monografiia. [Honor and duty. Collective monograph].– Almaty: TOO “Liter-M”. – 592 p. [in Russian].

Ayagan B.G., Ermukhanova H.K., Rysmambetova B.T. (2020) Istoricheskie istochniki poVelikoi Otechestvennoi voine (uchebnoe posobie) [Historical Sources on the Great Patriotic War (Textbook)]. – Almaty: Atamura. -107p. [in Russian].

Ayagan B.G., Shaimerdenova M.D. (2013) Istoriya Kazahstana: uchebnik dlya 9 klassov obsheobrazovatelnyh shkol [History of Kazakhstan: Textbook for 9th grade school students] B.G. Ayagan (Ed.). – Almaty: Atamura. – 400 p. [in Russian].

Kabuldinov Z.E. «et al.» (2019) Istoriya Kazahstana: uchebnik dlya 9(8) klassa obsheobrazovatelnoi shkoly [History of Kazakhstan: a textbook for grade 9 (8) of a comprehensive school].– Almaty: Atamura. – 176 p. [in Russian].

Kusainov A.K. (2016) Krizis v sisteme srednego obrazovania: puti vyhoda [The crisis in the secondary education system: ways out]. – Almaty: «Rond&A» publishing. – 64 p. [in Russian]

Musabalina G.T. (2015)Izuchenie Velikoi Otechestvennoi voiny v shkolnom istoricheskom obrazovanii, Sbornik materialov mejdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferensii "Istoria Vtoroi mirovoi voiny: novye istochnikiiinterpritasii (k 70-letiu pobedy v Velikoi Otechestvennoi voine)» [Study of the Great Patriotic War in school history education, Collection of materials of the international scientific-practical conference "History of the Second World War: New Sources and Interpretations (to the 70th Anniversary of Victory in the Great Patriotic War)"]. –Astana: Ed. E.B. Sydykov. –514 p. [in Russian]

Ob osobennostah organizatsii uchebno-vospitatelnogo protsesa v organizatsiah srednego obrazovania Respubliki Kazahstan v 2019-2020 uchebnom godu: Instruktivno-metodicheskoe pismo [On the peculiarities of the organization of the educational process in the organizations of secondary education of the Republic of Kazakhstan in the 2019-2020 academic year: Instructional and methodological letter]. – Nur-Sultan: Y.Altynsarin National Academy of Education. – 476 p. [in Russian]

Ob utverjdenii Pravil organizatsii raboty po podgotovke, ekspertize, aprobatsiii provedeniu monitoringa, izdaniu uchebnikov, uchebno-metodicheskih kompleksov I uchebno-metodicheskih posobii Prikaz Ministra obrazovania I nauki Respubliki Kazahstan ot 24 iulya 2012 goda № 344. Zaregistrirovan v Ministerstve iustisii Respubliki Kazahstan 28 avgusta 2012 goda № 7876 [On the approval of the Rules for organizing work on the preparation, examination, testing and monitoring, publication of textbooks, educational-methodological complexes and teaching-methodical manuals Order of the Minister of Education and Science of the Republic of Kazakhstan No. 344 dated July 24, 2012. Registered with the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan on August 28 2012 No. 7876]. [in Russian]

Prilojenie 17 k prikazu i.o. Ministra obrazovania I nauki Respubliki Kazahstan ot 25 oktabra 2017 goda № 545 Prilojenie 206 k prikazu Ministra obrazovania I nauki Respubliki Kazahstan ot 3 aprela 2013 goda № 115 Tipovaia uchebnaia programma po uchebnomu predmetu "Istoria Kazahstana" dlya 5-9 klassov urovna osnovnogo srednego obrazovania po obnovlennomu soderjaniu [Appendix 17 to the order of the acting. Of the Minister of Education and Science of the Republic of Kazakhstan dated October 25, 2017 No. 545 Appendix 206 to the order of the Minister of Education and Science of the Republic of Kazakhstan dated April 3, 2013 No. 115 Model curriculum on the subject "History of Kazakhstan" for grades 5-9 of the level of basic secondary education updated content]. [in Russian]

Prilojenie 18 k prikazu i.o. Ministra obrazovania i nauki Respubliki Kazahstan ot 25 oktabra 2017 goda № 545 Prilojenie 207 k prikazu Ministra obrazovania i nauki Respubliki Kazahstan ot 3 aprela 2013 goda № 115 Tipovaia uchebnaia programma po uchebnomu predmetu "Vsemirnaia istoria" dlya 5-9 klassov urovna osnovnogo srednego obrazovania po obnovlennomu soderjaniu. [Appendix 18 to the order of the acting Of the Minister of Education and Science of the Republic of Kazakhstan dated October 25, 2017 No. 545 Appendix 207 to the order of the Minister of Education and Science of the Republic of Kazakhstan dated April 3, 2013 No. 115 Model curriculum in the academic subject "World History" for grades 5-9 of the level of basic secondary education for updated content]. [in Russian]

Satanov A.B. (2020) Istoricheskaia pamyat o VOV uchasheisa molodeji shkol Respubliki Kazahstan // Sbornik materialov Mejdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Kazahstan v Velikoi Otechestvennoi voine", posvyashennoi 75-letiyu Pobedyvo Vtoroi Mirovoivoine (1939-1945) i Velikoi Otechestvennoi voine (1941-1945) [Historical memory of the Great Patriotic war of the students youth of schools of the Republic of Kazakhstan // Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference "Kazakhstan in the Great Patriotic War" dedicated to the 75th anniversary of Victory in the Second World War (1939-1945) and the Great Patriotic War (1941-1945)], Nur-Sultan. –258 p. [in Russian]

Uskembaev K.S., Saktaganova Z.G., Zueva L.I.  (2019). Istoriia Kazahstana (1900-1945 gg.): uchebnik dlia 8-9 klassov obsheobrazovatelnoi shkoly chast 1 [History of Kazakhstan (1900-1945): a textbook for grades 8-9. secondary school Part 1].– Almaty: Mektep. -240 p. [in Russian].

Zueva L.I., Nurligenova Z.N. (2016) Razrabotka shkolnyh uchebnikov po Istorii Kazahstana v usloviah perehoda na 12-letnee obrazovanie [Development of school textbooks on the History of Kazakhstan in the conditions of transition to 12-year education]. International Journal of Applied and Fundamental Research, No 5-1, pp. 127-130. [in Russian]

Zueva L.I. (2015) Istokipobedy v Velikoi Otechestvennoi voine 1941-1945 gg.: o pamiati, geroizme i patrioticheskih traditsiiah naroda. [The origins of victory in the Great Patriotic War of 1941-1945: about the memory, heroism and patriotic traditions of the people].Velikaia Otechestvennaia voina. Urokiistorii: respublikanskaia nauchno-teoreticheskaia konferentsiia – The Great Patriotic War. History Lessons: Republican Scientific and Theoretical Conference, p. 109-113 [in Russian].

Zueva L.I. (2015). Izuchenieistorii «Velikoi Otechestvennoi voiny» i vospitanie kazahstanskogo patriotizma.[Studying the history of the Great Patriotic War and the education of Kazakhstani patriotism].Velikaia Otechestvennaia voina. Urokiistorii: respublikanskaia nauchno-teoreticheskaia konferentsiia – The Great Patriotic War. History Lessons: Republican Scientific and Theoretical Conference, p. 113-119 [in Russian].

ҒТАМР: 03.01.45

ҚАЗАҚСТАН МЕКТЕПТЕРІНІҢ ОҚУ ӘДЕБИЕТТЕРІНДЕ ҰЛЫ ОТАН СОҒЫСЫ ТУРАЛЫ ТАРИХИ ЖАДЫНЫ ЖАҢҒЫРТУ

Аяған Б.Ғ.¹, Сатанов А.Б.²

¹Тарих ғылымдарының докторы, профессор, білім беру Академиясының академигі, Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі Ғылым комитетінің «Мемлекет тарихы институты» мемлекеттік мекемесі, Қазақстан, Нұр-Сұлтан, Е-mail: burkit.ayagan@gmail.com

²Л.Н. Гумилев атындағы Еуразия Ұлттық университетінің докторанты, Қазақстан, Нұр-Сұлтан, Е-mail: arstanbs@gmail.com

Аңдатпа. Мақалада Қазақстан Республикасының жалпы білім беретін мектептерінің «Қазақстан тарихы» және «Дүниежүзі тарихы» пәндері бойынша 8 және 9 сыныптарға арналған оқу әдебиеттеріндегі Екінші дүниежүзілік соғыс пен Ұлы Отан соғысының тарихи маңызын баяндау ерекшеліктері сипатталған. Осы мақсатта мектептерде әскери тақырыпты оқытумен тікелей немесе жанама байланысты бағдарламалық-әдістемелік кешендер, оқу және қосымша әдебиеттер талданды. Нәтижесінде оқу әдебиеттеріне контент талдау жүргізілді, бар артықшылықтары мен кемшіліктері анықталып, Қазақстан мектептерінде әскери тарихты оқыту сапасын жақсарту мақсатында түзетулер енгізу бойынша ұсыныстар берілді.

Мектептердің оқу әдебиеттерін талдай келе, Екінші дүниежүзілік соғыс пен Ұлы Отан соғысы тақырыптарында солдаттардың, бейбіт тұрғындардың соғыс кезіндегі күнделікті өміріне аз көңіл бөлінгені байқалады. Көптеген оқулықтарда басты назар соғыс кезіндегі қоғамдық-саяси, әлеуметтік-экономикалық, мәдени дамуға, сарбаздар ерлігінің жалпылама сипаттарына және тылдағы жұмыскерлердің ерен еңбектерінің статистикалық көрсеткіштеріне аударылған. Сонымен қатар, оқу әдебиеттері әлі де соғыс жылдарындағы көптеген даулы оқиғаларды қамтымайды; авторлар көбісі оларды айналып өтуді жөн көреді. Мысалы, әскери тұтқындардың тағдыры, халықтарды депортациялау, кәмелетке толмағандар мен әйелдердің ауыр өндірістердегі еңбегін кеңінен пайдалану нашар көрініс тапқан немесе мүлдем көрсетілмеген. Дегенмен Ұлы Отан соғысы тарихы бойынша жаңа оқу құралдарын әзірлеудің жағымды тенденцияларын, сондай-ақ Отандық тарихнамада әскери тақырыптарды қарастырудағы жаңа ғылыми тәсілдерді атап өтпеуге болмайды. Бұл ХХ ғасырдың 40-жылдарының бірінші жартысындағы соғыс тарихын байыту мен жан-жақты қамтудың жаңа мүмкіндіктерін қалыптастырады. Мысалы, авторлар соғыс оқиғаларын сипаттау кезінде жаңа әдістерді қолдана бастады, оқулықтардың безендіру сапасы жақсарды.

Түйін сөздер: Ұлы Отан соғысы, Екінші Дүниежүзілік соғыс, жаңартылған білім беру мазмұны, тарихты оқыту әдістемесі, тарихты демилитаризациялау, Қазақстан мектептеріне арналған оқулықтар.

IRSTI: 03.01.45

DEDICATION OF THE HISTORICAL MEMORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE EDUCATIONAL LITERATURE OF KAZAKHSTANI SCHOOLS

Ayagan B.G.¹, SatanovA.B.²

¹Doctor of Historical Sciences, Professor, Academician of the Academy of Education, the Institute of History of the State Committee of Science of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan, Kazakhstan, Nur-Sultan, Е-mail: burkit.ayagan@gmail.com

²Doctoral student of L.N. Gumilyev Eurasian National University, Kazakhstan, Nur-Sultan, Е-mail: arstanbs@gmail.com

Abstract. The article describes the features of the dedication of the historical significance of World War II and the Great Patriotic War in educational literature on the subjects "History of Kazakhstan" and "World History" of secondary schools of the Republic of Kazakhstan. For this purpose, authors analyzed programs and methodological complexes, educational and additional literature, which is directly or indirectly related to the teaching of military topics in schools.

As a result, a content analysis of educational literature for grades 8 and 9 of secondary schools was carried out, the existing advantages and disadvantages were identified. In addition, the authors presented recommendations for making adjustments in order to improve the quality of teaching of military history in schools of Kazakhstan.

As a result of the analysis of the used set of educational literature, it was determined that in the approved themes for the dedication of the Second World War and the Great Patriotic War of the peoples of the USSR, the daily life of both soldiers and civilians is extremely poorly reflected. In many textbooks, the main emphasis is on the general narration of the heroism of soldiers and the statistical indicators of the labor deeds of the rear servicemen during the war and on the socio-political, socio-economic and cultural development of the country. In addition, many of the controversial events of the war years are still not sanctified in the educational literature; some authors prefer to bypass them. For example, the fate of prisoners of war, the deportation of peoples, the widespread use of the labor of minors and women in difficult industries are poorly reflected or not shown at all. However, one cannot fail to note the positive trends in the development of new textbooks on the history of the Great Patriotic War, as well as new scientific approaches to the consideration of military topics in the historiography, which creates prospects for enriching and versatile coverage of the history of the war in the first half of the 40s of the twentieth century. For example, the authors began to use new techniques when dedicating the events of the war, the quality of the design of textbooks has improved.

Keywords: Great Patriotic War, World War II, updated content of education, teaching methods of history, demilitarization of history, textbooks for schools in Kazakhstan.

Пікір жоқ

Пікір қалдыру үшін кіріңіз немесе тіркеліңіз

Қаралуы: 124

Рецензиялар жоқ

Жүктеу

Санат

Пәнаралық зерттеулер Әдістемелік еңбектер Макро- және микротарих Отан тарихы. Зерттеудің жаңа әдістері Жас ғалымдар зерттеулері Сын. Пікір

Тақырып бойынша мақалалар

КУЛЬТУРА И БЫТ КАЗАХСКИХ РАБОЧИХ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД УДК94 (574) «1941-1945» КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С.М. КИРОВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ "ВЛИЯНИЕ КОМПОНЕНТОВ ФЕНОМЕНА МУЗЫКАЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ КАЗАХСТАНА" О КНИГЕ Б.Г. АЯГАНА «РАССВЕТЫ И СУМЕРКИ КАЗАХСКОЙ СТЕПИ» УДК 314.93 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЗАХСТАНЕ В XIX-XX ВВ.: ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРЕПИСЕЙ НАСЕЛЕНИЯ. «История и современное значение Орбулакской битвы» АРТЫНДА ӨШПЕС МҰРА ҚАЛДЫРҒАН АЙТУЛЫ ҒАЛЫМ УДК 355.01 (=512.1) (4) ФИЛОСОФИЯ «ВОЙНЫ» КОЧЕВНИКОВ ЕВРАЗИИ УДК 394.014 /1941-1945/ ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ КАЗАХСТАНСКОГО СЕЛА В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ КУСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ) Насильственно-трансформированной быть и и историческая судьба польских переселенцев в Казахстане ( годы второй мировой войны) ҒТАМР 03.20 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ И ЗВУКОЗАПИСЕЙ КАЗССР (1943 - 1991-Е ГОДЫ) (К 75-лети УДК 94 (574).084.8 К ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВОЙСКОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ КАЗАХСТАНА В ГОДЫ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ 105-Й КАЗАХСКОЙ КАВАЛЕРИЙСКОЙ УДК 94(574) ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ИСЛАМСКОМ ВОСПИТАНИИ КАЗАХСКИХ ДЕТЕЙ МРНТИ 03.01.06 ЗНАК И ИСТОРИЯ ( К 60-ЛЕТИЮ А.А. ГАЛИЕВА) МРНТИ 16.21.23 ЛАТИНИЗАЦИЯ КАЗАХСКОГО АЛФАВИТА В 1920-Е ГОДЫ: ДИСКУССИИ «АРАБИСТОВ» И «ЛАТИНИСТОВ» МРНТИ 03.20.25 ИСТОРИЧЕСКАЯ ФИГУРА КАЗАХСКОГО ХАНА АЗ-ДЖАНИБЕКА (на основе восточных нарративов и генеалогических мифов казахов) МРНТИ 03.20/03.41.91 БОТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА: В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ МРНТИ 03.20:03.29 ПРОИЗВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ОБРАБОТКА МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ НА ЮГЕ КАЗАХСТАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХІХ – НАЧАЛЕ ХХ МРНТИ 03.20.25 ИСТОРИЧЕСКАЯ ФИГУРА КАЗАХСКОГО ХАНА АЗ-ДЖАНИБЕКА (на основе восточных нарративов и генеалогических мифов казахов) МРНТИ 03.09.03 ОБЗОР ПРОШЛЫХ МИРОВЫХ ПАНДЕМИЙ: ИНФЕКЦИИ И ОБЩИЙ ХОД ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА МРНТИ 03.20:03.29 ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСТАНА: ПОИСКИ ГЕРОЕВ И СМЫСЛОВ МРНТИ 03.20:03.09.55 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ CТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СТАЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ КАЗАХСТАНА (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) МРНТИ 17.09; 17.82.09; 60.29.01 КАЗАХСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА В ИЗДАНИЯХ ДОСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА МРНТИ 03.20:03.29 РАБОЧАЯ СИЛА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ МРНТИ 03.01.06 ДИАЛЕКТИКА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ЭПОХУ АРХЕОМОДЕРНА МРНТИ 03.09.55 ВОЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ МРНТИ 03.20.00 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕТРОПОЛИИ И КОЛОНИИ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ МРНТИ 03.41.91 ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ИТОГИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ НА СВЯТИЛИЩЕ УНИРЕК МРНТИ: 03.20 КУЛЬТОВЫЕ ПАМЯТНИКИ ТАШКЕНТА, СВЯЗАННЫЕ С ПОКРОВИТЕЛЯМИ ЖИВОТНЫХ МРНТИ: 03.20.00 ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА В КАЗАХСКИХ СТЕПЯХ (вторая половина XVIII - начало XIX вв.) МРНТИ 03.20.00 ПРЕДВОДИТЕЛИ НАРОДНЫХ ВОССТАНИЙ В КАЗАХСТАНЕ XIX ВЕКА МРНТИ 03.20. 03.23. 03.09. 55 КАЗАХСТАНСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 2000-Е ГГ. В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ МРНТИ 03.23.55 ГЕНЕАЛОГИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ АРХЕТИПОВ В ПАНТЕОНЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ МРНТИ: 03.01.45 ОСВЯЩЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ШКОЛ КАЗАХСТАНА МРНТИ 94 (575.1) О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ ИСТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНИКОВ УЗБЕКИСТАНА) МРНТИ 03.41.01 ТОПОГРАФИЯ И ЛАНДШАФТ ПОСЕЛЕНЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ БРОНЗОВОГО ВЕКА В СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ КАЗАХСТАНА МРНТИ 17.71.91 РАННИЕ ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЮРКСКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТАХ ЕВРОПЕЙСКИХ И РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ XVIII – XIX ВВ. МРНТИ 17.71.91, 03.61.91 ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ В КАЗАХСКОМ ОБРЯДОВОМ ФОЛЬКЛОРЕ

Автордың мақалалары

МРНТИ: 03.01.45 ОСВЯЩЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ШКОЛ КАЗАХСТАНА