Басты бет » Материалдар » МРНТИ 03.41.91 ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ИТОГИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ НА СВЯТИЛИЩЕ УНИРЕК

А.Д. Касенова¹, Ж. Курманкулов², М.К. Суюндикова3, Ж.Р. Утубаев4

МРНТИ 03.41.91 ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ИТОГИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ НА СВЯТИЛИЩЕ УНИРЕК

«edu.e-history.kz» электрондық ғылыми журналы № 2 (22) апрель-июнь 2020

Тегтер: сооружения, стелы, каменные, изваяния, каменные, Сарыарка, слава:, Ключевые, святилища, кыпчакская, эпоха.
Аңдатпа:
Аннотация. В работе представлены предварительные результаты археологических исследований сооружения кыпчакской эпохи, расположенных в 4,5 км к востоку от села Унирек Шетского района Карагандинской области. Координаты памятника – N 48 4950.14 E 73 1892.13. Для определения общих тенденций и характерных особенностей их структуры и планировки были проведены топосъемки. Соотнесение карты геофизических аномалий с результатами раскопок позволило решить две взаимосвязанные задачи: получить археологические данные для исторических реконструкций и оценить достоверность результатов геофизических исследований. На кыпчакских сооружениях выявлены неизвестные ранее конструкции. При этом установлено, что планировка внутренних частей сооружения, в которых были установлены изваяния, тяготеют к подпрямогольной форме. В статье также рассматривается кыпчакские каменные изваяния Сарыарки. Выявлено, что унирекские каменные изваяния и сооружения являются важным источником изучения истории древних и средневековых народов Евразии. В них не только воплощен внешний облик людей прошлых эпох, но и отражена ценная информация о социальной структуре и быте общества, которое оставило эти памятники. Исследование посвящено истории унирекских каменных изваяний, которые ранее специально не анализировались.
Мазмұны:

Введение .Территория Центрального Казахстана в древности была местом обитания носителей культур, взаимодействовавших с племенами, жившими в северных, западных и восточных районах современного Казахстана и соседних территорий. Они оставили после себя многочисленные памятники, расположенные в речных и межгорных долинах – на пригодных для посевов и пастбищ землях, близ залежей разнообразных полезных ископаемых.

Несмотря на многолетние археологические работы в Сарыарке, множество археологических памятников остаются не изученными. Их исследование позволит получить ценную информацию по древней истории не только данного региона, но территории Евразийских степей, пролить свет на взаимоотношения земледельческих культур Центральной Азии и земледельческо-скотоводческого населения лесостепной и степной зоны. Необходимо отметить, что без информации о памятниках Центрального Казахстана невозможно изучение многих дискуссионных проблем археологической и исторической науки.

Яркую и многочисленную группу памятников древних и средневековых кочевников Сарыарки составляют каменные изваяния. В казахском мелкосопочнике также имелось подходящее сырье для их изготовления, это – граниты и песчаники.

Одним из направлений исследований Центрально-Казахстанской археологической экспедиции, которой с 1982 года руководил Ж. Курманкулов, является изучение каменных изваяний тюркского и кыпчакского времени. За несколько десятилетий работ экспедиции собран значительный материал: документированы изваяния, раскопаны, связанные с изваяниями, культовые сооружения разных видов.

Вместе тем, говорить о том, что на сегодня у нас в распоряжении имеются исчерпывающие сведения о регионе, было бы неверно; многие археологические памятники все еще требуют исследования. Изучение памятников региона может дать ценную информацию о древней ситуации не только рассматриваемого участка, но и всей территории Евразийских степей в целом. Необходимо отметить, что без информации о памятниках Центрального Казахстана невозможны полноценные исследования многих дискуссионных вопросов в кыпчакаведении.

Бескрайние степи Сарыарки хранят много тайны истории. Чем дальше эпоха, тем загадочнее знаки наших далеких предков, оставленные в виде святилищ, каменных стел, изваяний, погребений. Более тридцати лет известный археолог, к.и.н. Жолдасбек Курманкулов и д.и.н. Л.Н. Ермоленко изучают в  Сарыарке уникальные памятники историко-культурного наследия – каменные изваяния Сарыарки от эпохи бронзы до позднего средневековья. За несколько десятилетий ученые собрали значительный материал, документировано свыше 200 изваяний (Курманкулов, Касенова, 2016; Курманкулов, Ермоленко, 2014; Касенова, 2019а), проведены раскопки культовых сооружений разных видов, связанных с изваяниями (Касенова, 2019б). Также ученые изучили ряд вопросов, касающихся первоначального вида изваяний. Многие специалисты, изучающие средневековые каменные изваяния, предполагали возможность их раскрашивания и облачения (Кызласов 1969: рис. 3, 1; Федоров-Давыдов 1976; Плетнева 1974: 58; Кубарев 1984: 27; Кубарев 2000: 85;JislL 1960; BurkertValter 1972).

Материалы и методы. Основой работы послужил принцип историзма, требующий рассмотрения явлений в их историческом развитии. Факты истории изучения изваяний Сарыарки анализировались с учетом исторического контекста, уровня развития науки и методики полевого исследования.

Л.Н. Ермоленко показала, что некоторые недостающие детали (линия разреза распашной одежды, элементы прически и др.) изваяний могли быть дорисованы краской (Ермоленко, 2003). В композиции тюркских и кыпчакских изваяний могли использоваться не только нанесенные краской элементы, но и натуральная одежда, а также «накладные» детали (Ермоленко, Курманкулов 2002: 84–86).

Кыпчакские «святилища» Сарыарки изучены в большей степени (Кызласов 1951; Маргулан 1966; Ермоленко и др 1985; Ермоленко, Курманкулов 1992; Ермоленко 1994; Бейсенов, Кожаков 2001; Ермоленко, Курманкулов 2002; Курманкулов и др 2017).

Традиция каменных изваяний не прервалась с падением государства западных тюрков и продолжилась в период господства кыпчаков. Главным отличием «кыпчакских» изваяний было то, что на них больше не изображались воины. На некоторых изваяниях изображалась голова человека, на других – фигура человека с сосудом в двух руках, опущенных к животу. Есть изваяния, на которых показаны признаки пола, обычно, женского. Распространенность женских изваяний может свидетельствовать о высоком общественном положении женщины у кыпчакских племен.

Изваяния кыпчакской эпохи связаны с сооружениями, внешне напоминающими курганы. Одно или несколько (до пяти) изваяний устанавливались с восточной стороны или в средине такого «кургана».

Л. Н. Ермоленко систематизировала кыпчакские «святилища», разделив их на четыре типа (Ермоленко, 2004: табл. 19). Важно заметить, что типология строится в основном на материалах исследованных раскопками памятников. «Святилища» разных типов до раскопок напоминают невысокие курганы. Возможно, для удобства использования следует называть типы по названиям первых изученных раскопками памятников, относимых к этим типам.

І тип («мыржикский»): одиночный «курган», под насыпью которого находится прямоугольная каменная ограда, сложенная из нескольких слоев камней. В ограде установлены изваяния (от одного до пяти) (Ермоленко 2004: 36-37).

ІІ тип («аблайский»): комплекс из двух каменных сооружений – большого и малого, расположенных вплотную друг к другу. В основе сооружений находятся прямоугольные конструкции, в одной из которой (малой) установлены изваяния.

ІІІ тип («унирекский»): комплекс из двух каменных прямоугольных сооружений, возведенных рядом по линии север – юг и обведенных ровиком. Внутри сооружений установлены изваяния (Курманкулов и др 2017: 86-96).

ІV тип («аиршокинский»): каменная насыпь, с восточной стороны которой вкопаны от одного до пяти изваяний кыпчакского облика.

Обсуждение

Уникальным памятником, выделенным в третий тип кыпчакских святилищ, является комплекс из двух сооружений с изваяниями, исследованный возле аула Унирек в Шетском районе Карагандинской области (Ермоленко, 2004: 37, рис. 15, 16). Комплекс святилищ, названный Унирек 1, был раскопан в 2017 г. отрядом под руководством Ж. Курманкулова.

Памятник Унирек 1 был открыт в 1992 году к.и.н. Ж. Курманкуловым. При визуальном обследовании памятника Ж. Курманкулови Л.Н. Ермоленко зафиксировали очертания двух рядом расположенных подквадратных каменных конструкций с четырьмя стоящими в них изваяниями (Ермоленко 1991: 102). Визуально площадь памятника, включающего оба сооружения, обведенных рвом овальной формы, была оценена примерно в 200 кв. м.

При раскопках памятник получил название по современному названию аула (в прошлом – центральная усадьба совхоза Шетский). На особую значимость памятника указывает его обособленное местоположение –на наиболее возвышенном участке вытянутой с севера на юг сопки, входящей в горный массив Бугулы. С восточной стороны сопки в 5– 6 км проходит русло р. Шортанды, с западной в 4,5 км – русло реки Унирек. Как многие реки Центрального Казахстана, они имеют подземное течение и местами выходят на поверхность в виде плесов, богатых рыбой и водоплавающими птицами, по их берегам растут деревья (береза, осина).

Святилища Унирек 1 представляет собой комплекс из двух курганообразных сооружений, расположенных в ряд по линии север – юг и обведенных прямоугольным ровиком со скругленными углами. Между сооружениями проходит разделительный ровик, направленный с запада на восток, концы этого ровика соединяются с общим внешним ровиком.

До раскопок сооружения выглядели как небольшие (до 0,6 м высотой) возвышения, на поверхности которых прослеживались прямоугольные каменные выкладки размерами 3,2 × 3 м (северное сооружение – №2) и 3,5 × 3,5 м (южное сооружение – №1). Камень для строительства выкладок, по всей видимости, был доставлен с ближайшей горы Калпактас. По результатам минералого-петрографического анализа, сделанного по взятым из сооружений образцам инженером-геологом, научным сотрудником «Института геологических наук им. К.И. Сатпаева» У. Габитовой, в сооружениях использованы камни гранитной породы (Курманкулов, Касенова 2017: 105-109). В средней части обоих сооружений фиксировались углубления (до 0,3 м), в которых стояли каменные изваяния, одно в святилище №2 и три в святилище №1. Они сделаны из серого гранита. Изваяния были впервые зарисованы Л.Н. Ермоленко и опубликованы в обобщающей монографии, посвященной каменным изваяниям Казахстанских степей (Ермоленко 2004: рис. 15, 16).

Осенью 2017 г. Центрально-казахстанский археологический отряд (начальник отряда Утубаев Ж.Р.) проводил аварийные раскопки кургана с «усами», в 6 км к юго-востоку от села Унирек. Географические координаты объекта: N 484812.10 E 725944.89.

До раскопок объект представлял собой одиночный курган с каменной насыпью, имел округлую форму. К востоку от кургана отходят две каменные гряды дугообразной формы, ориентированные по оси с запада на восток. На обеих грядах зафиксированы небольшие каменные выкладки округлой формы.

Курган округлой формы сложен из рванных гранитных камней, которые имеют различныхеразмеры. Насыпь кургана сильно разрушена из-за воздействия антропогенного фактора (частично разобрана на хозяйственные нужды), что такж стало причиной срочного исследования памятника. Сохранившийся диаметр кургана –10 м, высота –0,2 м.

На кургане заложен круговой раскоп, диаметром 12 м, с оставлением по центру стратиграфической бровки С–Ю, шириной 0,3 м.

После расчистки камней насыпи зафиксированы все конструктивные элементы кургана, тахеометром снят топоплан, конструкции зарисованы и сфотографированы. По периметру насыпь укреплена двойным рядом, состоящим из крепид. Ряды сооружены из поставленных на ребро каменных плит. К сожалению, многие камни лежат беспорядочно. После детальной фиксации насыпи, был произведен разбор камней и горизонтальная зачистка на уровне материка. На уровне материка костных останков и могильного пятна не зафиксировано.

В процессе зачистки камней кургана в северо-восточном секторе под камнями найдены, разрушенный еще в древности, железный котел (казан), железные наконечники стрел и неопределимые металлические предметы.

В этом же секторе, в 1,5 м восточнее металлических предметов, на уровне материкового грунта найден сильно разрушенный керамический сосуд. В восточной поле под камнями насыпи обнаружена каменная стела прямоугольной формы, высотой 0,9 м, шириной 0,4 м.

Стратиграфия бровки: фиксируются три слоя, они прослеживаются по всей длине бровки. Верхний слой состоит из камней вперемешку с супесью серого цвета. Супесь представляет собой наносной грунт, мощность которого составляет от 3 до 10 см, в южной части слой толще. Ниже следует слой гумуссированного суглинка темно-желтого цвета, толщина – 5 см, местами –до 7 см, и уменьшающийся в южном направлений. Ниже идет погребенная почва, представляющая собой суглинок темно-коричневого цвета.

Начало гряд («усов») находится в 14 м. от кургана. Длина южной гряды 175 м, левой – 200 м, ширина доходит до 2,5 м, высота 0,2 м. Гряды состоят из бессистемно уложенных рванных гранитных камней, местами фиксируется вертикально вкопанные камни. На каждом конце гряды,  как и у большинства подобных курганов, фиксируются каменные выкладки округлой формы, размерами от 5 м до 5,5 м, высотой 0,2 м.

По определению геолога инженера НС «Института геологических наук им. К.И. Сатпаева» У. Габитовой, в средней части южной гряды стоял наклонно «оленный камень»,  сделанный из светло-серого гранита. В верхней части камня, изображен солярный знак – «круг». Высота камня от уровня современной дневной поверхности составляет 1,2 м, ширина –0,18 м. С внешней и внутренней стороны грядырасположены еще две каменные стелы.

Стела №1 находится в 1,5 м к северо-востоку от «оленного камня». Стела лежала на уровне современной дневной поверхности, одним краем соприкасаясь с каменной грядой. Длинными сторонами она ориентирована по оси С-Ю. Стела прямоугольной формывыполнена в зооморфном стиле, напоминает собой  фигуру барана «койтас». Размеры: высота 1,3 м, ширина 0,20 см.

Стела №2 находится в 35 м к юго-западу от «оленного камня». Она лежала на уровне современной дневной поверхности. Длинными сторонами ориентирована по оси С-Ю. Стела антропоморфная, имеет прямоугольную форму. Размеры: высота 1 м, ширина 20 см.

В результате раскопок нами было определено, что курган, судя по конструктивным параметрам и времени установления стел в эпоху раннего железного века, был сооружен, для проведения ритуальных обрядов. Этим он схож с другими курганами. Судя по таким находкам, как железный котел, наконечники стрел, относящиеся к периоду раннего средневековья, центральный курган, был использован вторично. Его также использовали в ритуальных целях. Погребенияв обоих случаях не производились.

Материалы кургана с усами Унирек 2 поставили ряд  новых вопросов о времени и создателях данного сооружения. Очевидно,  что,  судя по стелам древнего облика, сам курган с усами, был сооружен в эпоху раннего железа (VII–IVвв до н.э.). Судя по железному котлу и железным наконечникам стрел позже в III – Iвв до н.э. на насыпи раннего кургана было произведено погребение или ритуальное мероприятие. Определить это по стратиграфии кургана затруднительно, так как местное население использовало насыпь  кургана для хозяйственных нужд. Остается без ответа вопрос, это делалось случайно или осмысленно.

Результаты. Процесс раскопок начался со снятия инструментального топографического плана памятника, разбивки раскопа и его нивелировки (Рис.1, 1).

Святилище 1 (южный). После очистки дернового слоя святилище представляло собой насыпь из колотых камней округлой формы размером С–Ю 6 м, З– В 6,5 м. Камни располагались бессистемно. Лишь по периметру углублений фиксировалась верхняя часть кладки подпрямоугольной  формы. В углублении находились камни, которые, как выяснилась позже, выпали из кладки стен внутренней ограды. На отдалении лежали расположенные беспорядочно камни. После снятия 1 – 2 слоя камней выявилась основная конструкция святилища. Центр святилища занимала яма камеры трапециевидной формы. Длина короткой восточной стены – 2 м. северной и южной стены – 2м.; западная была чуть длиннее – 2,5 м. Стены ямы составлены,уложенными плашмя в 2 – 4 ряда, плоскими каменными плитами крупных размеров. В зависимости от количества и толщины уложенных плит высота стен камеры составила  20 – 30 см. Стены самого сооружения после раскопа имеет округлую форму диаметром 4,5 м. Сооружение построено из плит и блоков с земляной связкой. Заметно, что оно сильно разрушилось либо разобрано. Высота стены в середине 25 – 30 см., а у оснований сравнялась с погребенной почвой. Так как поверхность самой сопки к северу имела естественное понижение, у подсеверной стены подсыпана земля, затем на выровненной площадке и возведено сооружение. Методом подсыпки была построена площадка на северо-западной стороне от сооружения. Здесь, по-видимому, во время проведения обрядов стояли жрицы и приближенные погребенного человека. Такая же площадка и подсыпка под стены фиксировались и у святилища 2. В местах, где брали землю для подсыпки, образовались рвы.

В самой камере в настоящее время стоят три изваяния. Изваяние под №1 стоит, обратившись лицом на север и чуть наклонившись вперед в средней части южной стены,

Изваяние №1 (Рис. 1, 2) стоит, в камере, образованной стенами ограды. Изображение сидящего мужчины, со сведенными на животе руками. Верх головы скруглен, надбровье совмещено с носом. Глаза и косой рот щелевидные. Уши выделены в виде полукруга углублением. На груди две небольших круга. Между руками выбита круглая яма, ниже изображен фаллос с тестикулами. Прямые ноги соединены носками (ноги врозь). Гранит. 130 х 26 х 8 – 16 см.

Изваяние №2 (Рис. 1, 3). Изваяние изображает мужчину в сидящем положении. Прямые ноги соединены носками (ноги врозь). Верх головы квадратный, изваяние выделяется среди других плоским лбом и узкими глазами, а также надбровьями, совмещенными с носом. Рот представлен продолговатым углублением. Скулы переданы барельефом. Мужская грудь воспроизведена выпуклыми овалами возле подмышек. Уши с двух сторон выделены выемкой. Предплечья и пальцы рук выделены рельефно четко. В области плеч рельеф каждой руки закруглен. Ниже между ног имеется фаллос, мужской половой орган. Прямые ноги соединены носками (ноги врозь).  Гранит. 114 х 27 – 33 х 15 см.

Изваяние №3 (Рис. 1, 4) стоит, в камере, образованной стенами ограды. Изображение сидящего мужчины, со сведенными на животе руками.

Верх головы треугольный. Плоское лицо, на лице обозначен только рот. Прямые ноги соединены носками (ноги врозь). Гранит. 88 х 20 – 32 х 14 см.

Изваяние №3.Когда памятник был открыт впервые, его обломанная верхняя часть лежала на насыпи в южной части сооружения. После расчистки камеры обнаружена нижняя часть, вкопанная у северной стены ближе к  СВ в углу камеры, наклоном к западу. Обе части изваяния собраны и склеены. Оно стало лицом к ЮВ в 0,5 м от северо-западного угла камеры.

Святилище 2 (северный). Находится в 3 м к северу от святилища 1. Их разделят ров шириной до 1 м, глубиной 0,2 м. Насыпь святилища состояла из камня, как и святилище 1. Высота сооружения – 0,6 м, диаметром – более 8 м. В середине насыпи стояло одно изваяние, обращенное  лицом  на восток. Одна плоская широкая стела была вкопана в восточную стену. Стоит крепко, ее высота – 0,97 м, ширина 0,45 м, толщина – 12 – 14 см.

Стела ориентирована широкой стороной на север-юг, торцом В-З. На ней нет следов обработки или рисунков. У западной полы насыпи имеется еще одна стела. Они сделаны из плоской плиты, верх разрушен. Сохранившаяся высота – 0,68 м, ширина – 0,47 м, толщина – 0,14 м. Она вкопана наклонно в сторону центра, при этом, возможно, выполняет функцию подпорки стены святилища.

После снятия гумусного слоя и зачистки верхней части насыпи выявилось сооружение подквадратной формы с прямоугольной ямой в середине. В ходе разбора развала камней вырисовался курган-ограда размером 3,5х3,6 м. В середине западной стены вкопано еще одно изваяние.

Изваяние №4 (Рис. 1, 5). Изваяние стоит в камере, образованной стенами ограды. Изображение человека с сосудом в обеих руках обращено лицом на восток. Изваяние  женщины  в полный рост. Верх головы округлен, надбровья совмещены с носом. Глаза большие, миндалевидные; левый глаз больше чем правый и частично разрушен. Рот передан продолговатым углублением. Женская грудь воспроизведена выпуклыми овалами. Уши с двух сторон выделены выемкой. Предплечье четко, рельефно выделено. Пальцы рук детализированы. В 5–7 см выше кистей прочерчена горизонтальная линия (венчик сосуда). В области плеч рельеф каждой руки закруглен, тогда как ниже локтя рельеф рук сливается с линией живота. Ниже сосуда, между ног, имеется овальная впадинка, вероятно обозначающая принадлежность фигуры к женскому полу. Прямые ноги соединены носками (ноги врозь). Гранит, 130х26х8–16 см.

Комплекс сооружений с изваяниями Унирек 1 был определен Л. Н. Ермоленко как кыпчакское святилище третьего типа (Ермоленко 2004: 52).

Редко встречающиеся на просторах Сарыарки святилища кыпчакского времени (XI – XIII вв.) дали новые сведения о поминальных обрядах.

Ранее обследованные святилища Абылай, Жинишке, Дарат,были посвящены мужчинам и женщинам. Святилища предназначались людям, обладавшим высоким положением в данном обществе. Наряду с этим пролслеживаются некоторые новшества в иконографии скульптур.

Во первых, в святилище 1, все три скульптуры по половым признакам дают возможность определить пол – женщина или мужчина. Возможно, что роль мужчин и женщин в это время выровнялась. Об этом может свидетельствовать наличие на одной из скульптур половых признаков как мужчины, так и женщины.

Во-вторых, постройка двух святилищ с разными скульптурами в одном месте также требуют дополнительных изысканий.

Заключение. Итак, устройство кыпчакских святилищ разнообразно и очень отличается от древнетюркских оградок. Особенностью святилищ также является разное количество изваяний (от одного до пяти). Необычен и загадочен «скрытый» способ установки изваяний в святилищах первого и второго типов.

Таким образом, уникальность кыпчакского святилища Унирек 1 заключается как в конструктивных особенностях памятника, так и в необычной иконографии изваяний. Памятник Унирек 1, по сути, представляет собой комплекс из двух святилищ. Хотя эти святилища имеют в своей основе конструкции в виде замкнутых оград, изваяния в них стоят открыто. Особенные детали – признаки мужского пола, это свойственно иконографии изваяний из южных святилищ. Известно, что на изваяниях кыпчакской эпохи обычно воспроизводились признаки женского пола.

Специфические черты святилища Унирек 1 требуют дальнейшего осмысления, обращения к данным о половецких святилищах – памятниках западных кыпчаков (половцев). Половецкие изваяния, изображающие как женщин, так и мужчин, устанавливались и в скрытых святилищах, и открыто. Раскопки комплекса Унирек 1 позволили не только исследовать конструкцию кыпчакского святилища особенной разновидности, но и получить новые знания о сооружениях с изваяниями кыпчакской эпохи, которые до сих пор мало изучены раскопками.

В целом для исторической реконструкции процесса развития культур и истории необходимо продолжить исследования далее и в более крупном масштабе.

Список литературы и источников:

Бейсенов А.З., Кожаков Д. А. Средневековые памятники Центрального Казахстана. История и археология Семиречья. – Алматы: 2001, Фонд «Родничок», Фонд XXI век». Вып. 2. – С. 150-164.

Ермоленко Л.Н. (1991). Средневековые каменные антропоморфные изваяния Казахских степей. Дис. канд. ист. наук. – Кемерово: 1991.311 с.

Ермоленко Л. Н. О семантике средневековых кочевнических святилищ со скрытыми в насыпях изваяниями. Этнокультурные процессы в Южной Сибири и Центральной Азии в I–II тысячелетии н.э. –Кемерово:Кузбассвузиздат, 1994. – С. 157-165.

Ермоленко Л.Н. Могли ли раскрашиваться древнетюркские изваяния? Степи Евразии в древности и средневековье. Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Михаила Петровича Грязнова. – Санкт-Петербург: 2003, Изд-во Эрмитажа. – С. 236-239.

Ермоленко Л.Н. Средневековые каменные изваяния казахстанских степей (типология, семантика в аспекте военной идеологии и традиционного мировоззрения). –Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН,2004. –132 с.

Ермоленко Л. Н. Гецова Н. С., Курманкулов Ж. Новый вид сооружений с изваяниями Центрального Казахстана. Проблемы охраны археологических памятников Сибири: Сб. науч. Тр. –Новосибирск: 1985. –С. 137-161.

Ермоленко Л. Н., Курманкулов Ж. К. Центрально казахстанские памятники с изваяниями кыпчакского облика. Маргулановские чтения (тезисы). – Петропавловск:1992. – С 116-119.

Ермоленко Л. Н., Курманкулов Ж. К. Святилище на реке Жинишке и проблема первоначального вида кыпчакских изваяний. // Археология, этнография и антропология Евразии, 2002. № 3 (11). – С. 78-87.

Касенова А.Д. История изучения древних и средневековых каменных изваяний Сарыарки. Дис. ... канд. ист. наук. – Кемерово, 2019.– 187 с.

Касенова А. Д. Изучение тюркских каменных изваяний Сарыарки на современном этапе. // Поволжская археология, 2019.– № 2 (28).– С. 42-55.

Кубарев В. Д. Древнетюркские изваяния Алтая. – Новосибирск:Наука,1984. –230 с.

Кубарев Г. В. Халат древних тюрок Центральной Азии по изобразительным материалам. // Археология, этнография и антропология Евразии,2000. № 3 (3). –С. 81-88.

Курманкулов Ж., Ермоленко Л.Н. Древности Сарыарки: каменные изваяния. – Караганды, 2014. «CredosLtd C». – 168 с.

Құрманқұлов Ж. К., Касенова А. Д. Орталық Қазақстанның тас мүсіндері туралы жаңа деректер. // Мәдени мұра, 2016. – № 2 (1–2). – С. 17-20.

Курманкулов Ж. К.,Касенова А. Д. Предварительное сообщение о святилище Унирек в Центральном Казахстане. Альманах. 2017. № 1 (1-2). – С. 105-109.

Курманкулов Ж. К., Ермоленко Л.Н., А. Д. Касенова. Кыпчакские святилища Сары-Арки. – Астана: 2017. КазНИИК. – 162 с.

Кызласов Л.P. Памятники поздних кочевников Центрального Казахстана (из работ Центрально-Казахстанской археологической экспедиции в 1948 году). // Известия Академии наук Казахской ССР. Сер. Археологическая. Вып. 3. 1951. – С. 53-63.

Кызласов Л. Р. История Тувы в средние века. – Москва: Изд-во Моск. ун-та,1969. – 211 с.

Маргулан Ә. Ұлытау төңірегіндегі тасмүсіндер. Ежелгі мәдениет куәлары. – Алматы: 1«Казахстан» баспасы, 966. – С. 8-52.

Плетнева С. А. Половецкие каменные изваяния. – Москва: Наука, 1974. – 200 с.

Федоров-Давыдов Г. А. Искусство кочевников и Золотой Орды. Очерки культуры и искусство народов Евразийских степей и золотоордынских городов. – Москва: Искусство, 1976. – 227 с.

Jisl L. Mongolei: Kunst und Tradition. – Praha: Artia, 1960. – 146 S.

Burkert Valter. Homo necans. Interpretationen altgriechischer Opferriten und Mythen. – Berlin: N.Y.: Walter de Gruyter, 1972. – 356 S.

References:

Beisenov А.Z., Kozhakov D. A. Srednevekovye pamıatnıkı Tsentralnogo Kazahstana. [Medieval monuments of Central Kazakhstan]. History and archaeology of the Semirechye. Almaty: 2001, Rodnichok Foundation, XXI century Foundation. Vol. 2. – рp. 150-164..[inRussian].

Burkert Valter. [Homo necans]. Interpretationen altgriechischer Opferriten und Mythen. Berlin: 1972, N.Y.: Walter de Gruyter. – 356 S.

Ermolenko L.N. Srednevekovye kamennye antropomorfnye ızvaıanııa Kazahskıh stepeı. [Medieval stone anthropomorphic sculptures of the Kazakh steppes]. Dis. ... kand. ist. Nauka. – Kemerovo, 1991. – 311 p.[inRussian].

ErmolenkoL.N. Osemantıkesrednevekovyhkochevnıcheskıhsvıatılı soskrytymı vnasypıah ızvaıanııamı. [About the semantics of medieval nomadic shrines with statues hidden in mounds]. Ethnocultural processes in southern Siberia and Central Asia in the I-II Millennium ad Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 1994.– P. 157-165. [in Russian].

ErmolenkoL. N. Moglı lı raskrashıvatsıadrevnetıýrkskıe ızvaıanııa? Stepı Evrazıı v drevnostı ı srednevekove. [Could ancient Turkic sculptures have been painted? Steppes of Eurasia in antiquity and the middle ages]. Materials of the International scientific conference dedicated to the 100th anniversary of the birth of Mikhail Petrovich Gryaznov. – Saint Petersburg: Hermitage Publishing house, 2003. – рp. 236-239. [in Russian].

ErmolenkoL.N. Srednevekovyekamennye ızvaıanııakazahstanskıhstepeı (tıpologııa, semantıkavaspektevoennoı ıdeologıı ı tradıtsıonnogomırovozzrenııa). [Medieval stone sculptures of the Kazakh steppes (typology, semantics in the aspect of military ideology and traditional worldview)]. – Novosibirsk: Publishing house Of the Institute of archeology and Ethnography SB RAS,2004.– 132 CH. [in Russian].

Ermolenko L.N. Getsova N. S., Kurmankulov Zh. Novyı vıd soorýjenıı s ızvaıanııamı Tsentralnogo Kazahstana. [A new type of structures with sculptures of Central Kazakhstan]. Problems of protection of archaeological monuments of Siberia: SB. nauch. Tr. – Novosibirsk, 1985. – Pp. 137-161.[inRussian].

Ermolenko L.N., Kurmankulov Zh. K. (1992). Tsentralno kazahstanskıe pamıatnıkı s ızvaıanııamı kypchakskogo oblıka. [Central Kazakhstan monuments with sculptures of the Kipchak appearance]. Margulan readings (theses). – Petropavlovsk,1992. With 116 to 119. [in Russian].

Ermolenko L. N., Kurmankulov Zh.. K. Svıatılıe na reke Jınıshke ı problema pervonachalnogo vıda kypchakskıh ızvaıanıı. [The Sanctuary on the zhinishke river and the problem of the original type of Kipchak sculptures]. // Archaeology, Ethnography and anthropology of Eurasia. 2002. No. 3 (11). – Pp. 78-87.[inRussian].

Fedorov-Davydov G. A. [Art of nomads and the Golden Horde]. Essays on culture and art of the peoples of the Eurasian steppes and Golden Horde cities. – Moscow: Iskusstvo, 1976.– 227 PP. [in Russian].

Jisl L. [Mongolei: Kunst und Tradition]. – Praha: Artia,1960.– 146 S.

Kasenova A.D. Istorııa ızýchenııa drevnıh ı srednevekovyh kamennyh ızvaıanıı Saryarkı. [History of the study of ancient and medieval stone sculptures of Sary-ARKA]. Dis. ... Cand. ist. Nauka. – Kemerovo, 2019.– 187 PP.[inRussian].

KasenovaA.D. Izýchenıetıýrkskıhkamennyh ızvaıanıı Saryarkı nasovremennometape. [The study of the Turkic stone statues Saryarka at the present stage]. Volga region archaeology. No. 2 (28). 2019. – Pp. 42-55. [in Russian].

Kubarev V. D. Drevnetıýrkskıe ızvaıanııa Altaıa. [Ancient Turkic sculptures of the Altai]. – Novosibirsk: Nauka,1984.– 230 p. [in Russian].

KubarevG. V. HalatdrevnıhtıýrokTsentralnoı Azıı po ızobrazıtelnymmaterıalam. [Robe of the ancient Turks of Central Asia on pictorial materials. Archaeology]. // Ethnography and anthropology of Eurasia. 2000. No. 3 (3).– Pp. 81-88. [in Russian].

Kurmankulov Zh., Ermolenko L.N. Drevnostı Saryarkı: kamennye ızvaıanııa. [Saryarka antiquities: stone sculptures. Karaganda: 2014, «CredosLtd C»]. – 168 P. [in Russian].

Kurmankulov Zh. K., Kasenova S. D. Ortalyq Qazaqstannyń tas músіnderі týraly jańa derekter. [New data on stone sculptures of Central Kazakhstan]. Cultural heritage. – 2016. No. 2 (1-2). – Pp. 17-20. [in Russian].

KurmankulovZh.. K., KasenovaA.D. Predvarıtelnoesoobenıeosvıatılıe ÝnırekvTsentralnomKazahstane. [A preliminary report on the sanctuary of Unirac in Central Kazakhstan]. Almanac. 2017. No. 1 (1-2). – Pp. 105-109. [in Russian].

Kurmankulov Zh.K., Ermolenko L.N., S.D. Kasenova. Kypchakskıe svıatılıa Sary-Arkı. [Kipchak shrines of Sary-Arki]. – Astana: 2017, Kric. – 162 PP. [in Russian].

Kyzlasov L. P. Pamıatnıkı pozdnıh kochevnıkov Tsentralnogo Kazahstana (ız rabot Tsentralno-Kazahstanskoı arheologıcheskoı ekspedıtsıı v 1948 godý). [Monuments of the late nomads of Central Kazakhstan (from the works of the Central Kazakhstan archaeological expedition in 1948)]. Proceedings of the Academy of Sciences of the Kazakh SSR. Ser. Archaeological. Issue 3. 1951. – Pp. 53-63.[inRussian].

KyzlasovL. R. IstorııaTývyvsrednıeveka. [History of Tuva in the middle ages]. Moscow: 1969, Moscow Publishing house. UN-TA. 211 PP.[inRussian].

Margulan A. Ulytaý tóńіregіndegі tasmúsіnder. [Tasmus around Ulytau]. Witnesses of the ancient culture. – Almaty: Kazakhstan publishing house, 1966. – Pp. 8-52. [in Russian].

Pletneva S.A. Polovetskıe kamennye ızvaıanııa. [Polovtsian stone sculptures]. – Moscow: Nauka, 1974. – 200 PP. [in Russian].

Рисунок – 1. Святилища Унирек. 1 – план святилища Унирек; 2–5 – каменные изваяния. 

ҒТАХР 03.41.91

ҮҢІРЕК ҒИБАДАТХАНАСЫНА ЖҮРГІЗІЛГЕН АРХЕОЛОГИЯЛЫҚ ЗЕРТТЕУЛЕРДІҢ АЛҒАШҚЫ ҚОРТЫНДЫЛАРЫ

А. Д. Қасенова¹, Ж. Құрманқұлов², М.Қ. Сүйіндікова3, Ж.Р. Утубаев4

¹т.ғ.к. Ә.Х. Марғұлан атындағы Археология институты, Қазақстан, Алматы қ.

²т.ғ.к. Ә.Х. Марғұлан атындағы Археология институты, Қазақстан, Алматы қ.

3Өнертану ғылымдарының магистрі, кіші ғылыми қызметкер. Ә.Х. Марғұлан атындағы археология институты. Қазақстан, Алматы қ.

4т.ғ.к. Ә.Х. Марғұлан атындағы Археология институты, Қазақстан, Алматы қ.

Аңдатпа.Мақалада Қарағанды облысы Шет ауданына қарасты Үңірек ауылынан шығысқа қарай 4,5 км қашықтықта орналасқан қыпшақ дәуірінің құрылысына жүргізілген археологиялық зерттеулердің нәтижелері ұсынылады. Ескерткіштің координаттары – N 4804950.14 E 730189.13. Жалпы үрдістерді және олардың құрылымы мен жоспарлауына тән ерекшеліктерін анықтау үшін топотүсірілім жүргізілді. Геофизикалық ауытқулар картасының қазба нәтижелерімен арақатынасы өзара байланысы бар екі міндетті шешуге мүмкіндік берді: тарихи қайта құру үшін археологиялық деректерді алу және геофизикалық зерттеулер нәтижелерінің дұрыстығын бағалау. Құрылыстарда бұрын соңды белгісіз болған құрылымдар белгілі болды; құрылыстың ішкі бөлігінің жоспарлануы тікбұрышты формаға жақын болғаны археологиялық қазбаның нәтижесінде толық анықталды.

Сонымен қатар, мақалада Сарыарқаның қыпшақтық тас мүсіндері де қарастырылады. Үңірек құрылысы мен тас мүсіндері Еуразия даласындағы ежелгі және ортағасырлық халықтарының тарихы бойынша маңызды қайнар көзі болып табылады. Онда өткен дәуірдегі адамдардың сыртқы келбеті ғана емес, сондай-ақ осы ескерткіштерді қалдырған әлеуметтік құрылымы мен тұрмысы туралы құнды ақпарат көрсетілген. Үңіректегі тас мүсіндердің тарихы әлі күнге дейін арнайы жазылмаған болатын, бұл мәселе бойынша алғашқы қортындылары осы жұмыста көрсетілген.

Түйін сөздер: Сарыарқа, тас мүсіндер, меңгір тастар, құрылыс, ғибадатхана, қыпшақ дәуірі.

IRSTI 03.41.91

INITIAL RESULTS OF ARCHAEOLOGICAL WORK

IN THE SANCTUARY OF UNIREK

А.D. Kasenova¹, Zh. Kurmankulov², M.K. Suyundikova3, Zh.R. Utubayev4

¹Candidate of Historical Sciences, A.Kh. Margulan Institute of archaeology, Kazakhstan, Almaty.

²Candidate of Historical Sciences, A.Kh. Margulan Institute of archaeology, Kazakhstan, Almaty.

3Master of arts, junior researcher. Institute of Archaeology A. KH. Margulan.Kazakhstan,Almaty.

4Candidate of Historical Sciences, A.Kh. Margulan Institute of archaeology, Kazakhstan, Almaty.

Abstract. The paper presents the results of archaeological research of the Kipchak-era structure, located 4.5 km East of the village of Unirek in the Shet district of Karaganda region. Coordinates of the monument-N 4804950.14 E 7301892.13.to determine the General trends and characteristic features of their structure and layout, a topographical survey was conducted. Correlating the map of geophysical anomalies with the results of excavations allowed us to solve two interrelated problems: to obtain archaeological data for historical reconstructions and to assess the reliability of the results of geophysical research. Previously unknown structures were identified on the structures; it was found that the layout of the internal parts of the structure was close to the sub-rectangular form.

The article also discusses the stone sculptures of Saryarka. As they are an important source on the history of the ancient and medieval peoples of Eurasia. They not only embody the appearance of people of past eras, but also reflect valuable information about the social structure and life of those who left these monuments. Thus, the history of unirek stone sculptures has not yet been specifically analyzed, and this work is devoted to this problem.

Key words: Saryarka, stone statues, stone steles, structures, shrines, Kipchak era.

Пікір жоқ

Пікір қалдыру үшін кіріңіз немесе тіркеліңіз

Қаралуы: 101

Рецензиялар жоқ

Жүктеу

Санат

Пәнаралық зерттеулер Әдістемелік еңбектер Макро- және микротарих Отан тарихы. Зерттеудің жаңа әдістері Жас ғалымдар зерттеулері Сын. Пікір

Тақырып бойынша мақалалар

"ВЛИЯНИЕ КОМПОНЕНТОВ ФЕНОМЕНА МУЗЫКАЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ КАЗАХСТАНА" УДК 314.93 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЗАХСТАНЕ В XIX-XX ВВ.: ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРЕПИСЕЙ НАСЕЛЕНИЯ. УДК 903/904 (574.31) САРЫАРКА – ЗЕМЛЯ ДРЕВНЕЙ КУЛЬТУРЫ УДК 902.2/904 (574.3) ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НАСЕЛЕНИЯ САРЫАРКИ В ЭПОХУ САКОВ ИЗУЧЕНИЕ КОЛЛЕКЦИЙ КАМЕННОГО ИНВЕНТАРЯ В ФОНДАХ АКТЮБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ УДК 902/904 (574.13) ҒТАМР 03.20 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ И ЗВУКОЗАПИСЕЙ КАЗССР (1943 - 1991-Е ГОДЫ) (К 75-лети УДК 902/903 «632» (574) МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПАМЯТНИКОВ КАМЕННОГО ВЕКА КАЗАХСТАНА* УДК 94(574) ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ИСЛАМСКОМ ВОСПИТАНИИ КАЗАХСКИХ ДЕТЕЙ МРНТИ 16.21.23 ЛАТИНИЗАЦИЯ КАЗАХСКОГО АЛФАВИТА В 1920-Е ГОДЫ: ДИСКУССИИ «АРАБИСТОВ» И «ЛАТИНИСТОВ» МРНТИ 03.20.25 ИСТОРИЧЕСКАЯ ФИГУРА КАЗАХСКОГО ХАНА АЗ-ДЖАНИБЕКА (на основе восточных нарративов и генеалогических мифов казахов) МРНТИ 03.20/03.41.91 БОТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА: В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ МРНТИ 03.20:03.29 ПРОИЗВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ОБРАБОТКА МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ НА ЮГЕ КАЗАХСТАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХІХ – НАЧАЛЕ ХХ МРНТИ 03.20.25 ИСТОРИЧЕСКАЯ ФИГУРА КАЗАХСКОГО ХАНА АЗ-ДЖАНИБЕКА (на основе восточных нарративов и генеалогических мифов казахов) МРНТИ 03.09.03 ОБЗОР ПРОШЛЫХ МИРОВЫХ ПАНДЕМИЙ: ИНФЕКЦИИ И ОБЩИЙ ХОД ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА МРНТИ 03.20:03.29 ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСТАНА: ПОИСКИ ГЕРОЕВ И СМЫСЛОВ МРНТИ 03.20:03.09.55 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ CТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СТАЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ КАЗАХСТАНА (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) МРНТИ 17.09; 17.82.09; 60.29.01 КАЗАХСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА В ИЗДАНИЯХ ДОСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА МРНТИ 03.20:03.29 РАБОЧАЯ СИЛА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ МРНТИ 03.01.06 ДИАЛЕКТИКА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ЭПОХУ АРХЕОМОДЕРНА МРНТИ 03.09.55 ВОЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ МРНТИ 03.20.00 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕТРОПОЛИИ И КОЛОНИИ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ МРНТИ 03.41.91 ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ИТОГИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ НА СВЯТИЛИЩЕ УНИРЕК МРНТИ: 03.20 КУЛЬТОВЫЕ ПАМЯТНИКИ ТАШКЕНТА, СВЯЗАННЫЕ С ПОКРОВИТЕЛЯМИ ЖИВОТНЫХ МРНТИ: 03.20.00 ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА В КАЗАХСКИХ СТЕПЯХ (вторая половина XVIII - начало XIX вв.) МРНТИ 03.20.00 ПРЕДВОДИТЕЛИ НАРОДНЫХ ВОССТАНИЙ В КАЗАХСТАНЕ XIX ВЕКА

Автордың мақалалары

МРНТИ 03.41.91 ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ИТОГИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ НА СВЯТИЛИЩЕ УНИРЕК