Басты бет » Материалдар » УДК 94(574) «15/16» ЕЩЕ РАЗ О ВРЕМЕНИ СМЕРТИ И МЕСТЕ ЗАХОРОНЕНИЯ КАСЫМ-ХАНА

Н.А. АТЫГАЕВ, к.и.н., доцент Центр гуманитарных исследований «Рухани жаңғыру» при КазНАУ, ВНС nuratygaev@mail.ru

УДК 94(574) «15/16» ЕЩЕ РАЗ О ВРЕМЕНИ СМЕРТИ И МЕСТЕ ЗАХОРОНЕНИЯ КАСЫМ-ХАНА

«edu.e-history.kz» электрондық ғылыми журналы № 1 (21) 2020

Тегтер: Орда, хан, государство, Ногайская, Сарайчик, ханство, Казахское, казахское, Касым-хан
Аңдатпа:
В статье рассматривается вопрос о времени смерти и месте захоронения правителя Казахского ханства первой половины XVI в. Касым-хана. Автор приводит существующие в исторической литературе различные мнения, относительно датировки смерти Касым-хана и сравнивает их с данными исторических источников. В заключении сделан вывод, что великий казахский правитель Касым-хан Жанибекулы умер в начале 1521 г. и был похоронен в городе Сарайчик, расположенном на правом берегу реки Яик. В работе обращается также внимание на значение Сарайчика в истории Улуса Джучи. Ключевые слова: Касым-хан, Казахское ханство, Сарайчик, Ногайская Орда, хан, казахское государство
Мазмұны:

  Введение. Для понимания средневековой истории Казахстана, истории Казахского ханства очень важно изучение жизни и деятельности исторических личностей этого периода, историю ярких представителей политической элиты казахского народа, т.к. они своими действиями и решениями во многом определяли ход исторического процесса, судьбу народа.

Основная задача работы – основываясь на материалах источников и специализированной литературы вопрос о времени смерти и месте захоронения Касым-хана, правителя Казахского ханства первой половины XVI в.

  Материалы и методы. Материалами для настоящего исследования стали сведения мусульманских исторических сочинений XVI-XVII вв., опубликованные русские архивные документы и специальные исследования.

Методологическую основу исследования составили принципы историзма и объективности, системный подход, позволивший совместить различные способы анализа и синтеза. При работе применялись общепринятые методы и принципы научного исследования: аналитический, сопоставительно-сравнительный, проблемно-хронологический и другие.

 Обсуждение. Касым-хан Жанибекулы – верховный правитель Казахского ханства первой половины XVI в. Он вошел в историю Казахстана как один из выдающихся личностей средневековья, великий правитель, талантливый полководец и реформатор права, человек объединивший казахский народ и значительно расширивший территорию казахского государства. Касым-хану принадлежит заслуга вывода Казахского ханства на международную арену в качестве полноценного участника и равного другим субъекта международных отношений.

В годы правления Касым-хана Казахское ханство было одним из крупных и могущественных политических объединений Центральной Азии. В это время его границы на юго-востоке охватывали значительную часть Жетысу, район рек Каратал и Аягуз, и выходили на севере-западе к реке Волге, на севере и северо-востоке они проходили в районе гор Улытау и озера Балхаш и на юге выходили на правобережье Сырдарьи, включая оседло-земледельческую зону городов Туркестана. В состав Казахского ханства в эти годы входила почти вся этническая территория казахского народа. Численность населения государства в те годы превышала 1 млн. человек. Авторитет верховной власти в то время был очень высок.

Смерть Касым-хана кардинальным образом повлияла на политическое положение Казахского ханства и остановила его более чем пятидесятилетний процесс укрепления и возвышения. В исторических источниках указываются разные даты этого события. Имеются также расхождения в датировке смерти Касым-хана в переводах источников на русский язык. Так, если казахстанские востоковеды в своем переводе «Тарих-и Рашиди» Мирзы Мухаммеда Хайдара конкретно указывают, что Касым умер в 924 году хиджры1518 г. (МИКХ, 1969: 222), то в переводе этого же сочинения узбекских востоковедов говорится о смерти казахского хана «после 924 (1518) года» (Хайдар, 1999: 324). Средневековый историк Хайдар б. Али Рази, автор «Тарих-и Хайдари», также называет годом смерти Касыма 924 г.х. (СМИЗО, 1941: 215, 274 (л. 115а), т.е. период с 13 января 1518 г. по 2 января 1519 г. (Орбели, 1961: 191) Более поздняя, чем в этих средневековых сочинениях, дата смерти Касым-хана указывается в «Нусах-и джаханара» Кази Ахмада Гаффари. Верховный правитель казахов, согласно этому сочинению, умер в 930 г.х. (СМИЗО, 1941: 212, 271 (л. 158а). Этот год приходится к периоду с 10 ноября 1523 г. по 28 октября 1524 г. (Орбели, 1961: 193)

Историк династии Сефевидов Хасан-бек Румлу (XVI в.) в «Ахсан ат-таварих», среди произошедших в 930 г.х. / 1523–1524 гг. событий, называет смерть Касым-хана, «владением которого был Дашт-и Кыпчаки род (ахшам) казах» (Румлу, 1931: 183; Румлу, 1934: 90). Кроме этих историков, как указывает Т.И. Султанов, 930 г.х., как время смерти Касым-хана, фигурирует в сочинении турецкого историка XVII в. Мунаджжим-баши (Султанов, 1982: 115; Султанов, 2001: 170). В «Раузатат-тахирин» Тахир Мухаммеда датой смерти Касыма указывается 830 г.х., который В.В. Вельяминов-Зернов по вполне понятным причинам исправляет на 930 г.х. (Вельяминов-Зернов, 1864: 266)

Вследствие этого в исследовательской литературе существует разнобой в датировке времени смерти Касым-хана. Больше всего сторонников имеют две даты – 1518 г. и 1524 г. Первой придерживался академик В.В. Бартольд (Бартольд, 1963: 85, 91), а вслед за ним и
Т.И. Султанов (Султанов, 1982: 115; Султанов, 2001: 170). Ко второй дате склонялся, например, казахский историк, академик А.Х. Маргулан (Маргулан, 1984: 135).

  Результаты. Вместе с тем русские архивные документы позволяют более точно определить время смерти Касым-хана. Исходя именно из их сведений, А.И. Исин еще в 1985 г. пришел к выводу о том, что Касым-хан умер в начале 1521 г., «ближе к весне» (Исин, 1985: 48). Данная датировка, непонятным образом тогда не получившая общего признания, наиболее предпочтительна. В грамоте от 10 мая 1521 г. осведомитель великого князя московского Василия Ивановича З. Зудов, который до этого четыре месяца находился в плену в Астрахани, писал в Москву: «А казатцкого царя Касыма сее зимы не стало …» (Цит. по: (Исин, 2004: 62). Отметим, что в Сборнике императорского Русского исторического общества вместо «казатцкого царя Касыма» напечатано «казанцкого царя Касыма» (Памятники, 1895: 678). На эту опечатку и обратил свое внимание А.И. Исин (см.: (Исин, 1985: 49)). Сообщение З. Зудова находит косвенное подтверждение в другом архивном документе – в грамоте великого князя Московского государства Василия Ивановича своему послу в Османской империи В.М. Третьяку-Губину. Летом 1521 г. московский князь наказывал своему послу: «Да Казатцкую Орду ему пытати, кто ныне в казакех государь и где кочует» (Памятники, 1895: 700). Этот факт говорит о том, что русское правительство было осведомлено о смерти Касым-хана. Вполне возможно, что оно получило подтверждение об этом и из других источников.

Поэтому дату смерти Касым-хана предпочтительно определить началом (январь-февраль) 1521 г. В это время он был уже в довольно преклонном возрасте (около 75-76 лет). Отметим ошибочность мнения А.К. Акишева о смерти Касым-хана от «лошадиной болезни» (Акишев, 2001: 12).СогласноХайдару б. Али Рази, Касым-хан умер естественной смертью (СМИЗО, 1941: 215, 274 (л. 115а). Его сообщение, по-видимому, соответствует действительности. Думается, гибель в сражении такого крупного политического деятеля как Касым-хан не осталась бы неотмеченной средневековыми историками.

По информации Кадыргали-бека Косымулы, Касым-хан умер в своей последней ставке в городе Сарайчике, на западной границе своего государства. Здесь он и был похоронен (Кадыр Али-бек, 1854: 163; Сыздыкова, Койгелдиев, 1991: 239, 258).

Захорение Касым-хана в Сарайчике имело как сакральный, так и политический характер. Как известно, этот город играл важную роль в истории Улуса Джучи (Тасмагамбетов-Самашев, 2001). Предыстория Сарайчика, существовавшего на правом бергу реки Яик, еще не совсем ясна. Одни исследователи считают, что он был построен на пустом месте, другие– на месте древнего поселения хорезмских колонистов. Есть сведение османского историка Катиба Челеби, что здесь была столица куманов. Поселение, по мнению некоторых историков, было центром правого крыла Дешт-и Кыпчака. Здесь, считаютдругие исследователи, находился доисламский культурный центром Дешт-и Кыпчака (Сводку мнений см.: (Трепавлов, 2001: 584).

Золотоордынский период истории Сарайчика запечетлен в нескольких мусульманских письменных источниках. Они показывают, что город имел статус одного из столичных городов Золотой Орды. Здесь, согласно Абу-л-Гази-хану, взошли на трон несколько ханов Золотой Орды, здесь же нашли свой последний приют его правители – Тохта и Джанибек (Aboul-Ghazi, 1871, р. 174; Тасмагамбетов-Самашев, 2001: 57-58). Есть также пока не подтвержденные данные, что в Сарайчике были захоронены, по одним сведениям, 7, по другим данным, 9 ханов (Әбілсейіт, 2018). «... Сарайчук, с учетом его вероятного – еще домонгольского и доисламского – культового статуса, имел большую символическую значимость в государственности и культуре Улуса Джучи» - пишет В.В. Трепавлов (Трепавлов, 2001: 589).

После формирования Ногайской Орды город Сарайчик был ее политико-административным и экономическим центром. В состав Казахского ханства город вошел еще в период правления Бурундук-хана, в первом десятилетий XVIв. В это время, как отмечает А.И. Исин, «ногайские мурзы оказались в тисках: на западе утверждали свою власть крымские правители, с востока наступало Казахское ханство» (Исин, 2004, 54). В 1509 г. войска Крымского ханства разбили войска Ногайской Орды, что, естественно, значительно усугубило положение ногайских мирз. После этого, надо полагать, город Сарайчик, политический и экономический центр Ногайской Орды, перешел в руки казахов. По всей видимости, именно к этому периоду относится сообщение автора «Тарих-и Рашиди» Мирза Мухаммад Хайдара о правлении Бурындык-хана в Сарайчике (Хайдар, 1999: 324). Такое же мнение высказано А.И. Исиным (Исин, 2004, 53). Факт распространения в это время власти казахских ханов на значительную территорию Ногайской Орды подтверждает и Фазлаллах ибн Рузбихани Исфахани, говоря, что казахи кочуют «из пределов (Кипчакской) степи и области реки Адил (Волга – Н. А.)» (Ибн Рузбихан, 1976: 94).

Бурундык-хан сделал Сарайчике своей западной ставкой и провел в нем свои последние годы на родине. Вскоре, после нескольких неудачных сражений с Шибанидами он потерял авторитет среди верхушки казахской знати, а вскоре  и власть в Казахском ханстве. Отвергнутый своим народом, Бурындык-хан, с небольшой группой верных приближенных, удалился в Самарканд к своей дочери Михр-Султан-ханым, выданной в конце XV века замуж за Шибанида Мухаммед Тимур-султана (МИКХ, 1969: 32, 121, 222).

После этого в 1515–1516 гг. правители Ногайской Орды, воспользовавшись тем, что внимание нового правителя Казахского ханства Касым-хана было обращено в сторону государства Шибанидов, оттеснили казахов и установили свою власть на западе Казахстана. В состав ногайских владений вошел и г. Сарайчик. Однако власть Ногайской Орды продержалась в Сарайчике не долго. В ходе военных действий 1519–1521 гг. Касым-хан не только вернул в состав Казахского ханства прежние западные территории, но, нанеся ногайским мирзам сокрушительное поражение, отбросил их на правобережье Едиля (Волги). В Сарайчике вновь установилась власть казахских правителей.

По мнению В.В. Трепавлова, в Сарайчике была и ставка отца Касым-хана Жанибек-хана, а затем и его усыпальница (Трепавлов, 2001: 585). Хотя у нас это вызывает сомнение, огромное значение города для казахских правителей бесспорно. Нахождение здесь могилы Касым-хана уже давало им говорить о законности их притязаний на город и его округи. Впоследствии, как указывает В.В. Трепавлов, сын Касым-хана Хакк-Назар-хан называл Сарайчик своим юртом. Это признавали и сами ногайские мирзы, которые в своих грамотах писали о «Янибеков цареве юрте» (Трепавлов, 2001, с. 585).

К сожалению, Касым-хану, как и многим захороненном в Сарайчике, покоится миром не дали. В 70-е гг.XVI в.русские казаки сожгли город и осквернили находившиеся здесь могилы. В 1581 г. в Москве ногайский посол Байкеш Темиров со слов Урус-мирзы говорил: «Приходили деи государевы козаки сего лета и Сарачик воевали и сожгли. Не токмо что людеи живых секли, и мертвых из земли выимали, и гробы их разоряли» (История Казахстана, т. 1.  с. 177).

Вместе с тем, значение Сарайчика было настолько важным, что о нем помнили даже тогда, когда этого города фактически уже не существовало. О городе упоминается в архивных документах второй половины XVIв. и даже первой половины XVIIв.»(Трепавлов, 2001: 590-592). Город фигурирует на карте «Джихан-наме» османского историка XVIIв. Катиба Челеби (Челеби, 1654), на различных европейских картах XVI-XVIIIвв. (Туран, 2008: 177, 181, 188-189, 192, 207 и др.) Также, как указывает В.В. Трепавлов, «Абдулла Ризван, описывая в XVII в. Дешт-и Кипчак, ставил Сарайчук в один ряд с такими столицами, как Бахчисарай, Казань и Хадджи-Тархан» (Трепавлов, 2001: 586).

Заключение. Таким образом, подытоживая вышенаписанное, можем утверждать, что  великий казахский правитель Касым-хан Жанибекулы умер в начале 1521 г. и был похоронен в городе Сарайчик, который был важным сакральным и политическим объектом Улуса Джучи.

Благодарности. Статья подготовлена в рамках реализации проекта №АР 05134572 Министерства образования и науки Республики Казахстан и проекта ERI/2018-011 Евразийского научно-исследовательского института МКТУ им. Яссави.

Литература

Aboul-Ghazi, 1871 – Histoire des Mogols et des Tatares par Aboul-Ghazi behadour Khan. Publiee, traduite et annotee par Le Baron Desmaisons. Tome I. Texte. St.Petersbourg, 1871. 178 б.

Акишев, 2001 – Акишев А.К. Мирза Мухаммед Хайдар: дуглат против куркэна // Отан тарихы – Отечественная история. 2001. №1. С. 8-24.

Бартольд, 1963 – Бартольд В.В. Очерк истории Семиречья // Сочинения. Т. II. Ч. 1. М., 1963. С. 23-106.

Вельяминов-Зернов, 1864 – Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о Касимовских царях и царевичах. Ч. 2. СПб., 1864. 498 с.

Ибн Рузбихан, 1976 – Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани.Михман-наме-йи Бухара (Записки Бухарского гостя). Перевод, предисловие и примечания Р.П. Джалило­вой. Под редакцией А.К. Арендса. – Москва: Издательство «Наука», 1976. 106 с.

Исин, 1985 – Исин А. Новые источники по истории Казахстана первой четверти XVI в. // Известия АН Каз ССР. Серия общ. наук. 1985. №3.С. 45-49

Исин, 2004 – Исин А. Казахское ханство и Ногайская Орда во второй половине XV–XVI века. Изд. испр. и доп. Алматы, 2004. 160 с.

Кадыр Али-бек, 1854 – Кадыр Али-бек. Сборник летописей. Библиотека восточных историков, издаваемая И.Н. Березиным. Т. 2. Ч. 1. Казань, 1854. 178 с.

Маргулан, 1984 – МарғуланӘ.«Тамғалытас» жазуы:(орта ғасырда қазақша тасқа бедерленген белгілер) // Жұлдыз. 1984. №1.132-146-бб.

МИКХ, 1969 – Материалы по истории Казахских ханств XV–XVIII вв. (извлечения из персидских и тюркских сочинений). Составители: С.К. Ибрагимов, Н.Н. Мингулов, К.А. Пищулина, В.П. Юдин. – Алма-Ата: Изд-во Академии Наук КазССР, 1969. 652 с.

Мұқтар, 2018 – Әбілсейіт Мұқтар.Сарайшықта бар дейді, тоғыз ханның моласы: Сарайшық – қазақ хандарының аталары жатқан пантеон // https://assembly.kz/en/node/62704

Орбели, 1961– Орбели И.А. Синхронистические таблицы хиджры и европейского летосчисления. – М.-Л.: И-во АН СССР, 1961 г. 288 с.

Памятники, 1895 – Памятники дипломатических сношений Московского государства с Крымом, нагаями и Турцией. Т. II. 1508–1521 гг. // Сб. РИО. Т. 95. СПб., 1895. 706 с.

Румлу, 1931 – A chronicle of the Early Safawis Being the Ahsanu’t-tawarikh of Hasan-iRumlu / Edited by C. N. Seddon, M. A., j. c. s. (Retired). Baroda: Oriental Institute. 1931. Vol. I (Persian Text). 510р.

Румлу, 1934 – A chronicle of the Early Safawis Being the Ahsanu’t-tawarikh of  Hasan-iRumlu / Translated by C. N. Seddon, M. A., j. c. s. (Retired). – Baroda: Oriental Institute. 1934. Vol. II (EnglishTranslation). 302p.

СМИЗО, 1941 – Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. Извлечения из персидских сочинений собранные В. Г. Тизенгаузеном и обработанные А. А. Ромаскевичем и С. Л. Волиным. М.-Л., 1941. 308 с.

Султанов, 1982 – Султанов Т.И. Кочевые племена Приаралья в XV–XVII вв. (вопросы этнической и социальной истории). – Москва, 1982. 134 с.

Султанов, 2001 – Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз-хана. Алматы, 2001. 276 с.

Сыздыкова-Койгелдиев, 1991 – Сыздықова Р., Қойгелдиев М. Қыдырғалиби Қосымұлы және оның жылнамалар жинағы. Алматы, 1991. 272 с.

Тасмагамбетов-Самашев, 2001 – Тасмагамбетов И., Самашев З. «Сарайчик». Алматы: ОФ «Берел». 2001. 320 с.

Трепавлов, 2001 – Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2002. 752 с.

Туран, 2008 – Туран на старинных картах: Образ пространства – Пространство образов. М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008. 480 с.: илл. карт.

Хайдар, 1999 – Мухаммед Хайдар Дулати. «Тарих-и Рашиди». Перевод с персидского языка А. Урунбаева, Р.П. Джалиловой, Л.М. Епифановой. 2-е изд. доп. Алматы, 1999.656 с.

Челеби, 1654 – Катиб Челеби. Джихан-наме. Карта иклима Еуропа http://tarihvemedeniyet.org/2011/08/harita-sergisi-piri-reisten-katip-celebiye.html?nggpage=5 (Дата обращения 15.05. 2019)

References

Aboul-Ghazi, 1871 – Histoire des Mogols et des Tatares par Aboul-Ghazi behadour Khan. Publiee, traduiteet annotee par Le Baron Desmaisons. Tome I. Texte. St.Petersbourg, 1871.178р. [inTurk.]

Akishev, 2001 – Akishev A.K. Mirza Muhammed Haidar: duglat protiv kurkena (Mirza Muhammed Haidar: duglat against kurken) // Otan tarihy. 2001. №1.,рр. 8-24 [in Russ.]

Bartold, 1963 – Bartold V.V. Ocherk istorii Semirech'ya (Semirechye: a historical overview) // Sochineniya. T. II. Ch. 1. M., 1963.  Р. 23-106 [inRuss.]

Velyaminov-Zernov, 1864 – Velyaminov-Zernov V.V. Issledovanie o kasimovskikh tsaryakh i tsarevichakh (Study on Kasimov’s Tsars and Princes). Part II. St. Petersburg, Tip. Imp. Akademiinauk, 1864. 498 p. [In Russ.]

Ibn Ruzbihan, 1976 – Fazlallah ibn Ruzbihan Isfahani. Mihman-name-ii Buhara (Zapiski Buharskogo gostya). Perevod, predislovie i primechaniya R.P. Dzhalilovoi. Pod redakciei A.K. Arendsa. Moskva: Izdatel'stvo «Nauka», 1976. 106 р. [in Russ.]

Isin, 1985 – Isin A. Novye istochniki po istorii Kazahstana pervo ichetverti XVI v. (New sources on the history of Kazakhstan in the first quarter of the XVI century) // Izvestiya AN Kaz SSR. Seriyaobsh. nauk. 1985. №3, рр. 45-49[in Russ.]

Isin, 2004 – Isin A. Kazahskoe hanstvo  iNogaiskaya Orda vo vtoroi polovine XV-XVI veka (Kazakh Khanate and the Nogai Horde in the second half of the XV-XVI century). Izd. ispr. idop. Almaty, 2004. 160 р. [In Russ.]

Istoriya, 2005 – Istoriya Kazahstana v russkih istochnikah (History of Kazakhstan in Russian sources). Tom I. Almaty: Daik-Press, 2005. 705 p. [In Russ.]

Kadyr Ali-bek, 1854 – Kadyr Ali-bek. Sbornik letopisei. Tatarskii tekst s russkim predisloviem (Library of Oriental Historians. «Compendium of Chronicles». Tatar Text with Russian Preface). Vol. II. Part. I. Kazan, Tip. GubernskogoPravleniya, 1854. 178 p. [In Russ., Turk.]

Margulan, 1984 – Margulan A. «Tamgalytas» zhazuy: (ortagasyrda kazaksha taska bederlengen belgiler) // Zhuldyz. 1984. №1. P. 132-146[In Kazakh.]

MIKKH, 1969 – Materialy po istorii kazakhskikh khanstv XV–XVIII vv. (izvlecheniya iz persidskikh I tyurkskikh sochineniy) (Materials for the History of Kazakh Khanates of the 15th–18th centuries (extracts from Persian and Turkic writings)). Alma-Ata, Nauka Publ., 1969. 652 p. [in Russ.]

Mukhtar – Abilseit Mukhtar. Saraishykta bar deidi, tokyz hannyn molasy: Saraishyk – Kazahhandarynyn atalary zhatkan panteon (There are in Sarayichk the graves of 9 khans: Sarayichk – the pantheon of the ancestors of the Kazakh khans) // https://assembly.kz/en/node/62704[in Kazakh.]

Orbeli, 1961 – Orbeli I.A. Sinhronisticheskie tablicy hidzhry I evropeiskogo letoischisleniya. Moskva-Leningrad (Sinhronisticheskie tablicy hidzhry i evropeiskogo letoischisleniya), 1961.288 p. [in Russ.]

Pamyatniki, 1895 – Pamyatniki diplomaticheskih snoshenii Moskovskogo gosudarstva s Krymom, nagayami i Turciei. T. II. 1508-1521 gg. // Sb. RIO. T. 95. SPb., 1895. 706 р. [in Russ.]

Rumlu, 1931 – A chronicle of the Early Safawis Being the Ahsanu-t-tawarikh of Hasan-iRumlu / Edited by C. N. Seddon, M. A., j. c. s. (Retired). Baroda: Oriental Institute. 1931. Vol. I. 510 р.[in Persian].

Rumlu, 1934 – A chronicle of the Early Safawis Being the Ahsanu-t-tawarikh of  Hasan-iRumlu / Translated by C. N. Seddon, M. A., j. c. s. (Retired). – Baroda: Oriental Institute. 1934. Vol. II. 302 р. [in English].

SMIZO, 1941 – Sbornik  materialov, otnosyashihsya k istorii Zolotoi Ordy. T. II. Izvlecheniya iz persidskih sochineni i sobrannye V. G. Tizengauzenom i obrabotannye A. A. Romaskevichem i S. L. Volinym. M.-L., 1941. 308р. [in Russ.]

Sultanov, 1982 – Sultanov T.I. Kochevye plemena Priaral'ya v XV-XVII vv. (voprosyetnicheskoiisocial'noiistorii). Moskva, 1982. 134p. [in Russ.]

Sultanov, 2001 – Sultanov T.I. Podnyatye na beloi koshme. Potomki Chingiz-hana (Raised on a white gown. The descendants of Genghis Khan). Almaty, 2001. 276р.[in Russ.]

Syzdykova-Qoygeldiev, 1991 –  Syzdykova R., Qoygeldiev M. Qadyrghali bi QosymŭlyjäneonyngJylnamalarJinaghy(Qadyrghali bi Qosymŭly and His «Compendium of Chronicles»). Almaty, «Qazaquniversitetí», 1991. 272 p. [In Kazakh, Turkic]

Tasmagambetov-Samashev, 2001 – Tasmagambetov I., Samashev Z. «Saraichik». Almaty: OF «Berel». 2001. 320 p. [In Russ.]

Trepavlov, 2001 –Trepavlov V.V. IstoriyaNogaiskoiOrdy(History of the Noghay Horde). Moscow, «Vost. Lit-ra» RAN Publ. Firm, 2001. 752 p. [in Russ.]

Turan, 2008 – Turan na starinnyh kartah: Obraz prostranstva – Prostranstvo obrazov (Turan on old maps: Image of space - Space of images). M.: IPC «Dizain. Informaciya. Kartografiya», 2008. 480 p. [In Russ.]

Haidar, 1999 – Muhammed Haidar Dulati. «Tarih-I Rashidi». Perevod s persidskogo yazyka A. Urunbaeva, R.P. Dzhalilovoi, L.M. Epifanovoi. 2-e izd. dop. Almaty, 1999. 656р. [In Russ.]

Chelebi – Katib Chelebi. Dzhihan-name (Mirror of the World) http://tarihvemedeniyet.org/2011/08/harita-sergisi-piri-reisten-katip-celebiye.html?nggpage=5

ТАҒЫ ДА ҚАСЫМ ХАННЫҢ ҚайТЫС БОЛҒАН УАҚЫТЫ МЕН ЖЕРЛЕНГЕН ЖЕРІ ТУРАЛЫ

Н.Ә. Атығаев, т.ғ.к., доцент, ҚазҰАУ «Рухани жаңғыру» Гуманитарлық зерттеулер орталығы, ЖҒҚ

nuratygaev@mail.ru

 Мақалада XVI ғасырдың бірінші жартысындағы Қазақ хандығының билеушісі Қасым ханның қайтыс болған уақыты мен жерленген жері туралы мәселе қарастырылады. Автор тарихи әдебиеттерде Қасым ханның қайтыс болуына байланысты түрлі пікірлерді келтіріп, оларды тарихи деректердегі мәліметтерімен салыстырады. Қорытындылай келе, қазақтың ұлы билеушісі Қасым хан Жәнібекұлы 1521 жылдың басында қайтыс болып, Жаиқ өзенінің оң жағалауында орналасқан Сарайшық қаласында жерленгені туралы тұжырым жасайды. Сондай-ақ, жұмыс Сарайшықтың Жошы ұлысы тарихындағы рөліне назар аударады.

Түйін сөздер: Қасым хан, Қазақ хандығы, Сарайшық, Ноғай Ордасы, хан, қазақ мемлекеті


N.A. ATYGAYEV, 

Kazakh national agricultural university, Almaty, Republic of Kazakhstan

E-mail: nuratygaev@mail.ru

ONCE AGAIN ABOUT THE TIME OF DEATH AND THE PLACE OF BURIAL KASYM-KHAN

The article deals with the issue of the time of death and the burial place of the ruler of the Kazakh Khanate of the first half of the 16th century Kasym-Khan. The author cites various opinions existing in the historical literature regarding the dating of Kasym-Khan's death and compares them with the data of historical sources. In conclusion, it was concluded that the great Kazakh ruler Kasym-Khan Zhanibekuly died in early 1521 and was buried in the city of Saraichik, located on the right berg of the Yaik River. The paper also draws attention to the importance of the Saraichik in the history of the Jochid Ulus.

Keywords: Kasym-Khan, Kazakh Khanate, Saraychik, Nogai Horde, Khan, Kazakh State


Пікір жоқ

Пікір қалдыру үшін кіріңіз немесе тіркеліңіз

Қаралуы: 239

Рецензиялар жоқ

Жүктеу

Атыгаев_еду_е_хистори_2020_1(21).docx 0.05 MB

Санат

Пәнаралық зерттеулер Әдістемелік еңбектер Макро- және микротарих Отан тарихы. Зерттеудің жаңа әдістері Жас ғалымдар зерттеулері Сын. Пікір

Тақырып бойынша мақалалар

398 (574) АБЛАЙ ХАН – СИМВОЛ СВОБОДЫ КАЗАХСКОГО НАРОДА (К ПРОБЛЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ «МӘҢГІЛІК ЕЛ») АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ ЦВЕТОВ (БЕЛЫЙ, КРАСНЫЙ, ЧЕРНЫЙ) В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ЯПОНСКОГО НАРОДА 94 (574): 332.3 Земельный вопрос в Прииртышье во 2-й половине XIX - начале XX вв. ӘОЖ 94(100)"12/13": 327 АЛТЫН ОРДАНЫҢ САЯСИ ЖӘНЕ МӘДЕНИ ӨМІРІНДЕГІ ХАНАФИЗМНІҢ РӨЛІ ӘОЖ 94 (574). 02/. 08 АҚ ОРДАНЫҢ САЯСИ ТАРИХЫНЫҢ КЕЙБІР МӘСЕЛЕЛЕРІ (XIII–XV ғғ. басы) УДК 94(574) «15/16» ЕЩЕ РАЗ О ВРЕМЕНИ СМЕРТИ И МЕСТЕ ЗАХОРОНЕНИЯ КАСЫМ-ХАНА

Автордың мақалалары

УДК 94(574) «15/16» ЕЩЕ РАЗ О ВРЕМЕНИ СМЕРТИ И МЕСТЕ ЗАХОРОНЕНИЯ КАСЫМ-ХАНА