Басты бет » Материалдар » МРНТИ 03.01.06 ЗНАК И ИСТОРИЯ ( К 60-ЛЕТИЮ А.А. ГАЛИЕВА)

А.К. КАМАЛОВ, д.и.н., проф. университета «Туран», г. Алматы, Казахстан Е-mail: a.kamalov@turan-edu.kz Е.М. УЖКЕНОВ, к.и.н., зав. отделом древней и средневеко

МРНТИ 03.01.06 ЗНАК И ИСТОРИЯ ( К 60-ЛЕТИЮ А.А. ГАЛИЕВА)

«edu.e-history.kz» электрондық ғылыми журналы № 3`(19)2019

Тегтер: ханство, Казахское, семиотика, история, Галиев, А., мифологизация, истории, изобретение, традиции
Аңдатпа:
В данной статье рассматривается о научном творчестве казахстанского историка и этносемиолога А.А. Галиева, его достижениях и вкладе в разработку актуальных проблем прошлого как казахского, так и соседних народов. В многочисленных работах А.А. Галиева, опубликованных в разных странах, основное внимание уделяется реконструкции знаковой системы тюркоязычных и ираноязычных народов, ее отражению в мифах и ритуалах казахов. Миф играет важную роль и в современной жизни и автором также показано, какую роль играет мифологизация истории в становлении идентичности, национальном и государственном строительстве. Раскрывается роль истории как инструмента политики в современных государствах Центральной Азии. Эти идеи были апробированы А.А. Галиевым на различных международных конференциях и успешно развиваются его учениками. Ключевые слова: А. Галиев, история, семиотика, Казахское ханство, мифологизация истории, изобретение традиции
Мазмұны:

3e09cc440ccb1736e53c3e901f3ace9c.jpg

В этом году исполняется 60 лет со дня рождения и 38 лет научной и общественной деятельности доктора исторических наук, видного этносемиолога Галиева Ануара Абитаевича.

А.А. Галиев родился 10 августа 1959 г. в семье служащих. В его воспитании участвовала бабушка, З.А.Сагдагалиева, дочь известного общественного и религиозного деятеля Абдрахмана Муртазина, депутата Общеказахского съезда в Оренбурге, на котором было провозглашено образование автономии Алаш. За свое происхождение и за то, что была женой государственного служащего, она была отправлена в печально известный АЛЖИР.

В 1976–1981 гг. А.А. Галиев обучался на историческом факультете Казахского Государственного университета. Здесь учителями А.А. Галиева, были известные казахстанские историки Д.И. Дулатова, Н.Э. Масанов, Я.Д. Серовайский, С.А. Касабулатова. Среди тех, кто оказал влияние на А.А.Галиева как этносемиолога следует назвать известных ученых Ю.А.Зуева (Казахстан), В.С.Уарзиати (Россия, РСО), Ээро Тарасти (Финляндия).

Профессиональную деятельность А.А. Галиев начал на историческом факультете Кустанайского педагогического института, где с 1981 по 1984 гг. в качестве стажера-исследователя и преподавателя.

Становление А.А. Галиева как ученого историка состоялась в стенах научно-исследовательских институтов Алматы. В 1984 г. он поступил на работу в Институт истории, археологии и этнографии им. Ч.Ч. Валиханова АН Казахской ССР, где прошел все ступени академического роста, от лаборанта до старшего научного сотрудника. В этом академическом институте в тот период работали такие известные ученые как Ю.А.Зуев, Х.А.Аргынбаев, К.Н.Нурпеисов,Б.Е.Кумеков,П.С.Белан, К.С.Алдажуманов,Ж.Б.Абылхожин, и многие другие. В последующем, в 1992-1998 гг., его профессиональная деятельность была связана с Центром востоковедении, а затем Института востоковедения им Р.Б. Сулейменова АН РК, где он выполнял обязанности ученого секретаря и заведовал Отделом истории культуры народов Востока. В 1998-2002 гг. он работал заместителем директора Центра кипчаковедения при Казахской Государственной Юридической Академии, которым руководил академик Б.Е. Кумеков.

В 1988 г. А.А. Галиев без отрыва от производства защитил кандидатскую, а в 2010 г. – докторскую диссертацию на тему «Этнополитические процессы у тюркоязычных народов: история и ее мифологизация» по специальности 07.00.03 «Всеобщая история (восточные страны)». Защита этой диссертации стала ярким событием в научной жизни республики, поскольку в этот период историю и смежные дисциплины буквально захлестнула волна мифотворчества, и необходимо было не только

осмыслить это явление, но дать ему отпор. Не случайно, многие отечественные и зарубежные ученые (в их числе профессор из Германии Виктор Кригер, профессор Карлова Университета из Чехии Славомир Горак, доктор исторических наук, сотрудник ИВ РАН А.Ш.Кадырбаев) высоко оценили работу и их отзывы были опубликованы в международном востоковедческом журнале «Иран-Наме». В 2000 г. получил ученое звание доцента.

Сфера научных интересов А.А.Галиева включает этносемиотику, историографию тюркских народов. Он внес большой вклад в изучение процессов мифотворчества в историографии народов Центральной Азии. Его перу принадлежит более семь монографий и учебников, а также 250 научных и научно-популярных статей.

В монографии «Традиционное мировоззрение казахов» (первое издание осуществлено в 1997 г.), ученый реконструирует этнознаковую систему казахов. В ее основе, по его мнению, лежит идея тернарности, одна из общечеловеческих универсалий (В.Тернер), позволяющих структурировать и познавать окружающий мир. Эта идея, отраженная в различных моделях (Мировое дерево, мировая река и мировая гора) нашла реализацию в индоевропейском обществе в форме системы, объединяющей три наиболее важных функций жизнедеятельности: экономическую, сакральную и военную. Идея трехчастности дублировалась у индоевропейских народов, как в этногенетическом мифе, так и ритуале, будь это правила раздела частей жертвенного животного, занятия места в ходе совместной трапезы (местничество) или мифе об этнархе. Эта система, так называемая трехфункциональная теория, была впервые описана в работах французского ученого Ж. Дюмезиля и получила развитие в работах Вяч.Вс.Иванова, В.И.Абаева и др. Эта же трехчастная, трехфункциональная структура послужила по мнению А.А.Галиева прообразом казахских жузов и таким образом, она является восточноиранским наследием казахов. Отражением трехчастной модели, по мнению автора, является и этногенетический миф об Алаше. Свой вывод А.А.Галиев подкрепляет сравнением казахской модели с древнетюркской, в основе которой лежит бинарная структура (по К.Леви-Стросу). Наиболее яркое и законченное воплощение она получила в кыргызской модели социума. В других разделах монографии автор, также с применением методов семиотики рассматривает обряд инаугурации у казахов «Хан кутурмак». Смысл этого обряда заключается в том, что вновь избранный хан рассматривается центром мироздания, государства и гарантом процветания общества. В ходе ритуала эта идея реализуется при помощи различных знаковых средств. Вышеописанная монография получила положительные отзывы специалистов, а ее перевод на венгерский язык был опубликована в Будапеште. Часть работы была переведена на осетинский язык и опубликована в РСО-Алания.

Из других работ А.А.Галиева следует особо отметить книгу «Символы и знаки Великой степи (история культуры древних номадов) », опубликованную в 2006 г. в соавторстве с одним из основоположников

этносемиотики в Северной Осетии-Алании Виленом Савельевичем Уарзиати. В этой книге, авторы, применяя методы семиотики возвращаются к проблеме скифо-сакского наследия в культуре осетин и казахов, реконструируется модель мироздания и общества древних сюнну-хунну, древних тюрков и средневековых кипчаков.

В монографии «Идеология в теории и практике государство- и нациестроительства в странах Востока», написанной с соавторстве с К.Байсултановой и С.Гораком (Алматы, 2014) рассмотрены многие проблемы с которыми столкнулись и постоянно сталкиваются молодые государства Азии после обретения независимости и какую роль играет в этом процессе использование исторических данных и мифологизированной истории.

В 2015 г. германское академическое издательство “LAP” опубликовало монографию А.А.Галиева «Мифологизированная история тюркоязычных народов», в которой на основе обширного фактологического материала рассмотрена инструментальная роль мифологизированной истории (фольк-хистори) и изобретенной традиции в национально-государственном строительстве, в легитимизации внутренней и внешней политики различных тюркоязычных народов Евразии. В значительной мере, в работе рассматривается философская проблема смысла и предназначения ненаучной версии истории. К этой же проблеме автор обращается в написанном им разделе коллективной монографии «Философия истории: ретроспектива и перспектива» выпущенной Институтом Философии Национальной Академии Наук Азербайджана в 2018 г.

Из работ А.А. Галиева следует упомянуть изданную в 2015 г. монография «Казахское ханство. Структура, экстра-образ и знаковый аспект». Здесь автор рассматривает проблему казахской государственности и ее атрибутов, таких как правитель, столица, символы хана и государства с точки зрения семиотики. Большое внимание уделяется рассмотрению структуры Казахского ханства, системе управления в нем существовавшей, стереотипы о номадизме и государственности кочевников, сложившиеся в историографии. Само Казахское ханство рассматривается автором как сложный механизм управления кочевыми территориями и оседло-земледельческим регионом. Тема казахской государственности, ее судьба в имперский период, когда Казахстан вошел в состав России, проходит красной нитью через работы А.А.Галиева. Он рассматривает трансформацию системы управления, изменение идеологических установок и конечно же, отражение этих процессов на знаковом уровне. Особый интерес представляют статьи о Букеевском ханстве, как «изобретенной традиции» и своего рода экспериментальной модели управления вновь приобретенными территориями.

Кроме того, в соавторстве с академиком Б.Е. Кумековым им опубликован ряд научно-популярных книг по истории Казахстана, в том числе «Моде каган», «Чингиз-хан», «Томирис», «Джанибек и Керей», «Кенесары-хан». А.А. Галиев принял участие в написании коллективных

монографий, опубликованных в ближнем и дальнем зарубежье (Москва, Баку, Дели).

В 2015-2017 гг. А.А. Галиев являлся руководителем научно-исследовательского проекта МОН РК «Казахстанское измерение современного востоковедения». С 2013 г - участником международного проекта «Semiotics of Cultural Heritages, Remembering, Renewing and Restoring» (International Institute for Semiotic Studies, под руководством Президента Международной Ассоциации Семиотических Исследований, профессора Хельсинкского университета Ээро Тарасти). Он также участвует в проектах Института истории и этнологии им. В.В. Валиханова.

Научные исследования А.А. Галиева изданы не только в Казахстане и других странах СНГ, но и странах дальнего зарубежья (США, Австралия, Япония, Турция, Иран, Монголия, Индия, Финляндия, Польша, Венгрия, Германия, Литва, Грузия) на разных языках. Ряд его публикаций индексирован в журналах, входящих в базу данных Thomson Reuters и SCOPUS.

А.А.Галиев является участником многих международных конференций, симпозиумов, круглых столов в странах СНГ, в США, Японии, Южной Корее, Турции, Иране, Китае, Финляндии, Польше, Венгрии, Франции, Литве, Грузии.

Работы А.А.Галиева часто цитируются учеными многих стран мира. Его заслуги на научном поприще были должным образом оценены мировым научным сообществом: за цикл работ по этносемитике он был избран академиком и членом международного научного совета Академии Культурного наследия, Финляндия-Греция (Academy of Cultural Heritages), членом исполнительного комитета Международной Ассоциации Семиотических исследований (International Assotiation for Semiotic Studies).

С 2002 г. А.А. Галиев сочетает научную работу с преподавательской деятельностью. В настоящее время он является профессором Казахского университета международных отношений и мировых языков им. Абылайхана. Его педагогический опыт работы также включает преподавание социальных дисциплин в Казахском Национальном Университете им. аль-Фараби, Казахской Академии труда и социальных отношений. А.А. Галиев прошел научную тренинги по преподаванию общественных дисциплин в Польше (Летние университеты Фонда Сороса в Польше, 1995 г.) и Кыргызстане (1998 г.). В качестве лектора он читал циклы лекций в Центрально-Европейском университете (Будапешт, Венгрия, 2000, 2003 гг.), Иматре (Финляндия, 2009, 2013 гг.), летних школах Института Открытого Общества в рамках программы «Региональные семинары по повышению педагогического мастерства» (ReSET, Алматы-Бишкек, 2007-2010 гг.).

А.А. Галиев подготовил 20 магистров по специальности «Востоковедение; в настоящее время является руководителем четырех докторантов, со-руководителем трех зарубежных докторантов (Италия, Польша, Китай). Работы многочисленных учеников профессора А.А. Галиева, в том числе и монографии, посвящены двум проблемам:

инструментальной и мифологизированной истории, политике памяти в странах Востока и этносемиотике тюркоязычных народов, корейцев, китайцев и японцев, что позволяет говорить о создании им двух новых направлений казахстанской научной школы.

А.А. Галиев является членом редколлегий многих научных журналов, включая «American Index for Central Asian Scholarship» (США), «Алтаистические исследования» (Институт этнологии и антропологии РАН РФ), «Cultural Values» (Рим-Москва), Xabar (Азербайджан). Он являлся членом РУМС по специальности «Международные отношения» и экспертом МОН РК по дисциплине «Древняя и средневековая история стран Востока», с 2016 г. является членом Диссертационного Совета КазНУ им. аль-Фараби по защите диссертаций на соискание степени PhD по специальности «История».

Свое шестидесятилетие А.А. Галиев встречает в расцвете творческих сил. Хочется пожелать ему дальнейших творческих успехов во благо казахстанской науки и образования.

Библиография:

Национальной Академии Наук Республики Казахстан – 50 лет. Алматы: Гылым, 1996. –С.198-199.

John S. Schoeberlein – Engel. Guide to Scholars of the History and Culture of Central Asia. Harvard University. 1995. P.93

А.К. Камалов1, Е.М.Ужкенов2,

1 т.ғ.д., «Тұран» университетiнің профессоры, Қазақстан, Алматы қ.

Е-mail: a.kamalov@turan-edu.kz

2Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты Ежелгі және ортағасырлар бөлімінің меңгерушісі, т.ғ.к., Қазақстан, Алматы қ. Е-mail: E81@mail.ru

 

ТАҢДАУЖӘНЕТАРИХ

(А.А. Галиевтің 60 жылдығынаорай)

Бұл мақалада қазақстандық тарихшы және этно-семиолог А.А. Галиевтің ғылыми шығармашылығы мен жетістіктері, сондай-ақ ғалымның қазақ және көршілес халықтар тарихының өзекті мәселелерін қарастыруға қосқан үлесі қарастырылады. А.А. Галиевтің түрлі елдерде жарық көрген көптеген шығармаларында түркі және иран тілдері халықтарының белгілер жүйесін қайта жаңғыртуға және олардың қазақ халқының аңыздары мен әдет-ғұрыптарына деген ықпалына баса назар аударылады. Миф заманауи өмірде маңызды рөл атқарады және де автор тарихтың мифологизациялануының бірегей тұлға, ұлт пен мемлекетті қалыптастырудағы рөлін анықтауға баса назар аударады. ҚазіргізаманғыОрталықАзияныңмемлекеттеріндетарихтыңсаясиқұралретіндегірөліанықталады. АталмышидеялардыА. Галиевәртүрлідеңгейдегіконференциялардағылыми орта мен көпшілік назарына ұсынып келедіжәнеоныңшәкірттерідеұстаз жолын сәтті жалғастыруда.

Түйінсөздер: А. Галиев, тарих, семиотика, қазақхандығы, тарихтыңмифологиясы, дәстүрдіқайтаойлапшығару

A.K.Kamalov1, E.M.Uzhkenov2

1Doctor of Historical Sciences, Almaty, Kazakhstan

2 Candidat of Historical Sciences, Head of Department at Institute of the History and Ethnology, Almaty, Kazakhstan

SIGN AND HISTORY

(to the 60th anniversary of A.A. Galiyev)

Summary

This paper describes the scientific work of the Kazakhstani historian and ethno-semiologist Anuar A. Galiyev, including his achievements and contribution to the development of topical issues of the past for both the Kazakh and neighboring peoples. In numerous works by Anuar A. Galiyev, published in different countries, the main attention is paid to the reconstruction of a sign system of the Turkic and Iranian-speaking peoples, its reflection in the myths and rituals of the Kazakhs. Stating that the myth plays an important role in modern life as well, the author demonstrate the role of mythologizing of history in the formation of identity, national and state building. The role of history as an instrument of policy in modern states of Central Asia is elaborated. Anuar Galiev has presented these ideas at various international conferences, which are being developed successfully by his students.

Keywords: A. Galiyev, history, semiotics, Kazakh Khanate, mythologizing of history, invention of tradition


Пікір жоқ

Пікір қалдыру үшін кіріңіз немесе тіркеліңіз

Қаралуы: 244

Рецензиялар жоқ

Жүктеу

Санат

Пәнаралық зерттеулер Әдістемелік еңбектер Макро- және микротарих Отан тарихы. Зерттеудің жаңа әдістері Жас ғалымдар зерттеулері Сын. Пікір

Тақырып бойынша мақалалар

НЕКОТОРЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА ОРТА ҒАСЫРДАҒЫ КЕРЕЙ ХАНДЫҒЫ Электронное правительство в Казахстане: реализация и перспективы Исторический нарратив - источник идентичности в современном Казахстане УДК 930.2: 94 (574) Из истории национальной партии «Уш жуз» (К 100-летию образования партии) УДК 821.161.1 «Поселился на границе Сибири и Казахстана в г. Кустанае» История ссылки Михаила Бахтина: проблемы, поиски УДК 94 (574).02/.08 К ИСТОРИИ КАЗАХСКО-ИНДИЙСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В XVI-XVIII ВВ. Изучение религиозных персоналий в истории Казахстана 94(=512.1):32 ИЗОБРЕТЕННЫЕ ТРАДИЦИИ В КОНТЕКСТЕ МИФОЛОГИЗИРОВАННОЙ ИСТОРИИ 94(=512.1):32 МИФОЛОГИЗИРОВАННАЯ ИСТОРИЯ КАК НЕНАУЧНАЯ ФОРМА ИСТОРИОГРАФИИ ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ НА СОВЕТСКИХ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ПРИИРТЫШЬЯ (1970-1990) МЕСТО НАУЧНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ ЦГМ РК В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МРНТИ 03.01.06 ЗНАК И ИСТОРИЯ ( К 60-ЛЕТИЮ А.А. ГАЛИЕВА)

Автордың мақалалары

МРНТИ 03.01.06 ЗНАК И ИСТОРИЯ ( К 60-ЛЕТИЮ А.А. ГАЛИЕВА)