Басты бет » Материалдар » УДК 327(4/9); 930.22(4/9) ОТНОШЕНИЯ КАЗАХСТАН – РОССИЯ И ЕВРАЗИЙСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ

М.Ш. ГУБАЙДУЛЛИНА, проф., д.и.н. ЛЮ ЦИ, докторант PhD, А.А. СУЙНАЛИЕВ, магистрант, Казахский национальный университет имени аль-Фараби

УДК 327(4/9); 930.22(4/9) ОТНОШЕНИЯ КАЗАХСТАН – РОССИЯ И ЕВРАЗИЙСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ

«edu.e-history.kz» электрондық ғылыми журналы № 2(18) 2019

Аңдатпа:
. Статья посвящена анализу возрастающего значения евразийского направления во внешней и международной политике Республики Казахстан и Российской Федерации – двух ключевых государств формирующегося Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В данном процессе важна роль дипломатии стран, участвующих в интеграционном союзе. В статье рассматриваются возможные подходы анализа роли дипломатии в проблематике двусторонних отношений двух евразийских государств – Казахстана и России. Дипломатия может быть трактована в широком смысле с традиционных позиций, прежде всего, как инструмент достижения интересов государств. Публичная дипломатия, возможно, имеет большие перспективы для продвижения евразийского интеграционного процесса. Сталкиваясь с рядом трудностей политического характера, государства-члены ЕАЭС осознают безальтернативность экономического сближения. Широкая повестка дня сотрудничества Казахстана и России включает один из главных пунктов – совместное решение евразийской проблематики в двустороннем и многостороннем формате. Ключевые слова: Казахстан, Россия, традиционная и публичная дипломатия, евразийское пространство, интеграция, ЕАЭС
Мазмұны:

Введение: к вопросуо традиционной и публичной дипломатии в евразийском измерении внешней политики

На высшем государственном и политическом уровне Казахстана и России неизменно признается стратегическая и приоритетная роль друг друга. Развитие казахстанско-российских отношений остается наиболее удачным примером партнерства среди стран СНГ, которое подкреплено прочной нормативно-правовой базой. Насчитывается порядка 300 двусторонних договоров между Казахстаном и Россией, и один из наиболее значимых – уникальный Договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке, заключенный в Екатеринбурге в 2013 г. Подытоживая социальные и политические результаты сотрудничества, Президент Назарбаев Н.А. уверенно заявлял, что «сегодня практически нет такой сферы, в которой бы на доверительной основе не взаимодействовали наши страны… Россия – крупнейших торговый партнер Казахстана. Товарооборот между двумя странами составляет более 24 млрд. долларов. Это рекордный показатель за всю историю наших отношений. Он достигнут во многом благодаря Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. В конце прошлого года [2013 – М.Г.] был заключен двусторонний Договор о военно-техническом сотрудничестве. Действует единая система противовоздушной обороны. По вопросам обеспечения региональной безопасности мы тесно взаимодействует с Россией в рамках международных организаций. Доверие, равноправие, взаимовыгодное сотрудничество и союзничество – это общие ценности казахстанцев и россиян, которые мы обязаны передавать дальше из поколения в поколение» (Назарбаев, 2014:21).

На каждом из этапов современной евразийской интеграции, начиная с создания СНГ до совместного евразийского проекта под названием Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Казахстан и Россия неизменно присутствуют в качестве основных игроков. В целом, внешняя политика государств, участвующих в формировании сравнительно нового объединения – Евразийского союза, нацелена на развитие евразийского вектора, направленного на реализацию евразийского проекта. Последний стал результатом эволюции политической идеи, родившейся после распада СССР до создания Евразийского Союза 1 января 2015 года. Ранее, в марте 1994 г., в МГУ им. М.В. Ломоносова Президент Казахстана Н.А. Назарбаев предложил модельный проект Евразийского союза государств. А точкой отсчёта практической реализации проекта «Евразийский союз» принято считать статью В.В. Путина «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня».

В свою очередь, Чрезвычайный и Полномочный Посол РК в России Имангали Тасмагамбетов справедливо отмечает, что, несмотря на глубокие структурные изменения мирового порядка, казахстанско-российские связи отличают устойчивость и предсказуемость, соблюдение принципов взаимного уважения, добрососедства и союзничества. Взаимодействие Казахстана и России позитивно влияет на многие международные процессы, позволяют продвигать парадигму мирного урегулирования самых сложных конфликтов. На протяжении многих лет между нашими странами выработан устойчивый механизм сотрудничества, который эффективно реагирует на глобальные структурные и конъюнктурные сдвиги (Доброе соседство, 28.11.2018).

Итак, «казахстанско-российские отношения, по словам заместителя министра иностранных дел РК Г. Койшыбаева, – это константа, которая не меняется даже во время напряженности, которая возникает время от времени в международном сообществе» (Койшыбаев, 2018.04.04: 5157725).

Действительно, дипломатии двух стран отводится большая роль в достижении высокого уровня отношений между Казахстаном и Россией, как и сохранении постоянства по всем направлениям сотрудничества, той константы, которая практически не меняет своего значения в рамках евразийского процесса.

Материалы и методы. Сегодня встает вопрос о более явном и предметном включении в евразийский процесс средств публичной дипломатии, которая уже приобретает своеобразные, отличные от устоявшихся канонов черты и направления. В начале 90-х годов о возрастающей роли публичной дипломатии как одного из эффективных инструментов внешней политики и влиянии на мировые процессы писал Йозеф Най. По его убеждению, активное ее использование способствует формированию мягкой силы – «softpower» (Nye, 1990:153). Публичная дипломатия сравнительно недавно рассматривается в качестве одного из основных внешнеполитических инструментов, но смысловое наполнение данного понятия до сих пор остается неоднозначным. В понятие «публичная дипломатия» входят технологии, направленные на выстраивание долгосрочных отношений, и одновременно на защиту национальных интересов с использованием различных форм работы с общественностью за рубежом. Без каких-либо сомнений, публичная дипломатия даёт лучшее понимание ценностей и институтов собственного государства за рубежом. В этом смысле потенциал публичной дипломатии значителен. Дальнейшие исследования и растущий профессионализм повседневной практики в ближайшие несколько лет внесет ясность (Signitzer, 2008:216).

Современные технологии и потребность в них государств создали благоприятные условия для общественных отношений и публичной дипломатии (Signitzer, 1993:325). Правительства проявляют себя все чаще в области общественных отношений, если они стремятся повлиять на мнения зарубежной общественности. Как отмечает Б. Зигнитцер, концепция публичной дипломатии все еще находится на ранней стадии своего развития. Добавим, время требует внести коррективы в традиционную дипломатию, и грамотно вводить элементы публичной дипломатии в евразийские процессы. Вместе с тем, концепции «публичной дипломатии евразийской интеграции» и «мягкой силы евразийской интеграции» пока не существует.

Реализация последовательной и взвешенной внешней политики во многом зависит от грамотно разработанной стратегии, как традиционной, так публичной дипломатии. Именно она может концентрированно донести международной общественности позицию Казахстана или России в отношении процесса евразийской интеграции, более ясно представить двусторонние связи членов Евразийского экономического союза (России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Кыргызстана) в рамках евразийского интеграционного процесса.

Обсуждение. ЕАЭС рассматривается сегодня и как своеобразное явление, и как образование, не имеющее аналогов на постсоветском пространстве, сохраняющее преемственность вековых связей между народами и государствами.

Интеграционная доминанта сотрудничества стимулирует создание отдельных евразийских структур, вносит свои изменения в структуру МИДов. Так, в МИДе Казахстана при Департаменте евразийской интеграции действует управление Евразийского экономического союза, управление СНГ. В Российском МИДе вопросами многостороннего сотрудничества на пространстве СНГ, в частности Евразийского союза, занимается Первый департамент стран СНГ (1 ДСНГ).

В отличие от других интеграционных объединений (ЕС, АСЕАН, МЕРКОСУР) государств-участников ЕАЭС не много – Россия, Беларусь, Казахстан (позже вошли Кыргызстан и Армения). Они разнятся по темпам и уровню социально-экономического развития, политическому статусу, имеются различия во внешних приоритетах. Тем не менее, в условиях глобализации более всего Евразия оказалась подвержена общемировой тенденции регионализации, что явилось убедительной объединительной мотивацией для всех участников евразийского процесса. Новые международные обстоятельства, возникающие на фоне разворачивающейся конфликтности, региональных и межстрановых противоречий, ведут к появлению новых технологий, идёт апробация новых дипломатических приемов в совокупности с традиционными. Можно говорить о возможной взаимосвязи традиционной и публичной дипломатии, с другими новыми видами дипломатической деятельности современных государств. 

На этапе создания ЕАЭС шли сложные переговоры на уровне глав государств и правительств, специальных представителей институтов и комитетов ЕврАзЭС, консультации между Министерствами иностранных дел т.д. Обеспечивала данный процесс традиционная дипломатия и соответствующие структуры органов внешних сношений, целью которых является осуществление целей и задач внешней политики государств.

Казахстан – Россия: общая характеристика двусторонней дипломатии и сотрудничества

Казахстанско-российское сотрудничество, обусловленное известными причинами как политического, экономического, культурного и других форм сотрудничества, занимает особое место во внешнеполитической картине двух государств. Прошло более четверти века с того момента, как Казахстан и Россия взаимно признали суверенитет и независимость, выйдя из состава СССР. Так, Российская Федерация признала государственный суверенитет Республики Казахстан 17 декабря 1991 г., на следующий день после провозглашения независимости Казахстана. 22 октября 1992 г. были подписаны документы об установлении дипломатических отношений.

В столицах двух стран действуют посольства – РК в Москве и РФ в Астане (сначала в Алма-Ате). На сегодняшний день открыт ряд дипломатических представительств Казахстана в России в следующих городах: Генеральные консульства в городах Санкт-Петербург и Казань, консульства в Астрахани и в Омске, Почетные консулы РК в Ленинградской, Псковской областях и в г. Анапа Краснодарского края. В свою очередь, в Казахстане действуют Генеральные Консульства РФ в городах Алматы, Усть-Каменогорске и Консульство РФ в г. Уральске.

За это время сменилось десять казахстанских послов в России. Первым из них был Таир Мансуров, дипломатия которого отличалась активностью и новациями, была запущена идея интеграции на постсоветском пространстве и много позже механизмы сцепления в Евразийском союзе, прежде всего в Таможенном союзе. В связи с тем, что приходилось решать немало стратегических проблем с Российской Федерацией в эту страну направлялись дипломаты – политические тяжеловесы, к примеру Марат Тажин. С 2017 г. Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Казахстан в РФ является Имангали Тасмагамбетов.

Первым из восьми российских послов в Казахстане был Борис Красников, с февраля 2018 г. Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в РК является А.Н. Бородавкин. Наиболее плодотворная деятельность России с Казахстаном пришлась на годы посольства Михаила Бочарникова (2006–2018). Это время утверждения стратегического партнерства России и Казахстана и наивысший подъем интеграционных инициатив двух стран, реализация евразийской идеи.

Двусторонние связи и сотрудничество между Казахстаном и Россией регулируются обширной договорно-правовой базой (подписано более 300 договоров и соглашений в различных областях). В числе основополагающих – Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией (Москва, 25 мая 1992 г.) с изменениями по состоянию на 07.06.2012 год. Взаимные отношения распространяются на сферу безопасности, включая государственную границу; военные вопросы; экономику, торговлю и культуру. Стратегическая согласованность присутствует в отношении аренды комплекса «Байконур», который стал международным центром освоения космоса. Этапным событием считается подписание Президентами В.В. Путиным и Н.А. Назарбаевым Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке, которое произошло в Екатеринбурге 11 ноября 2013 г. Договор вступил в силу 22 декабря 2014 г. Таким образом, несмотря на имеющуюся определенную противоречивость ситуации в СНГ, двусторонние отношения Казахстан – Россия продолжают гармонично развиваться в самых разных сферах.

Евразийская политика и ЕАЭС

С 1994 г. идея евразийской интеграции, официально предложенная Президентом Н.Назарбаевым, стала ключевой в двусторонних связях. Межгосударственные отношения Казахстана и России изначально складывались не только в рамках двустороннего формата. 18 ноября 2011 г. на первом саммите ВЕЭС президентами России, Белоруссии и Казахстана была принята Декларация о евразийской экономической интеграции, которая являлась своего рода «дорожной картой» дальнейшего интеграционного взаимодействия в форматах ТС и ЕЭП. В ней были зафиксированы цели евразийской экономической интеграции на перспективу. Подписание 29 мая 2014 г. Договора о создании ЕАЭС вывело экономическую интеграцию на более высокий уровень. Очень скоро, в октябре Договор был ратифицирован. 1 января 2015 г. создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС) (О ратификации, 2014:Z1400000240).

Основной предпосылкой осуществления проекта Евразийского союза стала успешная реализация проектов Таможенного союза и Единого экономического пространства. Так, «для России Таможенный союз стал третьим по значимости рынком после ЕС и Китая. С 2010 по 2012 г. товарооборот со странами Таможенного союза увеличился на $15 млрд и достиг $58 млрд, то есть на четверть». На протяжении многих лет обе стороны выступают модераторами экономической интеграции на евразийском пространстве, успешно решают проблемные вопросы путем доверительного и взаимовыгодного диалога.

В условиях международного противостояния России и Запада, нестабильной ситуации на мировых рынках и иных усугубляющих отношения факторов безусловным преимуществом является координация и объединение возможностей двух стран в рамках евразийской интеграции в двустороннем и многостороннем форматах.

В настоящее время усилия направлены на экономическое сотрудничество на основе общих интеграционных платформ, дипломатия и МИДы стран ЕАЭС сопровождают организационные мероприятия евразийского профиля. К примеру, проводятся официальные и рабочие встречи по цифровизации экономик в ЕАЭС. В октябре 2017 г. в Сочи были проведены саммиты СНГ и ЕАЭС с участием Президентов Казахстана и России. По словам директора департамента евразийской интеграции МИД РК Е.Б. Конуспаева, подобным саммитам предшествует большая подготовительная работа дипломатов и специалистов многих других государственных органов» (В фокусе…). С политической точки зрения, ценность саммитов межгосударственных объединений, состоит в сверке позиций соседних государств на самом высоком уровне по узловым вопросам региональной и глобальной повестке дня. Часть вопросов при этом не всегда входит в сферу полномочий самих этих организаций. 

В рамках СНГ обращает на себя внимание дальнейшее продвижение комплексной адаптации Содружества к меняющимся условиям окружающего мира. Напомним, что этот процесс запустило выступление Президента Н. Назарбаева на саммите СНГ два года назад в Бурабае. В 2016 г. начатые инициативы получили своё отражение в решении Бишкекского саммита СНГ «Об адаптации Содружества Независимых Государств к современным реалиям». Среди конкретных решений происходит перераспределение полномочий между Советом глав государств и Советом глав правительств, системная трансформация исполнительских структур Содружества; оптимизируется их кадровый состав. Экономический суд СНГ переведен в режим работы ad hoc, то есть это уже не постоянно действующая структура и судьи собираются лишь при необходимости рассмотрения конкретных дел.

На заседании Высшего евразийского экономического совета (ВЕЭС) участники отмечали положительное влияние работы ЕАЭС на экономическое развитие входящих в него государств. В 2017 г. оно выразилось в росте товарооборота как между членами объединения, так в параллельном росте показателей их торговли с третьими странами.

Актуальна цифровая повестка в развитии отношений. В ЕАЭС большое внимание уделяется цифровизации и в будущем союзные страны планируют серьезное развитие цифровой экономики. Само обсуждение тематики цифровизации на столь высоком межгосударственном уровне показывает актуальность усилий правительств в этой сфере, а Казахстан приступил к осуществлению программы «Цифровой Казахстан».

Анализируя современное состояние двустороннего сотрудничества, эксперты обращают внимание на экономическую составляющую. «На экономическом треке позитивную динамику демонстрируют взаимная торговля и обмен капиталами, взаимные инвестиции особенно заметны в атомной, химической и автомобильной промышленности. Для активизации бизнес-контактов будут очень полезны различные форумы и ярмарки, которые «проводятся не для прессы, а для реальных потребностей бизнеса» (руководитель Евразийского аналитического клуба Н. Мендкович).

Таким образом, ЕАЭС – многообещающий, амбициозный проект, который имеет перспективы для будущего развития государств-участников.

Результаты. Активно развивается политический диалог на высшем и высоком уровне. Ежегодно проходят десятки встреч в двустороннем и многостороннем форматах глав правительств, председателей палат парламентов и министров иностранных дел. Тесно взаимодействуют внешнеполитические ведомства двух стран. Реализуется План межмидовских консультаций на 2015–2016 гг. На постоянной основе достаточно активно работают двусторонние межпарламентские структуры: Комиссия парламентского сотрудничества «Россия – Казахстан» (IX заседание планируется провести в апреле 2016 г. в Актюбинске) и Межпалатная парламентская Комиссия по сотрудничеству между Госдумой России и Мажилисом Парламента Казахстана. Ежегодно нижние палаты парламентов двух стран организуют и проводят Международные парламентские форумы по евразийской тематике. Так, III Форум «Евразийская экономическая перспектива» проводился в Астане 6 октября 2015 г. с участием С.Е.Нарышкина и К.К.Джакупова, представителей парламентов стран Евразийского экономического союза.

Вся деятельность Евразийского экономического союза сегодня направлена на то, чтобы давать больше возможности для наднациональной компетенции. Экономической основой российско-казахстанского сотрудничества является формирование однотипных национальных моделей экономики. Долговременные перспективы сотрудничества между нашими странами создаются в значительной степени совместными подходами к экономическому развитию.

Ключевая область экономического взаимодействия – топливно-энергетический комплекс. Развивается сотрудничество в сферах электроэнергетики (энергосистемы России и Казахстана работают в параллельном режиме) и атомной энергетики (совместная разработка урановых месторождений в Казахстане), в нефтегазовой отрасли (транзит казахстанской нефти на экспорт через территорию России, закупка и маркетинг казахстанского природного газа для поставок на рынки третьих стран, реализация совместных проектов по освоению углеводородных ресурсов северного Каспия).

Экономическая политика Евразийского экономического союза должна быть ориентирована на развитие реального промышленного сектора, а не только финансового. В настоящее время актуальны следующие интерграционные направления – хозяйственная, культурная, правовая интеграции. Применение механизмов интеграции должно происходить с крайней степенью осторожности и сопровождать каждый шаг информационным и социологическим изучением общественного мнения.

ЕАЭС позиционирует себя как ядро евразийской континентальной интеграции, формируется новая евразийская дипломатия при участии государств-членов ЕАЭС. Евразийский союз имеет потенциал и возможности использовать свои специфические механизмы интеграции, в частности межкультурные контакты; публичную дипломатию; лояльную миграционную политику и др. Более продуктивному устранению противоречий, возникающих при реализации ЕАЭС, будет служить изучение эволюции формирования ЕС и анализ его дипломатической системы и институтов. Особенно важным становится сотрудничество России и Казахстана в области международного транзита, особенно в контексте китайского проекта «Один пояс, один путь», призванном связать Китай с ЕС железнодорожной сетью, как дополнение и страховка морской торговли.

Среди имеющихся сегодня проблем ЕАЭС,по мнению экспертов, назовем некоторые:

- незавершенность процесса создания институциональной структуры ЕАЭС, порой непоследовательность действий обеих стран по отношению друг к другу, а потому – возникающих противоречиях;

- наличие режима санкций Запада по отношению к Российской Федерации, что наносит ущерб евразийской экономической интеграции;

- наличие в ЕАЭС изъятий и исключений в отношении отдельных групп товаров, фактор санкций и контрсанкций, а также ограниченность полномочий Евразийской Экономической комиссии, что на практике приводит к нарушению основополагающего принципа ЕАЭС о свободном перемещении товаров.

Следует указать нанеобходимость привлечения дипломатической активности с целью стимулирования, либо снятия напряжения в двустороннем и многостороннем евразийском формате. В частности, необходимо интенсифицировать научный и экспертный диалог в рамках публичной дипломатии, который будет способствовать продвижению евразийской интеграции и позитивному восприятию сотрудничества ЕАЭС. Особое внимание уделять осмыслению новых форм интеграции России и Казахстана, которые являются евразийскими по своей исторической сути.

Заключение. Идея евразийской интеграции, выдвинутая первым президентом РК Н. Назарбаевым, первоначально не была воспринята большинством лидеров стран СНГ в качестве плана к определенным консолидирующим действиям. Долгое время эта идея оставалась в качестве некоего концептуального элемента для отдельных государств, к примеру в ЦА. Сегодня ЕАЭС является не просто символом евразийского единения большого пространства. На его просторах успешно функционирует множество региональных организаций и площадок сотрудничества, которые связаны различными механизмами многостороннего сотрудничества, включая ШОС, ОДКБ, СВМДА и наконец, ЕАЭС, решающая движущая роль в которых принадлежит Казахстану и России.

Казахстан является инициатором многих евразийских инициатив, однако без поддержки других государств данные инициативы не могли бы быть успешно реализованы. Роль президента РФ В.В. Путина в развитии данной идеи особенно значима, он внес огромный вклад в развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Инициатива евразийской интеграции базируется на идеях приоритета независимости и политического суверенитета, а также на представлениях об интересах общества всех стран-участников ЕАЭС. Тем не менее, российско-казахстанские отношения зарекомендовали себя в качестве эталона двустороннего сотрудничества, именно так их охарактеризовал Н.А. Назарбаев. На сегодняшний день наши страны вовлечены в абсолютно все сферы партнерства. Ключевыми направлениями российско-казахстанского сотрудничества являются энергетическое, военное, торгово-экономическое, социальное и гуманитарное. Без участия именно этих двух стран невозможна реализация совместных научно-практических проектов в сфере мирного освоения атома, космоса, трансконтинентальных проектов, как и договоренностей о сотрудничестве на прикаспийской территории. Общие границы между РК и РФ облегчили гражданам пересечение границ, перевозку грузов. Даже несмотря на санкции со стороны Запада, Казахстан и Россия показывают рекордные показатели товарооборота. Благодаря зоне свободной торговли между всеми странами-членами ЕАЭС во много раз вырос экспорт, успешно развивается бизнес-сектор.

Особо стоит отметить сотрудничество в военно-технической сфере, где роль России, конечно, остается безоговорочной. РФ поставляет в Казахстан огромное количество боеприпасов, военной техники и является ведущим экспортером во всех сферах военной торговли. На территории Казахстана со времен СССР сохранились несколько стратегически важных точек, таких как лётный полигон «Тайсоган», радиотехнический полигон и, конечно же, космодром «Байконур».

Дипломатия активно содействует сотрудничеству в рамках евразийской идеи Н.А. Назарбаева ускорило темпы интеграционных процессов на постсоветском пространстве, продвижение которых было бы невозможно без обеспечения безопасности и совместных усилий перед возникающими новыми угрозами. В этой связи постсоветские страны способствовали созданию в 2002 году Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а деятельность таких организаций, как СНГ стала более четкой и направленной на решение задач в различных сферах деятельности.

Евразийская интеграция дала толчок развитию и укреплению международных отношений в регионе и развитию основных евразийских принципов, которые и были использованы при создании ШОС и СВМДА с участием третьих стран. При этом необходимо особо отметить сотрудничество России и Казахстана в рамках ШОС и ОДКБ, где страны добились значимых результатов совместной деятельности. Данное сотрудничество приобретает важное значение для Казахстана, поскольку большинство угроз безопасности исходит из сопредельных с центрально-азиатским регионом стран. В рамках ОДКБ и ШОС РК и РФ активно работают над предотвращением поставок наркотиков на территорию наших стран, поэтому уделяется особое внимание защите внешних границ. Двусторонние отношения Казахстана и России, таким образом расширили возможности регионального и трансрегионального сотрудничества, которые закреплены международно-правовым порядком и различными международными соглашениями. 

Литература

В фокусе – реформа СНГ и цифровизация экономик в ЕАЭС//МИА «Казинформ», 16 окт. 2017: [http://lenta.inform.kz/ru/ermuhambet-konuspaev-glavnaya-zadacha-sng-kul-turno-gumanitarnoe-sotrudnichestvo_a30 75417]

Доброе соседство прочнее родственных уз//Посольство РК в РФ, 28.11.2018: [https://kazembassy.ru/rus/posol/posol_novosti/?cid=0&rid=2561]

Койшыбаев Г. Казахстанско-российские отношения – это константа //Sputnik. Новости Казахстана, 04.04.2018: [https://ru.sputniknews.kz/radio/20180404/5157725/], [https://forbes.kz/news/2018/04/04/newsid_169536]

Назарбаев Н.А. Выступление Президента Республики Казахстан в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова 28 апреля 2014 г. //Евразийский экономический союз: от идеи к реализации (к 20-летиювыступления Президента РК Н.А. Назарбаева в МГУ им. Ломоносова /Под ред. Б.К.Султанова. – Алматы:КИСИ при Президенте РК, 2014. – 160 с.

О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе. Закон Республики Казахстан от 14 октября 2014 года № 240-V ЗРК//Информационно-правовая система нормативных правовых актов РК «Әділет»:: [http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1400000240]

О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союз. Закон Республики Казахстан от 13 декабря 2017 года № 115-VI ЗРК//Информационно-правовая система нормативных правовых актов РК «Әділет»: [http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1400000115]

Nye, Joseph S. Soft Power//Foreign Policy.–1990 (autumn). № 80. - Р. 153

Signitzer B. Public Relations and Public Diplomacy: Some Conceptual Explorations //Zerfass, A., Ruler B., et al. Public relations research. European and International perspectives and innovations. - Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften/GWV Fachverlage GmbH, 2008. - S. 216

Signitzer B., Coombs T.Conceptual Convergences between Public Relations and Public Diplomacy //Fischer H.D. Public relations. Öffentlichkeitsarbeit; Geschichte, Grundlagen, Grenzziehungen. Frankfurt, Berlin: Lang, 1993. - S. 325

References

V fokuse – reforma SNG i tsifrovizatsiya ekonomik v YEAES//MIA «Kazinform», 16 okt. 2017: [http://lenta.inform.kz/ru/ermuhambet-konuspaev-glavnaya-zadacha-sng-kul-turno-gumanitarnoe-sotrudnichestvo_a30 75417]

Dobroye sosedstvo prochneye rodstvennykh uz//Posol'stvo RK v RF, 28.11.2018: [https://kazembassy.ru/rus/posol/posol_novosti/?cid=0&rid=2561]

Koyshybayev G. Kazakhstansko-rossiyskiye otnosheniya – eto konstanta //Sputnik. Novosti Kazakhstana, 04.04.2018: [https://ru.sputniknews.kz/radio/20180404/5157725/], [https://forbes.kz/news/2018/04/04/newsid_169536]

NazarbayevN.A. VystupleniyePrezidentaRespublikiKazakhstanvMoskovskomgosudarstvennomuniversiteteimeniM.V. Lomonosova 28 aprelya 2014 g. //Yevraziyskiyekonomicheskiysoyuz: otideikrealizatsii (k 20-letiyuvystupleniyaPrezidentaRKN.A. NazarbayevavMGUim. Lomonosova / Pod red. B.K.Sultanova. – Almaty:KISI pri Prezidente RK, 2014. – 160 s.

O ratifikatsii Dogovora o Yevraziyskom ekonomicheskom soyuze. Zakon Respubliki Kazakhstan ot 14 oktyabrya 2014 goda № 240-V ZRK//Informatsionno-pravovaya sistema normativnykh pravovykh aktov RK «Ədílet»: [http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1400000240];

O ratifikatsii Dogovora o Tamozhennom kodekse Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuz. Zakon Respubliki Kazakhstan ot 13 dekabrya 2017 goda № 115-VI ZRK//Informatsionno-pravovaya sistema normativnykh pravovykh aktov RK «Ədílet»: [http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1400000115]

Nye, Joseph S. Soft Power//Foreign Policy.–1990 (autumn). № 80. - Р. 153

Signitzer B. Public Relations and Public Diplomacy: Some Conceptual Explorations //Zerfass, A., Ruler B., et al. Public relations research. European and International perspectives and innovations. - Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften/GWV Fachverlage GmbH, 2008. - S. 216

Signitzer B., Coombs T.Conceptual Convergences between Public Relations and Public Diplomacy //Fischer H.D. Public relations. Öffentlichkeitsarbeit; Geschichte, Grundlagen, Grenzziehungen. Frankfurt, Berlin: Lang, 1993. - S. 325

Губайдуллина М.Ш.

тарихғылымдарының докторы, профессор,

Лю Ци

PhD докторанты,

Суйналиев А.А.

магистрант

Түйін.Мақала Еуразиялық экономикалық одақты (ЕЭО) құрайтын екі негізгі мемлекет – Қазақстан Республикасы мен Ресей Федерациясының сыртқы және халықаралық саясатындағы еуразиялық бағыттың маңыздылығын талдауға арналған.  Аталмыш үдерісте интеграциялық одаққа қатысушы елдердің дипломатиясы маңызды рөл атқарады. Мақалада екі еуразиялық мемлекет – Қазақстан мен Ресейдің екіжақты қарым-қатынастары мәселесіндегі дипломатияның рөлін саралаудың мүмкін тәсілдері қарастырылады. Дипломатияны дүстүрлі тұрғыдан кең мағынада, ең алдыымен, мемлекеттердің өз мүдделеріне жету құралы ретінде түсіндіруге болады. Көпшілік алдында ашық дипломатияның еуразиялық интеграциялық үдерістің ілгері басуы үшін келешегі зор болуы ықтимал. Саяси сипаттағы бірқатар қиындықтарға тап бола отырып,  Еуразиялық экономикалық одаққа мүше мемлекеттер экономикалық жанасудың нәтижесіздігін сезінеді. Қазақстан мен Ресейдің ынтымақтастығының күн тәртібінде тұруы екіжақты және көпжақты форматта еуразиялық мәселені бірлесе шешудің негізгі тармақтарының бірін қамтиды. 

Түйін сөздер: Казақстан, Ресей, дәстүрлі және көпшілік алдында ашық дипломатия, еуразиялық кеңістік, интеграция, ЕАЭО

M.S. Gubaidullina

Doctor of Historical Sciences, Professor

Lu Qui

Candidate of International Relations Sciences (PhD)

А.А. Suinaliyev

Master Student of International Relations Sciences

Al-FarabiKazakhNationalUniversity 

Abstract. Thearticleisdevoted to the analysis of the increasing importance of the Eurasian direction in the foreign and international policy of the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation – the two key States of the emerging Eurasian Economic Union (EAEU). In this process, the role of diplomacy of the countries participating in the integration Union is important. The article discusses possible approaches to the analysis of the role of diplomacy in the problems of bilateral relations between the two Eurasian States – Kazakhstan and Russia. Diplomacy can be interpreted in a broad sense from traditional positions, first of all, as a tool to achieve the interests of States. Public diplomacy may have great prospects for promoting the Eurasian integration process. Faced with a number of political difficulties, the EAEU member States realize that there is no alternative to economic rapprochement. The broad agenda of cooperation between Kazakhstan and Russia includes one of the main items – the joint solution of the Eurasian problems in the bilateral and multilateral format.

Key words: Kazakhstan, Russia, traditional and public diplomacy, Eurasian space, integration, EAEU


Пікір жоқ

Пікір қалдыру үшін кіріңіз немесе тіркеліңіз