Home » Materials » ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ О ТЮРКСКИХ НАРОДАХ КАЗАХСТАНА

АЛМАГАМБЕТОВА А.М.

ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ О ТЮРКСКИХ НАРОДАХ КАЗАХСТАНА

Scientific E-journal «edu.e-history.kz» № 2(06)

Tags: тюркские, тюрки-месхетинцы, карапапахи., Казахстан, исследователи, народы
Annotation:
Аннотация В статье приведен обзор трудов зарубежных исследователей о тюркских народах Казахстана конца XIX века – начала XXI вв. Среди них есть труды таких английских ученых как Джоффрей Уилер, Цаплика Мария Антуанетта, Ширин Акинер, американских исследователей Питер Голден и Лоуренс Крадер, турецких исследователей Айшегюль Айдынгюн, Али Кафкасиялы, Али Йигит и корейского исследователя Чонг Жин Ох. Эти исследования написаны на английском и турецком языках. В них изучены ранее не исследованные тюркские народы Казахстана как карапапахи, месхетинские тюрки. Ключевые слова: тюркские народы, Казахстан, исследователи, тюрки-месхетинцы, карапапахи.
Text:

В современном мире, где процесс глобализации начал стирать границы между нациями, очень важно сохранить национальные особенности каждого народа. В Казахстане проживает много национальностей, чья история ещё недостаточно исследована и требует более основательного подхода к изучению их прошлого. Учитывая, то, что в изучении истории нашей страны существуют пробелы, возникшие из-за советского прошлого, будет правильно обратиться к исследованиям зарубежных ученых.  

Изучением истории, культуры, социально-экономического положения и демографии тюркских народов занимались многие ученые из разных уголков мира. Труды некоторых из них представлены в данной работе.

  Английский историк Джоффрей Уилер в своем труде «Современная история Советской Центральной Азии» (ThemodernhistoryofSovietCentralAsia) [1], опубликованном в Лондоне в 1964 году рассматривает территорию, куда входят пять азиатских республик СССР, расположенных к востоку от Каспийского моря, прилегающую к Ирану, Афганистану и Западному Китаю. Автор сосредоточился в основном на социальной и культурной жизни народов с начала западного влияния и показывает, как это влияние прогрессировало в формировании их судеб.

В начале книги Уилер описывает землю и народ, затем дает краткий обзор ранней истории до русского завоевания. Он отмечает, что на тот момент население всего региона состояло из трех элементов, а именно, тюркского (узбеки, казахи, каракалпаки, киргизы и туркмены) – 12 112 000, славянского (русские, украинцы и белорусы) – 7 408 000 и иранского (таджики) – 1 378 000 [1, 7 с.]. Уилер также приводит описания отдельных национальностей, входящих в состав СССР.

Основная часть книги посвящена установлению советского режима и новому положению народов Центральной Азии в подчинении советской власти. В последней части книги автор описывает культуру народов Советской Центральной Азии с ранних времен до современности. Здесь Дж.Уилер отмечает, что понятия «культура» и «цивилизация» в советских странах и странах Запада немного отличаются. Если на Западе культура – выражение человеческих мыслей в искусстве, религии, идеях, образе жизни, а цивилизация – это механизмы и аппарат, используемые для контроля условий жизни, то в советских странах понятие цивилизация полностью игнорируется. А культура делится на материальную и духовную [1, 179 с.]. Согласно такому разделению автор изучает культуру народов Центральной Азии.

Согласно заключениям автора процесс формирования наций среди народов Центральной Азии начался ещё до революции в относительно безопасных условиях царского режима и с постепенным распадом мусульманской уммы (общины) [1, 234 с.].

Данный труд представляет собой детальное изучение народов Центральной Азии в советское время, учитывая, что для иностранных ученых во времена Советского Союза доступ был ограничен и затруднен.  

  Следующая работа является значительным вкладом в изучение истории тюркских народов, она написана Питером Голденом и называется «Введение в историю тюркских народов» (AnIntroductiontotheHistoryoftheTurkicPeoples) [2]. ОнаопубликованавВизбаденев 1992 году. Данная работа рассматривает этногенезис и формирование государств в средние века и раннее новое время в Евразии и Среднем Востоке. Автор дает детальный анализ тюркских народов Евразии, начиная с древности до нового времени, подробно изучает происхождение тюркских народов Балкан, Транскавказии, Ближнего и Среднего Востока, Крыма и Северного Кавказа, Волго-Уральского региона и Западной Сибири, Сибири и Центральной Азии.

  Данная книга состоит из двенадцати глав, каждая из которых охватывает очень объемные проблемы. Первая глава дает полную информацию о народах и языках Евразии. Изучая языковые группы, их подгруппы и семьи, автор отмечает, что на формирование какого-либо языка влияет их образ жизни, в данном случае кочевой. В частности тюркский язык является результатом сложной этногенетической истории, включающей важные нетюркские элементы и смешением разных тюркских групп. Питер Голден говорит, что тюркские языки больше двух последних тысячелетий присутствует и развивается по всей территории Евразии и Ближнего, Среднего Востока, охватывая носителей индоевропейских, уральских, палео-сибирских, семитских и кавказских языков. По этой причине любое исследование отношений тюркских народов с соседними народами должно осуществляться с учетом обширного этнолингвистического контекста Евразии [2, 15 с.].

  Со второй по одиннадцатую главу этой книги дается исторический обзор тюркских народов, где прошлое Евразии изучено начиная с древних времен до времен ханств в Центральной Азии, османов, сафавидов и мамлюков на Ближнем и Среднем Востоке.

Последнюю главу П.Голден посвятил этногенезису тюркских народов, где рассматривает их в рамках современных государственных территорий.

Работа П.Голдена «Введение в историю тюркских народов» показывает историю одного из комплексных и многогранных народов – тюрков в глобальном контексте.  

  Одной из ранних работ о тюрках двадцатого столетия является труд Цаплики Марии Антуанетты. Работа Цаплики М. А. «Тюрки Центральной Азии в истории и сегодня» (TheTurksofCentralAsiainhistoryandatthepresentday) [3], изданная в 1918 году в издательстве Оксфордского университета, включает этнологическое исследование пантуранского вопроса и библиографический материал о ранних тюрках и тюрках Центральной Азии в начале 20-го века. Здесь рассматриваются язык, религия, этнография, история и археология тюрков. Изучая пантуранское движение, автор называет его больше стратегическим и экономическим шагом некоторых кругов, желающих завладеть хлопком Туркестана, золотом Алтая и богатствами Центральной Азии, а не деятельностью, направленной на объединение тюркских народов с центром в Константинополе [3, 9c.].  

Мария Антуанетта Цаплика будучи лектором Оксфордского университета, исследовала этногенезис тюркских племен, их размещение на территории Центральной Азии, их численность и традиционные особенности отдельных народов. В вопросах народонаселения она в основном обратилась к данным переписи 1897 года. Цаплика делит тюрков Центральной Азии на две группы: иранские и туранские тюрки. К иранским тюркам она относит туркменов, сартов, таранчи, узбеков, казахов, каракалпаков. Туранскими тюрками она называет киргизов, сибирских тюрков, якутов, сибирских татар, тюрков северо-западной Монголии и Восточного Туркестана, урянхайцев.

В заключении Цаплика М.А. отмечает, что туранские тюрки являются больше преемниками древнего тюркского народа, так как иранские тюрки потеряли генеалогическую связь с хунну и даже с тю-кю. И даже азербайджанские и османские тюрки являются «усыновленными» преемниками тюрков, также как венгры или булгары [3, 108 с.] Автор подчеркивает, что политические игры не должны влиять на объективное исследование народов мира, и говорит насколько искусственно не была бы разделена Азия от Европы в будущем они должны будут объединиться [3, 109 с.].  

Работа известного американского антрополога Лоуренса Крадера «Народы Центральной Азии» (ThepeoplesofCentralAsia) [4] является очень подробным анализом народов, населявших территорию Центральной Азии.

Целью данной работы является ознакомление читателя с территорией, которая входит в состав Советского Союза, с Центральной Азией, включающей Казахстан. Первоначальное внимание было обращено на коренное население и их традиционную культуру. Во-вторых, были изучены изменения, которым подверглись эти народы в период правления царской и советской властей. Автор также подробно рассматривает вопросы языка, истории, религии, общества и демографии отдельно по главам.  

В первой главе Л. Крадер тщательно изучает состояние экологии и экономики Центральной Азии, что присуще многим зарубежным исследователям. Экологию он разделил на несколько зон: степи, полупустыни, пустыни и горы. Каждой экологической зоне характерно свое экономическое развитие. Железные дороги, каналы, виды коммуникаций являются показателями уровня развития каждого региона, по этой причине автор придает им особое значение. Во втором разделе «Языки» рассмотрены языковые группы и семьи, присутствующие в Центральной Азии и их генетические связи. Автор отмечает, что на стандартизацию языка и основание литературного языка большое влияние оказали государственные меры по внутренней политике СССР. Третья глава рассматривает формирование народов, в том числе таджиков, туркменов, киргизов, узбеков, казахов и каракалпаков. Четвертая и пятая главы посвящены истории и религии советских азиатских стран. Шестая глава представляет собой анализ институтов семьи и общества. В седьмой главе книги автор анализирует переписи 1897 г., 1926 г., 1959 годов, где дается подробный анализ плотности населения, этнического и полового состава, миграции, сельского и городского населения. Также было рассмотрено влияние революций и коллективизации на демографическое положение на данной территории. Судьбу тюркских народов он описал согласно фактическим данным переписи населения. Последняя глава является описанием городов Центральной Азии с присущим им национальным колоритом.

Труд Л.Крадера «Народы Центральной Азии» представляет собой справочный разносторонний материал, очень полезный для специалистов гуманитарных наук.

Айшегюль Айдынгюн, исследователь отдела социологии Ближневосточного технического университета в Анкаре посвятила многие свои работы туркам-месхетинцам. Её книга «Турки Ахыска. Транснациональное сообщество, транснациональные семьи» (Ahıska Türkleri. Ulusötesi bir topluluk, ulusötesi aileler) [5]является социологическим исследованием о турках ахыска и их семьях, которые разбросаны в разных странах мира. Изучая историю турков ахыска, автор выделяет разные точки зрения об их происхождении. Взгляды российских, грузинских и турецких исследователей, по мнению автора имеют политическую подоплеку. В грузинской литературе турков ахыска называют турками - месхетинцами, так как, по их мнению, они являются грузинами, принявшими ислам, но когда-то исповедовавшие христианство. Другими словами, ахыска являются тюркизированными грузинами-мусульманами, чьими предками были месхетинцы.

Российские исследования связывают происхождение турков ахыска с кавказскими булгарами, жившими во 2 веке до н.э., православными кипчаками и карапапахами. Ещё по одной версии турки ахыска являются смешением турков с тюркизированными грузинами.

Третий взгляд озвучивается в турецких источниках, где утверждается, что кипчаки являются предками турков ахыска и, что долгое Османское правление способствовало формированию новых тюркских народов, одним из которых являются турки ахыска.

Изучив все эти три взгляда, автор делает заключение о том, что турки ахыска, скорее всего, являются смешанным формированием, включающим кипчаков, туркменов, анатолийских турков и тюркизированных грузинов-мусульман.

Автор утверждает, что этноним «ахыска» появился в 80-х годах ХХ столетия и под ним объединились турки, туркмены, малочисленные курды и грузины – мусульмане Месхетии - Джавахетии [5, 35-36 с.]

В результате подробного изучения истории данной территории Айшегюль Айдынгюн сделала вывод, что здесь сценарий переселения народов сыграл роль катализатора в формировании новых народностей.  

Еще хотелось бы отметить о нескольких научных статьях, которые достаточно подробно рассматривают вопрос об истории турков-месхетинцев, проживающих на территории Казахстана.

А.М.Хазанов профессор антропологии Университета Висконсин в своей статье «Месхетинские турки в поисках самоидентичности» (Meskhetianturksinsearchofself-identity) [6] освящает проблему турков – месхетинцев, народа не обретшего до сих пор ни национальную, ни территориальную, ни гражданскую идентичность. Изучив грузинские исследования, автор сравнивает положение двух народов Грузии – аджаров и турков-месхетинцев, принявших ислам, судьбы которых сложились по-разному. Аджары, несмотря на то, что они приняли ислам, сохранили не только язык, но и грузинскую традиционную культуру. В отличие них турки-месхетинцы сохранили приверженность турецкому языку и традициям. Но ситуация с турками-месхетинцами более сложна, так как в их формировании участвовали тюркские народности.   

Далее автор исследует историю притеснений турков-месхетинцев советскими властями, карту их перемещений по всему Советскому Союзу и историю борьбы за возвращение на территорию южной Грузии, откуда изначально были депортированы. Главной же причиной депортации автор считает желание Сталина вторгнуться в Турцию и по этой причине очистить Транскавказию от тех этнических элементов, которые могли помешать ему в осуществлении своего плана. А турки-месетинцы казались ему подозрительными по причине своей лингвистической, религиозной и территориальной близости к туркам Турции [6, 3с.].

В этой работе также рассмотрена проблема возвращения турков-месхетинцев в южную Грузию после смерти Сталина и распада СССР и причины отказа грузинской стороны принять и разместить турков-месхетинцев на их исконной родине. Среди причин неприятия грузинами турков –месхетинцев автор называет страх перед ростом этнических элементов, потребующих автономию. Автор также изучает причины, предпосылки и последствия Ферганских событий 1989 года, которые послужили причиной массового переселения месхетинских турков в российские города. В заключении автор говорит, что положение турков-месхетинцев такое же каким оно было 30 лет назад. Они до сих пор остаются нежеланным и гонимым этническим меньшинством.  

Очень интересный материал представлен исследователем Чонг Жин Ох из Ханкукского университета зарубежных исследований в статье «Сравнительный анализ турков-месхетинцев и корейцев постсоветского Казахстана и Узбекистана: формирование идентичности диаспоры и культуры» (Comparative analysis of the Ahiska (Meskhetian) turks and koreans in post-soviet Kazakhstan and Uzbekistan: The Making of diaspora identity and culture) [7]. В этом исследовании анализируются две депортированные диаспоры Казахстана и Узбекистана. Используя пример корейской и тюркской месхетинской диаспор, в исследовании раскрывается вопрос культурного и идентичного сохранения двух диаспор и их возрождающейся культурной деятельности со дня обретения независимости титульной нации в 1991 году. Данная статья рассматривает их выживание и существование национализма диаспоры в национализирующем Казахстане и Узбекистане. В ходе рассмотрения этих вопросов, автор фокусируется на движении диаспоры и формировании организаций диаспоры, размещении на территории титульных государств, восстановлении языка и образования, и наконец, на социально-экономическом положении турков-месхетинцев и корейской диаспоры. 

При проведении исследования были использованы методы интервьюирования и полевого исследования среди корейской диаспоры и турков-месхетинцев Центральной Азии.

  Детальное исследование о диаспорах Казахстана приводится в статье Ширин Акинер «О типологии диаспор в Казахстане» (TowardsaTypologyofDiasporasinKazakhstan) [8],опубликованной в журнале «Отан тарихы». В статье известного исследователя из Англии, доктора Ширин Акинер рассматривается категория «диаспора», формирование, анализ, хронология и типология миграционных процессов в Казахстане с 18 века по сегодняшний день.

Первый раздел статьи посвящен анализу происхождения этнических групп, проживающих в Казахстане, и характеру миграционных процессов. Автор рассматривает казахов как «титульную нацию» и приводит таблицу миграции казахского народа в 20 веке. Таблица состоит их нескольких разделов, которые дают возможность проследить движение эмигрантов, репатриантов и состояние внутренней миграции. Также рассматриваются иммигранты: из европейской России – русские, украинцы и белорусы; народы тюркского, финно-угорского и другого происхождения, такие как татары, молдаване, удмурты и другие; народы из Центральной Азии – узбеки, туркмены, киргизы, уйгуры и дунгане; депортированные народы из различных регионов бывшего СССР (Поволжье, Крым, Украина, Белоруссия – немцы, поляки, крымские татары; Северный и Южный Кавказ – балкары, чеченцы, ингуши, карачаевцы, калмыки и турки - месхетинцы; Дальний Восток - корейцы).

В статье также приводится анализ формирования этнических диаспор. Здесь даны несколько таблиц, повествующие о ходе, периоде, типе и методе миграции этнических, религиозных и ссыльных диаспор с начала 18 до начала 20 веков.

Исследованием тюркских народов Казахстана занимались многие ученые из Турции. Айшегюль Айдынгюн в своей статье «Депортированная национальность: турки ахыска» (A deported nationality: the ahiska turks) [9] описывает положение турков-месхетинцев после развала СССР, которые вынуждены были покинуть свою Родину в связи с советской политикой. Автор большое внимание уделяет политическим, гуманитарным и территориальным правам, сохранению своей этнической идентичности, политическому и стратегическому направлению данной проблемы. Здесь рассматриваются история депортации месхетинцев, их размещение на территории Средней Азии, межэтнические конфликты, возникшие между депортированным народом и местным населением. Исследование проводилось в Кыргызстане, Казахстане и Турции в 1996-1997 гг., автор использовал методы интервьюирования и анализа. Автор в статье приводит некоторые данные из интервью с турками-месхетинцами, покинувшими свою Родину.

Также можно отметить исследование Али Кафкасиялы о карапапахском народе «Карапапахские тюрки» (Karapapak türkleri) [10].В самом начале статьи автор останавливается на этимологии слова «карапапах», которое означает «черная шапка». Карапапахами ещё называют терекеменцев, хотя они вели разный образ жизни. Карапапахи являлись оседлым народом, а терекеменцы вели кочевнический образ жизни. Тем не менее, они все являются представителями туркменского народа.

Далее автор рассматривает историю карапапахов отдельно по регионам, где они проживают. Как известно карапапахи живут в нескольких странах, таких как Азербайджан, Грузия, Иран, Турция, а после депортации грузинских карапапахов они стали проживать и в Казахстане. Историю казахстанских карапапахов автор начинает с Ахалкелека с начала 16 века. Карапапахи в 1944 году были депортированы вместе с месхетинскими турками в страны Центральной Азии. Согласно данным, приведенные автором 28598 карапапахов было депортировано в Казахстан. Депортированные карапапахи называли себя турками ахыска, чтобы быть в большинстве для защиты своих политических и социальных прав. Русское правительство всегда использовало карапапахов в качестве мощной военной силы. Автор поддерживает идею о том, что депортация была осуществлена с целью ослабления политической, национальной и культурной мощи тюркских народов Кавказа.  

  Эмин Атасой, преподаватель педагогического факультета университета Улудаг в своем исследовании «Казахстанская демографическая структура и её демографические характеристики» (Kazakistan’ın nüfus yapısı ve demografik özellikleri) [11]дает подробный анализ географического, социально-экономического и политического положения страны. В статье подробно изучены показатели урбанизации и миграции, вопросы этнической дисперсии, уровня образования, плотности населения, детской смертности, динамики роста населения, расселения казахов по всему миру. Анализируя таблицу этнического расселения в Казахстане, автор делает вывод, что численность тюркских народов Казахстана на 2001 год составляет около 53% всего населения [11, 224с.] Тогда как численность славянского населения Казахстана составляет около 42% всего населения. Автор отмечает, что после 70-х годов демографическое развитие этнических меньшинств менялось в пользу тюркских народов по сравнению со славянскими и другими этническими элементами.

  Изучая показатели рождаемости в Казахстане, автор видит причины низкой рождаемости по сравнению с другими постсоветскими азиатскими странами в наличии большого количества населения европейского происхождения, семьи которых малочисленны. Также урбанизация, индустриализация, рост социально-культурного и образовательного уровня и планирование семьи являются причинами низкой рождаемости в Казахстане.

  Об этническом составе Казахстана своеобразное мнение высказывает Али Йигит в своей статье «Меняющаяся этническая структура Казахстана» (Kazakistanın değişen etnik yapısı) [12].Данная работа состоит из шести частей. Во вводной части автор описывает географическое положение Казахстана, экологические проблемы, которые повлияли на демографический рост, и советское прошлое, разрушившее традиционное хозяйство казахов. Далее Йигит дает исторический обзор событий, начиная с образования казахского ханства до обретения Казахстаном независимости.

Вторая часть статьи посвящена определению факторов, повлиявших на уменьшение численности казахов. Такими факторами автор называет колонизацию, коллективизацию, превращение казахских земель в места ссылок, проект освоения целины. Если одни из факторов приводили к массовой гибели казахского народа, то другие стали причиной увеличения чужеземцев, что привело к превращению казахов в этническое меньшинство на своей же родине.

В третьей и четвертой части рассмотрены современное демографическое положение казахского народа, процесс роста численности казахов и этнический состав населения. Автор утверждает, что по переписи населения 1999 года в первый раз после долгих лет численность казахов составила 53,4 % [12, 9 с.] Пятая часть посвящена казахам, проживающим за рубежом. По таблице приведенной автором можно проследить какое количество казахов проживает в той или иной стране. Али Йигит делает вывод о том, что население Казахстана, пережившее за сто лет великие потрясения только сейчас начало стабилизироваться.  

В заключении можно сказать, что в наши дни проведено значительное количество зарубежных исследований о тюркских народах Казахстана, но их большая часть посвящена анализу судеб турков-месхетинцев и депортации разных народов на территорию Казахстана. Информация об остальных тюркских народах Казахстана в зарубежной историографии очень мала и требует дальнейшего изучения.

Литература:

1 Wheeler G. The modern history of Soviet Central Asia. London, 1964. – 272 p.

2 Golden P. An Introduction to the History of the Turkic Peoples. Ethnogenesis and State-Formation in Medieval and Early Modern Eurasia and the Middle East. Wiesbaden, 1992. –483 p.

3 Czaplika M.A. The Turks of Central Asia in history and at the present day. -  Oxford at the Clarendon Press, 1918. – 244 p.

4 Krader L. Peoples of Central Asia. The Hague, 1963. – 297 p.

5 Aydingün A.B. A Deported Nationality: The Ahiska Turks// Perceptions Journal of International Affairs. December 1998 - February 1999. Volume III - Number 4. – S. 1- 6.

6 Khazanov A.M. Meskhetian turks in search of self-identity// Central Asian Survey, Vol.11, № 1992. – PP. 1-16.

7 Oh Chong Jin Comparative Analysis of the Ahiska (Meskhetian) Turks And Koreans In Post-Soviet Kazakhstan And Uzbekistan: The Making Of Diaspora Identity And Culture // Millî Folklor, 2012, Yıl 24, Sayı 94. – PP. 14-26.  

8  Akiner Sh. Towards a Typology of Diasporas in Kazakhstan// Отантарихы. – 2007. - №1. – C. 13-59.

9  Aydıngün A. Ahıska Türkleri. Ulusötesi bir topluluk. Ulusötesi aileler. Ankara: Ahmed Yesevi Üniversitesi, 2014. – 200 s.

10  Kafkasyalı A. Karapapak türkleri// A.Ü.Türkiyat Araştırmaları Enstitüsü Dergisi, № 48. Erzurum, 2012. – S. 269-304.

11  Atasoy E. Kazakistan’ın nüfus yapısı ve demografik özellikleri// Türk Coğrafya Dergisi, № 36. İstanbul, 2001. – S. 215-244.

12   Yiğit A. Kazakistanın değişen etnik yapısı// Firat Universitesi Sosyal Bilimler Dergisi. Cilt: 10 Sayi: 2. Elazig, 2001. – S. 1-15.

Алмагамбетова А.М.

Ш.Ш.Уәлиханов атындағы тарих және этнология институтының кіші ғылыми қызметкері

Қазақстандағы түркі халықтары шетелдік зерттеулерде

Түйін

Мақалада Қазақстандағы XIX ғасырдың аяғы – ХХІ ғасырдың басындағы түркі халықтары туралы жазылған шетелдік зерттеушілердің еңбектеріне шолу жасалған. Олардың арасында ағылшын ғалымдары Джоффрей Уилер, Цаплика Мария Антуанетта, Ширин Акинер, америкалық зерттеушілер Питер Голден мен Лоуренс Крадер, түрік зерттеушілері Айшегюль Айдынгюн, Али Кафкасиялы, Али Йигит және кәріс зерттеушісі Чонг Жин Охтың еңбектері бар. Бұл зерттеулер ағылшын және түрік тілдерінде жазылып, Қазақстандағы бұрын зерттелмеген қарапапахтар, месхет түріктері секілді түркі халықтарын қарастырған.

Кілт сөздер: түркі халықтары, Қазақстан, зерттеушілер, месхет түріктері, қарапапахтар.

Almagambetova A.M.

Junior Research Fellow of Ch.Ch.Ualikhanov Institute of History and Ethnology

Foreign studies about Turkic peoples of Kazakhstan

Summary

The article provides an overview of foreign researchers’ works about Turkic peoples of Kazakhstan from the late XIX century till the beginning of XXI century. Among them the works of English scholars like Geoffrey Wheeler, Czaplika Marie Antoinette, Shirin Akiner, American researchers Peter Golden and Lawrence Krader, Turkish researchers Aysegul Aydingun, Ali Kafkasyaly, Ali Yigit and Korean researcher Chong Jin Oh. These studies were written in English and Turkish. They studied previously unexplored Turkic peoples of Kazakhstan as Karapapakhs, Meskhetian Turks.

Key words: Turkic peoples, Kazakhstan, researchers, Meskhetian Turks, Karapapakhs.


No comments

To leave comment you must enter or register