Home » Materials » Социально-экономические аспекты процесса репатриации

Нурумбетова К.К.

Социально-экономические аспекты процесса репатриации

Scientific E-journal «edu.e-history.kz» № 1

Tags: репатриация, родина, историческая, Казахстан, Республика, население, соотечественники
Annotation:
Статья посвящена решениям некоторых социально-экономических проблем возвратившихся на историческую родину соотечественников в начале 1990 годов. На основе архивных данных освещены принятые меры областных администрации по организации переселения соотечественников и оказанию социально-экономических льгот.
Text:

В начале 1990 годов государство сделало все возможное для принятия и обустройства соотечественниковвозвратившихся на историческую родину. В ходе исполнения Постановления Президента Республики Казахстан от 15 апреля 1993 г. № 1184 «О квоте иммиграции и мерах по организации переселения соотечественников из Исламской Республики Иран и других государств», Постановлений Кабинета Министров Республики Казахстан от 27 мая 1993 года № 437, от 23 сентября 1992 года № 791 «Об обеспечении социально-экономических льгот представителям зарубежной казахской диаспоры в период переселения в Республику Казахстан» областными администрациями были приняты необходимые меры по организованному приему лиц коренной национальности, возвращающихся на свою историческую родину. Были созданы областные комиссии, также при департаменте труда и занятости функционировали пункты адаптации [1].

Постановлением Президента Республики Казахстан была установлена квота иммиграции на 1993 год, в том числе в Талдыкорганскую область 550 семей. Воисполнения Постановления Президента и Кабинета Министров Республики Казахстан Талдыкорганский областной администрацией были приняты 2 распоряжения, где каждому району была доведена квота иммиграции, утверждены мероприятия и областная комиссия по приему переселенцев. Согласно этих мероприятий был организован прием и расселение 450 семей переселенцев в количестве 2196 чел., в том числе из Ирана 136 семей, Монголии 286 семей и 28 семей из республик СНГ. От общего числа прибывших трудоспособное население составляло 804 чел., или 36,5 проц., в том числе 471 женщин или 58,5 проц. Из числа трудоспособных трудоустроены 456 чел. В том числе 165 женщин [2].

Органами внутренних дел РК проводились соответствующие работы по своевременному взятию на учет, регистрации, выдаче вкладышей установленного образца, оформлению материалов по приему в гражданство РК беженцев-репатриантов коренной национальности прибывших из Ирана и Турции, обеспечению их личной и имущественной безопасности.

Решением главы Южно-Казахстанской обладминистрации от 17 июня 1993 г. № 370 был утвержден состав Южно-Казахстанской областной комиссии по оперативному решению вопросов связанных с переселением, приемом и обустройством семей переселенцев-соотечественников. В 1993 году согласно квоте Президента РК в Южно-Казахстанскую область определено 750 семей, а фактически прибывших переселенцев составило 1493 семей, (т. е. 7465 чел.) из них 1083 семей из стран СНГ. Для перевозки личных вещей и единовременных пособий переселенцам из республиканского бюджета было выплачено 693758 тенге. В 1993 г. 987 семей были обеспечены жильем, 385 семьям выделены земельные участки под индивидуальное строительство.

Первая партия соотечественников из Исламской Республики Иран 103 семьи (589 чел.) 14 августа 1993 г. благополучно прибыли в Туркестанский район, кроме того в этот район из Талдыкорганской области самовольно прибыло 71 семья переселенцев из Ирана. В Туркестанском районе в ауле «Достык» для переселенцев из Исламской республики Иран было завершено строительство 37 жилых домов, где были размещены временно 117 семей. Под производственные нужды им отведены 1000 га земли для посева в 1994 году хлопчатника, бахчевых и овощных культур. Вторая партия соотечественников из Исламской республики Иран 114 семей (56 чел.) 7 ноября 1993 г. прибыло в Сузакскийрайон и переселенцы распределены и размещены в 9 хозяйствах. В Туркестанском, Сузакском районах в первые месяцы пребывания, переселенцы за счет хозяйств в течении 2–3 месяцев обеспечивались бесплатно продуктами питания, а также бесплатно пользовались электроэнергией.

Каждой семье бесплатно выделялось по 2 мешка муки, каждая семья в этих районах бесплатно обеспечивалась углем, дровами. По государственной цене им предоставлялось ежемесячно растительное масло, сахар, чай, рис, картофель, лук и др. продовольственные товары. Для социальной поддержки семей переселенцев в Жетысайском, Махтааральском районах были выделены 87 голов коров, Алгабасском районе каждой семье выделены по одной корове и 10 баранов [3].

В целях социальной защиты переселенцев казахской национальности решением обладминистрации от 17 ноября 1992 г. № 237 предусматривалось единовременная материальная помощь по месту работы, в размере 3-х месячных окладов, которую получили 245 тружеников. В основном переселенцы были размещеныв Жетысайском, Шардаринском, Махтааральском, Келесском, Сарыагашском, Казыгуртском районе и в Шымкент. В основной массе переселенцы не имели профессии, особенно подростки и женщины. Областной Центр занятости способствовал привлечению их на работу, а не имеющие профессии обучались на курсах. Основными проблемами переселенцев являлись их обустройство на новом месте, а именно потребность в кредитных ресурсах для индивидуального строительства. Например, 600 семьям прибывшим из стран СНГ на индивидуальное строительство необходимо 2,0 млн. тенге, а в 1993 г. на эти цели было выделено всего 176 тыс. тенге.

В 1993 году в Карагандинскую область было принято и размещено 455 семей соотечественников, общей численностью 2148 чел., в том числе из Монголии 434 семьи при квоте 400. Из 455 семей квартиры получили 403, 389 семьям выделен скот. Из 904 трудоустроено 639 чел., 110 чел. получили пенсии [4]. В высших учебных заведениях Караганды обучались 175 детей переселенцев из Монголии, в средне-специальных — 102. В период заезда был создан временный центр адаптации для переселенцев, где было организовано проживание, горячее питание медобслуживание.

На выделенные из фонда преобразования экономики Республики 480 млн. руб. (960 тыс. тенге) построено 27 двухквартирных домов, куплено 15, отремонтировано 65 квартир. Из республиканского бюджета всем семьям переселенцев выделены единовременные денежные пособия, предприятиям возмещены транспортные расходы по переселению. Вместе с тем в работе по трудоустройству соотечественников, созданию надлежащих социально-бытовых условий имели место серьезные проблемы, прежде всего финансового характера. Хозяйства области, местный бюджет не имели достаточных средств на строительство и покупку жилья для переселенцев. Поэтому согласно статьи 6 Закона «Об иммиграции» должно было выделятся из республиканского бюджета необходимые материально-финансовые ресурсы на квоту приема или уменьшить прием переселенцев.

В 1993 году 58 хозяйств в Тургайской области приняли из Монголии 218 семей, из стран СНГ — 8 семей. Для семей переселенцев по области построены 20 новых домов, закуплены 18 квартир, остальные заселены в отремонтированные дома и квартиры. Повсеместно в хозяйствах, семьям переселенцев были выделены продукты питания. Решением Главы обладминистрации для каждой семьи переселенцев выделены по 1 голове КРС, 1 голове лошадей, 5 голов овцематок, выплачены единовременные пособия на сумму 34000 тенге. Руководители хозяйств оказывали помощь в трудоустройстве по специальностям. Так, например, 11 учителей, 14 водителей, 4 воспитателя, 1 бухгалтер, 23 механизатора работали по своим специальностям и профессиям. 12 детей переселенцев поступили по льготным условиям в Аркалыкский пединститут, 5 в педучилище, 92 школьника обучались в школе-интернате им. Ш. Валиханова в г. Аркалык и находились в полном бесплатном обеспечении.

В ходе исполнения Постановления «О квоте иммиграции и мерах по организации переселения соотечественников из Исламской Республики Иран и других государств» в 1993 году Кзыл-Ординской областью приняты и размещены из зарубежных стран 225 семей или 1068 чел., в том числе из Турции 216 семей (1023 чел.), Ирана — 4 семьи (24 чел.), Монголии 5 семей (15 чел.). Всем этим семьям выделено по возможности жилье, необходимые средства на обустройство, оплачены проезд и провод домашнего имущества, на эти цели израсходовано из фонда миграции 308,3 тыс. тенге. Из них на единовременное пособие — 269,8 тыс. т. Из фонда преобразования экономики за 1993 год для покупки и строительства жилья израсходовано 400 тыс. тенге (200 млн. руб.).

В 1993 году в Актюбинскую область всего из Монголии было перевезено около 200 семей и 900 чел. переселенцев. Для перевозки вещей переселенцев из Монголии было выделено 50 автомашин «Камаз» с прицепами, в том числе 5 бензовозов. Выделено 6 сотрудников милиции и ГАИ для сопровождения безопасности и сохранности имущества.

Кроме того, из государств СНГ прибыло 61 семья казахской национальности общей численностью 247 чел., в том числе из России 31 семья, из Узбекистана 28 семей.

В связи с ухудшающим финансово-экономическим положением, в областях не имели возможности оказать ощутимую материальную помощь переселенцам. Особенно трудно становилась обеспечение жильем, топливом, одеждой, обувью и другими товарами первой необходимости. Поэтому имело место предусмотреть выделение значительной суммы денежных средств, для строительства и покупки жилья переселенцам и увеличить размер единовременного пособия в 1994 году [5].

За 1992–93 гг. в Семипалатинскую область прибыло 1030 семей из Монголии и вместе с переселившимися в 1991 г. на 1.01.94. насчитывалось 894 семьи, общей численностью 4936 человек.

Вместе с тем в вопросах переселения и обустройства соотечественников имелось ряд проблем, которые требовали своего решения. Прежде всего проблеме улучшения жилищных условий прибывших соотечественников, поскольку многие из них жили на отгонных участках, в служебных домах. Средств на строительство нового жилья централизовано не выделялось. Не было дополнительной возможности банкам выделять на льготных условиях досрочные беспроцентные кредиты и ссуды для выкупа домов и приобретения товаров длительного пользования, что сдерживало их обустройство и ухудшало материальное положение.

Также требовало решения на межгосударственном уровне и вопросы пенсионного обеспечения мигрантов. Некоторые пенсионеры по выслуге лет, многодетные матери, получавшие пенсии в Монголии согласно Законодательства Республики Казахстан не подлежал пенсионному обеспечению, так как не достигли пенсионного возраста, отказ в выделении им пенсий вызывал недопонимание и жалобы на местах, в вышестоящие органы [6].

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 15 июля 1993 г. № 614 Кокшетауской области для строительства или приобретения жилья семьям иммигрантов коренной национальности в 1993 г. были выделены средства на сумму 1120 тыс. тенге из Республиканского Фонда преобразования экономики. С учетом доверенной по областям квоты иммиграции, эти средства были распределены распорядком главы обладминистрации от 22 сентября 1993 г. № 559-р между всеми районами, из среднего расчета 1600 тенге на 1 семью. По области за счет этих средств было приобретено 55 кв. на которое затрачено около 250 тыс. тенге.

Между тем переселенцы часто обращались с просьбой о выделении льготных ссуд на строительство или покупку жилья для открытия малых или частных предприятий производственного характера. На местах слабо решался вопрос, связанный с обеспечением жильем семей прибывших соотечественников. По состоянию на 1 апреля 1994 г. около 3 тыс. семей или 25 процента от общего их количества, нуждались в нормальном жилье. Крайне сложно обстояло дело с решением данного вопроса в Алматинской, Мангистауской, Северо-Казахстанской, Жезказганскорй, Павлодарской и Южно-Казахстанской областях.

Наиболее сложно решались трудоустройство прибывших на историческую родину. Практически ни одной области не удавалось полностью решить данную проблему. По состоянию на начало 1994 г. более 6,5 тыс. соотечественников не были трудоустроены. Большие трудности в этом деле возникали в Южных регионах (Жамбылской, Южно-Казахстанской, Талдыкорганской, Алмаатинской и Кызыл-Ординских областях), где около 40–46% трудоспособных людей не были обеспечены работой. Значительную часть из них составляли женщины. В целом по республике этот показатель был равен 45-ти процентам. Это объяснялось прежде всего тем, что на местах не приняты исчерпывающие меры по устройству детей прибывших в детские дошкольные учреждения [7].

Согласно данным Департамента по миграции населения Министерства труда по состоянию на начало 1994 года охват детей школьного возраста учебой в школах было следующее (в процентах): Северо-Казахстанская область — 100, Жезказганская область — 95, Кокшетауская область — 85, Костанайская область — 81, Карагандинская область — 63, Талдыкорганская область — 56.

Одним из сдерживающих факторов трудоустройства соотечественников являлось также незнание абсолютным большинством из них русского языка и казахской письменности. Однако проводимая работа в этом направлении на местах велась слабо и нецелесообразно.

Главы местных администраций, органы социальной защиты населения крайне медленно решали проблемы по оформлению пенсии. По состоянию на 1 января 1994 года в числе прибывших лиц было свыше 2800 пенсионеров, из них получали пенсии 1860 чел. Или 66 процента, а вСемипалатинской, Тургайской, Талдыкурганской, Акмолинской областях — менее половины прибывших пенсионеров. В некоторых областях прибывшие соотечественники также испытывали определенные трудности в получении льготных кредитов для покупки и строительства жилья, открытия частного производства и земельных участков для этих целей, а также в медицинском обслуживании.

Вышеуказанные недостатки в деятельности соответствующих министерств и ведомств, глав некоторых областных администрации вызывали у прибывших соотечественников неудовлетворенность решением вопросов, имеющих для них важное значение. Все это заставляло некоторых иммигрантов уехать обратно. Из-за необустроенности 23 семьи из Семипалатинской и Жезказганской, 55 — Костанайской, 30 — Актюбинской и 10 семей из Талдыкурганской областей высказывали свои просьбы о возвращении их в Монголию. Эти недостатки требовали принятия кардинальных мер по устранению недостатков связанных с переселением соотечественников на историческую родину.

В 1993 году на историческую родину возвратилось 9441 семья всего 42630 чел.), из них из Монголии — 362 семья, из Ирана — 732, из Турции — 336 и стран СНГ — 4849 чел. Соответствующими министерствами и главами областных администраций организованно переселение соотечественников. По прибытию на местах повсеместно была оказана им материальная помощь, выданы единовременные денежные пособия и решались вопросы выделения жилья и трудоустройства.

Установленная Президентом квота иммиграции на 1993 год в количестве 10 тыс. семей в целом по республике была выполнена на 94,4 процента, мотивируя различными причинами, не обеспечили реализацию данного задания. Так, Костанайская областная администрация выполнила квоту на 85 процента (принято 426 семей вместо — 500), Карагандинская — 76 (455/600), Талдыкорганская — 70 (385/550), Жезказганская — 58 (231/400), Северо-Казахстанская — 50 (224/450), Кокшетауская — 131 (915/700) перевыполнение [8].На местах слабо решались вопросы связанные с обеспечением нормальным жильем каждой семьи и компактным расселением прибывших соотечественников. На 1 января 1994 г. около 3 тыс. семей или 25 процента от общего их количества, не были обеспечены нормальным жильем. Обеспеченность жильем на 01.01.1994 г. составляла в процентах) Кокшетауская область — 100, Костанайская область — 97, Жезказганская область — 90, Карагандинская область — 89, Талдыкорганская область — 87, Северо-Казахстанская область — 70 [9].
Длительность оформления материалов на предоставления гражданства Республики Казахстан объяснялось большим числом материалов и сложностью вопроса. Малочисленность работников паспортных служб и неграмотность самих переселенцев серьезно усложняло работу по оформлению первичных материалов о приеме в гражданство Республики Казахстан. Все это требовало принятия должных мер.

Источники
1 Архив Президента Республики Казахстан (АП РК). Ф. 5-Н., Оп. 1. Д.3889. Л. 74.
2 АП РК Ф. 5-Н., Оп. 1. Д.3889. Л. 81
3 АП РК Ф. 5-Н., Оп. 1. Д.3889. Л. 86–87.
4 АП РК Ф. 5-Н., Оп. 1. Д.3889. Л. 88–90.
5 АП РК Ф. 5-Н., Оп. 1. Д.3889. Л. 91–98.
6 АП РК Ф. 5-Н., Оп. 1. Д.3889. Л. 108–109.
7 АП РК Ф. 5-Н., Оп. 1. Д.3890. Л. 19–20.
8 АП РК Ф. 5-Н., Оп. 1. Д.3890. Л. 40, 21, 22, 38.
9АПРКФ. 5-Н., Оп. 1. Д.3890. Л. 39.

Istochniki
1 ArhivPrezidentaRespublikiKazahstan (AP RK). F. 5-N., Op. 1. D.3889. L. 74.
2 AP RK F. 5-N., Op. 1. D.3889. L. 81
3 AP RK F. 5-N., Op. 1. D. 3889. L. 86–87.
4 AP RK F. 5-N., Op. 1. D. 3889. L. 88–90.
5 AP RK F. 5-N., Op. 1. D. 3889. L. 91–98.
6 AP RK F. 5-N., Op. 1. D. 3889. L. 108–109.
7 AP RK F. 5-N., Op. 1. D. 3890. L. 19–20.
8 AP RK F. 5-N., Op. 1. D. 3890. L. 40, 21, 22, 38.
9 AP RK F. 5-N., Op. 1. D. 3890. L. 39.

НҰРЫМБЕТОВАК.Қ.
(Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институтының аға ғылыми қызметкері, т.ғ.к.)

РЕПАТРИАЦИЯҮДЕРІСІНІҢ ӘЛЕУМЕТТІК-ЭКОНОМИКАЛЫҚ АСПЕКТТЕРІ
Түйін
Мақала 1990 жылдың басында тарихи отанына оралған қандастарымыздың кейбір әлеуметтік-экономикалық мәселелерінін шешудегі жүргізілген шараларға арналған. Архив деректері негізінде облыстық әкімшіліктер тарапынан қандастарымыздың қоныс аударуын ұйымдастыру мен оларға әлеуметтік-экономикалық жеңілдіктер көрсету барысындағы жасалған шаралар қарастырылған.
Кілт сөздер: Қазақстан Республикасы, тарихи отан, репатриация, халық, қандастар.

K. K. NURUMBETOVA
(Institute of History and Ethnology named after Ch. Ch. Valikhanov,
Senior Research Fellow, Candidate of Historical Sciences)

SOCIAL AND ECONOMIC ASPECTS OF REPATRIATIONPROCESS
Summary
The present paper is dedicated to solution of some social-economic problems encountered by repatriates of the early 1990-s. The author narrates about the measures of local administrations on the arrangement of repatriation and showing social-economic assistance.
Keywords: Republic of Kazakhstan, historical homeland, repatriation, population, repatriates.

No comments

To leave comment you must enter or register